Контрреформы александра 3: причины, характеристика, последствия

Временнообязанные крестьяне – кто такие? положение и состояние кратко.

Решение о переводе крестьянства на выкуп

Александр II, приняв решение об освобождении крестьян от крепостничества и установлении переходные обязательные поземельные отношения, планировал последующее осуществление выкупа крестьянским населением своих наделов. При этом выкуп мог производиться как с помощью государства, так и без него. За прошедшее время после принятия Положения от 19.02.11861 г. большинство крестьян стали собственниками и лишь немногие числились в статусе временнообязанных. Поэтому целесообразно было последних перевести на выкуп. В связи с этим Александр III велел:

  • крестьян, которые все еще находились в отношениях обязательного типа с помещиками, определить к выкупу, переведя их с 01.01.1883 г. в разряд крестьян-собственников;
  • крестьянское население, которое будет причисляться к выкупу, до указанной даты обязано находиться с их владельцами в ранее сформировавшихся отношениях;
  • выкуп земельных участков до 01.01.1883 г. производить на уже утвержденных основаниях.

Данные нормы были прописаны в Указе от 28.12.1881 г. В нем и рассматривались вопросы выкупа земельных участков крестьянским населением на территории губерний, состоящих на Великороссийском и на Малороссийском местных положениях 19.02.1861 г.

Предпосылки и идеология правления

В 1881 году был убит отец Александра 3, император-реформатор Александр 2. Главной виной часть императорского окружения считало именно проведение либеральных реформ, которые распространили среди радикально настроенных кругов чувство вседозволенности. Именно поэтому Александр 3 начал свое правление с устранения от участия в управлении страной таких либералов как М.Лорис-Меликов и Д.Милютин. Главным советником Александра 3 стал известный консерватор К.Победоносцев. Именно его советы и наставления окончательно сформировали идейный фундамент взглядов нового императора на государственное правление. Можно выделяют следующие ключевые моменты, в которых видна вся внутренняя политика Александра 3:

  1. Укрепление самодержававия.Основа стабильности любого государства – это сильная и надежная власть, которая может гарантировать порядок;
  2. Пересмотр либеральных реформ. Свобода должна быть контролируемой, иначе оппозиционно настроенные круги могут начать насилие. Фактически часть свободы общества ограничивается для его же безопасности.
  3. Решение ключевых проблем аграриев и рабочих.Общество – это одна большая семья, которой нужен отец. Власть отца в стране представляет император, его мнение неоспоримо.
  4. Поддержка дворянства. Власть должна опираться на кого-то, кто эту васть будет защищать. Александр 3 сделал ставку на дворянство, которое вновь начало получать существенные привеллегии.

Основные принципы правления были сформулированы в Манифесте о незыблемости самодержавия, принятом 11 мая 1881 года. Таким образом, главной идей внутренней политики Александра 3 стала вера в то, что самодержавная власть может помочь нестабильному обществу обрести уверенность и почувствовать себя в безопасности.

Контрреформы

Часть внутренних преобразований в годы Александра 3 вошли в историю как Контрреформы. Они были направлены на преодоление негативных последствий либеральных реформ Александра 2. Большая часть контрреформ проходила в период с 1889 по 1892. Более подробно об этих преобразованиях Александра 3 читайте здесь.

Политика по отношению к крестьянству и рабочим

В отношении крестьянства Александр 3 предпринял ряд нововведений, которые являлись либо дополнением к крестьянской реформе 1861 года, либо исправлением ее основных недостатков. Можно выделить такие основные мероприятия:

  • С 1883 по 1886 годы была ликвидирована подушная подать. Этот вид налогов был введен еще при Петре и являлся частью утверждения крепостнической системы.
  • В 1881 году обязал крестьян выкупить свои наделы. Фактически это было ликвидацией статуса временно обязанных, когда фактически свободные крестьяне продолжали отрабатывать панщину. На деле это нововведение так и не было реализовано до падения монархии в 1917 году.
  • В 1889 году Крестьянский земельный банк разрешал крестьянам брать земли в аренду.

Главным событием для крестьянства был указ 1893 года, который окончательно закрепил общину как основной экономический и социальный элемент села. По этому закону было запрещено продавать или сдавать в залог надел земли. С помощью этого император пытался обезопасить крестьянство от разорения и превращения в нищий пролетариат. Кроме того, передел общинной земли можно было проводить не чаще, чем раз в 12 лет. Именно в крестьянской общине император видел основу стабильности и порядка в селе. Таким образом, политика Александра 3 по отношению к крестьянству характеризуется с одной стороны защитой и опекой от новых экономических вызовов (например, рынок, конкуренция), но с другой стороны, эти законы поощряли пассивность крестьянства, не стимулировали инициативу в селе.

Политика власти в 1880-е

Правительство Александра III было заинтересовано в поддержке дворянства, поэтому для субсидирования хозяйств помещиков в 1885 году был открыт Дворянский банк. Для крестьян из-за сложности земельных переделов оказался блокирован выход из общины.

Власти пересмотрели судебную реформу Александра II. В частности к 1889 году был упразднен институт мировых судей на уездном уровне. Вместо мирового суда в деревне вводилась с 1889 года должность земских участковых начальников.

В ходе земской контрреформы 1890 года власти добились усиления контроля над земствами путем понижения имущественного ценза для помещиков и повышения его для горожан из числа мелких торговцев и ремесленников.

Пересмотр реформы образования выражался в следующих действиях:

  • Издание Общего устава университетов 1884 года. Он положил конец университетской автономии.
  • Циркуляр о «кухаркиных детях» 1887 года. Он усложнил доступ в гимназии детям из низших слоев общества.
  • Передача начальных школ в ведомство Святейшего Синода.

Кратко основные контрреформы Александра 3 можно представить в таблице:

Дата

Событие

1881 год

Манифест «О незыблемости самодержавия»

1882 год

Усиление цензуры и введение новых ограничений для евреев

1884 год

Университетский устав

1887 год

Циркуляр о «кухаркиных детях»

1889 год

Появление должности земских участковых начальников

1890 год

Земская контрреформа

Значение контрреформ Александра III в том, что они снизили уровень протестных настроений в обществе и заморозили ряд накопившихся противоречий. Террористическая активность тоже пошла на спад. В 1887 году было одно покушение на императорскую семью, но после него актов терроризма не было до начала XX века.

Рис. 3. Император Александр III.

Направление контрреформ и их суть

Контрреформы коснулись следующих сфер и сословий русского общества:

  1. Крестьяне. После реформы 1861 г., отменившей крепостное право, многие крестьяне покинули помещичьи владения, что уменьшило доходы дворян. Желая укрепить патриархальный строй на селе, императорская власть всячески препятствовала освобождению крепостных. В правление Александра III крестьянин не мог уйти от помещика, не выкупив землю. Если у крестьянина денег не было, он должен был остаться в поместье или же обратиться за помощью к созданному в 1882 г. Крестьянскому банку, а значит, взвалить на себя бремя по возврату взятой на покупку земли суды вместе с процентами. Это было невыгодно. Кроме того, власти препятствовали переезду крестьян в город. За возможность покинуть общину конкретным лицом, должно было проголосовать до 2/3 сельского схода, что было почти невозможно. Права участвовать в выборах глав земств крестьяне не получили.

  2. Дворяне (помещики). В 1885 г. по приказу императора создают Дворянский банк. Цель его – поддержать дворян, заставить их вернуться к управлению заброшенными после крестьянской реформы 1861 г. поместьями.

  3. Рабочие. Рабочий день стал нормированным – 8 ч. Сверх меры – более 10-12 часов работали только на отдельных заводах. К производственному труду больше не привлекали детей и совсем уж пожилых стариков.

Контрреформы затронули:

  1. Земства. Губернаторы получили власть над земствами, права которых были значительно урезаны. С 1889 г. земских начальников назначают из числа местных дворян, получивших судебные и административные функции (1890 – Положение о земствах). Начальник земства выбирал волостное правление, отменял и утверждал решения суда волости, мог оштрафовать крестьянина и даже арестовать его на срок до 7 суток. Несмотря на то, что органы земского управления были выборными и по факту всесословными, простые крестьяне участвовать в принятии решении права не имели.

  2. Образование. Университеты закрыли свои двери для людей не благородного происхождения. Получить образование по новым правилам не могли женщины, евреи и представители низших сословий. Любые собрания и объединения студентов были запрещены, ликвидирован Студенческий суд. Младшую школу контролировал Священный синод. В 1884 г. был принят новый Устав, отменивший автономию Университетов, власти получили право назначать и снимать с должностей университетское начальство, преподавателей, определять программу обучения.

  3. Суд. Правительство отказалось от системы мировых судей (выборного мирового судью заменил человек, назначенный земским начальником), зависимость суда от властей усилилась, в присяжные приглашают менее компетентных людей. Судебные заседания стали закрытыми, запрещалось печатать информацию о происходящем на суде в газетах, нарушался принцип гласности и разделения властей. Несовершеннолетние из зала суда изгонялись, а значит, не могли свидетельствовать по делам. В сложных случаях рассмотрением дела занималась Судебная палата.

  4. Печатные издания. Вводится строжайшая цензура, учреждается специальная Верховная комиссия, состоящая из министров внутренних дел, юстиции и обер-прокурора. Члены комиссии могли закрыть газету или журнал, запретить печатать конкретную статью.

Контрреформы проводились под контролем самого императора, а также министра внутренних дел Лорис-Меликова, обер-прокурора Священного синода — К.П. Победоносцева и члена Государственного совета, министра просвещения и шефа жандармов Д.А. Толстого.

Первые годы правления

Александр III вступил на престол в марте 1881 года после убийства народовольцами его отца Александра II. Это был уже не первый террористический акт против царской семьи, поэтому Александр III сделал ставку на консервативно-охранительный курс.

Рис. 1. Убийство Александра II.

В отставку был отправлен либеральный министр Михаил Лорис-Меликов. Этот шаг означал отказ от его конституционных преобразований. Его место заняли представители консервативных сил:

  • Михаил Катков. Чиновник с титулом тайного советника;
  • Константин Победоносцев (обер-прокурор Синода);
  • Дмитрий Толстой. Граф и министр внутренних дел в 1882–1889 годах;
  • Николай Игнатьев. Граф и министр внутренних дел в первый год царствования Александра III.

Победоносцев составил идеологическую программу царствования Александра III — манифест «О незыблемости самодержавия» от 29 апреля 1881 года. К августу 1881 года относится и «Положение об усиленной и чрезвычайной охране». Согласно ему, областные и губернские власти могли вводить чрезвычайное положение на любой срок в случае необходимости.

В период чрезвычайного положения власти могли высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения и газеты и передавать гражданские судебные дела в военные суды. В 1882 году последовала еще одна ограничительная мера: «Майские правила» для евреев. Им запрещалось в черте оседлости селиться в селах, покупать недвижимость вне городов и торговать по выходным и христианским праздникам. Эти правила существовали до 1917 года.

В том же 1882 году была усилена цензура и изданы «Временные правила о печати». По решению министра внутренних дел и обер-прокурора Синода могло быть закрыто любое неугодное издание.

Рис. 2. Константин Победоносцев.

Экономические нововведения

Во-первых, Александр 3 не только ликвидировал старые налоги, но и утверждал новые:

  • в 1894 году впервые был введен квартирный налог. Его собирали со всех собственников жилья. Города были разделены на 5 классов, отсюда и сумма предполагаемой платы.
  • Началось усиление косвенного налога – это надбавка к стоимости товара или к отдельному тарифу.

Кроме того, в 1891 году был принят новый тариф на таможенные пошлины. Его историки называют одним из самых высоких за последние 50 лет. Однако несмотря на это, казна пополнилась новыми средствами, что стало основой для дальней промышленной модернизации, а также укрепления военной мощи страны.

Кстати, именно в период Александра 3 начал свою карьеру знаменитый министр финансов, а позже председатель совета министров, граф С.Витте.

Таким образом, внутренняя политика Александра 3 характеризуется консерватизмом, который был направлен на усиление стабильности и безопасности страны. 

Подготовка крестьянской реформы 1861 года

3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки.

В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения

Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года. Программа строилась на принципах рескрипта Назимову. В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет».

4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:

  • получение крестьянами личной свободы
  • обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит)
  • утверждение переходного («срочнообязанного») состояния

В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года.

19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17-и законодательных актов.

Манифест был обнародован в Москве 5 марта (ст. ст.) 1861 года, в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах; в остальных местах — в течение марта того же года.

Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Статьи по теме

В результате Реформы 19 февраля 1861 года в Российской империи было отменено крепостное право. Все крепостные крестьяне, до этого являвшиеся собственностью помещиков получили личную свободу безо всяких условий и право самостоятельно распоряжаться

Временнообязанные крестьяне — крестьяне, освобожденные от зависимости крепостного, но не получившие разрешение на выкуп. В 1861 году император Александр II Манифестом от 19 февраля отменяет крепостное право в Российской империи. Данный поступок

Народ и история прозвали Александра II, царем освободителем. Почему? 5 марта 1861 года вышел царский манифест о ликвидации крепостного права в России. Отмена Крепостного права в нашей стране, стало пожалуй, самым громким и самым масштабным

Даточные люди – это категория воинской повинности. Впервые упоминается во время Казанских походов. Состояли преимущественно из черносошенных крестьян и посадских людей. Обычно призывались на ратную службу во время военных действий или во

Приписные крестьяне – это группа крестьян, существовавшая в России 17-19 веков. Они работали на частных и государственных мануфактурах и фабриках. Официально приписные крестьяне принадлежали государству, но фактически — владельцам

Родился 20.11. в 1910 году в г.Павловском Посаде. В 1941 году 1 августа был призван РККА. Воевал под Сталинградом. 25 августа 1942 года красноармеец РККА 269 с/п войсковой части рядовой Соломонов Михаил комиссован до окончания войны, что

3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки.

В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения

4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:

В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года.

Манифест был обнародован в Москве 5 марта (ст. ст.) 1861 года, в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах; в остальных местах — в течение марта того же года.

Выкупные платежи

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды. В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму. Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время.

Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в нечерноземной полосе в среднем в 2—2,5 раза (в 1854—1855 гг. цена всех крестьянских земель составляла 544 миллиона рублей, в то время как выкуп составлял 867 миллионов). В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс., 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.

Законом 24 ноября 1866 года началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин.

Крестьянская реформа 1861 г. положила начало процессу быстрого обнищания крестьян. Средний крестьянский надел в России в период с 1860 г. по 1880 г. уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30%), появилось множество разорившихся крестьян, сельских пролетариев, живших случайными заработками – явление, практически исчезнувшее в середине XIX в.

  • Виды туризма во франции кратко

      

  • Нормативный договор типовой и примерный кратко

      

  • Жюль верн вверх дном читать кратко

      

  • Географическое положение индийского океана 7 класс кратко

      

  • Состав тканевой жидкости кратко

Сущность реформ (1855 – 1881 гг.) и контрреформ (1881 – 1894 гг.)

Обусловленность реформирования и последующего за ним процесса контрреформ является особенностью истории государства Российского XIX века. Преемственная связь двух противоречивых явлений создала обстановку обострения классовой борьбы, возникновения и развития революционной ситуации.

Реформы Александра II

Контрреформы Александра III

1.

19 февраля 1861 года – начало Великой Крестьянской реформы в России. Ликвидация крепостной зависимости крестьян, с наделением их землей за выкуп. Временное сохранение временнообязанного состояния.

1.

Отменена подушная подать (1882 г.), прекращено временнообязанное состояние (1883 г.). Введен институт земских начальников и приостановлен процесс разрушения общины (1893 г.).

2.

Реформы органов местного самоуправления: земская (1864 г.), городская (1870 г.). Всероссийское совещание земств (проект Лорис-Меликова).

2.

Ограничение реальных полномочий земских и городских органов самоуправления (1890, 1892 гг.). Издание Манифеста о незыблемости самодержавия (1881 г.). Закрытие проекта о Всероссийском земском совещании (1882 г.).

3.

Реформирование суда и судопроизводства (1864 г.). Введение суда присяжных и состязательности на судебных процессах.

3.

Принятие положения о чрезвычайной и усиленной охране. Политические дела изымались из ведения суда присяжных.

4.

Военное реформирование (1874 г.). Ликвидация рекрутской повинности и создание мобилизационного резерва. Создание системы военных округов.

4.

Увеличение сроков службы для обладателей среднего и высшего образования, а также для вольноопределяющихся.

5.

Либерализация (1863 г.) университетского устава, дававшая возможность широкой автономии для высших учебных заведений.

5.

Введение нового (1884 г.) университетского устава существенно ограничивало автономию высших учебных заведений.

6.

Либерализация (1864-1871 гг.) образовательного процесса начального и среднего уровней.

6.

Ограничительные указы в получении образования некоторых неблагородных слоев населения («кухаркины дети»).

7.

Реформирование издательского процесса. Смягчение правил цензурирования и появление элементов «гласности».

7.

Закрытие целого ряда печатных изданий, ужесточение регламента цензуры.

8.

 Либеральные реформы открыли возможности для появления и развития различных политических движений (в т. ч. радикальных).

8.

Контрреформы перекрыли возможности развития открытых оппозиционных общественно-политических движений. На зачищенном политическом пространстве начали появляться нелегальные (марксистские) организации.

Дата отмены временнообязанных крестьян в форме законодательства

Таким образом, к 1883 году исчезает категория временнообязанных крестьян, часть из которых выкупила земли, а часть лишилась своих наделов. Однако этот закон был приведен в силу только в центральных регионах, тогда как на окраинах крестьяне продолжали трудиться на временнообязанном положении вплоть до 1913 года.

Император Александр III 28.12.1881 г. принял законодательный акт о прекращении временнообязанных отношений крестьян с помещиками и об обязательном выкупе земельных наделов. Это решение стало очередным шагом в процессе крестьянской реформы, начатой предыдущим государем и облегчавшей положение крестьян.

Изменение размера платежей на выкуп

Суть крестьянской реформы 1861 раскрыта в основном акте “ Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. По этому акту все крестьяне переставали считаться крепостными, но теперь стали считаться временнообязанными, потому что получив личную свободу бывшие крепостные не получили свободно и безвозмездно основные средства для своей деятельности, то есть землю. Помещики в результате этой реформы остались собственниками всей принадлежащей им земли. Крестьяне могли выкупить земельный надел, который помещик обязан был им выделить. Каждая местность устанавливала свой минимальный и максимальный земельный надел. Выкупить свой земельный надел крестьяне должны были в течение 49 лет, для чего государство выделяло им ссуду под 6% годовых. 20 % суммы нужно было внести сразу, а остальные 80% в течение 49 лет. До тех пор, пока вся сумма не была погашена, крестьяне считались временообязанными и должны были отбывать барщину или платить оброк. Сумма оброка для каждой губернии устанавливалась отдельно. Как ни странно, но самые высокие оброки были назначены в Петербургской губернии, хотя большая часть земель здесь считалась неплодородной. В черноземных губерниях оброк был значительно ниже. Во временнообязанном состоянии, крестьяне должны были находиться пока не завершалась сделка по выкупу земли. Поначалу этот срок не был оговорен, но в декабре 1881 года, по прошествии двадцати лет принятия Манифеста об отмене крепостного права, установили конкретный срок и постановили, что к январю 1883 года все временнообязанные крестьяне должны быть переведены на выкуп. Такое положение государь и правительство были вынуждены принять из-за крестьянских волнений и бунтов, которые происходили повсеместно, во всех губерниях. Но это положение касалось только крестьян в центральных областях империи. На окраинах крестьяне оставались на положении временообязанных до 1912 – 1913 годов. Отмена временнообязанного состояния крестьян привела к большому оттоку сельского населения, которое отправилось в города. Часть крестьян отправились, чтобы заработать на оброк, потому что не хотели отказываться от земли. Другая часть решила искать лучшей доли на заводах и фабриках, бывших мануфактурах. Все негативные последствия крестьянской реформы стали одной из предпосылок революции 1905 года.

Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.

Основные положения реформы

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

  • Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей.
  • Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.
  • Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.
  • Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.
  • За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
  • Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
  • Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.
  • Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Итоги контрреформ

В результате проведения политики контрреформ либеральные начинания Александра II оказались свернуты или ограничены. Это сказалось на темпах развития России в экономике и социальной сфере. Последствия консервативного режима правления проявились в конце правления Александра III ростом политической активности в разных слоях общества. Отставание в экономике серьезно сказалось на участии Российской империи в Русско-Японской войне и в Первой Мировой. 

Положительно оценивают результаты решения крестьянского вопроса. Для крестьян отменили временнообязанное состояние, перевели их на обязательный выкуп. При этом стоимость платежей снижена.  В 1882 учрежден Крестьянский банк для льготного кредитования крестьян. За период с 1883 по 1885 гг. постепенно отменили подушная подать. Для малоземельных крестьян в 1889 году утвердили правила переезда на жительство за Урал.

В это время впервые приняты решения по рабочему вопросу на государственном уровне, хотя серьезных проблем новой социальной группы не решили: 

  • 1882 г. – законов о запрете труда детей до 12 лет, 
  • 1885 г. – запрет ночной работы несовершеннолетних и женщин,
  • 1886 – создание инспекции надзора за исполнением фабричного законодательства,
  • 1886 г. – издание закона о трудовом договоре между рабочим и хозяином предприятия, в котором прописывались условия найма и порядок увольнения,
  • 1887 г. – ограничение продолжительности рабочего дня 11,5 часами для мужчин.

Противоречивая политикаАлександра III практически ликвидировала достижения либеральных реформ 1860-1870 гг. За время его правления внутренний порядок в стане поддерживался с помощью жесткого режима контроля за инакомыслием. Удалось добиться спада крестьянских выступлений, пресечь террористическую деятельность, сдерживать протесты рабочих. Важным результатом для экономики страны стало создание индустриально-техническая основа российского капитализма.

Смотрите также:

  • Реформы 1860–1870- х гг
  • Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны
  • Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте
  • Реформы П.А. Столыпина
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: