Марксистская теория происхождения государства: плюсы и минусы

Что нужно знать о теориях происхождения государств — основные сведения

Патриархальная теория

Патриархальная теория происхождения государства появилась в древнем Китае. А уже затем ее положения были развиты Древней Греции и Европе. Авторы: Конфуций (Кун-Цзы), Мэн-цзы. Ее название отражает ее суть: патриарх — отец. Теория гласит о том, что любое государство появляется когда семейные ценности, традиции распространяются на все общество. Государство будет стабильным только в том случае, государь правит народом и уважает его подобно тому, как отец уважает своих детей и руководит ими. 

Конфуций

В свою очередь народ должен  уважать государственную власть, как дети уважают своих родителей и подчиняются им. Кроме того, в таком государстве должны соблюдаться традиции, ритуалы, как это делается в каждой семье. Особенно, согласно Конфуцию, ритуалы, этику должны соблюдать чиновники. Каждые несколько лет надлежит проводить экзамены на занятие государственных должностей.

Вот было бы здорово, если бы у нас в государстве чиновники сдавали этику и музыку, авось хамства было бы меньше. Куда нам до китайцев

Классовая теория

Авторами классовой теории происхождения государства были Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Государство появляется тогда, когда возникают классы. Более подробно о том, что такое класс, смотрите в моем . Классы имеют противоречивые экономические и социальные интересы. Поэтому государство нужно для сглаживания этих противоречий. Например, правящий класс серьезно разбогател, а народ бедствует. Что делать?

Карл Маркс

Государство устраивает народные игрища, гуляния, дабы отвлечь народные массы от социально-экономических проблем. А думаете, почему постоянно на телевидении такая истерия по поводу этого непонятного Евровидения и С. Лазарева. Стране вообще никакой выгоды от этого нет. А истерия — потому что надо отвлечь народные массы от жесткого кризиса.

Понятно, что согласно Марксу все законы пишутся в интересах господствующего класса. Если правят олигархи и бизнесмены, то законы пишутся в их интересах, если — жулики и воры, то в их.

Поделиться в соц. сетях

Минусы марксистской теории происхождения государства

Отрицание роли идеологии

Одним из основных минусов марксистской теории происхождения государства является ее идеологический подход. Марксисты считают, что государство создано для того, чтобы обеспечить эксплуатацию рабочего класса, а не для того, чтобы поддерживать закон и порядок в обществе. Это отрицает роль идеологии в обществе и утверждает, что все происходит только на материальном уровне. Однако, этот подход не учитывает того, что идеология может играть ключевую роль в формировании государства и определять его основные принципы и цели.

Непоследовательность марксистской теории

Марксистская теория происхождения государства не всегда последовательна в своем подходе. Например, марксисты утверждают, что государство создается лишь для того, чтобы подчинить себе рабочий класс, однако они не всегда могут объяснить, каким образом это происходит. Кроме того, они не учитывают тот факт, что само государство может играть важную роль в борьбе против дискриминации и неравенства в обществе.

Возможность манипуляции со стороны власти

Еще одним минусом марксистской теории происхождения государства является ее непосредственная связь с политической властью. Это может привести к возможности манипуляции со стороны властей, которые используют государство для достижения своих целей. Кроме того, марксистская теория не учитывает того, что само государство может быть организовано таким образом, чтобы защищать интересы всех слоев общества, а не только тех, кто находится у власти.

Отсутствие учета культурных различий

Марксистская теория происхождения государства не учитывает культурные различия, которые могут играть важную роль в формировании политических структур. В разных обществах существуют разные ценности и убеждения, которые могут оказывать влияние на формирование государства и его политических институтов. В свою очередь, это может привести к необходимости адаптации марксистской теории к конкретным культурным контекстам, что еще однажды демонстрирует ее крайнюю сложность и неполноту.

Причины возникновения

При рассмотрении возникновения государства, как и в других случаях, марксизм исходит из двух позиций:

  1. Советская наука исследовала возникновение классов, развитие противостояния между ними, переходящего в классовую борьбу. Государство создается на основе этой непримиримости.
  2. Развитие экономики приводит к усложнению общества, его производственных и распределительных отраслей. Усовершенствование орудий труда и рост производительности привели к тому, что продукты стали дефицитом, а также породили имущественное неравенство и классы. Это привело к тому, что отдельные группы боролись между собой, и они привели к образованию государства, которое использовалось в качестве аппарата угнетения.

На основе экономического развития первобытных людей, а также их взаимодействия с другими племенами, складывается три крупных события в сфере социального разделения труда:

  • Изучение распределения пастушьих племен.
  • Отделение ремесла от земледелия.
  • Появление купеческих сословий.

Рисунок 1. Появление государства

Эти причины послужили основой для возникновения частной собственности. Однако в результате общество раскололось на антагонистические классы, враждующие друг с другом. Это создавало условия возникновения государства как инструмента, изобретённого классом собственников для подавления и эксплуатации остальных людей.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Классовая теория происхождения государства

Государство — это сложная социальная структура, которая играет важную роль в организации общества. Как возникает государство и каковы его основные принципы происхождения — вопросы, которые многие ученые и философы пытались разрешить на протяжении истории. Одной из теорий, объясняющих происхождение государства, является классовая теория.

Классовая теория происхождения государства основана на предположении, что государство возникает как результат борьбы и противостояния различных классов в обществе. По этой теории, существование государства необходимо для поддержания неравенства и контроля над средствами производства.

В классовой теории государство рассматривается как инструмент эксплуатации одного класса другим. Экономический базис общества определяет политическую суперструктуру — государство. То есть, экономические отношения и владение средствами производства формируют основу общества, а государство служит для соблюдения и защиты интересов господствующего класса.

В рамках классовой теории государство рассматривается как инструмент, при помощи которого высший класс оказывает контроль и влияние на низшие классы. Благодаря государству, высший класс может определять правила и нормы общественной жизни, защищать свои экономические интересы и поддерживать существующий порядок.

Примером классовой теории происхождения государства может послужить история феодализма. В средневековой Европе государство возникло в результате борьбы между феодалами и крестьянами. Феодалы, владеющие землей и средствами производства, создали феодальное государство для обеспечения своих интересов и контроля над крестьянской рабочей силой.

Классовая теория происхождения государства имеет свои недостатки и критикуется сторонниками других теорий. Тем не менее, она способствует осмыслению связи между экономическими отношениями и политической организацией общества.

Мифологические и религиозные концепции

Их общая сущность в том, что происхождение государства объясняется вмешательством высших сил, то есть, по мнению философов, которые создают эти концепции, государство ведет свое происхождение от Бога. К этим теориям относятся теории Платона, древнеиндийская, древнекитайская и некоторые другие. Например, теологическая теория, которая стала очень знаменита благодаря трудам Фомы Аквинского. Она гласит, что государство является проявлением и божественной, и человеческой воли; что касается власти, то она тоже может быть Божественной и богопротивной.

Таблица “Теории происхождения государства”

Теологическая Патриархальная Классовая Договорная Насилия Волюнтаристские
Государство от бога Выросло из семьи Результат классовой борьбы Следствие общественного договора Основано на подчинении разные

Актуальность классовой теории

Классовая теория происхождения государства является важным инструментом для анализа и понимания политических, экономических и социальных процессов, происходящих в обществе. В современном мире классовые противоречия и неравенство продолжают быть основными проблемами, которые влияют на формирование и функционирование государственных структур.

Классовая теория помогает выявить и объяснить причины социального неравенства и дисбаланса в обществе. Благодаря этой теории становится возможным понять, какие группы людей в обществе обладают экономической и социальной властью, и как они используют свое положение для достижения своих целей и защиты своих интересов.

Классовая теория также позволяет проанализировать взаимодействие между классами и роли, которые они играют в процессе формирования и функционирования государственных институтов. Она показывает, как классовые интересы определяют политические стратегии, экономическую политику и социальные нормы и ценности в обществе.

Классовая теория помогает также понять и предсказать динамику развития государства. Она выявляет те причины и факторы, которые могут привести к возникновению конфликтов, социальных движений и революций. Анализируя классовые противоречия в обществе, мы можем предсказать, какие изменения и реформы могут произойти в будущем, и как они отразятся на политическом и экономическом устройстве государства.

Таким образом, классовая теория и ее принципы имеют огромную актуальность в современном мире. Она позволяет глубоко анализировать социальные отношения и процессы, происходящие в обществе, и помогает нам лучше понять и предсказать изменения, которые могут произойти в будущем.

Волюнтаристские теории

Существует группа современных волюнтаристских теорий. Рассмотрим некоторые из них. Ирригационная теория связана с именем Карла Виттфогеля; это ученый-марксист, который объяснил возникновение государства тем, что возникла необходимость строительства ирригационных сооружений; такой вывод он сделал, рассматривая первые государства Месопотамии, Египта, Китая, где и в самом деле требовались ирригационные системы.

Расовая теория основана на том, что люди изначально делятся на две группы или расы: рабовладельцы и рабы; одни призваны владеть и управлять, другие – работать и подчиняться; арийцы являются высшей расой, евреи – низшей; эта теория получила распространение в нацистской Германии, Гитлер использовал ее для обоснования права на уничтожение низших народов.

От расовой надо отличать диффузионную теорию; она тоже утверждает передачу государства от одного народа к другому, но не декларирует принцип природного неравенства.

Еще одна теория – спортивная школа права; она связывает возникновение государства со спортом; физическое воспитание, по мысли исследователей, было подготовкой к военному делу и иерархии: победители в соревнованиях — это будущая родовая аристократия.

Теория завоевания

Автор этой концепции возникновения государства — австрийский ученый Людвиг фон Гумплович. Эта теория уже не исходит из веры, она сугубо рациональна. Один народ, наиболее дерзкий и брутальный, завоевывает другой народ, наименее дерзкий и брутальный. Завоеватели образуют правящий класс, завоеванный — класс управляемых.

В дальнейшем происходит смешение и народ-завоеватель «растворяется» в завоеванном народе. Теория завоевания справедлива больше для всемирной истории, чем для истории России. Ведь общеизвестно, что норманны не завоевывали древних славян, а просто возглавили русские земли, причем усвоили не только местную культуру, но и язык. Доказательством тому служит первый договор Олега с Византийцами. Его текст составлен на греческом и славянском языках, а не на норманнском.

А вот Англия, к примеру, образовалась путем завоевания. Более подробные видеоуроки и презентация по истории средневековых государств смотрите в VIP-комнате.

Основные принципы

  1. Исторический материализм

    Основным принципом классовой теории происхождения государства является исторический материализм. Этот принцип подразумевает, что история общества определяется предметно-экономическими отношениями, а именно битвой за средства производства и эксплуатацией одних социальных классов другими.

  2. Классовая борьба

    Вторым основным принципом классовой теории происхождения государства является классовая борьба. Классы в обществе стремятся защитить свои интересы и добиться господства над другими классами. Эта борьба приводит к возникновению государства, которое является инструментом насилия и поддержания власти класса, обладающего наибольшими экономическими ресурсами.

  3. Эксплуатация исторически сформировавшейся системой

    Третьим принципом классовой теории происхождения государства является эксплуатация. Данная теория предполагает, что государство выступает как инструмент эксплуатации одних слоев общества другими. Благодаря государству, владеющий класс может получать привилегии и неравные условия жизни, в то время как эксплуатированный класс остается за пределами этой системы.

  4. Классовая структура государства

    Четвертый принцип классовой теории происхождения государства – это классовая структура государства. Он утверждает, что государство служит интересам доминирующего класса и осуществляет контроль над экономикой и всеми сферами жизни общества. Государство вмешивается в экономику, регулирует социальные отношения и создает институты, обеспечивающие поддержку доминирующего класса.

  5. Насилие и репрессии

    Пятый принцип классовой теории происхождения государства связан с насилием и репрессиями. Государство использует насилие и силу для поддержания своей власти и контроля над обществом. Это может быть физическое насилие, политические репрессии и угнетение, а также идеологический контроль и манипуляции.

Теологическая теория происхождения государства

Теологическая (божественная) теория происхождения государства считается одной из первых, которая объясняла процесс происхождения государства, приписывая его Божественной воле.

Теологическая теория рассматривала царя (короля) как посланника Бога на земле. Царь получал свою власть от Бога, и за все свои действия он нес ответственность только перед ним. Царь (король) стоял выше закона, и ни один подданный не имел права ставить под сомнение его авторитет или его действия.

Следовательно, подданным нужно было быть послушным царю, иначе они совершат грех, поскольку будут виновными перед Богом.

Сторонники теократической теории находили ее подтверждение в религиозных писаниях. Так, в Новом завете Библии св. Павел говорит: «…существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение… Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым

Казалось бы, теократическая теория происхождения государства могла существовать только в эпоху Средневековья, когда для людей было свойственно иррациональное, необъективное мышление. Однако пример использования положений данной теории можно найти даже в XIX веке, когда короли Австрии, Пруссии и России создали Священный союз, считая, что они были назначены Богом править своими народами.

Так или иначе, многие европейские короли укрывались под теорией божественного происхождения, чтобы оправдать свою диктатуру.

Основные представители Божественной теории происхождения государства

Теологическая теория возникла еще в Древнем Египте и Вавилоне, однако, наибольшую известность получила, когда ее проповедниками стали Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Эти авторы полагали, что процесс создания государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Во Франции эту теорию развивал Буссе, поддерживая деспотизм Людовика XIV, который с гордостью заявлял: «Я-государство, обладающее полной властью, непосредственно данной Богом».

Критика Теологической теории происхождения государства

Божественная теория была актуальна до тех пор, пока религия считалась главной движущей силой всей человеческой деятельности. В дальнейшем, с ростом научного мировоззрения эта теория подверглась серьезной критике. В России среди ее явных противников были Н.М. Коркунов, Г.Д. Шершеневич.

Однако полностью опровергнуть для человеческого сознания эту теорию невозможно, поскольку все доказательство ее истинности поострено не на научных аргументах, а на вере в существовании Бога и Высшего разума.

Ценность Теологической теории происхождения государства

Хотя божественная теория с научной точки зрения считается утопией, однако, в ней есть несколько хороших моментов:

  • Во-первых, возникновение теологической теории произошло в средние века, именно тогда, когда было крайне необходимо объединить общество в тех анархических условиях, в которых оно находилось, стимулируя дисциплину и законопослушание среди подданных.
  • Во-вторых, теория также стимулировала моральную ответственность правителей, поскольку считалось, что они несут ответственность перед Богом, а плохое правление – это грех.

Материалистическая (классовая) теория происхождения государства

Материалистическая теория происхождения государства характеризуется двумя основными аспектами:

  1. господствующие классы выделяются в обществе результате экономического развития: у одних в руках средства производства (земля, природные ресурсы и т.д.), в результате чего они обогащаются и желая сохранить такое положение, подчиняют себе неимущие слои;
  2. государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов.

Таким образом, государство рассматривается как средство власти одних и угнетения других.

Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность возникновения государства. Право рассматривается как продукт классового общества, в котором находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

 Представители Классовой теории происхождения государства

Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это создатели классовой теории происхождения государства. Основные ее положения были изложены в работе Ф. Энгельса «О происхождении семьи, частной собственности и государства». Государство в ней рассматривается как необходимое условие для поддержания порядка, смягчения конфликта между антагонистическими классами. Государство возникает как необходимый посредник экономически доминирующего класса.

В.И. Ленин, основываясь на практике СССР, рассматривал коммунистическую партию в лице пролетариата как господствующий класс, который должен силой подавить буржуазию.

Антонио Грамши – итальянский марксист – несколько модернизировал марксистскую теорию, заявив, что государство – это порождение политической партии, находящейся у власти, которую он называл «современный принц» (созвучие с Государем Никколо Макиавелли). Но по мнению А. Грамши, партия как важнейший институт в аппарате гегемонии, должна выражать национальную народную коллективную волю и стремиться к реализации более высокой формы современной цивилизации.

Критика Классовой теории происхождения государства

  • хотя между классами могут быть противоположные интересы, однако, далеко не всегда они вооружены, чтобы начать силовой переворот. С другой стороны, есть примеры сотрудничества классов друг с другом, в результате чего был внесен вклад в комплексное развитие государства.
  • Ленин и Грамши, отождествляя государство с политической партией, ошибались. Коммунистическое государство в России и Китае могло возникнуть на основе коммунистической партии, однако, эти государства уже были на карте мира и они не были созданы коммунистической партией. В настоящее время коммунистическая партия утратила свою главенствующую роль в  России, но государственность от этого не утратилась;
  • марксистская теория о том, что государство является порождением класса и умрет вместе со смертью класса, является ложной и вводящей в заблуждение. Государства постоянны, и ни одно из них не исчезло из-за отсутствия класса, который бы его поддерживал;
  • марксизм, отождествляя государство с партией, поощряет тоталитаризм худшего типа, такой, как фашизм и нацизм. Поэтому данная теория часто считается опасной.

Ценность Классовой теории происхождения государства

раскрыто значение экономических факторов, влияющих на имущественное расслоение населения и образование классов.

Теологическая теория

Название этой теории происходит от двух греческих слов: «теос» — божество и «логос» — знание. Получается, это теория божественного происхождения государства. Авторы ее средневековые клирики — представители католического духовенства: Аврелий Августин, Фома Аквинский и пр.

Согласно этой концепции, все люди порочны, ибо в пороке рождены. Причем люди не могут свои пороки обуздать в силу своей греховной сущности. Поэтому только государство силой закона может обуздать греховную природу человека. При этом Аврелий Августин выступал за верховенство духовной власти, а Фома — обосновывал необходимость существования неравенства и сословной системы общества.

Фома Аквинский

Государство появилось по Божьей воле. Ведь Бог дал Моисею Закон, следовательно государство — божественный продукт. Если ты собрался идти против действующей государственной власти, стало быть ты идешь против Бога — а это самый страшный грех.Вот так в Средневековье религия ловила в логическую ловушку верующих поданных. 

Религиозные и мифологические концепции

Основа всех религиозных и мифологических теорий — это представления о божественном происхождении государства, системы власти, правил поведения. Первые теории появились при формировании первобытных общин. Существовали такие теории до средневекового периода. Общество и государство не разделялись.

Теория Платона

Согласно теории Платона государство появилось во времена Зевса и олимпийских богов, которые по жребию поделили все страны земли. Афина и Гефест основали демократическое государство на территории древних Афин (Аттика). Посейдон установил государство в форме наследственного царского правления на Атлантиде.

Основы государства были закреплены в законах. По теории Платона для организации верных форм земной жизни необходимо подражать мифическим первообразам: устройству Афин, где правят философы и устройству Атлантиды, где правят законы.

Древнеиндийская теория

Происхождение государства связывают с мифическими образами. Общекосмический и земной порядок, его законы, традиции и обычаи установили «Вседержители» Индра и Варуна. Индра был защитником государства от внешнего врага. Варуна представляет отношения между человеком и Богом.  Правовую сторону власти и союз между людьми позже представил Митра.

Древнекитайская теория

Порядок, организация власти, правила поведения появились в Древнем Китае благодаря божественному небу. Изначально термин поднебесная использовался для обозначения всего мира, позднее стал относиться только к территории, на которой правил император. Сам император считался сыном неба, которого назначили носителем власти.

Теологическая

Теологическую теорию иногда называют теократической.

Основателем теологической теории считают Фому Аквинского (средневековый монах). Он первым сформулировал идеи и концепции, характерные для общества того времени (12–13 век). Позднее эту теорию поддерживали Маритен и Мерсье (философы 19 века). Согласно его теории государственное образование является проявлением воли Бога. Государственная власть считается вечной и незыблемой, зависит от религиозных организаций и деятелей.

Люди не могут самостоятельно справиться со своими пороками. Государство и представители власти являются представителями и выразителями велений божьих. Все обязаны подчиняться главе государства. Неравенство среди граждан также объясняется волей божьей. Непослушание и нарушение правил рассматривается как неподчинение Богу.

Плюсы теологической теории состоят в том, что она способствует укреплению порядка, согласия, усилению духовности населения, препятствует переделу власти, насилию.

Основной недостаток теории в том, что ее нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Теологическая концепция не рассматривает социально-экономические и другие отношения, их влияние на государство. Придерживаясь этой теории, невозможно совершенствовать форму государства, улучшать его устройство.

В настоящее время эта теория поддерживается в Ватикане, Израиле и идеологами ислама, некоторыми восточными странами.

Примеры применения марксистской теории происхождения государства

Одним из наиболее очевидных примеров применения марксистской теории происхождения государства является анализ капиталистической экономики, в которой государство появляется как инструмент в руках буржуазии для управления рабочим классом и обеспечения поддержки капиталистических интересов. Таким образом, марксистская теория происхождения государства используется для объяснения того, почему государство служит интересам элиты, а не широких масс населения.

Еще одним примером применения марксистской теории происхождения государства является анализ империализма и колониализма. Согласно марксистской теории, государство является инструментом для защиты экономических интересов капиталистических стран и подавления иностранных экономических систем. Таким образом, марксистская теория происхождения государства применяется для объяснения экспансионистической политики капиталистических стран в 19-20 веках.

Третьим примером применения марксистской теории происхождения государства является анализ классовых противоречий в современных обществах. Согласно марксистской теории, государство является инструментом для поддержки актуальных элитных интересов, в том числе интересов крупного бизнеса и финансовых институтов. Таким образом, марксистская теория происхождения государства используется для объяснения того, почему государство укрепляет репрессивные механизмы и монополизирует политические и экономические процессы.

Рассмотрение основ теории К. Маркса

Карл Маркс был одним из первых теоретиков, который рассматривал происхождение государства как следствие экономических социальных процессов. Он утверждал, что государство является продуктом и инструментом экономической борьбы между различными классами общества. Главной целью государства является сохранение власти ruling class над working class.

Маркс считал, что развитие капитализма и индустриальная революция привели к тому, что производство стало основой всей экономической жизни. В результате этого капитализм породил раскол общества на два класса – ruling class и working class. Кроме того, Маркс утверждает, что экономические процессы всегда социально определены и происходят в рамках классовых отношений.

Согласно Марксу, государство выступает в роли учреждения, которое охраняет интересы ruling class и поддерживает экономическое рабство working class. Государство гарантирует сохранение экономических и социальных структур, которые обеспечивают доминирование ruling class в обществе. В своей теории Маркс критикует привилегии ruling class и яростно возражает против экономической несправедливости в обществе.

Таким образом, теория Маркса о происхождении государства помогает нам понять, почему государство нужно ruling class и на что оно направлено в обществе. Тем не менее, его теория не учитывает другие факторы, такие как культура, политика, история и религия, которые также играют важную роль в формировании государства, что можно считать минусом его теории.

Заключение

Марксистская теория государства возникла на широком фундаменте знаний, накопленных человечество за многие столетия. Она практически освоила передовые для своего времени политические и правовые взгляды не только историков, правоведов, философов, но и решила многие проблемы историко-правовой науки. Марксисткая политико-правовая теория развивалась в принципиальной борьбле с чуждыми ей представлениями о политики, политической и правовой жизни, политической и правовой системе классового общества вообще, а капиталистического общества в особенности.

Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных, связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена.

              Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.

              Однако из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации и развитие демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

              Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства – возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность появилась в полной мере во второй половине 20 в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования и др.

              В этой связи небесспорно мнение С. С. Алексеева о том, что в «развитие государства может быть отмечен и ряд других тенденций: «уход» государства от экономически, все большее его отдаление от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника». Практика показала , что именно сегодня в силу многих причин государство «пришло» в экономику и тем самым стабилизировало экономическую жизнь, оградило ее от экономических потрясений во многих странах мира. Поэтому высказывание С. С. Алексеева может быть применимо только в нашей стране, где разгосударствление общества, его экономики привело, к сожалению, к умалению, минимизации роли государства во всех сферах жизни, в том числе экономической. Вследствие этого наше общество оказалось отброшенным на несколько десятилетий назад.

              Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитие государства появилось новая закономерность -–сближение различных государств, их взаимообогащение  в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность.             

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: