Личность Петра Великого
Некоторые исследователи считают, что огромный пласт творчества писателя, так или иначе касающегося фигуры Петра Первого, являлся лишь попыткой представить правителям пример образа истинного Императора, живущего интересами государства
Но Петр Великий привлекал внимание творца и сам по себе как богатая и неординарная личность. История России глазами Пушкина — это в том числе и череда больших переломов, постоянная проблема выбора и стоящие за этим люди.
Необходимо понимать:
- Пушкин преклонялся перед Петром как перед правителем, который сумел вытащить страну из азиатчины и сделать ее мощной европейской империей. В каких-то моментах автор почти обожествляет императора, а в каких-то демонизирует его. Петр, на взгляд Александра Сергеевича, гениальный политик и умелый полководец, трудолюбивый строитель и настоящий патриот. Но писатель напоминает и о том, что новая Россия строилась на большой крови.
- Одним из ключевых моментов становления новой России поэт считал Полтавскую битву. «Полтавы» он не мог не написать. Здесь есть и император-полубог, и настоящий творец победы над врагом — русский народ. Сама поэма представляет собой гармоничный сплав романтизма и реализма. Петр здесь велик и могуч, одним только видом он вдохновляет войска, но именно народ выступает в роли главной движущей силы истории. Получается, что даже «божия гроза» далеко не всесильна. Она сильна именно народной поддержкой.
- Нечто похожее, но уже в ином ключе, звучит и в «Медном всаднике». Здесь поэт ставит императору в заслугу и поднятую на дыбы страну и прорубленное в Европу окно. Петр умен и величественен. Но он же и деспотичен, страшен и даже ужасен в своем величии. Это уже не веселый и отважный полководец «Полтавы», это жесткий и беспощадный правитель, готовый на все ради достижения цели. Такое изменение образа Петра можно объяснить и тем, что Пушкин взялся писать «всадника», изучив не только литературные труды о своем герое, но и доступные архивы.
Свое отношение к личности Петра Великого гений так окончательно и не определил. Образ императора влек автора на протяжении долгих лет, сложился он весьма противоречивым. Но и реформы Петра не были однозначны. Так что поэт, осмысливая общую картину, пришел к единственно верному выводу, связав характер своего героя с характером народа.
Трагедия национальной катастрофы
Поэт действительно внимательно изучал документы о том времени, в котором жили его герои. Произведения Пушкина на историческую тему полны реальными подробностями, а не выдуманными ситуациями. Но заслуга автора, конечно, заключается не только в точном описании того или иного события. Талант настоящего гения позволял создавать истинные памятники литературы.
Одним из ярчайших произведений, построенных на исторической основе, стала трагедия смутного времени, одна из центральных фигур которого — Борис Годунов:
- Писатель давно задумывался над тем, чтобы сделать большую вещь о том горьком для страны времени, когда она оказалась в глубоком политическом кризисе, осложненном вторжением врагов. Независимость государства была под реальной угрозой. Автор, не выходя за рамки жанра, сумел показать, что именно народ является главной силой истории. В этом заключается новаторство произведения.
- Здесь Пушкин окончательно развенчивает миф о том, что высокая цель может оправдывать любые средства. Трагедия проникнута чувством справедливости высшего закона, который никто не вправе нарушать. В противном случае страна оказывается на грани национальной катастрофы. Борис же явно идет на преступления, поставив себе в оправдание благую цель.
- Исследователи продолжают проявлять интерес к трагедии. Они до сих пор спорят, кого можно считать главным героем произведения. Борис умирает, а действие развивается без него. Самозванец присутствует далеко не на первом плане. Бояре и народ сами идут против нравственности, позволяя вступить на трон недостойному человеку. Автор не зря придает мольбам и молитвам вид неестественности. Это помогает читателю понять, что вокруг происходит государственный спектакль, в котором роли уже расписаны.
- Показательное значение придается равнодушию, безразличию толпы. Даже слезы здесь являются искусственными. Чтобы продемонстрировать их, люди трут глаза луком. Народ же, совесть его представляет не толпа, а те, кто находится вне ее. Это юродивый и летописец. Логично, что, не будучи охвачены общим безумием, они становятся носителями исконной мудрости.
ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ В ФОЛЬКЛОРЕ
Фольклор сопутствует народу на Это очевидно и на примере русского фольклора. Древние Отражение жизни народа в фольклоре мы иаходим не только в Подобные произведения могли быть созданы только в История всесторонне и многообразно отражается в фольклоре. |
СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: Русское народное творчество
календарные праздники нашли в них свое отражение.
Это огромное песенное богатство объединяется термином «фольклор«
народа, его истории, его быта. Народная песня, и шире — весь
музыкальный фольклор, — это основа.
Эти особенности находили отражение в творчестве
художника А. Лосенко, скульптора Л. Шубина, поэтов Г. Державина, И. Крылова
Опора на традиции фольклора и культуры своего и других народов,
стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и…
В этот период в творчестве Микеланджело отражается
усугубляющийся трагизм его мировосприятия (образы капеллы Медичи
Микеланджело — один из уникальнейших мастеров в истории … Отцы нового
искусства: Брунеллески, Донателло, Мазаччо.
Читал курс всеобщей истории в
Александровском военном училище, курс русской истории в
Московской духовной академии, на Высших женских курсах
Русская правда как его отражение. Два взгляда на этот памятник.
Особенности русской правды, указывающие на её Происхождение.
В стихах и прозе
Первые опыты проникновения взором в прошлое писатель предпринял еще в юности. В истории Пушкина интересовало буквально все. Начал он, как и подавляющее большинство соотечественников, со сказок и легенд. Позже размышления автора о родной стране нашли свое отражение и в небольших стихотворениях. Причем почти всегда гению удавалось выразить дух эпохи, к которой он обращался в своем творчестве .
Обязательно нужно знать:
- Одним из первых сочинений, в которых Пушкин обратился к прошлому, можно считать «Песнь о вещем Олеге». С одной стороны, это почти сказка, пусть и основанная на древнем предании. Но, с другой стороны, читатель узнает и о Царьграде, и о Перуне (в лице его служителя). И это уже самая настоящая реальность, как и борьба Руси со своими соседями, языческие народные основы. Поэтому и сам Олег воспринимается как живой человек, готовый шагнуть в мир со страниц произведения.
- Впоследствии автор часто находил место отсылке к историческим событиям и в тех своих шедеврах, где им, казалось бы, не может быть места. О настоящем героизме народа-освободителя писатель, например, тонко сказал даже в «Евгении Онегине». Пушкин, наверное, впервые на деле доказал, что лирика и патриотизм более чем совместимы, они могут органично дополнять друг друга.
- Стремясь к разгадке русской души, писатель не боится исследовать особенности характеров реальных персонажей. Его на протяжении всей жизни интересуют исторические личности. В частности, в «Воспоминаниях о Царском Селе» это такие знаковые фигуры, как Орлов и Румянцев. Аналогичный подход певец народа использовал и в других работах, в них проходит целая череда героев, мыслителей, ученых, военных, правителей и обычных людей. Судьба каждого из них неразрывно связана с судьбой Родины.
- Настоящий исследователь отталкивается от фактов. Писателю крайне любопытны были и архивы, и живые свидетели минувшего, и возможность лично увидеть памятники прошлого. Интересно, что Александр Сергеевич не приукрашивал своих героев, он не наделял их сверхспособностями. В его изложении историю страны делали обычные люди, обладающие не только достоинствами, но и недостатками.
https://youtube.com/watch?v=y9MaP2BHTgg
Презентация на тему: » Народные исторические песни. По жанрам песни делятся: 1) обрядовые; 2) необрядовые (лирические); 3) исторические.» — Транскрипт:
1
Народные исторические песни
2
По жанрам песни делятся: 1) обрядовые; 2) необрядовые (лирические); 3) исторические.
3
Историческая песня – эпическое или лиро-эпическое произведение, рассказывающее об исторических событиях или жизни исторических лиц.
4
Исторические песни Они создавались на основе реальных событий (войн, военных походов, народных восстаний, жизни царей). Наиболее ранние исторические песни относятся к середине XIV (14) века.
5
Герои песен: Цари: Иван Грозный, Пётр Первый. Герои-воины: Суворов, Кутузов. Герои исторических песен
6
Емельян Пугачёв Степан Разин Народные вожди, борцы за свободу.
7
Исторические песни и былины Исторические песни продолжают былинный народный эпос.
8
Работа в тетради. Заполнение таблицы «Былины и исторические песни» (с. 19 учеб- ника, задание 1)
9
Былины и исторические песни Были- ны Историче- ские песни Время возникновения жанра Тема Герои Описываемые события Объём Достоверность фактов Средства худ. выразительности
10
Былины и исторические песни Былины Исторические песни Время возникновения жанра XI векXIV век Тема Подвиги богатырей Конкретные события и лица Герои БогатырьИзвестные истор. деятели Описываемые события Битва богатырей с врагами, охрана границ Родины Войны, походы, народные бунты, страницы из жизни царей, предводителей бунтов Объём БольшойНебольшой, меньше былин Достоверность фактов Вымысел Правдивость Средства худ. выразит-сти Гиперболы, сравнения Эпитеты, гиперболы, сравнения
11
Сходство исторических песен и былин 1. Являются источников знаний о своём прошлом. 2. Воспевают подвиги, силу, готовность защитить Родину. 3. Объединяются в циклы о героях. 4. Худ. средства (эпитеты, гиперболы, сравнения).
12
Отличие исторических песен и былин В исторических песнях: 1. Упоминаются реальные события и реальные исторические деятели. 2.Истор. факты передают достоверно. 3. Меньший объём. 4. Создавали и хранили солдаты. 5. Манера исполнения (истор. песни поют, а былины сказывают).
13
Проверка знаний: 1. Когда и почему возникли исторические песни? 2. В чем состоит сходство исторических песен и былин? 3. Чем различаются эти жанры?
14
Прослушивание исторической народной песни «Сон Степана Разина» (с )
18
Вопросы: Какие события отражены в прослушанной песне? Какое настроение передается в песне?
19
Чаще всего в исторических народных песнях действующими лицами оказывались Ермак и Степан Разин. Прослушайте сообщения о Ермаке и Степане Разине и ответьте на вопросы: 1. Какую роль эти два человека сыграли в истории России? 2. Почему именно их народ сделал героями своих песен?
20
Сообщение учащихся и ответы на поставленные вопросы.
22
Ермак – покоритель Сибири
23
Значение исторических песен 1. Помогают лучше узнать историю народа, так как в них нашли отражение настоящие, реальные события прошлых лет, сохранили имена невымышленных героев. 2. Выражают народную оценку истор. событий и их участников (восхищение Пугачёвым, уважение к Суворову, любовь к Ермаку). 3. Помогают судить о моральных ценностях того времени.
24
Домашнее задание: Читать с , поэму М. Ю. Лер- монтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
25
Русские народные песни: тематическая проверка знаний и умений
Исторические песни о Степане Разине
Цикл песен о Разине — один из наиболее крупных в русском фольклоре. Он создавался в XVII в. Песни воспроизводят путь бунтаря и его сподвижников («сынков») по России: походы на реки Волгу и Яик (современный Урал), Каспийское море и Астрахань. Есть песни о пленении и казни Степана Разина.
Походы и дела Разина воспеты как героические, бунтарские, а иногда и как разбойничьи. Казаки берут города, разбивают царские войска, посланные против них.
Героический облик казаков и самого Степана Разина подчёркивают фольклорные приёмы, например, постоянные эпитеты. Степана Разина в песнях называют «добрый молодец», «удалой казак», «хозяин разудалый молодец», у него «русые кудри», «соколиные очи», «соболиные брови» — он похож на сказочного или былинного героя.
Образ Степана Разина в песне идеализируется. Он наделён силой, смелостью, поэтому непобедим. «Меня пушечка не тронет, меня ядрышко не возьмет», — творит он о себе.
Об исторической народной песне
Она возникла очень давно. Первые произведения были созданы в XIII в. — во времена монгольского нашествия, например, знаменитая песня «Авдотья-Рязаночка» о защите города Рязани.
Исторические народные песни всегда посвящались конкретным историческим событиям: в XVI в. — взятию Иваном Грозным города Казани и покорению Сибири донским казачьим атаманом Ермаком, его победе над сибирским ханом Кучумом. В XVII в. были сложены песни о Степане Разине, в XVIII в. — о Емельяне Пугачёве. Тогда же появились и песни о Полтавской битве. Воспето и грандиозное событие в жизни России — война с Наполеоном в 1812 г. В своей совокупности эти произведения воссоздают всю историю России, начиная с XIII в.
Слагались песни зачастую самими участниками событий. Обычно поэт-песенник избирал какой-то отдельный эпизод в большом историческом событии. Рассказ о событиях в исторических песнях часто излагался в форме монолога или диалога героев. Например, в «Песне о взятии Казани» поётся о том, как царь Иван Грозный заподозрил своих пушкарей в измене и сразу хотел казнить их. Один из приговорённых осмелился и говорит:
Погоди нас, государь, казнить-вешати,
А позволь-ка, государь, слово молвити,
Словечушко молвити, речь возговорити.
Характер героя исторической песни раскрывается и в действиях, и в переживаниях. Так, царя Ивана Грозного изображали не только мудрым правителем, но и гневливым, безрассудно жестоким человеком. Была сложена песня о том, как он убил собственного сына.
Исторические народные песни о наиболее важных событиях и героях объединены в циклы. Есть циклы песен об Иване Грозном, Ермаке, Степане Разине и др.
Картина русского бунта
Великий поэт стал и великим ученым. Чтобы создать правдивое полотно восстания под предводительством Пугачева, он проехал пол-России, узнавая, изучая, осмысливая причины бунта, чуть было не стоившего стране самого ее существования. Добытые материалы нашли литературное отражение в «Капитанской дочке», которую можно считать почти документальной повестью.
Здесь снова имеет место уникальное пересечение романтизма и реализма, ставшее темой не одного научного сообщения:
- Автору стоило большого труда собрать необходимые материалы. Реальные прототипы есть даже у некоторых второстепенных героев произведения. В этом, кстати, также заключается историзм Пушкина. Романтическую повесть он создал на богатейшей фактуре ожесточенных военных и духовных сражений противоборствующих сторон.
- Ужасы кровавого восстания и истории его подавления писатель передает и словами своих героев, и поступками «маленьких людей», и даже терзаниями, которые мучают самого Пугачева. Не случайно в памяти у многих остается высказывание атамана о Гришке Отрепьеве, которому удалось-таки немного поцарствовать.
- Тем не менее параллель между Гришкой и Емельяном Пугачевым проводить нельзя. Даже если ознакомиться с повестью лишь в кратком ее содержании, можно заметить, что у атамана иная миссия. Он старается стать «народным царем». Емельян широк душой, умен, незауряден, по-своему справедлив. Но он очень ограничен в знаниях и в выборе средств.
- Если ориентироваться лишь на цитаты «народного царя», то в этом качестве он выглядит идеальным правителем. Символом веры, который он несет людям, является воля. Но ради этой воли Емельян убивает людей. То есть путь ложен. И этот путь приводит к гибели самого атамана. Так что относиться к Пугачеву можно по-разному. Писатель намеренно оставил выбор за читателями.
- Автор сумел гармонично вписать в «Капитанскую дочку» и традиционный любовный сюжет. На его фоне бунт выглядит еще более жестоким и не имеющим смысла. Да, достойны уважения герои, отважившиеся на восстание, но по-настоящему счастливы те, кто рискуют иметь в дни войны и раздора чистые человеческие чувства, любовь.
Произведения Александра Сергеевича не зря изучают в разных классах на протяжении почти всего школьного обучения. Они того безусловно заслуживают. А «Капитанскую дочку», хотя бы за ее правдивость и пронзительность, можно занести в вечный список обязательных к прочтению книг.
Если говорить кратко, то Пушкин не зря стремился показать своих героев именно в сложные периоды жизни страны. В переломные моменты можно лучше рассмотреть и истинные человеческие качества, и действие законов истории.