Реформация в европе. причины, последствия, итоги, особенности, деятели, сторонники, распространение, термины, суть

Реформация в европе. причины, последствия, итоги, особенности, деятели, сторонники, распространение, термины, суть кратко.

Католическая Реформация

Этот термин часто употребляется по отношению к возрождению внутри Римо — Католичества в период после открытия Тридентского собора (1545 г.) В более старых научных работах это движение называется «Контр—Реформацией»: как указывает сам термин, Римско— Католическая церковь разрабатывала средства для борьбы с Протестантской Реформацией, чтобы ограничить ее влияние. Однако становится все более очевидным, что частично Римско — Католическая Церковь противодействовала Реформации, реформируя себя изнутри, чтобы лишить почвы протестантскую критику. В этом смысле движение было в равной степени и реформацией Римско- Католической Церкви, и реакцией на Протестантскую Реформацию.Та озабоченность, которая лежала в основе Протестантской Реформации в Северной Европе, была направлена на обновление Католической Церкви, в частности в Испании и Италии. Тридентский собор, наиболее значительное событие периода Католической Реформации, прояснил католическое учение по ряду спорных вопросов и провел крайне необходимые реформы, касающиеся поведения духовенства, церковной дисциплины, религиозного образования и миссионерской деятельности. Этому движению способствовала реформация многих старых религиозных орденов и учреждением новых (например, ордена Иезуитов).

Деятели и сторонники Реформации

Сторонников Реформации в странах Европы называли протестантами, и это слово прижилось. Оно происходит от слова “протест”, так как эти люди протестовали против католической Церкви и её злоупотребления властью. Их хватало среди всех социальных слоёв, от крестьян до знатных дворян. А вот короткий список основных деятелей Реформации:

  • Мартин Лютер. Считается, что начало Реформации в Германии было положено именно тогда, когда он опубликовал свои “95 тезисов”, приколотив их к дверям местной церкви. Его последователей называли лютеранами.
  • Жан Кальвин. Ещё один видный деятель эпохи Реформации, основоположник кальвинизма. Начал он с развития идей Мартина Лютера, но впоследствии пошёл своим собственным путём, и его сторонники-кальвинисты в дальнейшем нередко враждовали с лютеранами, хотя и те, и те относились к протестантам.
  • Томас Мюнцер. Немецкий проповедник-протестант, деятельность которого привела к масштабному крестьянскому восстанию в Германии, вошедшему в историю, как немецкая крестьянская война XVI века.

Суть Реформации

Фактически Реформация стала церковным расколом, в результате которого от Римско-Католической Церкви отделились протестанты, которые, в свою очередь, позднее также раскололись на множество направлений и течений. По сути, Реформация в Европе положила конец безоговорочному владычеству католической Церкви в европейских государствах, так как за какие-то десятки лет многие страны стали целиком или почти целиком протестантскими. Это общественное-политическое и религиозное течение навсегда изменило облик Европы, а порождённый им протестантизм стал одним из трёх основных направлений христианства в мире наряду с католицизмом и православием. При этом суть Реформации была скорее революционной, нежели эволюционной – события развивались стремительно, сопровождаясь массовыми беспорядками, войнами и репрессиями.

Причины и предпосылки

На протяжении Средних веков церковь органично вписывалась в общество, поддерживая своим существованием весь феодальный строй: церковная иерархия отражала иерархию светскую, церковь являлась крупнейшим землевладельцем и т. д. Ее господствующее положение стало расшатываться вместе с феодализмом — появление в XIV-XV веках зачатков капитализма в Нидерландах и Северной Италии совпало с появлением предтечей Реформации: Джона Уиклифа в Англии и Яна Гуса в Чехии, выступавших против церковной собственности и иерархии.

Джон Уиклиф

Почву для Реформации подготовила деятельность гуманистов — Джованни Боккаччо, Лоренцо Валла, Эразма Роттердамского и пр., критиковавших обмирщение церкви и ее нынешний моральный облик. Однако большинство гуманистов, даже с наступлением Реформации, остались верны католицизму и критиковали многих сторонников церковной реформы. Тем не менее, их интеллектуальное наследие активно использовалось критиками католической церкви.

Центральными идеями Реформации стала секуляризация церковной собственности, упразднение сложной церковной иерархии, ликвидация привилегий духовенства, перевод богослужения на национальные языки, а так же снятие богословских ограничений с накопления богатств, что в итоге подстегнуло развитие капитализма.

Библия, а не церковь. Христос, а не папа римский

С таким девизом, в котором переосмысливаются религиозные ценности, выступил в конце XIV века, ещё задолго до Реформации, Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета. Он стал человеком, который напомнил католикам о старых идеях, на которых выросло христианство. За что и был сочтён еретиком.

Один из предшественников протестантизма, Джон Уиклиф первым перевёл Библию на английский язык, однако римская церковь не оценила его стараний, поскольку она была наделена абсолютной монополией на толкование Библии. Уилклиф учил, что каждый человек связан с Богом напрямую, и для этого ему не нужны никакие посредники. За эти деяния, а также за то, что клеймил Папу Римского отступником и антихристом, он и был уволен из Оксфорда, его учеников при этом вынудили отречься от его взглядов.


Владислав Муттих. «Ян Гус на костре в Констанце». (Pinterest)

Однако распространению его идей это уже не могло помешать: учение виклифистов стало идейной основой для общины лоллардистов и для проповедей Яна Гуса. Последний за свои идеи был сожжён на костре вместе со своими трудами. Труп Уиклифа был выкопан по решению Констанцского собора и тоже сожжён на костре. Показательные казни надолго отбили у мыслителей желание реформировать церковь.

Основные принципы реформации

Реформация – это движение, которое началось в XVI веке в Европе и привело к значительным изменениям в христианской церкви и обществе. Основные принципы реформации включают:

Свобода веры и личное отношение к Богу: Реформаторы утверждали, что вера – это личное дело каждого человека и что каждый имеет право на свободу совести и свободу выбора в отношении своих религиозных убеждений.

Источник авторитета: Реформаторы признавали Библию как единственный источник истинной религиозной исповеди. Они отвергали учение католической церкви о наличии незапятнанной и беспрерывной традиции и требовали возвращения к Евангелию.

Библейский принцип оправдания: Реформаторы утверждали, что человек не может быть оправдан перед Богом своими делами, а только верой в Иисуса Христа. Они отвергали идею, что благодать Божья можно приобрести через покаяние и исполнение хороших дел.

Служение всем верующим: Реформаторы признавали всеобщую священство всех верующих и отвергали идею иерархии в церкви, считая ее несовместимой с принципами христианства

Они ставили акцент на важности личного чтения и изучения Библии.

Реформа церковных обрядов: Реформаторы критиковали торговлю индульгенциями и практику откатаютских свиданий. Они стремились упразднить такие обряды и восстановить исходную форму христианской богослужебной практики.

Эти принципы стали основой реформационного движения, которое привело к разделению христианства на протестантскую и католическую церкви, а также к существенным изменениям в обществе и культуре.

Контрреформация

Процессы Реформации поставили католическую церковь на грань катастрофы — целые государства выходили из под контроля папства. Тем не менее, очень долго оно никак не реагировало на угрозу протестантизма, полагая, что со временем страсти улягутся. Однако уклонение в «ересь» Германии, Скандинавии, Венгрии и значительных регионов Франции и Англии сделали очевидным тот факт, что католическая церковь нуждается в реформе, если хочет сохранить лидирующие позиции в христианском мире.

Игнатий де Лойола

Процесс обновления католицизма получил среди противников название «Контрреформация«, а среди сторонников — «Католическая реформа«. На ее первом этапе шло активное создание новых монашеских орденов, которые ставили своей задачей восставить безупречный моральный облик церкви. В 1534 году Игнатием Лойолой было основано общество иезуитов, признанное папой римским в 1540 году. Оно ставило своей задачей проповедь католицизма, важнейшим условием которого стало повышение образовательного уровня духовенства — в короткие сроки иезуиты покрыли Европу сетью учебных заведений с весьма передовой для того времени системой обучения. Иезуитские школы окончили такие великие люди, как Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега и др.

Другим принципом иезуитов стала беззаветная служба папе, чья власть, по их представлениям, была выше власти земных монархов. Вскоре иезуиты приобрели темную славу — им приписывали устранение многих противников католицизма и репрессии против протестантов.

Тридентский собор

Еще в 1536 году папа Пий IV (Джоффре Борджиа) издал буллу, запрещавшую апелляцию мирян к церковному собору, тем самым отсекая все попытки реформы снизу. В 1542 году Лев X (Ипполито Медичи) создал Комиссию по чистоте вероучения, которой была подчинена инквизиция. А 15 марта 1545 года открылся первый за 100 лет Вселенский собор в городе Тренто, получивший название Тридентского собора. Он с перерывами проработал 18 лет, за которые сменилось три папы. Были рассмотрены основные вопросы католического вероучения, по итогам чего собор вынес постановление о запрете продажи индульгенций и введении однообразия церковной службы.

Тридентский собор

При этом ни один из догматов пересмотрен не был — сохранилось учение о чистилище, церкви, как вместилище благодати, непогрешимости папы римского, не произошло изменений в структуре духовенства или порядке назначения епископов. По итогам заседаний собора все духовенство и профессуру духовных учебных заведений обязали принести клятву полностью придерживаться его решений.

Папа Адриан VII (Николас Хит), закрывший собор, не внесший никаких принципиальных изменений в его постановления, тем не менее, в 1563 году разослал письма всем католическим государям, в котором заявил, что если Реформация дает возможность феодалам сосредоточить в руках огромную власть, то и католицизм должен предоставить такую возможность. Это обозначило второй этап Контрреформации — обновление структуры церкви.

Изменения в структуре церкви

В 1564 году, после признания автономии польской церкви, Адриан VII вынужден был одобрить изменения в структуре Католической церкви — чтобы не допустить перехода в протестантизм тех монархов, где шло религиозное противостояние, необходимо было продемонстрировать выгоды сотрудничества с Римом. Катализатором реформ стал переход Дании в Реформацию.

Памятник папе Адриану VII

Опыт выстраивания особых взаимоотношений между папой и королями уже был — еще в 1520 году был заключен конкордат между Мартином VI и Карлом IX Французским, по которому последний получил право назначать епископов, получать часть доходов с церковной десятины и распоряжаться имуществом церкви на территории Франции. Теперь этот опыт был расширен — в 1565 году аналогичный конкордат был заключен с английским королем Эдмундом III. В 1566 была признана автономия хорватской церкви, благодаря чему хорваты в большинстве своем сохранили католицизм. В 1567 году с королевой Дании Маргрете II был заключен конкордат, однако в дальнейшем Дания вновь уклонилась в Реформацию.

Со странами, где протестантизм не получил распространения — Италией, Испанией и Португалией, договоры были подписаны в 1590-е годы, однако они не вносили существенных изменений в отношения между монархами этих государств и папой. В целом, такая политика принесла плоды — католицизму удалось удержать позиции в Западной, Южной и, отчасти, Восточной Европе.

Реформация — Мартин Лютер

Мартин Лютер (1483—1546) – немецкий теолог, идеолог Реформации (реформация католицизма). Он сформулировал основные тезисы, сплотившие на раннем этапе сторонников Реформации.

Главный тезис Мартина Лютера – спасение только в вере. Вера человека это его личный священник, только ей можно оправдаться оказавшись перед богом. Отсюда следует, что церковь более не нужна верующему. Бог не знает разграничений между чернью и знатью, между мирянами и церковниками – все равны перед ним. Это утверждение, наверное, одна из ранних идей равноправия.

Такая идея равноправия опирается на естественно-правовую природу, как производная от божьей воли. При этом, естественное право это право светское, то, что помогает правителям управлять внешним – собственностью, поведением людей. Отсюда принцип разумности и целесообразности управления человеческими отношениями государством. Однако, есть и божественное право вне юрисдикции государства – отвечающее за все то, что внутри человека, за его духовный мир.

При этом, такое равноправие в теории Мартина Лютера не является причиной установления демократических принципов. Напротив, деятель Реформации призывал к подчинению монарху и терпению чинимого им произвола.

Мартин Лютер проповедовал отделение церкви от государства. Папская власть в его воззрениях может только помогать укреплять авторитет монарха. Это сработало на укрепление абсолютизма светской власти. Для политического сознания Германии того времени вообще была присуща идея всепроникающей веры в светское государство. А то, что Мартин Лютер ратовал за внутреннюю религиозность только укрепило его позиции.

Таким образом, то, за что выступал первый деятель Реформации, не сыграло на руку его учению. Еще больше стало царить бюргерство, религиозный фанатизм, эксплуатация крестьян.

Концепция «Гуманизма»

Термин «гуманизм» был впервые использован в 1808 году в отношении формы образования, в которой особое внимание уделялось греческой и латинской классике. В литературе это слово впервые появилось в трудах Сэмюэля Кольриджа Тейлора (1812), где оно использовалось для обозначения христологических взглядов — веры в то, что Иисус Христос имел исключительно человеческую природу

Взгляд Оскара Кристеллера на гуманизм широко распространен среди североамериканских и европейских ученых и до сих пор не опровергнут. Кристеллер рассматривает гуманизм как культурное и образовательное движение, озабоченное в первую очередь развитием красноречия в его различных проявлениях. Обращение к манерам, философии и политике имело второстепенное значение. Быть гуманистом означало интересоваться в первую очередь красноречием, а другими вещами лишь постольку, поскольку они были затронуты им. Гуманизм был по сути культурной программой, которая подчеркивала красноречие и опиралась на классическую древность как образец этого красноречия. В искусстве и архитектуре, как и в устной и письменной речи, античность рассматривалась как культурный источник, из которого Ренессанс черпал свои силы. Петрарка называл Цицерона своим отцом, а Вергилия — братом. Архитекторы пятнадцатого века упорно игнорировали готический стиль северной Европы, чтобы вернуться к классическим стилям античности. Цицерона изучали больше как оратора, чем как политического и морального писателя.

Короче говоря, гуманизм интересовался тем, как получать и выражать идеи, а не тем, в чем суть этих идей. Гуманист мог быть платоником или аристотелианцем, но в любом случае идеи, которые он рассматривал, были заимствованы из античности. Гуманист мог быть как скептиком, так и верующим, но в любом случае он отстаивал свои взгляды с точки зрения античности. Привлекательность взгляда Кристеллера на гуманизм заключается в том, что он прекрасно объясняет удивительное разнообразие эпохи Возрождения. В то время как Барон выделяет один набор идей в качестве центрального, а Берк Хардт — другой, Кристеллер указывает на то, что центральным был способ генерирования и обработки идей. Многообразие идей, характерное для гуманизма эпохи Возрождения, основывалось на общем согласии относительно того, как эти идеи вывести и выразить.

В ходе работы над диссертацией станет очевидным, что любое обсуждение взаимоотношений между гуманизмом и Реформацией полностью зависит от используемого определения гуманизма. Определение Кристеллера позволяет наиболее точно оценить взаимоотношения между двумя движениями.

Литературная и культурная программа гуманизма может быть суммирована в лозунге «Ad fontes» — Назад к истокам. Средневековые страдания отброшены в сторону, чтобы возродить интеллектуальную и художественную славу классической эпохи. «Фильтр» средневековых комментариев — как к юридическим текстам, так и к Библии — снимается, чтобы непосредственно познать оригинальные тексты. В применении к христианству этот лозунг означал прямое возвращение к основополагающим документам христианства — патристическим писателям и особенно к Библии.

Распространение Реформации в Европе

Швейцария

Вслед за Германией движение за переустройство церкви охватило множество других стран Европы, таких как Англия, Австрия, Франция, Дания, Норвегия, Венгрия. Следующим центром Реформации стала Швейцария, в которой новое протестантское вероучение основал Жан Кальвин.

Французский богослов Жан Кальвин, вдохновленный учением Мартина Лютера, стал протестантом. Положение протестантов во Франции было тяжелым, поэтому Жан Кальвин переехал жить в Женеву, где с 1535 года протестантизм становится государственной религией.

Для организации нового протестантского общества в Женеве были взяты за основу следующие идеи Жана Кальвина:

  1. Каждый человек должен развивать в себе следующие качества: скромность, трудолюбие, бережливость, расчетливость, прижимистость.
  2. Жизнь человека заранее предопределена Богом, человек не может изменить свою судьбу в лучшую сторону.
  3. Главная задача человеческой жизни – узнать и выполнить свое предназначение, для которого человек появился на свет. Чтобы узнать свое предназначение людям необходимо постоянно трудиться, заниматься земными делами, тем самым выявлять заложенные Богом таланты и способности.

 

кальвинизм

Кальвинистская церковь стала контролировать все процессы и вопросы в государстве, вмешивалась в частную жизнь горожан, отменила все католические праздники (праздники считались нерабочими днями, поэтому они были отменены), народные гуляния, карнавалы. Так как учение Жана Кальвина запрещало роскошь и восхваляло скромность, все жители Женевы стали носить темную неприметную одежду, женщины отказались от изящных причесок. В большинстве женевских домов хозяева даже разбивали зеркала, выражая, таким образом, свое презрение к заботе о внешнем виде.

Жан Кальвин 

Англия

В отличие от других европейских стран Реформация в Англии началась сверху- то есть по инициативе английского короля –Генриха VIII. Причиной этого стал конфликт между королем Англии и папой римским, не желавшим предоставить Генриху VIII разрешение на развод с его супругой (в то время европейские монархи могли развестись только по разрешению папы римского).

Генрих VIII стремился во что бы то ни стало получить разрешение на развод, так как хотел жениться на своей фрейлине – Анне Болейн. Поэтому отказ папы он не принял, и в 1534 году объявил себя главой английской церкви. Государство изъяло все монастырские земли и другое имущество у католического духовенства, что значительно усилило власть Генриха VIII.

Генрих VIII 

Ход Реформации

Датой начала процесса считается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций и власти Папы Римского. Роль единственного источника религиозной истины он отводил только Библии. Вскоре в 1520-ые начались гонения на протестантов. Они разделились на сторонников Мартина Лютера, Томаса Мюнцера и Ульриха Цвингли. В 1527 у протестантов появился первый университет в немецком городе Марбург, а Мартин Лютер перевел Библию на немецкий.

В Швейцарии лидером Реформации стал Жан Кальвин, который установил суровые религиозные порядки в Женеве. Его идеи повлияли на революцию в Нидерландах и на появление пресвитерианства в Шотландии. В 1527 в лютеранство перешла Швеция, а к 1540 оно распространилось в Прибалтике. Восточными рубежами Реформации стали Трансильвания и Речь Посполитая. В Англии разрыв с католичеством был завершен в 1559 году актом о супрематии”. Во Франции местных протестантов-кальвинистов называли гугенотами, во второй половине XVI века они стали участниками войн с королевской властью.

В 1533 в городе Мюнстер реформисты-анабаптисты установили теократическую диктатуру, но из-за любви к роскоши ее лидера – Иоанна Лейденского, она продержалась всего два года и католики вернули себе позиции в городе.

Рис. 3. Жан Кальвин.

Что мы узнали?

Необходимо понимать, что такое Реформация в европейской и мировой истории. Ее последователи появились в Европе, а потом распространились по другим континентам. Реформация способствовала развитию капитализма, науки, философии.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Термины, характеризующие процесс Реформации

  • Реформация. Начавшееся в XVI веке в Европе религиозное и общественно-политическое движение, направленное на реформирование католической Церкви. В основном Реформация охватила Центральную и Западную Европу.
  • Индульгенция. Отпущение грехов за плату, практиковавшееся католической Церковью. Проще говоря, любой человек, совершивший что-то плохое, то есть согрешивший, мог как бы откупиться и очистить свою душу, купив индульгенцию.
  • Контрреформация. Комплекс мер, предпринятых католической Церковью и направленных против сторонников Реформации.
  • Лютеранство. Первое протестантское учение, основанное Мартином Лютером, человеком, с которого началась Реформация.
  • Кальвинизм. Ещё одно учение, в чём-то схожее с лютеранством, а в чём-то от него отличающееся. Названа по имени Жана Кальвина, его основателя.
  • Англиканство. Одно из протестантских вероучений, получивших распространение в Англии. От лютеранства и кальвинизма отличается, в первую очередь, отсутствием единого лидера.
  • Иезуиты. Мужской католический монашеский орден, члены которого активно занимаются наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Иезуиты сыграли заметную роль в Контрреформации.

Основные причины возникновения Реформации

Во-первых, Реформация была чисто религиозным движением, важным событием в истории западного христианства как доктрины и церковной организации. С этой стороны она была основана на верующей совести, оскорбленной «язычеством» «Вавилонской блудницы», и на вопросах веры, которые не несли ига подавляющей власти «Антихриста», как это было в шестнадцатом веке. высказывался о Римской церкви и Папе; заявленные цели Р. — «вернуть христианство к апостольским временам», «очистив веру от человеческих вымыслов» и «освободив разум от мертвой буквы традиции». Результаты R. ‘ — это разрушение религиозного единства Западной Европы, образование новых деноминаций и основание новых церквей, развитие мистического и рационалистического сектантства, переосмысление догматических, религиозно-нравственных и экклезиолого-практических вопросов, переориентация богословской мысли, развитие новых религиозных принципов, свободомыслие антитринитариев и деистов, учения которых представляли собой уход от исторического христианства в философию «естественной религии», — но в то же время возрождение умирающего католицизма, пересмотр его догм, латание всей его внутренней организации. Протест, рассматриваемый с этой точки зрения, исходил из глубины религиозного чувства и из глубины пытливой мысли, которая не была удовлетворена традиционным решением религиозных вопросов.

Во-вторых, средневековый католицизм был не просто вероучением; как царство мира сего, он вызывал протесты иного рода против себя, из чисто мирских побуждений, из отношений земной жизни человека и общества. Это была целая система, наложившая свои рамки на всю культуру и социальную организацию средневековых католических народов: ее универсализм отрицал национальность, ее теократическая идея дробила государство, ее клерикализм, который давал духовенству привилегированное положение в обществе, подчиняя светские сословия церковной опеке, ее спиритуалистический догматизм давал слишком узкое пространство для мысли. Поэтому национальное самосознание, государственная власть, светское общество и образование, которое все более усиливалось в последнем, боролись против средневековой католической системы не во имя чистоты христианского учения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в вопросах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а просто потому, что эта система жестко подавляла все, загоняла всю общественную жизнь в свои рамки и препятствовала ее свободному развитию. Нападки на католицизм как на конфессию и Церковь, не согласную со Священным Писанием и требованиями верующей совести, объединили, усилили и направили к одной цели элементы чисто светской борьбы против католицизма во имя национальных прав, прав государства, светских сословий, прав образования, словом, прав, имеющих в своей основе чисто светские интересы. Религиозное движение, в свою очередь, нашло поддержку в этой оппозиции Риму, национальной и политической, в этой враждебности к духовенству, социальной и культурной. Гуманизм также воплощал идеи, с помощью которых эта чисто светская оппозиция могла объединиться. В определенной степени она секуляризировала мысль и жизнь западноевропейских обществ: но значение Р. заключается именно в том, что под знаменем реформатской религии оппозиция католической системе культуры и общества шла во имя чисто человеческих принципов интереса и права.

В-третьих, и наконец, развитие жизни в некоторых странах поднимало различные другие вопросы политического, социального и экономического характера, которые сами по себе не имели ничего общего с «коррупцией Церкви» или угнетением Курии и духовенства.

Особенности Реформации в Англии, Германии и Франции

Реформация в Англии

Король Генрих VIII, организовавший Реформацию в Англии

В Англии Реформация началась не с низов, а сверху, и её инициировал король Генрих VIII. Главой англиканской церкви король назначил себя лично, то есть царствующего монарха, так что Папа Римский более не имел в Англии никакой власти. При этом причиной того, что Генрих VIII, изначально выступавший против Реформации, склонился на её сторону, стало его отлучение от Церкви Папой Римским. А Папа, в свою очередь, пошёл на этот шаг из-за развода Генриха VIII c женой, что не поощрялось в христианском мире. По числу жён Генрих VIII переплюнул даже Ивана Грозного, у него их было шестеро, причём с двумя из них он развёлся, а ещё двух казнил. Как бы то ни было, основной особенностью Реформации в Англии стало то, что англиканская церковь в целом сохранила близость к католической, но избавилась от власти Ватикана.

Реформация в Германии

В XVI веке Германия представляла собой ряд разобщённых государств, которые объединяло одно – недовольство Церковью среди всех слоёв населения. На начальном этапе она вылилась в крестьянскую войну 1524-1526 годов, а в начале XVII века противостояние между католиками и протестантами привело к Тридцатилетней войне. Основными особенностями реформации в Германии можно назвать то, что она была фактически начала одним-единственным человеком, Мартином Лютером, и в ходе этих событий были предприняты первые покушения на церковные догмы – Библию перевели на немецкий язык (католики считали переводы с латыни ересью), были изменены обрязы причастия, и священники получили право вступать в брак.

Реформация во Франции

Во Франции Реформация не стала господствующим движением, как в некоторых других странах. Она разделали страну надвое, причём и у католиков, и у протестантов было достаточно сил, чтобы впоследствии схлестнуться друг с другам в религиозных войнах. Причиной для этих войн стали репрессии против протестантов, так как монархи и их приближённые оставались католиками.

30 интересных фактов о сердце человека
20 интересных фактов о полезных ископаемых
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: