Либеральное направление при николае 1 кратко

Проблемы общественного движения

После восстания декабристов общественное движение в России сталкивалось с весьма жесткой позицией центральных властей. Второе — в это время оформится консервативная идеология в общественном движении. Третье — одновременно с консервативной будут оформлены и социалистические и либеральные течения общественной мысли.

Кроме того, четвертое — наметился окончательный разрыв между реформаторской деятельностью властей и революционными настроениями в обществе. Наконец, пятое- нужно отметить, что для российского общественного движения характерно отсутствие возможностей что-либо предпринять на практике. Все их действия носили характер просвещения современников для будущих перемен.

Консерватизм второй половины XIX века

В начале второй половины XIX века представители консерватизма оказались в сложном положении. С одной стороны, они не могли, как прежде сопротивляться любым переменам, так как по инициативе Александра II в России были проведены многие либеральные реформы. С другой стороны, они искали способы, чтобы прекратить сотрудничество правительства с либералами, стремились устранить любые проекты реформ, в которых каким-то образом ущемлялись интересы дворян.

Основные идеи консерваторов оставались неизменными:

  • признание самодержавия единственно верным и возможным для России политическим строем;
  • единение народа с царем;
  • превосходство русского образа жизни;
  • превосходство православия как силы, которая способна сплотить все слои населения.

Несмотря на то, что на уровне государственной власти консервативное течение укреплялось (видный представитель консерваторов граф П. А. Шувалов добился большого влияния в правительстве), широкой поддержки в обществе это движение не получило.

(П. А. Шувалов)

Среди представителей разных социальных групп (крестьян, рабочих, дворян-помещиков, интеллигенции, предпринимателей) накопилось слишком много неразрешимых противоречий, которые нельзя было сгладить одной только идеей национального единства русского народа.

Отношение власти к обоим направлениям

Несмотря на то, что западники и славянофилы были по отношению к власти лояльны, власть к ним относилась более чем с подозрением. Наученное горьким опытом общения с декабристами, российское правительство всячески подавляло активности либералов и не давало им возможности в открытую выступать.

А ведь в то же время в России начинают вызревать и существенно более радикальные течения общественной мысли.

В уроке говорится о влиянии становления индустриального общества на российскую идеологию. Описываются три течения общественной мысли в России: консерватизм, либерализм и радикализм.

Либеральные организации конца 19 века

Либерализм, как общественно-политическое движение в конце 19 века в России, развивался в двух основных направлениях:

  • Интеллектуальный
  • Земский

Изначально наибольшую власть имели земские либеральные движения, пик могущества которых пришелся на период с 1878 по 1882 годы. В этот период было создано общество «Земского союза и самоуправления», а также направленно 50 ходатайств на имя императора, в которых предлагалось при земствах создать дополнительный народный орган контроля. После убийства Александра 2 земский либерализм практически полностью исчез.

Ему на смену пришел либерализм интеллектуальный. Его представителями были видные историки, юристы, экономисты, философы своего времени. Основное направление деятельности этого движения заключалась в создании независимой и демократичной судебной системы, а также эффективной работе органов городского и земского самоуправления.

Интеллектуальный либерализм в основном функционировал вокруг Вольного экономического общества и Русского юридического общества. Организации пытались донести свою идею до масс, в частности публикуя различные газеты и журналы, среди которых можно выделить «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Русские ведомости». К концу 19 века либеральные организации создали кружок «Беседа», который состоял из 50 видных дворян Российской Империи, среди которых было 9 князей, 8 графов и 2 барона.

Реформы Николая I

Император, осознававший важность и надобность реформ, старался претворить их в жизнь

Финансовая реформа

Это было первое изменение, которое осуществил правитель. Финансовую реформу также называют реформой Канкрина – министра финансов. Главная цель и суть изменения заключалась в том, чтобы вернуть доверие к бумажным деньгам.

Николай – это первый человек, который предпринял попытку не просто улучшить и создать стабильность в финансовой ситуации своего государства, но и эмитировать мощную валюту, высоко ценившуюся на международной арене. При этой реформе ассигнации должны были быть заменены на кредитные знаки. Весь процесс изменения поделили на два этапа:

  1. В государстве накапливался металлический фонд, который впоследствии, по замыслу, должен был стать обеспечением бумажным деньгам. Для этого банк начал принимать золотые и серебряные монеты с последующим их обменом на депозитные билеты. Параллельно с этим министр финансов – Канкрин, закрепил на одном уровне стоимость ассигнационного рубля, и распорядился исчислять все платежи государства в серебряных рублях.
  2. Вторым этапом стал процесс обмена депозитных билетов на новые кредитные билеты. Они могли без проблем обмениваться на металлические рубли.

Реформа Канкрина

Важно! Таким образом, Канкрину удалось создать такую финансовую ситуацию в стране, при которой обычные бумажные деньги были обеспечены металлом и ценились абсолютно так же, как и металлические деньги.

Крестьянская реформа

Главные особенности внутренней политики Николая заключались в действиях, направленных на улучшение жизни крестьян. За всё его время правления было создано 9 комитетов, обсуждающих возможность улучшения жизни крепостных. Сразу стоить отметить, что до конца решить крестьянский вопрос императору не удалось, поскольку делал он все очень консервативно.

Великий государь понимал важность отмены крепостного права, но первые изменения правителя были направлены на улучшения жизни именно государственных крестьян, а не всех:

  • В государственных деревнях, сёлах и других населённых пунктах увеличилось количество учебных заведений и больниц.
  • Выделялись специальные участки земли, где члены крестьянской общины могли их использовать для того, чтобы предотвратить плохой урожай и впоследствии голод. Картофель – это то, чем в основном засаживались эти земли.
  • Проводились попытки решить проблему недостатка земли. В тех населённых пунктах, где крестьянам не хватало земли, проводились переводы государственных крестьян на восток, где свободных участков было очень много.

Эти первые шаги, которые Николай I предпринял для улучшения жизни крестьян, очень сильно насторожили помещиков, и даже вызвали у них недовольство. Причиной этому послужило то, что жизнь государственных крестьян начала действительно становиться лучше, а следовательно, обычные крепостные начали тоже проявлять недовольство.

Крестьянская реформа

Позже, правительство государства во главе с императором начало разрабатывать план по созданию законопроектов, которые, так или иначе, улучшали жизнь обыкновенных крепостных:

  • Был издан закон, который запрещал помещикам рознично торговать крепостными, то есть продажа какого-нибудь крестьянина отдельно от семьи отныне была запрещена.
  • Законопроект, называющийся «Об обязанных крестьянах», заключался в том, что теперь помещики имели право отпускать крепостных без земли, а также отпускать их с землёй. Однако, за такое дарование свободы, освобождённые крепостные обязаны были выплачивать своим бывшим хозяевам определённые долги.
  • С определённого момента крепостные получили право покупать собственную землю и, следовательно, становиться свободными людьми. Кроме этого, крепостные также были наделены правом покупать собственность.

ВНИМАНИЕ! Несмотря на все вышеописанные реформы Николая I, вступившие в силу при этом императоре, ни помещики, ни крестьяне ими не пользовались: первые не хотели отпускать крепостных, а у вторых просто не было возможности выкупиться. Однако, все эти изменения были важным шагом на пути к полному исчезновению крепостного права.

Зарождение и развитие радикальных революционных идей в России Николая I

Поражение декабристов не ввергло российское интеллектуальное общество в уныние и застой. Напротив, в жесткую и реакционную эпоху Николая I радикально настроенная разночинная молодежь с энтузиазмом стремилась продолжить дело декабристов. Рождались новые идеи единения с народом на основе, набирающей в Европе популярность социалистической революционной теории. Времена правления Николая «Палкина» были нелегкими, но весьма плодотворными для русской радикальной общественной мысли.

В 30-50-х годах Россия переходила от аграрного общества к индустриальному (машины, производство, фабрики, становились на первое место). В связи с этим и общественные движения не придерживались единого направления.

Консерваторы
(стремящиеся к устоям и традициям) следовали идеологии С.С.Уварова (в будущем министра народного просвещения). В его видении основа Российского государства заключалась в православии, самодержавии и народности. Т.е. народ — это единое целое, с единым взглядом на общее благо и справедливость, а царь един с народом.

Либералы
делились на западников
(В.П.Боткин, И.С.Тургенев,…) и славянофилов
(братья Аксаковы, братья Киреевские и др.).

Для западников
было важно единение всех народов мира, так как отделение страны ведет к ее изоляции и загниванию. Собственно и прорыв России по их мнению произошел только после реформ Петра I, соответственно необходимо продолжать в этом ключе и присоединиться к Западной культуре, чтобы создать единое культурное поле

Славянофилы
наоборот говорили о самостоятельном пути России и ненужности западных заимствований. Предполагалось даже исключить заимствованные слова (катер, баржа, флаг, матрос, флот, акт, аренда, глобус и множество других).

При этом и западники и славянофилы отрицательно относились к крепостничеству и чиновничеству; стремились к постепенным, но серьезным реформам со стороны власти; и искренне верили в Россию и её процветание.

Революционные
студенческие кружки также набирали обороты, и теперь сюда входили не только высшие военные слои населения (как было у декабристов), но и другие представители общества. Полиция активно раскрывала эти кружки и не давала им укрепиться в серьезные организации.

С революционными идеями выступали и национальные движения, например, на Украине, где деятели требовали те же самые вещи: отмену крепостного права, сословий и равноправия для всех народов.

Идейными вдохновителями революционных настроений выступали А.И.Герцен, который разработал теорию русского социализма, где община крестьян имеет равные права и коллективно строит социалистическое общество без всяких самодержавцев.

К 40-м годам сформировались первые организации социалистов
, обсуждающих идеи революции в России, так как была потеряна надежда изменений «сверху». Основой обсуждения также стали революции в Европе, которые могли показать, как осуществить это в России. Но в 1849 г. организацию разгромили, часть людей казнили, а некоторых сослали на каторгу.

П.Я.Чаадаев
имел особое место среди мыслителей того времени. Он говорил об отлучении России от истории мира, о духовном застое, национальном самодовольстве и других проблемах, которые не дают России развиваться. Вскоре он был объявлен сумасшедшим, а журнал, где публиковались его письма, закрыли. Но Чаадаев отвечал на эти обвинения и продолжил выражать надежду на обновлении России и включении ее в западный христианский мир.

Основные особенности развития общественной мысли России при Николае I

Духовная сфера жизни российского общества при Николае I развивалась также под пристальным контролем государства. Однако, этот пристальный контроль и давление не только не ослабили прежних тенденций к развитию либеральных и даже радикальных воззрений, но усилили их, ведь, как известно, сила действия равна силе противодействия.

При Николае I российское общество начало фундаментально меняться, превращаясь из традиционного в индустриальное. Эта метаморфоза потребовала серьезного осмысления и переосмысления всех прежних и новых ценностей. В связи с этим в общественной мысли России того времени всё отчетливее стали проявляться различные направления, прежде всего такие как: консервативное, либеральное и радикальное.

Важно отметить, что общественная мысль в России второй четверти XIX века развивалась в условиях усиленного государственного контроля, ставшего результатом восстания декабристов. Всё больше усугубляются противоречия между реформаторскими устремлениями правительства и революционными протестами

Именно в этот период консервативное направление общественной мысли России оформляется впервые в целостную идеологию, однако, одновременно с этим, набирают популярность как либеральные, так и социалистические идеи. Одной из важнейшей особенностей развития общественной мысли России данного периода является также и тот факт, что представители тех или иных направлений общественной мысли фактически не имели возможности реализовывать свои идеи на практике, а могли лишь влиять на общественное сознание в целом через агитацию и пропаганду, как бы подготавливая российское общество к переменам.

Либеральное направление Российской империи

Либеральное движение в годы правления Николая 1 пользовалось популярностью у интеллигенции и было разделено на западников и славянофилов. Первые предпочитали перенимать опыт Европы в разных вопросах, вторые настаивали на формировании собственной идентичности России и русского народа.  Ключевой момент, позволяющий объединить две группы в одно направление – желание перемен внутри страны.

Славянофилы уделяли особое внимание православию как единственной верной религии, также им импонировало сохранение общины, а вот крепостное право считалось проблемой, тормозящей развитие страны. Ключевой ошибкой в истории считались реформы Петра 1, навязавшего европейский уклад

Западники старались сделать Россию более похожей на Британию, Францию и прочие великие державы (вестернизировать). Они хотели создать парламент и ввести конституционную монархию.

Консервативное направление

Под православием С.С. Уваров понимал особую религиозность русского человека, резко отличающуюся от той католической или протестантской религиозности, которую можно наблюдать в Европе. Православная религиозность всегда придавала особое значение коллективизму, отказу от материальных ценностей, страданиям как средствам очищения души и даже некоему мистицизму в осмыслении человеком своего места в мире в противоположность протестантско-католическому рационализму, стремлению к выгоде и индивидуализму.

Самодержавие , по мысли С.С. Уварова, это не только неограниченная власть российского монарха, но власть, основанная на единстве народа и монарха, защищающего и любящего свой народ подобно тому, как отец защищает и любит своих детей.

В целом, по закону жителям России разрешалось исповедовать любую религию, если она признавала власть императора и существующие в стане порядки. Однако, православие, безусловно, находилось в привилегированном положении. Поощрялся и переход из других религий в православие. Большим почетом и уважением пользовались православные старцы. Как раз именно на данный период пришлась жизнь и основная деятельность прославленного православного старца Серафима Саровского (1760-1833 гг.).

Помимо самого графа С.С. Уварова, яркими представителями российского консерватизма были и такие общественные деятели как историки Н.Г. Устрялов и М.П. Погодин , писатели Н.В. Кукольник , Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч , М.Н. Загоскин . Они не только развивали концепцию С.С. Уварова, но и доказывали исключительность и уникальность особого российского пути исторического развития, считая именно этот путь единственно правильным для России.

Революционные кружки и западники

Несмотря на усиление цензуры и подавление инакомыслия, в среде учащихся в годы правления Николая I возникали тайные кружки. Создателем одного из них были братья Критские, а другой организовал Николай Сунгуров. Они действовали недолго, вскоре их члены были арестованы представителями власти.

Среди западников было немало писателей и представителей интеллигенции. Они положительно относились к деятельности Петра I и выступали за развитие России по капиталистическому пути, схожему с Западной Европой, и за конституционную монархию. К западникам относились:

  • литературный критик Виссарион Белинский;
  • писатель Иван Тургенев;
  • историки Тимофей Грановский и Сергей Соловьёв;
  • правовед Борис Чичерин.

Самые важные сведения об общественном движении при Николае I, которые пригодятся при подготовке к урокам в 9 классе, можно представить в виде таблицы:

Консервативное

Теория официальной народности и её сторонники: Уваров, Греч, Погодин

Либеральное

  • Западники: Грановский, Соловьев, Кавелин, Тургенев, Чичерин, Белинский.
  • Славянофилы: Братья Киреевские, Хомяков, Аксаков и Самарин

Революционно-социалистическое

Герцен, Огарёв, Бакунин, Сунгуров, петрашевцы

Представителями русского утопического социализма периода правления Николая I были Александр Герцен, Николай Огарёв и идеолог анархизма Михаил Бакунин. Герцен в 1847 году покинул Россию и издавал в Англии журнал «Колокол» в Вольной русской типографии.

Рис. 3. А. И. Герцен.

Что мы узнали?

Общественное движение при Николае 1 кратко можно охарактеризовать так: в 1825–1855 годах в России были славянофилы, западники, анархисты, сторонники теории официальной народности и социалисты-революционеры.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Основные события и особенности

В укреплении власти Николай делал ставку на дворянство. Поэтому с началом правления монарх стремился усилить влияние и роль этого сословия, в надежде на поддержку. В 1828 году был издан Указ, по которому среднее и высшее образование стало доступно только дворянским детям (крестьяне могли посещать низшие школы). Кроме того, запрещалось при наследовании разделять дворянское имущество в состав которого входило более 400 крестьянских дворов. Эти шаги направлены на то, чтобы поднять роль и авторитет дворянства в жизни государства. Активные действия проводились для расширения и укрепления аппарата власти.

Реформы государственного управления

Одним из первых шагов императора Николая I было усиление роли Собственной его Императорского Величества Канцелярии. Этот орган существовал и раньше, но во время правления Николая стал играть главную роль во внутренней политике государства. В 1826 году по указу императора создано второе отделение Канцелярии под руководством М. Сперанского. Его задача – систематизация и упорядочение российских законов. Работа шла активно, и в 1833 году «Полное Собрание законов Российской империи» было опубликовано.

Детищем Николая стало созданное в 1826 году Третье отделение Канцелярии, основная задача которого состояла в борьбе с революционными настроениями в обществе, осуществление политического сыска. Возглавил отделение граф Бенкендорф. В результате существенно увеличился жандармский корпус, который должен был обеспечить устойчивость и безопасность самодержавия. За период царствования императора Николая I увеличилось общее число чиновников (с 15000 до 90000 ), что усложнило контроль за их деятельностью, привело к росту коррупции и казнокрадства.

Крестьянская и финансовая реформы

Николай понимал необходимость отмены крепостного права, однако осуществить такое кардинальное преобразование был не готов. Он предпринял ряд шагов, направленных на изменение положения государственных крестьян, чем вызвал недовольство помещиков и крепостных. В результате первых преобразований действительно улучшилась жизнь только государственных крестьян, поэтому реформы пришлось расширить:

  • Крестьяне получили право выкупа земли в случае продажи имения, где они жили, за долги. Также им было разрешено покупать собственность (населенные земли и строения).
  • Помещикам разрешено отпускать крестьян без земли или с землей. За освобождение крестьяне должны были заплатить помещику.
  • Введен запрет на продажу крестьян по отдельности. Теперь их можно было продавать только целыми семьями.

Кроме того, в государственных деревнях стали активнее строить школы и больницы, были выделены земли под общественное использование крестьянской общиной. Эти земли в основном засаживались картошкой, что вызвало недовольство в народе. По стране прокатились «картофельные бунты». Началось активное переселение государственных крестьян на свободные земли, в том числе на восток.

Несмотря на некоторое ослабление крепостничества, Николай не избавил от него Россию.

Благодаря финансовой реформе, которая проводилась под руководством министра финансов графа Канкрина в период с 1939 по 1843 годы, серебряный рубль стал основным средством платежа, что позволило избавиться от большого количества бумажных денег, укрепить финансовую систему России; преодолеть бюджетный дефицит.

Бунты

Теперь давайте поговорим про бунты. Волнения среди населения — достаточно частое явление для России. Во время правления Николая Первого они тоже были.

Давайте в целом разберемся, почему происходят восстания? Население чем-то недовольно, происходят массовые волнения. Таким образом люди как раз выражают свое несогласие с чем-либо, возмущение ситуацией. В современном мире все проходит более мирно, чем это было раньше, так как за столетия выработалась культура гражданского волеизъявления. В XIX в. дело решалось более брутальными способами.

  • 1830-1831 гг. — холерные бунты. Холера — болезнь немытых рук, приводящая к высокой смертности. Люди считали, что холера распространяется из-за увеличения количества заводов. В города стекаются люди, чтобы работать, происходит скопление людей, поэтому холера быстро распространяется; 
  • 1830-1831 гг. — восстание в Польше.

Причины: 1) нарушение императором положений Конституции Царства Польского; 2) недовольство русским управлением в Западном крае; 3) планы польского национально-освободительного движения возродить Речь Посполитую в границах 1772 года.

Итог: восстание подавлено графом Паскевичем.

Изменения: упразднение автономии Царства Польского и ведение в нем прямого русского управления. Это выразилось в отмене Конституции Царства Польского и во введении Органического статута Царства Польского.

1830-е-40-е гг. — картофельные бунты. Чтобы бороться с голодом населению насаждают картофель. То есть говорят: «Ребята, теперь мы сажаем картофель!» Но есть проблема: никто не объяснил, что есть нужно корни картофеля, а не зелень, которая растет сверху. Люди недовольны, люди бунтуют, потому что этой зеленью можно отравиться. 

Радикальное направление

Радикальное направление общественной мысли проявлялось в эти годы поначалу в формировании многочисленных тайных кружков, вынашивающих те или иные незаконные планы. Так, в 1827 г. властями был раскрыт кружок братьев Критских , в 1831 г. – кружок Н.П. Сунгурова . Оба кружка замышляли вооруженное восстание.

В знаменитый кружок Н.В. Станкевича (1833-1839 гг.) входили не только революционеры, но также представители западничества и славянофильства. С 1831 по 1834 гг. просуществовал кружок Герцена-Огарёва .

Однако, члены разгромленных кружков не прекращали свою общественную деятельность, а переходили в новые кружки, уезжали за границу и действовали оттуда или начинали заниматься публицистикой как средством донесения собственных идей.

Окончательно радикальное (или иначе говоря, революционное) движение в России оформилось лишь к середине XIX века. Очагами революционных движений порой становились не только крупные центральные города, но и национальные окраины, где революционные требования сливались с стремлением к национальной независимости. Так, в 1846-1847 гг. на Украине возникло Кирилло-Мефодиевское общество во главе с известным историком Н.И. Костомаровым . Еще одним известным лидером данного общества стал украинский поэт Т.Г. Шевченко . Кирилло-Мефодиевское общество требовало отмены крепостного права и сословных привилегий, но главной целью общество было создание федерации славянских республик. Н.И. Костомаров выступал за применение умеренных средств в борьбе за осуществление задач Общества, Т.Г. Шевченко был настроен гораздо более радикально. Уже в 1847 г. Общество было разгромлено властями.

Примерно в тот же период в Санкт-Петербурге существовал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского , куда входили М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский и многие другие поэты, писатели, деятели культуры и науки. Члены кружка изучали социалистические идеи и возможность их осуществления в России, в том числе революционным путем. В 1849 г. кружок был также раскрыт и ликвидирован правительством. Интересно отметить, что Ф.М. Достоевский разочаровался впоследствии в социалистических идеях.

Несмотря на все усилия государственной пропаганды и III отделения в борьбе с инакомыслием, в стране всё более и более распространялись как либеральные, так и более опасные для властей революционные настроения. Недостатки самодержавно-крепостнической системы стали абсолютно очевидными для наиболее передовой части российского общества.

В следующей статье начнем рассматривать внешнюю политику Николая I.

Обязательно вступайте в нашу группу в vk ! Там еще много интересного и полезного для подготовки к ЕГЭ по истории!

Спонсор данного выпуска — сайт stoneworkshop . Stoneworkshop — это мастерская изделий из искусственного камня для квартир, домов, офисов и приемных зон.

Тема сегодняшнего урока — Общественное движение в годы правления Николая 1. В эпоху царствования Николая российское общественное движение фактически переживает период своего становления. Мы выделим несколько основных черт, характерных данной эпохе.

Основные направления общественного движения России

В стране преобладало инертное большинство и прагматики, отстаивающие собственные интересы. А среди идеологических направлений было 4 ключевых группы, каждая имела свои цели, которые указаны в таблице.

Общественные направления Политические взгляды
Консерваторы

Сохранение крепостного права, концепция собственного пути и абсолютизм

Либералы-западники

Введение парламента, европейский опыт, конституционная монархия.

Либералы-славянофилы Отмена крепостного права, некоторые реформы
Радикалы Революция, смена власти внутри страны, утопический социализм

Сравнение общественных движений прошлых эпох показывает неоднородность взглядов касательно монархии, внешней политики и крепостничества. Это окажет большое влияние на будущую Россию.

Анархисты

В общественных движениях России конца 19 века можно выделить 2 основные группы анархистов: революционные и мирные. Лидером революционного анархизма выступал Пётр Алексеевич Кропоткин. Основная идея революционного анархизма заключалась в уничтожение государства как структуры, а также в уничтожении любой системы, практикующей эксплуатацию человека. Князь Кропоткин полагал, что уничтожить государство возможно только социальной революцией. После нее должны были сформироваться федерации трудовых коллективов, а также объединения людей с общей целью и идеей. Эта идеология в дальнейшем трансформировалась в 4 направления:

  • Анархизм «коммунизм». Выступали за активную стадию народной революции. Представитель — Кропоткин.
  • Анархизм «синдикализм». Пытались совместить идеи уничтожения государства с идеями создания кооперативов и коопераций. Представитель: Кирилловский.
  • Анархисты «индивидуалисты». Выступали за свободу личности, которая никем и ничем не ограничена. Представители: Городецкий и Паровой.
  • Анархисты «безначальщины». Предполагали наличие террора важнейшим фактором при образовании государства. Представители: Махно, Романов.

Лев Толстой за работой

Идейным вдохновителем мирного анархизма был Лев Николаевич Толстой. Он говорил о том, что власть и государство должны трансформироваться с точки зрения принципов религии раннего христианства, а также на принципе русских духоборов. Духоборы ранее проповедовали принципы равенства, полного отсутствия насилия, а также отречения личности ради достижения духовного идеала. Идеи выражены в знаменитом произведении «Учение о непротивлении злу насилием».

Проблемы общественного движения

После восстания декабристов общественное движение в России сталкивалось с весьма жесткой позицией центральных властей. Второе — в это время оформится консервативная идеология в общественном движении. Третье — одновременно с консервативной будут оформлены и социалистические и либеральные течения общественной мысли.

Кроме того, четвертое — наметился окончательный разрыв между реформаторской деятельностью властей и революционными настроениями в обществе. Наконец, пятое- нужно отметить, что для российского общественного движения характерно отсутствие возможностей что-либо предпринять на практике. Все их действия носили характер просвещения современников для будущих перемен.

Другие реформы

При Николае Первом проводится очень важная денежная реформа. Всего в XIX и XX вв. их было несколько основных. О других мы поговорим чуть позже, в других статьях, а сейчас затронем реформу Канкрина, благодаря которой укрепился рубль. Кроме того, стоит затронуть инвентарную реформу, которая тоже была значимой. 

  • 1839-1843 — денежная реформа Канкрина. Систематизация денежной системы и укрепления рубля. В банке лежит определенное количество денег, и точно такое же количество денег находится в обращении. Это укрепляет рубль. Все сделки необходимо проводить только в серебре. Серебряный рубль стал использоваться как основное платежное средство, а бумажные деньги отходили на второй план; 
  • 1847-1848 гг. — инвентарная реформа. Опись размеров наделов и повинностей крестьян. Ограничение произвола помещиков в западных губерниях. 

Консервативное направление

Основная цель консерваторов – сохранить статус-кво. Они поддерживали самодержавие и крепостничество, а страну рассматривали через призму идей просвещения, когда император и народ были союзниками со своими задачами. В работе деятелей того времени можно выделить три главных посыла, на которых должно было строиться будущее развитие России:

  • православие – ключевая духовная скрепа;
  • самодержавие – лучшие политический строй;
  • крепостное право – благо для русского народа.

В консервативном направлении были люди, уделявшие внимание русской идентичности и миссионерской деятельности. В России поощрялся переход в православие, появилось первое подобие национальных мифов и концепция особенного пути для страны, опыт которой непросто сравнить с общемировым

Разработка идеологии

Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой министра народного просвещения графа Уварова. Именно ему принадлежит знаменитая формула православия, самодержавия и народности. Что он под ней понимал? Уваров говорил, что для России характерно специфическое православное понимание мира, в котором для человека гораздо более важен общий интерес, нежели его личный.

Самодержавие граф понимал, как единство царя и народа. Единство, без которого по его мысли в принципе российский человек существовать не может. Наконец, народность, наверное, самое сложное из этих трех понятий, подразумевала под собой единство всех российских сословий: мещан, дворян и прочих.

Теорию Уварова поддержали многие видные деятели того времени, в том числе историки Погодин и Устрялов, драматург Кукольник, писатель Греч и многие другие.

Значение политических движений

Несмотря на всё происходящее в стране во время правления Николая I, именно благодаря появлению различных движений удалось сохранить внутреннюю свободу. Общественная мысль была заметно усложнена, появились новые идейные течения. Начался процесс разделения политических направлений, каждое из которых разрабатывало программу дальнейшего развития России.

В направлении общественной мысли появилась освободительная атмосфера и благодаря этому началась долгожданная подготовка к ликвидации зависимости людей.

Различные общественные движения внесли незаменимый вклад в развитие русской культуры, в особенности на литературу. Авторы в своих произведениях придавали художественную форму новым общественно-политическим идеям и, благодаря этому, воздействие на общество усиливалось.

Предыдущая запись Ассирийская империя — положение, достижения и характеристика правителей
Следующая запись Колонии Франции в ХIX и XX веках — особенности колониальной политики, режим и список

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: