Иосифляне и нестяжатели: о чем они спорили

Отношение иосифлян и нестяжателей к еретикам. религиозно-философская полемика между нестяжателями и иосифлянами

Завершение борьбы

Во время проведения борьбы иосифлян и нестяжателей, основатель первых на то время был близок к властям государства. Его считали настоящим авторитетом среди церковных представителей. Он предлагал властям создать тесный союз с церковью. При этом старался оказывать максимальную поддержку князей Московских в проведении их политики.

Именно благодаря своей тактике и основательной политике поддержке государственной власти Иосифу удалось заручится колоссальной поддержкой князей. Во время церковного Собора, который был собран по вопросу решения спора, князь Московский поддержал иосифлян. Таким образом спор был разрешен и они вышли победителями в спорах со старцами.

Для государства решение спора обернулось укреплением веры и свободы православия в те времена. Нужно также отметить, что основатель нестяжателей Сорский был одним из самых посвященных святых Руси того времени. Его направление считало что лучше помочь бедным и нуждающимся, чем тратить деньги на богатство и излишества.

Кто был прав, а кто нет в этом споре наверняка точного ответа нет. Несмотря на то, что спор госуарства и церкви иосифлян и нестяжателей был решен в конце 16 столетия, в нашем времени он снова возродился. Только сейчас он имеет более глубокие и серьезные идеологии, которые к сожалению, с помощью государственных властей решить вряд ли получиться.

Пусть хранит Вас Господь!

Интересное в православии

интересное

В чем причина полемики нестяжателей и иосифлян

Начало борьбы иосифлян и нестяжателей было в конце 16 века.  Он стал настоящим апогеем того церковного периода. Конкретно спорт между иосифлянами и нестяжателями (заволожские старцы) произошел на почве разного понимания и отношения к миру. Сам спор был основан на принципах и возник на основании следующих вопросах:

  • имущество церквей и храмов (а точнее их судьба);
  • методы борьбы с ересью, которая появилась на то время в Новгороде.

Различные взгляды на эти вопросы были связанны с тем, что то время было расцветом на православной веры и церквей. Именно тогда святыни стали обладателями земель и другого богатства, что в свою очередь становилось большим соблазном для верян и многие люди хотели идти и жить в монастырь ради таких мирских благ.

Большой проблемой того времени стало не то, что люди потянулись к церкви, а то что начало расцветать тунеядство:

  • население не хотело работать;
  • все хотели просто жить безбедно и для этого не хотело прилагать никаких усилий.

Иное же течение не понимало такого хода событий и считало, что каждый человек должен духовно идти к Богу и возносить молитвы, а если хочет жить при монастыре, то обязательно должен работать и только после приложенных усилий пожинать свои плоды.

Иосифляни считали же возникшее богатств как укрепление власти в церкви. Но для того, чтобы бороться с падением нравом они предлагали не за счет уничтожения имущества церкви и ее земель, а за счет строгой дисциплины.

Митрополит Даниил

Митрополит (1522-1539) Даниил (вторая половина XV века — 1547) был ревностным идеологом иосифлян. Он был прямым, хотя и не очень близким (и не самым популярным) учеником Иосифа, и в его произведениях можно найти прямые черты подражания сочинениям Волоколамского игумена.

Митрополит Даниил известен как автор многочисленных слов и поучений. Согласно традиционному начертанию произведений ораторской прозы, каждое из этих слов состоит из трех частей, но эти части весьма необычны. Первая часть содержит объяснение основного содержания, во второй — для иллюстрации и поддержки мыслей автора приводятся цитаты из Писания и священных произведений, третья часть — «наказание» — состоит из нравственных императивов, вытекающих из основных положений слова. А.А. Зимин отметил, что каждое из слов митрополита Даниила — это скорее научный трактат, чем назидание.

А.А. Зимин считал, что адресатами проповедей Даниила были в основном молодые иосифлянские проповедники. Даниил считал, что люди должны внимательно слушать наставления проповедников и не мудрствовать сами. Он активно боролся с распространением еретического вольнодумства и пытался дать богословское обоснование ряду догматов православной церкви. Так, два слова митрополита посвящены вопросу о Воплощении Христа и искуплении человека от первородного греха. Одиннадцатое слово Даниила посвящено осуждению астрологов: Даниил отстаивает идею всемогущества Божьего провидения и невозможности для грешного и несовершенного человека познать божественные постановления; в этой ситуации никакие звезды не могут предсказать судьбу человека.

Даниил не обошел стороной популярную и актуальную в XVI веке тему взаимоотношений человека и власти. В Слове 8 он говорит о необходимости повиноваться «властям». Исследователи отмечают, что недаром здесь не уточняется, о какой власти, духовной или светской, идет речь: Даниил говорит о повиновении власти в целом и запрещает сопротивление любой власти

Вслед за Иосифом Волоцким Даниил истолковал царя как слугу Божьего, но предпочел умолчать о «царе пыток», лишь обратив внимание на то, что «достойно и справедливо воздавать честь царям». Более того, в одном из своих писем, адресованных человеку, попавшему в немилость, Даниил призывает адресата покориться царю и уповать на Бога

Даниил осуждал различные пороки людей. Он резко осудил пристрастие к скоморошьим играм, после моды. В одном из своих высказываний он ярко описывает образ царя моды, который бреет волосы и носит «сапоги, полные чертей и маленькие по размеру». Митрополит не одобряет соколиную охоту. В 15-м слове он с горечью восклицает: «Все, что есть плотской любви, все, что греховно и беззаконно, радостно, все на земле хочет жить».

И обличительная манера Даниила, и его особый «грубианский» стиль — обилие уничижительных эпитетов и сравнений — восходят к Иосифу. Но цели его обличений были разными: Иосиф в первый период своей деятельности иногда осмеливался обличать даже очень влиятельных противников, митрополитов и даже самого великого князя; но обличения Даниила всегда были направлены сверху вниз, против того или иного члена его паствы. В связи с этой особенностью обличений Даниила, в них гораздо сильнее затронуты темы повседневной жизни. В трудах Даниила преобладают не столько полемические, сколько назидательные и выразительные моменты, с помощью которых он пытается убедить своих слушателей. Проповеднические слова Даниила отличаются свободой и смелостью в использовании языка, широким использованием просторечий и деталей повседневной жизни. Когда он обличает пороки, он фокусируется не на психологии их носителей, а на изображении их поведения.

Суть взглядов

Нестяжанием называли один из монашеских обетов, он был связан с бедностью. Одним из лидеров движения нестяжателей во второй половине XV века стал Нил Сорский. Он совершил паломничества в Палестину, в Константинополь и на гору Афон, познакомился с монашеским бытом и, вернувшись в русские земли, основал скит под Вологдой, который в последствии превратился в Нило-Сорскую пустынь.

Рис. 1. Нил Сорский.

Он написал несколько литературных произведений, в том числе “Устав о скитской жизни” и на рубеже XV-XVI веков выступил против землевладельческих прав церкви. Его последователи стали выступать против:

  • Пышности церкви.
  • Казней еретиков.
  • Вмешательства церкви в дела государства и наоборот.

Противником нестяжателей стали иосифляне, их название связано с деятельностью Иосифа Волоцкого. Он в 1479 году основал около Волоколамска Иосифо-Волоцкий монастырь, написал книгу “Просветитель” и несколько посланий и обличений в адрес еретиков – жидовствующих. В них он дискутировал с Нилом Сорским, отстаивал противоположные позиции:

  • Законность монастырского землевладения.
  • Строительство пышных храмов с богатыми иконостасами.
  • Требование казней еретиков.

Суть спора двух направлений в рамках православия конца XV века свелась к дискуссии о бедности и богатстве церкви. Нестяжатели своими взглядами напоминали появившихся в Европе в XVI веке протестантов, которые также выступали против богатого убранства соборов и монастырского землевладения.

Рис. 2. Иосиф Волоцкий.

Нил Сорский

Нил Сорский в своём монастыре на реке Соре

Нил Сорский (1433—1508) — выходец из знатного боярского рода Майковых, игумен монастыря в Белозерском крае, на реке Соре, по имени которой он и получил прозвание. Монастырь (первоначально деревянный скит) включал крохотную церковь и ряд келий вокруг, где в конце XV века поселился Нил и несколько его единомышленников, названных заволжскими старцами. Здесь отец Нил писал сочинения, в которых проповедовал жизненный аскетизм, необходимость нравственного совершенствования и удаление от суетных мирских дел.

В «Предании ученикам» Нил Сорский требует, чтобы монахи жили исключительно собственным трудом. «Святыми отцами, — пишет он, — нам особенно строго заповедано, чтобы мы приобретали себе пищу и все нужное от праведных трудов своего рукоделия и другой работой». В подтверждение данного требования отец Нил приводит изречение апостола Павла: «Если не работаешь, то и не ешь!» Он также ратует за отказ от монастырских богатств и собственности: «Собирание же имений по насилию и от чужих трудов совсем нам не на пользу». Отец Нил опровергал тех, кто говорил, что богатство необходимо церкви для благотворительности. Он считал, что иноки обязаны творить милостыню «душевную», а не «телесную», то есть помогать верующим людям словом, утешением, молитвой. А для этого никакого материального богатства не требуется. Столь же ложным, по его мнению, является довод о том, что богатство необходимо для возвеличивания церкви. Монастырское братство должно привлекать прихожан «святой жизнью», высокой нравственностью, верностью божьим заповедям. Поэтому «инокам не подобает сребра стяжания имети». Монастырь, по Нилу Сорскому, должен быть религиозно-нравственным центром, а не собирателем земель и богатств.

Слово у Нила Сорского не расходилось с делом. Правила жизни в монастыре на Соре предусматривали крайний ригоризм — как личный, так и общемонастырский. Не существовало общей трапезы. Каждый инок кормился в своём убогом хозяйстве собственной работой. Не подобало «украшати церкви», иметь в кельях ценные вещи. Допускалась «милостыня от христолюбцев», но только «нужная, а не излишняя».

Нило-Сорский монастырь в XIX веке

Ученик Нила Сорского Вассиан по прозвищу Косой, в миру Василий Иванович Патрикеев (около 1470 — после 1531), возглавил нестяжателей после смерти учителя. Он был выходцем из родовитой боярской семьи и даже родственником великого князя. Но в 1499 году из-за участия в дворцовой склоке Патрикеевы впали в немилость, и Василий был насильственно пострижен в монахи. Попав в скит к Нилу Сорскому, Вассиан воспринял учение нестяжателей. «Бог заповедал продать имения, а мы, даже вступая в монастырь, приобретаем себе села и имения, выпрашивая их у вельмож или покупая», — писал он.

Идеи нестяжательства развивал публицист, писатель и переводчик Максим Грек (1470—1556), в миру Михаил Триволис. Выходец из знатной греческой семьи, Максим учился в Италии. В греческом Афонском монастыре он принял монашество, а в 1518 году приехал в Москву по приглашению великого князя Василия Ивановича для перевода греческих книг. Последние годы жизни он провёл в Троице-Сергиевой лавре. Максим Грек писал о крестьянах, отягощённых «лихвами грабительскими», «богопротивным ростовщичеством» со стороны монастырей, о монастырских служителях, которые превращают крестьян сначала в вечных должников, а затем в рабов. Крестьяне пребывают «в скудости и нищете», а монастыри запасают большие объёмы хлеба, не выпуская их на рынок, чтобы побольше нажиться в голодные времена. Монахов он сравнивает с трутнями: они «пресладко» пьют и едят, одеты в роскошные соболя, насыщаются потом крестьян, а о бедных совсем забыли. Максим Грек так описывает проезд по городу церковного иерарха: многочисленные слуги мельтешат вокруг него, «скачут впереди с криками, бичами разгоняя встречающийся и толкающийся народ».

Историческая справка

Со времен Крещения на Руси не было серьезных религиозных конфликтов, и, тем более, репрессий на почве веры. Если на Западе свирепствовала инквизиция, Европу раздирали войны между католиками и протестантами, то Русь, Киевская, а после Московская, оставалась безраздельно преданной Православной Церкви.

И все-таки, хотя основные догматы православия остались незыблемыми, во второй половине XV века и в России наметился внутрицерковный раскол.

Возникновение движений

Спор двух течений русского православия, начавшийся в конце ХV столетия, происходил на фоне успехов страны и во внешней, и во внутренней политике.

В 1480 году великий князь Иван III добился юридической независимости от Золотой Орды, которая в то время распадалась на отдельные ханства.

Тогда же полным ходом шел процесс объединения земель Руси под рукой Москвы:

  • присоединились непокорная Тверь, свободолюбивый Новгород и другие княжества;
  • часть исконно русских земель, захваченных Литвой, перешла под юрисдикцию Москвы.
  • отринуть Флорентийскую унию с католиками;
  • низложить ее сторонника митрополита Исидора;
  • в 1448 году избрать на престол предстоятеля Церкви первого русского митрополита.

В этих условиях внутри самой Церкви появились предпосылки для возникновения дискуссии вокруг духовно-нравственных проблем, оформившейся в противостояние двух группировок. Их лидеры, преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский со своими приверженцами, никоим образом не боролись друг с другом, их споры не вели к схизме, а полемика носила конструктивный характер и касалась лишь поиска пути развития приоритетов применительно к новым политическим и духовным реалиям.

Развитие и распространение

Светские власти, конечно же, не устранились от дискуссии. Земли Руси в то время были не столь велики, обеспечить всех служилых людей достойными вотчинами не представлялось возможным, поэтому Иван III вначале принял позицию нестяжателей, согласных предоставить в распоряжение государства монастырские земли.

Это было поражением нестяжателей, призывавших действовать убеждением, а не огнем.

Инок Вассиан, в миру — князь Патрикеев, в то время виднейший представитель нестяжателей, открыто обвинил князя в отступлении от канонов христианства, запрещавших развод. Тогда Василий ІІІ не стал подвергать Вассиана опале. Но чаша терпения оказалась переполненной, когда монах публично предъявил ему обвинение в предательстве и клятвопреступлении против князей из рода Шемячичей, которых Василий вызвал из Чернигова в Москву, обещав полную безопасность, а потом заточил в темницу.

Терпеть подобные обличения Василий III не стал, и Вассиан под предлогом впадения в ересь был насильно отправлен в Иосифо-Волоколамский монастырь, где и скончался.

Причины конфликта

Причинами многолетнего конфликта между двумя течениями Русской Православной церкви были не просто разногласия между определенными группами священнослужителей, но и отношение к затронутым проблемам светских властей.

Спор между организациями

Нил Сорский, призвав Церковь отказаться от земли и крестьян, приводил в качестве аргумента заповедь бедности, обязательную для монашествующих, а также утверждал, что монахи, владея богатствами, впадают в грех алчности.

Иосиф Волоцкий, отвечая на это обвинение, утверждал, что богатства необходимы для:

  • украшения церквей;
  • содержания священников;
  • милостыни для нищих и убогих.

Но никак не для личного обогащения монахов, которые и в состоятельном монастыре соблюдают заповеди аскетизма.

Поскольку большинство на Соборе было за приверженцами Иосифа Волоцкого, Нил Сорский добиться принятия своих требований не смог, а великому князю, хотя и имевшему интерес в секуляризации церковных земель, пришлось покориться мнению большинства.

В 1504 году новый церковный Собор вызвал очередной конфликт иосифлянства и нестяжетельства и подтвердил поражение последнего, приняв решение о сожжении еретиков.

Но окончательную победу иосифляне одержали спустя полвека, когда в 1551 году на Стоглавом соборе было отвергнуто предложение священника Сильвестра об ограничении церковных земельных наделов.

Максим Грек

Наиболее ярким и показательным эпизодом в истории борьбы между иосифлянами и заволжанами стало дело Максима Грека (ок. 1470-1555/1556), светского Михаила Триволиса. Однако в действительности его суд и осуждение были продиктованы в основном чисто политическими мотивами — сам Максим в связи со своими мечтами ввязался (а может быть, получил прямое поручение) в прямые политические интриги, чтобы добиться помощи России против турок, в то время как Москва стремилась к вечному миру и союзу с турками. Более того, Максим слишком прямо и резко выступал против автокефалии Русской Церкви.

Очень интересна фотография Максима Грека. Он был не только афонским монахом, но и человеком с гуманитарным образованием. Он родился в греческом городе Арти и с самого рождения принадлежал к семье, весьма известной среди греческих и итальянских интеллектуалов второй половины пятнадцатого и шестнадцатого веков. Кин Триволисов был близок к последней правящей византийской династии Палеологов, один из предков Михаила-Максима был Константинопольским патриархом. Михаил учился в Италии, посетил Венецию, Падую, Флоренцию, Болонью, Феррару и Милан, «потому что в греческой стране я не нашел философского учения из-за большой скудости книг». Существуют предположения (разделяемые не всеми исследователями), что Михаил также был в Риме и посещал Германию. Это не был гуманист в западном понимании этого слова, но его можно назвать византийским гуманистом. В любом случае он был человеком настоящей словесной культуры.

В Италии Михаил Триволис сотрудничал с Дж.-Фр. Пико делла Мирандола, Иоанном Ласкарисом, Анджело Полициано — известными итальянскими и греческими гуманистами; участвовал в работе венецианского издателя Альда Мануция. Увлекшись проповедями Дж. Савонаролы, он провел несколько лет в доминиканском монастыре Святого Марка во Флоренции, настоятелем которого когда-то был Савонарола. В 1505 году он покинул это место и отправился на Афон, где стал монахом в Ватопедском монастыре. Мы мало знаем о более чем 10 годах (1505-1517) жизни Максима на Афоне. Мы можем только предполагать — учитывая скудные данные греческих источников, а также анализ его собственных работ, уже написанных в России, — что Максим стал серьезным ученым на горе Афон, знатоком Священного Писания и патристики, канонического права и истории, в ответ на просьбу великого князя Московского Василия III о переводчике книг, и поэтому он прибыл в Москву в 1518 году.

В судьбе Максима Грека есть характерное противоречие. Он был призван как эксперт по греческому языку для проверки и исправления переводов. Но в то же время, строго говоря, ему было трудно извлечь выгоду из своего опыта. Сам Максим для начала вообще не мог говорить по-русски, а в Москве не было людей, знающих греческий. Это кажется почти невероятным, но на самом деле Максим переводил с греческого на латынь, а с латыни переводчик переводил на русский. Даже А.И. Соболевский в свое время был в полном недоумении, как могло случиться, что игумен Ватопедского Афонского монастыря, отвечая на специально сформулированную просьбу великого князя Московского прислать способного старца для перевода книг с греческого на славянский язык, прислал в Россию человека, совершенно не знающего славянского языка. Как отмечают современные ученые, особого противоречия, скорее всего, не было. С точки зрения греков, славянский язык — это неупорядоченный язык, его законы (в отличие от законов греческого языка) не требуют специального изучения, а познаются простым эмпирическим путем.

Сторонники просвещения

Иосифляне в «Википедии» характеризуются не только как защитники монастырского землевладения, но и как сторонники активной просветительской и благотворительной деятельности монахов.

В своём сочинении «Просветитель» Иосиф Волоцкий утверждал, что храмы, украшенные красивыми росписями и иконостасами, приносят большую пользу в деле распространения церковного учения. Последователи Иосифа Волоцкого смогли переманить на свою сторону великого князя Ивана III на соборе 1503 года. Приверженцы учения отца Иосифа также сумели стать ведущими идеологами православной церкви и выдвинули доктрину о божественном происхождении власти царя.

Сторонники Иосифа Волоцкого последовательно требовали, чтобы Московская митрополия получила статус патриархии, что произошло через много десятилетий после завершения борьбы с нестяжателями в 1589 году. Впоследствии ученики Иосифа Волоцкого — Макарий и Сильвестр — инициировали созыв Стоглавого собора при Иване Грозном. Ряд историков считает, что деятельность данного движения помешала русским великим князьям провести планировавшуюся секуляризацию церковного имущества по примеру протестантских князей.

Таблица: сравнительная характеристика взглядов нестяжателей и иосифлян

Политические нужды

Одно время в наибольшей степени на Иосифа Волоцкого, лидера «иосифлян» (которых, кстати, так называть стали значительно позже), воспринимали как корыстного и властного церковного политика, тогда как Нил Сорский, лидер «нестяжателей», рисовался идеалистически. Церковь, в общем, практически разрешила этот спор, канонизировав обоих, но в этой религиозной полемике остается важный политический аспект, о котором и следует поговорить более подробно.

Начать здесь стоит с самой эпохи, поскольку и для Руси, и для Православной Церкви это были весьма непростые и крайне интересные времена. В 1480 году, во время правления Ивана III, окончательно стало понятно, что Русь освободилась от татаро-монгольского ига. А до этого, в 1453-м, окончательно пала Византийская империя, захваченная османами.

Эти два события повлияли на само мировоззрение церковной и светской аристократии на Руси. Теперь наша страна мыслилась, как некий «последний свободный оплот Православия» в мире, отсюда же возникает и концепция монаха Филофея «Москва – Третий Рим», и преемственность политической русской традиции от византийских императоров.

И раз возникает преемственность статуса, то возникает и преемственность многих традиций. К примеру, абсолютизм, а также особое положение православного государя по отношению к Церкви. Власть становится «Божьим даром», сопряженным как с ответственностью, так и с особыми правами. К примеру, на землю.

Карташов в «Истории Русской Церкви» приводит такое противоречие: с одной стороны, обширные земельные владения Церкви – это традиция, мотивированная чуть ли не «Константиновым даром» (подлинность которого оспаривается, но в то время сомнений не вызывала). С другой, если царь – помазанник Божий, то он может выступать и как распорядитель по вопросам церковного земельного имущества. А земля нужна была российским монархам для укрепления власти, для того, чтобы дарить её своей аристократии, укрепляя свой вес и авторитет.

Сравнение

Иосифляне являются последователями Русской православной церкви преподобного Иосифа Волоцкого. Именно он положил начало крайнему церковно-политическому течению, когда монастыри имели право на владение имуществом и землёй.

Нестяжатели, во главе с Нилом Сорским, выступали за то, чтобы монахи полностью отказались от всего имущества. Святой Нил считал, что монахи должны заниматься лишь молитвой, а также изучать Писание, кроме того, он считал, что каждый старец должен добывать себе пищу лишь своим трудом.

Мировоззрение Иосифа Волоцкого было совершенно противоположным, так как он считал, что вполне можно сочетать богатство монастыря вместе с нестяжанием монахов. Несмотря на то, что мнения Иосифа и Нила были совершенно разными по поводу того, богатой или бедной должна быть церковь, существовали и другие факторы вражды.

У них также были разные взгляды на то, какой должна быть православная вера, как должны взаимодействовать духовная и светская власть, какой должна быть царская власть. Так, в середине XV века в церкви образовалось два течения – иосифляне и нестяжатели.

Существует мнение, что серьезное влияние на мировоззрение Нила Сорского оказало православное учение – исихазм. Именно это оно основывалось на единении человека с Богом, возможностью самосовершенствования и созерцания Божественной сущности.

По мнению Нила, религия должна была быть личным выбором каждого человека. Нестяжатели считали, что главное в жизни – совершенствоваться в душе, а не по отношению к миру. Также нестяжатели выступали за то, чтобы церковь и государство не объединялись воедино. Их вполне устраивало разделение церковной и светской жизни, так как они считали, что религия должна быть свободной абсолютно от всего.

Монашеская роль должна сводиться лишь к тому, чтобы молится за себя и других, думая о спасении души, в свою очередь царь должен отвечать за земли. В случае, если царь пытается управлять землями вместе с церковью, тогда ему лучше вовсе лишиться власти.

4. Вассиан Патрикеев

Вассиан Патрикеев (косой, в миру — князь Василий Иванович Патрикеев, ок. 1470 — после 1531) происходил из княжеского рода, представители которого занимали высшие государственные должности при Василии II и Иване III. В 90-е годы XV века сам Василий Патрикеев начал вполне успешную карьеру при дворе: он принимал участие в войне с Литвой, во время русско-шведской войны 1495 — 1497 годов был уже воеводой, а также участвовал в работе высшего государственного суда и выполнял различные поручения Ивана III, боровшегося в эти годы с удельными князьями. Однако во время династического кризиса конца 90-х годов Патрикеевы выступили на стороне Дмитрия Внука, и это роковым образом сказалось на судьбе молодого царя. В 1499 году он был пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре, где и познакомился с Нилом Сорским. Несмотря на то что с этого времени Вассиан Патрикеев становится последовательным сторонником «нестяжателей», молодому и энергичному человеку, судя по всему, были далеки идеалы созерцательности его учителя. По крайней мере, в своих работах Вассиан проявляется как обладатель активной гражданской позиции и довольно-таки едкого стиля.

3 стр., 1091 слов

Роль правовой информации в жизни личности, общества, государства

… доступа; защита личной жизни, безопасности и надежности сетей; улучшенное управление спектром радиочастот; защита прав интеллектуальной собственности; координация государственных усилий; обеспечение доступа к государственной информации. В соответствии с этим …

Взгляды на церковное землевладение, исповедуемые в сочинениях «князя-инока», пользовались значительной популярностью в русском обществе первых десятилетий XVI века. Им симпатизировал великий князь, для которого владевшие землей монастыри были препятствием к дальнейшей централизации государства. Сочувствовало «нестяжателям» и дворянство, питавшее надежды на дальнейшее раздел монастырских вотчин. Около 1509 года Вассиан Патрикеевич был возвращен из ссылки: обосновавшись в Московском Симоновом монастыре, он ставится доверенным лицом Василия III. Однако уже в начале 1520-х годов московский правитель постепенно меняет свои взгляды и сближается с иосифлянами, развивавшими теорию о божественном происхождении царской власти. В 1531 году по настоянию митрополита Дании Вассина Патрикеева предают соборному суду и приговаривают к ссылке в Иосифо-Волоколамский монастырь, где он через некоторое время умер.

Перу Вассиана принадлежат четыре публицистических «слова», а так же «Прение с Иосифом Волоцким», в котором в форме предполагаемого диалога двух публицистов подводится итог их многолетней полемики. В 1510-1517 годах Вассиан Патрикеев работал также над собственным вариантом «Кормчей книги», в которую включил ряд собственных полемических сочинения. Придав им форму трактатов. Работа над второй редакцией «нестяжательской», «Кормчей» была завершена в 1522 году при участии Максима Грека.

иосифянин нестяжатель волоцкий корский

Нил Сорский

Противниками иосифлян в полемике конца пятнадцатого и начала шестнадцатого веков были «нестяжатели», которых также называли «заволжскими старцами». Идеологическим лидером нестяжателей был Нил Сорский (ок. 1433-1508), основатель скита на реке Соре в Белозерском крае.

Сохранившиеся сведения о ранней жизни Нила Сорского крайне скудны и отрывочны. Вероятно, он родился в Москве и в молодости был клерком или писарем. Семья Нила, вероятно, была связана с высшими слоями московской служилой знати; есть основания полагать, что Андрей Федорович Майко, известный писец Василия II и Ивана III, был братом будущего монастырского настоятеля.

В молодости Нил Сорский принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, где со временем приобрел авторитет и уважение: в 1489 году архиепископ Новгородский Геннадий даже пытался советоваться с ним по поводу распространяющейся ереси, а через год Нил Сорский присутствовал на церковном Соборе вместе с другими старцами.

Видимо, еще до начала 1490-х годов Кирилл совершил поездку на Балканы и провел некоторое время на горе Афон, где имел возможность ознакомиться с особенностями жизни в различных монастырях и богатыми афонскими библиотеками. Вернувшись из путешествия, старец покинул слишком многолюдный и суетливый Кирилло-Белозерский монастырь и поселился сначала в специальной келье неподалеку, но вскоре удалился на двадцать километров в лес, чтобы основать уединенный скит в Соре.

Отшельнический образ жизни был выбран Нилом вполне осознанно. Здесь монахи жили поодиночке в специальных кельях, настолько разбросанных по лесу, что обитатели могли лишь изредка видеть друг друга, но не могли слышать. Обычные церковные службы проводились только два раза в неделю, поэтому монахи проводили большую часть времени в своих кельях, молясь, читая книги или занимаясь случайными делами. В скит принимались только образованные люди, и разрешался только «ручной труд», который можно было выполнять в стенах кельи, но это был основной источник пропитания для монастыря. Основной идеей, которую Нил Сорский пытался воплотить в обустройстве своего скита, было стремление к «неблаженной монашеской жизни», поэтому монахам разрешалось иметь свою утварь, но только самую простую — иконы и книги; они не держали животных, получали милостыню только в крайних случаях. Конечно, такой образ жизни подразумевал не сплоченную монашескую общину, а отдельных созерцательных аскетов, отшельникам не нужно было обильно украшать свой храм, да и материальная благотворительность не была распространена в монастырях.

Несмотря на свое стремление дистанцироваться от всевозможных событий «внешней» жизни, Нилусу Сорскому всегда удавалось представлять свои взгляды на самом высоком уровне. Исследователи предполагают, что именно благодаря участию этого «старца Кирилла Сорского», всегда проявлявшего немалую терпимость ко всякого рода книжным начинаниям, Собор 1490 года принял крайне мягкое решение о дальнейшей судьбе новгородских еретиков: раскаявшихся бывших приверженцев ереси отправили обратно в Новгород к архиепископу Геннадию «на исправление». На церковном Соборе 1503 года Нил Сорский безуспешно пытался поднять вопрос о недопустимости монастырского землевладения, но он мало участвовал в письменной полемике своего времени. По его собственным словам, он оставил несколько произведений, среди которых главное место занимает так называемое «Предание» — особое наставление насельникам скита, в котором фактически изложены основные черты их устава, — а также знаменитый «Устав» Нила Сорского, который фактически является трактатом автора о внутренней стороне монашеской жизни .

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Свобода и ответственность личности
  2. Субстанциональный подход как философская методология структурного анализа общества
  3. Значение философии в жизни человека
  4. Философия Августина и смысл жизни человека
  5. Понятие, структура и особенности научного познания
  6. Уиллард Ван Орман Куайн, американский философ, математик
  7. Просветительская философия в Европе в XVIII веке
  8. Философия периода кризиса античного общества (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм)
  9. Владимир Сергеевич Соловьев, российский философ, поэт, публицист
  10. Будда (просветленный), основатель буддизма
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: