Имя и прозвище
Имя
Русское имя Ольга произошло, вероятно, от скандинавского имени Helga, мужская форма — Helge или Helgi, что изначально означало «святой» (на протошведском — Hailaga), «обладающий даром исцеления». По смыслу это имя близко славянским княжеским именам Святополк и Святослав (женский вариант — Святослава). По одной из гипотез, Helgi или Helga было не имя, а скандинавское прозвище или особый титул князя или княгини (который, в рамках той же гипотезы, носил также князь Олег Вещий и мог носить князь Игорь I Старый), хотя распространённость данного имени в Скандинавии и наличие славянских аналогов свидетельствует о том, что достаточно рано оно стало обычным популярным именем. Родство имён Ольги и Вещего Олега привело к предположениям об их кровном родстве: Типографская летопись конца XV века и более поздний Пискаревский летописец сообщают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега: «Нѣцыи жє глаголютъ, ѩко ѻльгова дщєри бѣ ѻльга». В рамках этой версии, Олег, как опекун Игоря, намеренно поженил его на Ольге для упрочения своего влияния.
Имя указывает на весьма вероятное скандинавское происхождение Ольги. Согласно «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги утверждает, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км выше Пскова по реке Великой. В Житии имена родителей Ольги не указаны, но утверждается, что они были незнатного рода, «ѿ ѩꙁыка варѧжска» (из народа варягов). Впрочем, нельзя исключать, что она была, скажем, дочерью варяга и славянки, что очень часто имело место на Руси.
Известно древнечешское имя Olha, что даёт сторонникам антинорманизма основание говорить о славянском происхождении Ольги. При этом замену начального «О» на «Э» в греческой передаче Элга в византийских источниках объясняют по типу славянских именных пар Осень=Есень, Олень=Елень. В связи с этим интересно, что при крещении Ольга получила созвучное имя Елена, хотя по всей видимости, этоо связано с тем, что её, по сообщению летописи, лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом Феофилактом: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».
Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги и об её изначальном славянском имени:
Прозвище
Прозвище Мудрая было присвоено Ольге в работах историков XIX—XX веков на основе летописных эпитетов. «Новый Владимирский Летописец» конца XV века пишет о ней «вельми мудра», а спорная Иоакимовская летопись говорит о «мудрости» Ольги. Более известен отрывок их Повести временных лет, где вернувшиеся из Константинополя руские посланники убеждают князя Владимира принять именно православное христианство:
Согласно летописи, именно этот аргумент окончательно убедил Владимира принять крещение.
Княжеский титул
В летописи чаще всего Ольгу называют либо по просто по имени, либо княгиня Ольга (именно так её называют в большинстве светских текстов по истории). Также её называют с употреблением земельного титула — Ольга Киевская.
Канонический титул
После канонизации Ольга стала известна как Ольга Святая, а с 1547 года — как Ольга Равноапостольная (святая равноапостольная княгиня Ольга). Как святая она также известна с титулом Ольга Псковская, что отражает её происхождение и особое почитание в Пскове (входит в Собор Псковских святых, а также в Соборы Киевских и Волынских святых).
Месть княгини Ольги древлянам
Княгиня Ольга правила Древнерусским государством в течение 15 лет и была ярким, мудрым и очень решительным человеком.
Историки не смогли точно установить год рождения Ольги, известно только, что она руководила Русью с 945 по 960 год, а умерла в возрасте около 80 лет. Считается, что Ольга родилась в небольшой деревне Выбуты в семье простолюдинов.
Есть легенда о том, что юная Ольга была перевозчиком на реке, то есть помогала людям переправиться на лодке с одного берега реки на другой. Там она и повстречала князя Игоря, которому она очень понравилась. Князь взял Ольгу в жены, она стала княгиней и стала жить в княжеском дворце в Киеве. Вскоре у них родился сын Святослав. Но потом князя Игоря убили воины племени древлян, у которых Игорь собирал дань. Сын князя был еще совсем маленьким, поэтому главной правительницей стала Ольга.
Ольга очень горевала из-за смерти мужа и решила отомстить древлянам. Исторические книги донесли до наших дней рассказы о том, что безутешная Ольга мстила древлянам четыре раза, желая наказать их и заставить покориться.
Сразу после убийства князя Игоря древлянский князь Мал решил сам жениться на Ольге и прислал к ней послов. Они прибыли в Киев на лодках по реке. А Ольга приказала вырыть огромные ямы, бросить послов в эти ямы прямо вместе с лодками и закопать заживо. Это была первая месть Ольги.
Вскоре в Киев опять прибыли послы от древлян. Ольга хитростью заманила их в баню, а баню подожгли. Это была вторая месть Ольги.
Но на этом княгиня не успокоилась. Она сама направилась в столицу древлян и предложила устроить поминальную трапезу по своему погибшему мужу. Напоив врагов допьяна, она приказала своему войску изрубить их мечами. Это была третья месть Ольги.
Некоторое время спустя Ольга снова собрала своих воинов и отправилась к древлянам. Древляне обороняли свою столицу и Ольге никак не удавалось завоевать этот город. И тогда она опять решила их обмануть. Она сделала вид, что больше не хочет завоевывать древлян и мстить за мужа, а просит только чтобы каждый двор во вражеском городе поймал для нее по 3 голубя и столько же воробьев. Жители города быстро изловили птиц и отдали Ольге. А с наступлением ночи Ольга велела своим людям привязать к лапе каждой птицы солому, ткань или ветку и поджечь. Воины так и сделали. Испуганные голуби и воробьи улетали обратно в древлянский город и горящая на их лапах солома и ветки принесли туда страшный пожар. Много жителей погибло, других взяли в плен и продали в рабство. Это была четвертая месть Ольги.
В исторических летописях есть информация о том, что в середине своего правления Ольга приняла христианство. До этого все правители Руси были язычниками. Ольга построила в Киеве много христианских храмов и пыталась приобщить к этой вере народ и собственного сына. Сын Ольги Святослав так и не стал христианином, но ее внук Владимир сделал христианство главной религией Руси.
В 16 веке церковь признала княгиню Ольгу святой.
В чем помогает икона святой Ольги?
Образ княгини для православных верующих имеет большое значение, поскольку она способствовала духовному развитию целого народа. Святая Ольга, икона которой есть во многих церквях, помогает людям в разных ситуациях:
- Обращаются к ней за помощью матери, чтобы оградить своих детей от неправильных решений и разных проблем.
- Поможет святая Ольга пережить сложные периоды в жизни, когда руки опускаются, и вера начинает угасать.
- Образ может служить мощным оберегом для дома и всей семьи, который будет «отталкивать» злые силы, разный негатив и беды.
- Молитвы перед ликом святой помогают верующему человеку обрести житейскую мудрость и научиться правильно принимать решения в жизни.
- Святая способствует укреплению веры в сердце человека.
- Есть свидетельства, что Ольга помогала решить проблемы в личной жизни и возникшие конфликты, а еще найти правильный выход в запутанных ситуациях.
Апостольский подвиг княгини Ольги
В Киев Ольга привезла иконы и богослужебные книги. Ею был воздвигнут храм во имя святителя Николая. Множество киевлян она обратила ко Христу. Княгиня отправилась на Север, чтобы проповедовать истинную веру. На Киевской и Псковской земле, на отдаленных территориях и на перекрестках дорог она велела устанавливать кресты и уничтожать языческих идолов. В городах возводились храмы.
Апостольским трудам княгини Ольги оказывалось сопротивление язычниками – как явное, так и тайное. В среде дружинников и бояр было немало тех, кто возненавидел ее. Язычники оказали влияние на ее сына Святослава, который не захотел принимать христианство.
Княгиня Ольга — Святая правительница
Княгиню Ольгу назвали «хитрой», «мудрой» и «святой». Она была известной правительницей и одной из самых выдающихся женщин своего времени. Ольга правила Киевской Русью после смерти своего мужа, князя Игоря, и вошла в историю как первая правительница этого государства.
Ольга славилась своей мудростью и дальновидностью. Она проводила реформы, направленные на укрепление государства, расширение его территории и развитие экономики. Под ее правлением Киевская Русь стала еще сильнее и процветающей державой.
Ольга была также известна своими дипломатическими и тактическими способностями. Она часто действовала хитроумно, чтобы достичь своих целей. Например, после убийства своего мужа, она устроила мстительную кампанию против виновников, использовав свою хитрость и ловкость.
Однако, наряду с хитростью, Ольга была также известна своей благочестивостью и святостью. По официальной версии, Ольга приняла христианство византийского обряда и сыграла важную роль в его распространении на Руси. Она была первым правителем Киевской Руси, который принял христианство и установил его как основную религию в стране.
В целом, княгиня Ольга была не только энергичной и мудрой правительницей, но и символом святости и благочестия. Ее достижения в политике, экономике и религии сделали ее одной из самых знаменитых и уважаемых женщин своего времени.
Принятие христианства и его распространение
Княгиню Ольгу назвали «Хитрой», «Мудрой», «Святой» из-за ее значимой роли в принятии христианства в Русской земле. Ольга была первой правительницей, которая приняла христианство и покрестила себя в Константинополе. Это событие имело большое значение, так как оно послужило началу распространения христианства в Киевской Руси.
Ольга поступила смело и решительно, демонстрируя свою силу и харизму. Она успешно организовала дипломатическую миссию в Константинополь, где она сама крестила и получила имя Елена. По возвращении она провела ряд реформ в своем государстве и ввела христианство как государственную религию.
Принятие христианства Княгиней Ольгой имело важное значение для Русской земли. Она не только открыла двери культуры, образования и европейской идеологии, но также дала возможность для развития просвещенной, мирной и разнообразной общественности
Отмена языческих обрядов, запрет на участие в языческих празднествах и многогодичные войны стали процессами, которые христианские книги определили как грех; они испугались и расценили эти проступки власти.
Крещение Ольги и распространение христианства вызвали много положительных изменений в такой области, как искусство и литература. Монастыри и школы начали появляться, обучение в которых проводилось в соответствии с христианскими традициями. К тому же, христианство поддержало равенство и уважение к женщинам.
Корни этой важной части русской истории, связанной с крещением и распространением христианства, прослеживаются до княгини Ольги. Ее решительность, мудрость и святость принесли большую благословение и преуспех для Русской земли
Ее титулы «Хитрая», «Мудрая» и «Святая» отражают значимость ее роли и наследия, которое она оставила за собой.
Построение храмов и монастырей
Княгиню Ольгу назвали «Хитрой», «Мудрой», «Святой» не только благодаря ее правительственным качествам, но и ее вкладу в построение храмов и монастырей. Благодаря ее реформам, распространявшим христианство в Киевской Руси, развились архитектурные и строительные навыки, которые использовались при возведении храмов и монастырей.
Ольга активно поддерживала и финансировала возводимые церкви и монастыри. Она посылала мастеров из древней Греции и Византии, чтобы они передавали свои знания и опыт местным строителям. Это помогло развить уникальное архитектурное направление, которое сочетало в себе элементы византийской и русской культуры.
Храмы и монастыри, построенные при участии Ольги, стали центрами религиозной жизни и образования для местного населения. Здесь проводились богослужения, религиозные обряды и учебные занятия для будущих священников и монахов. В этих центрах также хранились ценные святыни и рукописи, передаваемые поколениям.
Важной частью храмов и монастырей были иконы, которые считались особым святым предметом. По установлению Ольги, каждый храм должен был иметь иконы, и монастыри — большую коллекцию икон, так как они служили местом поклонения и источником духовного вдохновения для верующих
Построение храмов и монастырей было важным элементом не только для распространения христианства, но и для создания культурной и духовной основы Киевской Руси. Благодаря усилиям Ольги, русское православие получило своеобразный облик и заняло особое место в истории региона.
Правление
В момент, когда древляне убили мужа Ольги, Игоря, их сыну Святославу было всего три года. Женщина была вынуждена взять власть в свои руки, пока сын не вырастет. Первое, что сделала княгиня – отомстила древлянам.
Они сразу после убийства Игоря прислали к Ольге сватов, которые уговаривали ее выйти замуж за их князя – Мала. Так древляне хотели объединить земли и стать самым большим и могущественным государством того времени.
Первых сватов Ольга закопала живьем вместе с ладьей, убедившись, что они понимают, что их смерть страшнее смерти Игоря. Малу же княгиня отправила сообщение, что достойна лучших сватов из сильнейших мужей страны. Князь согласился, и этих сватов женщина закрыла в бане и сожгла живьем, пока они мылись для встречи с ней.
Позже княгиня приехала с малочисленной дружиной к древлянам, чтобы по традиции справить тризну на могиле супруга. Во время тризны Ольга опоила древлян и велела солдатам рубить их. В летописях указывается, что древляне тогда потеряли пять тысяч бойцов.
В 946 году княгиня Ольга пошла в открытый бой на землю древлян. Она захватила их столицу и после долгой осады, применив хитрость (с помощью птиц, к лапам которых были привязаны зажигательные смеси), сожгла весь город. Часть древлян погибла в сражении, остальные покорились и согласились платить дань Руси.
Так как выросший сын Ольги большинство времени проводил в военных походах, власть над страной была в руках княгини. Она провела много реформ, включая создание центров торговли и обмена, которые позволили проще собирать подать.
Благодаря княгине на Руси зародилось каменное строительство. Посмотрев на то, как легко горят деревянные крепости древлян, свои дома она решила построить из камня. Первыми каменными зданиями в стране стали городской дворец и загородный дом правительницы.
Ольга установила точный размер налогов с каждого княжества, дату их выплаты и периодичность. Назывались они тогда «полюдья». Все подвластные Киеву земли были обязаны его платить, и в каждой административной единице государства был назначен княжеский администратор — тиун.
В 955 году княгиня решила принять христианство и крестилась. Согласно одним источникам, она крестилась в Константинополе, где ее лично крестил император Константин VII. Во время крещения женщина приняла имя Елена, но в истории по-прежнему больше известна как княгиня Ольга.
Она вернулась в Киев с иконами и церковными книгами. Первым делом мать захотела крестить своего единственного сына Святослава, но тот лишь насмехался над теми, кто принимал христианство, но никому не запрещал.
За время правления Ольга построила десятки храмов, включая монастырь в родном Пскове. Княгиня лично отправилась на север страны, чтобы крестить всех желающих. Там она уничтожала все языческие символы и ставила христианские.
Дружинники с опаской и неприязнью отнеслись к новой религии. Они всячески подчеркивали свою языческую веру, старались убедить князя Святослава в том, что христианство ослабит государство и его необходимо запретить, но он не хотел перечить матери.
Ольга так и не смогла сделать христианство основной религией. Дружинники победили, и княгине пришлось прекратить свои походы, закрывшись в Киеве. Она воспитывала сыновей Святослава в христианской вере, но не решилась крестить, опасаясь гнева сына и возможного убийства внуков. Она тайно держала при себе священника, чтобы не давать повода для новых гонений людей христианской веры.
В истории нет точной даты, когда княгиня передала бразды правления государством своему сыну Святославу. Он часто был в военных походах, поэтому, несмотря на официальный титул, страной правила Ольга. Позже княгиня отдала сыну власть на севере страны. А, предположительно, к 960 году он стал правящим князем всей Руси.
Влияние Ольги будет ощущаться во время правления ее внуков Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Они оба были воспитаны бабушкой, с младенчества привыкли к христианской вере и продолжили становление Руси на путь христианства.
Характеристика имени по буквам
О – активность, упрямство в достижении желаемого, стремление к чувственному познанию мира и себя, проницательность. Носитель имени с этой буквой умеет распоряжаться деньгами. Это жизнерадостный, добрый и отзывчивый человек. В любви способен на глубокие искренние чувства. Человек, имя которого начинается на букву «О», однолюб. Склонен придерживаться общепринятых правил и законов.
Л – эстетический взгляд на вещи, творческие способности. Такой человек интересен в общении, умеет располагать к себе, уступать и подстраиваться под других людей. Обожает сюрпризы и нестандартные ситуации. Умеет любить, хранит верность избраннику. Желает делиться знаниями, эмоциями и ощущениями со второй половинкой. Сильно привязан к родным людям.
Ь – умение вникнуть в суть происходящего и разобраться в деталях, которое может перерасти в педантичность и скрупулезность. Такой человек наделен неуверенностью в себе, уязвимостью. Имеет мягкий, отходчивый характер.
Г – стремление к новым знаниям и совершенству, внимание к деталям, добросовестность. Такой человек имеет дар ясновидения и телепатии
Склонен к риску и экстриму. Отличительная его черта – брезгливость. В любви непостоянен, часто меняет партнеров.
Война княгини Ольги с древлянами
Принимая послов, великая княгиня Ольга проявила хитрость. По ее приказу лодку, на которой приплыли послы, подняли на руки и понесли в город вдоль пропасти. В один момент лодку скинули в пропасть. Послы были погребены заживо. Дальше княжна отправила послание с согласием на брак. Князь Мал поверил в искренность сообщения, решив, что его послы достигли цели. Он собрал знатных купцов и новых послов в Киев. По древнему русскому обычаю гостям приготовили баню. Когда все послы оказались внутри бани, все выходы из нее были закрыты, а само здание сожжено. После этого было отправлено новое послание Малу, что «невеста» отправляется к нему. Древляне приготовили роскошный пир для княгини, который по ее требованию прошел невдалеке от могилы ее мужа, Игоря. Княжна потребовала, чтобы на пиру присутствовало как можно большее количество древлян. Князь древлян не возражал, полагая, что это только увеличивает престиж его соплеменников. Всех гостей напоили до отвала. После этого Ольга подала сигнал своим войнам и те умертвили всех, кто был там. Всего в тот день было убить порядка 5000 древлян.
война с древлянами, месть Ольги
В 946 году великая княгиня Ольга организует военный поход на древлян. Суть этого похода была демонстрация силы. Если ранее они были наказаны хитростью, то теперь врагу предстояло ощутить военную мощь Руси. В этот поход был взят и молодой князь Святослав. После первых боев древляне отступили в города, осада которых продолжалась практически все лето. К концу лета обороняющиеся получил от Ольги послание, что она насытилась местью и более ее не желает. Она попросила только три воробья, а также по одному голубю с каждого жителя города. Древляне согласились. Приняв дар дружина княжны привязала к лапам птиц уже зажженный серный трут. После этого всех птиц отпустили. Они вернулись в город, и город Искоростень погрузился в огромный пожар. Горожане были вынуждены спасаться бегством из города, и попали в руки дружинников Руси. Великая княгиня Ольга осудила старейшин на смерть, некоторых на рабство. В целом же убийцы Игоря были обложены еще более тяжкой данью.
Равноапостольная
Ольгу называют святой равноапостольной княгиней. Так же называют и царицу Елену, мать императора Константина, в честь которой Ольга была крещена. Что это за чин такой? Почему их так называли
В самом слове кроется ответ: равные апостолам. В чем была миссия учеников Христовых? – нести проповедь христианства в разные страны и народы, чтобы как можно большее число людей узнало о Христе. И те, кто принимал в этом участие, как святая княгиня Ольга, называются равноапостольными. Она способствовала тому, чтобы вера Христова пришла на Русь, чтобы в храмах, которые создавались, звучала проповедь Евангелия, и все люди могли, придя в храм, услышать эту проповедь и принять крещение. Благодаря ей христианская вера на Руси перестала быть экзотикой.
При жизни Ольги христианство в Киеве давало первые росточки. По свидетельству современников, Крещение радикальным образом изменило княгиню. Это не значит, что она, будучи до Крещения женщиной, мудрой и волевой, после принятия Христа стала мягкой и слабой. Ольга осталась такой же, но теперь все силы души она направила на служение другим идеалам.
Княгиня скончалась в 969 и была похоронена году по христианскому обряду. В 1007 году, после постройки легендарной Десятинной Церкви в Киеве, тело княгини было перенесено в этот храм. По легенде, в каменном склепе было проделано окошечко, и было видно, что останки этой великой женщины нетленны. Ее святость никогда не ставилась под сомнение. С XIII века имя Ольги стало крестильным, ее признали святой не только на Руси, но и в Чехии, и на Балканах. А в 1547 году Ольга была причислена к лику равноапостольных – то есть тех, чьи труды в деле миссионерства сравнимы с трудами апостолов. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, мученицы Фекла и Апфия, римская императрица Елена и просветительница Грузии Нина).
По материалам журнала «Фома»
История Русской Церкви. Княгиня Ольга
Факты о характере княгини
Веяния, культура и традиции того времени не позволяли правителям быть бескостными и мягкотелыми. Суровые языческие правила и образ жизни рождали стойких и жестоких людей, не считающихся с жизнью и интересами своих противников. Но княгиня априори не была слабовольной и беспомощной, ведь жизнь закалила и многому научила её ещё до наделения браздами правления государством.
Опасаясь за жизнь своего ребёнка, которого могли убить либо претенденты на трон, либо древляне, желавшие обезглавить своего закоренелого и более сильного врага — Киевскую Русь, княгиня действовала быстро и хладнокровно, проявив всю твёрдость своего характера, а порой даже жестокость. Но кровожадностью в те времена никого нельзя было удивить. Руководствуясь правом кровной мести, которая поддерживалась традициями этой эпохи, Ольга привела в исполнение свой хитроумный план.
Древляне, воспользовавшись смертью князя Игоря, послали к Ольге гонцов с предложением свадьбы. Это должно было прекратить извечную вражду между двумя землями, однако новая правительница и убитая горем вдова задумала отомстить за своего мужа. Она с почестями приняла сватов у себя, не дав им ничего заподозрить. Усыпив бдительность гостей, она приказала схватить и заживо закопать их вместе с ладьёй, на которой прибыли. Княгиня хотела показать древлянам, что месть за убитого мужа будет намного страшнее и мучительнее.
Но это была лишь малая часть задуманного. Расправившись с первыми посланниками, Ольга отправила гонца в стан врага с требованием прислать ей подобающих сватов. В ответ древляне снарядили в столицу Руси своих лучших мужей, дабы выразить этим признание царице. Гостей приняли в городе с почестями. Прибывших отправили в баню перед приёмом у княгини, где те были заперты и сожжены заживо. Так новоиспечённая правительница лишила своего врага лучших его представителей и сильнейших воинов.
Предпосылки крещения Руси
Княжна Ольга, будучи мудрой правительницей, понимала, что ее забот о жизни государства недостаточно для того, чтобы окончательно объединить страну. Она все еще состояла из разрозненных частей как территориально, так и духовно — народ поклонялся разнообразным языческим богам.
В второй половине 10-го века Русь оставалась государством, где княжеская власть не была прочной, она удерживалась только с использованием военной силы. Чтобы ее укрепить, было необходимо создавать централизованное государство. Пестрота верований, в числе других причин, мешала этому процессу. Нужна была общегосударственная идеология.
Говоря об Ольге и крещении Руси, нельзя забывать, что многие из соседей, окружавших Древнюю Русь, уже определились с общей религией. Чтобы выделиться среди прочих «варварских» народов, нужно было повышать авторитет Киевского государства. А также следовало налаживать более прочные связи с христианским миром. Ольга понимала это и так же, как и позднее ее внук Владимир Святославович, присматривалась к различным религиям. Она стала подумывать о византийской вере. С чем это было связано? Выбор этот нельзя назвать случайным.
Ольга Киевская: Невеста Руси
Существует мало сведений об Ольге до ее замужества с Игорем Киевским. Но считается, что она родилась около 900 г. н.э. в городе Пскове. Записи указывают, что Ольга Киевская, вероятно, была из варягов. Племена, которые произошли от викингов и скандинавов.
В 903 году Ольга вышла замуж за Игоря Киевского, вождя Киевской Руси. Ко времени женитьбы Игоря и Ольги Киевская Русь усилиями отца Игоря, Рюрика превратилась из группы враждующих племен в небольшое, но грозное княжество.
Рюрик, а позже его сын Игорь, расширили территорию и политический авторитет Киевской Руси. За счет покорения соседних племен и сбора с них дани. В результате русы за короткий промежуток времени набрали значительное количество богатств и власти.
Записи этого периода мало упоминают об Ольге Киевской, за исключением рождения ее сына в 942 г. н.э., которого назвали Святославом. В 912 г. н.э., когда Игорь вел кампанию по расширению своей территории. Многие племена, традиционно платившие дань Киевской Руси, прекратили присылать платежи. После того, как Игорь вернулся из своих многочисленных походов в 945 г. н.э., он решил восстановить налоговую систему и потребовать дань со всех племен, которые перестали платить.
Одним из племен, с которыми столкнулся Игорь, была группа, известная как древляне. Древляне были восточнославянским племенем, которое первоначально сопротивлялось Киевской Руси. Но решило вступить в союз с Русью во время их похода против Византийской империи.
Однако, как и многие другие племена, древляне перестали платить дань, пока Игорь был в отъезде. Потребовав восстановить плату, Игорю сначала удалось получить желаемое. Однако по непонятным причинам его не удовлетворило то, что дали древляне, и он вернулся, чтобы потребовать дополнительную дань. В ответ на требования Игоря древляне устроили засаду и убили вождя.
Поскольку Киевская Русь была патриархальным обществом, корона Игоря, после его смерти, перешла к его сыну Святославу. Однако, поскольку мальчику тогда было всего три года, его мать стала регентом и лидером Киевской Руси.
Княгиня Ольга и Владимир – креститель Руси
Поделиться
Равноапостольная княгиня Ольга. Художник Юлия Горяная.
Бабушка. Когда мы произносим это слово и закрываем глаза, то видим добрую улыбчивую старушку, которая печёт пирожки и возится на природе со своими внуками, пока их родители работают. И всё же угощение сладостями и маленькие послабления в дисциплине, пока мама с папой не видят, не могут восприниматься как главная роль бабушек
Самое важное, чего мы от них ждём, – это помощь в воспитании наших детей. Бабушки и дедушки вместе с матерью неотступно находятся рядом с ребёнком в первые годы его жизни. И в немалой степени именно от них человеку передаются первые представления о мире, о добре и зле
И в немалой степени именно от них человеку передаются первые представления о мире, о добре и зле.
Княгиня Ольга вряд ли была доброй бабушкой, которая прощала внукам все шалости. После трагической гибели мужа, князя Игоря, от руки древлян, она не только отомстила убийцам, но одна, крепкой рукой управляла большой страной, дожидаясь, пока вырастет её младенец-сын Святослав. Однако и когда он стал мужчиной, забот у Ольги не убавилось. Святослав почти всё время проводил в военных походах, оставив правление Русью на мать.
Она была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря её решениям. Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на её несправедливость, жестокость или неразумность.
Такими же Ольга хотела видеть наследников, среди которых был и Владимир, будущий креститель Руси. Пока отец Владимира, князь Святослав, завоевывал новые земли, Ольга воспитывала в своих внуках уверенность, твёрдую волю и, главное, прививала представления о справедливости и честности. Больше всего она хотела, чтобы её дети и внуки придерживались христианской веры. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством.
Владимир почти всё детство провёл в Киеве, рядом с бабушкой. В Ольге он, несомненно, видел не только заботливую и добрую старушку, но уверенную и мудрую правительницу. Он наблюдал за последствиями решений, которые принимала княгиня, и за радостью её подчинённых. Посещал маленький Владимир и храмы, возведённые греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал всё, что рассказывала внукам бабушка.
Равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Художник Юлия Горяная.
Воспитание Ольги действительно не прошло даром для Владимира. Правда, сначала он не был идеальным правителем. Воцарившись в Киеве, он возгордился и пошёл по стопам отца и стал приносить жертвы Перуну. Однако князь быстро понял, что это гибельный путь и что Ольга не зря отринула ложную языческую веру. Только спустя годы Владимир смог по достоинству оценить проницательность своей бабушки. И когда он выбирал, в какую веру креститься самому и крестить свой народ, её пример сыграл не последнюю роль.
По легенде, Владимир выслушал послов разных вероисповеданий – иудеев, мусульман, католиков… Больше всего ему приглянулись православные греки. Однако князь спросил совета у бояр, кто им по душе. «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», — сказали бояре. Тогда у Владимира не осталось сомнений.
Все слышали истории о Крещении Руси в 988 году и Владимире Красно Солнышко. Но мало кто задумывается о том, какую роль в этом сыграла его бабушка – княгиня Ольга. Сегодня и внук князь Владимир и бабушка княгиня Ольга почитаются Православной церковью как святые. А ведь у каждого из нас есть бабушки и дедушки, и они занимают не последнее место в нашей жизни. Они нянчатся с нами, наставляют и внушают доброе отношение к жизни – совсем как когда-то княгиня Ольга своему внуку Владимиру. И в каждом великом человеке — в каждом из нас — обязательно есть частичка того, что с любовью заложили бабушки и дедушки.
Долгое регентство
Ольга была правительницей де-факто, но не де-юре. После смерти в 945 году мужа Игоря она стала всего лишь регентшей при малолетнем сыне Святославе
Некоторые источники утверждают, что тому было 3 года, но это сомнительно; важно одно: он был неспособен к самостоятельному правлению. А последний документированный факт участия Ольги в государственных делах датирован 968 годом. Святослав в это время уже не только взрослый, но и бывалый вояка, а мать руководит обороной Киева от печенегов, пока ее сынок грабит болгар
Святослав в это время уже не только взрослый, но и бывалый вояка, а мать руководит обороной Киева от печенегов, пока ее сынок грабит болгар.
Следовательно, Ольга фактически была не только регентшей, но и соправительницей Святослава. Этот князь совершенно не интересовался внутренним устройством государства и охотно спихивал такие дела на мать.