Кратко «кавказский пленник» л. н. толстой

Кавказкий пленник краткое содержание. краткий пересказ кавказский пленник в сокращении (толстой лев н.)

Содержание рассказа «Кавказский пленник» по главам

Глава 1

Жилин служит на Кавказе офицером. Однажды он получает письмо от матери с просьбой приехать домой. Подумав, Жилин «выправил отпуск», простился с друзьями и собрался ехать.

«На Кавказе тогда война была» – татары нападали на одиноких путников, поэтому обоз Жилина сопровождали солдаты. Желая доехать быстрее, офицер решает оторваться от сопровождающих, к нему присоединяется Костылин.

Однако по дороге им встретились татары. По вине Костылина, который испугался и сбежал, безоружного Жилина схватили и увезли в аул (татарскую деревню). На пленника надели колодку и заперли в сарае.

Глава 2

Через некоторое время Жилину сообщили, что схвативший его татарин поймал также Костылина и продал пленников Абдул-Мурату, который стал теперь их «хозяином». Татарин заставил пленников написать письма домой с просьбой о выкупе. Жилин понимал, что у его матери нет денег, поэтому написал письмо с неверным адресом, чтобы оно не дошло.

Глава 3

Жилин с Костылиным целый месяц прожили в сарае. Днем на них надевали колодки и снимали ночью. Жилин «на всякое рукоделье мастер был», поэтому ради развлечения начал лепить кукол из глины для хозяйской дочери Дины. Девочка, благодарная мужчине за игрушки, тайно приносила ему еду – молоко и лепешки.

Глава 4

Планируя побег, Жилин начал копать в сарае лаз. В одну из ночей, когда татары уехали из аула, пленники сбежали.

Глава 5

Офицеры беспрепятственно покинули аул. Вскоре Костылин начал жаловаться на то, что натер ноги. Почти всю ночь они шли по лесу, Костылин сильно отставал и, когда товарищ уже не мог идти, Жилин понес его на себе. На дороге их поймали другие татары и отвезли к Абдул-Мурату.

В ауле русских хотели убить, но Абдул-Мурат решил дождаться выкупа. Снова на беглецов надели колодки и на этот раз спустили в яму глубиной в пять аршин.

Глава 6

«Житье им стало совсем дурное». Офицерам давали сырую еду, «как собакам», в самой яме было мокро и душно. Костылин сильно заболел – «все стонет или спит», «и Жилин приуныл». Как-то у ямы появилась Дина – девушка принесла им еды. В другой раз она сообщила, что Жилина собираются убить. Офицер попросил девушку принести ему длинную палку, и ночью Дина сбросила в яму длинный шест.

Жилин собирался взять Костылина с собой, но тот был слишком слаб и сам отказался. С помощью Дины офицер выбрался из ямы. Ему очень мешала колодка, но сбить замок у него никак не получалось, пришлось бежать так. Прощаясь, Дина заплакала и дала мужчине в дорогу лепешек.

Офицер прошел лес и, выйдя к полю, увидел слева казаков, сидящих у костров. Жилин поспешил пересечь поле, боясь на пути встретить татар. Так и случилось – не успел он добежать к своим, как его заметили трое татар. Тогда Жилин замахал руками и закричал: «Братцы! Выручай! Братцы!». Казаки услышали его, пустились наперерез татарам и спасли беглеца.

Узнав Жилина, офицеры отвезли его в крепость. Жилин понял, что не судьба ему поехать домой и жениться, поэтому остался служить на Кавказе. «А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».

Краткое содержание по главам

Краткое содержание произведения «Кавказский пленник» далее представлено по главам. Пересказ можно использовать для читательского дневника.

Предисловие Эту поэму автор посвящает генералу Раевскому, благодаря которому состоялось его путешествие на Кавказ. За это время Пушкин настолько проникся природой, красотой души жителей гор, что свои эмоции и впечатления от поездки вложил в произведение. Для поэта Кавказ стал настоящим Парнасом.

Николая Николаевича Раевского, прославленного героя войны 1812 года, автор считал большим другом. В общении с ним, как писал сам поэт, он отдыхал душой.

Часть 1 В одном из горных аулов отдыхали горцы, ведя неспешную беседу о былых днях и сражениях, вспоминая о разном. Они увидели всадника, который вел на аркане пленного юношу. Тот оказался русским и первое время был совсем безжизненным, но вскоре пришел в себя и увидел на ногах цепи. Он понял, что теперь он пленник, и бросил взгляд в сторону равнин, где был его дом, первые чувства и предательство, лучшие годы.


Молодая девушка напоила его кумысом

В горы он поехал, чтобы обрести долгожданную свободу, но в итоге оказался плененным горцами. Он тосковал и желал себе смерти, но ближе к ночи к нему пробралась красивая черкешенка. Юноше это показалось прекрасным видением. Девушка что-то говорила ему, но он не понимал ни слова и принимал происходящее за чудо. Она принесла ему кумыс и поила, чтобы придать сил. Пленник выпил и снова упал, а девушка сидела рядом с ним и горько плакала от того, что не может передать ему своих переживаний.

С тех пор она часто приходила к нему, когда он пас стадо, приносила вино и еду, обучала своему языку. Черкешенка давно любила его, однако юноша боялся разбередить свои старые душевные раны.

День ото дня пленник стал внимательно наблюдать за обычаями горного народа. Он любовался их природой, нравами, гостеприимством, стройными джигитами и их воинственностью.

Часть 2 Молодая черкешенка уже не мыслила своей жизни без любимого пленника, а отец с братом решили выдать ее замуж в соседний аул. Ее возлюбленный безмолвствует. Он знает о чувствах девушки, но в душе живет любовь к другой. Он просит найти себе достойного человека и полюбить. Сам же сожалеет, что не встретил ее раньше, а теперь не может искренне полюбить. Перед глазами образ другой, которая не оценила и предала. Он уговаривает не мучать его своей любовью.

Они расстаются на заре, стараясь не смотреть в глаза друг другу. С тех пор пленник ходит по аулу один, смотря в даль – не едет ли какой-нибудь казак, чтобы спасти его. В один из дней он понимает, что горцы готовятся к налету. Из селения уехали все мужчины. Свобода занимает все его мысли, но цепь тяжелая, а река очень глубокая – ему не переплыть.

Как только на аул спустились сумерки, пришла его влюбленная черкешенка. Она принесла напильник и кинжал. Освободив пленника от цепи, она оставила ему кинжал и велела бежать. Молодой человек звал ее с собой, но она отказалась и посоветовала ему найти ту, о которой он постоянно думает.

Уже переплывая речку, он услышал шум воды и тихий вскрик. Юноша понял, что девушка бросилась в горную реку, не в силах вынести отчаянье. Он в последний раз посмотрел на берег, оставшийся позади, и пошел туда, где раздавались голоса казаков.

Эпилог В заключение автор порадовался, что война давно позади. Отныне можно свободно путешествовать по красивым местам.

Глава 1 – краткое содержание

Долго прослужив на Кавказе, русский офицер Жилин решает съездить на родину, проведать старую мать. Среди войны проехать от одной русской крепости к другой можно только в охраняемых солдатами колоннах. Но они идут с большими обозами, очень медленно. Другой офицер Костылин после половины пути предлагает Жилину отстать от обоза и поскакать дальше вдвоём на лошадях в надежде, что до крепости удастся добраться, не встретив враждебных горцев. Жилин соглашается.

Толстой. Кавказский пленник. Краткий пересказ. Иллюстрированная аудиокнига

Но на пути они встречают толпу вооружённых кавказцев. Костылин улепётывает на лошади один, бросая Жилина. Горцы настигают Жилина, берут в плен, увозят в свой аул, набивают на ноги колодку и запирают в сарае.

Наше краткое содержание «Кавказского пленника» может быть использовано для читательского дневника учениками 5 класса. См. полный текст этого рассказа, биографию Л. Н. Толстого,  а также краткие содержания других его произведений: Война и мир, Детство, Отрочество, Казаки.

Глава 6 – краткое содержание

Теперь их держат не в сарае, а в яме, кормят совсем плохо, как собак. Жилина ходит проведывать Дина, а он лепит ей новых кукол из глины, которую копает в яме. Слабый Костылин заболевает и теряет последние силы.

Через несколько дней Жилин слышит, что горцы собрались вокруг мечети и говорят что-то о русских. Вскоре приходит Дина и сообщает Жилину, что его хотят убить.

Он просит девочку принести шест, с помощью которого можно будет выбраться из ямы. Дина вначале в страхе отказывается, но когда спускается ночная тьма, притаскивает длинную палку и помогает Жилину вылезти. Обессилевший Костылин никуда идти не хочет, и Жилину приходится его оставить в яме.

Дина, прощаясь с Жилиным, плачет и суёт ему за пазуху лепёшки. Она пробует помочь ему сбить колодку камнем, но ни у него, ни у неё это не получается. Жилину в этот раз приходится идти с колодкой на ногах.

Превозмогая боль, он шагает всю ночь. Выйдя на рассвете из лесу, видит невдалеке русских казаков. Жилин бросается к ним, но с другой стороны за ним скачут стоявшие здесь же, на бугре, трое горцев. Жилин уже не чает спасти жизнь, но в последний момент горцы, убоявшись едущих навстречу казаков, поворачивают обратно.

Измученного Жилина привозят в русскую крепость. Он так и остаётся служить на Кавказе. Еле живого Костылина родные выкупают через месяц за пять тысяч рублей.

Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

Глава 2 – краткое содержание

Наутро в сарай заходят два горца. Жилин просит пить. Один из вошедших зовёт свою дочь, Дину, красивую девочку лет 13-ти. Она приносит Жилину кувшин воды и несколько лепёшек.

Ему объясняют: «Взявший тебя в плен Кази-Мугамед продал тебя за 200 рублей Абдул-Мурату. Он может отпустить тебя за выкуп в три тысячи».

Жилин небогат. Из родных у него только мать, но ей неоткуда взять трёх тысяч. «Могу дать не больше 500 рублей, – говорит он. – Мало вам – убивайте. Но тогда вообще ничего не возьмёте».

Тут приводят Костылина – оказывается, его тоже захватили в плен. Рассказывают: он написал домой, чтобы за него прислали 5 тысяч. «Ну, мой товарищ, наверное, не беден, а у меня денег нет, – вновь говорит Жилин. – Мало вам 500 – убивайте». Горцы соглашаются на 500 рублей. Но Жилин и о них письмо пишет так, что оно не сможет дойти до его старой и бедной матери. Он надеется, что сбежит.

Их с Костылиным отводят в сарай, дают им истрёпанную одежду и немного еды.

Краткое содержание

Главные события разворачиваются во времена войны, которая велась на Кавказе. В качестве героя выступает офицер по фамилии Жилин. Получив письмо от своей матери, он решает ее навестить. В дороге Жилин знакомится с еще одним военным — Костылиным. Дальше оба офицера едут вместе. По пути они подвергаются нападению. Костылину удается сбежать от нападавших горцев, а второго героя захватывают в плен. Позже продают пленного одному богатому татарину — Абдул-Марату. Тот увозит бойца в свое горное село и бросает в сарай.

Уже там Иван Жилин вновь встречает своего попутчика, оказывается, его тоже поймали. Горцы, чтобы получить выкуп, заставляют военнопленных написать письма родственникам. Жилин решается идти на обман и указывает неправильный адрес. Он понимает, что у матери просто нет таких возможностей, да и волновать он ее лишний раз не желал.

Днем пленников выпускают из сарая, они могут свободно ходить по аулу, но на них, чтобы не сбежали, надевали колодки. Не желая сидеть без дела, офицер своими руками изготавливает для местной ребятни игрушки. Благодаря этому он получает в союзники тринадцатилетнюю девочку Дину — дочь Абдул-Марата. Также он параллельно готовит побег, поэтому роет подкоп по ночам.

Вскоре подземный ход был готов, офицерам осталось лишь выбрать подходящий момент. И он представился, когда в поселке пропал горец. Все мужчины аула собрались на его поиски. Они выбрались из сарая и устремились в сторону лесной полосы. Но Костылин травмирует ногу, поэтому передвигаться быстро не может. Жилину даже пришлось нести его на спине. Уйти далеко они не смогли, их догнали. На этот раз в целях безопасности военных посадили в глубокую яму.

Из-за плохой еды и постоянной сырости у Костылина ухудшается состояние, он начинает сильно болеть. Дина не бросила Жилина, она часто его навещала, приносила еду. Однажды девушка прибежала в слезах и рассказала, что горцы готовят его казнь. Уже следующей ночью она приносит ему длинную палку, с помощью которой славянин и смог благополучно выбраться из ямы. Второй служивый бежать отказался, так как понимал, что сил ему на это не хватит.

Глава 4 – краткое содержание

Жилин начинает делать подкоп под стену своего сарая. Во время одной дневной прогулки он забирается на соседнюю гору, осматривает с неё окрестности и догадывается, какая из дорог ведёт к русской крепости.

Однажды вечером в аул привозят тело брата Кази-Мугамеда, убитого в стычке с русскими. Жилин наблюдает за обрядом мусульманских похорон: видит, как покойного не кладут, а сажают в яму, которая подкопана под землю на манер подвала.

На четвёртый день большинство мужчин уезжает из аула. Жилин предлагает Костылину бежать вдвоём этой же ночью. Тот вначале отказывается, но потом соглашается.

I глава

На Кавказе служил один барин по фамилии Жилин. В один из дней ему приходит письмо от матери, в котором она просит сына на время вернуться домой, она чувствует себя плохо и хочет напоследок повидаться с сыном. Также она сообщает, что приглядела для него невесту.

На Кавказе в то время шла война, и дороги были небезопасны. Жилин вместе с сопровождением солдат отправляется в путь. В дороге часто случались поломки, и Жилин решает ехать дальше одному, надеясь на своего верного коня. Вместе с ним поехал другой офицер — Костылин.

Как только двое отъехали от сопровождения, их тут же настигли татары. Костылин в испуге пустился наутек, Жилин не хотел даваться живым, потому что знал, как татары обращаются с пленными русскими. Его коня подстрелили, самого мужчину привезли в аул, надели колодку и бросили в сарай.

Глава 5: Неудавшийся побег

Костылин и Жилин, несмотря на все трудности, убегают из аула. Им предстоит очень долгий путь. Жилин – невысокий, но очень сильный и выносливый мужчина – терпеливо преодолевает все препятствия. Грузный Костылин совсем обессилел и стёр ноги в кровь. Он не готов бороться и вскрикивает от боли. Жилин не может бросить товарища и сажает его себе на спину. Однако горцы уже услышали стон и бросаются в погоню.

Жилина и Костылина ловят и возвращают в аул. Их избивают, заковывают в колодки и сажают в глубокую яму. Под влиянием деда-татарина Абдул-Мурат пригрозил, что, если за две недели он не получит выкуп, Жилина и Костылина убьют. Попытка повторного побега также будет наказана жестокой смертью.

Первый побег

Иван за это время подружился с Диной – хозяйской дочерью. Девочка носила ему лепёшки и поила молоком. Она сильно привязалась к офицеру. Бежать Жилин хотел, пока луны не было, но не получилось. Однажды, когда подкоп уже был готов, татары вернулись невесёлые и принялись хоронить своего воина. Ивану пришлось подождать, пока они снова начнут уходить из аула.

Костылин тоже пошёл за сослуживцем, но постоянно ныл и жаловался. Он был очень грузным человеком и быстро уставал. Из-за его причитаний татары услышали беженцев и послали за ними собак. Офицеров вернули в аул, но теперь уже с ними обращались плохо. Опустили в яму и кормили только напеченным тестом и спускали вниз кувшин воды.

Глава 5. Неудавшийся побег

Вылезли пленники из дыры под сараем, но Костылин зацепил ногой камень, и тот загремел. Прибежала хозяйская злая собака, а за ней и другие. Жилин это предусмотрел, заранее прикармливая собаку хозяина. Усмирив её, пленники тронулись в путь. Но в этот момент народ собирался в мечеть, и Жилину с Костылиным пришлось ещё долго дожидаться подходящего момента.

Когда они выбрались, Жилин снял неудобные сапоги и пошёл босиком. Костылин тоже снял сапоги, но быстро стёр ноги в кровь.

Пленники немного сбились с пути, но Жилин вовремя это заметил. Потом они встретились с оленем. Вскоре Костылин, громко вскрикнув от боли, отказался идти дальше. Жилин не мог бросить товарища и посадил его на спину. Крик Костылина услышали горцы, стали их преследовать. Товарищи спрятались, но собаки нашли их. Пленников вернули в аул. Сбежавшиеся дети стали бить их камнями и плётками.

Взрослые горцы решали, что делать. Абдул-Мурат пригрозил: если не пришлют деньги в течение двух недель, он их запорет. А если вздумают бежать — убьёт.

Пленников заставили написать ещё по письму, а затем посадили в глубокую яму, заковав в колодки.

Глава 4. План побега

Днём Жилин ходил по аулу, рукодельничал, а ночью делал подкоп. Также он высматривал, в какую сторону бежать к своим.

Как-то Абдул-Мурат уехал, приказав маленькому сыну следить за пленником. Сказав мальчику, что ему нужны травы для лечения горцев, Жилин поднялся на гору и запомнил местность.

Он решился бежать, так как ночи были тёмные, но вернулись горцы. Они приехали ни с чем, да ещё и своего потеряли. Убитого похоронили по местному обычаю. Три дня горцы поминали покойника, на четвёртый день куда-то собрались. Жилин уговорил Костылина бежать с ним. Тот сначала испугался, сказал, что они дороги не знают, что ночью идти страшно. Жилин ответил, что дорогу он знает, лепёшек припас, и вообще их хотят убить. Костылин согласился бежать.

Главные герои

История создания рассказа основана на реальных событиях, которые произошли со Львом Николаевичем. На Кавказе знаменитый писатель действительно находился в плену у татар вместе с товарищем, но у них все закончилось благополучно. Они возвратились домой живыми и здоровыми. Уже позднее он по воспоминаниям написал свою повесть. В литературном произведении «Кавказский пленник» героя два, их описание и характеристика следующие:

  1. Иван Жилин — настоящий русский офицер, отличается доблестным и бесстрашным характером. Он в меру строптив, уважает как себя, так и окружающих людей. Удивительно, но даже в плену он требует уважения от своих хозяев. Мужчина трудолюбив, мастерит игрушки для детей и тщательно готовится к побегу. Его отличительной чертой является огромная сила воли, он не падает духом, поэтому в результате удачно сбегает.
  2. Костылин также имеет офицерский чин, но является противоположностью Ивана. Он грузный, неуклюжий и неповоротливый, эти же черты прослеживаются и в характере. Солдат сразу смиряется с участью пленника. Он все время находится в состоянии уныния. В нем отсутствует чувство гордости, уважения. Этот образ жизни и приводит к тому, что Костылин заболевает. В глазах читателя он выставляет себя трусом, не желающим бороться за собственную свободу и жизнь. На волю его выпускают только благодаря родственникам, которые заплатили выкуп.

Что касается второстепенных героев, то они есть в рассказе тоже. Пожалуй, самый колоритный персонаж — это старик. В далеком прошлом это сильный джигит. У старца была большая семья — три жены и 8 сыновей. После начала военных действий семеро из них были убиты, а восьмой перешел на сторону врага. Отец не простил позорного поступка и своими руками казнил сына. После этого он возненавидел всех русских солдат.

Абдул-Марат — «черный татарин», он же хозяин пленных. Это неплохой человек, он уважает солдат и не желает им смерти, хотя видит в них своих врагов. Его дочь Дина является положительной героиней, она жалостлива и добра. С ее помощью офицер Жилин и смог осуществить побег.

Глава 1. Жилин в плену

На Кавказе служил офицер Иван Жилин.

Иван Жилин
 — офицер из небо­гатой семьи, ростом не велик, но удал, храбрый, смелый, хороший товарищ, мастер на все руки.

Жилину от матери пришло письмо с просьбой приехать. Она писала, что уже стара, что хочет повидать сына перед смертью, что нашла ему хорошую невесту. Жилин решил ехать.

Тогда на Кавказе была война, и ни днём, ни ночью нельзя было проехать: либо горцы убьют, либо уведут в плен. Поэтому два раза в неделю из крепости в крепость вместе с народом ходили провожатые солдаты.

Было лето, Жилин поехал с провожатыми. Сам ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе. Всего надо было проехать 25 вёрст, но из-за мелких проблем и жары двигались очень медленно. Жилин решил ехать вперёд один.

Пока Жилин думал, к нему подъехал Костылин и тоже предложил поехать вперёд одним: и жарко, и есть хочется.

Костылин
 — офицер, грузный, толстый, мало­душный, трус­ливый.

У Костылина с собой было заряженное ружьё. Договорились не разъезжаться, ехать вместе. Когда проехали степь, дорога пошла между двух гор. Жилин решил забраться на гору и посмотреть, нет ли поблизости горцев. Взобравшись, он увидел их, а те увидели его и погнались за ним. Жилин крикнул Костылину: «Вынимай ружьё!». Но Костылин, увидев горцев, испугался и поскакал к крепости. Жилин решил живым не даться.

Горцы подстрелили лошадь Жилина, которая падая придавила ему ногу, схватили его самого, связали и повезли в аул — горскую деревню. Жилин пытался запомнить дорогу, но кровь застлала ему глаза.

В ауле на Жилина надели колодку на ноги, чтобы не сбежал, и заперли в сарае.

Второй побег

Жилин не мог сидеть без дела, он пытался вырыть ещё один подкоп, но землю некуда было прятать, и его заметили. Однажды Иван услышал, как ругались татары недалеко от ямы. Дина рассказала, что их хотят убить. Русские слишком близко подбираются и скоро могут войти в аул, да и после смерти одного из воинов, к пленникам поменялось отношение. Старики были категорически против пленников, а Дине жалко Ивана, она хотела ему помочь.

Дина принесла больной шест и помогла Жилину выбраться из ямы. Костылин отказался уходить. Он сильно распух, появилась ломота в теле. Иван попрощался с девочкой и пошёл через лес. Когда развиднелось, он увидел с другой стороны поля крепость русскую. Но татары, стоявшие неподалёку, его заметили.

Жилин звал на помощь, и казаки услышали его, успели забрать. Там его узнали сослуживцы и расспросили о приключениях. Так и остался Иван служить на Кавказе, а Костылина всё же выкупили через месяц. Только приехал он совсем несчастный и едва живой.

Глава 2. В плену у горцев. Письма домой

Жилин почти не спал. Вскоре к нему пришли двое горцев, среди них Абдул-Мурат, стали по-своему что-то говорить и по-русски приговаривали: «корошоурус!».

Абдул-Мурат
 — горец, хозяин Жилина в ауле, глаза чёрные, светлые, бородка маленькая, подстри­женная, румяный, с весёлым лицом, одет в синий шёлковый полу­кафтан, красные башмачки, на поясе сереб­ряный кинжал.

Жилин руками и губами дал понять, что хочет пить, те поняли, позвали Дину.

Дина
 — дочь Абдул-Мурата, 13 лет, тоненькая, худенькая, глаза чёрные, светлые, красивая, с чёрной косой, одета богато в длинную синюю рубаху с широ­кими рука­вами, в штаны и башмачки, на шее монисто из монет.

Дина принесла воды, села на корточки и стала рассматривать Жилина. Потом отец велел ей принести хлеба. Горцы ушли, Жилина заперли.

Вскоре к Жилину пришёл слуга и позвал за собой. Привели его в дом Абдул-Мурата. Дом оказался дорого убранным: на полу пёстрые пуховики, ковры и пуховые подушки на них, на стенах ковры, «на коврах ружья, пистолеты, шашки — всё в серебре». Русского­ворящий горец объяснил Жилину, что его взяли в плен, а потом продали Абдул-Мурату.

Затем Жилину приказали писать письмо домой с требованием выкупа: 3000 монет. Жилин сказал, что таких денег нет, и предложил только 500 рублей. Горцы стали ругаться друг с другом, но поняли, что 500 рублей лучше, чем ничего, и согласились.

Привели Костылина — его тоже схватили. С Костылина выпросили 5000 монет, и тот написал письмо с требуемой суммой.

Жилин письмо написал, но адрес изменил, чтобы письмо не дошло: он знал, что и этих денег его мать не соберёт. Он решил сбежать.

Жилин договорился с горцами, чтобы их с Костылиным держали вместе, кормили, поили, одели. Пленников отвели в сарай, на ночь сняли колодки.

Очень краткий пересказ

Русский молодой человек попал в плен к горцам. Его очень сильно ранили, он ослаб, но больше мучился не от физической боли, а от унижений и своего положения

Единственный человек, который проявил внимание и пожалел его, – юная черкешенка, жительница аула, куда попал раненый

Девушка с каждым днем все сильнее привязывается к юноше. Сначала она подкармливала его, чтобы тот быстрее набирался сил, затем приходила к нему и пела красивые песни ее народа.

Молодой человек благодаря девушке узнал много нового и интересного об обычаях и культуре горцев, полюбил природу этой местности. Однако не смог ответить взаимностью на нежные чувства юной черкешенки, поскольку давно любил другую, которая когда-то не оценила его.

Юноша отверг красавицу. Гордая девушка не смогла примириться со своим горем. Она помогла бежать возлюбленному, а сама утопилась. От том, что его спасительница рассталась с жизнью, молодой человек понял слишком поздно.

Другие герои

Офицер Жилин получил письмо от матери, с просьбой вернуться домой. В это время он служил на Кавказе. Дожидаться сопровождающих Иван не захотел и решил отправиться вперёд с Костылиным, у которого было ружьё. Однако сослуживец испугался и сбежал, когда увидел татар, бросив Жилина.

Кази Мугамет забрал русского офицера и отвёз его в аул, где продал Абдул Мурату. Оказалось, что Костылин тоже не смог убежать, его привезли к тому же хозяину. Офицерам дали бумагу и потребовали, чтобы они написали письма домой с просьбой о выкупе.

Жилин быстро стал известен как мастер. Он делал игрушки, чинил часы и ружья. К нему ходили даже с других аулов за помощью. Однако Иван хотел вернуться домой. Он постоянно высматривал куда лучше пойти, чтобы вернуться к крепости.

Основная мысль

Главная мысль рассказа Л. Н. Толстого — показать людям, что ни в коем случае нельзя отчаиваться, нужно бороться за жизнь до конца. Автор прекрасно противопоставляет своих персонажей. Иван Жилин всеми силами пытается бежать, а его товарищ по несчастью, наоборот, опускает руки и мирится с судьбой, сдается. Многие читатели не понимают, почему в названии произведения фигурирует один пленник, если по сюжету их два. Дело в том, что Иван не просто желает освобождения, но и пытается действовать.

Что касается проблематики, то тут затрагивается несколько проблем. На первом месте здесь стоит предательство, так как друг главного героя не прикрыл его в трудный момент. Кроме этого, в произведении поднимается вопрос сословного неравенства. Богатый Костылин ждет помощи со стороны, он привык жить на всем готовом. Простому военному Жилину приходится для этого серьезно трудиться.

Не обошел писатель и тематику войны. Горные народы ополчились против русских после того, как император захотел подчинить себе горцев. Он хорошо описывает злого старца, который всей душой ненавидит солдат, так как потерял из-за них всю свою семью.

Львом Николаевичем была полностью раскрыта тема смелости. Отвага и бесстрашность помогают Ивану вырваться на свободу. Отдельная глава посвящена доброте. Девочка-подросток, которая все детство провела среди работорговцев, не растратила это чувство. Она ценит людей исключительно по личным качествам, а не по размеру кошелька или национальности. В этом и есть главная мысль рассказа Толстого «Кавказский пленник».

Короткий пересказ «Кавказского пленника» Толстого

Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери, и решил он съездить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Костылина схватили татары. Случилось это по вине Костылина. Он должен был прикрывать Жилина, но увидел татар, испугался и побежал от них. Костылин оказался предателем. Татарин, который взял в плен русских офицеров, продал их другому татарину. Пленников заковали в кандалы и держали в одном сарае.

Татары заставили офицеров написать родным письма с требованием выкупа. Костылин послушался, а Жилин специально написал другой адрес, потому что знал: выкупить его некому, старушка-мама Жилина жила очень бедно. Сидели Жилин с Костылиным в сарае целый месяц.

К Жилину привязалась хозяйская дочка Дина. Она носила ему тайком лепёшки и молоко, а он делал для неё куколок. Жилин стал раздумывать, как им с Костылиным бежать из плена. Вскоре он начал делать подкоп в сарае.

Однажды ночью они сбежали. Когда вошли в лес, Костылин стал отставать и ныть — ему сапогами ноги натёрло. Из-за Костылина они далеко не ушли, их заметил татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозяевам заложников, те взяли собак и быстро догнали пленников. Им снова надели кандалы и не снимали их даже ночью.

Вместо сарая заложников посадили в в яму аршин пяти глубиной. Жилин всё равно не отчаялся. Всё думал, как ему убежать. Спасла его Дина. Ночью она принесла длинную палку, спустила её в яму, и по ней Жилин вылез наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.

Жилин отошёл подальше от деревни и попытался снять колодку, но у него ничего не получилось. Дина дала ему в дорогу лепёшек, и заплакала, прощаясь с Жилиным. Он был добр к девочке, и она к нему очень привязалась. Жилин уходил всё дальше и дальше, хоть колодка очень мешала. Когда силы закончились, он пополз, так и дополз до поля, за которым были уже свои, русские.

Жилин боялся, что его заметят татары, когда он будет пересекать поле. Только подумал об этом, глядь: налево, на бугре, десятинах в двух от него, стоят трое татар. Увидали они Жилина и бросились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал Жилин руками, закричал что было духу своим: «Братцы! Выручай! Братцы!».

Услыхали Жилина казаки и бросились наперерез татарам. Испугались татары, не доехав до Жилина стали останавливаться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин о своих приключениях, а потом говорит: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Остался Жилин служить на Кавказе. А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Лев Николаевич Толстой – автор произведений не только для взрослых, но и для детей. Юным читателям нравятся рассказы, были, басни, сказки знаменитого прозаика. Основную мысль небольшого, но поучительного прозаического произведения Л.Н. Толстого поможет понять краткое содержание «Котенок» для читательского дневника. Произведение учит любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: