Санитарно-просветительная работа студентов-стоматологов IV курса среди населения
1.
Во время прохождения производственной
практики студент обязан провести
следующие работы по санитарному
просвещению:
а)
ознакомиться с постановкой
санитарно-просветительной работы в
лечебном учреждении;
Каждый
доклад, беседа перед чтением в аудитории
должна быть тщательно продумана
(необходимо иметь полный текст).
За
организацию проведения
санитарно-просветительной работы
студентов отвечает выделенный врач
санпросветорганизатор поликлиники.
Он же дает оценку качества проведенной
студентом работы.
В
отчете по санитарному просвещению
врачом санпросвет-организатором
регистрируется дата, тема и место
проведения студентом беседы.
Как медицинской сестре быть убедительной при ведении беседы
Даже если в поведенческом арсенале медсестры присутствуют навыки убеждения, это не гарантирует их использования при живом общении с больными.
Рассмотрим поведенческие модели, демонстрирующие внутреннюю готовность медсестры быть убедительной:
- уверенная речь (темп – размеренный, громкость речи достаточна для того, чтобы быть услышанной и др.);
- заинтересованная речь (благодаря ей беседа приобретает характер неформального общения, эмоционально окрашивает информацию, которую медсестра стремится донести до аудитории);
- поведенческая гибкость (является показателем ее уверенности в себе и сохранения контроля над ситуацией общения; она способна признать ошибочность своих суждений или неполноту своего знания, может брать лидерство в свои руки или же передавать инициативу собеседнику);
- наличие собственного мнения (медсестра не должна стесняться открыто высказывать свою позицию по тому или иному вопросу; стойкость ее мнения проверяется критикой со стороны аудитории – отказ от взглядов свидетельствует о том, что личность медсестры конформна, однако это не говорит о том, что это плохо, так как позиция не статична и может меняться со временем).
Таким образом, способность открыто высказывать свои взгляды говорит о силе личности медсестры.
Роль амбулаторно-поликлинических учреждений
В амбулаториях, поликлиниках реализуют методы санитарно-просветительской работы по направлениям:
- Привлечение внимания населения к профилактике заболеваний и принципам гигиены, в также вовлечение населения в ежедневное выполнение санитарно-гигиенических мероприятий в рамках своей семьи, дома, рабочего места и т. д.
- Просветительная работа в среде диспансеризуемых лиц и наблюдение за ними в динамике развития.
В период профилактических осмотров применяют краткосрочные, усиленные меры информирования населения для привлечения большего количества участников. В агитации указывается роль диспансеризации, ее значимость для каждого человека, транслируется убеждение в ее неоспоримой полезности. Целью является положительное отношение обслуживаемого населения к профилактическим осмотрам и активное желание принять в них участие.
В остальное время санитарно-просветительская работа в лечебных учреждениях данного типа ориентирована на охват здорового населения, пациентов с хроническими патологиями и лиц с потенциальной угрозой возникновения болезни. Здоровую часть посетителей ориентируют на сохранение имеющегося состояния, укрепление иммунитета. Даются рекомендации гигиенического характера по отношению к труду, отдыху, спорту, питанию, отказу от вредных привычек.
С пациентами, входящими в группу риска появления какого-либо заболевания, проводятся индивидуальные беседы, рассказываются первые симптомы и признаки начала болезни. Специалист подкрепляет свои слова тематическими печатными материалами — памятками, буклетами, где содержатся конкретные советы для устранения причин, факторов, составляющих угрозу здоровью. Также пациенты приглашаются на коллективные мероприятия — лекции, дискуссии, просмотры специальных фильмов.
К наиболее распространенным видам заболеваний на сегодняшний день относятся избыточный вес, гипертоническая болезнь, алкоголизм, преддиабетическое состояние. Пациентам очерчивают круг проблем, приводящих к началу болезни, — гиподинамия, вредные привычки, пищевые нарушения, нарушения баланса труда и отдыха, стрессы и т. д.
Санитарно-просветительская работа с этим контингентом преследует целью изменение привычек, наработку разумного поведения, практическое освоение здорового образа жизни. От произошедших позитивных перемен и собственных усилий пациента, в большей степени, чем от усилий медицинского работника, зависит скорейшее выздоровление, улучшение состояния, устранение угрозы появления патологии.
Просветительство в стационарах
Санитарно-просветительная работа в лечебных учреждениях стационарного типа проводится с целью повышения эффективности лечения заболеваний, привития пациентам гигиенических навыков. Для достижения результатов в отделениях информируют население о следующем:
- Правилах поведения в отделении для пациентов и посетителей. Особенностях поведения больного после выписки из стационара, мерах предотвращения обострения и развития болезни. При информировании учитывается необходимость полного понимания пациентом природы своего заболевания, его течения, состояния.
- Освещаются общие медико-гигиенические вопросы, интерес к которым у больных возрастает.
Все темы санитарно-просветительной работы затрагиваются в беседах с пациентом на каждом этапе его пребывания в стационаре:
- В приемном отделении рассказывают о правилах поведения в учреждении, вручается памятка, где указан распорядок дня, описываются требования к пациенту.
- В палате проводится беседа в индивидуальном порядке или вовлекается вся группа пациентов палаты.
- В свободное от процедур время с пациентами ведут дискуссии или беседы в общих холлах. При этом используются наглядные пособия, слайды, иллюстрации с основными медицинскими сведениями, рекомендациями.
- При выписке врач проводит личную беседу, вручает пациенту памятку о поведении, дает рекомендации по дальнейшей профилактике, реабилитации.
Больных с хроническими заболеваниями информируют о причинах возникшей патологии, дают практические советы по мероприятиям доврачебной самопомощи. Пациент должен знать и ориентироваться в признаках начала обострения своего состояния, чтобы суметь принять первичные меры до прихода врача. Основной аудиторией таких лекций являются пациенты, страдающие сердечно-сосудистыми заболеванием, сахарным диабетом, бронхиальной астмой и рядом других патологий.
Просветительство для женщин
Санитарно-просветительное воспитание в среде женского населения дифференцируется по возрастному признаку и подразделяется на работу со здоровыми лицами, женщинами групп риска и больными с гинекологическими диагнозами. Работа ведется как с группами посетительниц, так и индивидуально. Пациенткам выдаются буклеты для дальнейшего изучения с мужем.
Женщин репродуктивного возраста агитируют вести здоровый образ жизни. Рассказывают о материнстве, планировании семьи, преподносят знания о медико-генетических исследованиях с целью профилактики наследственных или генетических патологий у будущего ребенка
Также медицинские работники уделяют внимание информированности женщин о методах профилактики нежелательной беременности, гинекологических заболеваний, разъясняют вред аборта. Призывают к прохождению регулярных гинекологических осмотров и явки к специалисту при наступлении беременности
Пациенткам с диагностированными заболеваниями даются дополнительные рекомендации по дальнейшему поведению с целью скорейшего выздоровления. Каждую посетительницу знакомят с информацией по профилактике онкологических заболеваний.
Женщинам старшей возрастной группы рассказывают об особенностях течения климакса и менопаузы, широко освещаются вопросы гигиены в этом периоде, рекомендуют меры профилактики возрастных гинекологических заболеваний, в том числе онкологических.
Работа с беременными ведется на протяжении всего срока вынашивания ребенка. Женщине прививаются знания о поведении, навыки, способствующие здоровью матери и ребенка, сохранению и благополучному разрешению беременности. Специалисты в индивидуальном порядке и на коллективных лекциях рассказывают о поведении во время родов, в послеродовом периоде, дают знания об уходе за младенцем с первых часов его жизни, пропагандируют грудное вскармливание.
Будущим матерям выдается печатный материал, где систематизирована информация о гигиеническом поведении в каждом периоде беременности, родов. Также проводится просветительная работа с родственниками женщины, в первую очередь с будущим отцом.