Неоклассицизм как завершающий аккорд классики
В середине XVIII столетия увлечение античностью вспыхнуло с новой силой и страстью. Объясняет это несколько причин. Во-первых, достижения археологии. В ходе раскопок древнеримских городов Помпей и Геркуланума, засыпанных вулканическим пеплом при извержении Везувия, были обнаружены удивительные по красоте и богатству произведения античного искусства.
Другая, не менее важная причина заключается в распространении просветительских идей. Деятели эпохи Просвещения, размышляя об изменении и совершенствовании личности и мира, в героях Древней Греции и Древнего Рима видели примеры для подражания. Сформировавшееся на этой почве движение получило наименование неоклассицизм, то есть новый классицизм.
Старт зародившемуся стилю дал необычный проект фасада церкви Сен-Сюльпис, разработанный итальянским мастером Джованни Сервандони. В работе архитектора впервые в XVIII веке появились строгие классические колоннады и арки. Вскоре к античным образцам обратились и другие зодчие. Французские скульпторы XVIII столетия творили одновременно в историко-мифологическом, пейзажном и портретном жанрах. Их отношение к процветающим в то время барокко и неоклассицизму также было довольно свободным. Мастера запросто переходили от богатых украшенных барочных монументов к величественным неоклассицистическим сооружениям. В начале XVIII века классические традиции развивал придворный скульптор Людовика XV Эдме Бушардон. Среди самых известных его произведений — фонтан Четырех Сезонов на улице Гренель и конная статуя «Возлюбленного» короля Людовика XV на площади Согласия.
XVIII столетие ознаменовалось резким уменьшением зависимости художников от частных заказчиков. Оценивать и судить произведения искусства стало общество. Возникла художественная критика, первыми представителями которой стали выдающиеся мыслители эпохи Просвещения. Философы рассуждали о театре, литературе, музыке.
В Париже, столице художественного мира, при поддержке королевского двора появились первые салоны, стали проводиться публичные выставки. Успех произведений живописцев или скульпторов на вернисаже сулил их авторам настоящее признание.
В начале XIX века классицизм со свойственной ему «математичностью» начал отмирать. На смену ему пришло новое направление — романтизм.
Подробное описание стиля
Классицизм как явление появился во Франции в XVII веке. Со временем новое течение дошло до всех ведущих стран Старого Света: Британии, Германии, Испании, Российской Империи.
Сама глубинная суть направления классицизма заложена в его названии. На латыни classicus буквально значит «образцовый», «высший». Так называли тех представителей древнеримского общества, кого относили к самому высокому сословию.
Именно искусство античных греков и римлян возводили в эталон творцы классицизма. Они воспринимали его как идеал, который следует возвращать к жизни в современных реалиях.
В своих произведениях сторонники свежего течения жаждали познать подлинную суть, истину вещей и явлений. Главной задачей считали помочь человеку возродить или впервые найти в себе принципы морали, нравственности, и далее жить уже по ним.
Также в творениях классицистов нередко заложены правила превосходства высшего над мелким, личным, земным. Вселенная как эталон и одновременно прообраз всего – вот что считалось основой мировоззрения.
Классицизм затрагивает только глубинные смыслы, оперирует вечными категориями, не делая акцент на частном, наносном. Картина, скульптура, строение: любое произведение делается по чётко означенным канонам, логичным и устоявшимся, как Вселенная.
Интерьер: признаки класицизма и архитектурные жанры
В интерьере помещений эпохи классицизма присутствует благородство, сдержанность и гармоничность. Тем не менее, все предметы интерьера не выглядят как музейные экспонаты, а только подчёркивают тонкий художественный вкус и респектабельность хозяина.
Помещение имеет правильную форму, наполнено атмосферой благородства, уюта, тепла, изысканной роскоши; не перегружено деталями.
- Потолки: светлые высокие, часто многоуровневые, с лепниной, орнаментом.
- Стены: декорированы тканями, светлые, но не яркие, возможны пилястры и колонны, лепнина или роспись.
- Напольное покрытие: паркет из ценных древесных пород (мербау, камши, тик, ятоба) или из мрамора.
- Освещение: люстры из хрусталя, камня или дорогого стекла; позолоченные люстры с плафонами в виде свеч.
- Обязательные атрибуты интерьера: зеркала, камины, уютные невысокие кресла, низкие чайные столики, светлые ковры ручной работы, картины с античными сюжетами, книги, массивные, стилизованные под античность напольные вазы, треножные подставки для цветов.
В декоре помещения часто используются античные мотивы: меандры, фестоны, лавровые гирлянды, нити жемчужин. Для отделки применяется дорогой текстиль, в том числе гобелены, тафта и бархат.
Интерьер в стиле классицизма
Мебель
Мебель эпохи классицизма отличается добротностью и респектабельностью, изготовлена из дорогих материалов, в основном из ценной древесины. Примечательно, что фактура дерева выступает не только как материал, но и как декоративный элемент. Предметы мебели изготовлены вручную, декорированы резьбой, позолотой, инкрустацией, драгоценными камнями и металлами. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Одним из важнейших атрибутов мебели считался секретер с кубическим корпусом на высоких ножках.
Виды мебели в стиле классицизма
Экстерьер направления классики: сооружения
Внешние признаки классицизма в архитектуре ярко выражены, их можно выявить при первом взгляде на здание.
- Конструкции: устойчивые, массивные, прямоугольной и арочной формы. Композиции чётко спланированы, соблюдается строгая симметрия.
- Формы: чёткая геометричность, объёмность и монументальность; статуи, колонны, ниши, ротонда, полусферы, фронтоны, фризы.
- Линии:строгие; регулярная система планировки; барельефы, медальоны, плавный рисунок.
- Материалы: камень, кирпич, древесина, лепнина.
- Крыша: сложной, замысловатой формы.
- Преобладающие цвета: насыщенные белый, зелёный, розовый, пурпурный, небесно-голубой, золотой.
- Характерные элементы: сдержанный декор, колонны, пилястры, античный орнамент, мраморная лестница, балконы.
- Окна: полукруглые, прямоугольные, удлинённые вверх, скромно оформленные.
- Двери: прямоугольные, филенчатые, часто украшены статуями (льва, сфинкса).
- Декор: резьба, позолота, бронза, перламутр, инкрустация.
Схема строения зданий эпохи классицизма
Влияние классицизма на искусство и архитектуру
Классицизм был одним из важнейших стилей искусства и архитектуры, который процветал в Европе в 17-18 веках. Он оказал значительное влияние на развитие искусства и архитектуры того времени, а также оказал долгосрочное влияние на последующие эпохи.
Основные принципы классицизма
Классицизм стремился к возвышенности, гармонии и симметрии. Он восхвалял идеалы древнегреческой и древнеримской культуры, считая их образцом идеального искусства. Основные принципы классицизма включали:
- Ясность и пропорции: Классицизм стремился к ясности и пропорциональности в искусстве и архитектуре. Формы и композиции были строго симметричными и упорядоченными.
- Возвышенность и величие: Классицизм стремился к созданию произведений искусства, которые были бы возвышенными и величественными. Он использовал эпические сюжеты и героические образы, чтобы вызвать чувство величия и возвышенности.
- Идеализация и гармония: Классицизм идеализировал природу и человеческую форму. Он стремился к созданию идеальных пропорций и гармонии в искусстве и архитектуре.
Влияние классицизма на искусство
Классицизм оказал значительное влияние на различные формы искусства, включая живопись, скульптуру и литературу. Он вдохновил художников на создание произведений, которые отражали идеалы и ценности классицизма.
В живописи классицизм проявился в стремлении к ясности и симметрии. Художники использовали строгие композиции, симметричные формы и яркие цвета, чтобы создать гармоничные и возвышенные произведения искусства.
В скульптуре классицизм проявился в создании идеализированных и гармоничных фигур. Скульпторы стремились к созданию скульптур, которые были бы возвышенными и величественными, отражая идеалы классицизма.
В литературе классицизм проявился в использовании строгих форм и правил. Писатели следовали определенным структурам и метрике, чтобы создать гармоничные и элегантные произведения. Они также использовали эпические сюжеты и героические образы, чтобы вызвать чувство величия и возвышенности.
Влияние классицизма на архитектуру
Классицизм оказал огромное влияние на архитектуру того времени. Он вдохновил архитекторов на создание зданий, которые отражали идеалы и ценности классицизма.
Архитектура классицизма характеризовалась строгими линиями, симметрией и пропорциями. Здания были упорядоченными и гармоничными, с использованием колонн, арок и других классических элементов.
Классицизм также вдохновил на создание монументальных и величественных сооружений, таких как дворцы, храмы и театры. Эти здания были созданы с использованием классических пропорций и элементов, чтобы вызвать чувство величия и возвышенности.
Влияние классицизма на архитектуру можно увидеть не только в эпоху его процветания, но и в последующие эпохи. Многие здания и сооружения, созданные в стиле классицизма, до сих пор являются важными архитектурными достопримечательностями и символами эпохи.
Основные черты
Классицизм охватывает живопись, музыку, архитектуру, литературу и театр. Ему присущи следующие признаки:
- Обращение к искусству античности;
- Сатирическая направленность;
- Патриотизм;
- Интерес к простому человеку;
- Идея просвещенной монархии;
- Обращение к фольклору.
Суть классицизма заключалась в отражении идеи гармоничного общества: морально зрелого, патриотичного и рационального. Однако конфликты чувства и разума, личности и общества показывают всю сложность этого направления. Авторы прекрасно понимали, что люди не смогут без борьбы отказаться от чувств и желаний. Этот конфликт был наиболее драматичным проявлением новой философии.
Классицизму были свойственны гармоничность, организованность и ясность образов. Его сторонники говорили в аудиторией прямо и немного свысока, как учителя с классом.
Архитектура. Закат классицизма
Постройки эпохи классицизма — это симметрия, строгость, монументальность, приятная глазу сдержанность внутреннего и внешнего убранства.
В этот период воплощались в жизнь многие масштабные проекты: в крупных городах Европы и Америки (Берлине, Санкт-Петербурге, Мюнхене, Варшаве, Филадельфии) строились впечатляющие архитектурные ансамбли, напоминающие громады греческого Парфенона и Римского форума.
Известнейшим архитектором той эпохи был венецианец Андреа Палладио. В его творчестве принципы классицизма отразились во всей полноте. Со временем в, казалось бы, строго классических произведениях искусства начали проявляться некие новые веяния. Так, на полотнах французского живописца Жана Огюста Доминика Энгра (1780–1867) при соблюдении всех канонов классицизма присутствует восточный колорит. А в произведениях россиянина Карла Брюллова (1799–1852) стали заметными черты романтизма — обращение к сильным чувствам и переживаниям конкретной личности.
Жан Энгр «Эдип и Сфинкс» (1808) Представлен момент отгадывания Эдипом загадки Сфинкса
Что ж, в развитии каждого стиля неизбежно наступает кризис, которому как раз и предшествуют эти новые веяния. Строгость и гармония классицизма постепенно стали вырождаться в бездушную схематичность. Живой диалог со зрителем сменился сухим, почти научным подходом.
Эту позднюю стадию классицизма называют академизмом — он тоже подражал античности, но делал это скорее рассудочно, чем под влиянием вдохновения. И к середине XIX века его постепенно сменил новый стиль изобразительного искусства — реализм. К образцам академизма принято относить, например, произведения британского художника нидерландского происхождения Лоуренса Альма Тадемы (1836–1912). Для его картин (Тадема писал преимущественно на историческую тематику) характерны тончайшая проработка деталей и высокая историческая достоверность. Правда, по мнению критиков, полотна подчас отличаются излишней театральностью и «постановочностью». Творческое наследие мастера составляют сотни картин, среди которых «Посвящение Вакху», «Розы Гелиогабала», «Женщины Амфисса» и другие.
Поделиться ссылкой
Классицизм в России
Популяризация стиля в Российской Империи происходила в период правления Екатерины II. Её Величество разделяла идеи Просвещения, общалась с представителями движения и вводила на своих землях моду на всё французское. Классицизм проникал в живопись, архитектуру, скульптуру.
Самые выдающиеся художники – Брюллов, Левицкий, Рокотов, Кипренский, Лосенко. Особенно хорошо развился в России классицистический портретный жанр. На полотнах Левицкого, Рокотова запечатлены и простые люди, и первые лица.
Подлинным увековечением русского классицизма стала архитектура Санкт-Петербурга, созданная итальянцами. Стиль доминировал в империи вплоть до 30-х годов XIX века, когда уже правил Николай II.
Возникновение и развитие классицизма
Возникновение классицизма связано с идеей о восстановлении забытых идеалов античности и создания изысканного, совершенного и гармоничного искусства. Художники рассматривали культуру римлян и греков как образцы великого искусства, и придерживались строгих правил и канонов, унаследованных от античности.
Классицизм, как стиль, проявился во всех сферах искусства – архитектуре, живописи, скульптуре, литературе и музыке. Классицистический стиль был характерен четкостью форм, строгостью композиции, избеганием излишней декоративности и сложных деталей. Вместо этого акцент делался на симметрии, гармонии и идеальных пропорциях.
Классицизм стал одним из самых влиятельных стилей в истории искусства, оказав сильное влияние на последующие периоды. Он был связан с эпохой Просвещения и философией Просвещения, которая подчеркивала рациональность и универсальность решений.
Классицизм расцветал во времена Великой Французской Революции и Наполеоновской эпохи, когда новая элита стремилась создать идеализированный образ античной классики и установить ясные и однозначные значения.
В итоге, классицизм стал одним из самых важных стилей в истории искусства и оставил заметный след в архитектуре, искусстве и литературе многих стран Европы и мира в целом.
Архитектура: театры, церкви и другие здания
Классицизм обращался к основам античной архитектуры, используя не только элементы и мотивы, но и закономерности в конструкции. Основа архитектурного языка – ордер с его строгой симметрией, пропорциональностью создаваемой композиции, регулярностью планировки и чёткостью объёмной формы.
Создавались неукреплённые дворцы, садово-парковые ансамбли, которые стали основой французского сада с его выпрямленными аллеями, подстриженными газонами в форме конусов и шаров. Типичные детали классицизма – акцентированные лестницы, классический античный декор, купол в общественных зданиях.
Поздний классицизм (ампир) приобретает воинские символы («Триумфальная арка» во Франции). В России каноном архитектурного стиля классицизма можно назвать Санкт-Петербург, в Европе – это Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург.
Бранденбургские ворота, Берлин, Германия
История появления
Данное направление возникает во времена прогрессивных идей о патриотизме и в период установления национальной государственности. Творят в ту пору придворные государственные мужи, которые грамотно фиксируют и развивают национальную идею свой державы.
Истоки классицизма нужно искать в Древней Греции. Именно античность становится примером эпохи, где процветает личность, где происходит ее свободное развитие: духовное и физическое совершенство. Художников, скульпторов, архитекторов привлекала строгость и простота античного искусства. Однако идеологически классицизм чужд многим проявлениям древнегреческой культуры: это более строгое и рациональное направление, которое культивирует ограничение личной свободы во благо более глобальных (национальных) интересов.
Традиции классицизма — возрождение древнегреческих представлений о внешней стороне искусства. Открытие Помпеи в 1755 году, изучение архитектуры юга Италии привели к еще большему интересу к классицизму. Кроме колонн и галерей античности, он впитал в себя элементы готики, эпохи Возрождения и развил их. Главной целью классицизма становится просвещение публики — и нравственное, и интеллектуальное.
Этапы развития классицизма:
- Ранний классицизм (1760-е – 1-я половина 1780-х годов) – принятие нового стиля, определение его черт;
- Зрелый классицизм (1780-е – 1790-е) – установление и распространение стиля;
- Высокий или поздний классицизм, Ампир (1-я треть XIX века) – влияние романтизма.
Основоположники русского классицизма — А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Вален-Деламот. Они были авторами проекта «Академия художеств в Петербурге». В этом здании есть основные черты классицизма: четкий ритм колонн, строгие формы.
Также классицизм связан с национальными интересами государства. Идеал человека, по мнению классицистов, – это гражданин патриотических взглядов, который трудится на благо Отечества. Он готов на всё во имя своего долга. Поэтому монархи в то время активно поддерживали такое искусство.
Жанры
Именно в эпоху классицизма была выстроена чёткая иерархия жанров. Их отныне разделяли на две категории – высокие и низкие. К первому виду причисляли живопись на темы истории, мифологии, религии, ко второму – портрет, пейзаж и натюрморт.
Высокие жанры наделяли глубоким, значительным смыслом, и прямо противоположное отношение было к низким. Смешение двух этих категорий было строго запрещено.
Портрет
Основные черты жанра задал «отец» классицизма Никола Пуссен. Именно в его «Автопортрете» сосредоточено главное художественное кредо: выразительные, несколько приукрашенные черты лица, чётко выдержанная композиция, строгость формы.
Ещё одним знаковым образцом позже стал запечатлённый на полотне самим собой Жак Луи Давид. Хорошо развился этот жанр классицизма и в Российской Империи. «Портрет Екатерины II» Левицкого, «Дмитрий Голицын» и «Григорий Орлов» Рокотова – показательные примеры.
Пейзаж
Природные ландшафты сделал неотъемлемой частью стиля классицизм Клод Лоррен. На его произведениях пейзаж органично дополняет руины построек и, в то же время, противостоит им. Налицо борьба вечного против тленного.
Прекрасные образцы классицизма Лоррена – «Пейзаж с Аполлоном и Марсием», «Утро в гавани», «Отплытие царицы Савской».
Натюрморт
По-своему развитие стиля проходило в Голландии. Там характерные черты классицизма наиболее чётко проявились в технике натюрморт в XVII-XVIII столетиях. Яркие представители – Виллем ван Алст, Абрахам Миньон.
Цветы и фруктыЯн ван Хёйсум
Наивысшего цвета нидерландский классицистический натюрморт достиг при Яне ван Хёйсуме. Он стал блестящим мастером жанра. «Цветы и плоды» ван Хёйсума – едва ли не эталонный образец позднего натюрморта.
Людовик XIV и его «большой стиль»
XVII столетие ознаменовалось установлением во Франции особой формы государственного устройства, названной впоследствии абсолютизмом. Всем известное изречение «короля-солнца» Людовика XIV: «Государство — это я» имело под собой весьма основательную почву. Верность короне считалась пиком патриотических чувств. Впитав в себя все эти представления, в искусстве «созрел» новый стиль — классицизм.
Буквально слово «классицизм» можно перевести как «основанный на классике», то есть на предметах искусства, признанных эталонами совершенства, образцами, как в художественном, так и в нравственном смысле. Мастера этого направления полагали, что у красоты существуют точные законы, которые можно (и нужно) постигать с помощью разума.
Эстетическим идеалом для классицистов были древнегреческие и древнеримские «образцы». Свои произведения они строили, подражая античности и искусству Возрождения. Из первой эпохи был заимствован сам процесс творчества, который заключался в соблюдении определенных правил и пропорций в архитектуре и скульптуре. От Ренессанса в живопись классицизма пришли сюжеты и образы из античной мифологии и истории.
Как проявил себя в русской…
Архитектуре
Основные признаки классицизма в архитектуре:
- строгая симметрия;
- пропорциональность;
- четкая планировка и продуманная величественная композиция.
Основные детали – купол и колонны в зданиях, акцентированные лестницы и античный декор (портики, ниши со скульптурами и т.д.).
Для ампира была характерна воинская тематика (здание Сената в Санкт-Петербурге).
Яркие представители классицизма в архитектуре:
- В.И. Баженов (дом Пашкова в Москве),
- М.Ф. Казаков (Голицынская больница),
- И.Е. Старов (Таврический дворец).
Классицизм оказал сильное влияние на облик Москвы и Санкт-Петербурга. Все эти здания до сих пор сохраняют свою привлекательность и отображают историю;
Литературе
Для русского классицизма характерны следующие черты:
- преобладание разума над чувствами;
- конфликт долга и страстей;
- равенство и справедливость.
Основные представители классицизма в литературе: М. Ломоносов, Д. Фонвизин, Г. Державин.
- М. Ломоносов заложил основы стихосложения и создал новый русский жанр – оду.
- Д. Фонвизин в своих произведениях («Недоросль», «Бригадир») подвергал критике отрицательные стороны русской жизни, используя говорящие фамилии, сатиру, деление персонажей на положительных и отрицательных.
- Г. Державин соединял лирику с сатирой в одах;
Музыке
Для русского классицизма характерно сохранение национальных особенностей при восприятии европейских норм. За основу произведений они брали национальные фольклорные мотивы и героические события из русской истории. Музыка того времени звучала пафосно и монументально, в ее исполнении был задействован весь оркестр.
Основные представители: Д.С. Бортянский, В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин.
Так, Д.С. Бортянский вкладывал в музыку стройность, законченность форм, сочетая строгость с чувствительностью;
Живописи
Для живописи эпохи классицизма характерны сдержанность, величественность и строгость. Основные элементы – линия и светотень.
Большой популярностью пользовались портреты, например, парадные (В.Л. Боровиковский «портрет А.Б. Куракина») и аллегорические (Д.Г. Левицкий «Екатерина II – законодательница»). К тому же, происходило освоение новых жанров: натюрморт, пейзаж.
Классицизм особенно сильно отразился в исторической живописи, например, картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой». Другие представители: А.П. Антропов, И.Н. Никитин, Г.И. Головкин.
Театре
Классицизм — это «золотой век» в театральном искусстве. Театр развивался динамично, становясь высоко профессиональным. Театральный стиль был провозглашен искусством декламации.
Если раньше на сцене преобладали французские труппы, то в первом же десятилетии 18 века русские актеры составили им достойную конкуренцию. Та же ситуация была с драматургами: наряду с шедеврами Расина и Корнеля в России ставили «Бригадира» и «Недоросля» Фонвизина.
Для всех театральных постановок было применимо главное правила классицизма — единство времени, места и действия. Все 4 акта (именно столько занимала каждая пьеса) должны были проходить в одном месте, в один временной промежуток, а сюжет должен представлять собой одну основную линию, где роль второстепенных персонажей сводится к минимуму.