Что такое миф: признаки и главные художественные произведения

Мифологический сюжет это в литературе кратко

Мифологические персонажи и сюжеты

Мифологические персонажи и сюжеты играют ключевую роль в мифологическом жанре. Они помогают передать основные темы и идеи, которые заключены в мифах.

В мифологии многих народов мира можно найти разнообразных персонажей, таких как боги, герои, духи и животные. Они обычно обладают сверхъестественными способностями и представляют собой символы и аллегории определенных аспектов жизни. Боги часто являются владыками различных сил природы, герои исполняют героические подвиги, духи олицетворяют различные аспекты окружающего мира, а животные представляют идеи о дикой и прекрасной природе.

Сюжеты мифологических историй также очень разнообразны. Они могут рассказывать о создании мира, о происхождении людей, о борьбе добра и зла, о любви и предательстве, о путешествиях и путешественниках. Каждый миф имеет свою уникальную историю, но часто они повторяются в разных культурах и представлены в различных вариациях.

Мифологические персонажи и сюжеты помогают нам понять мир и себя с помощью символического и космического понимания реальности. Они отражают коллективные представления о мире, его возникновении и функционировании, а также о взаимосвязи людей с природой и сверхъестественными силами.

Различные жанровые особенности

Мифы имеют разнообразные жанровые особенности, которые отличают их от других литературных форм. Вот некоторые из них:

Фантастика

Некоторые мифы могут иметь элементы фантастики, такие как волшебство, магические существа или сверхъестественные события. Это помогает придать истории особую атмосферу и позволяет автору исследовать темы, которые не могут быть достигнуты в реальном мире.

Эпос

Многие мифы имеют структуру эпоса, что означает, что они имеют поэтическую форму и рассказывают о великих подвигах героев и богов. Эпическая форма позволяет автору использовать мощные средства выражения, такие как повторение и эпитеты, чтобы создать эмоциональную и драматическую атмосферу.

Мифологический роман

Некоторые мифы можно рассматривать как форму мифологического романа. В таких мифах повествование строится вокруг героев, которые испытывают различные испытания и преодолевают преграды. Это позволяет авторам исследовать темы судьбы, справедливости и морали.

Аллегория

Некоторые мифы могут служить аллегорическими историями, которые имеют глубокий символический смысл. Аллегории используются для передачи более сложных идей и концепций, которые могут быть трудны для прямого изложения.

Мифический рассказ

В то время как большинство мифов имеют элементы фантастики и драматизма, некоторые мифы просто рассказывают истории о богах и героях без какой-либо сюжетной развязки или драматического развития. Это помогает сохранить чувство единения и сакральности, которые особенно сильно выражаются в мифологической традиции.

Легенда

Многие мифы похожи на легенды и рассказы о героях и их подвигах. Легенды часто основаны на реальных событиях или исторических фактах, но они также могут содержать элементы мифологии и преувеличение, чтобы усилить эффект рассказа.

Отличительные особенности мифических сказаний

Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое.

В мифе нет абстрактных понятий, в нем все — очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Миф как тип мировоззрения имеет ряд отличительных особенностей:

  • произвольный сюжет;
  • обращение к причинам возникновения бытия;
  • зооморфизм (люди и животные уподобляются друг другу, встречаются персонажи полулюди-полузвери);
  • нерасчленённость;
  • попытка объяснить природные и социальные явления;
  • повторяемость образов и сюжетов у разных народов.

На основании этих свойств, мифологи сделали вывод о том, что все древнейшие цивилизации прошли в своём развитии мифологический этап, оставивший нам свидетельства об общем человеческом прошлом.

Исторические мифы

Исторические мифы представляют собой устаревшие представления о прошлом, которые возникают в процессе формирования национальной исторической памяти. Они основаны на легендах, сказаниях и мифологии, которые передаются из поколения в поколение.

Исторические мифы могут иметь различные жанровые особенности. Они могут быть эпическими произведениями, рассказывающими о героических подвигах национальных героев. Такие мифы часто связаны с национальной идентичностью и служат для укрепления чувства принадлежности к определенной культуре.

Другой тип исторических мифов — это религиозные мифы, которые объясняют определенные события и явления через религиозные верования и представления. В таких мифах могут присутствовать божества, духи и другие надприродные существа, которые влияют на ход исторических событий.

Также исторические мифы могут иметь фольклорные особенности, они могут быть переданы в форме народных сказаний и были когда-то связаны с мифологическими представлениями. Это могут быть сказки, легенды или басни, рассказывающие о событиях и персонажах прошлого.

Примеры исторических мифов Жанровые особенности
Миф о Ромуле и Реме Эпический миф, связанный с основанием Рима, героические события
Миф о Сократе Философский миф, описание жизни и учения Сократа, религиозная составляющая
Миф о Робин Гуде Фольклорный миф, рассказ о подвигах английского разбойника, связан с мифологическими представлениями

Основные разновидности мифов

Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.

Мифы разделяются на:

  • теогонические, изображающие рождение и возникновение богов;
  • космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов;
  • космологические, описывающие построение и развитие мира;
  • антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе;
  • мифы о культурных героях – сказания о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
  • сатериологические, имеющие своей темой спасение человека;
  • эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов.

Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных

В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем — иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода — древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса.

У истоков мифологии

Жизнь первых людей состояла из ритуалов. Многие учёные проводят параллель между развитием отдельного человека и историей взросления всего человечества.

Появляясь на свет, ребёнок ничего не знает об окружающем мире. Он наблюдает за сменой дня и ночи, учится видеть различия между предметами и их свойствами. Всё кажется ему таинственным и опасным.

Чтобы младенцу жилось спокойней, родители окружают его ежедневно повторяющимися однотипными действиями. Когда человек взрослеет, простые действия усложняются и приобретают символическое значение.

Так же, как в жизни годовалого малыша, в бытии первопредка ритуал занимал главное место. Упорядоченность всех действий гарантировала мир, покой, благополучие. По мнению первых мифотворцев, этот порядок обеспечивался добрыми духами, богами, существами, которых можно задобрить, совершив полезные действия.

Если же человек отступал от ритуала, добрые духи становились злыми, вместо благодатного дождя на землю посылалась засуха – гармония (что это?) превращалась в хаос.

Мифологическое мышление было синкретичным. Это значит, что верования, действия и рисунки, отражающие картину мира, были неразделимы. Человек был целостным: он верил, действовал согласно своей вере и воспроизводил это в собственном творчестве.

Найденные учёными изображения эпохи палеолита говорят о том, что миф зародился ещё в дописьменном и довербальном периоде (т.е. раньше, чем появились буквы и слова).

К первым нарисованным сюжетам можно отнести борьбу тигра и лани (барса и оленя), символизирующую противостояние сильного и слабого, смену одной эпохи другой. В сценах охоты отражены попытки человека приручить и покорить мир дикой природы.

Позже появляются сюжеты, связанные с мироустройством: дерево, объединяющее землю и небо, расколовшееся яйцо, из которого появились море и суша, три кита, три черепахи.

Когда человечество освоило речь, система верований стала оформляться в отдельные тексты. Сначала они бытовали только в устном виде, передаваясь от старших к младшим с помощью музыкального сопровождения. Древнейшие мифологические сюжеты распались на такие жанры, как песнь, легенда, предание, сказание.

Миф считается прямым предком эпоса и всех его видов, а мифология – это система мифов, связанных едиными образами и представлениями.

Что такое миф?

Мифы часто объясняют происхождение мира, природных явлений, обычаев и традиций. Они могут рассказывать о деяниях богов и героев, а также о проблемах и испытаниях, которые люди должны преодолеть. Мифы имеют свою логику и сюжетную структуру, которая может быть предсказуемой и стандартной для определенного жанра.

Однако, мифы не являются просто вымыслами или выдумками. Они имеют глубокий культурный смысл и часто служат для передачи мудрости, этических норм и идей, которые важны для общества.

Мифы имеют широкое распространение в различных культурах и народах. Они могут быть записаны или воплощены в разных формах и жанрах искусства, таких как литература, живопись, скульптура, музыка и танец.

Изучение мифов помогает понять культурные особенности и исторические корни разных народов. Оно позволяет узнать о том, как люди в разное время и в разных местах пытались объяснить тайны мира и найти свое место в нем. Мифы помогают нам понять себя и свое место в мире, а также задуматься о важных вопросах смысла жизни и существования.

Основные характеристики мифов:Устная передачаСвязь с религиозными или фольклорными традициямиВажность для культурного и идентификационного контекстаСистема символов и символических действийЭстетическая и эмоциональная ценность

Элементы мифа в народной культуре

Один из основных элементов мифа – это его герои. Героями мифа являются боги, герои-полубоги или даже обычные люди, которые часто обладают сверхъестественными способностями или живут в мире, где царствуют законы и силы, отличающиеся от обычных.

Важным элементом мифа является его сюжетная линия. Мифы обычно рассказывают о возникновении и преобразовании мира, о борьбе между добром и злом, о путешествиях героев и других подобных событиях.

Мифы также сопровождаются символами и образами, которые играют важную роль в передаче смысла и значимости произведения. Эти символы могут быть универсальными и общими для многих культур, а могут быть и уникальными для конкретной народности или региона. Также мифы могут содержать множество аллегорий и метафор, которые помогают передать сложные понятия и идеи.

Возможно, самым важным элементом мифа является его функция. Мифы помогают людям осмыслить и понять мир, объяснить происхождение и смысл событий, найти ответы на вопросы, которые не всегда могут быть удовлетворены рациональным знанием. Они также помогают укрепить и передать народные традиции, ценности и моральные установки.

В заключение, мифы являются неотъемлемой частью народной культуры и представляют собой богатый источник информации о мироощущении и мировоззрении различных народов. Изучение мифов позволяет нам лучше понять историю и культуру разных народов, а также найти универсальные духовные ценности, которые могут быть важными для всех людей.

Роль мифов в обществе

Мифы играют важную роль в обществе, они помогают людям объяснить и понять мир вокруг себя. Мифы отражают систему ценностей и верований, которые присущи определенной культуре. Они помогают формировать и поддерживать идентичность группы или нации, передавая традиции, историю и мировоззрение предков.

Одна из важных ролей мифов — обеспечение социальной и политической стабильности. Мифологические рассказы помогают укрепить власть и легитимизировать правящий режим. В древних обществах властьющие элиты создавали и распространяли мифы, которые поддерживали их привилегированный положение и объясняли социальные неравенства.

Мифы также играют важную роль в образовании и воспитании. Исторические и мифологические рассказы помогают передать знания и ценности от старшего поколения к младшему. Они служат примером для подражания и учат молодых людей принципам морали, этики и ответственности.

Одной из ключевых функций мифов является объяснение природных явлений и неизвестных событий. Путем создания мифологических рассказов, люди пытались понять происхождение мира, природу божеств и сил, которые управляют вселенной. Мифологическое мышление помогало заполнить пробелы в научном знании и обеспечивало людей ощущением контроля и понимания непредсказуемого мира.

Хотя мифология не является научной дисциплиной, она имеет глубокое влияние на мировоззрение и поведение людей. Мифологические рассказы формируют наше восприятие и понимание окружающего мира, они способствуют формированию наших ценностей и поведенческих стереотипов. Мифы оказывают влияние на литературу, искусство, философию и религию, их темы часто используются в кино и телеэкране для создания эмоциональных и познавательных историй.

Роль мифов в обществе: Пример
Сохранение традиций и идентичности Миф о происхождении народа и его культурных особенностях.
Социальная легитимизация Миф о божественном избрании правителей и их связи с небесными силами.
Педагогическая функция Миф о героических поступках предков и их мудрости.
Объяснение природных явлений Миф о происхождении грома и молний.

Мифы разных культур

В разных культурах существуют уникальные мифологии, которые отличаются своими особенностями. Например, древнегреческая мифология включает в себя множество божеств, героев и мифических существ, таких как Зевс, Афродита, Геракл, Пегас и другие. В скандинавской мифологии преобладают персонажи, связанные с викингами, такие как Один, Тор и Локи. Тибетская мифология богата историями о богинях, создателях мира и применении мистической силы.

Мифы разных культур могут иметь сходства в мотивах и сюжетах. Некоторые мотивы мифологии, такие как подвиги героев, конфликты божеств и сотворение мира, встречаются в разных мифологиях. Однако, каждая культура придает им свой уникальный подход и интерпретацию. Это делает мифы разных культур интересными и исследуемыми для сравнительных исследований мифологии.

Изучение мифов разных культур способствует пониманию сути культурного наследия различных народов. Они отражают ценности, верования и идеалы, которые определяют поведение и мышление людей. Мифы также являются источником вдохновения для литературы, искусства и кино, они лежат в основе многих произведений и помогают раскрыть глубину человеческого сознания и воображения.

История развития мифологического жанра

Мифологический жанр в искусстве зародился в эпоху Античности. В Древней Греции и Риме художники часто создавали изображения богов и героев в скульптурных работах, мозаиках, на предметах декоративно-прикладного искусства. Произведения античных мастеров и сегодня служат источником вдохновения для художников.

Затем, в Средние века, в европейском искусстве безраздельно доминировала религиозная тематика. Ситуация изменилась только с началом эпохи Возрождения. В тот период формировались новые человеческие идеалы, художники начали создавать более реалистичные изображения персонажей. Первые из сохранившихся до наших дней картин с мифологическим сюжетом принадлежат кисти флорентийца Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo).

Чуть позже интерес к вымышленным событиям дохристианской эры проявил один из величайших гениев итальянского Ренессанса Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli). Он создал несколько знаковых картин на основе древнегреческого эпоса, среди которых особое место занимает несравненное «Рождение Венеры».

К античным преданиям в своем творчестве обращались многие мастера Высокого и Позднего Возрождения, среди которых:

  • Андреа Мантенья (Andrea Mantegna);
  • Джорджоне (Giorgione);
  • Рафаэль (Raffaello)
  • Тициан (Tiziano);
  • Паоло Веронезе (Paolo Veronese).

В XVII веке жанр стремительно набирал популярность в изобразительном искусстве. Лучшие представители стилей барокко и раннего классицизма в своих картинах отдавали дань уважения античным героям и богам. В том числе:

  • Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens);
  • Рембрандт (Rembrandt);
  • Диего Веласкес (Diego Velázquez).

XVIII век явил миру новое фундаментальное направление в живописи — рококо. Картины, выполненные в этом стиле, изобилуют идиллическими изображениями персонажей, в том числе античных героев. Особого внимания заслуживают яркие произведения Франсуа Буше (François Boucher) и Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo).

В XIX веке мифология занимала достойное место в творчестве многих выдающихся живописцев разных стилей (ампира, романтизма, сентиментализма, символизма):

  • Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David);
  • Жана Огюста Доминика Энгра (Jean Auguste Dominique Ingres);
  • Эжена Делакруа (Eugène Delacroix);
  • Гюстава Моро (Gustave Moreau).

В русском изобразительном искусстве вершиной этого жанра по праву считаются произведения Виктора Васнецова на былинную и сказочную тематики.

В ХХ веке с появлением модерна и авангардного искусства интерес к старинным преданиям изменился. Античные герои постепенно уступили место другим вымышленным персонажам. Художники начали чаще использовать образы мифологии восточных, африканских, индейских, полинезийских и азиатских народов. Источниками вдохновения для живописцев стали известные узкому кругу людей герои национальных эпосов, сказок и преданий. Эта тенденция продолжается и в наступившем XXI веке.

Знаменитые художники мифологического жанра

К наиболее известным художникам мифологического жанра можно причислить несколько десятков выдающихся мастеров разных эпох. И все же, наиболее достойны отдельного упоминания такие живописцы:

  • Сандро Боттичелли (1445-1510) — один из величайших представителей эпохи итальянского Возрождения. Его всемирно известная картина «Рождение Венеры» до сих пор считается эталоном жанра и легко узнаваема по характерной манере исполнения.
  • Питер Пауль Рубенс (1577-1640) — величайший голландский художник, знаменитый изображениями женщин с пышными формами. Даже мифические героини в его работах полны жизненных сил и очаровательного эротизма.
  • Франсуа Буше (1703-1770) — французский живописец, выдающийся представитель стиля рококо. Его картины переполнены яркими золотистыми красками, изображениями безмятежной жизни древних героев.
  • Гюстав Моро (1826-1898) — один из самых ярких символистов в истории человечества. Он периодически писал картины на тематику античных мифов и наполнял их многочисленными иносказательными образами.
  • Виктор Васнецов (1848-1926) — знаковая фигура в российской живописи, автор гениальных работ на сказочно-былинную тематику. Его произведения очаровывают глубокой духовностью народных образов.

Мифологический жанр в искусстве благополучно пережил многочисленные революционные изменения вкусов общества. Он и сегодня востребован среди художников и обычных зрителей.

На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет отличную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести шедевры антиквариата. Здесь же можно напрямую купить картины, скульптуры, иконы и многое другое у современных художников.

Различия между мифом и сказкой

Одно из главных различий между мифом и сказкой заключается в их происхождении и смысловой нагрузке. Мифы возникли в различных обществах как попытка объяснить природные явления, происхождение мира, поведение богов и героев. Они часто имеют религиозную или культурную значимость и передаются из поколения в поколение. Сказки, с другой стороны, являются вымыслом автора и часто служат для развлечения и воспитания. Они могут иметь мораль или нравоучительное значение, но редко имеют более глубокий смысл, как у мифов.

Еще одно отличие между мифами и сказками – это их структура и стиль. Мифы обычно имеют более сложную структуру и глубже проникают в мифологию и культурную традицию соответствующего общества. Они часто включают в себя много персонажей, событий и действий, а также содержат причудливые элементы, связанные с мифологическими существами или сказочными местами. Сказки, с другой стороны, имеют более простую структуру и ограниченное число персонажей. Они обычно строятся вокруг одного главного героя или группы героев, которые проходят через серию испытаний или приключений.

И, наконец, мифы и сказки различаются по своей целевой аудитории. Мифы, как правило, рассчитаны на взрослых или на более зрелую аудиторию. Они часто содержат глубокие философические или моральные уроки и требуют некоторого понимания культуры или мифологии, чтобы полностью оценить их. Сказки, напротив, чаще всего предназначены для детей и молодых людей. Они помогают развивать воображение и воображаемые способности, а также содержат простые и понятные моральные уроки.

Таким образом, мифы и сказки имеют свои уникальные особенности и отличия, связанные с их происхождением, целевой аудиторией и структурой. Но вместе они обогащают наше понимание мира и помогают нам лучше понять наших предков и себя.

Мифология — что это такое

Когда люди начали думать и размышлять, то самой первой формой их мировоззрения стало мифологическое.

Мифология — это фантастическое объяснение реальности.

Ее сущность в том, что человек, не умея объяснить окружающую действительность каким-то другим образом, придумывает это объяснение и верит ему как истине. Миф стал заменителем знания о мире.

Когда человек чего-то не знает и не понимает, то он от этого испытывает дискомфорт. Ему нужно объяснить себе суть вещей. Когда он это объяснение придумывает, то психологически ему от этого становится легче.

При этом человек не видит разницы между реальностью и выдумкой. Для него все есть реальность. При этом мифологическое мировоззрение образно. Понятийное мышление (мыслить понятиями, абстракциями) в ту пору еще не было принято и человек мыслил образами.

Но именно из мифологии (такого понимания мира) выросло все остальное — религия, наука, философия. Не сразу, конечно же, но постепенно люди от догм и эмоционального восприятия мира стали переходить к критическому мышлению и более глубокому осмыслению окружающей их действительности.

Мифология по своей сути очень близка к такому понятию, как фольклор. Но опять же с той разностью, что носители мифологического мышления верят в выдумку, а фольклор — это логическое продолжение мифологии, но уже только в качестве художественного отображения мира. Это — не мировоззрение, а лишь творчество.

Мифы в литературе

Мифы в литературе могут быть представлены различными способами. Одним из самых известных и значимых примеров является «Илиада» Гомера, в которой рассказывается о героях Древней Греции и их сражениях во время Троянской войны. Другим примером является «Энеида» Вергилия, эпическая поэма, основанная на мифах и легендах о героях Древнего Рима.

Мифы в литературе могут также быть основой для создания сказок и фэнтези. Один из ярких примеров – книги о Гарри Поттере, в которых присутствуют элементы мифологии и магии. В таких произведениях мифы используются для создания уникального мира и развития персонажей.

Часто мифы в литературе используются для передачи моральных и философских уроков. Они позволяют авторам выразить сложные идеи и концепции через символические образы и события. Кроме того, мифы в литературе помогают создать атмосферу загадочности и волшебства, привлекая читателей и заставляя их задуматься над глубокими вопросами жизни и смысла.

Примеры мифов в литературе
«Одиссея» Гомера
«Метаморфозы» Овидия
«Атлант расправил плечи» Айн Рэнд
«Айвенго» Вальтера Скотта

Современные интерпретации мифов

Современные интерпретации мифов представляют собой интересное явление в современной культуре. Мифологические сюжеты и персонажи употребляются в различных искусствоведческих, литературных и философских контекстах.

Одной из возможных причин популярности современных интерпретаций мифов является поиск идентификации в постмодернистском обществе. Люди все еще стремятся найти себя в глобальном мире, и использование мифов даёт им возможность понять свое место в космическом порядке вещей.

Современные интерпретации мифов также позволяют изучить историю и культуру различных народов. Использование мифологических сюжетов позволяет современным людям погрузиться в древние времена и оценить значимость тех или иных исторических событий или ритуалов.

Важный аспект современных интерпретаций мифов – это изучение политической панорамы и социальных проблем. Мифы могут быть использованы для анализа и критики современных политических и общественных процессов, придавая им новое значение и комментируя ситуацию.

В современном мире мифы не только развиваются, но и преображаются. Они приобретают новые формы выражения, как, например, в искусстве или популярной культуре, и могут быть использованы для создания интересных и оригинальных историй.

Современные интерпретации мифов представляют интересный и многогранный феномен, который позволяет современному человеку увидеть и оценить историческое и культурное наследие своей цивилизации. Это также помогает увидеть новые перспективы в собственной жизни и познать самого себя.

Мифические сюжеты в литературе

С выделением литературы в отдельный вид искусства о мифе стали говорить как о жанре устного народного творчества. Это второй, узкий смысл термина.

Миф в литературе – это художественное произведение, представляющее собой развёрнутое повествование, пересказ или переложение устного образно-поэтического предания, появившегося в том или ином социуме на определённом этапе исторического развития.

Искать следы индийских, австралийских, африканских мифов нужно в народных сказках или эпических поэмах. С мифологией скандинавов нас знакомят такие произведения, как «Старшая» и «Младшая Эдда». Мифология индусов оживает в таких произведениях, как «Рамаяна», «Эпос о Гильгамеше».

Историки древности в документальных свидетельствах сохранили для мира верования шумеров и египтян. Благодаря авторской редакции исследователя античности А. Куна, нам широко известны мифы Древней Греции.

Славянская мифология частично отразилась в русских летописях, памятниках древнерусской литературы, русских, белорусских, украинских, болгарских и других народных сказках, былинах, песнях.

Для современных писателей мифология – это глубочайший источник вдохновения. В основе любого литературного сюжета лежит миф.

Например, сюжет поэмы Гомера «Одиссея», вобравшей себя целый цикл мифологических мотивов античности (о поединке с циклопом, искушении героя, женихах и верной жене и других), в Средние века переродился в жанр плутовского романа и романа-путешествия.

Хитроумный Одиссей, мечтающий вернуться на Итаку, превращается в безымянного бродягу, который к концу повествования оказывается принцем. В ХХ веке американский писатель Джойс создал роман «Улисс» о приключениях нашего современника, весьма далёкого по характеру и обстоятельствам жизни от прославленного героя Древней Греции.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние.

Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков (достаточно назвать «Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, «Нана» Эмиля Золя, «Волшебную гору» Томаса Манна).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: