Способы регулирования и содержание мононорм
Хотя, как указывалось выше, мононормы имели синкретический, нераздельный характер, однако, уже в первобытных обществах обозначилась их внутренняя структура в виде запретов, дозволений, позитивных обязываний.
Поведение первобытных людей регулировалось по определенной формуле: «нельзя-можно-должно»:
-
- «нельзя» – это запреты и табу;
- «можно» – это зачатки моральных правил;
- «должно» – обычаи, традиции, зачатки права.
Содержание мононорм:
1. Мононормами разрешалось – «можно»:
-
- охотиться и собирать плоды на отведенных территориях;
- раздавать для раздачи членам сообщества и в дар членам других сообществ крупных животных;
- раздавать сами туши в установленном порядке;
- участвовать в коллективных акциях общественного порицания.
2. Монормами запрещалось – «нельзя»:
-
- нарушать разделение функций в обществе между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми;
- убийство; травмы; каннибализм;
- колдовство;
- похищение женщин и детей;
- несанкционированное использование оружия на стоянке;
- кража;
- нарушение правил брачного союза, в том числе равноправия между общинами при обмене женщин на брак;
- систематическая ложь;
- нарушение супружеской верности и др.
3. Мононормами было дозволено – «должно»: позитивное обязательство было направлено на:
-
- организацию необходимого поведения в процессах приготовления пищи,
- строительство жилья,
- разжигание костров и поддержание огня,
- производство оружия,
- изготовление средств передвижения (например, лодок).
Понятие, признаки, цель и функции мононорм в первобытном обществе
Такие сформировавшиеся в процессе исторического развития социальные нормы, регулирующие поведение людей в первобытном обществе, получили название «мононорм». Этот термин ввел в оборот русский историк – этнограф А.И. Першиц.
Мононормы – это первые социальные регуляторы поведения людей в первобытных обществах, которые включали в себя зачаточные элементы религии, морали и права в едином, неразделенном составе.
Мононормы находятся в органической связи с экономикой и идеологией первобытного общества, в котором человек по-прежнему является частью природы.
Основные признаки мононорм:
- регулируют поведение людей в первобытных обществах;
- имеют естественное происхождение (не навязаны кем-то сверху, помимо воли членов сообщества);
- синкретичны, т.е. слитны, нераздельны. Обычно в правовой литературе отмечается, что мононормы сочетают в себе нормы религии, морали и права в едином, нерасчлененном составе. Однако, нужно понимать, что ни религии, ни морали, ни тем более, права в те времена не существовало (иначе зачем их было объединять в мононорме). Поэтому в мононорме содержались лишь зачаточные элементы этих социальных регуляторов, которые, как самостоятельные явления, выделятся позднее;
- не имели обязательного или дозволительного характера, т.е. не были обязанностями и правами в чистом виде, поскольку были выражением естественных правил поведения в человеческом общежитии;
- исполнялись добровольно, не требовали какого-либо принуждения;
- их содержание различалось в каждой общине (роде, племени). У каждого объединения в первобытном обществе были свои уникальные правила поведения. С данным признаком связано явление тотемизма, суть которого заключалась в том, что родоначальником любого племени (рода) является некое животное или растение (тотем), редко – неодушевленный предмет. Община носит его имя и выступает вовне не только как социальная общность, но и как явление природы;
- выражались преимущественно в виде запретов (табу), нарушение которых наказывалось сверхъестественными силами. З. Фрейд считал, что табу – это самый древний неписаный законодательный кодекс человечества. Исторически самое первое табу – это запрет инцеста;
- предусматривали специфические санкции – нарушитель запретов подвергался общественному порицанию. За серьезные нарушения лицо могло быть подвергнуто остракизму – изгнанию из племени, что в те время фактически означало смерть, поскольку человек в одиночку выжить не мог. Отсюда пошло выражение «без рода и племени», т.е. человек совсем один, без близких и чьей-либо поддержки.
Цель мононорм – обеспечить гармоничное существование и воспроизводство конкретных сообществ в естественной среде обитания.
Основные функции мононорм:
- освобождение первобытного человека от страха перед явлениями природы и другими людьми;
- стабилизация отношений в первобытном обществе;
- воспроизводство как биологического вида;
- распределение пищи и т.д.
Формы выражения мононорм
Первые социальные нормы нашли свое выражение в мифологии, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и других формах. В связи с чем эти общества часто называются традиционными обществами.
Мифы — это представления людей о происхождении всего сущего на земле (людях, явлениях природы, богах и т.д).
Обычай — традиционно установленная процедура поведения, основанная на привычке и относящаяся к коллективным формам действий.
Традиция — все, что унаследовано от предшественников. Это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды и т.д. рассматриваются как традиция.
Ритуал — набор стилизованных и тщательно подготовленных жестов, слов действий, которые выражают некоторые религиозные представления или бытовые традиции. Ритуал имеет символическое значение. Он призван инсценировать какое-либо событие (например, проведение ритуала для вызова дождя).
Обряды сопровождают важные моменты жизни человека от рождения до смерти.
Табу — абсолютный запрет, накладываемый на любое действие, слово, предмет. Он регламентировал важнейшие стороны жизни человека: обеспечивал соблюдение брачных норм, защищал от связанных с ним опасностей, в частности, существовал запрет прикосновения к трупу.
Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.
-
Что такое обитель кратко
-
План мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в школе на 2019 2020
-
Как могут быть расположены две плоскости ответ кратко
-
Как одеть ребенка на праздник осени в детском саду мальчика
- Обоснуйте выбор единиц измерения информации в компьютере бит и байт как они связаны ответ кратко
Отличия мононормов от норм права
1. Формализация и стандартизация
В отличие от мононорм, нормы права являются формализованными и стандартизированными. Они четко определены в правовых документах, которые разрабатываются законотворческими органами. Нормы права имеют более ясную структуру и детальность, чем мононормы, что позволяет их регулировать и соблюдать в систематическом и единообразном порядке.
2. Ответственность и санкции
Мононормы в первобытном обществе не включали в себя четкие механизмы ответственности и санкций за их нарушение. Вместо этого, регулирование поведения построено на культурных и социальных нормах, а также на репутации и общественном мнении. В случае нарушения мононормы, человек мог быть исключен из общины или претерпеть социальные последствия, такие как потеря ресурсов или уважения.
Нормы права, напротив, включают в себя юридические санкции и механизмы правопорядка. За нарушение норм права могут быть назначены штрафы, аресты или другие формы наказания, определенные в соответствующих законах. Это позволяет более эффективно контролировать и регулировать поведение в обществе.
3. Гибкость и изменчивость
Мононормы в первобытных обществах склонны к гибкости и изменчивости в зависимости от культурных и социальных условий. Они могут медленно эволюционировать с течением времени и адаптироваться к новым обстоятельствам. В случае необходимости, мононормы могут быть изменены или созданы в соответствии с потребностями общества.
Нормы права, с другой стороны, часто менее гибки и изменчивы. Существует процесс формирования и изменения норм права, который включает в себя участие законодателей, судов и других институтов. Этот процесс требует большей формальности и времени для изменения норм права, что делает его менее гибким по сравнению с мононормами.
Возникновение и развитие социальных норм в первобытном обществе
Первые правила человеческого поведения возникают с появлением первых социальных организаций — рода и племени в первобытном обществе. В этот период поступки людей регулировались на уровне биологического отбора, например, право на потомство имели только здоровые и сильнейшие представители племени.
По мере развития орудий труда биологическое равновесие между родом и отдельной личностью разрушалось, что требовало новых, надбиологических, социальных регуляторов отношений
Важно, что эти новые правила поведения стали касаться уже всех членов рода, а не только биологически сильнейших или слабейших
Такие нормы поведения, как правило, выражались в запретах (табу), были выгодны для всего коллектива, поскольку помогали дисциплинировать членов общества с целью выживания всего сообщества с максимальным комфортом.
В процессе жизнедеятельности общества вырабатывались определенные правила, регулирующие отношения в социальной группе. Эти правила, ежедневно и многократно повторяясь, приводили к положительным результатам. Поэтому в дальнейшем они были приняты всеми членами общества, стали общими правилами поведения, то есть обычаями. Такие обычаи были подкреплены религиозно-мифологическим коллективным сознанием.
В дальнейшем люди стали понимать, какие из этих обычаев являются наиболее правильными и справедливыми с точки зрения всех ее членов, что хорошо, а что плохо для рода. Тем самым, стали выделяться зачатки моральных норм.
Таким образом, постепенно на протяжении продолжительного времени был сформирован феномен социальной нормы, условиями формирования которой стали биологические, производственные, экономические, религиозно-обрядовые и другие предпосылки.
Нормы-ожидания
Среди норм-ожиданий особенную роль играли мифы. Они в форме мистики или религии отражали окружающую среду и помогали людям ориентироваться в ней. Мифы помогали человеку узнавать хорошие и плохие способы поведения, а также их последствия. В мифах содержался накопленный за предшествующие годы социальный опыт. Мифологические обряды и действия первобытным людям помогали лучше усваивать социальные нормы, опыт, знания о природных и общественных явлениях. На основании полученных знаний люди определяли собственное поведение, строили отношения друг с другом. Поэтому мифы выступали инструкцией к действию и комплексом верований, которые придавали человеческой жизни смысл. В ценностно нормативном и информационном плане мифы помогали первобытным людям лучше адаптироваться к окружающему миру и нарабатывать стабильные правила поведения.
К примеру, у индейцев племени Яномамс, которое проживает на юге Венесуэлы и севере Бразилии, установилась следующая система представлений об окружающей среде, определяющая их поведение в бытовой жизни. Как говорится в мифе, племя Яномамс образовалось от крови Духа Луны, который частенько спускался на землю, чтобы напитаться детскими душами и хлебом из маниоки. В один прекрасный день человек рассердился на это и под воздействием гнева ранил стрелой Духа в живот. Кровь разбрызгалась на землю, капли которой превратились в людей. Таким образом, Дух Луны передал индейцам племени Яномамс качества воинственности и жестокости, которые проявились в их жизни.
В некоторых первобытных племенах до сих пор существует очень древний обычай наносить на тело или лицо татуировку. Для первобытных людей татуировка, прежде всего, выступала незыблемой традицией, а еще обладала магической силой. Индейцы полинезийское племя Маорми украшают татуировкой лицо. Таким способом индейцы племени охраняют себя и своих близких от злых чар. Некоторыми колдунами используются с целью излечения. В Древнем Китае татуировка являлась символическим наказанием, когда вместо отрезания ноги окрашивали тушью колена. Таким образом, общество стремилось перевоспитать преступника и выставить его на общее осуждение и презрение.
В последние годы данный древний обычай распространился среди европейцев. Разработаны даже целые каталоги рисунков, наносимых на тело. Подросткам этот обычай интересен, так как они стремятся подражать рок-певцам, разукрашивая себя цветными татуировками. Татуировки распространены также в армии, их нанесение преследует отчасти практическую цель: так солдаты обозначают на своем теле группу крови и резус-фактор.
Уже на ранних стадиях развития человеческого общества люди вынуждены были преодолевать свой индивидуализм и в процессе общения с себе подобными вырабатывать социальные регуляторы.
Мононормы
Такое наименование они заслужили, потому что были едиными и нерасчлененными, состояли из моральных предписаний, религиозных запретов, обычаев, традиций и правовых обвязываний. Внутреннее единство морально правовых начал в мононормах обуславливается не дифференцированностью самой жизни первобытных людей, где соединяется личное и общественное, сливаются права и обязанности, потому мононормы невозможно включить ни в моральные нормы, ни в нормы права. Их главная функция состояла в помощи человеку приспособиться к окружающему миру, способствуя выживанию и воспроизводству человека в качестве биологического рода.
Мононормы формировались стихийно, через пробы и ошибки. При отборе сохранялись лишь те поведенческие правила, которые наилучшим образом способствовали выживанию рода, племени, сохранению их целостности. К мононормам относятся нормы-запреты и нормы-ожидания, различающиеся по характеру санкций. Запреты существовали в форме табу, за нарушение таких норм предусматривались жестокие наказания. Нормы-ожидания выражались в традициях, обычаях, обрядах, ритуалах, мифах, формируя у индивидуума установку на позитивное поведение.
Нормы-запреты
Большинство табу у некоторых народов существует и до сегодняшнего дня: табу на прикасание к священным особам, племенным вождям, императорам.
Была такая ситуация, когда в июле 1874-го г. камбоджийский король вывалился из перевернувшегося экипажа. Он вне сознания валялся на земле, однако, никто из свиты не решался к нему подойти до тех пор, пока не подоспел один европеец, который либо не знал о табу на королевскую особу, либо подумал, что его это не касается. Он как раз-то и помог пораненому монарху добраться во дворец.
Раньше существовал запрет, в соответствии с которым никто не имел права дотрагиваться до императора Кореи. Если император все же позволял кому-то прикоснуться к себе либо сам прикасался к кому-нибудь, тогда счастливчик удостаивался большой чести. На протяжении оставшейся жизни он носил особенный знак отличия. Обычно это был красный шелковый шнурок.
Понятие, признаки, цель и функции мононорм в первобытном обществе
Мононормы – это первые социальные регуляторы поведения людей в первобытных обществах, которые включали в себя зачаточные элементы религии, морали и права в едином, неразделенном составе.
Мононормы находятся в органической связи с экономикой и идеологией первобытного общества, в котором человек по-прежнему является частью природы.
Основные признаки мононорм:
Цель мононорм – обеспечить гармоничное существование и воспроизводство конкретных сообществ в естественной среде обитания.
Основные функции мононорм:
- освобождение первобытного человека от страха перед явлениями природы и другими людьми;
- стабилизация отношений в первобытном обществе;
- воспроизводство как биологического вида;
- распределение пищи и т.д.
Заключение
Мононормы в первобытном обществе отличались от норм права по ряду факторов. Они были неформализованной системой правил, основанной на общепринятых исторических и культурных ценностях. Они не имели явных механизмов соблюдения и ответственности. В отличие от этого, нормы права формализованы и стандартизированы, включают в себя юридические санкции и требуют более строгого соблюдения. Кроме того, гибкость и изменчивость мононорм были выше, чем у норм права. Каждая из этих систем имеет свои преимущества и недостатки, и их отличия отражают эволюцию человеческого общества и развитие правовых систем.
- А если бы можно было, вы бы здавали свой член в аренду?)))
- Что делать, если одноклассница спалила, как я ее фотографирую?
- Какие еще истерны кроме «Свой среди чужих…», «Белого солнца пустыни», и «Седьмой пули» сможете назвать?
- Моя Сперма, болезнь или?
- А вы любите свой День Рождения?
- Когда человек открыто над вами издевается, чего он добивается?
- Как назвать?
- Каков Ваш сексуальный IQ? (Уровень секса?)