Ломоносов: история и географические исследования о его патриотическом духе

10 главных открытий ломоносова

Достижения Ломоносова

    • Михаил Васильевич был очень знаменит – участвовал в деятельности исторического общества, создал русскую грамматику, писал стихи, имеющие большой успех при дворе, получил поместье с четырьмя деревнями, чтобы устроить там мозаичную фабрику.
    • Он задумал 12 мозаичных панно по собственным рисункам, но успел сделать всего одну картину — знаменитую “Полтавскую баталию”. Он проводил опыты с электричеством.
    • В Марбурге он написал и свою первую научную работу по физике “О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости”.
    • Он сделал несколько важных открытий в области химии — фактически именно он является основателем молекулярно-кинетической теории теплоты. Он же предложил новую методологию химических исследований — использовал способы, которые до этого существовали только в физике.
    • В физической науке он тоже сделал гениальные открытия, особенно важна атомно-корпускулярная теория строения вещества.
    • Закон сохранения массы вещества он открыл одновременно со своим французским коллегой Лавуазье, и этот закон назван именами обоих ученых.

Но, несмотря на все свои успехи, Ломоносов был вынужден расстаться с кафедрой из-за ссоры с руководством.
Рис. 7. Паспорт Михаила Ломоносова

Главные открытия Ломоносова в физике

Разработка электроизмерительного прибора.

Михаил сумел доказать, что полярное сияние образуется не просто так, а вследствие действия электрической силы. С самого детства, он очень любил наблюдать за красивыми изменениями цвета на небе. В будущем, он же доказал и объяснил почему так происходит. Сейчас, на основе его теории полярное сияние объясняется так: свечение верхних слоев планет. Но только тех планет, которые обладают магнитосферой. Взаимодействуя с заряженными частями солнечного ветра – образуется сияние.

Вернувшись домой, Ломоносов продолжил учебу. В то же время он активно занимался научными исследованиями. Чтобы продвинуться по карьерной лестнице, Михаил Васильевич написал две диссертации: по химии и физике.

В 1745 году, проводя исследования вместе с Г.В Рихманом, удалось разработать электроизмерительный прибор. Обозначался, как «электрический указатель». Благодаря конструкции прибора, в виде деревянного квадранта с градусной шкалой – появилась возможность измерять степень электричества. Датчик показывал любое изменение электричества при изменении погодных условий.

Трудно отнести эту науку к физике или химии, поскольку Ломоносов создал физико-химическое направление. Но, он считал, что физика тесно связана с химией, на основе этого создал стекло. Разработав не только теорию, сделал открытия в технологиях производства. Первым сотворил цветные стекла и мозаики. На основе этого удачного эксперимента – в будущем была создана мозаичная картина «Полтавская битва». Уже в 1751 году была открыта фабрика по изготовлению цветных стеклышек.

Назначение в Академию наук позволило бы ему заняться серьезными исследованиями. И сделать это самостоятельно. Но руководство не спешило повышать его в должности.

После восшествия на престол Елизаветы Петровны все пошло быстрее. Ломоносов получил должность помощника. Став полноценным ученым, он хотел создать химическую лабораторию. В середине 1940-х годов между Михаилом Васильевичем и немцами, которые были членами Академии наук, происходили жаркие споры.

Ломоносова особенно возмущали лживые попытки изменить историю и опорочить русских и страну в целом. Были и другие причины для упрека.

По мнению современников, Ломоносов не отличался изысканными манерами, несмотря на свой интеллектуальный потенциал. Он был прямым и грубым человеком. Он проклинал и оскорблял своих немецких коллег из Академии.

В 43 году очередной конфликт поставил под угрозу его карьеру. Ломоносов был арестован и 8 месяцев находился в плену. К счастью, срок заключения был значительно сокращен, а его зарплата уменьшилась лишь наполовину.

В 1745 году М.В. Ломоносов окончательно получил звание профессора химии и дворянский титул. В эти годы он занимался научными и литературными исследованиями. Он способствовал развитию российского образования.

В конце 1740-х годов между Михаилом Васильевичем и немцами в Академии наук разгорелся очередной конфликт. Опять же на основе попыток исказить историю и затормозить развитие национального образования.

Самым непримиримым противником Ломоносова был Миллер, один из авторов норманнской теории происхождения России, которая подчеркивала некомпетентность и неполноценность русских как неспособных к истории и государственному строительству.

На этот раз дебаты прошли безрезультатно. Сам Ломоносов, желая доказать свою преданность Елизавете Петровне, получил в свое распоряжение имение и несколько близлежащих деревень.

Под влиянием идей Ломоносова и благодаря его близости к фавориту императрицы, Сувалову, он открыл в 1755 году знаменитый Московский университет.

Михаил Васильевич лично разрабатывал устав. Он отстаивал идею общего образования, основанного не на происхождении, а на способностях и знаниях.

После воцарения Екатерины II конфликт между Ломоносовым и его идейным противником Миллером по вопросам истории возродился с новой силой.

Чтобы противостоять лжи иностранцев, Михаил Васильевич начал писать собственный многотомный труд по древней истории России. Он должен был охватить период от зарождения государства до настоящего времени.

Ломоносов женился только один раз. Его женой была Элизабет Кристина Цильх, дочь умершего марбургского пивовара, с которой он познакомился во время учебы в Германии. У пары было двое детей: дочь Екатерина-Елизавета и сын Иван. Оба ребенка умерли в молодом возрасте.

Происхождение и начало научной работы

Михаил Ломоносов родился в 1711 году и спустя 19 лет отправился на учебу в Москву в Славяно-греко-латинскую академию. Далее он учился в Киево-Могилянской академии, в университете при Академии Наук.

Рис. 1. Ломоносов.

Из России он съездил в Германию, где учился в Марбургском университете. В 1741 году он вернулся в Петербург и вскоре стал читать лекции по физике. В 1755 году при его участии был открыт Московский университет. Скончался он в 1765 году. Незадолго до смерти он стал организатором первых Академических экспедиций по исследованию Российской империи.

К 1752 году ученым были заложены основы физической химии. В 1752-1753 годах он впервые в истории науки прочитал курс физической химии в Петербурге. Три года ему потребовалось, чтобы получить разрешение на строительство лаборатории. Она стала первой научно-исследовательской в Российской империи. Оборудование для нее делали по чертежам и проектам ученого. В ней до конца жизни он успел провести 4000 опытов, в том числе и по химии стекла.

К открытиям Ломоносова в астрономии относится обнаружение атмосферы у планеты Венеры в 1761 году. В 1753 он написал “Слово о явлениях воздушных”. Этот труд был посвящен общей теории электричества.

В 1753-1757 в окрестностях он осуществил проект по строительству фабрики по выпуску столовых сервизов, туалетных приборов, разноцветных стекол и других стеклянных и галантерейных изделий.

Рис. 2. Михаил Ломоносов.

Слайд 12″…Ожидая вступления Венерина на Солнце … увидел наконец, что солнечный

край стал неявственен и несколько будто стушеван, а прежде был

весьма чист и везде равен… При выступлении Венеры из Солнца, когда передний ее край стал приближаться к солнечному краю …появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила… Сие ни что иное показывает, как преломление лучей солнечных в Венериной атмосфере…»

Астрономические открытия и гипотезы Ломоносова

Главное астрономическое открытие Ломоносова – открытие атмосферы Венеры при наблюдении прохождения планеты по диску Солнца 26 мая 1761 года.

вперед

В оглавление

Изобретения

Авторству Ломоносова принадлежит много важнейших изобретений, каждое из которых существенно повлияло на развитие науки.

Цветное стекло

Ломоносов начал изучать стекла еще в период обучения в университете Марбурга. После возвращения в Россию он открыл химическую лабораторию для исследований и продолжил работы в этой области.

Во время проведения экспериментов ученый заново открыл ряд секретов алхимиков. На их основании он создал методы получения разноцветных стекол и смальты. До работ исследователя в этой сфере все работали интуитивно – без теоретических основ.

Из своего стекла ученый создал множество мозаик. Сегодня они служат украшением Эрмитажа. Также именем ученого назвали Императорский фарфоровый завод, который стал первым подобным производством в России.

Аэродинамическая машина

Ученый увлекался изучением атмосферного электричества и прочих климатических явлений. Благодаря этому он придумал один из прототипов современного вертолета. По задумке ученого, этот аппарат служил для того, чтобы перемещать метеорологические устройства на нужную высоту. Свое изобретение Ломоносов назвал аэродинамической машиной.

Сеть метеорологических станций

Ученый придумал и реализовал несколько устройств, которые помогали наблюдать за погодой. Самым значимым из них стала так называемая громовая машина. Это устройство ученый создал совместно с Георгом Рихманом.

Катоптрико-диоптрическая зажигательная система

Это приспособление стало прообразом современной солнечной печи – прибора для получения высоких температур с применением солнечного света. В структуру зажигательной системы Ломоносова входило 7 зеркал и 8 линз. Они концентрировали лучи солнца в конкретной точке. В ней размещался предмет, который требовалось расплавить. Аналогичная система стала основой прожектора.

Телескоп

Одним из важных открытий Ломоносова стало усовершенствование телескопа. Ученый улучшил оптический прибор Исаака Ньютона и Джеймса Грегори. Исследователь оставил в устройстве только одно зеркало, которое отражало свет в окуляр. Этот элемент находился не с торца трубы, а с боковой стороны.

Благодаря такому усовершенствованию удалось увеличить световой поток и наблюдать за объектами, которые до этого были недоступны. Реальный прототип устройства Ломоносов представил в Академии наук. Он сделал это в мае 1762 года. Однако публикаций об этой разработке не было. Через 50 лет похожее устройство разработал Фредерик Гершель. Его именем и назвали прибор.

Прообраз громоотвода

Во время работ в сфере исследования атмосферного электричества Михаил Васильевич, конечно, понимал всю опасность. Его ближайший коллега и соратник Георг Рихтер погиб от удара молнии во время использования громовой машины.

При этом Ломоносову удалось установить, что молнии во время грозы обычно попадают в высоко расположенные объекты. Тогда ученый придумал конструкцию громоотвода, который изготавливался из металлического стержня и выводил в землю разряд электроэнергии. Ломоносов сделал это изобретение независимо от Бенджамина Франклина.

Аппараты для морского кораблевождения

Исследователь придумал важные приборы и для мореплавателей. Он сделал одно из первых устройств ночного видения. Свое изобретение ученый назвал ночезрительной трубой. С помощью этой конструкции моряки могли ночью видеть корабли и другие объекты, которые до этого сливались с горизонтом.

  • устройства для оценки скорости судов и морских течений;
  • морской барометр;
  • самопишущий компас – стал прообразом курсографа, который применяется в настоящее время;
  • прибор для определения качки судна.

Получение твердой ртути

В 1759 году Ломоносов совместно с Иосифом Брауном провел ряд экспериментов, которые помогли получить твердую ртуть. До этого подобных результатов не удавалось достичь ни одному исследователю в мире. В 1760 году Ломоносов сумел доказать электропроводность и ковкость вещества. На основании этого ртуть отнесли к металлам.

Михаил Ломоносов – это величайший русский ученый, который прославился в разных научных сферах. За свою жизнь исследователь сделал много величайших открытий, которые внесли существенный вклад в формирование науки.

Значение творчества М.В. Ломоносова

Для русской культуры XVIII в. стал переломной эпохой. Век Просвещения был временем формирования «новой» литературы, которая сохранила лучшие качества древнерусской литературы: патриотизм, связь с народным творчеством, интерес к человеческой личности и социальным проблемам. В то же время литература становилась более мирской, светской, демократичной.

Михаил Ломоносов заложил основы новой русской литературы, он внес свою лепту в зарождение русского классицизма. Эстетическим идеалом писателей-классицистов, в том числе и Ломоносова, стал образ творческого человека, исследователя, проникающего в тайны мироздания, гражданина и патриота, готового «для пользы общества радостно трудиться». Просветительские взгляды эпохи нашли отражение в творчестве Ломоносова.

По выражению А.С. Пушкина, Ломоносов был «историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец». Однако сам Ломоносов поэтический трудне считал главной целью своей жизни. Но достигнутые в стихотворном творчестве успехи Ломоносова столь велики, что критик В.Г. Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы».

Словарь

Поморская – находящаяся на побережье моря.

Дьякон – священник низшего ранга.

Смальта – пластинки из непрозрачного цветного стекла для создания мозаик.

Еретический – не придерживающийся религиозных взглядов.

Достижения Ломоносова в Химии

Создание новой науки: физической химии.

Декабрь 1759 год. Два уже опытных ученых, Ломоносов и Браун — получили ртуть в твердом состоянии. Ломоносов гордился не просто удачным экспериментом, а его аргументацией корпускулярно-кинетической теории. Успехом, который последовал в классификации веществ. Поскольку через один год, в 1760, решая другие химические задачи, ученный доказал – электропроводность и ковкость ртути. Вследствие этого, ртуть была отнесена в химической таблице Менделеева – к металлам. До этого, доказать подобную теорию – не удавалась никому, хотя попытки ученые совершали.

Природа северного лотоса.

Ученый оформил новую науку в 1752 году, но так и не успел раскрыть ее до конца. Он сумел заложить основы физической химии. Начал объяснять химические явления на основе законов физики. Другими словами, физик стал исследовать, насколько плотно физика связана с химическими телами и явлениями. Он проводит электрические и оптические опыты. Теория познания – дает четкое и конкретное понятие о связи молекул в химии и действии физических факторов на них. Экспериментально Ломоносов подтверждает каждую свою гипотезу.

Слайд 15Но где ж, натура, твой закон?С полночных стран встает заря!Не

солнце ль ставит там свой трон?Не льдисты ль мещут огнь

моря?Се хладный пламень нас покрыл!Се в ночь на землю день вступил!.. Что зыблет ясный ночью луч?Что тонкий пламень в твердь разит?Как молния без грозных тучСтремится от земли в зенит?Как может быть, чтоб мерзлый парСреди зимы рождал пожар? «Вечернее размышление…»

Поток заряженных частиц от Солнца (солнечный ветер), возмущая магнитное поле Земли, порождает полярные сияния. Ломоносов предполагал связь полярных сияний с атмосферным электричеством.

На период активной научной деятельности Ломоносова приходится очередное возвращение к Земле знаменитой кометы Галлея. Комета прошла перигелий весной 1759 года и была хорошо видна в северном полушарии. Вероятно, именно это событие побудило Ломоносова задуматься о природе «волосатых звёзд». На основе своих представлений о природе электричества он выдвинул оригинальную теорию строения и состава комет, в которой подчёркивается роль электрических сил в свечении хвоста и головы кометы.

Комета Галлея. Фото 1987 года

назад

В оглавление

Достижения Ломоносова в области химии

Т.к. химия была основной официальной специализацией Михаила Ломоносова, остановимся подробнее на его достижениях в этой области. Прежде всего, Ломоносов был ориентирован на практику и отдавал приоритет тем исследованиям, результаты которых могли бы быть полезны на производстве. К слову, адаптация под текущие задачи – один из базовых элементов современных методик ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

В своей работе «Элементы математической химии» Ломоносов предвосхитил современную теорию химического строения вещества. Тот постулат, что свойства вещества зависят от состава молекул и способа соединения атомов в них, будет сформулирован только через 100 лет.

В эпоху Ломоносова понятия «молекулы» не было, поэтому он ввел в рабочий оборот термин «корпускулы», что, в принципе, одно и то же. Ломоносов первым пришел к выводу, что, цитируем: «Корпускулы однородны, если состоят из одинакового числа одинаковых элементов, соединенных одинаковым образом». Атомно-корпускулярную теорию до сих пор считают одним из величайших научных достижений Ломоносова.

Кроме того, Ломоносов первым заявил, что химия как наука должна базироваться на законах природы, в т.ч. физики, количественных измерениях и расчетах. После длительного периода деятельности алхимиков и смешения различных веществ чуть ли не на глазок это было настоящим прорывом.

Химическая лаборатория, созданная под руководством Михаила Васильевича, имела целый арсенал весовых приспособлений, позволяющих проводить измерения с точностью до 0,0003 грамма. Это было большим достижением для середины 18 века. Для точности получаемых результатов опытов Ломоносов использовал химически чистые вещества и реактивы, причем всегда настаивал, что их должно быть в достатке.

Важным достижением Михаила Ломоносова считается открытие им закона сохранения веса (массы) вещества в ходе химических реакций. Правда, есть также основания полагать, что у этого закона нет первооткрывателя в общепринятом смысле слова, и многие ученые пришли к этому выводу независимо друг от друга примерно в одно время, когда наука достигла достаточного для такого открытия уровня.

Но сей факт ни капли не умаляет заслуг Ломоносова, т.к. конкретно для российской науки это открытие было очень важным. В частности, это помогло разобраться в процессах обжига металла, которые имели практическое значение для дальнейшего развития металлургии. В целом же сфера прикладных интересов ученого была очень велика.

Темы и опыты, над которыми работал Ломоносов:

  • Растворимость солей при разных температурах.
  • Кристаллизация солей из растворов.
  • Влияние электрического тока на растворы солей.
  • Процессы растворения металла в кислоте.
  • Микрокристаллоскопия как метод микрохимического анализа, основанный на образовании кристаллических осадков при действии небольших количеств реактивов.

В итоге Ломоносов установил факт понижения температуры раствора при растворении солей и снижения точки замерзания соляного раствора по сравнению с чистым. Эти и другие работы Ломоносова положили начало физической химии как науки. Именно Ломоносов наметил пути исследования химических процессов методами из физики, и именно он ввел в научный оборот термин «физическая химия».

Исследования Ломоносова в области химии легли в основу многих практических наработок, получивших внедрение в промышленности. Так, Ломоносов разработал технологию варки цветного стекла и производства изделий из него. Она была внедрена на Усть-Рудицкой стекольной фабрике, построенной под руководством и по чертежам Ломоносова в 50-х годах 18 столетия. Таким образом, он проявил себя не только как ученый и изобретатель, но и как успешный менеджер и руководитель.

Также он занимался разработкой рецептуры фарфоровых масс, уделяя особо внимание роли стеклообразного вещества в структуре фарфора. Лабораторные исследования Ломоносова помогли впоследствии наладить выпуск краски на основе отечественного сырья

Столь обширные исследования требовали нового инструментария и более совершенных технических средств. Ломоносов пополнил технический арсенал приспособлений целым рядом изобретенных им приборов. Это, например, газовый барометр и вискозиметр для определения динамической либо кинематической вязкости вещества. Многие из этих приспособлений еще долгое время использовались в практических целях, а открытые Ломоносовым принципы функционирования этих приборов легли в основу более новых прогрессивных разработок.

Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Михаил Васильевич Ломоносов — великий русский учёный-энциклопедист,
естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания,
организатор отечественной науки и естествознания. По его инициативе
и проекту создан в 1755 г. Московский университет.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка (по другим данным
— в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской губернии
в семье крестьянина-помора.

В 19 лет он ушел из дома в Москву, где под вымышленным дворянским именем
поступил в Славяно-Греко-Латинскую академию. В числе лучших учеников
Ломоносов был направлен для продолжения образования в университет при
Петербургской академии наук, а затем за границу, где совершенствовался
в химии, физике, металлургии. В 34 года он стал одним из первых русских
академиков. Круг его интересов и исследований в естествознании охватывал
самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия,
география, геология, металлургия, астрономия). Ломоносов глубоко проник
в материалистическую сущность природы, пропагандировал и развивал её
основные физические и философские принципы: закон сохранения материи
и движения, принципы познаваемости, закономерности законов природы.

Умение анализировать явления в их взаимосвязи и широта интересов привели
его к ряду важных выводов и достижений в области астрономии. Изучая
явления атмосферного электричества, он выдвинул идею об электрической
природе полярных сияний и свечений кометных хвостов. В 1762 г. Ломоносов
создал отражательный телескоп-рефлектор с наклонным зеркалом, дававшим
яркое изображение объекта. Ломоносов первым обрисовал поверхность Солнца
как бушующий огненный океан.

Одним из главных достижений Ломоносова в астрономии было открытие атмосферы
планеты Венера, сделанное им 26 мая 1761 г. во время наблюдений прохождения
Венеры по диску Солнца.

М. В. Ломоносов был великим учёным-патриотом. В науке он видел могучую
силу для улучшения жизни народа. Никто не заботился так, как Ломоносов,
о практическом применении астрономии.

Он проявлял особый интерес к созданию таких приборов, которые помогали
бы морякам лучше ориентироваться в пути по звёздам и с наибольшей точностью
определять время.

М. В. Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством,
за торжество науки. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что как
наша Земля, так и всё существующее в природе не неизменно, а непрерывно
меняется и развивается.

1 мая 2000 года

См. также:  Созвездие Кассиопея (Cas)  Что такое планета?  Планеты в сумерках  Редкий «танец» пяти планет и Луны  Луна и планеты около Эйфелевой башни  Солнечная система, увиденная «Вояджером»  Восход Солнца в разные времена года  «…И гений — парадоксов друг»: 290 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова  Венера — сестра планеты Земля  НАСА (NASA): Достижения и перспективы

См. также в новостях:  18-10-2006 14:26 | Получены новые изображения атмосферы Венеры  28-06-2006 14:39 | Venus Express подтвердил наличие двойного вихря на южном полюсе Венеры  21-06-2006 13:42 | Вторая луна нас покидает  16-04-2006 19:52 | Межпланетный зонд Venus Express впервые сфотографировал южный полюс Венеры  31-03-2006 22:10 | Зонд Venus Express, до Венеры уже совсем недалеко  16-09-2005 14:48 | Титан и Земля имеют много общего  12-01-2005 10:07 | Российский детектор зафиксировал гигантский всплеск гамма-излучения  12-06-2004 16:36 | Европа собралась осваивать Венеру  02-06-2004 13:08 | 8 июня произойдет прохождение Венеры по диску Солнца  24-03-2004 11:56 | Ученые NASA назвали лучшие часы для наблюдения за парадом планет

| Версия для печати | Ключевые слова | Оглавление

Доклад №2

Михаил Васильевич Ломоносов выходец из самой простой по происхождению семье: мать крестьянка, отец помор. В 9 лет Михаил потерял мать, а отец после этого женился ещё раз. С самого раннего возраста Михаил Васильевич увлекался чтением, что очень раздражало его мачеху. Из-за вечных конфликтов с ней жизнь в родительском доме делалась невыносимой, а решение отца женить его стало ещё одной причиной побега в Москву. Ночью Михаил в возрасте 19 лет покинул дом, а через три недели Ломоносов оказался в Москве.

Для того чтобы продолжить свое обучение в Славяно-греко-латинской академии, будущий академик подделал документы, выдал себя за сына дворянина. Проучившись в академии некоторое время, Ломоносов отправляется в Киев на несколько месяцев в Киево-Могилянскую академию. В 1735 году стал студентом университета при Академии наук в Санкт-Петербурге. Но уже осенью будущего года отправился в Германию для получения знаний в области химии и горном деле. За 5 лет жизни и учёбы заграницей Ломоносов не только улучшил свои знания немецкого языка, но и обучился другим европейским язвкам: французскому и итальянскому, а также танцам, рисованию и фехтованию. Однако обучение Михаила Васильевича металлургией и горным делом продолжалось не долго. Из-за натянутых взаимоотношений между ним и учителем (Генкель) он ушёл. После ухода Ломоносов посвящает всё своё время изучению химии и математики.

Вернувшись на Родину в 1741 году, Михаил Васильевич продолжает заниматься научной деятельностью: описывает минералогические коллекции, делает переводы, а также пишет диссертации и оды. В 1742 году за его научные труды был назначен адъюнктом Академии по физическому классу. Именно по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова была создана первая химическая лаборатория при Академии наук.

После написания диссертации по металлургии 1741 году М. В.Ломоносов назначается профессором. Последовал ещё ряд различных работ в области химии и физики. Благодаря Михаилу Васильевичу вводится привычная нам физическая терминология.

Одну из первых российских стеклянных фабрик основал М. В. Ломоносов. Там он смог заниматься производством стекла и его окрашиванием. Не без его внимания оставалось рудное и соляное дело. Одной из самых выдающихся работ в этой сфере признана статья «О слоях земных».

Большой след Михаил Васильевич также оставил в области географии, астрономии. В своем сочинении «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу сибирским океаном в Восточную Индию» он излагает идею освоения Северного морского пути. Однако по-настоящему оценить работу Ломоносова в сфере географии удалось только при советской власти. В области астрономии Михаил Васильевич сделал великое открытие: он доказал наличие более плотной атмосферы на Венере.

Говоря о жизни и научной деятельности Михаила Васильевича, не стоит забывать о его трудах в области литературы. В конце 40х годов 18столетия им было выпущено «Краткое руководство к красноречию», которое долго использовалось в качестве учебника.

7 класс

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: