«Шестидесятники»
На дворе — 1861 год. Вам 20 с чем-то лет. И на ваших глазах только что исполнилась мечта нескольких предыдущих поколений — в России отменили крепостное право. Всеобщее ликование. Все превозносят царя-освободителя Александра II. Даже Герцен из своего лондонского далека напрямую обратился к императору через «Колокол»: «Ты победил, галилеянин!» (герценовская газета была в России нелегальной, но в Зимнем дворце ее читали, и издатель отлично это знал).
Россию ждет еще более десятилетия реформ — их вскоре назовут Великими реформами. Появятся земства, а при них — школы и больницы. Появятся суды присяжных, судебный процесс станет состязательным. Будет принят новый, предельно либеральный Университетский устав, и университетская наука расцветет. Наконец, в армии ликвидируют рекрутчину и введут всеобщую воинскую повинность.
Но главное уже свершилось: в России больше нет бесправных крепостных, которых можно покупать и продавать.
Вам 20 с небольшим лет, вы впечатлительный молодой человек, но не спешите бросать шляпу в воздух и кричать «ура». Вдумайтесь.
Крестьян-то освободили, но земля осталась в собственности помещиков. Чтобы выкупить ее, нужно либо еще лет 40 горбатиться на бывшего барина, либо единовременно уплатить ему такую сумму, чтобы он, положив ее в банк, получал в виде процента тот же доход, что от дореформенных оброка и барщины. При этом выкупать землю в личную собственность крестьянину нельзя — только в составе общины. То есть платить надо не только за себя, но и за бездельника Ваську, за пьяницу Петьку, за увечного Мишку. Если удалось наскрести пятую часть требуемой суммы — остальную может внести специально созданный Крестьянский банк. Но это будет кредит на 49 с половиной лет (то есть до 1911-го) из шести процентов годовых (то есть почти с тройной переплатой) — и опять же, платить придется не самому, а в составе общины.
Ну как, поубавилось восторгов? Что же делать?
Запоминайте название: «Земля и воля». Это тайная организация, которая вдохновляется социалистическими идеями Герцена (он уже понял, что галилеянин не победил, а обвел народ вокруг пальца) и Николая Чернышевского. Они уже читали Карла Маркса (а Герцен и вовсе регулярно кормит его обедами в Лондоне) и твердо усвоили, что эксплуатация человека человеком проистекает из института частной собственности, а двигатель истории — это классовая борьба. Маркс полагает, что социалистическое общество без частной собственности, классов и эксплуатации возникнет в результате революции фабрично-заводских рабочих. Но это у них в Англии, а у нас в России подавляющее большинство населения — крестьяне, состоящие в общинах, и у них там уже нет частной собственности, и вообще налицо половина признаков социализма. Короче, нам нужна крестьянская революция — и пусть зануда Маркс потешается над этой идеей сколько ему угодно.
Печать «Земли и воли»
«Земля и воля» — это вам не литературно-философский кружок и не рыхлый декабристский «союз друзей». Это серьезная организация: центральный комитет (братья Николай и Александр Серно-Соловьевичи, Сергей Рымаренко, Александр Слепцов, Василий Курочкин), местные комитеты в Петербурге (20-летний Николай Утин, «правая рука» Чернышевского), в Москве, Казани, Харькове, Нижнем Новгороде и других крупных городах, связи в прессе (тот же Чернышевский, Дмитрий Писарев) и за границей (те же Герцен с Огаревым, а еще Михаил Бакунин, сбежавший из сибирской ссылки и обогнувший по пути в Лондон почти весь земной шар), связи в верхах (член Генерального штаба Николай Обручев, будущий председатель Верховного уголовного суда Иван Шамшин — деятельные участники подготовки соответственно военной и судебной реформ). При этом «Земля и воля», в которой состоит дай бог 200 человек, разумеется, не рассчитывает свергнуть эксплуататорский режим своими силами — она занята преимущественно пропагандой крестьянской социалистической революции.
Общественные объединения XIX века
Развитие общественных движений в первой половине 19 века проходило в строгих рамках. Новые объединения поняли, какие в своё время допустили ошибки декабристы, и старались не повторить их. В 20—50 годах XIX века было сформировано несколько политических кружков. Практически все они придерживались мнения, что самодержавная власть в стране должна быть ликвидирована. России нужен новый путь развития, где больше не будет места крепостничеству, а все граждане будут уравнены в правах.
Кружки 1820—1830 гг
Название кружка | Годы существования | Деятельность и взгляды |
Объединение братьев Критских | 1827 г. |
Они хотели подорвать существующий политический строй. На своих собраниях участники объясняли, насколько это необходимо:
Помимо этих, обсуждались и другие важные вопросы. |
Кружок Сунгурова | 1831 г. | Общественное движение выражало недовольства касаемо текущей политической ситуации и призывало к проведению вооружённого восстания в стране с целью свергнуть монархию и убить царя. Сунгуров требовал принятия конституции. |
Литературное общество 11 нумера В.Г.Белинского | 1830—1832 гг. | Общество, так как же как и другие, выступало против действующего правительства. Литераторы, во главе с Белинским требовали ликвидации крепостничества. |
Кружок Огарева и Герцена | 1834 г. |
На собраниях обсуждались различные политические теории. Они выступали:
Представители объединения считали, что добиться этого можно только революционным путём. |
Кружок Станкевича | 1831—1837 | Членов кружка больше интересовали философские темы, а не политические. В нём царила творческая и дружелюбная атмосфера. |
https://youtube.com/watch?v=bXjfF5WWbok
Течения с 1830 до 1850 год
К середине XIX века образовались новые общественные течения. Их цели во многом совпадали с целями предшественников.
Течение | Участники | Взгляды |
Консервативное | Погодин, Шевырев, Уваров, Греч и др. | Общественное объединение выступало за самодержавие. Они придерживались традиционных порядков и не поддерживали отмену крепостного права. |
Славянофилы | Братья Аксаковы, Хомяков, Кириевский | Объединение считало, что Россия должна идти по естественному пути развития. Крепостное право нужно ликвидировать. Кроме того, участники требовали возобновить работу Земского Собрания и наделить его совещательной функцией. |
Западники | Чаадаев, Катков, Кавелин, Грановский. | Представители общественного течения хотели, чтобы Россия пошла по либеральному пути развития. В новом государстве крепостного права быть не должно. А также участники говорили о необходимости созыва парламента. |
Радикальный кружок | Достоевский, Буташевич-Петрашевский, Дебу. | Кружковцы выступали за учреждение однопалатного парламента и отмены крепостной зависимости. Требовали уравнять всех граждан перед судом и ввести всеобщее избирательное право. |
Кружки
На дворе — 1831 год. Вам 20 с чем-то лет. Вы дворянин. Ваш отец увлекался вольнолюбивыми идеями конца XVIII века, воевал с Наполеоном и теперь то и дело намекает, что богатыри — не вы. Вы с юных лет читаете Пушкина, хоть и стали замечать в последнее время, что он исписался. На ваших глазах рождается новая звезда русской литературы — Николай Гоголь. Вы живо интересуетесь современной немецкой философией — Фихте, Гегелем, Шеллингом.
На ваше еще не окрепшее гражданское сознание произвела сокрушительное впечатление казнь в июле 1826 года Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Петра Каховского, Сергея Муравьева-Апостола и Михаила Бестужева-Рюмина и ссылка в Сибирь еще нескольких десятков членов «тайных обществ» — тех, кого вскоре станут называть «декабристами». А недавно еще прогремело дело братьев Критских — московских студентов, ваших ровесников, составивших собственное «тайное общество» и готовивших к печати «афиши» с призывами к свержению самодержавия.
Вы свободою горите, ваше сердце для чести живо. Вам 20 с чем-то лет. Куда девать души прекрасные порывы?
Если вы считаете себя последователем декабристов и вас не пугает участь Критских (все члены кружка были арестованы, большинство — сосланы солдатами на Кавказскую войну), приглядитесь к кружку Николая Сунгурова. Кружок этот именует себя «Тайным обществом друзей», состоит он преимущественно из студентов Московского университета. Эти решительные молодые люди живо объяснят вам: главная ошибка декабристов была в том, что они всецело полагались на армию. Ясно как день, что военным переворотом самодержавие не свергнуть — нужно народное восстание. Поднимать его следует в Москве — подальше от столицы, поближе к дому. План такой: захватываем пушки, потом прокламациями поднимаем на борьбу «всю чернь московскую», потом освобождаем всех из тюрем («оковы тяжкие падут, темницы рухнут»!), потом захватываем арсенал и раздаем оружие народу, но оружия там маловато, поэтому идем на Тулу, берем оружейный завод… Нет, проект конституции писать не будем — созовем народных представителей, пусть они сами решают, как жить дальше.
Александр Герцен
Если вам кажутся смехотворными просветительские мечты о том, что жизнь сама собой пойдет на лад после введения конституции, загляните на одну из знаменитых вечеринок, устраиваемых Александром Герценом — беспокойным 19-летним студентом физико-математического отделения Московского университета. В литературе он выше всех ставит Шиллера с его тираноборческим пафосом, в философии — Сен-Симона, одного из основоположников социализма. Здесь вам не предложат такого решительного плана восстания, как у Сунгурова, но разговор о конституции, республике, революции будет куда более занимательным — люди-то подобрались образованные, начитанные. А еще тут гораздо лучше выпивка и в принципе веселее.
Если же философия и литература интересуют вас больше, чем политика, вам прямая дорога к Николаю Станкевичу. Там вы встретите блестящую плеяду студентов, которые вскоре составят славу русской литературы, философии, общественных и гуманитарных наук. Впрочем, у нас ведь еще только 1831 год. Потерпите пару лет — тогда к кружку присоединятся Виссарион Белинский (именно Станкевич даст ему прозвище Неистовый Виссарион), Михаил Бакунин, Михаил Катков, Тимофей Грановский. Здесь вовсе не будет разговоров о революции — все больше о Мировом Духе, о преодолении различия между объектом и субъектом, о тождестве бытия и сознания, о том, что все действительное разумно. Звучит, конечно, как-то слишком отвлеченно, умозрительно, но поверьте, вы и сами не заметите, как станете частью движения, которое предопределит литературно-философскую эволюцию России на ближайшие лет 70-80 — и это будут, пожалуй, самые плодотворные десятилетия в истории русской культуры.
Социалисты-революционеры и социал-демократы
На дворе — 1901 год. Вам 20 с чем-то лет. Вы росли в эпоху безвременья, когда «Победоносцев над Россией простер совиные крыла» (эти стихи, впрочем, будут написаны только через десять лет). Даже в университете вас заставляли ходить в форме, таскали к исправнику за пропуски воскресных богослужений, придирчиво следили, что вы читаете, куда ходите, с кем общаетесь.
Вместе с тем, ощущение, что Россия — это пыльное и казенное сонное царство, в последнее время поразвеялось. Страну словно охватила лихорадка: всюду строятся новые дома, заводы, железные дороги. В Россию текут все новые иностранные инвестиции. Из бывшего купечества стремительно нарождается новый предпринимательский класс. Наука, литература, искусство, философия, музыка — вся русская культура переживает бурный расцвет. Самый влиятельный в мире мыслитель — Лев Толстой.
Впрочем, на политику это всеобщее оживление не распространяется. Россия — по-прежнему неограниченная монархия, а царь Николай II, кажется, последний в стране человек, который по-прежнему всерьез воспринимает пышные словеса про «Божиею поспешествующею милостию императора и самодержца». Он, как и его отец Александр III, слышать ничего не хочет ни о какой конституции, ни о каком парламенте, ни о каком «ответственном министерстве» (то есть правительстве, подотчетном народным представителям). При этом ни решительности, ни суровой харизмы отца у него нет и в помине — он по натуре тихий стеснительный семьянин, а не единоличный властелин огромной империи. И в своем окружении он старается уравновешивать энергичного министра финансов Сергея Витте — недалеким и барственным министром внутренних дел Дмитрием Сипягиным, который никогда не скажет ему ничего неприятного.
Вам 20 с чем-то лет. Вас не устраивают соглашательские позиции либералов. Нетерпеливость толкает вас к радикализму — к революции и социализму.
Если вы по-прежнему симпатизируете идеям крестьянского социализма, обратите внимание на движение социалистов-революционеров (сокращенно — эсеров). Оно возникло лет пять назад из разрозненных провинциальных народовольческих кружков и, по примеру «Народной воли», называет себя партией
Эсеры — прямые наследники Герцена, Бакунина и прочих народнических идеологов.
Если же вам претит эта перелицовка уже дискредитированного народничества, присмотритесь к социал-демократам. Идеологически они опираются преимущественно на труды Маркса. Они считают крестьянство по природе своей косным, а революционный потенциал видят только в рабочих. Русская социал-демократическая теория уже достаточно подробно разработана бывшими народовольцами, скрывшимися в Швейцарии от преследований после убийства Александра II: Георгием Плехановым, Василием Игнатовым, Верой Засулич, Львом Дейчем, Павлом Аксельродом. Они (прежде всего Плеханов) уже перевели на русский язык и прокомментировали с учетом специфики России основной корпус марксистской литературы. Подпольные марксистские кружки существуют во многих городах России, они по возможности поддерживают связи с эмигрантами-теоретиками. Около шести лет назад уже была попытка создать на их основе всероссийскую социал-демократическую организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» во главе с Юлием Цедербаумом (Мартовым) и Владимиром Ульяновым (через несколько месяцев он начнет пользоваться псевдонимом Н. Ленин), братом народовольца Александра Ульянова, казненного в 1887 году за подготовку покушения на Александра III. «Союз борьбы» был вскоре разгромлен «охранкой». Но уже в 1898 году возникла Российская социал-демократическая рабочая партия — вы и представить себе не можете, какое большое будущее ее ждет.
Значение политических движений
Несмотря на всё происходящее в стране во время правления Николая I, именно благодаря появлению различных движений удалось сохранить внутреннюю свободу. Общественная мысль была заметно усложнена, появились новые идейные течения. Начался процесс разделения политических направлений, каждое из которых разрабатывало программу дальнейшего развития России.
В направлении общественной мысли появилась освободительная атмосфера и благодаря этому началась долгожданная подготовка к ликвидации зависимости людей.
Различные общественные движения внесли незаменимый вклад в развитие русской культуры, в особенности на литературу. Авторы в своих произведениях придавали художественную форму новым общественно-политическим идеям и, благодаря этому, воздействие на общество усиливалось.
https://youtube.com/watch?v=N1GfOEXyM9w
История
Кружок возник в г., он был одним из самых ранних.
Братья Критские и другие члены кружка считали себя последователями декабристов. Михаил Критский восхищался декабристами , был категорически против монархии. Участники кружка даже придумали специальную печать с надписью «Вольность и смерть тирану», её оттиск нашли на одном из документов. Молодые люди выступали за создание конституции, они верили в необходимость революции и восстания народных масс, а также убийства царя. Они считали, что революция возможна только при активном участии народа.
Кружок был раскрыт и разгромлен в самом начале своего существования в 1827 г. По личному распоряжению Николая I все участники кружка были арестованы. Василия и Михаила Критские отправили в тюрьму Соловецкого монастыря , где Василий умер. Михаил и Петр были позднее разжалованы в солдаты.