История создания.
На рубеже двух
веков — 15-16 — складываются только основы приказной системы. При Иване 3 и
Василии 3 уже действуют некоторые территориальные приказы — чети или четверти,
и некоторые отраслевые приказы — казенный, Разряд . Время Ивана Грозного —
время расцвета приказного строя московского государства. Этому способствовали
реформы внутреннего управления, проводившееся царем.
Приказ вмещал в
себя судейские и административные функции. Они были судами для лиц в
подведомственным им отраслях управления. Стрельцы судились в Стрелецком
приказе, иностранные специалисты в Иноземном приказе и т.д. Приказы, будучи
административными органами, рассматривали дела порученные их надзору
самостоятельно. В случае невозможности разрешить дело, оно представлялось
рассмотрению Боярской Думы.
Состав приказов
Верховная власть имела право назначить и отстранить уполномоченных лиц от ведения дел. Каждый приказ состоял из двух отделов:
- судей;
- дьяков и подьячих.
Судьи занимались решением вопросов, а дьяки приводили в исполнение вынесенное решение. Работа приказных была ежедневного характера. Часто имело место разделение исполнительного отдела на «стол» с руководящим в лице дьяка и «повытье», занимавшихся определенным видом дел, где начальником выступал подьячий. Согласование действий данных указов происходило с помощью письменных «памятей» и «указов». У наиболее крупных приказов имелись печати, а на документах требовалось проставление подписи уполномоченного лица – дьяка. Направленность действий определялась необходимостью выполнения конкретных задач.
Приказная система
Приказы — центральный орган государственного управления в Российском Царстве. Система Приказов сформировалась при Иване 3 и была ликвидирована Петром 1, заменившего их Коллегиями.
Приказами управляли судьи, назначаемые царем и Боярской думой в основном из числа бояр.Первое звено помощников судьи — дьяки. Основная черновая работа выполнялась поддьячными.
Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня:
- Общегосударственные Приказы — общая система управления государством.
- Территориальные Приказы — система управления на отдельных территориях страны.
- Дворцовые Приказы — управление царским двором.
Периодически создавались временные Приказы, такие как Тайных дел или Счетный. Их работа была эпизодической и непродолжительной.
Отдельной категорией выступали 2 Патриарших приказа: Казенный и Дворцовый.Первый отвечал за сохранность церковного имущества, а второй за функционирование церковной системы и учреждений.
Приказы были низшим звеном управления государством. Выражаясь современным языком, это исполнительная власть. В целом же структура управления Русским царством может быть представлена схематически.
Приказы.
Приказы – органы центральной исполнительной власти, органы централизованного управления и контроля в России конца XV — начала XVIII вв., заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства в период Русского царства.
Этимология слова «приказы».
Наименование произошло от термина «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60-х гг. 16 в.
Какому-нибудь лицу или нескольким лицам поручалось ведение некоторых дел, «приказывалось» ведать этими делами — и так возникли приказы.
Особенности приказов.
Руководители приказов назначались только царём и были ответственны только перед царём.
Одни приказы (отраслевые) ведали определённой отраслью по всей стране, другие (территориальные) – занимались всеми делами, но на определённой территории, третьи отвечали за узкие отрасли, часто связанные с собственностью дворца (дворцовые).
Приказы финансировались казной.
Состав приказов.
- Во главе – бояре или думные люди — окольничьи.
- Им помогали – дьяки (секретари) и подьячие (писцы).
- Второстепенными приказами управляли дворяне с дьяками или одни дьяки.
Плюсы приказной системы.
- Создание приказной системы управления способствовало укреплению системы государственной власти.
- Были созданы органы власти, ведавшие теми или иными вопросами, решавшие их как на государственном, так и на местном уровне.
- Более оперативное принятие решений.
Минусы приказной системы.
- Положили начало чиновничьей, бюрократической системе.
- Отсутствие регламентации, чёткой компетенции приказов.
- Некоторые дела не решались годами, было много бумаг, волокитства, процветало взяточничество.
- Громоздкость в управлении (иногда число приказов достигало 80).
Это начало отраслевого принципа в системе российского управления. Позже они получили право суда и принятия законов в рамках их компетенции. Приказы обеспечивали управление централизованным государством.
Предпосылки введения приказов в систему центральной власти
В начале государственности на Руси функции центральной власти исполняла дружина. Позднее полномочия перешли к Боярской думе, которая, в свою очередь передала исполнительные функции «приказам». Великие князья, а потом и цари просто приказывали какому-нибудь боярину или другому «государеву человеку» ведать определёнными отраслевыми делами в государстве. Те, подчиняясь воле государя, создавали соответствующий управленческий аппарат, который, не мудрствуя, называли просто «приказом».
Первые приказы были введены в систему государственной власти ещё в 1512 году Иваном III. Тогда появились: житный, казённый, конюшенный, постельный, разрядный, холопий и Большого двора приказы. Василий III добавил к уже имеющимся: кравчий, ловчий и оружничий приказы. Судебник 1550 года закрепил и расширил систему приказов, придав им официальные функции исполнительной власти (своего рода правительства страны).
Состав приказа.
Приказ
возглавлялся судьей, как правило, членом Думы. Иногда судей было несколько, но
не больше трех, если дела были многочисленны. За судьями шли приказные дьяки,
подьячие, обслуживающий персонал, в основном сторожа. Структурно приказы
разделялись на стволы и повытья. В каждом приказе или судных избах были два
сторожа. Они открывали двери тем, кто давал деньги, а кому нечего было дать,
перед тем закрывали. Во всех приказах все дела записывались в книги. Во всех
приказах были подьячие — помощники дьяков. Их количество колебалось от 20 до 50
в зависимости от приказа. Подьячие переписывали грамоты набело. Дьяк брал
грамоту и ее подписывал. Производилась довольно сложная процедура склеивания
грамоты, на склейках писалось так, что никто не мог подделать грамоту. Иными
словами грамота была защищена от подделки.
Время от
времени приказы подвергались ревизии по указу государя. Порядок работы приказов
упорядочивался. Со временем были заведены особые книги для регистрации
состоявшихся решений за рукою дьяков. Верховная власть часто предпринимала меры
к тому, чтобы заставить приказы следить за исполнением своих указов.
Серьезной
проблемой приказов было разграничение их компетенции. Одно и тоже дело могли
ведать несколько приказов. В результате в Московском царстве было необычайное
множество коллизий.
Состав, устройство и функционирование приказов
Всякий приказ делился на две части: одна непосредственно решала проблемы (судьи), другая вела делопроизводство (дьяки и подьячие). Назначение и увольнение судей, дьяков и подьячих было прерогативой верховной власти. Штаты приказов формировались в соответствии с направлением деятельности. Однако подведомственность приказов не имела строгих границ, иногда до такой степени, что порой название учреждение не совсем подходило к роду его деятельности.
Режим работы судей дьяков и других приказных был ежедневным, за исключением воскресных и праздничных дней. Во многих приказах канцелярия разделялась на «стол» под руководством дьяка и «повытье» под началом подьячего ведавших определённым родом дел, или ветвью управления. Взаимоотношения между указами происходили путём письмоводства «памятей» и в отдельных случаях «указов». Прошения и решения учреждений оформлялись в виде «челобитий» и «приказов» по особой форме.
Сложившееся в XVII веке приказное делопроизводство было преобразовано в новый канцелярский порядок реформами Петра I в начале XVIII века. А сами приказы царь-реформатор заменил коллегиями. Но не все, например Малороссийский приказ функционировал при Петре I под своим именем, а Ямской, только переиначили в канцелярию. В 1730 (до 1775 года) восстановили Сибирский приказ. Окончательно приказную систему управления ликвидировала Екатерина II в 1775 году.
Высшие органы власти в период правления первых Романовых
Неограниченная власть принадлежала царю.
Большие полномочия имел патриарх.
Боярская дума – важнейший орган государственной власти., верховный орган в вопросах законодательства, управления и суда, За 17 век состав думы удвоился: увеличилось количество окольничих (возглавляли приказы), думных дворян( стояли во главе приказов) и дьяков( начальники канцелярии, письмоводители) . Иерархия: боярин- окольничий- думный дворянин. Именно с Боярской думой прежде всего советовался царь. Члены Боярской думы возглавляли приказы, были воеводами, дипломатами. Дума утверждала решения приказов, была высшей судебной инстанцией
К концу 17 века Боярская бума становится совещательным органомприказных судей.
При Алексее Михайловиче появляется Ближняя дума( высший совет, состоявший из аристократии), доверенные лица царя) и личная канцелярия – Тайный приказ (примерно 1653 г.).
Возросла роль Земских соборов. Они собирались в 1613 – 1615, 1616 – 1619, 1620 – 1622, 1632 – 1634, 1636 – 1637, годах. Так в 1642 соборы решали вопрос об Азове — азовское сидение казаков, в 1649- принимал собор Соборное уложение и т.д. Решение Земских соборов – соборные акты – подписывались царем, патриархом, высшими чинами и чинами пониже. С 60-х годов земские соборы перестали созываться: правительство окрепло и уже не нуждалось в их поддержке .
В 17 веке действовал приказная система. Существовали следующие Приказы как органы исполнительной власти:
Общегосударственные :
— Посольский ( внешняя политика)
— Разрядный ( дела о службе, войске)
— Поместный( вотчинные и поместные дела,
-Большой приход( сбор налогов)
— Большая казна( сборы с городских промыслов)
— Стрелецкий ( дела армии, войска)
— Рейтарский(создан для организации и управления войсками нового строя)
— Иноземный ( дела служащих в России иностранцев)
— Оружейная палата ( изготовление, закупка, хранение оружия и драгоценностей, предметов царского обихода)
-Пушкарский ( изготовление, распределение и учёт артиллерии и боеприпасов, ему подчинялся Пушечный двор)
— Печатный ( пошлины за скрепление актов государевой печатью)
— Ямской ( отвечал за почтовые перевозки)
— Сибирский ( дела Сибири, собирал ясак- вид налога- с населения Сибири)
-Казанского дворца ( дела Поволжья, собирал ясак с населения Поволжья)
— Малороссийский (дела Украины)
— Большого дворца ( облагал налогом царские земли)
-Казённый ( производство и хранение ценностей царской казны, вёл торговые операции для царских нужд)
— Конюшенный ( ведал царской конюшней, дворцовыми экипажами)
-Сокольничий( ведал придворной соколиной охотой)
— Царская мастерская палата ( изготовление одеяния для царя)
— Царицына мастерская палата 9 изготовление одеяния для царицы)
— Судный ( с 1664)- судопроизводство по гражданским искам.
— Патриарший казённый( налогообложение церковных и монастырских земель)
— приказ Духовных дел ,или Патриарший приказ – выдавал грамоты духовным лицам, ведал строительством церквей, вершил суд над еретиками.
Временные приказы:
— Тайный( Приказ тайных дел, существовал с 1654-1675, управление дворцовым хозяйством)
-Счётный ( 1656-1678)- осуществлял финансовый контроль за деятельностью приказов.
— Монастырский( ведал монастырскими землями и судебными делами населения духовных вотчин)
Налги, кроме перечисленных выше приказов, собирали ещё и Стрелецкий, Посольский и Ямской приказы. Поэтому финансовая система была очень сложной и запутанной.
Были созданы одновременно для фискальной деятельностичетвертные приказы- осуществляли финансовые и судебно-административные функции к определённым территориям страны ( Новая четверть в 1619г., приказ Большой казны, 1621.)и созданы новые постоянные и временные приказы.
По Соборному уложению 1649г. изменилась форма правления, произошло усиление абсолютизма.
Со второй половины 60-х годов 17 появляются временные комиссии по поиску беглых крестьян.
К 1698 году насчитывалось 26 приказов.
Дворцовые Приказы
Это была система, обеспечивающая комфорт царской жизни. К дворцовым Приказам относятся:
- Казенный — сохранность всего имущества, находящегося во дворце, и принадлежащего царской семье.
- Большого дворца — все аспекты ведения хозяйства во дворце.
- Сокольничий — разведение соколов и организация соколинной охоты для членов царской семьи.
- Конюшенный — содержание и управление царскими конюшнями, организация выездов.
- Царская и Царицына мастерская палата — пошив одежды, драгоценностей и прочего.
Система приказов работала в рамках государства с разной степенью эффективности. Если в середине 16 века система была относительно эффективной, то в последующем с проведением реформ, чем ближе к эпохе Петра 1, тем меньше эта система соответствовала нуждам государства. Причина кроется в том, что до тех пор пока Россия развивалась внутри себя и не пыталась выйти на уровень ведущих государств система приказов была допустимой. При этом она была малоэффективной и доказать это очень легко, исследуя количество органов управления. Если в начале 17 века насчитывалось всего около 40 приказов, то уже к середине века приказов было 100. Четкой иерархии и системы управления не было, поэтому Приказы могли плодиться бесконечно много. Все это было на руку, прежде всего, боярству, для которых эта система была основным источником дохода. Именно в этом кроется причина того, что Петр 1 одновременно избавлял страну и от системы Приказов и от боярства, заменяя его дворянством.
Система приказов, созданная при московском великом князе Иване III полностью сложилась при царе Борисе Годунове.
В приказах служили дворяне и дети боярские (обедневшие представители знати на государевой службе как сам Борис Годунов).
Эти слои и составляли опору государственной власти в лице царя. На бояр положиться он не мог, что и показало Смутное время.
Поэтому приказные служащие стояли выше, чем другие категории служивых при московском государе.
Они занимали место после ясельничего, перед стольниками (1588/89 г.), после стряпчих, перед дворянами московскими (1598/99 г.), думные дьяки – перед стольниками (1607 г.) — Боярские списки 1577–1607 годов // А.Л.Станиславский. Труды по истории государева двора в России XVI – XVII веков. – М., 2004, стр. 204, 251, 292.
В приказах, в среднем служило до 80 служащих-дьяков. В помощниках у них ходили подьячие. Этого было вполне достаточно для всех управленческих функций.
Руководствовались приказные служащие в своих делах главным законодательным документом на тот момент – судебником 1550 г., а в частных вопросах – царскими указами. Однако из-за масштабов государства и огромного количества частных вопросов ни царь, ни Боярская дума не были в состоянии вникнуть во все проблемы, возникавшие в стране в сфере управления, и принять участие в их рассмотрении. Поэтому огромное количество вопросов находилось в ведении служащих приказов в Москве и тем более в городах. Решения часто принимались по их личному усмотрению — монография Н.Рыбалко Система управления в условиях кризиса государственной власти в России (на примере Смутного времени, XVII в.)
С. Иванов. Смотр служилых людей (XVI—XVII вв.), 1907. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева.
С. Иванов. Смотр служилых людей (XVI—XVII вв.), 1907. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева.
Сложившая система приказов, более или менее эффективно работала и в Смутное время.
И это не смотря на то, что на место прежних дьяков пришли лояльные к Лжедмитрию I, а многие дьяки отказались служить самозванцу.
Эти процессы продолжились при царе Василие Шуйском , когда часть дьяков и подьячих перешла на сторону Лжедмитрия II. Они стали служить в его органах власти, существенно ослабив центральные органы власти.
Обе системы власти продолжали рассылать грамоты по всему государству и производили земельные пожалования.
После пострижения Василия Шуйского дьяки продолжили служить боярскому правительству. Но после образования народных ополчений большая часть приказных служащих ушла к руководителям ополчения.
В Ярославле были сделаны попытки образовать приказы по подобию московских. В первую очередь были учреждены те приказы, функции которых сводились к сбору различного рода пошлин и доходов, как и в случае с первым ополчением: Казённый приказ, приказ Большого дворца, четвертные, а также Поместный приказ, так как земельные пожалования были одним из главных средств награждения за службу — Н.Рыбалко Система управления в условиях кризиса государственной власти в России (на примере Смутного времени, XVII в.)
Структурные особенности системы приказов XVII века
Приказы осуществляли центральное управление Российским государством.
Посольский, приказ Тайных дел, Челобитный
Деятельность при непосредственном участии царя.
Административное и судебно-полицейское
Регулировали правовую систему и специальные отрасли управления государством.
Бронный, Рейтарский, Ствольный, Городового дела, Каменных дел, Оружейная палата и др.
Ведали всеми вопросами, касающимися войска, вооружения и обеспечения.
Большой казны, Денежных сборов, Сбора стрелецких денег, Сбора запросных и пятинных денег, Сбора доимочных денег и др.
Наполнение государственной казны и распределение необходимых трат.
Дворцовый судный, Конюшенный, Ловчий Постельничий, Сокольничий, Панихидный и др.
Ведал делами царского двора, дворцовых земель и имений.
Территориальное (областное) управление
Великой России, Малороссийский, Великого княжества Литовского, Великого княжества Смоленского, Лифлянский и др.
Ведали делами определённых территорий
Общегосударственные Приказы
Это были основные органы управления страной. Как правило, попасть в эти органы было очень почетно. К общегосударственным Приказам российского царства относятся:
- Посольский (1549 — 1720) — внешняя политика и откуп военнопленных.
- Разрядный (1535 — 1711) — распределение людей на государственную службу. Должность могли получить только бояре и дворяне. Этот Приказ был едва ли не ключевым для знати, поскольку именно определял куда попадет человек в гражданской и военной службе.
- Большая казна — получение доходов от отраслей (городов), подчиненных другим Приказам.
- Оружейная палата — заведовал оружием.
- Пушкарский (1577 — 1700) — наем людей на военную службу, назначение окладов и так далее.
- Стрелецкий (1555 — 1701) — управление наземными подразделениями (основа — стрельцы) в армии, в том числе казаками.
- Рейтарский (1649 — 1700) — управление конными войсками. Основная единица армии — рейтарские войска.
- Иноземный (1623 — 1701) — общее управление русскими войсками и иностранными войсками, находящимися на службе русского царя.
- Поместный — распределение поместий в стране и сбор налогов с поместий.
- Ямской — почтовая связь и сообщения между городами.
- Каменных дел — ведал каменным строительством в крупных городах.
ЕГЭ. История. Теория. Органы власти.17 век
Органы власти в России в 17 веке
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века.
Картина художника А.Васнецова, 1922
17 век в истории России – это сложное время. Начался он со Смуты, принёсшей разорение, упадок во всех сферах общественной жизни. Но именно в этом веке начинает править династия Романовых с 1613 года. Первым Романовым — Михаилу Фёдоровичу и Алексею Михайловичу — выпала задача восстановить страну после Смуты, поднять авторитет России в мире, укрепить экономику. Заканчивается век правлением Петра 1— одного из выдающихся правителей государства.
Такое количество важнейших событий и потрясений не могло не сказаться на системе государственного управления, которая менялась, совершенствовалась.
Система государственного управления 17 веке.
Особенности государственного управления в 17 веке:
Возрождение государственности после Смуты происходило на основе двуединства светской и духовной власти, которые оставались автономными, но в равной степени способствовали укреплению государства.
Восстановление православного начала в управлении облегчалось тем, что патриархом в период правления первого Романова был Филарет- отец царя Михаила Романова, влиятельный человек того времени.
Царь и патриарх в равной степени пользовались титулом «великий государь»
В период правления первых Романовых окончательно укрепилось в России самодержавие — власть «государя всея Руси»
Государственное управление России в 17 веке органы власти (Таблица)
Государственное управление России в 17 веке таблица
Государственное управление 17 века
с 1547 года (до этого времени — Великий князь)
Главный источник власти, обладающий всей ее полнотой. Вместе с тем, реально был вынужден считаться с влиятельными политическими силами (боярство, церковь), ограничен условиями политических традиций.
Сословно-представительный орган, собиравший представителей от всех слоев населения (кроме частновладельческих крестьян и городских «бело-слободчиков») европейской части России. В отличии от английского парламента и французских Генеральных штатов Собор не мог наложить вето на какие-либо решения царя. Скорее выступает органом взаимного оповещения: царь сообщает о своих планах и из первых уст узнает о положении населения.
Патриарх (патриаршие приказы)
Патриаршие приказы — это центральные органы Московской патриархии, которые ведали патриаршими вотчинами и хозяйством, сбором налогов, пошлин и другим, назначением духовенства на должности.Также осуществляли судебную функцию (преступления против веры), ведали сборами с раскольников.
Совещательный орган, регулярно консультирующийся с государем. Являлся своего рода барометром политических чаяний верхов. В Думу входили представители аристократии (бояре и окольничие), а также особенно влиятельные представители дворянства и бюрократии (дьяков). Во главе — конюший боярин.
Ближняя дума (Государева комната)
Усиление абсолютистских тенденций позволило царю избегать частых созывов “синклита”. На оперативные совещания государь приглашал узкий (“ближний”) круг доверенных лиц.
Приказ тайных дел (временный)
Тайный приказ был особой канцелярией Царя и подчинялся напрямую ему, боярская дума не участвовала. Был создан для наблюдения за управлением в государстве, за точным исполнением всех царских указов и для производства следствия по важнейшим преступлениям против государства. Ему передавались дела из других приказов.
Был учрежден Царем Алексеем Михайловичем и распущен после его смерти.
Вторая половина 16 — начало 18 века
Управляли теми или иными отраслями политики и хозяйства:
Разрядный приказ — военным делом,
Поместный — дворянским землевладением,
Ямской — конным транспортом,
Вновь присоединенные земли курировали специально создаваемые территориальные приказы: Казанский, Астраханский, Сибирский, Малороссийский. В годы опричнины существовало две параллельные системы приказов — земская и дворцовая. В финальный период существования приказов их число достигло 75, а разграничить их компетенции было порою невозможно. Глава приказа назывался судьей; чаще всего это был думный боярин (в Посольском приказе — думный дьяк).
Местное управление 17 века
Назначаемые государем руководители уездов и других административно-территориальных единиц. Как правило, обладавшие выслугой дворяне. Воеводы крупнейших уездов находились под бдительным контролем московских властей (в особенности — Приказа Тайных Дел, занимавшегося политическим надзором).
Середина 16 — начало 17 века
Органы местного дворянского самоуправления с выборными губными старостами во главе. Самостоятельно решали административные проблемы, занимались раскладкой налогов и т.п. Губной староста был наделен правом вето на суде кормленщика над дворянином.
Органы местного крестьянского самоуправления с выборными земскими старостами во главе. Самостоятельно решали административные проблемы, занимались раскладкой налогов и т.п. Их представители (“добрые люди”) имели право вето на суде кормленщика над крестьянином.
Вторя четверть 16 — начало 18 века
Местные филиалы московских приказов.
Выборные от местного дворянства военные коменданты уездов.
Головы (осадные, обьезжие, кабацкие)
Находились в подчинении у воевод и имели различные обязанности и права в зависимости от должности (военной или административной)
____________
Источник информации: История в таблицах и схемах./ Издание 2е, — СПб: 2013.
Общегосударственные учреждения
К этой категории относилось несколько основных приказов.
Посольский выполнял функцию развития торговли и других дел в международном формате. Судейство иностранцев, выкуп и обмен также возлагались на этот приказ. В середине 17-го века для содержания этого учреждения был даже утвержден налог.
Организацией населения, пригодного к воинский службе, занимался Разрядный приказ. Его задачей было назначение военнослужащим пособий с занесением в списки, определение граждан на службы со всей страны. Также это учреждение определяло возможность награждения и жалования. Ему были подвластны все города, основанные в 17-м веке, включая судопроизводства и доходы, он также координировал работу военнослужащих всех чинов.
За строительство зданий и сооружений ответственным был назначен Каменный приказ. Все сопутствующие дела по постройке также возлагались на него.
Для сохранности печатей и штампов государственной важности сбора и сдачи печатных пошлин существовал Печатный приказ. Приказ Большого дворца занимался делами дворцовых строений
Он организовывал всю деятельность, направленную на функционирование и улучшение условий во дворцах. Следует отметить, что приказы в истории — это структура, сложенная из множества взаимодополняющих друг друга частей
Приказ Большого дворца занимался делами дворцовых строений. Он организовывал всю деятельность, направленную на функционирование и улучшение условий во дворцах. Следует отметить, что приказы в истории — это структура, сложенная из множества взаимодополняющих друг друга частей.
Контроль за системой налогообложения осуществляли сразу несколько учреждений — Казна, приказ Большого прихода и прочие.
В эту группу относился и Холопий приказ, ответственный за дела, связанные с холопами.
Для управления и контроля за военной деятельностью было создано несколько приказов, основным из которых был Разрядный, заведовавший войсками и системой обороны государства. Также отдельные учреждения управляли стрельцами, артиллерией, полками, изготовлением оружия — мечей, сабель, огнестрела.
Осуществление судебной деятельности контролировала система приказов, главным из которых был Разбойный приказ. В его функции входило поддержание порядка в государстве, обеспечение безопасности и ведение дел уголовного характера.
Контроль за работой всех приказов осуществлял Большой Московский разряд — ставил в известность приказы о вынесенных указах царя и дополнял документы государственной важности предложениями, без ведома приказов