Верхняя Печора
Речники делят
Печору на Верхнюю — от истока до устья
Подчерья, Среднюю — от Подчерья до Усы
и Нижнюю.
Начинается Печора
из небольшого родника среди камней
на горе Печер-Я-Тальях-Сяхль, что в переводе
с языка манси обозначает «Гора, которая
родила Печору». Вокруг — поросшие мхом
и ягелем скалы, изогнутые стволы карликовых
берез, каменистые осыпи. На соседней горе,
словно каменные духи гор, возвышаются
знаменитые каменные останцы Маньпупунер.
А вдали зелеными валами вздымаются вершины
других гор Серебряного Пояса. Несколько
лет назад на горе Печер-Я-Тальях-Сяхль
приземлился вертолет
Из него осторожно
выгрузили чугунную плиту с паспортными
данными Печоры. Не так много на свете
рек, которые удостоены такой чести
В верховьях
Печора — горная река, в среднем
на 1 км течения падение ее воды составляет
3 метра. Быстро бегут ее ледяные
прозрачные воды мимо мрачных, поросших
по осыпям сосной с примесью березы,
пихты и елей. Каменистые пороги
сменяются неглубокими перекатами.
Общая информация о реке Печора
Река Печора
аходится на северо-восточной Европейской
части России, в Республике Коми. Протяженность
реки составляет 1809 км. Замерзает в конце
октября, вскрытие происходит с сопровождением
образований заторов льда.
Исток Печоры находится
в Печоро-Илычском
заповеднике,
недалеко от одного из чудес России —
плато Маньпупунёр. Впадает Печора в Печорскую
Губу так называемого Печорского моря.
Печора —
самая большая и мощная река Севера
Европейской части России. Она
приносит Баренцеву морю ежегодно около
130 кубических км пресной воды. Это вдвое
меньше количества воды, выносимого Волгой,
но в 1,5 раза больше годового стока Днепра
и Дона вместе взятых. В бассейне Печоры
около 35000 рек и ручьев и более 61000 озер.
Самая длинная река бассейна Печоры Уса протянулась почти
более 500 км (кстати, популярная речка для
сплавов).
Почти все правые
крупные притоки Печоры — Илыч, Подчерье, Щугор (тоже сплавная река
для семейного рафтинга без особого экстрима),
Уса — стекают с Уральских гор. Только Колва, Шапкина и Лая берут начало на холмах
Большеземельского хребта. Что же касается
левых притоков Печоры, то Северная Мылва, Ижма, ПижмаЦильма и Сула несут свои воды с Тиманского
кряжа, Унья, как и сама Печора,
— в горах одного из хребтов Урала, Поясового
Камня, или, как его еще называют, Серебряного
Пояса, а реки Велью, Лемью, Кожва и Лыжа стекаютс Лемьюнской
возвышенности. Поясовой Камень проходит
по 60-му меридиану который разграничивает Европу с Азией. На старых географических
картах бассейн Печоры помечен как место
добычи ловчих птиц и пушнины.
От гор до моря
Название «Печора» — это всего лишь древнерусское «пещера», еще сохранившееся в некоторых диалектах. В свою очередь, сама река дала свое имя многим окрестным достопримечательностям. Так, гора, на склонах которой расположен ее исток, носит название Печер-Я-Тальях-Сяхль, что в переводе с языка манси означает «гора, которая родила Печору». Участок же Баренцева моря, окружающий устье реки, называют Печорским морем.
В верховьях Печора протекает по склонам Северного Урала. Это типичная горная река, с быстрым течением и множеством порогов, зажатая скалами и ущельями. Выходя из гор, она разливается почти на 2 км и становится гораздо спокойнее. Из-за большой ширины и мягких почв ложа Печора то и дело распадается на рукава и протоки. Самые крупные из них даже имеют свои названия. Острова в русле реки порой достигают нескольких километров в длину.
Печора — не только одна из самых крупных, но и одна из самых полноводных северных рек. В ее бассейне порядка 35 тыс. притоков и 60 тыс. озер. Она приносит в Баренцево море более 130 тыс. км 3 воды — больше, чем Дон и Днепр вместе взятые. Из-за этого вода в Печорском море в радиусе нескольких десятков километров от дельты пресная — ее вполне можно пить.
Ледостав на реке продолжается с октября по май. Вскрывается Печора бурно, образуя множество заторов из ледяных глыб. Частые обильные дожди на реке приводят к стремительным паводкам, которые порой заставляют реку разлиться даже сильнее, чем в половодье. Как следствие, река постоянно подмывает собственные берега, расширяя русло. Так, жертвой паводков на Печоре пал древний город Пустозерск, от которого остались лишь старые кресты на заброшенном кладбище.
География Печоры
Из-за бездорожья
и суровости климата бассейн
Печоры являлся самым глухим и
диким краем европейской России.
Еще в начале прошлого века некоторые
из охотников коми пользовались там
при недостатке боеприпасов луком
и стрелами. Ныне Республика Коми и
Ненецкий автономный округ являются
единственными в Европе местами,
где еще сохранились в первозданности
отдельные участки тайги и
тундры.
Бассейн Печоры
в плане представляет собой усеченный
в вершине треугольник площадью
320000 кв км. До впадении Усы леса занимают
более 80% территории водосбора Печоры,
а болота — около 10%, дальше на север начинается
тундра. На пути к Баренцеву морю Печора
пересекает зоны тайги, лесотундры и тундры,
несколько раз круто меняя направление
течения. Вначале она бежит по ущелью Поясового
Камня на юг, после устремляется на запад
и только от пристани Якша, вырвавшись на Печорскую
низменность, поворачивает на север. В
дальнейшем, на пути к Ледовитому океану,
река лишь раз отклоняется от избранного
направления и на участке от Усть-Усы до Усть-Цильмы течет на юго-запад.
Ссылки
- Печора (река) — статья из Большой советской энциклопедии
- Печора — «Словарь современных географических названий»
- Река Печора. Данные государственного водного реестра
- «Исток реки Печоры» — фотография пользователя panoramio.com.
- река Печора, фото, описание
- Каталог гидрологических постов. Северный край
печора река амазонка, печора река волга, печора река дунав, печора река марица
Издавна на берегах реки Печоры, протекающей по территории современной Республики Коми, проживало одноименное финно-угорское племя. О его судьбе известно не так много: по сохранившимся данным, печоры долгое время платили новгородцам дань, а в XV в. примкнули к русским владениям. Несмотря на труднопроходимость Печоры, в середине XVI в. на ней появился один из первых портов Усть-Цильма, ставший впоследствии центром добычи серебра и меди, а в 1899 г объявленный центром Печорского уезда. Печора долгое время оставалась не самой простой для навигации рекой. Вплоть до XIX в., пока в распоряжении торговцев и путешественников не оказались первые паровые суда, возможности навигации на Печоре ограничивались сплавом караванов в весенний период и дальнейшим возвращением их вверх по течению под парусами. Отправляясь в путь, члены корабельной команды никогда точно не знали, вернутся ли они домой: на некоторых участках течение Печоры набирает такую скорость, что со стихией, буквально выбрасывающей судно на прибрежные скалы, сложно совладать. Водная гладь скрывает крупные острые камни, грозящие кораблю пробоиной и крушением. Попытки упростить навигацию на реке Печоре стали предпринимать при советской власти, когда в жизнь воплощались самые дерзкие проекты покорения природы. Так, в 1927 г в районе деревни Мамыль был выпрямлен пятикилометровый участок течения реки, прежде представлявший собой крутую петлю.
Река Печора сегодня
Гидротехнические
работы в русле Печоры по улучшению
условий судоходства начались лишь
после революции. Первым мероприятием
явилось спрямление в 1927 г. большой
5-километровой петли возле деревни
Мамыль. Причем, интересно, что решение
прорыть канал было принято населением
деревни Мамыль на сходке.
Спокойных и
прямых плесов на Печоре до Илыча почти
нет. Вскоре после пристани Якша русло
ее суживается, течение убыстряется,
и река мчится, словно по лотку, по чистому
плитному дну. Не успеешь оглядеться, впереди,
нарастая ширится грозный шум порога,
и лодка уже несется по водным ухабам среди
камней.
В месте впадения
в Печору Илыча воды обеих рек,
соединяясь, образуют широкий, словно
озеро, разлив. После Илыча сток Печоры
почти удваивается, русло ее расширяется
со 100—150 до 300 м, а каменистое дно
сменяют перемешан ные с песком галька
и гравий.
Летняя межень,
прерываемая дождевыми паводками,
длится на Верхней Печоре от 13 до 137
суток. Погода на севере капризна. Весной
по большой воде судам обычно удается
сделать в верховья Печоры лишь один,
редко — два рейса, при этом
им приходится укладываться в 6—12 дней.
По Илычу и по Печоре ниже его
устья судоходные условия легче
— весенняя навигация продолжается
там до 18—20 дней.
Правый берег
Печоры от устья Илыча до Троицко-Печорска
горист, а левый низок и почти
на всем протяжении завален грядами
камней, среди которых попадаются
довольно большие валуны. Регулярное
судоходство поддерживается по Печоре
лишь ниже Троицко-Печорска. За период
с 1913 по 1967 г. продолжительность навигации
в зависимости от по годных условий
изменялась от 112 до 191 суток. В настоящее
время средняя ее продолжительность составляет
165 суток. Первые суда уходят в рейс, когда
в таежных распадках еще лежит снег, по
берегам не растаяли навалы льда, а в лесу
по-весеннему просторно и мокро. Последние
рейсы заканчиваются, когда берега уже
белы от снега, а в заводях и на плесах
воду по утрам затягивает тонкий ледок.
Возле Троицко-Печорска,
при впадении Северной Мылвы, Печора
течет в коренных берегах, разлившись
вширь на 1000 м, но ниже по течению ширина
ее русла не превышает 400- 600 м.
Ниже Троицко-Печорска
по течению Печора продолжает сохранять
прежний характер, только местами
течение ее замедляется. По берегам
за отмелями песка среди кустов про
глядывают поля, и сразу начинает казаться,
что ты где-то в средней полосе России.
Но снова подступает к реке тайга, и лишь
у самой воды остается по берегу узкая
полоса мали новых метелок иван-чая. В
тени поросшего сумрачными елями обрыва
сквозь воду просвечивает сиреневато-серая
галечная гряда, а за ней зыбится маленькими
треугольными волнами и шумит очередной
перекат. Возле рукавов и между островами
видны струи затяжных течений, покачиваются
на воде за боковым ограждением перегоняемые
в расположенную ниже по течению запань
бревна.
Сотни лет остававшаяся
рекой лесорубов, сплавщиков, охотников
и рыбаков, в последние десятилетия
Печора стала приобретать новые
черты. На берегах ее можно увидеть
уже не только штабеля бревен, но
и буровые вышки. Около 30 лет назад
в бассейне Верхней Печоры геологи
открыли место рождения нефти, а
потом и газа, и в глухой тайге
на берегу реки вырос рабочий поселок
городского типа Вуктыл.
История судоходства на реке Печора
До появления
паровых судов (вторая половина XIX в.)
навигация на Верхней Печоре ограничивалась
весенним сплавом формировавшихся у пристани
Якша судовых караванов. Осенью караваны
возвращались обратно с рыбой под парусом
или бичевой. Сюда приезжали купцы из Архангельска,
из городов на Сухоне и Вычегде, а также и из районов
центральной России. Чардынские купцы,
в руках которых находилась основ ная
торговля в бассейне Печоры, использовали
не только летний водно-волоковый путь,
но и зимний тракт, ведущий к Якше с Камы.
В 60-х годах XIX в. они завозили на лошадях
в Якшу до 160 тыс. пудов (более 2560 т) грузов:
муку, крупу, соль, чай, сахар, железоскобяные
товары, холсты… Баржи и каюки для плавания
по Печоре строились как в Чардынском
уезде, в бассейне Камы, так и в печорских
деревнях — в Усть-Унье, Усть-Волоснице.
Наиболее трудными
для судов на Печоре были первые
100 км ее судоходного участка —
от пристани Якша до устья Илыча. На
преодоление его возвращавшиеся
осенью с низовий реки караваны судов
тратили до трех недель и больше.
И вовсе не потому, что скорость
передвижения вверх по течению была
тогда низкой—1300 км от Пустозерска
до устья Илыча караваны проходили за
17—19 дней. Выше Илыча по течению Печора
была очень мелководна, быстра и камениста.
Уклон ее русла на этом участке составляет
250—300 см/км, а ниже Илыча по течению —
10—11 см/км. Случалось, суда, не успевшие
вовремя преодолеть трудный 100-километровый
участок, оставались зимовать в порогах
всего в нескольких десятках верст от
пристани Якша, рискуя весной в ледоход
получить пробоину, а то и вовсе затонуть.
Заторы льда на злополучном участке возникают
и теперь каждые два-три года.
Самым опасным
для проводки судов порогом считался
Мамыльский. Река с силой прорывалась
здесь через заступивший ей путь скальный
массив. Быстрые потоки водопадами срывались
с камней, волны ожесточенно били и толкали
суда, норовя расколоть их о торчащие из
воды острые скалы. Самый большой камень,
грозно темневший среди пенистого потока,
носил название Разбойника.
Трофейная рыбалка
Рыбалка на Печоре — исключительно приятное занятие. На берегах реки много удобных и красивых мест для стоянок. Окрестные леса радуют взгляд разноцветьем кустарников и цветущими полянами. Нередки здесь пушные звери, в особенности зайцы, на которых можно охотиться. Однако за тайменем надо забираться в самые глухие места в верховьях Печоры. Эта рыба предпочитает сравнительно глубокие места с медленным течением и чистой водой. На стремительной Верхней Печоре такими бывают участки возле ям, проток и коряжников. Тайменя ловят как летом, так и зимой, из-подо льда, в любое время суток.
Из-за браконьерства и медленного роста эта рыба в последнее время стала редка. Ее даже занесли в Красную книгу. Поэтому ее вылов на большей части запрещен, а там, где разрешен, обязательно нужна лицензия.
Большинство рыбаков сейчас ловят тайменя по принципу «поймал — отпусти», тем более что воды реки богаты и другой ценной рыбой и без ухи на обед вы в любом случае не останетесь. Однако есть и хорошая новость: власти Республики Коми планируют искусственно разводить эту рыбу, причем именно в бассейне Печоры. Так что, вполне возможно, уже в ближайшие годы пойманного гиганта можно будет невозбранно оставлять себе.
Вдали от цивилизации
Таймень предпочитает глухие и труднодоступные места, где его никто не беспокоит. Окрестности Печоры — как раз из таких. Из-за нестабильных почв и густой сети ручьев, рек и озер здесь практически нет автомобильных дорог — строить их попросту нецелесообразно. Добраться до Печорского края можно главным образом на поезде. Отсутствие инфраструктуры принесло этим краям славу диких, нетронутых человеком. Отчасти, надо сказать, незаслуженно: рыбаков на Печоре в любое время года пруд пруди, да и берега ее заселены достаточно плотно.
С другой стороны, уголки девственной природы в окрестностях реки действительно есть. Правда, их специально охраняют. Еще с 1930-х годов здесь существует Печоро-Илычский заповедник. Известен он, в числе прочего, первой в мире лосиной фермой, созданной для одомашнивания этих выносливых животных. Она существует и по сей день и открыта для посещения.
Печора судоходна и доступна для байдарочного сплава. Правда, в основном в среднем и нижнем течениях, в то время как за тайменем отправляться лучше в верховья. Основные маршруты начинаются от села Усть-Цильма, где река резко сворачивает на север. Сплав по Печоре доставит немало острых ощущений: нужно постоянно быть начеку, чтобы не налететь на мель, а дующий против течения ветер порой поднимает короткую крутую волну.
География
Печора берет свое начало из небольшого родника в области Северного Урала, на территории Печоро-Илычского заповедника, далее спускается через горную область к устью реки Уньи. После впадения в нее реки Волостницы Печора (текшая до того на запад) поворачивает на север и идет по Печорской низменности, проходя город Печора и собирая в себя многие речки, такие как Велью, Лемью, Кожва, Лыжа. После устья реки Усы Печора вновь поворачивает на запад, значительно разливаясь при этом: ширина русла достигает 2 км. Далее, у места впадения в нее рек Пижмы и Цильмы, Печора снова поворачивает на север. Примерно в 130 км от устья она разбивается на два рукава: Большую Печору, проходящую западнее, и Малую Печору, отходящую восточнее. Дальше по течению Печора формирует широкую дельту, которая выходит к Печорской губе Печорского моря. На своей территории, на Севере европейской части России, реке нет равных. Из Печоры в ежегодно попадает около 130 км 3 пресной воды. В то время как ближайший конкурент, может похвастаться лишь 110 км 3 , а Нева (79,7 км 3) и Вычегда (36,6 км 3) и вовсе не идут в сравнение с Печорой. Площадь ее бассейна впечатляет- она составляет 322 000 км 2 и включает в себя примерно 35 тыс. рек и ручьев, а число озер в окрестностях Печоры достигает 61 тыс. В наши дни Печора имеет немалое экономическое значение для Республики Коми. Прежде всего, конечно, эта река служит транспортной артерией для прибрежных городов. На участке до Троицко-Печорска судоходство возможно круглый год, а вот путешествие к устью Уньи становится осуществимым только в осеннее и весеннее время. Помимо этого, на реке Печора развит рыбный промысел. В местных водах обитают такие виды рыб, как семга, ряпушка и сиг Важную роль река играет и в промышленности: в ее бассейне располагаются месторождения каменного угля, нефти и газа.
Общая информация
Исток:
Северный Урал, хребет Поясовый камень.Устье:
Печорская губа (залив) Печорского моря (части Баренцева моря).Крупные притоки:
Илыч, Подчерье, Щугор, Уса, Шапкина (правые); Северная Мылва, Ижма, Сула, Пижма, Цильма (левые).Крупнейшие города:
Нарьян-Мар, Печора.Крупнейший порт:
Печора.
Экономика
Промышленность:
добыча каменного угля, нефти и газа.Сельское хозяйство:
растениеводство, животноводство. Рыболовство.Сфера услуг:
туризм, транспорт.
Климат и погода
Умеренно континентальный с суровой зимой и прохладным летом.
Средняя температура января (город Печора):
-19,5ºС.Средняя температура июля: (город Печора):
+15,9ºС.Среднегодовое количество осадков (город Печора):
588 мм.
Достопримечательности
■ Печора: историко-краеведческий музей; памятник полярному исследователю В.А. Русанову; филиалы Национального парка «Югыд Ва»; Печорский Богородицкий Скоропослушнический монастырь (1993 г.); ■ Часовня памяти новомучеников российских (2009 г.); ■ Нарьян-Мар: краеведческий музей; памятник самолету Як-7Б; здание окружного почтамта; ■ Печоро-Илычский заповедник, ■ Пустозёрск — первый русский город за Полярным кругом (основан в 1499 г.) с 1962 г необитаем; ■ Сферические Галфедьские камни на реке Ижме; ■ Лёкиз — группа скал, геологический памятник на реке Илыч; ■ Мансийские болваны () — столбы выветривания, геологический памятник на горе Мань-Пулу-нёр в междуречье рек Ичотляга и Печоры.
Любопытные факты
■ Когда-то по водам Печоры проходил участок «великого новгородского чрезкаменного пути в Югру» Начинался он от Устюга, затем отходил к притоку Вычегда Выми, вел к месту, где соединяются верховья Выми с рекой Ухтой, затем шел притоком Ижмы (левый приток Печоры). Далее переходил на Усу (правый приток Печоры), через который можно было добраться до реки Оби. ■ Пустозёрск, первый русский город за Полярным кругом, был основан в 1499 г. как острог по указу Ивана III в 100 км от устья Печоры. Он стал одним из важнейших пунктов в освоении Сибири, до 1780 г. оставаясь административным центром Печорского края, в конце XVI в. в нем насчитывалось около 500 человек. Пустозёрск был местом ссылки участников восстаний и культурных деятелей. Именно сюда был сослан один из первых русских писателей протопоп Аввакум, здесь было написано его «Житие». После открытия других путей в Сибирь город утратил значение и постепенно пришел в упадок, в 1962 г умерла его последняя жительница. ■ Богородицкий Скоропослушнический монастырь в Печоре был построен на месте молитвенного дома, который находился в бараке, где в середине XX в. жили заключенные Печорлага.
Средняя Печора
Средняя Печора
начинается с Подчерья, впрочем, все
чаще и чаще речники считают неофициальным
ее началом реку Вуктыл. Во всяком случае,
расписание рейсов по Верхней Печоре
составляется начиная с Вуктыла, а не с
Подчерья, лоцманские карты по Средней
Печоре тоже составляют от Усы до Вуктыла.
Берега ниже Вуктыла по Печоре преимущественно
высокие, до 15—45 м, за узкой поймой по надпойменной
террасе темнеют остроконечные северные
ели и пихты. Огибая отроги Ыджидпармы,
река опять выписывает многокилометровые
петли, которые называют войскими меандрами
по названию левого притока Печоры — реке
Вое. Они так круты, что с борта теплохода
иногда видны высокие коренные берега
Печоры сразу на обеих сторонах описываемой
ею петли. И тогда начинает казаться, что
перед тобой горные хребты. Полное впечатление
горного селения производит и открывающаяся
за очередным поворотом реки деревня Кырта.
Избы ее при лепились на высоком, изрезанном
оврагами мысе. За ними в окружении нескольких
берез круто вздымается вверх светлый
гребень желтовато-серого обнажения, прикрытого
сверху тонким слоем дерна. А за гребнем
темнеет поросший густым еловым лесом
конус большой горы.
Канал Печора — Кама
Строительство Камско-Печорского канала предполагалось для соединения бассейнов Печоры и Камы. Реализация этого проекта смогла бы позволить интегрировать Печору в единую глубоководную систему Европейской части России. В более позднее время проект был предназначен главным образом для передачи вод Печоры в Каму, а далее в Волгу и Каспийское море.
Канал между Печорой и Камой был частью плана реконструкции и освоения ресурсов Волги, утверждённых в ноябре 1933 года на специальной конференции в Академии наук СССР. Исследования в этом направлении были проведены Гидропроектом под руководством Сергея Яковлевича Жука. Планам создания канала была дана новая жизнь в 1961 году, во время правления Н. С. Хрущёва. Теперь канал стал частью ещё более грандиозного плана — поворота сибирских рек.
23 марта 1971 года три 15-килотонных ядерных заряда были взорваны под землёй в районе села Васюково в Чердынском районе Пермской области, примерно в 100 км к северу от города Красновишерска. Эти испытательные инженерные ядерные взрывы, известные как проект «Тайга», стали частью серии мирных ядерных взрывов в СССР и были призваны продемонстрировать возможность использования ядерных взрывов для строительства канала. Тройной взрыв создал вытянутый кратер размерами 600×380 метров. В дальнейшем было решено, что строительство канала таким способом невозможно, так как потребовались бы сотни ядерных взрывов, и «ядерный вариант» для создания раскопа канала был заброшен. От разворота северных рек правительство СССР полностью отказалось в 1986 году.