Влияние античной философии на современность
Античная философия имеет огромное значение для современности. Ее идеи и концепции проникли во все сферы нашей жизни и оказали значительное влияние на формирование наших ценностей и взглядов.
Во-первых, античные мыслители являются основателями западной философской традиции. Их работы и идеи стали отправной точкой для развития философии вплоть до сегодняшнего дня. Классическая античная философия, представленная философами-платониками, аристотелизмом и стоицизмом, продолжает оказывать влияние на современные школы мысли и направления философии.
Во-вторых, античные философы задали важные вопросы, которые до сих пор актуальны. Они занимались рассмотрением вопросов о смысле жизни, природы человека, морали, справедливости и равенстве. Их идеи и ответы на эти вопросы до сих пор вызывают дискуссии и считаются основой для размышлений о современных этических и метафизических проблемах.
В-третьих, античная философия оказала влияние на образование. Методы и принципы, разработанные античными мыслителями, были основой для развития образования и науки. Они объясняют, как мы приобретаем знания, как мы должны мыслить и анализировать информацию. Современная система образования все еще основывается на принципах, заложенных античными философами.
Все это позволяет нам утверждать, что античная философия не только влияла на формирование культуры и принципов наших предков, но и до сих пор оказывает заметное влияние на современность. Ее идеи и концепции продолжают вызывать интерес и использоваться в современных исследованиях и мышлении.
Тагир
На основе идей античной философии, сложилась средневековая философия и стала одним из истоков развития европейской общественной мысли.
Философы классифицируют четыре периода в античной философии, которые охватывали период от 7 до 5 веков назад – классический период (V — IV века) и эллинистическо-римский (III в. до н. э.- II в. Римско-эллинистический (I в. до н. э. – I в. н. э.) и римский (II в. до н. э. – I в.н. э.), натурфилософский (классический) этап (VII-V веков до н.э.).
Классическая греко-римская философия создавалась на основе древнегреческих городов-полисов: Афины, Спарта, Макиен, Аргос и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов. Примером может послужить термин «натурфилософы» (в переводе — философы природы) — они рассматривали проблемы мироздания в единении с природой, богов и человека; при этом природа космоса определяла природу человека. Основополагающий вопрос доклассической философии — вопрос о первооснове мира.
С точки зрения ранних мыслителей, космическая гармония была одним из основных вопросов.
По мнению поздних мыслителей, в созерцательном подходе используются логические аргументы, и возникает система категорий.
К натурфилософам относят:
Школа | Главные представители | Основные идеи | Что является первоосновой мира |
Ранние натурфилософы | |||
Милетская школа | Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.), основоположник школы, которая впоследствии | Природа является частью Бога | Вода |
Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) | Есть множество миров, которые появляются и исчезают | Апейрон – абстрактная материя, которая находится в постоянном движении. | |
Анаксимен (ок. 588-ок. 525 гг. до н.э.) | Сформировал теорию о небе и звездах (античной астрономии) | Воздух | |
«Эфесской» называют школу в Эфесе, которая была основана в 3 веке до нашей эры. | Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.) | Неизменной остается и эта истина: «В одну реку нельзя войти дважды». | Огонь — это знак всеобщей, разумной и одушевлённой стихии |
Элейская школа (элеаты) | Ксенофан из Колофона (ок. 570-после 478 гг. до н.э.) | Чему же учит нас чувство? Оно не дает нам истинного знания, а приводит лишь к мнениям. | «Единое» — это то, что является вечным, совершенным бытием, в котором и пребывает Бог. |
Парменид (ок. 515 г. до н.э. – ?) | В подлинной истине «алетейю» можно узнать лишь разумом. | «Вечное» — это не что иное, как отсутствие начала и конца. | |
Зенон Элейский (ок. 490-ок 430 гг. до н.э.) | Не существует движения, потому что движущийся предмет состоит из множества неподвижных точек (Ахиллес и черепаха) |
||
Поздние натурфилософы | |||
Пифагор и его последователи – пифагорейцы. | Пифагор (2-я пол. VI-начало V вв. до н.э.) | Не стоит забывать о том что гармония, порядок и мера – это основа основ в жизни каждого человека. | Знак мирового порядка — число, которое является символом гармонии и мира. |
Эмпедокл из Агригента (484-424 гг. до н.э.) | Сущность движущих сил мира – борьба между Любовью и Враждой. | Четыре стихии: вода, воздух, земля и огонь. | |
Неформальное, стихийное материалистическое направление. | Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) | Нус, Ум (интеллект) – упорядочивает хаотичную смесь семян, благодаря чему появляются вещи. | «Семена» – бесконечное множество мельчайших частичек |
Науку о природе атома и ее законов, а также об атомах в целом, можно назвать атомистическим материализмом. |
Левкипп, Демокрит из Абдер (460 в. до н.э.) | Все тела образуются в результате многообразных соединений атомов | Как правило, все тела образуются в результате разнообразных соединений атомов. В атомах есть множество бесчисленных, постоянно движущихся элементов. |
Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.)
Этот период получил свое название от греческого государства – Эллады, но включает также и философию римского общества. В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.
Школа | Главные представители | Основные идеи |
---|---|---|
Киники (циники) | Антисфен из Афин (ок. 444–368 гг. до н.э.) – основатель школы, ученик Сократа;
Диоген Синопский (ок. 400–325 гг. до н.э.). |
Отказ от богатства, славы, удовольствий – это путь к счастью и достижению внутренней свободы.
Идеалом жизни является аскетизм, пренебрежение к общественным нормам и условностям. |
Эпикурейцы | Эпикур (341–270 гг. до н.э.) – основатель школы;
Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.); Гораций. |
Основа человеческого счастья есть стремление к наслаждению, безмятежности и душевному спокойствию (атараксии).
Стремление к наслаждению – не субъективная воля человека, а свойство человеческой природы. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. |
Стоики |
Ранние стоики:
Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.) – основатель школы. Поздние стоики: Эпиктет (50-138 гг. до н.э.); Сенека; Марк Аврелий. |
Счастье есть главная цель человеческой жизни.
Благо есть то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – все, что направлено на его уничтожение. Жить нужно в согласии с естественной природой и своей совестью. Стремление к собственному сохранению есть не-нанесение вреда другому. |
Скептики | Пиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.);
Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до н.э.). |
Вследствие своего несовершенства человек не в силах познать истину.
Не нужно стремиться познать истину, нужно просто жить, опираясь на внутреннее спокойствие. |
Эклектизм | Филон (150-79 гг. до н.э.);
Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.); Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). |
Соединение прогрессивных философских мыслей и идей греческих мыслителей классического периода.
Ценность разума, морали, разумное отношения к жизни. |
Завершающий этап (III-VI вв. н.э.)
Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. Этот этап был кризисом в римском обществе, который отразился и в общественной мысли. По мере того как интерес к рациональному мышлению угасал – росла популярность различных мистических учений и влияния христианства.
Неоплатонизм является одним из самых влиятельных учений в истории человечества. Его представитель – Плотин (205-272 гг. н.э.) являлся одним из самых известных представителей этого течения.
Неоплатонисты занимались толкованием учения Платона и критиковали его.
Основные идеи
Основные идеи неоплатонизма:
- Все низшее — из Высшего. Это высшее – Бог, или некий философский первоисточник. Но высшее возможно постичь только мистическим экстазом.
- Основной принцип, который лежит в основе познания — это Божественный принцип, который представляет собой подлинность бытия.
- «Благо» — это свобода духа и тела от физического и плотского, аскетизм.
Античная философия завершается деятельностью последнего яркого философа Платона (IV в. до н.э.), который был последователем течения неоплатонизма, возникшего в противовес христианской религии. Это учение возвращает мифологическое мировоззрение и языческие представления, противостоящие новому вероучению. Однако уже в 529 г. император Юстиниан запретил язычникам заниматься публичной деятельностью и иметь школы под страхом ссылки и конфискации имущества. Лишь во времена Ренессанса, когда на смену средневековой эпохе пришла эпоха Возрождения, появились новые волны интереса к неоплатонизму, античным течениям философии и другим античным течениям мысли.
Исторический контекст
Древняя философия началась в 7 веке до н.э. в регионе Иония, Греция. Города, которые составляли область, были заняты торговлей полюсами Средиземного моря и поэтому имели большую концентрацию интеллектуалов.
Именно в городе Милете возникли первые три философа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен . Его идеи отвергли традиционные объяснения, основанные на религии, и стремились представить космологическую теорию, основанную на наблюдаемых явлениях.
В историческом плане древняя философия простирается до пятого века после Христа, когда происходит падение Римской империи и переход от античности к средневековью.
Полезные источники
Античная философия: этапы развития, представители и особенности обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру
Античная философия существовала несколько столетий (с конца VII века до н. э. по VI век н. э.) в самых развитых государствах того времени. В нее входили греческие и римские направления мысли, на которые оказали влияние воззрения мудрецов Египта и других стран. Впоследствии резвившиеся направления и найденные идеи стали основой для философских и исторических учений эпохи Средневековья, они оказали влияние на общественное сознание и понимание человеком самого себя.
Особенности
Прежде всего, расскажем о том, что стало толчком к активному развитию философии в Древней Греции. Основными факторами были:
- переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия;
- увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация;
- развитие научного знания, торговли и ремесел;
- превращение умственного труда в особый вид деятельности.
Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности, у которой было собственное мнение. Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума. Стремление к философствованию также поддерживалось принципом состязательности, который применялся не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных спорах и дискуссиях разного рода.
На первых порах развития древнегреческой философии очень хорошо заметна ее связь с мифологией. Они задавали одни и те же вопросы:
- откуда появился мир;
- каким образом он существует;
- кто управляет природой.
Однако у мифологии и философии есть очень весомое отличие – последняя пытается найти всему рациональное объяснение, постичь окружающий мир через разум. Поэтому именно благодаря ее развитию появляются новые вопросы:
- почему происходит именно так;
- что является причиной определенного явления;
- что есть истина.
Для ответа требовался уже другой склад мышления – критический. Мыслитель, опирающийся на такую форму познания мира, должен подвергать абсолютно всё сомнению. Нужно отметить, что при этом почитание богов сохраняется до самого последнего периода развития древнегреческой мысли, когда пантеизм начинает активно вытесняться христианской религией.
Эллинистическая философия: эпикурейство, скептицизм, стоицизм
Афины стали главным центром эллинистической философии, где несколько влиятельных школ соперничали друг с другом. Сначала были философские школы, возникшие в IV веке до нашей эры. …Платоном и Аристотелем. Но постепенно Академия Платона и перипатетическая школа утратили свое влияние на философскую мысль и превратились в закрытые элитарные учреждения. Новые философские системы (эпикурейцы, скептики, стоики, киники) все больше соответствовали общему уровню социальной и культурной атмосферы своей эпохи.
Эпикур (ок. 341-270 гг. до н.э.) был основателем эпикурейской школы. Философия для Эпикура была самым важным и главным средством достижения человеком счастливой жизни, свободной от страха перед будущим. Чтобы достичь невозмутимости самосознания, необходимо знание природы.
В эпистемологии Эпикур был сенсуалистом, который считал, что главным критерием истины являются ощущения, данные нам непосредственно. Вторичными критериями считаются предвосхищения, переживания и «образное литье мысли». По его мнению, органы чувств не являются ложными, ложным является только разум.
Теория природы Эпикура включает в себя общие, идеологические, а также частные вопросы. Он пишет не только о происхождении мира, но и о восходе и заходе небесных тел, их движении, фазах луны и т.д. Главное для него — доказать, что причины природных явлений естественны. Отстаивая материальное единство мира, Эпикур резко противопоставляет науку мифологии. Физика, по его мнению, должна не только описывать природу, но и находить естественные причины природных явлений. Именно такая физика может принести людям безмятежность, которую искали эпикурейцы, и освободить людей от широко распространенного страха перед небом.
В основе этического учения Эпикура лежит понятие удовольствия. Счастье человека заключается в достижении удовольствия, но при этом подчеркивается, что удовлетворение физических потребностей необходимо для духовного мира человека, для равновесия его душевного состояния. Считается, что благодаря этому удовлетворению душа человека становится спокойной и безмятежной. Смысл удовольствия — это удовольствие от ума (литература, искусство и т.д.), а не от физических благ.
Эпикурейский идеал мудреца имеет твердые и обдуманные убеждения. Он не подвластен судьбе, но достигает блаженства и спокойствия ума (атараксия) благодаря знанию. В то же время Эпикур отказывается от политической деятельности и провозглашает принцип: «Живи незаметно!». Общество, по его мнению, возникает искусственно из договора, заключенного «атомными», то есть изначально живущими в уединении. Установленные ими обычаи и законы призваны служить взаимной выгоде.
Элементы скептицизма как сомнения в достоверности всех знаний присутствовали в учениях многих древнегреческих мыслителей. Однако крайний скептицизм как значительное течение в философии появился лишь в эллинистические времена. Пиррон считал, что человек должен всегда сохранять спокойствие и стремиться к счастью. Для этого необходимо было воздержаться от суждений, поскольку невозможно постичь истину. Отсюда безмятежность, спокойствие и невозмутимость ума, которые для него были высшим уровнем счастья (атараксия).
Работа Секста Эмпирика является кульминацией античного скептицизма. Главное для него — феномен вещи, а не то, чем является вещь и какова ее сущность. Он не знает их и не хочет знать. Секст пишет о нейтральном бытии, всегда помня об эквивалентности утверждения и отрицания, изостении. Структура философствования Секста обычно состоит из двух или трех элементов. Второй элемент является отрицанием первого, а третий задумывается либо как синтез первых двух, либо как нечто третье, уже независимое от первых двух. Выводы везде одинаковы: Никто и никогда не может знать ничего ни о чем, независимо от того, каким образом.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Методы и формы научного познания
- Одномерный человек Маркузе и Ортега-и-Гассета
- Сергей Иосифович Гессен, русский философ-неокантианец
- Роль науки в формировании философии
- Феномен иллюзии в западноевропейской философии
- Значение справедливости для познания себя и мира и правильной жизни
- Чувственный уровень познания
- Русские философы о свободе и воле (Н. Лосский, С. Франк, Н. Бердяев)
- Значение К. Поппера для философии науки
- Структура современной философии
Философия Сократа и его учеников
Сократ был одним из величайших античных мыслителей, чья философия оказала огромное влияние на развитие западной мысли. Он считался основателем западной философии и стоической этики. Сократ разработал методы философского исследования и постановки вопросов, которые стали известны как сократический диалог.
Сократ был известен своим интересом к познанию и поиску истины. Он считал, что истинное знание начинается с осознания своей ничтожности и невежества. Главной целью его философии было научить людей задавать правильные вопросы и критически мыслить.
Учение Сократа сосредоточилось на этике и морали. Он учил своих учеников, таких как Платон и Ксенофонт, что цель жизни заключается в достижении совершенства в добродетели и мудрости. Сократ считал, что человек должен стремиться к знанию и самосовершенствованию, чтобы достичь счастья и осознать свою нравственность.
Ученики Сократа продолжили развивать его идеи в своих собственных философиях. Платон основал Академию и разработал теорию идей, утверждая, что мир идеальных форм является реальным источником всех вещей. Он также считал, что философ должен управлять государством, чтобы создать идеальное общество.
Аристотель, другой известный ученик Сократа, развил его философию и разработал систему логического мышления. Аристотель считал, что истинное знание достигается через наблюдение и опыт. Он также исследовал этику, политику, физику и множество других областей знания.
В целом, философия Сократа и его учеников оказала значительное влияние на развитие современной западной мысли. Их идеи о морали, этике, познании и самосовершенствовании до сих пор актуальны и важны для современного общества.
Выдающиеся мыслители древности и особенности их учений
Таким образом, философия начала искать ответы на вопрос о происхождении мира, который уже был поставлен перед ней в мифологии. Философия сформулировала этот вопрос в более четкой, теоретической форме и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения об изначальном.
Идею первоначала отстаивали первые греческие философы, представители милетской школы: Фалес (конец VII первая половина VI века до н.э.), Анаксимен (VI век до н.э.), Анаксимандр (VI век до н.э.) и Гераклит Эфесский (540-480 гг. до н.э.). Они считали первобытное единым с природой. Причиной всего сущего они считали саму природу, а не что-то сверхъестественное.
Фалес считал таким началом воду, Анаксимен — воздух, а Гераклит — огонь. Вода, воздух, огонь, а позднее элементы Эмпедокла (земля, вода, воздух и огонь) были символами всеобщего. Они были не только материальными, но и разумными, даже божественными. Вода Фалеса — это философское переосмысление мифологического океана, огонь Гераклита — это не просто огонь, а Огрологос — разумный, вечный и божественный космический огонь.
Все дальнейшее развитие античной философии было спором о первичном, последовательным разворачиванием мысли о всеобщем.
Более абстрактным было учение пифагорейцев — последователей великого древнегреческого математика и философа Пифагора, который организовал религиозно-философское объединение в Кротоне в 532 году до нашей эры. Пифагорейцы объясняли всю структуру Вселенной, используя число как первооснову.
Гераклит использует образ огня как первоначала, определяющего жизнь. Ритмичной пульсацией вечно живого огня, его постепенным разжиганием и угасанием он объяснял мировые процессы; появление и исчезновение вещей образуют противоречивое единство. Гераклит подразумевал не только единство, гармонию и унисон противоположностей, но и их борьбу. Борьба — это творческое начало жизни и бытия. Гераклит недвусмысленно заявляет: «Следует знать, что война всеобща, что справедливость заключается в раздоре, что все рождается из раздора и необходимости». Война — это и борьба противоположностей, и их единство. Чем больше противоположности расходятся, тем больше они сходятся и борются, и из этой борьбы рождается «самая прекрасная гармония». Гармония выражает глубокое чувство единства мира, составленного, сплавленного из противоположных качеств, элементов, стремлений, тенденций.
Гераклит связал идею борьбы противоборствующих стихий с идеей вечности изменений в мире, символизируемой в образе потока, течения реки. Высказывания Гераклита о том, что все течет, все изменяется и что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, давно вошли в философскую культуру.
Парменид (р. ок. 540 г. до н.э.), представитель элейской школы, первым разработал философскую концепцию бытия. Он также поставил вопрос о том, как можно мыслить бытие, в то время как его предшественники размышляли о бытии, не мысля его.
Парменид сосредоточился на проблемах соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. Когда Парменида спросили о соотношении бытия и небытия, он ответил, что бытие есть, а небытия нет. Он был первым, кто обосновал свой тезис доказательствами. То, что есть, может быть выражено в мысли, то, чего нет, не может быть выражено в мысли. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно для мысли, поэтому оно и есть небытие.
Бытие — это то, что всегда есть; оно едино и вечно — вот его основные свойства.
Вечность бытия и его единство для Парменида неразделимы. Тот факт, что у бытия нет ни прошлого, ни будущего, означает, что оно едино, тождественно самому себе. Вечное, единое, неделимое бытие, по словам Парменида, неподвижно. Ибо откуда берется движение, которое не меняется?
Лучшие древние философы
Среди ведущих философов античности:
Сказки Милета (623-546 гг. До н.э.) : считался отцом философии, жил в досократовский период. Он поставил первые эмпирические вопросы и полагал, что вода была изначальной субстанцией, из которой все ожило.
Анаксимандр (610-547 гг. До н.э.) : подобно сказкам, он верил в существование вещества, которое основывало жизнь и все вещи. Для него это вещество называлось апейроном (бесконечным, вечным и бессмертным) и дало массу всему во вселенной.
Анаксимен (588-524 гг. До н.э.), ученик Анаксимандра, считал, что изначальной изначальной субстанцией всех вещей был воздух.
Пифагор Самосский (570-490 до н.э.) : представил математическую точку зрения, чтобы объяснить происхождение вещей. Его мышление было основополагающим для развития точных наук.
Гераклит (535-475 гг. До н.э.) : считал, что огонь является фундаментальной субстанцией природы. В его метафизических размышлениях утверждалось, что процессы перемен и постоянный поток жизни были результатом действия противоположных сил вселенной.
Парменид (510-470 до н.э.) : внес вклад в развитие онтологии (исследования бытия).
Зенао де Элея (488-430 гг. До н.э.) : его мысли были направлены на разработку парадоксов, которые делали теории, которые он считал невозможными. Среди основных тем для нападок были делимость, множественность и движение, которые, по мнению философа, являются лишь иллюзиями.
Эмпедокл (490-430 до н.э.) утверждал, что мир был построен на четырех природных элементах (воздух, вода, огонь и земля), которыми будут управлять силы, называемые любовью и ненавистью.
Демокрит (460-370 гг. До н.э.) : создатель атомизма, согласно которому реальность образована невидимыми и неделимыми частицами, называемыми атомами.
Сократ (469-399 гг. До н.э.) : внес огромный вклад в изучение бытия и его сущности. Его философия постоянно использовала маевтику, метод критического осмысления, направленный на разрушение предрассудков и формирование самопознания.
Платон (427-347 гг. До н.э.) : он внес вклад практически во все области знаний и защитил концепцию универсалий.
Аристотель (384-322 до н.э.) : его философия послужила основой для логического и научного мышления. Как и Платон, он написал множество работ по метафизике, политике, этике, искусству и т. Д.
Эпикур (324-271 до н.э.) : утверждал, что целью жизни было умеренное удовольствие, то есть здоровое и свободное от вредных привычек.
Зино Цитий (336-263 до н.э.) : основатель стоицизма, понимал, что счастье не зависит от факторов, внешних по отношению к человеку.
Диоген (413-327 гг. До н.э.) : адепт цинизма, утверждал, что счастье заключается в самопознании и вдали от материальных благ.
Классический этап (5-4 вв. до н.э.)
Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа:
Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.
Особенности философии софистов:
Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.
К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.
К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.
Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.
Главные идеи Сократа:
- Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели.
- Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.
- Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.
Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему.
Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.
Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.
Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:
В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.
Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э. основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.
Основные положения философии Аристотеля:
- в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи);
- философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам;
- основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума;
- решающее значение имеет поиск первой или конечной причины;
- главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.
Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей. Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.
Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап.