Полярные теории ученика и учителя
Известно, что А. Адлер был учеником З. Фрейда. Точка зрения на психологию индивидуума Зигмунда Фрейда заключается в признании доминирующей роли рефлекторных желаний и имеет естественнонаучное обоснование. Интересно, что он, считаясь до сегодняшнего дня учителем последующих аналитиков и психологов, в вопросе взаимоотношения личности и общества не является основоположником одного из самых популярных учений. Оно было разработано его учеником Альфредом Адлером. На этапе становления и формирования собственных идей, посвященных анализу психологии индивида, Адлер опирался на позицию Фрейда. Однако со временем он создал не просто другую теорию, а совершенно противоположную.
Зигмунд Фрейд не терпел возражений, не допускал возможности пересмотра своей точки зрения, поэтому все его ученики рано или поздно уходили в самостоятельное плавание. Так, например, Юнг и Адлер, изменив своё отношение к гениальности и непревзойдённости Фрейда, ушли от него, демонстративно «хлопнув дверью».
Основным «камнем преткновения» стал различный взгляд на отношения индивидуума и общества. З. Фрейд считал, что личностью управляют бессознательные рефлексы и желания. «Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование» . Однако Адлер имел полярные взгляды. Он выдвинул гипотезу, что людьми в большинстве случаев движут социально обусловленные мотивы. Что за ихпоступками стоит врожденный социальный инстинкт, заставляющий отказываться от личных желаний в пользу общественных установлений.Основной спор между психологическими школами А. Адлера и З. Фрейда развернулся вокруг адлеровской концепции «мужского протеста», (одно из понятий индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее стремление ребенка преодолеть чувство неполноценности. Ощущение собственной слабости воспринимается ребенком как проявление женственности, а борьба против слабости как выражение мужественности. И мальчики, и девочки реагируют на свою слабость одинаково: ее признание означает действие по-женски, ее неприятие и протест – действие по-мужски. В основе «мужского протеста» не сексуальность, а социальная оценка) которую он представил на еженедельных встречах Венского психоаналитического общества в 1910—1911 годы
Оба светила психологии были близки в своих оценках важности сексуальной жизни человека, но А. Адлер (в отличие от З. Фрейда) не считал ее роль главенствующей
Фрейда) не считал ее роль главенствующей.
Психологические теории относительно порядка рождения детей в семье
Как уже говорилось, порядок рождения ставит детей в положение старшего и младшего. Те черты, которые приобретает старший ребенок, личность которого изменилась с рождением второго малыша, и те черты характера, которые приобретает личность младшего ребенка, — взаимосвязаны. И старший и младший ребенок попадают в свою, особенную ситуацию, которая характеризуется совокупностью психологических, социальных, биологических и прочих факторов развития. Порядок рождения детей в семье, где всего два малыша, это — два совершенно отличных друг от друга жизненных сценария. В каждом из них есть и достоинства, и слабые места, которые нуждаются в коррекции. Давайте попробуем разобраться в том, что говорят известные ученые про эту проблему.
Зигмунд Фрейд о роли семьи в формировании личности
Известный всему миру, психиатр Зигмунд Фрейд был одним из самых первых ученых, кто утверждал тот факт, что позиция ребенка относительно его братьев или сестер является краеугольным фактором формирования его личности. А так же и то, что старшие и младшие дети в любой семье обладают рядом одинаковых черт характера. Именно это и приводит к радикальным отличиям характеров двух детей, растущих у одних и тех же родителей.
Альфред Адлер – связь порядка рождения и личностных качеств
Создателем же этой теории заслуженно считается Альфред Адлер — порядок рождения детей в семье и развитие их личности были им исследованы, а полученные данные систематизированы и уложены в единую систему. Именно он предположил, что в любой семье положение ребенка по старшинству имеет типичные сходные проблемы, которые к тому же в большинстве семей решаются практически одинаково.
Адлер был уверен, что понимание личности отдельного человека немыслимо без контекста той атмосферы, в которой он вырос, учитывая структуру семьи и порядок его рождения в ней. В соответствии с порядком рождения изменяются и запросы, и потребности ребенка.
Будучи первопроходцем в этом исследовании, А. Адлер классифицировал некоторые порядковые позиции, которые может занимать ребенок в семье: старший ребенок в семье, младший из двоих детей, средний ребенок, младший из трех и более детей, и единственный ребенок. Самое главное, что в ходе этого исследования он доказал, что дети, чей порядок рождения в семье одинаков, имеют схожий психотип, а вот дети, рожденные в одной семье, различаются по характеру именно в связи со своим положением по старшинству.
Леман Кевин – христианский взгляд на проблему
Эту проблему изучал и достаточно известный в мире психолог, доктор Леман Кевин — порядок рождения ребенка в семье оказался весьма влиятельным фактором для всей судьбы человека, включая и его карьеру, и его социальные связи. Леманом написана книга, которая получила лаконичное название «Порядок рождения», в которой глубоко, но с юмором рассказывается о влиянии очередности рождения на всю человеческую жизнь
Особое внимание уделяется взаимосвязи личностных качеств, формирующихся под воздействием порядка рождения и карьерных предпочтений
Например, примечательно, что из их космонавтов, побывавших в космосе, практически все были первыми детьми в семье, и лишь двое – единственными. Так как лидерские качества у первенцев развиваются намного лучше. А вот коммерческая и актерская деятельность лучше удается средним и младшим отпрыскам семейств. Очередность рождения оказывает огромное влияние не только на характер, но и на то, с кем он вступит в брак, с кем он общается, каким родителем он будет.
Теория порядка рождения Уолтера Тоумена
Изучив более тысячи семей, Уолтер Тоумен констатировал, что модель поведения у любого человека во многом определяется очередностью его рождения в семье. Единственные, старшие, младшие или единственные дети по большому счету имеют сходные черты характера и личности. И хотя это не является абсолютным стереотипом, но общая предрасположенность обстановки в семье вырисовывают довольно-таки типичную картину.
Еще одним наблюдением было предпочтение в семьях какого–либо пола ребенка, чаще всего – сыновей. Если в семье есть старшая сестра, на нее довольно часто перекладывается значительная часть функций родителей, тогда как младший братишка почти всегда окружен славой и высокими ожиданиями родителей. Примечательно, что семьи, где только девочки более охотно решаются на еще одного ребенка, чем родители двух или более сыновей (во всяком случае, в 1976 году, когда проводились исследования).
Порядок рождения и сексуальность
Другая популярная теория порядка рождения — братский порядок рождения. Это утверждает, что если у мужчины есть старшие братья, есть более высокий шанс, что он будет гомосексуалистом. Количество старших братьев увеличивает вероятность, но на сколько — неизвестно. Некоторые исследования утверждают, что старший брат увеличивает шансы примерно на 30%, в то время как другие исследования говорят о 15%. Были и другие исследования, которые показали, что составляет только 1/7 всех гомосексуальных мужчин.
Могут ли женщины, у которых есть старшие сестры, стать лесбиянками? Нет. Нет никакого материнского порядка рождения.
Так почему же это происходит? Есть несколько теорий, но самая лучшая теория заключается в том, что он развивается еще до рождения ребенка. Это побочный продукт эволюции, который делает более позднего сына более склонным к гомосексуализму. В наши первобытные времена меньшее количество гетеросексуальных братьев и сестер означало меньшую конкуренцию, когда дело доходило до спаривания, и, следовательно, семья, которая менее склонна к борьбе.
Однако, учитывая все это до сих пор, это горячо обсуждается. Некоторые исследования не нашли убедительных доказательств того, что мужчина более склонен к гомосексуализму, если у него есть старшие братья и сестры мужского пола. Возможно, существуют и другие факторы, влияющие на его сексуальность, и вы не можете просто сказать, что его порядок рождения является единственным вкладом.
Важность порядка рождения
Влияние порядка рождения изучалось многими психологами. Так, классическим считается исследование Уолтера Тоумена, австралийского психолога. Ученый изучил тысячи семей, которые различаются материальным достатком, образованием, ценностями и взглядами, но при этом занимающие одинаковую позицию рождения в семье дети имеют схожие психологические особенности.
Порядок рождения влияет на формирование личности
Еще одно крупное исследование принадлежит Альфреду Адлеру, австрийскому психологу и психиатру, создателю системы индивидуальной психологии. В работах Адлера большое значение отдается влиянию порядка рождения ребенка на его личность и жизненный путь. Конечно, порядок рождения — не единственный определяющий фактор, влияющий на формирование личностных качеств, поскольку многое зависит не только от очередности ребенка в семье, но и от того, как он это воспринимает.
Исследования показали, что на формирование личности ребенка и его психологических качеств влияют две группы факторов:
- Отношение родителей к детям, поскольку они по-разному реагируют на первого и последующих детей.
- Отношения, различие и место ребенка среди братьев и сестер.
Все это в комплексе и формирует личность.
Черты характера согласно порядку рождения детей
Первенцы: Лидеры
Дети, родившиеся первыми, склонны принимать черты могущественного лидера и испытывают желание помогать и защищать других людей.
Как только рождаются их младшие братья и сестры, первенцы, как правило, копируют поведение родителей и могут давать чрезмерную защиту своим братьям и сестрам.
Забота, которую они учатся предоставлять своим братьям и сестрам, делает их отличными родителями для их собственных детей.
У них есть высокое чувство собственного достоинства, поскольку они были первыми объектами пристального внимания их родителей и величайшей любовью.
Ревность приходит, когда эта любовь и внимание должны делиться с другим ребенком или детьми. По теории Адлера о порядке рождения детей первенцы склонны быть консервативными, настойчивыми, амбициозными, беспокойными, ответственными и конкурентоспособными
По теории Адлера о порядке рождения детей первенцы склонны быть консервативными, настойчивыми, амбициозными, беспокойными, ответственными и конкурентоспособными.
Средние дети: Посредники
Вторые, но не последние родившиеся дети часто не уделяют внимания первому и последнему.
Чувствуя, что им всегда нужно бороться за внимание родителей, средние дети рано развивают амбиции, и хотя иногда это означает постановку слишком высоких целей и большой риск неудачи, они чаще всего оказываются успешными предпринимателями. Кроме того, они чрезвычайно увлечены борьбой с несправедливостью и развитием крепкой дружбы вне семьи
Кроме того, они чрезвычайно увлечены борьбой с несправедливостью и развитием крепкой дружбы вне семьи.
Порядок рождения детей определяет их как естественных посредников, которые стремятся избежать конфронтации.
Из-за отсутствия внимания в семье, чаще всего среднему ребенку труднее найти свой путь, из-за чего они чувствуют себя неуверенными и растерянными.
С другой стороны, эта борьба в конечном итоге превращает их в сострадательных и сильных людей.
Самые младшие дети: Артисты
Это приводит к тому, что они развивают чувство собственного достоинства и стремятся достичь своих целей и мечтаний.
Все наблюдают за ними с самого начала, младшие дети становятся развлекателями семьи. Они также дружелюбны и общительны и, как правило, имеют много близких друзей.
Чрезмерная защищенность в семье может привести к трудностям во взрослой жизни самых младших детей. Согласно теории о порядке рождения детей они могут стать безответственными, зависимыми, эгоистичными и манипулирующими.
Единственные дети
Не имея родных братьев и сестер, с которыми можно было бы конкурировать, единственные дети часто конкурируют со своими отцами.
Единственному ребенку обычно уделяет слишком много внимания, что приводит к тому, что его балуют, в основном матери.
Они склонны к эгоцентризму и самообеспеченности, поскольку с раннего возраста они научились зависеть от самих себя.
Они либо развивают черты характера первого, либо последнего ребенка.
Они могут быть великими светскими людьми или совершенно довольными одиночками.
Ссылаясь на порядок рождения детей, единственные дети склонны быть целеустремленными перфекционистами, что может повлиять на непонимание со стороны сверстников.
Близнецы (Двойняшки)
Когда дело доходит до двойни, один из них обычно берет на себя доминирующую роль первенца.
Близнецы или двойняшки развивают близость друг к другу больше, чем другие братья и сестры.
Эта близость помогает им быть более уверенными, но также делает их зависимыми от общества другого.
Когда они растут и заводят свои семьи, разделение может вызвать сильное горе.
Если мы посмотрим на свою семью и семьи других людей, которые окружают нас, многие из нас узнают большинство типов и личностей в своем окружении.
Однако, несмотря на высокую точность, эта теория порядка рождения детей не применима к каждому человеку, так как есть много других факторов, которые должны быть включены, такие как воспитание, разница в возрасте между детьми и общее количество братьев и сестер.
Мы все происходим из семей разного размера. Одни из нас только единственные дети, в то время как другие являются старшим, средним или младшим ребенком. Таков порядок рождения, то есть порядок, в котором вы родились. Многие считают, что порядок, в котором вы родились, может оказать определенное влияние на вашу личность. Есть ли в этом хоть доля правды? Мы собираемся обсудить в этой статье.
Ссылки
- Динкмейер, округ Колумбия, Пью, У.Л., и Динкмайер, округ Колумбия, мл. (1979). Адлеровское консультирование и психотерапия . Монтерей, Калифорния: Брукс / Коул.
- Фолл, К.А., Холден, Дж. М., и Маркиз, А. (2002). Теоретические модели консультирования и психотерапии . Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж.
- Хоффман, Э. (1994). Стремление к себе: Альфред Адлер и основание индивидуальной психологии . Ридинг, Массачусетс: издательство Addison-Wesley Publishing.
- Мосак, HH, и Ди Пьетро, Р. (2006). Ранние воспоминания: метод и применение интерпретации . Нью-Йорк: Рутледж.
- Оберст, UE, и Стюарт, AE (2003). Адлеровская психотерапия: продвинутый подход к индивидуальной психологии . Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж.
Младший ребенок
Согласно Альфреду Адлеру, положение младшего уникально. Он не привык быть единственным, поэтому наличие братьев и сестер не становится для него травматичным опытом. Последний ребенок всегда воспринимается как самый маленький, а потому к нему проявляется особенно нежное отношение – он купается в любви и заботе взрослых, а также братьев и сестер. Однако у младшего нет такой независимости и самостоятельности, как у старших детей, поэтому он пытается превзойти старших, выйти из опеки. Такое положение создает противоречие: с одной стороны он пытается стать более свободным, независимым, с другой — зависим от своего положения младшего, вечного «баловня». Такая неопределенность может вызвать во взрослом возрасте психологические проблемы.
У младшего может развиться чувство неполноценности, особенно если он рос в семье с малым достатком, где младшему приходилось пользоваться тем, что принадлежало старшим детям.
У младшего ребенка особенное положение в семье
Однако младший ребенок обладает наибольшей мотивацией – в будущем такие дети могут достичь больших успехов в выбранной профессии.
Разумеется, порядок рождения — не самый главный фактор влияния на личность. Многое зависит и от атмосферы в семье, и от стиля воспитания.
Биография Альфреда Адлера
Альфред родился в небогатой многодетной семье еврейского происхождения. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред общался и играл с соседскими детьми, которые всегда охотно принимали его в свою компанию. Таким образом, он находил среди приятелей то ощущение признания и собственной ценности, которого его лишили дома
Влияние этого опыта можно проследить в последующей работе Адлера, когда он выделяет важность эмпатии и общих ценностей, именуя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, человек способен реализовать свой потенциал и стать полезным членом социума
Аналитическая психология, 1912
Ещё одним направлением, получившим свой старт в начале XX в. и имевшим интерес в профессиональной среде, является аналитическая психология психиатра и педагога из Швейцарии Карла Густава Юнга. В своих работах К. Юнг разлагает структуру личности на слои: персона, эго, тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин, самость.
Цель человека, определяющая жизненный смысл и основную потребность, по теории К. Юнга, направлена на достижение самости путём прохождения сознательных слоёв (персона, эго) и бессознательных (коллективное бессознательное следует за индивидуальным). Самый верхний слой бессознательного – тень, т.е. двойник «Я», самый нижний – самость, т.е. реальное «Я». Именно К. Юнгу принадлежит разделение бессознательного на индивидуальное и коллективное. Таким образом, смысловым ядром аналитической психологии является вопрос индивидуации, то есть нахождение человеком самости как уникальной целостности, поскольку каждый индивидуум изначально имеет вектор на саморазвитие.
Личностные качества первенца
Первенец — это всегда что-то новое, еще непонятное и непознанное для родителей, поэтому его психологические особенности сильно отличаются. Как правило, первенец — это «подопытный кролик» для родителей, которые еще не знают, как именно быть родителями, как воспитывать, поэтому они учатся на своем первенце
Старший сын или дочь, в отличие от последующих детей, получает наибольшее внимание со стороны взрослых, постоянно окружен заботой, поскольку родители (особенно молодые пары) еще не уверены в правильности своих действий. А потому первый ребенок — это всегда повышенное волнение, огромный интерес и энтузиазм
Как правило, к первенцу взрослые относятся с большей нежностью, однако предъявляют к нему больше ожиданий, зачастую не слишком реалистичных, а потому и наказывают таких детей строже. С последующими детьми, когда у родителей уже появляется практика, взрослые ведут себе более спокойно.
Первый ребенок получает больше внимания и заботы
Альфред Адлер считал, что первенец имеет особенное положение, пока он единственный ребенок
Он получает все внимание и заботу родителей, имеет особые привилегии. Но с появлением младшего брата или сестры его положение меняется, и это событие может стать для него травматичным: теперь другой ребенок отнимает внимание родителей
Согласно Адлеру, появление второго ребенка делает первенца более самостоятельным, поскольку забота родителей направлена теперь не только на него. У таких детей зачастую развиваются лидерские качества.
Однако эти обстоятельства могут и негативно повлиять на психику. С появлением брата или сестры у первенца может развиться тревожность. Ребенок может потерять сон и аппетит, стать нервным, у него могут появиться проблемы в общении со сверстниками.
Адлер утверждал, что старшие дети привыкают к большей самостоятельности и ответственности, они рано начинают бороться за свои права, а потому во взрослой жизни, как правило, достигают большего. Исследования показали, что уровень их интеллектуального развития выше уровня младших детей.
Исследования Альфреда Адлера актуальны и сегодня
Это правда?
Возможно, вы видели закономерность со всей информацией до сих пор. Да, могут быть некоторые различия в личности, интеллекте или сексуальности в зависимости от порядка рождения, но наука противоречива. Трудно найти исследования, которые могли бы воспроизвести одни и те же результаты, поскольку каждая семья отличается. Если обстоятельства изменяются от рождения первого ко второму рожденному, это может повлиять на то, как воспитывается ребенок, тем самым повлиять на его личность.
Подводя итог, можно сказать, что наука до сих пор отсутствует. Мы можем никогда полностью не разгадать тайну порядка рождения. Более чем вероятно, что порядок рождения оказывает некоторое влияние на личность, но то, как воспитывается ребенок, оказывает большее влияние. Конечно, можно сказать, что порядок рождения влияет на воспитание, поэтому это ситуация с курицей и яйцом, которая может никогда не вылупиться. Существует также эффект самореализующегося пророчества. Если родитель считает, что его более поздние дети будут более избалованными, то это может произойти.
Трудно сказать, что вызвано порядком рождения, а что нет. Тем не менее, поведение вашего ребенка может измениться по мере его взросления. Если у вас есть какое-то поведение, которое вы хотите изменить, то ваш лучший выбор будет таков:
Ищи помощи!
Великие родители должны уметь воспитывать своих детей независимо от порядка их рождения, но это очень трудно. Тем, кто хочет от своих детей всего самого лучшего, возможно, придется обратиться к психотерапевту, чтобы убедиться, что они делают свою работу наилучшим образом. Нет ничего постыдного в том, что профессионал оценивает навыки родителей и делает предложения, чтобы помочь улучшить их воспитание.
Поговорите сегодня с психологом и посмотрите, что вы можете сделать, чтобы улучшить свое воспитание. Ваши дети не должны страдать или несправедливо извлекать выгоду из феномена порядка рождения.
Исследования психологов показали, что на формирование личности ребенка влияет его порядок рождения в семье: единственный ли он, старший, средний или младший. Как оказалось, порядок рождения во многом определяет психологические особенности ребенка.
Деятельностный подход: А. Н. Леонтьев
На Западе многие теории развития личности оформились уже к началу ХХ в. Иначе обстояла ситуация с отечественной психологией. Долгое время – вплоть до начала 60-х годов – на территории Советского Союза эта проблематика даже не обсуждалась.
Одной из оригинальных отечественных теорий становления личности по праву считают выкладки, сделанные выдающимся психологом А.Н. Леонтьевым. Комплекс его концепций не рассматривается современными учеными как претендующий на звание самостоятельной теории развития личности в психологии. Но Леонтьев сумел построить стройную концептуальную базу, которая в дальнейшем стала основой для работ его последователей.
Он считал, что личность – это связь определенных видов деятельности:
- Его первый тезис – человек развивается в процессе биографии. Ученый считает, что личность – это не биологическое, не социальное или определяемое иными факторами психическое образование, отличающее человека от животного. Личность – это конкретные поступки, которыми заполняются строки биографии.
- Следующее положение Леонтьева касается развития личности. Он утверждал, что оно происходит вне зависимости от физиологического и психического роста.
- В-третьих, отечественный исследователь строго разделал понятие индивида и личности. Индивид – это биологическое существо. Личность – это единство не биологической природы, которое развивается постоянно. Факторы развития личности по Леонтьеву – деятельность человека, а также его способность соединить между собой внутренние и внешние условия.
В последние годы жизни А. Н. Леонтьева особенно занимали идеи взаимосвязи экзистенциальной психологии, места личности в многочисленных межчеловеческих связях. Одним из самых лаконичных тезисов западного экзистенциализма является формулировка Ж. П. Сартра: «Существование предшествует сущности». Аналогом экзистенциальной теории развития личности в отечественной психологии является подход Леонтьева. Он гласит, что все психические и личностные структуры существуют для того, чтобы реализовываться в отношениях с миром – личность проявляет себя через деятельность.