Культура нового времени, её характерные черты

Философия нового времени – кратко, самое главное

Главные идеи

Среди основных идей Нового времени можно выделить:

  1. Размышляющий субъект становится центром философского мировоззрения того периода.
  2. Методическое сомнение, согласно Декарту, — это инструмент, с помощью которого постигается истинное знание. Французский мыслитель считал, что все должно подвергаться сомнению и критически осмысляться. Единственное, что не поддается сомнению — это человеческое сознание. Именно об этом говорит известное изречение философа: «Мыслю, следовательно, существую».
  3. Индуктивно-эмпирическая модель, идея которой принадлежит Бэкону. Он считал, что поиск и постижение знания строится на основе опыта и индуктивного обобщения. По мнению английского философа, человеческий разум по своей природе не может быть инструментом познания вне опыта и его последующего анализа. Считалось, что помимо государственных и церковных законов, человек имеет свой собственный опыт, который постигается каждым индивидуально.
  4. Рационально-дедуктивный метод был основан Декартом в противопоставление идее Бэкона. Декарт считал, что в человеческом интеллекте хранятся врожденные знания и идеи, которые самостоятельны и не постигаются опытным путем. Следовательно, только разум имеет значение и лишь с его помощью можно открыть настоящую истину.

Главные особенности нового времени

На этот раз его можно назвать периодом споров. Людям потребовались перемены, и они стали все больше переосмысливать окружающую действительность

Особое внимание в эту эпоху уделялось личности человека. Все было сделано для улучшения его настроения

В головах людей появляется все больше и больше мыслей, влияющих на культуру. В период Нового времени появилось столько достижений, которых не было ни в одной другой предыдущей эпохе.

Научный прогресс

В связи с бурным развитием производства возникла необходимость в проведении новых исследований. Большинство культурных достижений было сделано в области механики благодаря его открытиям в области движения тела.

С эпохи Нового времени Вселенная перестала считаться живым существом. Сейчас люди воспринимают это явление как явление, влияющее на понятные законы природы. Вера была омрачена и иногда признавалась несуществующей. Они начали сравнивать Бога с архитектором, который создал вселенную много веков назад и больше не вмешивается в его дела. Они стали отдавать предпочтение материальным благам.

Развитие искусства

В искусстве возник новый художественный стиль, который сразу стал доминировать — барокко. Он отличался динамикой и выразительностью. Впервые он появился в Италии и постепенно проник во все сферы общественной жизни, от одежды до архитектуры.

Через некоторое время в некоторых странах на смену барокко пришел классицизм. Его особенностью было преобладание античных форм. Стиль начал проявляться в творчестве таких известных композиторов, как:

  • Бетховен.
  • Сбой.
  • Моцартиан.
  • Бах.
  • Гендель и другие.

Абсолютизм в Европе

Важным политическим процессом, отличающим эпоху Нового времени, стало утверждение абсолютизма в странах Европы.

Запоминаем новые слова!

Абсолютизм – это форма монархического правления, при которой вся власть сосредоточена в руках главы государства, не ограничена представительными институтами.

На закате эпохи Средневековья, центральная власть монархов в феодальных государствах усилилась. Усилению власти монархов способствовали:

  • Великие географические открытия – обогатили королевскую казну обилием золота, серебра, драгоценных камней.
  • Религиозные войны – в условиях противостояния католиков и протестантов обеспечить мир могла только сильная королевская власть.
  • Развитие капиталистических отношений, которые разрушали устои натурального хозяйства, позволявшего отдельным феодальным вотчинам существовать независимо друг от друга.

В конце XV — начале XVI века европейские монархи стали проводить политику «собирания» земель на окраинах своего государства. Таким образом, происходила централизация государственной власти, подчинение ранее независимых княжеств единому политическому центру.

Первые абсолютные монархии сложились в Англии и Франции, где судебная, законодательная и исполнительная власти сосредоточились в руках королей. Установление абсолютной власти способствовало развитию национальной промышленности и торговли, укреплению обороноспособности страны.

Словарь

1. Модернизация – это процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.

2. Гуманизм – это идеология, согласно которой человек представляет собой высшую ценность в обществе, обладает неотъемлемыми правами и свободами.

3. Аскетизм – принципиальная приверженность строгому образу жизни, основанному на отказе от удовольствий ради высшей цели.

4. Церковная десятина – налог в пользу церкви, выплачиваемый всеми сословиями средневекового населения, составлявший 1/10 часть от доходов.

Основные проблемы

На первый план философской мысли выходит проблема субстанции, восходящая к античности. Философы Нового Времени считали субстанцию ядром бытия, без которого существование всего остального невозможно. В результате сформировались философские концепции, различающиеся по числу и типам элементов реальности

Первым, кто обратил внимание на проблематику субстанции, был Ф. Бэкон, он ставил субстанцию в центр всего сущего

На основе его теории, выделилось несколько течений, исследующих вопрос субстанции:

  • Дуализм. Декарт был первым, кто оспорил учение Бэкона, выдвинув идею о двух субстанциях. Помимо классической божественной и высшей субстанции, он ввел еще одно понятие, исходя из которого, и духовное, и материальное может являться субстанцией.
  • Монизм. Спиноза считал, что субстанция может быть только одной — это Бог или природа. Он полагал, что все, что происходит в мире, обусловлено законами божественной природы.
  • Плюрализм. Эта теория, допускающая бесконечное многообразие неделимых субстанций, принадлежит математику и философу Лейбницу. По его мнению, весь мир состоит из субстанций, которые взаимодействуют друг с другом по принципам гармонии.

В результате размышлений о субстанции философская мысль поделилась на направления эмпиризма и рационализма, которые составили основу учения того времени. Основателем первой идеи был Бэкон, вторая принадлежит Декарту. Несмотря на расхождения в концепциях, их объединяло стремление поставить человека и разум в центр мироздания.

Проблемы философии Нового времени

В данный исторический период много внимания уделялось онтологии, то есть учению о бытии в целом, его основах и принципах, сущности, закономерностях, категории. Наибольший интерес представляло изучение движения, пространства и времени.

Кроме понимания основ бытия, для ученых было важно разобраться с проблемами и свойствами субстанции, ведь это знание было важно для дальнейшего исследования явлений. Эта тенденция прямо противоположна мировоззрению человека предыдущих эпох: ранее люди видели в природных явлениях знамения, волю богов (кару или награду)

Теперь же считалось, что это природа должна зависеть от воли человека, а не наоборот

Эта тенденция прямо противоположна мировоззрению человека предыдущих эпох: ранее люди видели в природных явлениях знамения, волю богов (кару или награду). Теперь же считалось, что это природа должна зависеть от воли человека, а не наоборот.

Два подхода к пониманию субстанции

В философии Нового времени сформировались два подхода к пониманию субстанции:

  1. С точки зрения онтологии субстанцию рассматривал Френсис Бэкон, считавший ее безусловной основой бытия.
  2. С точки зрения гносеологии к явлению подходили Джон Локк и последователи. Они считали, что идеи и понятия зарождаются в мире материальных вещей, которые различались лишь формой размером, движением или покоем, то есть тем, что Локк считал первичными качествами. От них зависели так называемые вторичные качества: запах, вкус, цвет, звук… То есть с гносеологической точки зрения существовали лишь количественные особенности материи, но никак не качественные.

Дэвид Юм отрицал материалистический подход к пониманию явления. Он не признавал духовную и материальную субстанцию, утверждая, что существует только ее идея, подверженная бытовому пониманию человека и далекая от научного познания.

Характерные особенности

Новое время было наполнено противоречиями, поскольку сменялся старый общественный уклад. Ценности подверглись переосмыслению, был воспринят технологический прогресс. Главные особенности эпохи:

Отдельная личность играет большую роль

Внимание устремлено на ее духовность, результатом чего стало открытие самосознания.
Человек потянулся к гуманизму, отдававшему первенство свободе творчества. Его особенность заключалась в универсальности, когда личность получает право на жизнь, свободу, обогащение.
Сформировались условия для технического прогресса, изменений жизненного уклада, укрепления экономического порядка.
Обострились отношения между властью и церковью, в результате чего первой не удалось доминировать.

Представитель общества постепенно перерождался в экономическое орудие, необходимое для зарабатывания денег. Одновременно с этим наблюдалась борьба с экономической и техногенной зависимостью. В искусстве положено начало многим стилистическим жанрам. В XIX веке появился кинематограф. Это время уникально тем, что подарило обществу метро с подземными туннелями.

Периодизация эпохи

Новая эпоха взяла за основу духовные ориентиры и жизнь буржуазии. Различают 3 периода, каждый из которых имеет культурные особенности:

  • Семнадцатый век проявляется с появлением и усилением рационализма;
  • XVIII век — «третье сословие» и эпоха Просвещения;
  • Девятнадцатый век характеризуется расцветом и кризисом буржуазии, а также развитием классики.

Прогресс в культурном развитии отмечен в Испании и Франции. Англия страдала от бесконечных революций, поэтому немного отстала от них. В европейских государствах начался процесс формирования современной философии и мировой живописи.

Идеи философии Нового времени

Решающее влияние на становление философии Нового времени оказали дальние и продолжительные путешествия по морю. Расширение географических границ, знакомство с иными народами и другим жизненным порядком рождало сотни вопросов, на которые предстояло найти ответы. Все это давало огромный импульс для развития философии и науки, которые начали видеть мир в совершенно ином свете.

После знакомства с другими цивилизациями и народами, живущими вне государственного устройства, возникла проблема происхождения государства и обоснования его легитимности. Прежняя теория о божественной природе государственной власти и ее неприкосновенности была заменена теорией договора, заключенного между обществом и властью. Это соглашение определяло переход из «естественной стадии» общества в «государственную». Такая точка зрения на цивилизационный процесс привела к появлению и широкому распространению идеи эволюции и принципов историзма.

Наука больше не строилась на открытиях и высказывания авторов прежних веков. Природа познавалась экспериментальным методом. Ученые стали изучать мир не просто ради любопытства, а чтобы применить новые достижения на практике. Изменения коснулись и отношения к религиозным догмам, человеческий разум ставился выше их. Стало скептическим отношение к авторитету церкви, философы стремились вывести государство и образование из-под церковного влияния. Центром вселенной был объявлен разум и его безграничные возможности.

17 век

Культура XVII века. Это столетие знаменует собой начало культуры Нового времени, продолжающейся до сих пор. В это время были сформулированы его основные постулаты и аксиомы. Это столетие науки и философии. К середине XVII века закончились религиозные войны и ведущим политическим образованием стали крупные национальные государства с абсолютистской формой правления. Родилась новая, сильная Европа.

Мир теперь выглядит единым и однородным. Основными координатами человека становятся время и пространство. И его положение здесь зависит только от его силы и ума. Поэтому человек поставил себе цель овладеть природой. Для упрощения этой задачи все сложное сводится к простому. Человек представляется неделимым, то есть индивидуумом, а природа есть некий автомат, и, чтобы его понять, — достаточно разобрать на составляющие. Анализ стал ведущим методом науки.

В XVII веке наука действительно рванулась вперед. Были сделаны величайшие открытия в естественнонаучной области. Появляется экспериментальная наука, резко активизировавшая все исследования. Наука становится универсальной, все превращается в предмет ее ведения. Ничто не может быть просто так принято на веру. Главным критерием истины становится разум. Формируется новый метод получения истины — рационалистический. Его основателем, а следовательно, “отцом науки и философии” Нового времени является французский философ, математик, физик Рене Декарт, больше известный студентам по декартовым координатам. Создавая “рационалистический метод”, Декарт стремился к тому, чтобы дать человеческому разуму точные критерии истины. В средневековье лишь Бог владел прерогативой на истину. Теперь, когда человек сам стал определять свою жизнь, возникает опасность релятивизации истины, ее относительности. Поэтому, по мысли Декарта, рационалистический метод и должен был бы стать новым основанием истинности познания. Трагедия этого великого ученого в том, что он понял невозможность создания такого абсолютного метода и увидел уже в то время, с какими бедами столкнется человечество в будущем. Человек, потерявший опору в Боге и не приобретший ничего взамен, стал игрушкой в руках различных сил, стремящихся как к экономическому, политическому, так и к духовному господству. Помимо Декарта упомянем, конечно же, Фрэнсиса Бэкона, Джона Локка, Исаака Ньютон, Блэза Паскаля.

Если говорить об искусстве XVII века, то здесь мы увидим формирование двух крупных общеевропейских стилей: классицизма и барокко. Первый явился эстетическим выражением идей абсолютизма и основное развитие получил во Франции. Его художественной целью является преобразование действительности через призму классицистского эстетического идеала, построенного на рациональных основах. Основные принципы классицизма следующие: общественно-значимый характер, монументальность, подражание античному идеалу, морализаторство, нормативность (проявляющаяся в системе трех единств и иерархии жанров). Архетипом классицизма можно назвать “кристалл”. Деятели классицизма: поэт Николя Буало, драматурги Пьер Корнель, Жан Расин, комедиограф Жан-Батист Мольер, художник Николя Пуссен. Барокко выступает как антитеза классицистскому искусству. Для него характерно движение крупных масс материи, аффект, порыв, патетика. Архетипом барокко может быть названо “прорастающее зерно”. Среди представителей выделим скульптора Лоренцо Бернини и художника Питера Пауля Рубенса. Существовало и так называемое реалистическое направление, развивавшееся прежде всего в Голландии, первой бюргерской стране. Здесь мы видим интимную, камерную живопись на бытовые сюжеты, нашедшие выражение в творчестве “малых голландцев”. Иной полюс голландского реалистического искусства представляет собой творчество великого Рембрандта ван Рейна, открывшего новые горизонты для всей европейской живописи.

Исторический контекст и основные черты нового времени

Новое время (или Новое время) — период в истории, начавшийся с конца XV века и продолжающийся до настоящего времени. Появление Нового времени связано с рядом исторических событий и процессов, которые существенно изменили политическую, экономическую, социальную и культурную картину мира.

Основные черты Нового времени включают:

  1. Великие географические открытия: открытие новых морских путей и земель, связывающих миры Востока и Запада, способствовало интенсивному обмену товарами, идеями и культурными ценностями. Это привело к формированию глобального мирового сообщества.
  2. Научная революция: развитие науки, особенно в области астрономии, физики, химии и медицины, привело к новым открытиям и технологическим прорывам. Идеи и методы научного мышления стали основой для развития современных наук и технологий.
  3. Религиозные преобразования: Реформация, которая началась в XVI веке, привела к разделению христианской церкви на протестантские и католические конфессии, а также к появлению новых религиозных движений. Религиозные преобразования имели глубокое влияние на политику, культуру и общество того времени.
  4. Политические изменения: распространение идеи государства-нации, централизации власти, появление новых политических систем. В эпоху Нового времени формируется система международных отношений на основе взаимного признания суверенитета государств.
  5. Культурное разнообразие: Время Ренессанса характеризуется развитием искусства, литературы, философии и науки. Зарождается новый художественный стиль, обращение к античности и человеческому индивидуализму.

Исторический контекст и основные черты Нового времени оказали сильное влияние на последующие эпохи и остаются значимыми и в настоящее время.

Великие географические открытия

С изобретением книгопечатания, еще в первой половине XV века в руки средневековых людей попали труды античных мыслителей по географии. Некоторые из них выдвигали идею о шарообразности Земли и существовании морского пути в Индию, Китай, Японию.

С распространением в обществе этих трудов у европейцев зародилась тяга к путешествиям, так началась эпоха Великих географических открытий.

Длительные морские путешествия стали возможны в конце XV века, благодаря появлению компаса в Европе (он был изобретен в Китае еще в 3 веке до н.э.), созданию европейцами нового типа морских судов – каравелл. Каравелла стала первым в Европе судном, пригодным для длительных морских путешествий, благодаря высокой скорости, возможности плавания при встречном ветре.

В эпоху Великих географических открытий прославилось множество путешественников и первооткрывателей, однако самыми знаменитыми из них приятно считать Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернана Магеллана.

В 1492 году Христофор Колумб открыл неизвестную ранее европейцам часть света – Америку. Открытие Америки не входило в планы мореплавателя, так как он поставил перед собой цель: достичь морским путем берегов Индии. На протяжении всей своей жизни Колумб думал, что посетил Индию и даже назвал местных жителей Америки индейцами. Открытие Америки Колумбом стало огромным шагом в развитии географии, впоследствии привело к захвату европейцами земель ацтеков, майя, инков.

В 1497 году Васко да Гама обогнул Африку, а в 1498 году открыл морской путь в Индию, тем самым доказав, что материк Колумба Индией не является. Открытие Васко да Гама послужило началом постоянной морской торговли европейцев со странами Востока, благодаря которой в Европе появились чай, пряности, ананасы, подсолнечник, какао, картофель, томаты.

В 1519-1522 году экспедиция Фернана Магеллана совершила первое в мире кругосветное путешествие, обогнув по морям и океанам Земной шар. Открытия Магеллана доказали шарообразность Земли, которую вплоть до этой экспедиции было принято считать плоской. До окончания своего кругосветного плавания Магеллан не дожил, в 1521 году он погиб на острове Себу, вмешавшись в междоусобные войны местного населения. В 1522 году лишь 18 из 300 членам экспедиции удалось достичь родных берегов Испании, завершив, таким образом, кругосветное путешествие.

  • во-первых, европейцы наладили морскую торговлю с Африкой, Америкой, Океанией, Азией;
  • во-вторых, географические открытия сформировали более достоверные знания об окружающем мире;
  • в третьих, открытие новых земель послужило началу европейской колонизации, в результате которой многие европейские государства превратились в крупнейшие колониальные империи;
  • в четвертых, Европа получила доступ к новым видам фруктов, овощей, пряностям, напиткам;
  • в пятых, с завоеванием новых земель европейцы заполучили несметные количества золота, серебра, драгоценных камней;
  • и последнее, открытие новых земель и ведение с ними торговли оживило предпринимательскую деятельность в Европе, послужило ее промышленному развитию.

Значимые события

Этот период принес не только колоссальные перемены в мире науки и искусства, но и важные географические открытия. Значительный прогресс наблюдался в медицине, математике, астрономии, философии. Изменилось восприятие религии и веры в целом. Здесь наблюдается колоссальный переворот, связанный с культурными убеждениями.

Новое время построено на развитии и творчестве человечества, гуманизме. Стоит отметить путешествия, на которые раньше никто не решался. Прогресс в географии стал результатом желания капиталистов поправить собственное благосостояние. Они решили найти Индию. Экспедиции были организованы Португалией и Испанией. В 1492 году Колумб спустя 33 дня после начала плавания добрался до колумбийских берегов, посчитав их Индией. Он открыл Америку, но так и не узнал об этом.

Официальная дорога в Индию была найдена в 1498 году Васко да Гамой. Открытие принесло прибыльные торговые возможности в отношении стран, расположенных на индийском побережье.

Магеллан совершил первую «кругосветку», которая продолжалась 1081 день. Из экспедиции в живых осталось только 18 человек, что послужило преградой для организации подобных путешествий. Общее научное и культурное развитие было стремительным, кардинально пересматривались все сферы, окружающие человека.

Научно-технический прогресс и изменения в обществе

Научно-технический прогресс в новое время стал одним из главных движущих сил изменений в обществе. Развитие науки и технологий привело к ряду значительных изменений в различных сферах жизни.

Одной из основных характеристик научно-технического прогресса является ускорение обмена информацией. В новое время люди имеют возможность легко получать и передавать информацию благодаря развитию интернета и телекоммуникаций. Это позволяет быстро получать новые знания, проводить исследования и обмениваться опытом.

Развитие технологий также повлияло на экономику и производство. В прошлом большинство процессов в производстве выполнялись вручную, но с появлением новых технологий производство стало автоматизироваться. Это привело к увеличению производительности и снижению стоимости товаров. Однако, автоматизация также привела к увеличению безработицы в некоторых секторах.

Социальные изменения также связаны с научно-техническим прогрессом. Развитие коммуникационных технологий и социальных сетей привело к изменению способов общения между людьми. Теперь люди могут легко общаться с друзьями и близкими на другом конце света, а также поддерживать контакт с новыми знакомыми. Это снизило географические и социальные преграды в общении и создало новые возможности для развития общества.

Но развитие научно-технического прогресса также имеет свои отрицательные стороны. Распространение информации и технологий может привести к усилению различий между богатыми и бедными странами, а также к нарушению приватности и безопасности в сфере интернета. Кроме того, в связи с развитием технологий и автоматизацией, многие виды работ могут быть заменены машинами, что может привести к потере рабочих мест и социальным проблемам.

Итак, научно-технический прогресс является неотъемлемой частью нового времени и вызывает значительные изменения в обществе. Это приводит как к положительным, так и к отрицательным последствиям, и поэтому требует внимания и баланса в развитии технологий и общества.

Направления философии Нового Времени

В философском течении Нового Времени выделяют следующие направления:

Эмпиризм — это важнейшее направление философии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания. Мысли и разум, по мнению приверженцев эмпиризма, лишь комбинируют материал, который перерабатывается органами чувств, не внося ничего нового. Течение философской мысли зародилось в Англии на фоне изменений, которым подвергалась наука. Специфика и особенности новых научных методологий привели к возникновению эмпирической познавательной традиции, опирающейся на то, что знание может исходить только из опыта. Основными представителями этого течения философской мысли являются Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс.

Рационализм — это противоположное эмпиризму направление, ставящее в основу познавательного процесса человеческий разум. Основатели рационализма считали, что чувства не могут давать объективной картины и часто приводят к ошибочным представлениям. И все в мире может быть познано через возможности человеческого разума, который не имеет границ. Основателями рационализма считаются французские философы Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза и Н. Мальбранш.

Философия просвещения — это важнейшее направление философии Нового времени, основанное на ценностях гуманизма, равноправия, свободы воли и образования. Мыслители просвещения считали, что только благодаря усилиям разума и постоянному самосовершенствованию можно избавиться от невежества и вывести из тьмы все человечество, независимо от его происхождения и статуса. Ярчайшими представителями просветительской философии были Ж-Ж. Руссо, Вольтер, Ш. Монтескье и Д. Дидро.

Французский материализм — это направление, возникшее в середине 18 века под влиянием идей античности и эпикуреизма. Французские материалисты считали, что философия является общественным достоянием, а не привилегией элиты и избранных. Основным отличием от остальных направлений считается отношение материалистов к природе, сущность которой сводилась к четко отстроенной системе законов, не допускающих случайностей. Они отрицали идеи Богословия и идеализма. Представителями материализма являются П. Гольбах, Ж. Ламерти, К. Гольвеций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: