Содержание
Слайд 1
Легенда о берёзе
Работа
ученика 6 Б класса
МОУ Гимназия № 82
Г. Уфы
Гадельшина Инсара.
Слайд 2
Белая берёза – символ России, самое родное и милое деревце! Сколько песен сложено о ней, сколько стихов!
Русская берёзка Люблю берёзку русскую,То светлую, то грустную,В белёном сарафанчике,С платочками в карманчиках,С красивыми застёжками,С зелёными серёжками.Люблю ее нарядную,Родную, ненаглядную,То ясную, кипучую,То грустную, плакучую.Люблю берёзку русскую,Она всегда с подружками,Под ветром низко клонитсяИ гнется, – но не ломится!(А. Прокофьев)
Слайд 3
О пользе берёзы в народе говорят так: «У берёзы четыре дела: первое дело – мир освещать; второе дело – крик утешать; третье дело – больных исцелять; четвёртое дело – чистоту соблюдать».
Слайд 4
Когда-то давно на месте, где сейчас находится наш лагерь, стоял город. В нем жили юноша и девушка. Они любили друг друга и каждый день утром и вечером встречались в уединенном месте на берегу озера.
Слайд 5
Юноша был очень добрый, красивый и умный. Девушка тоже была замечательной, но у нее был вздорный характер, поэтому каждое утро во время встречи с юношей она умудрялась с ним поссориться из-за какого-нибудь пустяка. Вечером они мирились. И так продолжалось много времени.
Слайд 6
Юноша очень любил девушку, но постепенно им стали овладевать грустные мысли: «Почему она все время пытается со мной поссориться? Может быть, она меня не любит?» И юноша решил отправиться на один год в путешествие, чтобы дать девушке возможность подумать о своих чувствах.
Слайд 7
Утром девушка пришла на место свидания. Но юноша не появился. Вечером он снова не пришел. И на следующий день его не было. Девушка заволновалась и пошла к дому юноши. Но юноши она там не нашла. У соседнего дома она увидела старенького старичка и спросила у него, не видел ли он юношу.
Слайд 8
Старичок ответил, что видел, как юноша ушел в неизвестном направлении, никому ничего не сказав. Девушка ужасно расстроилась, но, делать нечего, стала ждать возвращения юноши… Шли дни. С каждым днем жизнь, казалось, потихоньку уходила из девушки. Она становилась все грустнее и грустнее…
Слайд 9
Прошёл год. И вновь утром девушка сидела на месте их встреч на берегу озера. Она уже не надеялась ни на какое чудо. Она поняла, что сама виновата во всем, потому что довела юношу своими никчемными и пустыми упреками, и он ее разлюбил.
Слайд 10
Девушка упала на землю и разрыдалась. Ее сердце разрывалось от боли. И в этот момент девушка превратилась в стройную березку, которая низко склонилась над водой, как будто от тяжести горя и слез…
Слайд 11
А через пять дней вернулся юноша. Он пришел в город радостный и счастливый. За время своего путешествия он понял, что безумно любит девушку и готов прощать ей любые упреки, лишь бы она была с ним и любила его. Юноша поверил, что любовь побеждает все, и они обязательно будут счастливы.
.
Слайд 12
Юноша поверил, что любовь побеждает все, и они обязательно будут счастливы. Юноша пришел на место свидания, но не нашел там девушку. Он очень удивился и отправился в город, чтобы расспросить о ней. Старенький старичок сказал юноше, что несколько дней назад девушка приходила к его дому, но с тех пор ее никто не видел.
Слайд 13
Юноша вновь пошел на место на берегу озера, размышляя о том, куда же делась девушка, что же с ней случилось. И вдруг он увидел, что на этом месте появилась новая березка, словно плачущая над водой. Любящее сердце дрогнуло… Юноша догадался, что эта березка и есть его девушка, которая не выдержала его непонятного ухода.
Слайд 14
Юноша знал, что не сможет жить без девушки. Он превратился в высокий стройный тополь, который и поныне стоит на берегу озера в нескольких шагах от березки. Они навечно рядом, но никогда не смогут быть вместе..
«Берегите свою любовь!» — словно говорят они нам…
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Посмотреть все слайды
ВОЛШЕБНОЕ ДЕРЕВЦЕ
Первый луч солнца пробежал по воде. Замерла, как неживая, Асальда и пропала. На ее месте березка белоствольная листвой зашелестела. Не знал Дитята, что русалке нельзя видеть первые лучи солнца, иначе станет она березкой или каким иным деревом. Такое вот и случилось с Асальдой.
Статья по теме
Росли здесь сады… Откуда могло пойти название «Грушевка»?
Рассказал Дитята в селище о том, что произошло на берегу. Поверили ему родичи. Многие стали приходить к березке. Девицы украшали ее лентами. Свои тайные желания высказывали, просили помощи. И парни неженатые тайком приходили к березке. Сказывали, что всем помогала березка.
Много воды утекло с той поры в реке. Поменялось и ее имя. Из Асальды Ясельда получилась. Давно постарела и упала русалкина береза. На ее месте вырастали, старились и падали иные березы. Только каждая из них оставалась той, в которую давным-давно превратилась Асальда. Такая память жила в поколениях. И шли к ней парни и девушки, привязывали к ее ветвям ленты, подвешивали украшения. Потому и к селищу имя Береза пристало.
Годом рождения города принято считать первое упоминание в летописи — 1477-й. Некий богатый владелец села Береза построил здесь костел. Об этом стало известно тогдашнему летописцу. А позже, уже в XVII веке, право владеть городом получил картезианский орден. Стал зваться город Березой-Картузской. Как ни играла история с названиями города, а память о той первой березе, с которой все сказки тут начинаются, не истерлась. Вернулось городу древнее название «Береза» в 1940 году.
Виктор КРУКОВСКИЙ
Многие стали приходить к березке. Сказывали, что всем она помогала. Коллаж Тараса БОЯРЧУКА
Поверья о березе
Никто не сможет остаться равнодушным к красоте символа Русского Севера – березе
Удивительно красивое дерево притягивало к себе внимание во все времена. Люди восхищались ее красотой и легкостью, ценили древесину и использовали ее в быту
Первые летописи были написаны на березовой коре – бересте. Немало поверий связано с ней. В русских сказках береза – это девушка, или русалка, которая превратилась в дерево. Белая кора дерева напоминает белизну девичьей кожи, а кудрявая легкая листва похожа на женские локоны. В Полесье есть легенды, в которых говорится о том, что у Адама были дочери. Они превратились в березы, вросли корнями в землю, а по весне плачут – и их слезы, это чистый и целебный березовый сок.
Обряд сватовства на Руси был окружен разными символами. Так и березе было отведено место. По традиции она воплощала собой образ невесты, в то время, как образом жениха был дуб. Так же если в доме рождался ребенок, существовала традиция сажать порога березу, чтобы дерево оберегало и дом, и ребенка от всех напастей. Но не везде, в некоторых районах считалось наоборот – если береза растет вблизи дома, то это не к добру.
Существовало так же поверье, восходящее к глубокой древности, которое говорило, что души умерших родителей на время покидают свое загробное пристанище и приходят на землю к живым. Для этого березы сажали у дома, чтобы родителям было куда прийти. Под стволами ставили кувшин с водой, чтобы душа могла омыться и напиться. Большое место отводилось березе в поминальных обрядах. Собираясь на кладбище навестить своих умерших, брали с собой яйца, окрашенные березовым листом. Могилу обметали березовыми ветками и втыкали их в могилу. Это позволяло пообщаться с душой усопшего. Уходя, могилу снова обметали, а эти ветки забирали с собой. Березу использовали в обрядах излечения. Больного ребенка обмывали водой и выливали под березу. Повторяли обряд сорок раз. Поверье гласило, что это поможет победить болезнь.
Березовые ветви, которые брали с собой на большие праздники, потом хранили в доме весь год как оберег от несчастий и злых сил. Не все народы почитали березу, но на Руси в большинстве районов береза была символом доброты и чистоты. К ней обращались с просьбами, считалось, что она может исполнить заветное желание. Молодые девушки приходили к березе с угощением и просили ее о самом сокровенном. В других народах тоже прижился образ березы как символ Руси.
Трагедия явора
Часто славянские предания о деревьях рассказывают о семейных трагедиях, открывая нам связь между миром растений и людей. Одна из таких легенд говорит, что в одной деревне проживали мать с сыном.
У женщины был непростой характер она всё время донимала юношу, не давая ему покоя и стараясь привязать к себе. В конце концов он не выдержал, взял коня и умчался в чистое поле. Там в отчаянии юноша обратился в явор, а его конь, повторяя судьбу хозяина, принял облик камня.
Юноша обратился в явор, а его конь принял облик камня у самого ствола дерева / Княженика / fotoload.ru
Спохватилась мать, заметив, что сына долго нет дома, пошла искать его. И вдруг видит: в поле, где прежде ничего не было, растёт высокий явор, а под ним лежит белый валун. Подошла женщина к дереву, опустилась на камень и горько зарыдала. И вдруг явор заговорил с ней. Поняла тогда мать, что случилось с её сыном. С горя и она обратилась в пыль, желая оставаться рядом с явором.
Прокудливая береза
Когда-то, много веков тому назад, жили в Парме языческие племена. Не ведали они о Христе, а верили в деревянных идолов с головами птиц и зверей и с человеческим телом. Для этих богов строили люди кумирни, и всегда мерцало там пламя священного костра. У ног чудовищ грудами лежали богатые дары, а губы идолов чернели от жертвенной крови. Восхваляли богов шаманы, пели для них протяжные песни. И казалось, что это сам дикий северный ветер гудит заунывно над тайгой.
Крепко завладели умами и душами деревянные болваны. Но более других кумиров почитали язычники прокудливую березу, что возвышалась на зеленом холме. Широкий ствол этого вещего дерева вздымал копну темно-зеленой листвы. Казалось, она вздыхала и шептала тайные слова, ведомые лишь ветру да бубну старого шамана.
Едва вечернее солнце в облаке легкого тумана окуналось в реку, во все стороны береза бросала длинные тени, словно тянула руки к живым сердцам. Проклятое дерево пело вкрадчиво и страстно, и люди приходили на этот зов, разжигали костры и приносили своей богине бесценные дары. Обмазывая березовый ствол дымящейся кровью оленя, шаман выпрашивал мира и покоя для его племени, ясной погоды и хорошей добычи.
Лиственный идол внимал словам и впитывал, впитывал жертвенную кровь. Женщины с поклоном повязывали на ветки прокудливой березы яркие ленты и полоски кожи, крошечные деревянные фигурки людей и животных. И богиня качала украшениями, обещая каждому всего, что он желает. К утру, когда затухал огонь, березовая кожа, окропленная кровью, вновь становилась белой.
Так проходили века. Поколения сменяли друг друга, над Пармой бушевали стихии, гибли в огне селенья, войны уносили тысячи жизней, язычники гибли от болезней и голода. И ничем не могла им помочь прокудливая береза. Однако верить в нее люди продолжали до тех самых пор, пока не пришел в этот древний край благочестивый Стефан Пермский. Святитель принес в Парму истинную веру в Иисуса Христа, как любовь, как свет добра и благодати. Многие приняли христианство, возлюбили Христа всей душой. Но не мало оставалось и тех, кто яростно боролся за своих идолов. И «великую» березу.
Язычники нещадно истребляли христиан, а Стефан уничтожал кумирни, сжигал их вместе с жертвенными дарами. Дошел черед и до прокудливой березы.
Ровно в полдень Стефан принялся за дело.
Но едва он вонзил острие топора, из ствола полилась черными ручьями густая, смрадная кровь, дерево загудело, застонало, мужские, женские и детские голоса стали жалобно умолять: « Не трогай нас, Стефан, не трогай! Мы – людские души, мы поселились здесь и не хотим оставлять эти места!..»
Стефан содрогнулся от увиденного и осенил себя крестным знаменьем: «Вы не души, а бесы, помрачающие разум!»
И тут вновь заговорили голоса, но уже не жалобно, а злобно, с рычанием и свистом: «Ты угадал, пришлый проповедник! Но это тебе не поможет. Никто и никогда не свалит наше дерево!»
Стефан уже не слушал бесов, и вовсю рубил березу. Однако она была настолько толста, что за один день святитель управиться не смог и решил продолжить богоугодное дело следующим утром. Оставив топор воткнутым в ствол, Стефан ушел в свою келью.
С лучами зари, отдохнув и вознеся раннюю молитву Господу, святитель поднялся на холм, чтобы завершить начатое. Но что это? Береза стояла невредима, словно и не трудился над ней вчера топор! Сам же топор валялся поодаль в высокой траве.
С терпением и упорством святой муж принялся за дело. И вновь не успел он завершить работу.
Что ж, пришлось отложить до утра.
А на рассвете Стефан нашел березу без единой царапины. Пришлось начинать с начала. Святитель рубил бесово дерево и просил Господа, чтобы не чувствовать в теле усталость, чтобы удвоить силы и разрушить колдовские чары.
Из-под топора летели черные щепки, и, наконец, к вечеру прокудливая береза затрещала и повалилась на землю. От глухого удара вздрогнули цветы, и в тот же миг листва березы обуглилась, сморщилась и вместе с трухлявым стволом рассыпалась в прах. Только и остались в траве кожаные ремешки и ленточки, да точеные фигурки из дерева, что дарили «богине» языческие женщины. Но вскоре ветер подхватил их и разнес по чащам и болотам, где зацветала клюква и пронзительно квакали пятнистые лягушки…
Использованы материалы из книги «Сказки Древней Чердыни» С.Ю.Володина Березники: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2008
ПОДБИТАЯ УТИЦА
Полетела Асальда над речкой, словно подбитая стрелой утица, и упала с высоты в омутистое место. Увидел это Дитята, бросился в реку, но нигде не нашел жены. Задумал Дитята покарать Переплута. Искал его повсюду. Но хитер злой дух. В иные края унес его ветер.
Жалели все в селище пропавшую женщину. И речку, где сгинула она, стали Асальдой называть. Часто приходил Дитята на берег. Виделось ему не один раз, что жена выходит из воды, говорит ему ласковые слова. И дождался. В купальскую ночь разошлась вода в Асальде, и вышли из нее на берег русалки.
Смотрел Дитята на жительниц омутов. Узнал в одной из них Асальду. И она узнала его. Не дала своим подругам зачаровать его и в воду за собой заманить.
Отвел Дитята Асальду в березняк. Стал рассказывать о селище, о людях, об охоте, урожаях. Видно было, что Асальде интересно все. Сама же ни словечка не обронила. Не заметили, как ночь минула.
Краеведческая сказка от «АиФ». Откуда в Минске появилась Серебрянка
Подробнее
Топ вопросов за вчера в категории Окружающий мир
Окружающий мир 30.06.2023 09:27 640 Десяткин Влад
Сообщение о вредных привычках 4 класс по окружающему миру.
Ответов: 3
Окружающий мир 03.06.2023 15:23 189 Костенко Поля
Насколько успешной была практика создания меновых дворов? какую роль они играли?
Ответов: 1
Окружающий мир 04.06.2023 07:03 410 Городницкая Влада
Какие богатства арктической зоны использует человек?
Ответов: 1
Окружающий мир 19.06.2023 12:20 471 Андреев Виталя
Сочинить сказку «Путешествие в стране вредных привычек» (С интернета не надо,и с ответов в этом прил
Ответов: 1
Окружающий мир 29.06.2023 00:02 471 Смирнов Евгений
Как использовали люди Волгу раньше и как сейчас? Что делается для её охраны от загрязнения? Дам вс
Ответов: 2
Окружающий мир 04.06.2023 17:06 392 Асмоловская Ксения
на рисунке груглворот воды в рабочей тетради стр 30 изобрази условными знаками завод и сельский дом.
Ответов: 2
Окружающий мир 17.07.2023 01:25 320 Кулешова Ксения
Как меняется уровень воды в стакане после заморозки
Ответов: 2
Окружающий мир 11.04.2021 19:23 129 Ягодка Лайла
Как относятся к труду представители разных религий ? Скажите пожалуйста буду очень рада)
Ответов: 2
Окружающий мир 02.07.2023 00:25 186 Каралов Тёма
Ок мир 4 класс Зона Арктических пустынь КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ
Ответов: 2
Окружающий мир 22.02.2021 02:51 258 Barbq-Junior Андрюха
Маленький рассказ о красоте неба 2 класс
Ответов: 2
Берёза – воплощение женственности
Если дуб считали священным деревом могущественного и грозного бога Перуна, то берёзу связывали с именем солнечного покровителя Купалы. Это дерево было поистине мистическим, ведь нередко принимало участие в обрядах, связанных с гаданиями и попытками узнать будущее.
Берёза связывалась с девичьей красой, но при этом являлась излюбленным растением русалок. В Русальную неделю они любили кататься на ветвях берёзы, заплетали косы из них и манили к себе заблудившихся путников. Иногда о берёзе в поверьях говорится как о главном Мировом Древе:
Берёза символизировала загадочность и женственную красоту / AlainAudet / pixabay.com
Но как мне кажется, это открывает не столько главенство берёзы, сколько её связь с женским началом. Если дуб олицетворял мужественность и силу, то изящная берёзка соответствовала загадочности и женственной красоте. До наших дней дошло предание, связанное с упоминанием этого дерева.
Как рассказывали в старину, давным-давно жили в одном селении брат с сестрой. Их дома находились на противоположных берегах, а потому приходилось брату ходить через мост, чтобы побывать в гостях у сестры. Но однажды девушка сама решила посетить брата.
С берёзами связано много славянских преданий / Танечка / fotoload.ru
Тот отговаривал её, заявляя, что хлипкий мосток может не выдержать, а потому не стоит рисковать, но упрямица всё-таки решилась на этот отчаянный шаг. Не успела девица ступить на мост, как тот обрушился под ней. Она не умела плавать, а рядом никого не было. Это и привело к трагедии.
Однако боги смилостивились над красавицей, обратив её в берёзу, стоящую у реки. Ясные глаза девушки обратились в терновые ягоды, а косы стали шелковистой травой, растущей у подножия дерева. С тех пор и стоит печальная “невеста”-берёза на речном берегу, печалясь о своей доле. Несмотря на преображение, красота девушки сохранилась в изящном высоком дереве.
Боги смилостивились над утонувшей красавицей, обратив её в берёзу, стоящую у реки / Евгений Ковальчук / photocentra.ru
Применение березы
О том, что это растение давно и прочно вошло в наш быт, говорит старинная русская пословица – загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре пользы. Первая польза – больным здоровье. Вторая – от тьмы свет. Третья – дряхлых исцеление. А четвёртая – людям колодец».
Разгадать ее нетрудно. О пользе целительного березового сырья можно писать целые трактаты. Народная медицина уже не одно тысячелетие использует листья, почки, кору, сережки и даже пыльцу березы в качестве мочегонного, противовоспалительного, желчегонного, витаминного, антисептического средства для лечения целого спектра заболеваний. Не говоря уже о грибе чаге, паразитирующем на березе, которым наши предки научились врачевать различного рода воспаления и опухоли, включая злокачественные.
А еще ведь есть березовые веники, которые являются неизменно главным атрибутом наших исконно-русских бань. Веник не просто дань традиции. Биологически активные ферменты, содержащиеся в листве березы, проникают через расширенные поры распаренной кожи и помогают нам избавиться от простудных заболеваний и воспалительных процессов.
Березовая лучина не одно столетие была неизменным компонентом русского быта, ее свет чаще всего освещал крестьянские жилища. Вот вам и вторая отгадка. Впрочем, можно отгадывать ее и по-другому. Вспомним берестяные грамоты, которые, благодаря присутствию в них смолистых веществ, сохранились до сих пор и многое рассказали о наших пращурах. Чем вам не свет истории?
Третья отгадка тоже намекает на бересту. Дело в том, что берестой в старину скрепляли битые горшки. Кроме того, береста и древесина березы и сейчас используются в народных промыслах для производства предметов быта – детских резных игрушек, портсигаров, туесков, коробок, ковшей, корзинок, в старину – лаптей. Для поделочного материала годятся только старые березы (от 60 до 100 лет).
На дрова (а береза считается самым лучшим материалом для отопления) можно брать древесину любого возраста.
В строительстве ранее береза не использовалась, она легко поражается гнилостным грибком Nyctomyces suaveolens. Но благодаря современным пропиткам, сегодняшний строительный березовый материал по своей прочности и легкости не уступает стальным конструкциям, а по своей долговечности – бетонным. Хороши также из ее древесины фанера и лыжи.
О четвертой отгадке вы и сами догадались. Самым полезным в березе является ее сок — березовица, лекарство от ста хворей. В старину говорили: «три недели пьешь березовицу – здоров весь год». А еще говорили, что в слезах березы большая богатырская сила. И это, действительно так, к весне ее сок накапливает максимально возможное содержание полезных компонентов для того, чтобы дать растению новую жизнь.
Вам будет интересно: Как вырастить березу на даче — посадка и уход
Легенда о кедре
С давних пор алтайцы считали кедр одушевленным и объясняли это такой легендой…
Однажды в глухой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним раскидистым кедром. Кедр был очень стар, весь покрыт извилинами, с кривыми ветвями, а на земле под кроной, опавшая за всю его жизнь хвоя лежала толстым слоем.
Крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Перед утром он проснулся оттого, что до его слуха донесся чей-то стон и тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым кедром, стоявшим рядом. Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может стоять. «Что же ты не падаешь, ведь я слышал об этом ещё вчера?» – удивленно заметил молодой кедр. «Да» – ответил старый кедр – «Я упал бы ещё вчера, но подо мной лёг спать уставший человек». Пожалел охотник старого кедра, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и отошел в сторону. Закачался старый кедр и с вздохом облегчения упал на землю.
История тополя
Другое предание, к сожалению, не имеет счастливого финала, зато раскрывает тайну появления крайне интересного дерева. Согласно легенде, в далёкие времена одна девушка, просватанная за своего возлюбленного, вынуждена была разлучиться ним. Пришёл срок возвращаться жениху – а его всё нет. А вскоре узнала девица, что её ненаглядный погиб в пути.
Вышла она из дома, отправилась в поле, а потом протянула руки к небу и обратилась в стройное изящное дерево – тополь. Даже сегодня, глядя на тополя, может показаться, что они словно бы отделены от других деревьев. Тополя напоминают гордых одиночек, что замерли на своём месте и незримо тянутся к небу.
Кстати, знатоки деревьев и люди, интересующиеся ритуалами, связанными с растениями, считают тополь одним из самых “нейтральных” представителей растительного мира
По их мнению, он не стремится помогать человеку, но и навредить тоже не может, а потому, если необходимо попросить помощи у этого дерева, важно найти особый подход к нему
Тополя напоминают гордых одиночек, что замерли на своём месте и незримо тянутся к небу / AnnaER / pixabay.com
В самом начале своего рассказа я неспроста отметила, что нам стоит многому поучиться у своих далёких предков. Они видели мир волшебным и живым, умели взаимодействовать с природой. Их предания о появлении деревьев, интересные поверья, связанные с лесными “друзьями” показывают, насколько глубоко и чутко славяне воспринимали природу, которая оберегала и защищала их. Конечно, всё это есть и в нас – просто не стоит забывать, что окружающий мир – не дополнение, а основа нашей жизни.
На обложке: «Нежное утро» / Юрий Борисов / fotoload.ru
Ива – дерево русалок
Таинственной и притягательной для древних славян была ива. Это дерево использовали во множестве женских ритуалов и магических обрядов. Во время праздников (в частности, на Купальскую ночь) девушки плели венки из ивовых ветвей. Они верили, что так можно заполучить любовь и узнать будущее. Ива нередко ассоциировалась с русалками.
Один облик этого дерева напоминает девичий силуэт, склонившийся в печали. Ива часто стоит на берегу водоёмов, а потому вполне логично, что народ связывал её с печальной участью русалок-утопленниц и несчастных девушек, не познавших счастья взаимной любви.
Ивовые ветви, согласно поверьям, могли защитить от злых духов и укрепить здоровье человека / Jochen_Schaft / pixabay.com
Ивовые ветви, согласно поверьям, могли защитить от злых духов, укрепить здоровье человека, уберечь домашнюю птицу и скот от болезней, наделяли людей и животных плодовитостью.
У сербов было принято перед жатвой опоясываться веточкой ивы – считалось, что в таком случае после тяжёлой работы не будет болеть спина. Белорусы часто окуривали ивовыми ветвями дом и хлев. Это помогало изгнать болезни, уберечь скот от мора.
Ивовые ветви использовали в различных ритуалах / Леонід Корейба / fotoload.ru
Иву считали главной защитницей дома. Чтобы уберечь домочадцев от сглаза, создать в жилище уютную и тёплую атмосферу, дом мели ивовыми ветвями. Когда они становились непригодны для работы, сор сжигали во дворе. Считалось, что даже дым от таких веток является прекрасным защитником от нечистой силы и бедствий.
Я уверена, вам приходилось слышать выражение “плакучая ива”. Да, на Руси люди верили, что это дерево не только само по себе является символом печали, но ещё и способно сочувствовать человеку, забирая всё плохое. Так, к примеру, именно к иве шли больные, надеясь, что плакучая красавица перетянет к себе все болезни и скорбные мысли.
К иве шли больные, надеясь, что плакучая красавица перетянет к себе все болезни / MabelAmber / pixabay.com
Береза – перевертыш
Необычная легенда, связанная с черной березой бытует и в Ульяновской области. В одном из местных сел под названием Троицкий Сунгур старики рассказывают, как в стародавние времена в их краях жило дикое лесное племя. Его представители не знали основ земледелия и скотоводства. Жили они очень бедно, питаясь лишь тем, что пошлет им лес. Всю свою жизнь, проведя в лесу, они по преданию, ни разу не видели деревьев со светлым стволом. Так продолжалось до тех пор, пока однажды их края не посетил незнакомец, являвшийся волшебником. На лесной поляне мужчина посадил зернышко пшеницы. Едва взошел первый колосок, как у ближайшей к нему черной березы посветлел ствол. Когда на поляне заколосилось несколько десятков пшеничных колосьев, столько же черных берез обрели белые стволы. Вскоре во всем лесу осталась лишь одна черная береза. По легенде ее об этом попросил сам волшебник, чтобы люди помнили о своем темном прошлом и стремились к труду. Самое интересное, что оставшаяся в лесу единственная черная береза существует до сих пор. Как правило, к ней водят молодоженов, чтобы те, завязав ленточки на ветвях дерева, обрели долгую счастливую жизнь.
Двойственное отношение к березе
Женский характер культа березы объясняет и двойственное к ней отношение. Ведь с победой христианства культ этот становился запретным, а обряды, если и не запрещались, то не приветствовались церковью. Меняется и отношение к женщине. Представление об изначальной греховности ее, какой-то «второсортности» не могло прийти в голову язычнику. Для мужчины-язычника женщина была просто иной — у нее свои обязанности, свои обряды. И свои боги, которых следовало побаиваться!
И возникают уже несколько иные поверья. Что на березе обитает черт. Что нельзя мужчине сажать возле дома березку — вскоре умрет кто-то из близких. Что ведьма летает не только на помеле, но и на березовой палке, а на самой березе нечисть устраивает свои шабаши. Что подаренные чертом прекрасные белые кони оборачиваются березовыми жердями.
Думаю, что ритуальный запрет на участие мужчин в культе березы в древности был отнюдь не ритуальным. Культы плодородия были женскими у большинства народов. И известные описания их — прежде всего, у эллинов (древних греков) — свидетельствуют, что опасность была самой настоящей
Неосторожного могли просто убить!
Дуб – Древо Жизни
Славяне с особым почтением относились к деревьям, однако истинным царём леса считали дуб. Именно это дерево получило огромное уважение народа. Оно чаще прочих появляется в преданиях и даже заговорах. Наши предки рассказывали, что дуб соединяет три мира (Явь, Навь и Правь), являясь деревом, что устанавливает равновесие между ними.
Кроме того, дуб связан со множеством поверий. Особенно ценились экземпляры, в которые попала молния. Из них делали обереги и магические предметы. В народе говорили, что если положить щепу дуба, поражённого молнией, в конюшне, лошади будут здоровыми и сильными. Тем, у кого болела спина, советовали по весне отправиться к этому дереву и прислониться больным местом. Верили, что после столь простого ритуала недуг пройдёт.
В понимании славян дуб был Древом Жизни, неким райским деревом, способным исцелять все болезни, открывающим тайны познания и скрытые возможности человека. Кстати, даже в наше время исследователи не перестают удивляться особенностям этого растения. Современные учёные утверждают, что дубы могут передавать информацию друг другу, то есть обладают своего рода “памятью”. Согласитесь, это – поистине уникальная особенность.
Максим Никифорович Воробьёв «Дуб, раздробленный молнией», 1842 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Тёрн и калина
Деревья и кустарники, ягоды которых использовали для приготовления блюд и в качестве пищи, также оставили свой след в народных преданиях. Одна из легенд говорит, что в давние времена жили на Руси юноша и девушка, которые искренне любили друг друга. Как у печально известных Ромео и Джульетты, их родители были против подобного союза.
Тогда влюблённые тайно сбежали из дома. Им приходилось скрываться, но родственники неизменно преследовали их, желая прекратить столь “неправильные” отношения. Однажды преследователи практически настигли пару, и тогда, понимая, что спасения нет, юноша обратился в тёрн, а девушка стала калиной. Так и остались они стоять у дороги.
Когда наступает весна, а за ней приходит лето, можно заметить, как пламенно загораются ягоды калины. Так она пытается вызвать ответные чувства, пламя любви в своём возлюбленном. Однако тёрн лишь темнеет от горя, постигшего его и возлюбленную.
Влюблённая девушка стала калиной / Tatyana / fotoload.ru
История Черной березы
Разные места есть в Горном Алтае: и незабываемо красивые, и очень жуткие. Хотя, казалось бы, ничего и нет особенного, местность как местность, а взглянешь — дрожь берет. Вот в одном из таких мест и произошла эта история. Суть этой истории такова…
Два парня крепко дружили, и угораздило их влюбиться в одну и ту же девушку. Когда ей предложили выбрать одного, она только плечами пожала и сказала, что недостаточно их знает. Чтобы проверить ее чувства, ребята предложили участвовать ей в походе, и она согласилась. В горах же случилось несчастье — обвалились камни, и девушка застряла в расщелине. Сама она вылезти никак не могла, способна была только звать на помощь. А парни, чтобы не портить своей дружбы, решили оставить ее на смерть и ушли, сказав всем, что она погибла под обвалом. Обвал был большой и все им поверили. Девушка каким-то образом все же выбралась, и с того времени все ходит по горам и мстит молодым мужчинам. Бывают случаи, когда в горах кто-то неожиданно выходит из палатки и исчезает. Знайте — это девушка очередную жертву под черную березу спрятала. Растут такие в горах.
Где искать черную березу?
Как несложно предположить, искать вход в пещеру к чуди стоит лишь там, где повстречаете черную березу. Чаще всего это дерево растет в Новосибирской области. Возле поселка Верхне-Ровенский Каргатского района есть болото, где произрастают обычные березы и осины. Но есть тут и редкая, черная береза. Второе место находится в Сузунском районе, здесь каждый знает, как пройти к дереву. А еще черную березу видели на седьмом километре от села Новороссийское в сторону Гривенских полей.
Попробовать найти таинственное дерево можно и в Кемеровской области. Неподалеку от поселка Кузедеево местные жители нашли агломерацию из нескольких черных берез. Но сами они оставили идею отыскать сокровища. Люди помнят о предупреждении: чудь белоглазая может отомстить тем, кто нарушит их покой. Другие и вовсе верят, что они стали духами, потому нередко приходят к черной березе на поклон, чтобы попросить заступничества этого великого народа. Согласно преданию, посчастливится найти богатства чуди только тому, кто состоит с ними в родстве, потому простым россиянам путь к ним изначально закрыт.
Впрочем, настоящих искателей приключений это не останавливает. Они довольствуются идеей поисков чего-то таинственного, большего, чем их обыденная реальность.
Мифы славянского леса
Несмотря на то, что жители России привыкли лишь к одному наиболее распространенному виду берез, в действительности их существует более 120-ти. В частности, так называемые черные березы, встречаются в Карелии, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и на Алтае. В Москве они представлены в Ботаническом саду. Внешне черная береза полностью оправдывает своей название – ее ствол, действительно, черного цвета. При этом наши предки, также как и современные жители России сильно удивлялись, встретив ее в лесу. Не удивительно, что вокруг этого дерева сложилось множество мифов и легенд. Согласно одному из них в небольшой белорусской деревеньке жила бедная женщина, у которой было две дочери. Несмотря на то, что девочки были сестрами, одна из них носила светлые волосы, а вторая черные. Так сложилось, что повзрослев девушки влюбились в одного и того же парня. Но непостоянный юноша никак не мог определиться, кого из сестер он любит больше. Однажды, молодой человек назначил девушкам свидание в одном и том же месте, но в разное время. На свою беду сестры все перепутали и пришли в условленное место одновременно. Обман раскрылся. От горя и отчаяния, бедные девушки превратились, одна в черную, а вторая в белую березы. Юноша тоже пострадал. За обман сестер боги покарали его, превратив в ясень. При этом интересно отметить, что, как ни странно, самое большое в мире количество черных берез сконцентрировано именно в Беларуси в Калининском лесничестве.