Силы сторон
Армия Российской Империй:
У полковника Луковкина: 250 казака Хоперского полка, 120 донских казаков, 433 человек пехоты, 2 батарейные орудия, 2 конные орудия , общие силы колонны: 803 боевых единиц при 4-ех орудиях.
У генерал-майора Турчанинова: 550 человек пехоты, 300 казака разных полков, 4 орудия и 2 мортиры , общие силы колонны: 850 боевых единиц при 4-ех орудиях и 2-ух мортирах.
У майора Ромашева: сотня казаков Хоперского полка, 2 роты пехоты, 2 орудия , общие силы колонны: около 610 боевых единиц при 2-ух орудиях.
У генерал-майора Андропова: 2 роты егерей, 250 казака, 3 орудия общие силы колонны: около 730 боевых единиц при 3-ех орудиях
Общая сила четырех отрядов: около 3000 боевых единиц при 13-ти орудиях и 2-ух мортирах
Войско Карачая:
По словам военного историка В.А.Потто силы карачаевцев сосредоточенных в Хасауке было «всего 500 человек», также к концу сражения подоспела «новая партия, человек в двести», скорее всего, это были те, кто оборонялся у Каменного моста(КЧР)
Георгий Эммануэль. Портрет Джорджа Доу
Высказывания о карачаевцах[править | править код]
«Карачай — нейтральный народ, живущий у подошвы Эльбруса, отличается своей верностью, красотой и храбростью».
Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений. Юбилейное издание, М., т.46, с.184
«Карачаевцы… народ свободный, храбрый, трудолюбивый, отличные стрелки из ружей… Сама природа своими красотами и ужасами возвышает дух cил горцев, любовь к славе, презрение к жизни, и порождает благороднейшие страсти…»
А.Якубович «Северная пчела», 1825, № 138
«Народы правого фланга, зная воинственность карачаевцев и их запальчивый характер, боятся их трогать и живут с ними мирно».
И.Забудский, «Военно-статистическое обозрение Российской империи», Ставропольская губерния. С-Пб, 1851,т.16,ч.1,с.132
Обитатели Кавказа составляют ту воинственную народность, столь прославившуюся под именем гуннов, которая распалась теперь на разные мелкие племена… Эта карачеркесы, как их зовут турки, то есть «чёрные черкесы», составляют северную отрасль. Турки дали им это название по причине беспрерывных туманов и облаков в их стране.
Жан ШАРДЕН «Кавказский вестник», Тифлис, № 9—10 за 1900., с.22
«Карачаевские пастухи редко вооруженные только кинжалом, и ныне производят впечатление людей тихих, добрых до бесконечности, прямых и честных. Вы смело доверяетесь этим румяным полным лицам с ласковой улыбкой на толстых губах. Они не смотрят на вас зверем, напротив, рады вашему приходу и готовы угостить вас, чем только смогут…Уважение старших — это основной закон карачаевского нравственного кодекса…Положение женщин в Карачае гораздо лучше, чем у остальных горцев».
В.Тепцов, «Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа», Тифлис, 1892, т. XIV, с.96,107
«А что карачаевцы никогда не обидят женщин, по народным традициям, это не подлежит никакому сомнению».
К. Хетагуров Собрание сочинений, т.3, М., изд-во «Художественная литература»,1974, с.144
«Карачаевцы, живущие на высотах под Эльбрусом, хотя народ немногочисленный, но храбр, имея врагами с правой стороны закубанцев, с левой Кабарду, никогда ещё не был побеждён и самостоятельность его ещё более наводит страх на соседей…Вообще карачаевцы отличаются от прочих горцев опрятностью одежды, чистотой домашней жизни, любезностью в обращении и верностью данного слова. Мужчины среднего росту и стройны, белолицы и большею частью с голубыми, блестящими глазами, в особенности женский пол красив.»
В. Шевцов. Жур. «Москвитянин», М., 1855, № 23,24, кн.1 и 2, с.5
«Когда хищники Кабарды, черкесы и прочие в значительном количестве находили себе приют в Карачае, русские вынуждены были завоевать Карачай».
П.Ковалевский Жур. «Историк-марксист», т.1—2, М., 1932, с.145
Примечания[]
- ↑ Карачаевцы глазами немцев.. chechenews.com (16 мая 2011). Проверено 1 июня 2012. Архивировано из первоисточника 21 сентября 2012.
-
Мизиев И. М. Балкария и Карачай в XVIII нач. XIX вв. Балкарцы и карачаевцы в известиях путешественников и учёных XVIII в. // История карачаево-балкарского народа с древнейших времен до присоединения к России. — Ас-Алан, 1998. — Т. 1. — С. 3-100. (см. ISBN )
- История освоения и заселения Тебердинской долины, современное состояние. Тебердинский государственный природный биосферный заповедник. Проверено 1 июня 2012. Архивировано из первоисточника 21 сентября 2012.
-
Будай М. О. Поземельные споры между кабардино-черкесами и карачаево-балкарцами. — С. 95. — 151 с. (см. ISBN )
- ↑ Бегеулов Р. М. Карачай в Кавказской войне ХIХ в.
- Шаблон:Книга:Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись
-
В. Толстов. История Хоперского полка, Кубанского казачьего войска. 1696-1896. В 2-х частях. Т.1. — Тифлис, 1900. — С. 205-209. (см. ISBN )
-
↑ Лайпанов Билал. Ислам в истории и самосознании карачаевского народа // Ислам в Евразии. — Москва: Прогресс-Традиция, 2001. (см. ISBN )
- Генерал от кавалерии Эммануэль. Известие жителями Кавказской области (Ставрополь, октября 30-го дня 1828 г.).
-
Гизетти А. Л. Сборник сведений о потерях Кавказских войск во время войн Кавказско-горской, персидских, турецких и в Закаспийском крае. 1801-1885 гг. / Под редакцией В. А. Потто. — Тифлис: Тип. Я.И. Либермана, 1901. — С. 22-23. — 230 с. (см. ISBN )
- Н. Б. Голицын. ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ГЕНЕРАЛА ОТ КАВАЛЕРИИ ЭММАНУЭЛЯ.
- Обычное право на Северном Кавказе. Лекции studentu-vuza.ru. — Право народов Кавказа. Проверено 1 июня 2012. Архивировано из первоисточника 21 сентября 2012.
- Лайпанов Кази Танаевич. Взаимосвязи карачаево-балкарцев с соседними народами во II тысячелетии нашей эры (часть ll). — С. 64.
- Заметка // Северная пчела : газета. — Санкт-Петербург: 1828, 22 ноября.
|
Выделить Хасаукинское сражение и найти в:
|
|
|
- Страница — краткая статья
- Страница 1 — энциклопедическая статья
- Разное — на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
- Прошу вносить вашу информацию в «Хасаукинское сражение 1», чтобы сохранить ее
Предыстория
Высокогорный Карачай находился у истоков реки Кубань, и его географическое положение, позволяло карачаевцам периодически вмешиваться в ход Кавказской войны. В 1826 году, между представителями Карачая и царской администрации была достигнута договорённость о нейтралитете Карачая в Кавказской войне. Однако она более не устраивала русскую администрацию, настроенную на полное присоединение региона, через который происходило сообщение Западного и Восточного Кавказа. Исламский фактор сопротивления карачаевцев, единоверных туркам, также представлял угрозу для стабильности имперского присутствия в регионе. Кроме того, карачаевцы в 1826 году, ещё до прибытия генерала Эммануеля на Кавказ, «присягнули Турции и дали туда аманатов в противность мирному договору между Россиею и Портою…».
Сознавая важность зависимости карачаевцев от Османской империи, анапский паша прилагал все усилия к тому, чтобы карачаевцы состояли в «подданстве Турецкой империи», и одна из таких пропаганд произвела на карачаевцев сильное впечатление, и они «проявили особенно живую деятельность в набегах на нашу линию во время войны с Персией…».
После покорения Кабарды, присоединения Балкарии к Российской империи, ряд ущелий в Балкарии и Карачае остались убежищами для кабардинских, карачаевских, балкарских и других горских отрядов, продолжающих сопротивление русской администрации.
В 1826 году из Карачая бежал Магомет (Амантиш) Дудов, который впоследствии, накануне похода Эммануэля в Карачай, находился в Нальчике. Из-за разногласий с олием Исламом Крымшамхаловым, Дудов согласился сотрудничать с русскими и дал важные сведения о подходах к Карачаю и выступил проводником русских войск.
11 () января года балкарско-дигорская депутация прибыла в Ставрополь и в январе сложила присягу перед командующим русскими войсками на Северном Кавказе генералом сербского происхождения Георгием Эммануэлем, в результате чего балкарцы и дигорцы были приняты в подданство России. С этого времени наибольшую опасность для некоторых российских владений на Кавказе стали представлять карачаевцы, проживающие в неприступных ущельях.
В журнале военных действий за июнь месяц 1827 года, есть данные, что карачаевцы, образовав «партию» из 300 человек, угнали казачий скот с реки Баксана и других мест. В том же журнале за ноябрь месяц отмечен случай переписки русских властей с анапским пашой. Извещая его о том, что карачаевцы, как живущие на правой стороне Кубани, считаются, согласно трактату России с Турцией, «русскими подданными», российские власти просили турецкого пашу удержать «беглых кабардинцев», живших в Карачае, от подговаривания карачаевцев против русских и от набегов их на российские владения.
Пользуясь неприступной местностью, карачаевцы не только сами производили «дерзкие набеги», но в июне 1828 года они «принимали участие в разгроме сел. Незлобного», а в их аулах долгое время имели пребывание партии абреков и прочих черкесов, боровшихся с Россией. В то же время набега черкесов на станицу Незлобную, другой «отряд хищников», состоящий из кабардинцев и карачаевцев, числом около трёх тысяч, был замечен в полосе между Урупом и Б. Зеленчуком, и наступал по направлению к Баталпашинску. С утра 8 июня 1828 года и до наступления сумерек, имела место перестрелка этого отряда с российскими войсками.
Во «всеподданнейшем рапорте» графа Ивана Паскевича от 16 ноября г. о причинах похода против карачаевцев впоследствии отмечено следующее:
Поэтому, осенью 1828 года под руководством генерала Эммануэля был предпринят военный поход против карачаевского народа. В составе русского отряда, в числе других офицеров, был командир Горского казачьего полка, майор П. С. Верзилин.
Предыстория[]
После присоединения Балкарии к Российской империи ряд ущелий в Балкарии и Карачае остались убежищами для кабардинских и других отрядов, продолжающих сопротивление русской администрации. 11 января 1827 года балкарско-дигорская депутация, прибыла в Ставрополь и в январе сложила присягу перед командующим русскими войсками на Северном Кавказе генералом сербского происхождения Георгием Эммануэлем, в результате чего балкары и дигоры были приняты в подданство России. С этого времени наибольшую опасность для русских владений на Кавказе стали представлять карачаевцы, проживающие в неприступных ущельях и представляющие собой союз свободных племён.
Ещё в 1826 году был заключен договор о нейтралитете Карачая в Кавказской войне, однако он более не устраивал русскую администрацию, настроенную на полное присоединение региона. Исламский фактор сопротивления карачаевцев также представлял угрозу для стабильности имперского присутствия в регионе. Поэтому осенью 1828 года под руководством генерала Эммануэля был предпринят военный поход против карачаевских племён. В составе русского отряда вышли Горский казачий полк под руководством полковника Верзилина и другие части.
В рапорте генерала Ивана Паскевича о причинах похода против карачаевцев отмечено следующее:
В 1826 году из Карачая бежал Тенгизбий Дудов, который накануне похода находился в Нальчике. Из-за личных разногласий с олием Крымшалаховым Дудов согласился сотрудничать с русскими и дал важные сведения о подходах к Карачаю с северо-восточной стороны из района Пятигорья и выступил проводником русских. Содействовал русским также кабардинец Атажук Атажукин, что в совокупности позволило лучше подхотовиться к военному походу и разработать более эффективный план наступления.
Выдающиеся карачаевцы[править | править код]
Байчоров Курман Умарович (1951-2002) — доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик ААН и БПА, основатель кафедры Начертательной геометрии и графики Северо-Кавказской Государственной Гуманитарно-Технологической Академии, основатель кафедры педагогики и психологии Карачаево-Черкесского филиала Московского Открытого Социального Университета, автор более 50 научных работ и 70 монографий в области педагогики и психологии. Заслуженный деятель науки КЧР.
Бадахов Аскер Мырзакулович(1921—1988)- гвардии полковник, кавалер ордена Суворова III степени, дважды Герой Советского Союза.
Бадахов Хамзат Ибраевич (1917—1996) — Герой Советского Союза, Российской Федерации.
Байрамуков Джадтай Каитбиевич — бесстрашный воин, Полный Георгиевский кавалер, народный герой.
Крымшамхалов Магомед-Гери Азамат-Гериевич (1888 — ?) — бесстрашный воин, Герой Первой мировой войны, Кавалер ордена Св. Георгия.
Богатырев Харун Умарович (1907—1966) — полководец, Гвардии полковник, Герой Советского Союза.
Чочуев Харун Адамеевич (1919—1987) — командир, Герой Российской Федерации. Партизанский отряд «Свобода» под его командованием провел 92 боя и ни в одном из них не потерпел поражения. Решением местной администрации города Неслуши (Словакия) от 5 февраля 1988 года центральная улица названа именем Харуна Адамеевича Чочуева.
Касаев Осман Муссаевич — бесстрашный воин, легендарный партизанский командир, Герой Советского Союза.
Узденов Дугербий Танаевич (1917—2005) — бесстрашный воин, легендарный разведчик, Герой Российской Федерации.
Файл:Win Renat Akbaev.jpg Ренат Акбаев — 3-х кратный чемпион мира по борьбе на поясах
Голаев Джанибек Нанакович (1917—1943) — бесстрашный воин, летчик-истребитель, Герой Российской Федерации.
Магометов Солтан Кеккезович — генерал-полковник бронетанковых войск, Главный военный советник в Сирии и Афганистане. Известный военачальник и дипломат.
Семенов Владимир Магомедович — главнокомандующий Сухопутными войсками — заместитель министра обороны СССР, командующий Силами общего назначения Объединенных Вооруженных Сил СНГ, главнокомандующий Сухопутными войсками РФ.
Эбзеев Борис Сафарович — профессор, доктор юридических наук, судья Конституционного Суда РФ.
Урусова Байдымат Исхаковна — профессор, автор ряда уникальных научных открытий, первый доктор физико-математических наук среди женщин Северного Кавказа.
Байрамуков Мухтар Хусеевич (Алан Берков) — знаменитый гонщик, первый российский претендент на участие в «Формуле-1». Был лично знаком со знаменитым автогонщиком Айртоном Сеной.
Аслан Кокаев — чемпион мира по каратэ-до. Мастер спорта международного класса.
Кемал Урусов — Чемпион по кикбоксу в турнире между клубами Турции, Первое место в чемпионате Анкары по кикбоксу
Ахмат Доттуев — Интерконтинентальный чемпион мира по профессиональному боксу по версиям WBC и IBF, 1996 и 1998 гг
Руслан Сарыев — трехкратный абсолютный чемпион мира по армреслингу, легенда армреслинга
Роберт Чомаев — 5-ый чемпион мира по армреслингу. Великобритания,Польша,Болгария 2006—2009,Заслуженный тренер Российской Федерации.
,,,Расул Чотчаев — 5-ый чемпион мира по армреслингу. Заслуженный мастер спорта.
,,,Дагир Тебуев — абсолютный чемпион мира по армреслингу(2001 год. Польша) Заслуженный тренер Российской Федерации.
,,,Казбек Чагаров −2-ый чемпион мира. Заслуженный мастер спорта
Характер народа[править | править код]
Изолированный образ жизни в гораx в течениe многих веков послужил причиной формирования уникального национального характера горцев. Карачаевцы проживают в сообществах, которыe подразделяются на кланы и фамилии: Юйдеги, Атаул, Тукъум, Тийре.
Карачаевцы очень независимы в своем поведении и являются сторонниками свободы. У карачаевцев сильные, исторически сложившиеся, обычаи и традиции, которые регулируют практически все аспекты жизни: свадьба, похороны, вынесение семейных решений и т. д. Карачаевцы никогда не обидят своего гостя. Беспрекословное подчинение старшим — многовековой закон. Они продолжают по-настоящее время хранить особое отношение к женщине (девушке). Факт оскорбления родителей карачаевца является фатальным проступком для обидчика. Известны случаи кровной мести и в настоящее время.
Народная песня о сражении «Хасаука»[]
Эта песня была сложена в 1828 году, и занимает достойное место в карачаево-балкарском (аланском) фольклоре.
Кричит дауле: «Хахай, тревога!
Всех родичей, друзей Карачая зовите,
Пусть быстро примчаться к нам,
В черный день окажут помощь.
Кровавый царь совершает много насилий.
Давайте, парни!
Армия царя уже на подступах.
Царь хочет напиться нашей крови,
И в тесном ущелье не дает спокойно жить.
Враг пришел, дошел до Хасауки,
Удобные дороги узнал от Амантиша.
Это князь- чанка нас предает,
Ценой Карачая наедается.
У генерала таки- душевные друзья,
Прямо его рукава, полы.
Это они- наши прямые враги.
К ним у нас очень много исков.
Если это генерал нас победит-
Когти свои в нас вонзит,
Рвать будет нас, уничтожать,
Данью сдерет с нас кожу.
От зла пока мы не сварились,
Пока не попали в плен к злодею,
Объединимся, и о дальних вспомним,
В родном ущелье свой край защитим!
Горные львы! Выходите смело,
Вражье войско валите быстрее!
Пусть рука ловко нажимает курок,
Пусть покраснеют от вражьей крови дороги Хасауки!»
Эбекку улу пошел в крепость за серой,
Очень старался найти ее-
Лавиной завалило огненную жилу.
«О боже!»- сказал Дауут, прикусив губу.
Набрав в одну ладонь огня,
Начал искать не достающее к нему.
Ракитник покрошил,
Серу добавил, все перемешал.
Состав в форму разлили,
Готовые свинцовые пули во врага полетели.
Одному толстому попали в грудь,
Многих подобных ему свалили в пропасть.
В руках смельчаков джигитов
Горские ружья полили беспрерывно.
Все дороги на подступах к Хасауке
Наполнились мертвыми телами.
С воинственным кличем
Горец прыгает с камня на камень,
Смельчак парень- пусть генерала убьет,
Голову его отрежет и принесет нам.
Батыр Умар смело идет.
«Не бойтесь!»- кричит и убивает врагов.
«Догоняйте!»- поджидает отставших,
стреляет и валит врагов одного за другим.
Но вот пуля попала в славного нашего Умара.
В недобрый день он оседлал своего Чубара.
Должен был родиться для такого дня.
Даулет идет закрыть его очи.
Когда кончился огонь, пули кончились,
Деревья, камни взамен огня- ядер полетели.
Хоть стальные тела у войнов львов устали,
Но врагов- офицеров свалили на камни.
Эта битва- война еще долго длилась бы,
И голова генерала досталось бы нам-
Да мало бойцов, на место погибших некому встать.
И оружия нет, воевать нечем.
Враг ворвался.
Цепью по ущелью идет вверх.
Батыр Кайтук взглянул на детей:
Маленькие горцы. Они подрастут
И за пролитую кровь своих отцов отомстят.
Фольклор
Покорению Карачая генералом Эммануелем в 1828 г. народ посвятил знаменитые песни «Хасаука», «Песнь об Умаре», которые являются одними из самых популярных в Карачае и Балкарии (Рахаев 2002: 59). Являясь выдающимися образцами карачаево-балкарского фольклора и своеобразной устной летописью народа, эти песни наиболее полно отражают беззаветный героизм свободолюбивого народа. В этом сражении погиб один из храбрейших сынов Карачая — герой Хасаукинского сражения Умар. Его имя упоминается в «Хасауке», но, очевидно, позднее народ создал произведение, целиком посвященное ему. Исторические песни карачаевцев не знают героя без боевого скакуна (тулпар ат). Герой разговаривает с конем, как с товарищем, поверяет ему свою судьбу, наделяет его превосходными эпитетами, холит и лелеет его. В бою конь не только способствует совершению подвигов героем, но и сам становится участником боя. В большинстве карачаевобалкарских героико-исторических песен высокий, гнедой (тору, хора), или серый (боз алаша), тонконогий (къошунаякълы) конь обгоняет ветер, топчет копытами врагов, подставляет во время боя свой бок под свинцовый дождь вражеских пуль, превосходит хозяина в даре предвидения, быстроте реакций в сложных ситуациях. Конь до конца разделяет судьбу своего хозяина. Если сраженный герой падает с коня, то верный конь скорбит об убитом хозяине (Малкондуев 2000: 182). Этот художественный приём, характерный для нартского эпоса, применяется и здесь: Акъджал атынг кючлю тукъум эснеди, Твой конь соловый (белогри- вый) глубоко вздохнул, Ачы кишнеб “Болур болду” дегенди, Горестно заржал: «Все кончено!» — сказав. (Антология 1965: 85). Предчувствуя близкую смерть лежащего без движения Умара, его верный Чубар оставил поле брани, помчался к дому Айшат и сообщил о близкой кончине своего хозяина. «Вместе с Айшат плачут горы, деревья и камни», а «черные сакральные камни Карачая сегодня растают подобно глыбе соли, увидев как их славный сын распрощался с жизнью». Так народ увековечил героизм, самоотверженность и патриотизм героя Хасаукинского сражения — Умара.