Мальчики

Валентин пикульмальчики с бантиками

Школьники

Коля встретился с одиннадца­тилетним мальчиком Смуровым, сыном зажиточного чиновника, который был младше Красоткина на два класса. Родители Смурова запрещали сыну водиться с «отчаянным шалуном» Красоткиным, поэтому общались мальчики тайком.

Школьники отправились к своему другу Ильюше Снегирёву, который был тяжело болен и уже не вставал с постели. Алексей Карамазов уговорил ребят навещать Ильюшу, чтобы скрасить его последние дни.

Колю удивляло, что Карамазов возится с малышнёй, когда в его собственной семье беда — скоро будут судить за отцеубийство его старшего брата. Для Красоткина Алексей был загадочной личностью, и мальчик мечтал с ним познакомиться.

Мальчики шли через базарную площадь. Коля объявил Смурову, что стал социалистом и сторонником всеобщего равенства, затем заговорил о раннем морозе, к которому люди ещё не привыкли.

По дороге Коля заговаривал и задирался с мужиками и торговками, заявляя, что любит «поговорить с народом». Он даже умудрился устроить небольшой скандал на пустом месте и запутать молодого парня-приказчика.

Подойдя к дому штабс-капитана Снегирёва, Коля велел Смурову вызвать Карамазова, желая сперва с ним «обнюхаться».

Сейчас читают

Роман начинается тем, что Шерлок Холм и доктор Ватсон рассматривают трость, оставленную неизвестным гостем, и составляют его словесный портрет. Им оказывается молодой доктор Мортимер, личный врач Чарльза Баскервиля, умершего при странных обстоятельствах

В городе Петербурге живёт стареющий холостяк с залысиной Семеонов. Он ведёт весьма однообразный и скучный образ жизни. Квартира маленькая, денег, как и всем не хватает. Иногда он переводит книги.

Перед Новым Годом москвичи заняты подготовкой подарков. В окнах домов мигают огни гирлянд, воздух наполнен ароматом мандаринов. Но в стенах детского отделения больницы совсем другая атмосфера

Повествование в произведении осуществляется от лица четырнадцатилетнего юноши по имени Сака Огурцов, обучающегося в школе юнг вместе с такими же сверстниками, увлекающимися военно-морской тематикой и мечтающих о службе на флоте.

Ребята участвуют в строительстве здания школы и казарм, стойко преодолевая трудности физического труда, но не унывая, проявляя любознательность и заботу о друзьях.

По окончании школы Савка исполняет свою мечту и попадает на Северный флот, неся службу в ранге юнги в период войны на боевом эсминце.

По жанровой направленности произведение представляет собой автобиографическую повесть, рассказывающую о юношеских годах автора, прошедших в школе юнг на Соловецких островах.

Жучка

Коля с волнением ждал Карамазова — «что-то было во всех выслушанных им рассказах об Алёше симпатическое и влекущее». Мальчик решил не ударить в грязь лицом, показать свою независимость, но боялся, что из-за маленького роста Карамазов не примет его как равного.

Алёша был рад увидеть Колю. В бреду Ильюша часто вспоминал друга и очень страдал, что тот не приходит. Коля рассказал Карамазову, как они познакомились. Красоткин заметил Ильюшу, когда тот ходил в пригото­ви­тельный класс. Одноклассники дразнили слабого мальчика, но тот не подчинялся и пытался давать им отпор. Эта непокорная гордость понравилась Коле, и он взял Ильюшу под свою защиту.

Вскоре Красоткин заметил, что мальчик слишком сильно к нему привязался. Будучи врагом «всяких телячьих нежностей», Коля начал относиться к Ильюше всё холоднее, дабы «вышколить характер» малыша.

Однажды Коля узнал, что лакей Карамазовых научил Ильюшу «зверской шутке» — завернуть в хлебный мякиш булавку и скормить это «угощение» голодной собаке. Булавку проглотила бездомная Жучка. Илюша был уверен, что собака погибла, и очень страдал. Коля решил восполь­зоваться Ильюшиными угрызениями совести и в воспита­тельных целях заявил, что больше с ним не разговаривает.

Коля намеревался «простить» Ильюшу через несколько дней, но одноклассники, видя, что он лишился защиты старшего, снова начали обзывать отца Ильюши «мочалкой». Во время одной из таких «баталий» малыша сильно избили. Коля, присутствовавший при этом, хотел за него заступиться, но Ильюше показалось, что бывший друг и покровитель тоже смеётся над ним, и он ткнул в бедро Красоткина перочинным ножом. В тот же день до предела возбуждённый Ильюша укусил за палец Алёшу. Затем малыш слёг. Коля очень раскаивался, что до сих пор не пришёл его навестить, но на то у него были свои причины.

Ильюша решил, что бог наказал его болезнью за убийство Жучки. Снегирёв с ребятами обыскали весь город, но собаку так и не нашли. Все надеялись, что Жучку найдёт Коля, но он заявил, что и не собирался этого делать.

Перед тем как войти к Ильюше, Коля спросил Карамазова, что представляет собой отец мальчика, штабс-капитан Снегирёв. В городе его считали шутом.

Снегирёв обожал сына. Алёша боялся, что после смерти Ильюши Снегирёв сойдёт с ума или от горя «лишит себя жизни».

Гордый Коля опасался, что ребята порассказали о нём Карамазову небылиц. Например, рассказали, что он на переменах играет с малышами в «казаки-разбойники». Но Алёша не видел в этом ничего плохого, считая игру «зарождающейся потребностью искусства в юной душе». Успокоенный Коля пообещал показать Ильюше некое «представление».

Ильюша

Пока Коля и Карамазов беседовали, столичный доктор осмотрел Ильюшу, его сестру, маменьку и вышел в сени. Красоткин слышал, как доктор заявил, что от него теперь ничего не зависит, но жизнь Ильюши можно продлить, если вывезти его в Италию не меньше, чем на год. Нимало не смущаясь окружающей его нищетой, доктор посоветовал Снегирёву отвезти дочь на Кавказ, а жену — в парижскую психиат­рическую клинику.

Колю так рассердила речь чванливого врача, что он грубо заговорил с ним и назвал «лекарем». Алёше пришлось прикрикнуть на Красоткина. Доктор в гневе затопал ногами и уехал, а штабс-капитан «затрясся от безмолвных рыданий».

Ильюша догадался, какой приговор вынес ему врач. Он попросил отца после его смерти взять себе другого мальчика, а Колю — приходить вместе с Перезвоном на его могилку. Затем умирающий мальчик крепко обнял Колю и отца.

Не выдержав, Красоткин спешно попрощался, выскочил в сени и заплакал. Заставший его там Алёша взял с мальчика обещание приходить к Ильюше как можно чаще.

У Ильюшиной постельки

Тесная и бедная комнатка Снегирёвых была полна ребят из прогимназии. Алексей ненавязчиво, одного за другим, свёл их с Ильюшей, надеясь облегчить страдания мальчика. Не смог подступиться он только к независимому Красоткину, который заявил посланному к нему Смурову, что у него «свой расчёт», и он сам знает, когда пойти к больному.

Ильюша лежал в постели под образами, рядом сидела его безногая сестра и «полоумная маменька» — полубезумная женщина, поведением напоминавшая ребёнка. С тех пор как Ильюша заболел, штабс-капитан почти бросил пить и даже маменька стала молчаливой и задумчивой.

Снегирёв всячески пытался развеселить сына. Изредка он выбегал в сени и «начинал рыдать каким-то заливчатым, сотрясающимся плачем». И Снегирёв, и маменька радовались, когда их жилище наполнялось детским смехом.

Недавно семье Снегирёвых начала помогать богатая купчиха Катерина Ивановна. Она давала деньги и оплачивала регулярные визиты доктора, а штабс-капитан «забыл свой прежний гонор и смиренно принимал подаяние». Вот и сегодня ожидали знаменитого доктора из Москвы, которого Катерина Ивановна попросила посмотреть Ильюшу.

Коля был поражён тем, как изменился Ильюша за каких-то два месяца.

Присев к постели друга, Коля безжалостно напомнил ему о сгинувшей Жучке, не замечая, что Алёша отрицательно качает головой. Затем Смуров открыл дверь, Коля свистнул, и в комнату вбежал Перезвон, в котором Ильюша узнал Жучку.

Коля рассказал, как несколько дней разыскивал собаку, а потом запер её у себя и научил разным трюкам. Именно поэтому он так долго не приходил к Ильюше. Красоткин не понимал, как убийственно могло повлиять на больного мальчика такое потрясение, иначе не выкинул бы «такую штуку». Наверное, только Алексей понимал, что больного опасно волновать, все остальные радовались, что Жучка жива.

Коля заставил перезвона показать все выученные трюки, а потом вручил Ильюше пушечку и книгу, которую специально для друга выменял у одноклассника. Пушечка сильно понравилась маменьке, и Ильюша великодушно уступил ей игрушку. Затем Коля рассказал больному все новости, в том числе и приключившуюся с ним недавно историю.

Гуляя по рыночной площади, Коля увидел стадо гусей и подбил одного глупого парня проверить, перережет ли колесо телеги гусиную шею. Гусь, конечно, погиб, а зачинщики попали к мировому судье. Тот решил, что гусь достанется парню, который заплатить рубль владельцу птицы. Колю же судья отпустил, пригрозив доложить начальству прогимназии.

Тут приехал важный московский доктор, и гостям пришлось на время покинуть комнату.

Популярные сегодня пересказы

Когда открылась новая школа, профессиональной подготовки клоунов, дирекция заведения дала в газету объявление о наборе учащихся. На собеседование пришло много клоунов, но когда строгая женщина озвучила правила школы

Лев Кассиль родился 10 июня 1905 года в Покровской слободе. Когда вырос, он стал детским писателем. Мама была преподавателем музыки, папа – врачом. Они с детства прививали сыну любовь к творчеству и литературе.

Главный герой произведения – Виктор Третьяков, молодой человек, который живет обычной жизнью. Он живет с матерью, которая вышла второй раз замуж, а сын считал это предательством по отношению к его отцу.

  • Гартман этика краткое содержание

      

  • Отказ от сбер школы

      

  • Валерка председатель краткое содержание

      

  • Бухгалтерский учет учебников в школе

      

  • Воспитательное взаимодействие в школе

Основные персонажи и их характеристика:

  •  Коля Красоткин  – отличается смелым независимым характером. Этот упрямый, порой дерзкий тринадцатилетний мальчик способен на отчаянные опасные поступки. Например, на спор пролежал между рельсами, когда над ним пронесся поезд. В классе вел себя дружелюбно, считался хорошим товарищем. Умел сдерживаться и не дерзить учителям. Хорошо учился. Дома проявлял себя самолюбивым, практически деспотичным сыном, подчинив себе любящую маму. Несмотря на независимое поведение, в душе Коля был мнительным и неуверенным, думая, что над ним все смеются. Из-за этого он мучает окружающих, товарищей, особенно мать. Однако у Коли доброе сердце. У постели умирающего Илюши он искренне плачет.
  •  Алеша Карамазов  — рассудительный сдержанный мальчик, привлекает элегантным внешним видом, приветливым выражением лица, уважительным отношением к собеседникам. Алеша не пытается осуждать даже сумасбродные идеи Коли Красоткина. Он выслушивает их, оставаясь спокойным и серьезным. Затем высказывает свое мнение, не унижая, а только аргументируя свои мысли и идеи. Такое поведение внушает уважение и стремление общаться.
  •  Снегирев Николай Ильич  — отставной штабс-капитан — отец тяжело заболевшего Илюши, был мягким любящим свою семью небогатым человеком. Он страдал, что не может оплачивать лечение обожаемого сына и с благодарностью принимал любую помощь. Этот глубоко чувствующий робкий мужчина выглядел каким-то нелепым, подавленным, из-за чего мальчишки над ним надсмехались, причиняя душевную боль Илюше. Трагичные шутовские выходки Николая Ильича были результатом проявления злобной иронии на людей, перед которыми он унижался и никогда не мог сказать правды.
  •  Катерина  — служанка докторши, снимающей квартирку у Красоткиных, внезапно поставила всех в тупик. Вечером она заявила, что утром должна уже рожать. Пришлось срочно отвозить ее к повивальной бабушке.
  •  Дарданелов  — влиятельный учитель, пользовался в школе всеобщим уважением. Но у него была слабость, выражающаяся во влюбленности в мать Коли Красоткина. Это способствовало тому, что учитель заступался за мальчика после серьезных проступков. Хотя Колю Дарданелов любил, относился в классе к нему строго, требовательно и без снисхождения.
  •  Анна Федоровна Красоткина  — мать Коли, осталась вдовой с новорожденным сыном в восемнадцать лет. Она не вышла замуж, посвятив себя воспитанию обожаемого мальчика. Вместе с ним учила уроки, пыталась задобрить ребят, чтобы они не обижали Колю. В тридцать лет она была миловидной веселой женщиной, ведущей честный образ жизни, с нежным робким характером.
  •  Докторша  — приятельница Анны Федоровны с восьмилетней дочерью Настей и семилетним сыном Костей была вынуждена жить на квартире у Красоткиных, так как ее муж полгода назад уехал в Оренбург, затем в Ташкент и пропал бесследно. Женщина из-за этого сильно страдала и много плакала.
  •  Мама Снегирева  — страдала психическим расстройством. Она с удовольствием смеялась над шуточными представлениями мужа. Ее также забавляли визиты детей к больному Илюше. Остальное время женщина плакала, жалуясь, что ее не уважают и обижают.
  •  Ниночка  — безногая сестра Илюши, была кроткой тихой девочкой. Она не любила шутовства отца, но со смирением переносила эти выходки.
  •  Илюша Снегирев  – самолюбивый и гордый, несмотря на слабые силы, не переносил унижений от ребят, которые издевались над ним за бедность, а также обзывали его отца. Когда Коля Красоткин заступился за мальчика, тот проявил свою благородную натуру, стараясь выполнять все повеления старшего друга. После ужасного проступка с собакой Жучкой, которую Илюша накормил хлебом с булавкой, он вдруг заболел. Страдал мальчик сильно и только приход Коли с собакой Перезвоном немного утешили его. Мужественный мальчик понимал, что умирает. И даже в эти минуты старался поддержать безутешного отца.
  •  Смуров  — румяный и умненький сын влиятельного зажиточного чиновника вместе с другими ребятами унижал Илюшу и даже кидал в него камни. Но внутренняя доброта этого одиннадцатилетнего мальчика позволила забыть все обиды. Когда Илюша заболел, он первый пошел его навестить. А потом привел и Колю Красоткина.
  •  Агафья  — толстая сорокалетняя служанка вдовы Красоткиной обладала веселым характером. Она не сердилась на Колю и не перечила, когда он ушел, оставив ей на попечение детей докторши.
  •  Доктор  — знаменитый московский врач, навестивший Илюшу, вел себя в бедном доме брезгливо. После осмотра больного мальчика он не дал надежды на выздоровление. Видя нищету семьи, все-таки рекомендовал вывезти ребенка в Сицилию, а его мать и сестру на Кавказ.

Мальчики с бантиками

28 августа 2020 г. 00:13

5 Море, юность, война. Истинный меридиан

— иногда в тишине квартиры этот вопрос задает себе выросший юнга С. Огурцов, главный герой повести. Потом же сам себе и отвечает:

И словами Джека Лондона, вынесенными в эпиграф, можно кратко описать, какая такая как надо эта юность:

Повесть автобиографична: в главном герое легко угадывается автор. Выживший ленинградец, добравшийся до Соломбалы, чудом попавший в школу юнг. Именно чудом. Закончивший войну в звании юнга (до матроса дослужиться не успел, ему на момент окончания войны исполнилось 16 лет). Благодаря этой школе навсегда нашедший свое увлечение, ставшей впоследствии работой. Так сказать, она определила…

27 августа 2020 г. 10:17

Чисто субъективное мнение будет написано. Абсолютно не моя литература, ожидала, честно, другого. Ожидала больше подвигов, отваги, больше чувств и переживаний. А получилось все довольно сухо и по-советскому. ) Школа юнг Военно-Морского флота, их быт и процесс обучения. И в конце романа немного их службы уже на корабле после распределения. Не могу сказать,что мне очень интересна тема морского флота. Все эти термины и особый язык участников поначалу меня просто убивали. Я 100500 раз пожалела,но взялась за чтение. Очень много непонятной и чужой терминологии, о флоте, о военно-морском деле и т.п. Не моё вот точно! Очаровательный главный герой. Да и вообще все эти мальчишки,которые с детства знают,чего хотят и идут к своей мечте. Служить в военно морском флоте достойно похвалы. А когда к…

11 сентября 2020 г. 15:39

5 А знаете ли вы, что такое «истинный меридиан».

Вот и состоялось мое знакомство с В. Пикулем. Произведение это не является самым популярным и читаемым у автора, но зато оно автобиографично, что несомненно очень ценно для читателя. Мы сразу сможем составить для себя портрет человека, сквозь призму субъективной оценки которого, дается представление о Великой Отечественной войне, о быте, о характерах людей, о геройстве. Да и не только, ведь у Пикуля очень много работ, с помощью которых он приближает нас к отечественной истории. Для меня, любительницы Фейхтвангера, и человека, не имеющего желание изучать историю «по учебникам», автор представляет собой особый интерес-возможность осветить для себя те события, которые прошли мимо внимания в школе, университете. Шанс признаться себе в существовании пробелов и начать заполнять их, но не…

голоса

Рейтинг статьи

Очень краткий пересказ повести «Мальчики»

Коля Красоткин, оставшийся дома в воскресное ноябрьское утро с детьми квартирующейся в их доме докторши, с нетерпением ждал служанку. Когда она пришла, мальчик вместе с другом отправился к заболевшему Илюше, взяв с собой дрессированную собаку Перезвона.

С Илюшей они поссорились, когда тот ударил Колю перочинным ножиком. В доме больного Красоткин познакомился с Алешей Карамазовым, который произвел на него большое впечатление своим умом и рассудительностью.

Илюша был очень слаб. Он считал, что заболел из-за собаки Жучки, которой дал хлеб с булавкой. Поэтому Коля привел Перезвона, сказав больному, что это Жучка. Мальчик был очень рад. Но после визита московского доктора надежд на выздоровление Илюши уже не оставалось.

Детвора

Стоял морозный ноябрь. Был выходной

Коля хотел выйти «по одному весьма важному делу», но не мог, так как из дому все разошлись, и он остался присматривать за детьми, — братом и сестрой, — которых очень любил и называл «пузырями». Дети принадлежали соседке Красоткиных, жене доктора, который бросил семью

Служанка докторши собралась рожать, и обе дамы повезли её к повивальной бабке, а Агафья, служившая Красоткиным, задержалась на базаре.

Мальчика сильно позабавили рассуждения «пузырей» о том, откуда берутся дети. Брат и сестра боялись оставаться дома одни, и Коле пришлось их развлекать — показывать им игрушечную пушечку, которая может стрелять, и заставлять Перезвона делать всякие трюки.

Наконец, вернулась Агафья, и Коля отбыл по своему важному делу, прихватив с собой Перезвона

Раннее развитие

Красоткин получил возможность поговорить с Алексеем Карамазовым наедине, в сенях. Стремясь показаться взрослым и образованным, мальчик выложил ему свои соображения о боге, Вольтере, Белинском, социализме, медицине, месте женщины в современном обществе и прочих вещах. Тринадца­тилетний Коля считал, что бог нужен «для мирового порядка», Вольтер в бога не верил, но «любил человечество», Христос, живи он сейчас, непременно примкнул бы к революционерам, а «женщина есть существо подчинённое и должна слушаться».

Очень серьёзно выслушав Колю, Алёша изумился его раннему развитию. Выяснилось, что ни Вольтера с Белинским, ни «запрещённой литературы», кроме единственного выпуска журнала «Колокол», Красоткин толком не читал, однако обо всём имел твёрдое мнение. В голове его была настоящая «каша» из недочитанного, прочитанного слишком рано и до конца непонятого.

Алёше стало грустно, что этот молодой человек, ещё не начавший жить, уже извращён «всем этим грубым вздором» и слишком самолюбив, впрочем, как и все русские гимназисты, основное свойство которых — «никаких знаний и беззаветное самомнение».

Алёша считал, что Колю исправит общение с такими людьми как Снегирёвы. Коля рассказал Карамазову, как порой мучает его болезненное самолюбие. Иногда мальчику кажется, что весь мир смеётся над ним, и в ответ он сам начинает мучить окружающих, особенно мать.

Алёша заметил, что «в это самолюбие воплотился чёрт и залез во всё поколение», и посоветовал Коле не быть таким как все, тем более, что он всё ещё способен к самоосуждению. Он предвидел для Коли нелёгкую, но благословенную жизнь. Красоткин же был восхищён Карамазовым, особенно тем, что тот разговаривает с ним как с равным, и надеялся на долгую дружбу.

Коля Красоткин

Тридцатилетняя вдова губернского секретаря Красоткина жила «своим капиталом» в небольшом чистеньком домике. Муж этой симпатичной, робкой и нежной дамочки умер тринадцать лет назад. Выйдя замуж лет в восемнадцать, она прожила в браке всего год, но успела родить сына Колю, которому и посвятила «всю себя».

Всё детство мать трепетала над сыном, а когда мальчик поступил в прогимназию, «бросилась изучать вместе с ним все науки, чтобы помогать ему и репетировать с ним уроки». Колю начали было дразнить «маменькиным сынком», но характер у него оказался сильным, и он сумел отстоять себя.

Учился Коля хорошо, видя уважение одноклассников, не возносился, вёл себя дружелюбно и умел сдерживать свой характер, особенно при общении со старшими. Коля был самолюбив, и даже мать сумел подчинить своей воле. Вдова охотно подчинялась сыну, но иногда ей казалось, что мальчик «бесчувствен» и «мало её любит». Она ошибалась — Коля очень любил маму, но не переносил «телячьих нежностей».

Время от времени Коля любил пошалить — начудесить и порисоваться. От отца в доме осталось несколько книг, и мальчик «прочёл кое-что, чего бы ему нельзя ещё давать читать в его возрасте». Это неуместное чтение повлекло за собой более серьёзные шалости.

Однажды летом вдова повезла сына в гости к своей подруге, муж которой служил на железно­дорожной станции. Там Коля поспорил с местными мальчишками, что пролежит неподвижно под несущимся на всех парах поездом.

Коля выиграл спор, но потерял сознание, когда поезд проезжал над ним, о чём и признался некоторое время спустя насмерть перепуганной матушке. Известие об этом «подвиге» долетело до прогимназии, и за Колей окончательно укрепилась репутация «отчаянного». Мальчика даже собрались исключить, но за него заступился учитель Дарданелов, влюблённый в госпожу Красоткину. Благодарная вдова дала учителю небольшую надежду на взаимность, а Коля начал относиться к нему почтительней, хотя и презирал Дарданелова за «чувства».

Вскоре после этого Коля притащил в дом дворняжку, назвал её Перезвоном, запер в своей комнате, никому не показывал и усердно обучал всяким фокусам.

Описание книги

Любите читать рассказы о военном времени? Вам нравятся произведения, в которых показывается реальная жизнь в военные годы? Тогда произведение «Мальчики с бантиками», предназначено специально для вас. Валентин Пикуль постарался рассказать о том, как на самом деле в военное время выживали молодые школьники, парни, которым исполнилось только 14-16 лет.

На первом плане мы видим войну, во время которой мальчик со своей матерью едет из Ленинграда в Архангельск к отцу. По пути мама умирает, но парень доезжает до Архангельска, чтобы в итоге попасть в Соловецкую школу юнг. Здесь много таких же парней. Все они, без жалоб, нареканий, возмущений, начинают строить свою собственную школу. В 1942 году далеко не до романтики, любви и развлечений. Каждому из парней исполняется от силы 16 лет, но они уже знают, что именно от них требуют надзиратели.

Книга рассказывает о том, какой нелегкой была судьба всех парней в военное время. Валентин Пикуль не показывает нечеловеческих усилий, но читатель сам невольно понимает, что парням трудно. Здесь холодно, иногда приходится недоедать, усталость берет свое, но при этом никто из молодых и отважных парней не жалуется, они просто делают свою работу.

Главный герой – Савка Огурцов, он достаточно прямолинейный, для него белое — это белое, а черное — это черное. Он не греет напрасных надежд, но его мысли направлены только на победу, иного исхода быть не может. Как сложиться его судьба при таких понятиях? Сможет ли он вместе с сотней других парней получить достойное обучение, чтобы в будущем, при необходимости, защитить свою страну? Об этом можно узнать, если начать читать книгу «Мальчики с бантиками».

Валентин Пикуль показывает, какими дружными, современными были мальчишки того времени, для них не было преград, они жили только завтрашним днем, не думая, что сейчас им тяжело. Каждый верил, что завтра будет лучше. Очень ярко показан характер каждого из героев, все они прекрасно понимали, что такое человечность и дружба. Если кому-то приходила посылка с едой, в одиночку съесть ее не хватало совести. Не это ли настоящие люди? Не такой ли должна быть и современная молодежь? Возможно, но сейчас все по-другому.

Для автора все, что он описывал – вполне реально, а главное — правильно. Для современного человека его книга немного сложная, неправильная. Трудно понимать, что тогда парни в 14-16 лет были готовы отдать свою жизнь за родину. Несмотря на трудности в восприятии произведения, после прочтения остается понимание того, что так, как жили подростки в 40-х годах, нужно жить и сейчас

Нельзя терять человечность, важно сохранять достоинство в любом возрасте

«Мальчики с бантиками» является автобиографичной повестью. Здесь автор, от лица главного героя Савки Огурцова, рассказывает о своих годах, проведенных в школе юнг ВМФ на Соловках и его дальнейшем пути на Северном флоте.

Савка Огурцов вместе со своей мамой эвакуируется в Архангельск из блокадного Ленинграда к отцу, который служил комиссаром на флоте. Его мать умерла на вокзале от истощения и голода.

Савка, находясь на территории флотского Экипажа в Соломбале, увидел большую группу молодых ребят. Это со всей страны приехали мальчишки поступать в школу юнг. Савка твердо решил идти с ребятами. Пройдя все экзамены, он поступил в школу юнг.

Так мальчишки 14-15 лет попадают на Соловецкие острова – бывшие, в царские времена, тюремными казармами. Школу юнг ребятам пришлось строить самим. Здесь они поняли, что значат настоящие сложности и тяжелый физический труд. Строительство очень сдружило мальчишек.

По окончании строительства началась настоящая учеба в школе. Соловецкой школой юнг руководил капитан Аграмов. Он для ребят стал родным и близким человеком. Юнги разделились на отряды по специальностям. Савка Огурцов попал в «рулевые». Учеба очень нравилась ребятам. В течение года ребята освоили множество дисциплин. По окончании выпускных экзаменов юнги распределились по Флотам. Кто-то попал на Балтийский Флот, а кто-то на Черноморский. А Савка очень хотел на Северное море, и судьба улыбнулась ему. Школа на Соловках была одним из самых счастливых воспоминаний у юнг.

Савка попал юнгой на настоящий военный эсминец и всю войну нес сложнейшую вахту на Северном море.

Эта повесть учит мужественности и отваге. Умению найти свой путь, невзирая на трудности и преграды. «Мальчики с бантиками» — повесть для молодых ребят, которые хотят понять то, как становятся настоящими мужчинами.

Разговор первый

Еще ни разу в жизни я не видел ни одного юнги…

Я проштудировал четыре тома «Педагогической энциклопедии», безуспешно отыскивая в ней хотя бы намек на юнг. Энциклопедия добросовестно перечисляла все школы нашей страны – передового опыта и фабрично-заводские, не были забыты даже уникальные школы для поздно оглохших и слабо видящих от рождения.

Но нигде не была упомянута Школа юнг ВМФ – Военно-Морского Флота…

Размышляя над этим казусом, я спешил на свидание с Саввой Яковлевичем Огурцовым.

Двери квартиры открыл не моряк, а человек в кителе служащего Аэрофлота.

– Простите, я, кажется, не туда попал. Мне нужен юнга Огурцов… Вернее, – поправился, – бывший юнга Огурцов!

– Проходите, – последовал краткий ответ.

Огурцов провел меня в свой кабинет, где ничто не напоминало о прошлом хозяина.

Большая библиотека говорила о любви Огурцова к русской истории. У меня глаза разбежались при виде книг, о существовании которых я даже не подозревал. А на столе я заметил дичайшее разнообразие вещей, тоже никак не определявших склонности хозяина к морю.

Лежала стопка книг по тропической медицине. В банке из-под сметаны покоилась жухлая трава, сорванная на поле Куликовом (это я выяснил уже потом). Тут же валялся молоток с гвоздями. А под лампой грелся холеный котище – черный, а глаза с желтизною.

– Итак, я к вашим услугам, – нелюбезно буркнул Огурцов.

Выслушав меня, он задумчиво погладил кота.

– Вы хотите написать книгу о юнгах? Но это почти невозможно. Школа юнг лежит ныне в руинах, а литературы о ней нет. Из славной летописи флота выпала целая страница, и этого никто даже не заметил. Печально!

– Но мне думается, – отвечал я Огурцову, – вы поможете мне. Вспомните. Подскажете. А кое-что, поверьте, я уже сам знаю…

Савва Яковлевич недоверчиво хмыкнул:

– Что же вы можете знать о юнгах? Сейчас все это уже история.

– Знаю! Например, мне известен даже такой факт, что вы попали на эсминцы, почти не владея одной рукой…

Хозяин сурово нахмурился:

– Да. Было со мною такое. А теперь… Смотрите!

Взял молоток и до самой шляпки засадил в стол гвоздище. Только сейчас я заметил, что стол у Огурцова был необычным. Грубо сколоченный из толстых досок, он скорее напоминал верстак.

– Очень удобно, – сказал Огурцов, отбрасывая молоток. – Такой стол можно очистить двумя взмахами рубанка. Терпеть не могу помешанных на лакированной мебели. Как правило, за такими столами сидят бездельники, которые не способны думать о работе. Они озабочены только одной трясогузочной мыслишкой – как бы не капнуть на полиранс, как бы не оцарапать его запонкой. А стол, – упоенно заключил Огурцов, – это не украшение жилища, а прекрасный плацдарм для распределения труда и мыслей…

Удары молотка не понравились коту, и он, недовольно фыркнув, спрыгнул со стола. Я раскрыл свой блокнот.

– Может, расскажете, Савва Яковлевич, как же все начиналось в вашей жизни? Что привело вас к морю? И как вы попали на флот?

– Самые простые вопросы – самые сложные. Мне трудно ответить вам в двух словах. Вообще-то, – призадумался Огурцов, – море и корабли я любил с детства. А кто их не любит? Во Дворце пионеров учился в кружке «Юный моряк». Помню, даже значок носил… голубенький такой. Тогда выдавали их. Не знаю, как сейчас. Конечно, мечтал о дальних странствиях. А кто о них не мечтает? Однако не забывайте, что ненависть к врагу у меня в душе воспиталась не по газетам. Так что, помимо морской романтики, было еще и великое желание воевать. А началось все с колеса…

– С какого колеса?

– С самого обыкновенного. С колеса товарного вагона на станции Вологда-Сортировочная. Да, именно с этого проклятого колеса и началась моя зрелая жизнь. С той поры прошло уже тридцать лет, а это колесо иногда еще накатывается на меня по ночам…

– Что ж, вот и название первой части. «Колесо»!

Огурцов сразу остудил мой горячий восторг:

– Заранее условимся, что каждую часть вашей книги я буду завершать своим очерком. Вроде эпилога. Моряки пишут худо, но довольно искренно, – это заметил еще Крузенштерн.

На прощанье я сказал:

– Возникли два мучительных вопроса…

– Заранее догадываюсь, о чем вы спросите. Вы увидели на столе книги по тропической медицине. Но человек должен много знать, а я… самоучка. Затем вы хотели спросить, почему я в этом кителе. Нет, я не летчик. Моя специальность – компасы. Я служу на аэродроме компасным мастером.

– А какие компасы на самолетах?

– Принцип прежний, проверенный – гироскопический. Ну а что такое гироскоп, вы еще узнаете от меня. Вам необходимо это знать, иначе с книжкою у вас ничего не получится… Всего вам доброго. До свидания!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: