Особенности организации образовательного процесса в школе

Особенности образовательного процесса

Ребёнка демотивируют

Другая особенность обучения в начальной школе — ребёнка чаще всего не воспринимают как личность. Всем с детства знакомы фразы: «Молчи — за умного сойдёшь», «Со старшими не спорят», «Звонок для учителя». Педагоги давят авторитетом, внушая ребёнку пессимистические прогнозы: «Математика — не твоё», «Совсем не стараешься». А письменную работу, в которую малыш вложил труд, время и энергию, старательно выписывая буквы и подчёркивая члены предложения карандашом, могут резко перечеркнуть красным и добавить на полях что-нибудь вроде: «Очень плохо!».


‍Учитель исправил одно подходящее слово на другое и снизил оценку ‍

Решение 

Постоянные придирки или нелестные замечания в адрес ребёнка могут привести к заниженной самооценке и неуверенности в себе. Неосторожные грубые слова, услышанные в свой адрес в детстве, оставляют глубокий след. Убедитесь, что школьник не подавлен от обратной связи — регулярно спрашивайте, как ему педагоги, кто нравится, а кто нет, и почему. Если педагог не только демотивирует, но и превышает полномочия — например, говорит громче, когда ругается — сообщите администрации школы, вынесите вопрос на родительское собрание. 

Таблица 1. Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля

Приложение 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03

п/п Профили и отдельные
виды кружков
Наполняемость групп Число занятий в неделю Продолжительность занятий
оптимальная допус-тимая
1 2 3 4 5 6
1 Занятия техническим творчеством (авиамодельный, судомодельный, радиотехнические и др.) 10 15 2 2 по 45 мин., с 10-ми­нутным перерывом
2 Занятия с использованием компьютерной техники 10 15 1–2 2 по 30 мин. учащихся

1–5 классов (7–10 лет);

2 по 45 мин.

с 6 класса и старше (11–16 лет)

3 Художественные объединения детей: литературно-творческие 10 15 2 2 по 45 мин.
театральные 10 15 2 2 по 45 мин.
хоровые 30 70 2 2 по 45 мин.
оркестровые от 10 до 30 2 Репетиция — около 3,5 час., внутренний перерыв — 20–25 мин.
музыкальные 1/8 1/12 от 2

до 3

30 мин. (индивидуальные занятия), 2–3 по 45 мин. (групповые)

бального танца 10–12 45 2 2 по 45 мин.
хореография 10 25 2 2 по 30 мин. — младшие школьники, 2 по 45 мин. — другие группы
изобразительное искусство 10 15 2 2–3–4 по 45 мин.
кинолюбителей 10 15 2 2 по 45 мин.
шахматный клуб 2–3 2 по 45 мин.
4 Занятия в кружках юных туристов и краеведов 10 15 1–2 похода или за­нятия на местности в месяц 3 по 45 мин., занятия на местности — до 4 час.
5 Занятия эколого-биологической направленности 10 20 2, из них одно проводится по подгруппам 2 по 45 мин.
6 Занятия физкультурно-спортивного профиля:

группы начальной подготовки

10 15 2–3 45 мин. — для учащихся 8–13 лет, 2 по 45 мин.

2 — для учащихся 14–17 лет

радиоспорта 8 15 2–3 2 по 45 мин.
занятия картингом 10 15 1 45 мин.
прочие (морские, юных пожарников, собаководов и др.) 10 15 2–3 в зависимости от характера занятий, теоретические — 2 по 45 мин.

_____________________________

Особое внимание следует обратить на рекомендацию о том, чтобы занятия в подразделениях дополнительного образования детей заканчивались не позднее 20.00. Л.Н

Буйлова, Н.В. Кленова. Дополнительное образование в современной школе. М.: «Сентябрь», 2005 (Библиотека журнала ДШ, №1, 2005)
Каталог: DswMediaDswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального районаDswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урокаDswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования уудDswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный годDswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведениеDswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образованияDswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образованияDswMedia -> Заседания педагогического советаDswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся

Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. Дополнительное образование в современной школе. М.: «Сентябрь», 2005 (Библиотека журнала ДШ, №1, 2005)
Каталог: DswMediaDswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального районаDswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урокаDswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования уудDswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный годDswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведениеDswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образованияDswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образованияDswMedia -> Заседания педагогического советаDswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся

Поделитесь с Вашими друзьями:

1.6. Раскрыть особенности форм и методов обучения

     1.6.1.
Формы обучения

     Деятельность 
учащихся по усвоению содержания образования 
осуществляется в разнообразных формах
обучения, характер которых обусловлен
различными факторами: целями и задачами
обучения; количеством учащихся, охваченных
обучением; особенностями отдельных учебных
процессов; местом и временем учебной
работы учащихся; обеспеченностью учебниками
и учебными пособиями и др.

     В
дидактике предпринимаются попытки 
дать определение организационной
формы обучения
. Наиболее обоснованным
представляется подход И.М.Чередова к
определению организационных форм обучения.
Исходя из философского понимания формы
как внутренней организации содержания,
охватывающей систему устойчивых связей
предмета, он определяет организационную
форму обучения как специальную конструкцию
процесса обучения, характер которой обусловлен
его содержанием, методами, приемами, средствами,
видами деятельности учащихся. Такая конструкция
представляет собой внутреннюю организацию
содержания, которым является процесс
взаимодействия учителя с учениками при
работе над определенным учебным материалом.
Следовательно, формы обучения нужно понимать
как конструкции отрезков процесса обучения,
реализующихся в сочетании управляющей
деятельности учителя и управляемой учебной
деятельности учащихся по усвоению определенного
содержания учебного материала и освоению
способов деятельности.

Акцент на оформлении, а не решении задач

Особенность преподавания в начальной школе — учителя придают колоссальное значение записи и оформлению работ в тетради. Это замедляет учебный процесс — вместо того, чтобы за несколько минут написать решение, уставшие родители вместе с ребёнком пытаются выяснить, как учительница требовала оформить задачу. Ведь если написать правильное решение, но не соблюсти требования по оформлению — снизят баллы. 

Придираются ко всему — к неверному количеству клеточек в отступе или формуле, которую вспомнил только под конец и приписал не в том месте, где надо. Результат — ребёнок боится написать что-то не то. 


‍Не отсчитал клеточки — получаешь замечание‍

Решение  

Альтернативное образование — это всё, что не вписывается в рамки традиционной школьной системы. Например, в школах Монтессори дети много мастерят руками и развивают мелкую моторику. Куда интересней, чем корпеть над прописями! А в вальдорфской школе нет оценок, можно писать карандашом или сидеть прямо на полу. Всё это сохраняет живой интерес юного школьника к происходящему. Отсутствие бессмысленных требований и формализма — залог успешного обучения. 

<<Форма бесплатного курса>>

Детей перегружают уроками

Особенностью программ в начальной школе является то, что количество часов для первоклашек и второклашек может доходить до 21‒23 в неделю. Сложно высиживать по пять уроков за партой, когда ещё недавно резвился на детской площадке. Такое обучение не всегда эффективно — дети устают, начинают скучать и считать ворон за окном. После школы тоже не получается отдохнуть — вечер тратится на домашнюю работу. В итоге на учёбу уходит весь день. 

Решение 

Родители могут перевести ребёнка на семейное обучение и самостоятельно регулировать нагрузку, программу и степень усвоения знаний. Если родителю тяжело учить самому, можно прибегнуть к услугам онлайн-школ. Например, в начальной онлайн-школе «Фоксфорда» учебный план построен таким образом: дети проходят всё, что требуется по ФГОС, но у юных школьников остаётся достаточно свободного времени на игры и хобби. 

В 1 и 2 классах учебная нагрузка — 9 и 10 часов в неделю соответственно. А нагрузка в 3 и 4 классах — 12 и 13 часов в неделю с уроками по 45 минут. Постепенное увеличение часов обеспечивает плавное и мягкое привыкание к школе.

Для тех, кто спешит получить знания, в Домашней школе «Фоксфорда» есть программа ускоренного обучения в начальной школе. За один учебный год ребёнок пройдёт 1 и 2 классы. Подробности о формате можно узнать здесь.

Многое зависит от учителя

Есть даже выражение «идти на учителя», которое применяется к будущим первоклассникам. Мамы и папы отдают детей в определённую школу и класс, руководствуясь рекомендацией о педагоге. «В 109-ой школе в будущем 1 “А” Зинаида Геннадьевна не кричит и спокойно объясняет!» — этого достаточно, чтобы родители поторопились подать документы малыша.

Особенность начальной школы заключается в том, что от учителя зависит больше, чем от программы. Даже если в учебной программе много несуразных требований или абсурдных заданий, компетентный педагог постарается это минимизировать. И наоборот — некоторые учителя цепляются и придираются ко всему, повышают голос и срывают дурное настроение на учениках. Негативный опыт с учительницей в начальной школе оставляет травматичные воспоминания на всю жизнь, и ребёнок быстро теряет интерес к учёбе и впадает в сильный стресс. 

Решение

Еcть два выхода из ситуации. Первый — смириться с правилами игры и «идти на учителя». Но это не всегда возможно — к хорошим преподавателям всегда очередь.

Второй вариант — отдать ребёнка в школу, где педагоги прививают детям любовь к учёбе. Но, как правило, для традиционных школ такое — редкость. Ирина Фомичёва, мама и в прошлом педагог, сформулировала проблему так:

<<Форма демодоступа>>

1.4. Рассмотреть функции обучения в средней школе

     Необходимость
комплексной реализации всех компонентов 
содержания образования и направленность
педагогического процесса на всестороннее
творческое саморазвитие личности школьника
обусловливают функции обучения: образовательную,
воспитывающую и развивающую. При этом
образовательная функция связана с расширением
объема, развивающая — со структурным усложнением,
а воспитывающая — с формированием отношений.

     Образовательная
функция
. Основной смысл образовательной
функции состоит в вооружении учащихся
системой научных знаний, умений, навыков
с целью их использования на практике.
Научные знания включают в себя факты,
понятия, законы, закономерности, теории,
обобщенную картину мира. В соответствии
с образовательной функцией они должны
стать достоянием личности, войти в структуру
ее опыта. Наиболее полная реализация
этой функции должна обеспечить полноту,
систематичность и осознанность знаний,
их прочность и действенность. Это требует
такой организации процесса обучения,
чтобы из содержания учебного предмета,
отражающего соответствующую область
научного знания, не выпадали элементы,
важные для понимания основных идей и
существенных причинно-следственных связей,
чтобы в общей системе знаний не образовывались
незаполненные пустоты. Знания должны
особым образом упорядочиваться, приобретая
все большую стройность и логическую соподчиненность,
чтобы новое знание вытекало из ранее
усвоенного и пролагало бы путь к освоению
последующего.

     Конечным 
результатом реализации образовательной 
функции является действенность знаний,
выражающаяся в сознательном оперировании
ими, в способности мобилизовать прежние
знания для получения новых, а также сформированность
важнейших как специальных (по предмету),
так и общеучебных умений и навыков.

     Воспитывающая
функция
. Воспитывающий характер обучения
— отчетливо проявляющаяся закономерность,
действующая непреложно в любые эпохи
и в любых условиях. Воспитывающая функция
органически вытекает из самого содержания,
форм и методов обучения, но вместе с тем
она осуществляется и посредством специальной
организации общения учителя с учащимися.
Объективно обучение не может не воспитывать
определенных взглядов, убеждений, отношений,
качеств личности. Формирование личности
вообще невозможно без усвоения системы
нравственных и других понятий, норм и
требований.

     Обучение 
воспитывает всегда, но не автоматически 
и не всегда в нужном направлении,
поэтому реализация воспитывающей функции
требует при организации учебного процесса,
отборе содержания, выборе форм и методов
исходить из правильно понятых задач воспитания
на том или ином этапе развития общества.
В современных условиях она предполагает
формирование научного мировоззрения,
материалистического понимания законов
природы, общества и мышления; формирование
отношений воспитанников к науке (учению),
природе, искусству, труду, обществу, коллективу,
самому себе и другим, в конечном итоге
выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях;
воспитание моральных качеств личности,
волевых черт характера и соответствующих
социально приемлемых форм поведения.

     Важнейшим
аспектом осуществления воспитывающей
функции обучения является формирование
мотивов учебной деятельности, изначально
определяющих ее успешность.

     Развивающая
функция.
Так же как воспитывающая функция,
развивающий характер обучения объективно
вытекает из самой природы этого социального
процесса. Правильно поставленное обучение
всегда развивает, однако развивающая
функция осуществляется более эффективно
при специальной направленности взаимодействия
учителей и учащихся на всестороннее развитие
личности. Эта специальная направленность
обучения на развитие личности ученика
получила закрепление в понятии развивающего
обучения.

     В
контексте традиционных подходов к 
организации обучения осуществление
развивающей функции, как правило, сводится
к развитию речи и мышления, поскольку
именно развитие вербальных процессов
нагляднее других выражает общее развитие
ученика. Однако это сужающее развивающую
функцию понимание направленности обучения
упускает из виду, что и речь, и связанное
с нею мышление эффективнее развиваются
при соответствующем развитии сенсорной,
эмоционально-волевой, двигательной и
мотивационно-потребностной сфер личности.
Таким образом, развивающий характер обучения
предполагает ориентацию на развитие
личности как целостной психической системы.
(1 с. 97, 7 с. 48)

Особенности и проблемы системы организации образовательной деятельности

Особенности системы организации образовательной деятельности:

1. Комплексность: Система организации образовательной деятельности включает в себя множество элементов, таких как учебные программы, учебники, методические материалы, учебные заведения, педагогический персонал и т.д. Все эти элементы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом для достижения общих целей образования.

2. Динамичность: Система организации образовательной деятельности постоянно развивается и изменяется под влиянием новых технологий, научных открытий, социальных и экономических изменений. Необходимо постоянно адаптироваться к новым требованиям и вызовам, чтобы обеспечить актуальное и качественное образование.

3. Индивидуальный подход: Система организации образовательной деятельности должна учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого учащегося. Различные методы обучения, дифференцированный подход к оценке знаний и навыков, индивидуальное образовательное планирование – все это помогает создать условия для максимального развития каждого ученика.

Проблемы системы организации образовательной деятельности:

1. Неравенство доступа к образованию: В разных регионах и социальных группах существуют неравенства в доступе к качественному образованию. Некоторые учащиеся сталкиваются с ограничениями в получении образования из-за финансовых, географических или социальных причин.

2. Низкое качество образования: В некоторых случаях качество образования оставляет желать лучшего. Это может быть связано с устаревшими учебными программами, недостаточной подготовкой педагогического персонала, недостаточным финансированием и другими факторами.

3. Неэффективность системы оценки: Система оценки знаний и навыков учащихся не всегда отражает их реальные способности и достижения. Часто оценка основывается на формальных критериях, а не на реальном уровне усвоения материала.

4

Недостаточное внимание к развитию навыков и компетенций: В некоторых случаях система организации образовательной деятельности слишком сосредоточена на передаче знаний, не уделяя должного внимания развитию навыков и компетенций, которые необходимы для успешной адаптации в современном обществе

5. Недостаточное использование инновационных технологий: В условиях быстрого развития информационных технологий и цифровизации общества, система организации образовательной деятельности не всегда успевает адаптироваться и использовать новые возможности для улучшения процесса обучения и обеспечения доступа к знаниям.

Решение этих проблем требует совместных усилий государства, образовательных учреждений, педагогического сообщества и общественности в целом. Необходимо разрабатывать и внедрять инновационные подходы, улучшать качество образования и обеспечивать равные возможности для всех учащихся.

Особенности образовательного процесса в начальной школе

Отличительные черты урока:

  • уроки проходят 5–6 дней в неделю в зависимости от класса;
  • в первом классе используют «ступенчатую систему»: в сентябре–октябре три урока по 35 минут, обычно начиная со второго, с ноября — четыре по 45 минут;
  • на окружающем мире класс часто ходит на экскурсии, смотрит явления природы в реальном времени;
  • в первом классе не ставят оценки, не ведут дневники, а все домашние задания носят исключительно рекомендательный характер;
  • у первоклассников есть дополнительная каникулярная неделя в середине третьей четверти;
  • со второго класса вводится иностранный язык, обычно английский;
  • в четвёртом классе в расписании появляются основы религиозных культур и светской этики.

Особенности педагогического процесса:

  • учитель ведёт учёт внеурочной деятельности каждого ребёнка;
  • в начале, середине и конце учебного года психолог проводит тестирование, выявляет трудности адаптации;
  • учитель может вести группу продлённого дня (ГПД).

Школьная система приглушает детское природное любопытство

Особенность учеников начальной школы — желание узнавать новое. Вокруг происходит столько неизведанного и интересного! Хочется без конца мучить маму с папой вопросами «Почему?» и «Зачем?» Но в школе нужно всё время сидеть за партой, смотреть в затылок однокласснику. На перемене нельзя бегать, а на уроке — переспрашивать, говорить можно только по поднятию руки, в столовую ходить шеренгой, фломастерами тетрадку не разрисовывать. Когда тебе 6–11 лет, это навевает скуку, и от усталости мучить взрослых вопросами уже не хочется. 

Решение 

Запишите ребёнка на секции, кружки и дополнительные занятия, которые соответствуют его интересам, чтобы ребёнок мог отвлекаться от рутины. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: