Санпросвет работа медсестры темы бесед в школе

Санпросвет работа медсестры темы бесед в школе

Психологическая подготовка в санпросветработе медсестры

Рассмотрим подробно 4 основных этапа убеждения больного:

  1. Информирование.
  2. Разъяснение.
  3. Аргументация.
  4. Доказательство.

Эти этапы последовательно разворачиваются в процессе общения медсестры и пациента. Убеждение пациента можно считать успешным, если он может самостоятельно обосновать принятое им решение, дать оценку его положительным и отрицательным сторонам.

Пример плаката для санпросвет работы:

Информирование

Под информированием понимается предоставление больному всей информации по конкретной теме доступными для него методами, средствами и формами. Данный этап крайне важен, так как пациенту необходимо контролировать лечебный процесс при подготовке к любому медицинскому вмешательству и манипуляции.

Потеря контроля над ситуацией влечет за собой усиление тревожности, способствует появлению необоснованных страхов, препятствует принятию решения.

Чтобы пациент мог адекватно воспринять информацию, которую выдает медсестра, она должна соответствовать «принципу трех А»:

  • адаптированность к возрасту, интеллектуальному уровню и образованию больному;
  • актуальность – информация должна быть нужной, своевременной и отвечать потребностям больного;
  • альтернатива – право выбора действий и решений должно оставаться за пациентом.

Следующие этапы детализируют этап информирования, однако рассматриваются все же как самостоятельные этапы убеждения.


Каким пациентам нужны школы здоровья , узнайте из Системы Главная медсестра.

Разъяснение

Данный этап представляет собой уточнение и углубление предоставленных ранее сведений. Он необходим для того, чтобы пациент лучше понял содержание и смысл проблемы.

Позиция медсестры в итоге должна стать понятной пациенту. Для этого необходимо опираться на его личный опыт, использовать конкретные модели поведения, ситуации и образы.

Аргументация

Аргументация – это объяснение взаимосвязи между единицами информации. Необходима для дополнительной мотивации больного.

Аргумент для пациента – это значимые для него сведения. Определить интерес к беседе можно определить по его реакции – взгляд и поза направлены в сторону говорящего (в данном случае это медицинская сестра), он поддерживает зрительный контакт, задает интересующие его вопросы. Логический стиль убеждения помогает аргументации.

Доказательство

Доказательство являет собой показ преимуществ одной или двух альтернатив по сравнению с другими. Оно необходимо, чтобы направить выбор пациента. Однако если медсестра пытается убедить больного в своей правоте, доказательство часто является разрушительным для ее позиции.

Поэтому целесообразнее рассматривать доказательство в качестве обоснования возможных выборов больного с передачей ему определенной доли ответственности за принятое решение. Предложение альтернатив укрепляет позицию медсестры и делает ее более убедительной, так как само по себе право выбора снижает сопротивление пациента.

При обучении пациента навыкам введения препаратов или ухода за собой не спрашивайте: «Вы поняли меня?» Он ответит утвердительно, даже если ничего не понял. Чтобы удостовериться в том, что пациент все правильно понял, задайте несколько наводящих вопросов:

  • Через какое время после еды вы будете принимать лекарство?
  • Чем вы будете его запивать?

Если у пациента проблемы со слухом, не рассказывайте ему правила приема лекарств устно – напишите ему подробную инструкцию.

Актив, пассив, массовость и адресность

К пассивным средствам относятся печатные издания массового распространения среди населения, размещение листовок, постеров, бюллетеней, проведение тематических выставок, демонстрация фильмов. Активные методы – это личные беседы врача, публичные выступления, серии лекций или докладов. Обе формы санитарно-просветительной работы дополняют друг друга и позволяют донести информацию до массового сознания в неискаженном виде.

Преимуществами активной пропаганды являются непосредственные контакты с населением, возможность разрешить все затруднения в понимании, донести информацию в полном объеме в форме непосредственного диалога. Но в этом случае лектор имеет дело только с ограниченным количеством слушателей, которые, лишь по мере собственного желания, будут распространять информацию дальше.

Санитарно-просветительная работа пассивной формы не имеет ограничений во времени и в количественном охвате аудитории. Недостатком является отсутствие прямого контакта с населением, невозможность получить обратную связь в ответ на проведенные мероприятия.

Санитарное просвещение делят на формы охвата – массовое, коллективное и индивидуальное. Массовый охват предусматривает издание книг, печать статей в периодической прессе (газеты, журналы), выступления популярных спикеров на телевидении и создание тематических программ, выпуск документальных и художественных фильмов, выступления на радио.

Для распространения информации в коллективе используются лекции, доклады, выпуски специализированной литературы (бюллетени), постеры для размещения в учреждениях на стенах и т. д. Индивидуальная форма – личные беседы медицинского работника с человеком или семьей.

Просветительство для женщин

Санитарно-просветительное воспитание в среде женского населения дифференцируется по возрастному признаку и подразделяется на работу со здоровыми лицами, женщинами групп риска и больными с гинекологическими диагнозами. Работа ведется как с группами посетительниц, так и индивидуально. Пациенткам выдаются буклеты для дальнейшего изучения с мужем.

Женщин репродуктивного возраста агитируют вести здоровый образ жизни. Рассказывают о материнстве, планировании семьи, преподносят знания о медико-генетических исследованиях с целью профилактики наследственных или генетических патологий у будущего ребенка

Также медицинские работники уделяют внимание информированности женщин о методах профилактики нежелательной беременности, гинекологических заболеваний, разъясняют вред аборта. Призывают к прохождению регулярных гинекологических осмотров и явки к специалисту при наступлении беременности

Пациенткам с диагностированными заболеваниями даются дополнительные рекомендации по дальнейшему поведению с целью скорейшего выздоровления. Каждую посетительницу знакомят с информацией по профилактике онкологических заболеваний.

Женщинам старшей возрастной группы рассказывают об особенностях течения климакса и менопаузы, широко освещаются вопросы гигиены в этом периоде, рекомендуют меры профилактики возрастных гинекологических заболеваний, в том числе онкологических.

Работа с беременными ведется на протяжении всего срока вынашивания ребенка. Женщине прививаются знания о поведении, навыки, способствующие здоровью матери и ребенка, сохранению и благополучному разрешению беременности. Специалисты в индивидуальном порядке и на коллективных лекциях рассказывают о поведении во время родов, в послеродовом периоде, дают знания об уходе за младенцем с первых часов его жизни, пропагандируют грудное вскармливание.

Будущим матерям выдается печатный материал, где систематизирована информация о гигиеническом поведении в каждом периоде беременности, родов. Также проводится просветительная работа с родственниками женщины, в первую очередь с будущим отцом.

Агитация или пропаганда

Санитарно-просветительная работа реализуется через пропагандистские или агитационные методы распространения информации для привлечения внимания населения и получения позитивной реакции. Агитация – это адресное обращение к конкретной целевой аудитории – подросткам, детям, клеркам, домохозяйкам, рабочим и т. д.

Пропаганда акцентирует внимание на каком-либо предмете, например, гигиене рук. Внимание акцентируется на всех сторонах полезности процедуры, средствах достижения оптимального результата, причинах, по которым необходимо придерживаться гигиены рук, угрозах, если ими пренебрегать

Словом, пропаганда дает о предмете или действии полную информацию с акцентом на полезности предлагаемых мер, побуждает к действию в согласии с рекомендациями.

Просветительство в стационарах

Санитарно-просветительная работа в лечебных учреждениях стационарного типа проводится с целью повышения эффективности лечения заболеваний, привития пациентам гигиенических навыков. Для достижения результатов в отделениях информируют население о следующем:

  • Правилах поведения в отделении для пациентов и посетителей. Особенностях поведения больного после выписки из стационара, мерах предотвращения обострения и развития болезни. При информировании учитывается необходимость полного понимания пациентом природы своего заболевания, его течения, состояния.
  • Освещаются общие медико-гигиенические вопросы, интерес к которым у больных возрастает.

Все темы санитарно-просветительной работы затрагиваются в беседах с пациентом на каждом этапе его пребывания в стационаре:

  • В приемном отделении рассказывают о правилах поведения в учреждении, вручается памятка, где указан распорядок дня, описываются требования к пациенту.
  • В палате проводится беседа в индивидуальном порядке или вовлекается вся группа пациентов палаты.
  • В свободное от процедур время с пациентами ведут дискуссии или беседы в общих холлах. При этом используются наглядные пособия, слайды, иллюстрации с основными медицинскими сведениями, рекомендациями.
  • При выписке врач проводит личную беседу, вручает пациенту памятку о поведении, дает рекомендации по дальнейшей профилактике, реабилитации.

Больных с хроническими заболеваниями информируют о причинах возникшей патологии, дают практические советы по мероприятиям доврачебной самопомощи. Пациент должен знать и ориентироваться в признаках начала обострения своего состояния, чтобы суметь принять первичные меры до прихода врача. Основной аудиторией таких лекций являются пациенты, страдающие сердечно-сосудистыми заболеванием, сахарным диабетом, бронхиальной астмой и рядом других патологий.

Общие темы

Санитарно-просветительная работа с пациентами проводится во всех типах лечебных и профилактических учреждений. Каждая организация составляет собственный план мероприятий в зависимости от своего профиля, с учетом преследуемых целей и задач.

Темы санитарно-просветительной работы в каждой клинике разнятся, но есть определенный общий спектр проблем, который освещается в лекциях и беседах:

  • Режим труда и отдыха.
  • Эмоции и их влияние на самочувствие, здоровье в целом.
  • Вред табакокурения, способы отказа.
  • Алкогольная зависимость и способы излечения.
  • Питание – рациональность, режим, диеты.
  • Кишечные инфекции – возникновение, профилактика.
  • Витамины – их значение, влияние на организм.
  • Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Профилактика язвенных заболеваний.
  • Ожирение – возникновение, лечение, профилактика.
  • Профилактика онкологических заболеваний.
  • Профилактика аллергических поражений.
  • Проблемы ВИЧ\СПИДа.
  • Роль физической культуры и спорта.
  • Последствия аборта.
  • Профилактика возникновения вредных привычек в пубертатном возрасте.
  • Гиподинамия и ее пагубность для здоровья.
  • Стресс – последствия и способы профилактики.
  • Основы здорового образа жизни и прочие.

Роль амбулаторно-поликлинических учреждений

В амбулаториях, поликлиниках реализуют методы санитарно-просветительской работы по направлениям:

  • Привлечение внимания населения к профилактике заболеваний и принципам гигиены, в также вовлечение населения в ежедневное выполнение санитарно-гигиенических мероприятий в рамках своей семьи, дома, рабочего места и т. д.
  • Просветительная работа в среде диспансеризуемых лиц и наблюдение за ними в динамике развития.

В период профилактических осмотров применяют краткосрочные, усиленные меры информирования населения для привлечения большего количества участников. В агитации указывается роль диспансеризации, ее значимость для каждого человека, транслируется убеждение в ее неоспоримой полезности. Целью является положительное отношение обслуживаемого населения к профилактическим осмотрам и активное желание принять в них участие.

В остальное время санитарно-просветительская работа в лечебных учреждениях данного типа ориентирована на охват здорового населения, пациентов с хроническими патологиями и лиц с потенциальной угрозой возникновения болезни. Здоровую часть посетителей ориентируют на сохранение имеющегося состояния, укрепление иммунитета. Даются рекомендации гигиенического характера по отношению к труду, отдыху, спорту, питанию, отказу от вредных привычек.

С пациентами, входящими в группу риска появления какого-либо заболевания, проводятся индивидуальные беседы, рассказываются первые симптомы и признаки начала болезни. Специалист подкрепляет свои слова тематическими печатными материалами — памятками, буклетами, где содержатся конкретные советы для устранения причин, факторов, составляющих угрозу здоровью. Также пациенты приглашаются на коллективные мероприятия — лекции, дискуссии, просмотры специальных фильмов.

К наиболее распространенным видам заболеваний на сегодняшний день относятся избыточный вес, гипертоническая болезнь, алкоголизм, преддиабетическое состояние. Пациентам очерчивают круг проблем, приводящих к началу болезни, — гиподинамия, вредные привычки, пищевые нарушения, нарушения баланса труда и отдыха, стрессы и т. д.

Санитарно-просветительская работа с этим контингентом преследует целью изменение привычек, наработку разумного поведения, практическое освоение здорового образа жизни. От произошедших позитивных перемен и собственных усилий пациента, в большей степени, чем от усилий медицинского работника, зависит скорейшее выздоровление, улучшение состояния, устранение угрозы появления патологии.

Сестринское просветительство

Санитарно-просветительная работа медсестры начинается с момента попадания пациента в медицинское учреждение и длится на протяжении всего срока его лечения или диагностики. Основными задачами среднего медицинского персонала являются:

  • Рекомендации пациенту по подготовке к исследованиям.
  • Разъяснительные беседы с пациентом и его родственниками, сопровождающими лицами.
  • Проведение опросов, анкетирования больных, участие в планировании санитарно-просветительных мероприятий.
  • Ведение учета и документооборота каждого проведенного занятия, лекции, индивидуальной или коллективной беседы.

Санитарно-просветительная работа медицинской сестры базируется на знаниях:

  • Основ гигиены труда, отдыха, психогигиены и профилактики психологических состояний.
  • Факторов риска и методов профилактики распространения заболеваний.
  • Основ физической активности, культуры, закаливания, оптимального режима физической активности для каждой возрастной категории населения.
  • Основ проблематики наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотреблениями лекарственными препаратами.
  • Вопросов бытовой гигиены, личной гигиены, экологической и радиационной культуры.

Санпросвет работа медсестры в поликлинике

Основа работы по гигиеническому воспитанию и просвещению в условиях поликлиники – привлечение населения на медосмотры (как здоровых, так и больных, находящихся на диспансерном учете).

Важнейший компонент профилактики – исправление гигиенического поведения здоровых людей, имеющих риски развития тех или иных заболеваний, а также пропаганда и формирование потребности в ведении ЗОЖ.

К санпросветработе в поликлинике следует подключать всех специалистов, использовать все доступные методы, формы и средства обучения:

Темы бесед в рамках санпросветработы медсестры в поликлинике следует определять в соответствии с задачами, которые ставит перед собой лечебное учреждение. В плане обязательно указываются название и темы материалов, сроки исполнения и исполнители.

Профилактика неинфекционных заболеваний, проводится в форме группового или индивидуального тематического консультирования и обучения. В первом случае в занятии принимают участие целевые группы, разделенные по половому, возрастному, профессиональному, образовательному признаку или же по сходной симптоматике и наличию тех или иных факторов риска (нозологическая форма патологии, ожирение, травмы, другие нарушения здоровья).

В Едином квалификационном справочнике должностей перечислены основные должностные обязанности среднего медперсонала в отношении санпросвещения и гигиенического воспитания пациентов.

Профилактика неинфекционных патологий на индивидуальном уровне проводится в персональном режиме в ходе общения медика и больного.

Она включает в себя такие формы и методы, как:

  • опрос;
  • анкетирование;
  • консультация (очная, по телефону, посредством почтовой или электронной корреспонденции и др.);
  • беседа;
  • инструктаж.

Индивидуальная профилактическая работа должна учитывать состояние здоровья, образ жизни, режим дня и другие особенности конкретного пациента, а также характер и нюансы протекания его заболевания.

В лечебных учреждениях применяются устные, наглядные, печатные и смешанные методики санитарно-гигиенического просвещения и воспитания.

Все используемые формы, средства и методы должны быть наглядными, доступными, нести актуальные сведения и выполнять не только обучающую, но и мотивирующую функцию.

Организовать просветительскую работу по здоровому образу жизни поможет зарубежный проект Everydayhealth . Там вы найдете разделы о физкультуре, режиме сна, правильном питании, а также опыт тех, кто живет с хроническими заболеваниями.

Роль амбулаторно-поликлинических учреждений

В амбулаториях, поликлиниках реализуют методы санитарно-просветительской работы по направлениям:

  • Привлечение внимания населения к профилактике заболеваний и принципам гигиены, в также вовлечение населения в ежедневное выполнение санитарно-гигиенических мероприятий в рамках своей семьи, дома, рабочего места и т. д.
  • Просветительная работа в среде диспансеризуемых лиц и наблюдение за ними в динамике развития.

В период профилактических осмотров применяют краткосрочные, усиленные меры информирования населения для привлечения большего количества участников. В агитации указывается роль диспансеризации, ее значимость для каждого человека, транслируется убеждение в ее неоспоримой полезности. Целью является положительное отношение обслуживаемого населения к профилактическим осмотрам и активное желание принять в них участие.

В остальное время санитарно-просветительская работа в лечебных учреждениях данного типа ориентирована на охват здорового населения, пациентов с хроническими патологиями и лиц с потенциальной угрозой возникновения болезни. Здоровую часть посетителей ориентируют на сохранение имеющегося состояния, укрепление иммунитета. Даются рекомендации гигиенического характера по отношению к труду, отдыху, спорту, питанию, отказу от вредных привычек.

С пациентами, входящими в группу риска появления какого-либо заболевания, проводятся индивидуальные беседы, рассказываются первые симптомы и признаки начала болезни. Специалист подкрепляет свои слова тематическими печатными материалами – памятками, буклетами, где содержатся конкретные советы для устранения причин, факторов, составляющих угрозу здоровью. Также пациенты приглашаются на коллективные мероприятия – лекции, дискуссии, просмотры специальных фильмов.

К наиболее распространенным видам заболеваний на сегодняшний день относятся избыточный вес, гипертоническая болезнь, алкоголизм, преддиабетическое состояние. Пациентам очерчивают круг проблем, приводящих к началу болезни, – гиподинамия, вредные привычки, пищевые нарушения, нарушения баланса труда и отдыха, стрессы и т. д.

Санитарно-просветительская работа с этим контингентом преследует целью изменение привычек, наработку разумного поведения, практическое освоение здорового образа жизни. От произошедших позитивных перемен и собственных усилий пациента, в большей степени, чем от усилий медицинского работника, зависит скорейшее выздоровление, улучшение состояния, устранение угрозы появления патологии.

Психологическая подготовка в санпросветработе медсестры

Рассмотрим подробно 4 основных этапа убеждения больного:

  1. Информирование.
  2. Разъяснение.
  3. Аргументация.
  4. Доказательство.

Эти этапы последовательно разворачиваются в процессе общения медсестры и пациента. Убеждение пациента можно считать успешным, если он может самостоятельно обосновать принятое им решение, дать оценку его положительным и отрицательным сторонам.

Пример плаката для санпросвет работы:

Информирование

Под информированием понимается предоставление больному всей информации по конкретной теме доступными для него методами, средствами и формами. Данный этап крайне важен, так как пациенту необходимо контролировать лечебный процесс при подготовке к любому медицинскому вмешательству и манипуляции.

Потеря контроля над ситуацией влечет за собой усиление тревожности, способствует появлению необоснованных страхов, препятствует принятию решения.

Чтобы пациент мог адекватно воспринять информацию, которую выдает медсестра, она должна соответствовать «принципу трех А»:

  • адаптированность к возрасту, интеллектуальному уровню и образованию больному;
  • актуальность – информация должна быть нужной, своевременной и отвечать потребностям больного;
  • альтернатива – право выбора действий и решений должно оставаться за пациентом.

Следующие этапы детализируют этап информирования, однако рассматриваются все же как самостоятельные этапы убеждения.


Каким пациентам нужны школы здоровья , узнайте из Системы Главная медсестра.

Разъяснение

Данный этап представляет собой уточнение и углубление предоставленных ранее сведений. Он необходим для того, чтобы пациент лучше понял содержание и смысл проблемы.

Позиция медсестры в итоге должна стать понятной пациенту. Для этого необходимо опираться на его личный опыт, использовать конкретные модели поведения, ситуации и образы.

Аргументация

Аргументация – это объяснение взаимосвязи между единицами информации. Необходима для дополнительной мотивации больного.

Аргумент для пациента – это значимые для него сведения. Определить интерес к беседе можно определить по его реакции – взгляд и поза направлены в сторону говорящего (в данном случае это медицинская сестра), он поддерживает зрительный контакт, задает интересующие его вопросы. Логический стиль убеждения помогает аргументации.

Доказательство

Доказательство являет собой показ преимуществ одной или двух альтернатив по сравнению с другими. Оно необходимо, чтобы направить выбор пациента. Однако если медсестра пытается убедить больного в своей правоте, доказательство часто является разрушительным для ее позиции.

Поэтому целесообразнее рассматривать доказательство в качестве обоснования возможных выборов больного с передачей ему определенной доли ответственности за принятое решение. Предложение альтернатив укрепляет позицию медсестры и делает ее более убедительной, так как само по себе право выбора снижает сопротивление пациента.

При обучении пациента навыкам введения препаратов или ухода за собой не спрашивайте: «Вы поняли меня?» Он ответит утвердительно, даже если ничего не понял. Чтобы удостовериться в том, что пациент все правильно понял, задайте несколько наводящих вопросов:

  • Через какое время после еды вы будете принимать лекарство?
  • Чем вы будете его запивать?

Если у пациента проблемы со слухом, не рассказывайте ему правила приема лекарств устно – напишите ему подробную инструкцию.

Просветительство в стационарах

Санитарно-просветительная работа в лечебных учреждениях стационарного типа проводится с целью повышения эффективности лечения заболеваний, привития пациентам гигиенических навыков. Для достижения результатов в отделениях информируют население о следующем:

  • Правилах поведения в отделении для пациентов и посетителей. Особенностях поведения больного после выписки из стационара, мерах предотвращения обострения и развития болезни. При информировании учитывается необходимость полного понимания пациентом природы своего заболевания, его течения, состояния.
  • Освещаются общие медико-гигиенические вопросы, интерес к которым у больных возрастает.

Все темы санитарно-просветительной работы затрагиваются в беседах с пациентом на каждом этапе его пребывания в стационаре:

  • В приемном отделении рассказывают о правилах поведения в учреждении, вручается памятка, где указан распорядок дня, описываются требования к пациенту.
  • В палате проводится беседа в индивидуальном порядке или вовлекается вся группа пациентов палаты.
  • В свободное от процедур время с пациентами ведут дискуссии или беседы в общих холлах. При этом используются наглядные пособия, слайды, иллюстрации с основными медицинскими сведениями, рекомендациями.
  • При выписке врач проводит личную беседу, вручает пациенту памятку о поведении, дает рекомендации по дальнейшей профилактике, реабилитации.

Больных с хроническими заболеваниями информируют о причинах возникшей патологии, дают практические советы по мероприятиям доврачебной самопомощи. Пациент должен знать и ориентироваться в признаках начала обострения своего состояния, чтобы суметь принять первичные меры до прихода врача. Основной аудиторией таких лекций являются пациенты, страдающие сердечно-сосудистыми заболеванием, сахарным диабетом, бронхиальной астмой и рядом других патологий.

Основные направления

Проведение санитарно-просветительной работы реализуется путем агитации и воспитания по таким основным направлениям:

  • Популяризация методов, способов здорового образа жизни и профилактических мероприятий путем пропаганды, воспитания, личного примера, убеждения.
  • Обучение, воспитание гигиенических привычек с раннего возраста.
  • Пропаганда, внедрение и призыв целевой аудитории к ведению здорового образа жизни, восполнению знаний о профилактике заболеваний, способах сохранения здоровья.

Методы санитарно-просветительной работы носят пассивный и активный характер.

Просветительство в детских учреждениях

В детских медицинских учреждениях проводится санитарно-просветительная работа с родителями, другими членами семьи, а также комплекс мероприятий рассчитанный на педагогов школ и воспитателей дошкольных учреждений.

В задачи входит:

  • Распространение знаний об охране здоровья ребенка.
  • Формирование необходимости ежегодного прохождения профосмотров ребенка.
  • Формирование готовности обращения за медицинской помощью, а также неукоснительность выполнения рекомендаций врача для скорейшего выздоровления ребенка.
  • Привитие знаний и навыков создания оптимальных условий жизни, способствующих здоровому развитию ребенка.
  • Призывы формировать у детей здоровые гигиенические привычки.

В основе гигиенического просветительства семьи лежит последовательность изложения необходимых знаний для обеспечения здоровья детей. Индивидуальная беседа специалиста подкрепляется печатными материалами с подробным изложением необходимых знаний относительно особенностей организма ребенка в конкретном возрастном периоде.

В памятке для родителей могут быть собраны рекомендации по вскармливанию, режиму дня, уходу, физическим нагрузкам, закаливающим процедурам. В систему просветительства входит освещение необходимости профосмотров, планового вакцинирования, выполнения всех рекомендаций лечащего врача и т. д.

  • История италии кратко для презентации

      

  • Приказ о назначении ответственного за газовое хозяйство в школе

      

  • Возникновение и развитие феодального государства и права кратко

      

  • Творческий отчет воспитателя детского сада для аттестации на 1 категорию

      

  • Раскройте положительное и отрицательное значение химии в жизни современного общества кратко
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: