Коррекционная работа в классном коллективе
Школьный психолог должен уделить большое внимание коррекционной работе в классном коллективе. На встречах в школах с классными руководителями иногда узнаешь о том, что школьные психологи проводят немало диагностической работы в классах, но улучшения от этого в поведении и учебной деятельности учащихся не наблюдается
Действительно, вслед за диагностикой должна идти серьезная и целенаправленная коррекционная работа. Предположим, классный руководитель обратился к психологу школы с какой- либо проблемой, с которой встречаются учителя-предметники и он сам на своих уроках. (Например, в классе есть дети, которые плохо запоминают учебный материал, не могут воспроизвести вслух то, что учат часами.) Школьный психолог изучает проблему, используя все имеющиеся у него в арсенале методы диагностики.
Проведение коррекционных занятий. По результатам исследования он может провести классный час или урок психологии по волнующей проблеме. Исходя из накопленного материала, он строит план работы с учащимися класса и их родителями по изученной проблеме. С этой целью организует для учащихся класса, которым это необходимо, коррекционные занятия по тренировке памяти. Эти занятия психолог может организовывать сам или с помощью специалистов.
Проблема учебных умений и психических свойств личности ученика может стать частью родительского собрания. Родители, v которых дети испытывают затруднения с запоминанием и воспроизведением учебного материала, могут быть приглашены на тематическую консультацию к психологу, в ходе которой он даст рекомендации по организации помощи ребенку в семье. Такие же рекомендации психолог должен разработать и для учителей-предметников, которые смогут использовать эти рекомендации в урочной деятельности.
Большим подспорьем могут быть и газеты психологической службы, в которых можно помещать различные задания по тренировке памяти, внимания, мышления, небольшие тесты, упражнения.
Проведение конкурсов. Большой интерес вызывают у учащихся конкурсы интеллектуалов, которые объявляются психологической службой школы. Конкурсные задания публикуются в газете психологической службы, ребята выполняют предложенные задания индивидуально или всем классом. Психолог подводит итоги, объявляет результаты в классе на встрече с учащимися или на родительском собрании.
Такое сотрудничество психолога и классного руководителя помогает учащимся продвигаться вперед в своем развитии. Дети не испытывают затруднений в общении с психологом, не боятся его прихода в класс, а классный руководитель понимает, что диагностика — лишь вспомогательное средство в руках психолога, основная же его деятельность в классном коллективе начинается после диагностики.
Помощь классному руководителю. Психолог должен работать не только с учащимися, но и с классными руководителями. Как провести интерактивную игру, социометрию, тренинг интеллектуальных умений — этому и многому другому может научить школьный психолог классного руководителя, если ответственно относится к порученному делу.
Работа с проблемными детьми. В конце каждой учебной четверти и в конце учебного года классный руководитель и школьный психолог должны иметь возможность обсудить проблемы и успехи отдельных учащихся и всего класса. Для того чтобы сотрудничество получилось, можно предложить классному руководителю заполнить такую таблицу.
Проблемные дети Ф.И. |
Проблемы |
Успехи |
Какие меры принимать |
||||||
I ч. |
II ч. |
Ill ч. |
IV ч. |
I ч. |
II ч. |
III ч. |
IV ч. |
||
Такую таблицу заполняют психолог и классный руководитель совместно, анализируя результативность общих усилий. Данные помогут проанализировать уровень воспитательного воздействия внеклассных мероприятий, в которые был вовлечен ребенок
Организация психологического кружка. Во многом может помочь ученикам класса участие в работе кружка «Юный психолог» Можно предложить отдельным учащимся позаниматься в таком кружке, или ребята могут стать его членами по собственной инициативе. Спустя какое-то время уже не только психолог, но и ребята — члены кружка могут помочь классному руководителю организовывать в классе интересные и необходимые внеклассные мероприятия психологической направленности.
Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, летающий объект.
ОКНО, ЛЁД, ВОРОБЕЙ, РАМА, КНИГА, МУХА, ШУМ, ЛОМ, САМОЛЁТ, ДЯТЕЛ, ВОДА, САД, ВЕРТОЛЁТ, ПЕРО, ШЛЯПА, СТРЕКОЗА, ЛАСТОЧКА, КОРОВА, КОМАР, КОШКА, ПЧЕЛА, ПОЛ, РУКА, ЛИЦО, СТОЛ, РАКЕТА, СТУЛ, ШКАФ, БАБОЧКА ПОЛКА, ХЛЕБ, ОСА
«Съедобное – несъедобное»
Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее съедобное.
Барабан, кубики, сосиска, тарелка, сыр, шляпа, телевизор, майка, динозавр, торт, ложка, диван, арбуз, кирпич, булка, творог, ложка, тарелка, банан, конфета, стол, салфетка, бутерброд, завтрак, йогурт.
«Да и нет, не говорить»
Задача ребенка отвечать на вопросы, исключая ответы «да» и «нет».
Вариант 1:Ты сегодня завтракал?
Тебе нравится твоя прическа?Ты сегодня не опоздал в детский сад?
Сколько тебе лет?
Ты любишь смотреть мультфильмы?
Ты любишь, когда тебе читают сказки?
Тебе нравится смотреть мультфильмы?
Ты любишь гулять?
Ты любишь играть?
Снег идет летом?
Солнце светит ночью?
Суп едят вилкой?
Цыплята умеют плавать?
Снегирь- это перелётная птица?
Скворечник – это домик для насекомых?
Ёлка зелёная?
Вариант2:
Берлога медведя на ветке?
Яблоки созревают зимой?
Листья желтеют осенью?
Воробей это птица?
У машины 4 колеса?
Лиса живет в логове?
Понедельник – это часть суток?
Стихи поют?
Пирамидка – это школьная принадлежность?
Ты любишь читать?
Луна квадратная?
В неделе 5 дней?
Стол – это электроприбор?
Апельсин синий?
Снег тает весной?
Ёж впадает в спячку?
«Топ-хлоп».
Ведущий произносит фразы-понятия – правильные и неправильные.Задача ребенка хлопать, если выражение верное, или топать, если выражение не правильное. Примеры: Летом всегда идет снег. Картошку едят сырую. Ворона – перелетная птица.
«Бывает – не бывает»
Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.
Ситуации можно предложить разные:
- Папа ушел на работу.
- Поезд летает по небу.
- Кошка хочет есть.
- Человек вьет гнездо.
- Почтальон принес письмо.
- Зайчик пошел в школу.
- Яблоко соленое.
- Бегемот залез на дерево.
- Шапочка резиновая.
- Дом пошел гулять.
- Туфли стеклянные.
- На березе выросли шишки.
- Волк бродит по лесу.
- Волк сидит на дереве.
- В кастрюле варится чашка.
- Кошка гуляет по крыше.
«Чего не стало?»
Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе. Ребёнку предлагают в течение 30 секунд рассмотреть и запомнить предметы; затем предметы закрываются ширмой и убирают 1-2 предмета. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов. Задача ребенка назвать каких предметов не стало.
«Птица – не птица».
Задача ребенка внимательно слушать текст и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, хлопнуть в ладоши
Прилетели птицы:Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…Прилетели птицы:Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…Прилетели птицы:Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи…Прилетели птицы:Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи…Прилетели птицы:Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы…Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи…Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы…Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки –
и спасибо шутк
Упражнение «Разложи палочки также»
Ребенку даётся образец с узором из счётных палочек. Задача ребенка выложить узор по образцу.
Упражнение «Цифровая таблица».
Ребенка показывают таблицу с набором цифр от 1 до 9, которые располагаются в произвольном порядке. Задача ребенка как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 9. Большинство детей выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. Можно задание усложнять в зависимости от возраста ребенка (больше чисел предлагать).
Курсы повышения квалификации:
5
Кристина Владимировна Пудова
80
Моя работа- это помогать детям и взрослым в трудной жизненной ситуации.
Россия. Город: Большие Уки
Комментарии: 0Публикации: 7Регистрация: 11-03-2019
Психодинамический подход
К психодинамическому подходу относят виды психотерапии, ориентированные на психоаналитическую теорию: классический психоанализ (З. Фрейд), индивидуальную психологию А. Адлера, аналитическую психологию К.Г. Юнга, гуманистический анализ Э. Фромма, а так же волевую терапию, активную аналитическую терапию и др.
Основу данного направления составляют работы З. Фрейда. Фрейд первый охарактеризовал психику как поле боя между инстинктом, рассудком и сознанием. Суть психодинамического направления в рассмотрении личности в ее динамической конфигурации, как результат нескончаемого конфликта внутри нее.
Понятие динамики применительно к личности предполагает что поведение человека не является произвольным или случайным
Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм обусловлен бессознательными психическими процессами, подчеркивается важность осознания клиентом собственных интерпсихических конфликтов. Фрейд писал: «Человек заболевает в результате интерпсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивления им»
Основные положения данного направления:
Главное значение в возникновении проблем имеют инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация, подавление;
Развитие проблемы обусловлено борьбой между внутренними импульсами и защитными механизмами.
В психодинамическом направлении конечная цель видится в осознании бессознательного. Практикующий в психодинамическом направлении специалист направлен на поиск и раскрытие у клиента подавленного содержания и сопротивления. Предполагается что инсайта, как момента осознавания достаточно для начала личностных изменений.
Основные процедуры данного направления:
Конфронтация — распознавание клиентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию.
Прояснение — помещение обнаруженных явлений в «резкий фокус» для отделения важных моментов от незначительных.
Интерпретация — определение основного смысла и/или причины события.
Прорабатывание — повторение, тщательное исследование интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимании клиента.
В динамическом подходе в основном используются средства вербализации, включающие в себя интерпретации свободных ассоциаций клиента, анализ реакций переноса и сопротивления, анализ сновидений и непредметных действий (обмолвки, описки).
Конкретные методы работы зависят от течения внутри данного направления. Для Фрейда основным был метод катарсический, для Юнга — метод активного воображения, для Хорни — метод совместного анализа жизненного пути, для Салливана — метод интервью психиатрического.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Значение ролевой игры для формирования личности дошкольника
- Теория коммуникации
- Внутриличностный конфликт у женщин с угрозой прерывания беременности
- Роли и ролевые ожидания
- Взаимосвязь зависти и «я-концепции»
- Теоретические методы исследования в психологии
- Групповая арт-терапия
- Использование педагогического наследия Е.И. Тихеевой в современном дошкольном и начальном образовании
- Связь культуры и развития личности
- Классификация эмоциональных процессов
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями развития
Что касается процедуры исследования, то здесь при установлении контакта с ребенком очень важно учитывать особенности подросткового возраста — тенденцию к самостоятельности, чувство «Я», «независимости» от взрослых
Хотя у подростков с отклонениями в развитии эти черты выражены в меньшей степени, чем у нормально развивающихся детей, следует все же принимать их во внимание
У подростков могут быть и выраженные аффективные вспышки, негативизм, особенно при неудаче в установлении контакта, поэтому таким детям требуется бережный, не форсированный подход. Спокойное, уважительное отношение к подростку — важный фактор, обеспечивающий его сотрудничество в ходе исследования.
Существуют и специфические особенности, которые необходимо учитывать в ходе установления контакта, поиска верного тона в общении с подростком. Так, дети с гиперкинетической формой детского церебрального паралича могут быть расторможенными, не всегда соблюдают дистанцию в общении со взрослыми, тогда как дети с гемипаретической формой сенситивны, тормозимы; подростки с нарушениями слуха более активны, стеничны по сравнению со слабовидящими и незрячими.
при предъявлении опросников важно быть уверенным, что подросток понимает значение вопроса полностью, в противном случае время будет потрачено зря, результаты будут недостоверны. Уровень же понимания текста не всегда можно с легкостью определить: так, ребенок с нарушениями слуха может не знать какого-то ключевого слова в вопросе, а ответ по типу «да-нет» все же даст
Кроме того, на достоверность полученных данных влияет и общий уровень социального развития подростка, его осведомленность о социальных явлениях. Использование таких опросников, как патохарактерологический опросник Личко (ПДО), опросники Кэттелла, Айзенка и др., возможно лишь в том случае, когда есть. Прежде чем предъявить опросник, нужно проанализировать, какие вопросы могут оказаться трудными для понимания (значения слов, предлагаемые ситуации в целом), а затем в беседе задать ряд вопросов, чтобы определить, насколько ребенок понимает значение слова или содержание ситуации
Уровень же понимания текста не всегда можно с легкостью определить: так, ребенок с нарушениями слуха может не знать какого-то ключевого слова в вопросе, а ответ по типу «да-нет» все же даст. Кроме того, на достоверность полученных данных влияет и общий уровень социального развития подростка, его осведомленность о социальных явлениях. Использование таких опросников, как патохарактерологический опросник Личко (ПДО), опросники Кэттелла, Айзенка и др., возможно лишь в том случае, когда есть. Прежде чем предъявить опросник, нужно проанализировать, какие вопросы могут оказаться трудными для понимания (значения слов, предлагаемые ситуации в целом), а затем в беседе задать ряд вопросов, чтобы определить, насколько ребенок понимает значение слова или содержание ситуации.
Если этого понимания недостаточно, но интеллектуально ребенок достаточно сохранен, можно ненавязчиво прояснить ему ситуацию и лишь затем попросить его заполнить опросник (или ответить устно, что считается менее желательным, так как в чем-то нарушается конфиденциальность — ведь взрослый в этом случае слышит конкретные ответы на конкретные вопросы, а не просто обрабатывает итоговый список ответов «да-нет», «верно-неверно»; это может смущать подростка и приводить к недостоверным ответам). Делать же пояснения в процессе заполнения опросника нельзя, так как в этом случае ребенку навязывается та или иная трактовка ситуации другим человеком.
Значительные ограничения существуют и в применении так называемых проективных методик исследования личности и межличностных отношений. Чем ниже уровень интеллектуального и речевого развития, тем меньше возможность использования такого рода методик, тем беднее их арсенал.
Таким образом, психологическое исследование особенностей личности и межличностных отношений подростка с отклонениями в развитии должно учитывать как специфические особенности подросткового возраста, так и характер нарушений развития.
Предварительное составление программы психологического исследования — неотъемлемая часть процедуры психологической диагностики. Программа экспериментально-психологического исследования определяет набор конкретных методик, тактических приемов их проведения и саму последовательность предъявления. уверенность в их доступности для понимания.
Метод наблюдения психолога за деятельностью ребенка
С помощью метода наблюдения можно оценить такие составляющие деятельности ребенка, как наличие навязчивых или стереотипных действий, проявление тревожности, наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности двигательного развития.
Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка. Метод наблюдения может дать интересную дополнительную информацию не только для психологов, но и для клиницистов.
Экспериментальное исследование.
Как известно, с помощью констатирующих методов исследования нельзя получить долговременный прогноз развития ребенка. Выдвинутое Л.С. Выготским положение, что обучение ведет за собой развитие, привело к созданию различных вариантов обучающих экспериментов, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка.
В одних вариантах элементы обучения включены в сам процесс психологического эксперимента, в других — имеет место сочетание констатирующего эксперимента (чаще тестового) с обучением, направленным на получение новых знаний и умений, преимущественно в специальных областях, что позволяет профессионально ориентировать ребенка. При такой схеме исследования (тест-обучение-тест) эффект обучения получает определенное количественное выражение.
Понятно, что чем более развернутым является сам процесс обучения, тем больше информации получает психолог о трудностях и возможностях обследуемого ребенка, тем более содержательными являются его коррекционные рекомендации и прогностическая оценка.
Экспериментально-психологические методики.
Среди них особую популярность получили такие методики, как «Кубики Кооса», «Исключение предметов», «Последовательность событий», «Опосредованное запоминание по Леонтьеву», «Пиктограмма» и др. Многие из этих методик имеют модификации для разных возрастных групп. Некоторые методики адаптированы для лиц с нарушениями зрения, слуха.
Следует учитывать, что с помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о многих различных особенностях психики. Например, «Пиктограмма» позволяет делать выводы о памяти, абстрактном мышлении, личностных особенностях. Методик, направленных на изучение только одного процесса, мало
Это очень важно учитывать при подборе заданий для обследования ребенка
Психолог обязан владеть всеми экспериментально-психологическими методиками, так как именно они являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности.
Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово,обозначающее, например, животное.
В другой раз можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем возможно объединение первого и второго задания. Упражнение развивает внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.
Вариант1
стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.
Вариаат2
МАШИНА, МЕДВЕДЬ ПУЛЕМЁТ, КЕНГУРУ, ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ЛИСА ФОТОГРАФ, ЁЖ, КОШКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ, ТИГР, АРТИСТ, СВЕЧА, ЛОСЬ, ОБЕЗЬЯНА, ГАЗЕТА, КОНТРОЛЁР, ШУТКА, РЫСЬ, СОЛНЦЕ, МЫШЬ, ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЗЕБРА, РОЩА, СОБАКА, САМОВАР, ВОЛК, ПАЛЬТО, ПЕВЕЦ, ЕНОТ, БОБР, ЛОШАДЬ СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС, ОВЦА, ПУЛЕМЁТЧИК…
Вариант 3
ДОРОГА, БЕРЁЗА, САМОЛЁТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА, ВОРОБЕЙ, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ, ОДУВАНЧИК, ГОРОД, СОБАКА, КРАПИВА, ВАСИЛЁК, КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА, КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ, МИМОЗА…
Вариант4.
ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА, ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР, ЦВЕТОВОД, ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ…
«Летает – не летает»