Категории работников
Выделяют следующие категории персонала по электробезопасности:
- электротехническая;
- электротехнологическая;
- неэлектротехническая.
Электротехническая
В группы электротехнического персонала по электробезопасности входит:
- Административный персонал. Например, главный инженер, начальник цеха и т. д. Это работники, на которых лежит ответственность за планирование и организацию работ, связанных с электрооборудованием.
- Оперативные, ремонтные и оперативно-ремонтные службы предприятия. К ним относится персонал, занимающийся различными переключениями, допусками трудящихся на рабочие места, надзором за их деятельностью. При наличии спецподготовки они принимают участие в устранении аварий, различных неисправностей на объекте, вправе оказывать помощь сотрудникам, занятым на ремонтных работах на производстве.
- Профильные специалисты подразделений. В эту категорию входят инженеры, электромонтажники, сварщики, электрики и т. д. То, какая группа по электробезопасности должна быть у сварщика, зависит от опасности выполняемых им работ.
Электротехнологическая
Распределение на группы по электробезопасности электротехнического (электротехнологического) персонала и условия их присвоения следующие, если:
- в управляемом технологическом процессе основной составляющей является электрическая энергия (например, электросварка, электродуговые печи, электролиз и т. д.);
- используют в работе ручные электрические машины, переносной электроинструмент и светильники;
- должностной инструкцией установлено знание ПОТ.
Если говорить, какие существуют группы по электробезопасности электротехнического, электротехнологического персонала, то к ним относятся:
- Административно-технические сотрудники, то есть руководители и специалисты, чей труд связан с оперативно-техническим обслуживанием, выполнением наладочных, ремонтных и монтажных работ в установках.
- Оперативные сотрудники, которые проводят текущее обслуживание и управление установками. Они занимаются осмотром, подготовкой рабочих мест, оперативными переключениями, допуском, надзором за другими работниками, выполнением задач в рамках текущей эксплуатации оборудования.
- Оперативно-ремонтные работники. Эти сотрудники специально обучены для обслуживания установок, закрепленных за ними.
- Ремонтные работники, которые ответственны за техобслуживание, монтаж, испытание, наладку оборудования.
Получение группы электробезопасности для электротехнического персонала и электротехнологического персонала происходит в соответствии с «Перечнем должностей, которым необходимо присвоение группы…», установленным на предприятии.
Неэлектротехническая
В эту категорию входят все остальные сотрудники, при работе которых нельзя полностью исключить вероятность поражения током (конкретный перечень должностей определяется приказом работодателя): секретарь, трудящийся за компьютером.
Лицам, входящим в эту категорию, присваивается 1-я категория. То есть они должны обладать тем минимумом знаний по электротехнике и правилам техники безопасности, который необходим для выполнения доверенной им работы без риска для здоровья и жизни.
Опишем группы по электробезопасности и условия их присвоения в 2023 году.
Как регламентируется энергоэффективность освещения?
Максим Карелин (М.К.): Во-первых, СП 251.1325800.2016 вводит ограничения на предельную установленную мощность осветительных устройств в помещениях школы, указанные в таблице 8.1. Во-вторых, приложение Д предлагает снижать потребление электроэнергии при помощи датчиков движения, учитывающих уровень естественного света. На практике некоторые общеобразовательные организации перевыполняют требования нормативов, используя интеллектуальные системы управления освещением, позволяющие экономить электроэнергию и обеспечивать комфортный уровень яркости в классах. Так, в 2017 году при строительстве Хорошёвской гимназии в Москве во всех помещениях с окнами было установлено 558 бесшумных радиоуправляемых приводов Sonesse производства французской компании Somfy. Данные устройства на основании показаний датчиков автоматически меняют положение рулонных штор, создавая в классах оптимальные световые условия: при ярком солнце система отключает искусственное освещение и, не затемняя комнату, предотвращает появление бликов. В пасмурную погоду, наоборот, максимально открывает шторы и включает столько светильников, сколько необходимо, что также обеспечивает экономию электричества. При проектировании таких автоматизированных систем следует учитывать требование нормативов: не использовать искусственный и естественный свет одновременно в классах, предназначенных для занятий детей до 12 лет.
Пятая группа допуска
Как правило, ее имеет инженерно-технический персонал. Это самая высокая категория, наличие которой дает разрешение на руководство и распоряжение заданиями на оборудовании под любым напряжением и выполнение обязанностей руководителя электрохозяйством.
5 группа электробезопасности | |
---|---|
Требования к персоналу | Условия присвоения |
|
|
Утвержденный порядок присвоения групп допуска по электробезопасности соблюдается обязательно. Получить следующую группу допускается только при соблюдении условий присвоения.
Где сдают на группу
Вот где сдать на группу допуска по электробезопасности:
- 1 — на предприятии;
- 2–5 — в Ростехнадзоре.
Сдача экзамена на 2–5-е группы допуска проходит в подразделении Ростехнадзора, проводящем обучение и аттестацию сотрудников.
Обучение осуществляется по направлению от предприятия, в котором необходимо указать:
- должность работника;
- стаж его работы в этой должности;
- необходимый уровень допуска.
В некоторых организациях работает собственная постоянно действующая комиссия. Она принимает экзамены и вносит на рассмотрение руководства проект приказа о присвоении (либо повышении) квалификации. В составе комиссии должны присутствовать:
- председатель, имеющий допуск по электробезопасности 5 (при напряжениях выше (до) 1000 В) и 4 (при напряжениях менее 1000 В). Это ответственный по электрохозяйственной части;
- заместитель председателя;
- секретарь;
- не менее 3 членов комиссии.
Какие устройства предотвращают возникновение чрезвычайных ситуаций в учебных заведениях и требуют бесперебойного электроснабжения?
Алексей Щукин (А.Щ.): Полные требования к оснащению школ системами электросвязи приведены в таблице 1 СП 134.13330.2012 . В обязательном порядке в общеобразовательных организациях устанавливаются системы дымоудаления, пожаротушения и предупреждения загазованности, охранная и пожарная сигнализация. Они относятся к потребителям первой категории. Согласно ПУЭ, необходимо обеспечить бесперебойное электроснабжение данного оборудования с возможностью автоматического переключения на резервные источники питания в случае отключения электроэнергии. Владимир Закускин (В.З.): Кроме того, согласно п. 6.1.23 ПУЭ, школы необходимо оснащать аварийным освещением, задача которого – способствовать своевременной эвакуации людей в случае возникновения пожара и других нештатных ситуаций. Можно обеспечить автономное питание соответствующих осветительных приборов от дизель-генератора, но чаще применяется простой и менее затратный путь – установка светильников со встроенной батареей. Так, в ряде моделей серии ДПА эвакуационное освещение продолжительностью до четырёх часов обеспечивает никель-металлгидридный (NiMH) аккумулятор, защищённый от глубокого разряда и перезарядки.
Какие требования необходимо выполнять при устройстве электросетей, чтобы обеспечить электробезопасность школьников?
Роман Сазонов (Р.С.) : В общеобразовательных организациях применяются как меры, общие практически для всех электроустановок общественных зданий (защитное заземление, недоступность для прикосновения токоведущих частей и др.), так и характерные только для детских образовательных учреждений. К специфическим требованиям можно отнести расположение розеток и выключателей на высоте 1,8 метра, применение разделительных трансформаторов, сверхнизкого напряжения либо дифференциальной защиты для оборудования, на котором занимаются школьники. Конструкция штепсельных розеток должна предусматривать защитные устройства, автоматически закрывающие гнёзда при вынутой вилке (шторки). Разумеется, проект электрических сетей школы обязан не только соответствовать нормам безопасности, но и отвечать потребностям современного образовательного процесса: включать в себя организацию информационных сетей и точек подключения медиаоборудования (интерактивных школьных досок, проекторов, ноутбуков). Соответствующие требования заказчика должны быть отражены в техническом задании.
Есть ли специфические требования к модульному электрооборудованию, устанавливаемому в школе?
Олег Печенев (О.П.): Согласно ПУЭ, аппараты защиты для школ выбираются так же, как для любого административного здания. Однако нередко проектировщики делают больший акцент на безопасность, например, устанавливая автоматические выключатели с повышенной до 6 кА отключающей способностью на все отходящие линии. Можно отметить тренд на усиление мер активной защиты школьников от электротравм, отразившийся в повсеместном использовании устройств дифференциального тока – полтора десятилетия назад их было минимальное количество, а в зданиях старой постройки они отсутствовали вовсе. Но с 2002 года, согласно седьмому изданию ПУЭ, данные аппараты стали обязательными. Так, проектом строительства школы на 1100 учебных мест в микрорайоне Ямальский-2 города Тюмени предусмотрена установка более 160 единиц АВДТ 32-2Р 30 мА. Они отвечают за пожаробезопасность всех помещений, включая столовые, мастерские, классы физики, химии и информатики, укомплектованные значительным числом розеток, к которым подключается различное оборудование. Залогом высокой надёжности и точности функционирования модульного оборудования в детских учреждениях становится строгий контроль качества на всех этапах производства. Но мы в IEK GROUP идём дальше, постоянно внося конструктивные изменения в аппараты защиты, в том числе с целью увеличения их срока службы, снижения энергозатрат и повышения удобства эксплуатации. Например, наличие индикации в дифференциальных выключателях позволяет определить, что именно стало причиной срабатывания автомата – сверхток или ток утечки. А это в свою очередь даёт возможность вовремя принять необходимые меры безопасности.
Первая, начальная, группа допуска
1-я присваивается неэлектротехническим работникам. Их труд не связан с работой с электроустановками.
К ней относится только неэлектротехнический персонал. Перед началом работы сотрудники, входящие в эту категорию, должны пройти инструктаж. Первый разряд вправе присвоить на предприятии, в Ростехнадзор обращаться не нужно. Для получения остальных категорий необходимо сдать экзамен в Ростехнадзоре.
ВАЖНО!
Какая группа по электробезопасности нужна сотруднику, присваивающему 1 группу по электробезопасности в организациях с электроустановками свыше 1000 В? Ответственным за проведение инструктажа назначается специалист, имеющий разряд допуска не ниже третьего: третий, четвертый или пятый.
После того как работник пройдет обучение, запись об этом вносится в специальный журнал. Гражданин знакомится с ней под личную подпись. Также свою подпись в журнале ставит инструктор.
В таблице — условия, как присваивается группа по электробезопасности № 1:
1 группа электробезопасности | |
---|---|
Требования к персоналу | Условия присвоения |
|
|
Какие требования предъявляются к осветительным приборам?
А.Щ.: Чтобы обеспечить эффективный учебный процесс и сохранить здоровье детей и подростков, освещённость в классах (на поверхностях учебных столов) должна составлять не меньше 400 лк, а у доски – 500 лк. Рекомендуемый уровень дискомфорта от искусственного света – менее 15 %, а коэффициент пульсаций светильников – менее 10 %. Цветопередача в учебных помещениях нормируется на уровне 80 единиц, для школьных коридоров – не ниже 40 единиц. Применять исключительно искусственные источники можно в кладовых, душевых и подсобных помещениях для хранения инвентаря. Во всех учебных комнатах следует организовать достаточное естественное освещение. Оно должно быть боковым и левосторонним. Двустороннее освещение допускается в помещениях глубиной свыше шести метров. Для равномерного распределения света необходимо предусмотреть в проекте электроснабжения правостороннюю подсветку на высоте 2,2 м.
Коэффициент естественного освещения таких мест должен быть равен 1,5 %. В качестве основных источников света в образовательных учреждениях рекомендуется использование трубчатых и компактных люминесцентных ламп, ламп накаливания. Если производителем осветительных устройств пройдена сертификация под нормативные спектральные биологические требования, то допускается применение светодиодов с удалённым люминофором или комбинированным удалённым фотолюминесцентным конвертером.
Классификация
Существует несколько категорий электробезопасности, которые закреплены законодательно. Эта классификация позволяет трудящемуся выполнять работы в электроустановках, определяет уровень его подготовки. Группы (категории) и виды персонала по электробезопасности различаются. Присвоение категории зависит от вида персонала и характера выполняемых работ.
Работников принято разделять на пять категорий. Все категории, предусматривающие допуск по электробезопасности до 1000 вольт и выше, требуют прохождения обучения и сдачи экзамена.
Категории допуска присваивают для выполнения сотрудником закрепленных за ним работ. При выполнении работ необходимо иметь при себе удостоверение.
ВАЖНО!
Резюмируем, какие группы по электробезопасности установлены для электротехнического персонала: третья и четвертая.