Литература

В помощь ученикам

Образы чиновников

В «Ревизоре» каждый образ описан очень четко и ярко. Все чиновники представляют собой те или иные пороки, которые в общей сложности складываются в картину полной разрухи города. В любом из них сочетаются гиперболизированные качества. При этом ни один из них не является злым.

Для всех чиновников в «Ревизоре» характерны общие черты. Все они – примерные семьянины. Все они берут взятки, и соответственно, не стесняются и не боятся их давать. Каждый из них лебезит перед вышестоящим начальством. В попытке услужить любой из чиновников забывает и теряет себя. В общем-то каждый из них – добродушный человек, не желающий никому зла. Просто никто их них не несет ответственности за собственную должность и невыполнение своей обязанности. От того, что каждый из них позволяет себе жить и работать именно так, город превращается в свалку, где царит грязь и разруха.

Что такое сатира

Сатира в литературе используется для того, чтобы высмеять те или иные пороки. В комедии сатира призвана с помощью юмора, иронии, сарказма, обличить то, что в жизни является негативным и отрицательным. С помощью юмора читатель понимает, как на самом деле страшно описываемое событие. Острые и яркие образы, которых сложно встретить в настоящей жизни, дают возможность взглянуть на мир иначе. Все пороки, которые в обычном человеке не всегда видны на первый взгляд, здесь очевидны. С помощью сатиры автор подчеркивает и высмеивает явление, которые считает неприемлемыми в реальной жизни. Но, к сожалению, действительность такова, что именно в реальности сатира черпает свои истоки.

Контекст времени и отношение общества к взяткам

Время, в которое создавалась пьеса «Ревизор» Николая Гоголя, было характеризовано великим кризисом в царской России. Это был период, когда взятки и коррупция были широко распространены на всех уровнях государственной власти.

К принятию взяток и подкупу чиновников относились как к обычному и приемлемому явлению. В реальной жизни взятки считались нормой и само собой разумеющимся способом решения любых вопросов. Автор Гоголь, создавая своего героя Хлестакова, по сути, изображает типичного чиновника того времени, который без стеснения и совести принимает взятки и не придает этому особого значения.

В пьесе «Ревизор» Гоголь сатирически иронизирует над отношением общества к взяткам и подкупу. Он показывает, что коррупция проникла в каждый уголок общества и подпортила его моральные ценности. Гоголь через свою пьесу поднимает вопрос о необходимости перемен и борьбы с коррупцией.

В контексте времени пьесы «Ревизор», когда коррупция и взятки считались нормой, ироничное обращение Гоголя к этому явлению вызывало смех у зрителей. Однако, автор также намекает на то, что данная проблема несмотря на свою смешность, является серьезной и требует внимания и решения.

Пьеса «Ревизор» Гоголя стала не только зеркалом общества своего времени, но и актуальной и по сей день. Взятки и коррупция остаются актуальной проблемой во многих странах мира, в том числе и в России. Пьеса Гоголя все еще вызывает смех и насмешки, но ее главное значение заключается в том, чтобы вселять надежду на перемену и борьбу с коррупцией.

Критика взяток в «Ревизоре» и их актуальность в наше время

Комедия «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя является пронзительной критикой общественных пороков, в том числе и коррупции. Удивительно, что проблема взяток, затронутая в пьесе, остается актуальной и в наше время.

Гоголь в своей пьесе обличает систему, где взяточничество в процветает, а честные чиновники являются редкостью. Главный герой пьесы, Хлестаков, приходит в город, где его по ошибке принимают за долгожданного ревизора. Он пользуется своим положением, требуя взятки и подкупая местных чиновников. Таким образом, Гоголь показывает, что взятками все погрязли, от мелких чиновников до губернатора.

Критика взяток в пьесе не ограничивается обличением системы, но она также обращает внимание на пагубное влияние коррупции на саму мораль общества в целом. Честные люди превращаются в предателей и мошенников, пытаясь получить собственную выгоду

Неудивительно, что критика взяток, выраженная Гоголем в «Ревизоре», всегда остается актуальной, ведь коррупция до сих пор пронизывает наше общество. Многочисленные скандалы и дела о взятках заполняют страницы газет, а попытки борьбы с коррупцией часто оказываются безуспешными.

В конечном счете, «Ревизор» Гоголя стимулирует зрителя задуматься о проблеме взяток и вдохновляет на более активное участие в борьбе с этим явлением. В наше время, когда коррупция продолжает разрушать наше общество, мы должны вспомнить о замысле Гоголя и стремиться изменить эту ситуацию.

Вариант 3

С первых страниц  произведения Гоголя мы видим, как писатель показал целый мир казнокрадов и людей, занимающихся взятками. При этом им были использованы разнообразные художественные приемы, подчеркивающие всю суть характера чиновников.

В начале комедии перед нами предстает частный пристав Уховертов, уездный лекарь Гибнер. Сами фамилии дают представления об этих людях. Сам сюжет вводит нас в небольшой уездный городок, где жизнь шла своим чередом, если бы не внезапный приезд  ревизора. Такой сюжет позволил нам увидеть все пороки  местных чиновников, которые направляют все усилия для соблюдения внешней благопристойности. Вместо того, чтобы решать важные задачи, они приступают к наведению порядка. Самым , наверное, главным образом можно считать городничего. Именно он обобщил всех чиновников того времени. В нем удачно сочетались черты мошенника и хитреца. Чувствуя себя полновластным хозяином в городе, он не осуждает взяточничество и воровство. Для него не существует никаких ограничений морали. Так, чтобы положить себе больше денег от торговцев, он празднует именины два раза в год. Сумма, отведенная на воздвижение храма, ушла в его карман. Однако по отношению к Хлестакову он ведет себя как пресмыкающееся, пытаясь дать ему взятку.

Окружение городничего такое же. Возьмем, к примеру, судью Ляпкина –Тяпкина, который дружен  с ним. Благодаря тому, что он в своей жизни прочитал несколько книг, считал себя умным, и поэтому мог рассуждать свободно о чем угодно. Земляника даже не пытается помочь больным, а лишь спокойно думает о том, что простой человек или должен выздороветь или умереть. Смотритель уездных училищ Хлопов боится всякого начальства и только дрожит перед ним, боясь сказать хоть слово. Шпекин лишь только на вид кажется простым и милым человеком. На самом деле он любит вскрывать чужие письма, и поэтому знает обо всех все. Помимо этих чиновников писатель показывает нам мелкого служащего Хлестакова, прибывшего из Петербурга, который вначале не соображает, почему его так радушно принимают. Но потом, он так искусно входит в роль ревизора, что даже начинает завираться. Да и ему нравится быть в этом звании. Именно Хлестаков и показал яркий пример чиновничества того времени. Именно такие люди, полные двуличием и малообразованностью, пошлостью и высокомерием служили в эпоху Николая I . И практически среди них не было честного человека, который по праву мог служить государю.

Отношение критиков к комедии

Значение комедии в истории русской драматургии

Отзывы современников и критиков о комедии «Ревизор» были от крайне отрицательных до восторженных. Известные издатели Ф. Булгарин и О. Сенковский оценили пьесу как допотопное, баснословное и нелепое произведение, лишенное правдоподобности, не соответствующее реальной жизни. Белинский отмечал, что в «Ревизоре» Гоголь разоблачил «пустоту, наполненную деятельностью мелких страстей и мелкого эгоизма». Выявляя отрицательные явления жизни, Гоголь пытается высмеять их, чтобы вскрыть причины и заставить зрителя задуматься над их зловредностью, избавиться от них. Им тонко подмечено, что люди не боятся прослыть жадными и злыми, глупыми или жестокими, им страшно быть смешными. А. Григорьев заметил, что в пьесе «один смех только и выступает честным и карающим лицом». К. Аксаков вступил в полемику с теми, «кто называл пьесу грубой и плоской», ибо«Гоголь – истинный поэт», в его «комическом и смешном» есть глубокая поэзия.

Переоценить значение комедии «Ревизор» невозможно. Она не устарела в наше время, ведь не исчезли явления «хлестаковщины», чинопочитания, взяточничества, очковтирательства, казнокрадства, и прочих пороков, выставленных на смех в комедии. Пьеса до сих пор ставится на театральных сценах всего мира и пользуется популярностью.

Словарь

1. Пасквиль – произведение, содержащее злобную клевету, оскорбления.

2. Фарс – комедия с легким содержанием.

3. Иерархическая лестница – расположение чинов, званий или должностей в последовательности от низших к высшим.

4. Присутственные места – государственное учреждение, судебная канцелярия.

5. Арапник – кнут для псовой охоты.

6. Почтмейстер – начальник почты.

7. Вольтерьянцы – вольнодумцы, последователи учения философа Вольтера.

8. Очковтирательство – обман, видимость благополучия.

В материалах урока использован снимки со спектакля «Ревизор» в исполнении актеров Государственного академического Малого театра.

Мотивы героев для дачи взяток

В романе «Ревизор» герои дарят взятки по разным мотивам, которые косвенно связаны с общественной системой и нравами эпохи.

  • Личные интересы: Некоторые герои дарят взятки, чтобы защитить свои собственные интересы или избежать неприятностей. Они понимают, что взятка является способом получить личную выгоду или избежать наказания. Например, Аммос Федорович Пронькин делает взятки, чтобы не быть оштрафованным за долги перед государством.
  • Продвижение в служебной карьере: Некоторые герои надеются получить повышение в должности или другие привилегии, давая взятки. Они осознают, что в обществе базируется на системе денежных отношений и коррупции, и используют эту систему в своих интересах. Например, Аполлинария Ивановна делает взятку, чтобы ее муж, Аммос Федорович Пронькин, получил должность по привилегии.
  • Страх и запугивание: Некоторые герои вынуждены давать взятки из-за страха или чтобы избежать преследования. Они понимают, что отказ от взятки может привести к серьезным последствиям для них или для их близких. Например, глава города Антон Антонович дает взятку инспектору Хлестакову, чтобы избежать публичной компрометации и угрозы своей власти.

Взятки, которые герои дарят в романе «Ревизор», являются отражением социальных и этических аспектов общества того времени. Они показывают сложность и противоречивость человеческой натуры и остроту проблемы коррупции. Взятки стали мощным оружием в социальной борьбе и символизируют разложение власти и нравов в России того времени.

Пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор». Разоблачение нравственных пороков людей

Н. В. Гоголь рассматривал театр как трибуну, с которой можно «целой толпе, целой тысяче народа за одним разом» прочитать «живой, полезный урок». «Ревизор» — это общественная комедия, события в которой рассматриваются в масштабах уездного города, «от которого хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», представляющего собой типичный образ русских уездных городов.

Для проезжих, а особенно для важных, значительных персон, в нем царит благополучие: «…улицы выметены, во всем порядок, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало…» Но это созданный городничим и его подчиненными мираж, за которым скрывается истинная жизнь города, построенная на ложной морали. Взятки, обман, воровство на службе, даже чтение почтмейстером чужих писем считаются нормой, а городничего называют умным, ибо «он не любит пропускать того, что плывет в руки». Существует даже некая иерархия взяточничества, согласно которой нельзя «брать не по чину». Каждый чиновник, как и принято, «радеет о своих выгодах », не желая честно исполнять служебный долг. В городе царит беспорядок в государственных учреждениях. Так, судья Ляпкин-Тяпкин, человек, представляющий правосудие, отвечающий за жизни других людей, по своим же собственным словам, «даже не заглядывает в докладные записки — только рукой махает». Он берёт взятки «борзыми щенками», так как увлекается охотой. Попечитель богоугодных заведений Земляника ворует казённые деньги, у него больные «выздоравливают, как мухи». Смотритель училищ Хлопов труслив до абсурда. Мздоимство, беззаконие, внутренняя пустота, невежество – те пороки, которые обличает Гоголь в образах городских чиновников.

Мнимую идиллию уездного города, нарушает страшное известие — приехал ревизор. В суматохе перепуганные чиновники, старающиеся создать видимость порядка и своей честности, принимают за инкогнито проезжего петербургского регистратора, оказавшись сбитыми с толку его самоуверенностью и манерой поведения типичного столичного чиновника. Мнимый ревизор Хлестаков — такой, каким он представляется чиновникам города. Хлестаков, «находящийся на дружеской ноге с Пушкиным», имеющий один из самых знаменитых домов в Петербурге, «где собираются князья и графы, а иной раз и министр», Хлестаков, «которого сам государственный совет боится», — фантом, призрак. Этому призраку и начинают всячески прислуживать и угождать чиновники, на которых лживые рассказы Хлестакова производят огромное впечатление именно потому, что Хлестаков – из Петербурга. Столица набрасывает тень на всю Россию. Петербург раздавил Хлестакова как личность

Будучи всего лишь регистратором, Хлестаков считает себя важной персоной и даже не удивляется повышенному вниманию и заботе чиновников, считая это в порядке вещей. Пустой, избалованный, склонный к болтовне и сплетням, жаждущий карьеры и успеха – таким предстаёт перед читателем Хлестаков

Но мы видим, что идеалы мелкого петербургского чиновника и «отцов» уездного города одни и те же. Городничий, который, породнившись с «простым елестратишкой», радуется, что «сделался птицей высокого полета», мечтает «влезть в генералы». Судья Ляпкин-Тяпкин считает себя куда более достойным претендентом на эту должность, опять же питая иллюзии по поводу собственной значимости. Городничему, его жене и дочери все начинают оказывать мнимые почести, выражать лживую, неискреннюю радость, в душе завидуя им и проклиная их.

Карикатурные образы начинают выглядеть страшными, пугающими своей бесчеловечной сутью, немощью духа, внутренней пустотой. Недаром как прозрение звучат слова городничего: «Где я? Ничего не вижу… Ни одного человеческого лица… Вокруг только рыла, рыла…».

Самой большой опасностью Гоголь считает то, что попрание законов нравственных угрожает людям страшной бедой – расчеловечиванием человека, потерей божественной сути в человеке. Убога жизнь героев «Ревизора», убог их внутренний мир, они – настоящее скопище пороков.

Лицемерие

Каждый чиновник ведет себя как настоящий лицемер. С простым народом герои общаются презрительно, даже к помещикам у них пренебрежительное отношение.

Земляника совершенно незаинтересован в том, как живут люди. По его мнению, если человеку суждено выздороветь, он выздоровеет, а если суждено умереть – он умрет.

Шпекин читает чужие письма, совершенно не задумываясь о том, что в них содержится личная информация.

Чиновники считают, что им все дозволено, однако перед людьми, стоящими выше, они лебезят и стараются всячески им угодить. Приезд Хлестакова, которого посчитали за ревизора, раскрывает этот порок с огромной силой. Чиновники стараются сделать так, что герой, от которого зависит их дальнейшее положение, не заметил всех недочетов их службы. Для этого они угождают ему и дают взятки.

Роль взяток в «Ревизоре»

Взятки играют важную роль в пьесе «Ревизор» Н. В. Гоголя, отражая коррупцию и порочность общественной системы того времени. Взятки становятся основным мотивом сюжета, провоцируя цепь событий и характеризуя каждого персонажа.

  1. Влияние взяток на поведение персонажей

    Взятки в пьесе оказывают громадное влияние на поведение всех персонажей, иллюстрируя их моральную слабость и готовность предать принципы ради личной выгоды. У каждого персонажа, от губернатора до поповича, есть своя причина для приема взяток — обогатиться, сохранить должность или получить какую-то выгоду. Это ставит под угрозу их репутацию и приводит к разрушению общественных отношений.

  2. Взятки как средство контроля

    Взятки также являются средством контроля за властью и обладателями власти. Народ их предлагает, чтобы получить нужные услуги или изменить существующую систему. На самом деле, взятки в пьесе являются инструментом насмешки над беспомощностью, коррупцией и бесправием народа. Они подчеркивают невозможность изменить сложившуюся ситуацию и показывают, что все персонажи в истории остаются виноватыми.

  3. Взятки и искажение идентичности

    Взятки также играют роль в искажении идентичности персонажей. Когда Хлестакову предлагают взятку, его собственная ложная идентичность становится еще более запутанной. В результате, его настоящая личность теряется и он все время остается в роли лживого ревизора, получая выгоду от своих обманов.

  4. Разоблачение и последствия

    В конце пьесы взятки разоблачаются, и каждый персонаж сталкивается с последствиями своих действий. Это показывает, что взятки невозможно скрывать навсегда и они обязательно приведут к наказанию. Разоблачение также выявляет характер героев и создает комические ситуации, что делает пьесу еще более сатиричной.

Взятки в «Ревизоре» Гоголя являются не только забавным элементом в сюжете, но и символизируют разрушительный эффект коррупции на общество. Они показывают слабость и нравственное упадание персонажей и выявляют темные стороны той эпохи, а также вызывают общественное размышление о проблемах коррупции и честности в обществе.

Сочинение 2 вариант

В пьесе Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» в форме сатиры обличаются недостатки мира чиновников

Описывая их, писатель акцентирует внимание на лицемерии, коррупции, разграблении казны и мошенничестве, которые царят в небольшом глубинном городке

Разберем первый порок – лицемерие. Чиновники лицемерят даже с помещиками, не говоря уже о простых крестьянах. Землянику совсем не интересует жизнь простых людей. Он считает, что коли судьба у человека выздороветь, то он выздоровеет, а если умереть, то умрет. Щепкин, нарушая права людей, подло читает их письма. Чиновники думают, что им можно абсолютно все, но, тем не менее, перед вышестоящим начальством угодничают и подхалимничают. Именно появление Хлестакова в городе в полной мере открывает этот порок. Всеми возможными способами чиновники пытаются скрыть погрешности в своей работе. Даже не брезгуют дачей взятки.

Второй порок мира чиновников – коррупция. Этой проблеме в произведении автор отвел особое место. Все, кто посещал Хлестакова, старались дать ему взятку. Они считали, что за свои грехи можно вполне заплатить деньгами. Для них это было намного проще, чем добросовестно выполнять свои служебные обязанности. Чиновники привыкли каждый день решать свои проблемы через систему взяток. Ляпкин-Тяпкин, например, установил таксу борзыми щенками. Сквозник-Дмухановский также принимает всяческие подношения от купцов. Они уверенны, что во всех городах чиновники живут также. Персонажи «Ревизора» приловчились давать взятки самыми разнообразными способами и самым разным должностным лицам.

Следующий порок – расхищение казны и мошенничество. Помимо взяток, чиновники смеют пользоваться деньгами, которые выделяются на благоустройство жизни народа. В процессе эпопеи с приездом ревизора становится известно о пропаже средств, для постройки церкви. Градоначальник подговорил всех сказать, что он разрушена вследствие пожара, в то время, как церковь даже не начинали строить. Сквозник-Дмухановский довольно спокойно отзывается о сложившейся ситуации, что говорит о привычном деле. Известно, что рыба гниет с головы, поэтому подчиненные, подобно городничему не брезгуют мошенничеством. В их распоряжении находится все самое лучшее, в то время, как больницы не могут приобрести лекарства, а в тюрьмах голодают люди. Все потому, что средства, выделенные для нужд населения, разворованы властителями.

Можно с уверенностью сказать, что все эти люди не только на службе плохи, но и в жизни.

Последствия взяток с точки зрения Гоголя

Во-первых, практика взяточничества приводит к коррупции в государственных органах и систематическим злоупотреблениям властью. В комедии это наглядно показано через образы городского начальника Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина и его помощника Луки Лукича. Эти персонажи принимают взятки, чтобы скрыть свою некомпетентность и образовать себе благоприятную среду. В результате, компетентные и честные люди лишаются возможности получить должную помощь и справедливость.

Во-вторых, взятки создают неблагоприятный климат в бизнесе и подрывают условия справедливой конкуренции. Это негативно влияет на экономическую систему города и страны в целом. В комедии Гоголь показывает, как взятки внушают страх, неуверенность и несправедливость среди бизнесменов, что приводит к искажению рыночных отношений и ограничениям для развития предпринимательской активности.

В-третьих, взятки подрывают моральные ценности общества, портят межличностные отношения и разрушают доверие между людьми. Это очень ярко представлено в комедии «Ревизор», где каждый персонаж стремится заполучить выгоду за счет других, рассчитывая на собственную выгоду и не заботясь о моральных принципах. В конечном счете, это приводит к потере доверия и уважения в обществе, что является серьезным социальным разрушением.

Таким образом, Гоголь в своей комедии «Ревизор» критически относится к практике взяточничества и показывает, какие негативные последствия она приносит обществу. Взятки ведут к коррупции, нарушают справедливость, подрывают конкуренцию, разрушают доверие, что приводит к деградации и упадку общества.

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 30.04.2023 11:30 3631 Колосова Юля

Таблица сравнения по произведению \»Горе от ума\»Век нынешний и век минувший. 1.Представители Век н

Ответов: 2

Литература 30.06.2023 08:53 910 Пономарев Никита

Вступление связь поэмы Лермонтова с устным народным творчеством кратко

Ответов: 2

Литература 16.06.2023 14:04 1488 Коюда Вася

помогите сделать таблицу сходство и различия песня о вещем олеге и повесть временных лет о вещем оле

Ответов: 2

Литература 30.04.2023 09:48 2964 Бруг Алексей

1)Происхождение и социальное положение(Кирибеевич и Калашников) 2)Прошлое Кирибеевича и Калашникова

Ответов: 2

Литература 19.06.2023 23:54 1478 Глонюк Марина

10 интересных фактов о А С Пушкине для 5 класса​

Ответов: 1

Литература 04.05.2023 01:35 507 Александрова Александра

Отношение к книгам и просвещению у Софьи в комедии горе от ума

Ответов: 2

Литература 17.05.2023 16:24 2498 Никулина Юлия

высказывания (цитаты) Базарова и Павла Петровича об искусстве, принципах, народе, образовании, науке

Ответов: 2

Литература 01.05.2023 00:48 1108 Городецкая Катя

Написать отзыв о сказке Юрьевича Лермонтова ашик-кериб​

Ответов: 3

Литература 29.04.2023 12:50 1082 Ибатуллин Марсель

Помогите пожалуйста. Составьте план по произведению Ивины Л.Н. Толстой!!!

Ответов: 2

Литература 03.06.2023 17:27 160 Ilyunov Sergey

СРОЧНО!Как называлась комната в доме няни? стихотворение (Няне)​

Ответов: 1

Сочинение

Выход комедии «Ревизор» Гоголя очень сильно всколыхнул общество того времени. Произведение вышло как нельзя кстати, когда произвол чиновничества начинал достигать своего пика. Кто-то должен был вскрыть эту гниющую рану и показать всему свету те проблемы, на которые было принято закрывать глаза. Комедия является социально-политической, как в зеркале отражая пороки человечества.

По сюжету в небольшой город должен приехать ревизор с проверкой. Этот слух сильно потряс местное чиновничество. Особенно городничего. Пытаясь прикрыть свои недочеты и мошенничества, местное руководство, само того не осознавая, разоблачает себя. Вместо того, чтобы исправить свои ошибки, все пытаются прикрыть их. Городничий усердно раздает всем советы. Ведь он – вершина айсберга. Он в курсе всех событий, происходящих под его управлением. Но он старательно делает вид, что ничего не замечает. С удовольствием берет взятки и поощряет неблаговидные поступки.

В каждом из чиновников можно различить отдельную сферу общества. Так судья Ляпкин-Тяпкин с трогательной гордостью признает, что любит брать взятки борзыми щенками, потому что так сильно увлечен охотой. И он искренне не понимает, что взятки в судопроизводстве – дело не просто позорное, но и ужасающее. Земляника, представляющий сферу медицины, с жестокостью и циничностью говорит о том, как лишает больных лекарств. Как попечитель богоугодных заведений он совершенно далек от этого дела. Признается, что лекарем у него работает доктор Гибнер, который русский язык совершенно не знает. Про систему образования и говорить нечего. Под руководством Луки Лукича Хлопова ее состояние оставляет желать лучшего.

Хлестаков, которого все принимают за ревизора, выступает в роли того самого зеркала.  Глядя в него, чиновники показывают себя такими, какие они есть. Они и понятия не имеют, что он занимает низшую ступень в иерархии чиновничества. Тогда они относились бы к нему иначе. Этим Гоголь еще раз прекрасно показывает, с каким презрением люди могут относиться к низшим чинам и как превозносить высшие.

Автор ясно и четко показывает хамство, жадность, лицемерие власти. Угодничество и лень хорошо прослеживаются в каждой сцене. Удивительно, но люди даже не способны замечать за собой подобных недостатков, искренне считая, что узость взглядов, ложь и сплетни не могут быть пороками.

Вышедшая комедия негативно была встречена в высшем свете. Дворянство оскорбилось, что было представлено в таком неприглядном виде. Хотя сам царь Николай 1 согласился с мнением Гоголя. Автор отстаивал свое мнение и на критику приписал эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Пьеса до сих пор весьма актуальна и в наше время.

Изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”

Комедия Н. В. Гоголя Ревизор является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитых комедиях Недоросль Д. И. Фонвизина и Горе от ума А. С. Грибоедова. Ревизор представляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века. При описании этого мира Н. В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжений литературные приемы, позволяющие охарактеризовать своих персонажей, сделав это в занимательной и легко доступной зрителю и читателю форме. На первой же странице мы узнаем, что фамилия частного пристава Уховертов, а уездного лекаря Гибнер. Отсюда читатель получает достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении к ним автора. Кроме того, писатель дал краткие характеристики каждому из главных действующих лиц, которые помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно; Анна Андреевна: воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей; Хлестаков: без царя в голове, говорит и действует без всякого соображения; Осип: слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет; Ляпкин-Тяпкин: человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен; почтмейстер: простодушный до наивности человек. Речевые портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, совершенная свинья в ермолке. Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. В качестве примера можно привести и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития действия, начиная с рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломину, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая сама себя высекла, и Бобчинский, просящий довести до сведения императора, что в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский, и многое другое. Кульминация и следующая за ней развязка наступают очень резко. Письмо Хлестакова дает событиям такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для Городничего гораздо более неправдоподобным, чем все фантазии Хлестакова. Городничему, по всей видимости, придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, ни удар настолько силен, что наступает нечто вроде прозрения: Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…. Чему смеетесь? Над собой смеетесь! бросает он в лицо чиновникам и в зал. Наделив Городничего сарказмом, Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии. В немой сцене стоят, как громом пораженные, обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, маленьких воришек для удовольствия больших. Пафос немой сцены как-то не вяжется с общим духом комедии. Комедия Ревизор сразу же стала одним из самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником пьес Островского. Император Николай I так сказал о ней: Всем тут досталось, а мне больше всех.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: