«сказание о белгородском киселе»: краткое содержание предания

Сказание о белгородских колодцах сжатый пересказ очень мало, даю 20 баллов, пожалуйста ответь кто ни - узнавалка.про

Краткое содержание: Сказание о белгородском киселе

Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Бел­городу, но приступом взять не смогли.

Окружи­ли они тогда город и взяли в осаду. Долго про­должалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам.

Собрали они вече (народное собрание в древней Руси)

и сказали: “Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в жи­вых, а кого умертвят;

На следующий день пригласили в город не­скольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились. А горожане сказа­ли: “Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и

десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли”. Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля. А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем.

Предания сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он составляет основную часть Российского государства, народное творче­ство — художественное воплощение его. В пре­даниях отразились такие народные идеалы, как патриотизм, ум и находчивость.

В “Сказании о белгородском киселе” мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой спасает рус­скую землю от нашествия печенегов.

Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа, смекалистого без интриг и коварной хит­рости, сильного без показного хвастовства соб­ственной силы и до самозабвения любящего свою Родину, готового защищать Русь до последнего.

Напишите Пожалуйста Очень Краткий Пересказ Сказание о белгородский колодцах.

Повесть о разарение Ризани Батыем.

Заранее ОГРОМНОЕ СПАСИБО ))) Даю 20 БАЛЛОВ.

» Сказание о белгородских колодцах.

«. Пока князь Владимир был в Новгороде , печенеги пришли и окружили Белгород.

Город оборонялся, но с едой стало совсем плохо.

Собрались жители, некоторые из них предложили сдаться.

Но нашелся старик, которые попросил три дня для того, чтобы решить проблему.

Он попросил принести отрубей и муки и сварить кисель.

Потом были выкопаны два колодца : в одном был кисель, а во втором — мед.

Жители распахнули ворота города и дали печенегам попробовать еду.

Кушанья понравились, и они рассказали своим, как их встретили.

Стало ясно, что русских не одолеть и враги ретировались — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — » Повесть о разорении Рязани Батыем.

«Не имеющий совести и чести хан Батый пришел со своим войском на Русь.

Другие князья рязанскому не помогли, как не помогли и дары, присланные Батыю.

Погиб и рязанский князь, потому что не согласился на условие хана — отдать ему красавицу — женуОлег и Юрий Ингоревичи идут в бой.

Олег оказывается раненым Батый предлагает вылечить его в обмен на сдачу города.

Жители воюют день и ночь.

Ингварь Ингоревич приезжает в город вместе с Евпатием Коловратом.

Шурин Батыя Хостоврул был рассечен Коловратом напополам.

Но ночью убивают Коловрата.

Ингварь Ингоревич хоронит родственников, снова отстраивает церкви и город Рязань.

  • Письмо предмет в школе

      

  • Сервис который продает краткое содержание

      

  • Конструирование из бумаги в начальной школе на кружке

      

  • Памятка безопасный интернет для начальной школы

      

  • Джеймс джойс улисс аудиокнига краткое содержание

Краткое содержание повести «Сказание о белгородском киселе» подробно

В 997 году князь Владимир оставил город Белгород, чтобы отправиться на защиту Новгорода.

Прознав о том, что белгородцев некому защитить, так как княжеская дружина в отсутствии, печенеги пришли под городские стены. Став под Белгородом, они хотели взять город, но крепкие стены не позволяли сразу сделать это. Тогда враги приступили к осаде.

В городе через некоторое время начался голод. Жители признали: печенегов множество великое, а пропитания почти не осталось. Не выдержать осаду! Старейшины собрали вече, где порешили сдаваться.

Один старец не был на том вече. Он попросил старейшин рассказать, о чем совещались. Узнав, что хотят сдаваться, дедушка предложил следующее: подождать еще три дня, а между тем собрать остатки овса, пшеницы и отрубей со всего города и сварить. Потом собрать остатки меда, сделать из него сыту и вылить в большую кадку. Обе кадки – одну с болтушкой из круп, а другую с медовой сытой – вкопать в землю. После этого послать за печенегами.

Горожане послушались, все так и сделали, и пригласили к себе печенегов. Те, забрав заложников, в свою очередь выслали к белгородцам послов.

Прибыли печенеги в город. Белгородцы сказали им: «Вы можете стоять в осаде хоть десять лет – не перестоите нас, потому что мы получаем пищу от земли». Зачерпнув из кадок, скрытых под землей, болтушку с сытой, сварили белгородцы кисель, поели сами и угостили печенегов.

Печенежские послы были удивлены. Прихватив с собой киселя, они вернулись к своим князьям, поведали о своем приключении и дали им тоже отведать «пищу белгородской земли».

Князья призадумались: и верно, не стоит осаждать тех, кого нельзя победить. Отпустили они заложников, свернули свое войско и убрались восвояси. Так хитрые белгородцы без оружия справились с сильным врагом.

Краткое содержание

Сказание начинается с описания того, что шла война между печенегами и русским народом. Князь Владимир был вынужден отправиться в Новгород. Там он хотел попросить помощи у северных братьев. Но печенеги быстро узнали, что город остался без защиты, поэтому они устроили осаду. Их было много, поэтому все подходы к Белгороду были перекрыты.

В городе начался сильный голод. Когда все запасы почти закончились местные жители вышли на площадь и начали совещаться. На народном вече было предложено сдаться печенегами. Сражаться с ними бессмысленно, так как их больше и они лучше вооружены. Князь не возвращается, поэтому помощи от него ждать нечего. Остаться в городе равносильно медленной смерти от голода.

После этих приготовлений белгородцы предложили печенегам взять несколько людей в заложники и зайти в город. Печенеги обрадовались и решили принять приглашение. Горожане показали, что их кормит мать-земля и поэтому голод им не страшен. Они начали поднимать ведра из колодцев с киселем и медом.

Печенеги были так удивлены увиденным, что сразу ушли. Они поняли: победить город им не удастся. Потом печенеги сняли осаду и ушли. Так белгородцы спасли свои жизни.

План и языковые особенности

Для того чтобы легче было пересказать легенду, можно составить сложный план. Вот примерные пункты:

  1. Город в осаде печенегов.
  2. Народное вече: а) белгородцы решают сдаться; б) совет мудрого старца.
  3. Колодцы с волшебным снадобьем.
  4. Удивление врагов.
  5. Печенеги отходят.

Текст «Сказания…» небогат языковыми средствами. В этом он немного похож на разговорный стиль. Иногда встречаются эпитеты: «сильный голод», «великая война», «пресладкая сыта». Сравнения и метафоры отсутствуют, но предание не выглядит бедным. С помощью историзмов автор передаёт реалии той эпохи. Он использует слова: вече, восвояси, сыта, латки, корчага, князь.

Особенности жанра и сюжета

Древнее произведение относится к жанру предания. Ему характерен простой сюжет. В основе лежат реальные события. Но в названии говорится, что это сказание, так как в нём присутствуют и вымышленные эпизоды. Вот поэтому оно так похоже на сказку.

Сказанием принято называть произведения фольклорного характера. Предание является его разновидностью. К нему также относятся былины. За основу таких произведений берутся исторические события.

Сюжет сказания простой, в нём чётко прослеживаются все элементы композиции:

  1. Экспозиция. Рассказывается об условиях, в которых происходят основные события.
  2. Завязка. Печенеги взяли в облогу город.
  3. Развитие действия. Начинается голод, жители решают сдаться. Старец даёт мудрый совет.
  4. Кульминация. Горожане зовут печенег и показывают кисельные колодцы.
  5. Развязка. Враги поверили в хитрость белгородцев и отступили.

Место происходящих событий

В сказании речь идёт не о современном городе Белгороде. Это был другой город — Белгород-Киевский. Он считался резиденцией (замком) великих князей Киевских. Стоял он в десяти верстах на запад от столицы Руси, возле реки Ирпень. В 991 году князь Владимир оградил Белгород стеной. Здесь поселилось много людей.

Город был самым прочным форпостом Киевской Руси в обороне от набегов кочевников. В XII веке крепостью правили ближние родственники великого князя, его союзники. В 1240 году Белгород-Киевский разрушили монголы. В настоящее время на его месте построено село Белогородка, что в Киево-Святошинском районе.

Популярные сегодня пересказы

Сказание о белгородском киселе является частью летописи временных лет. Предание было включено в летопись монахом Нестором. Летопись описывает события, происходящие от библейских времен вплоть до двенадцатого века. Этот исторический документ отображает историю Киевской Руси и был написан монахами в Киеве.

Повесть отображает реальные исторические события, произошедшие в Белгороде в 6505 году (997 год по новому стилю). Тогда Киевская Русь часто подвергалась набегам кочующих племен печенегов.

Эти племена в десятом веке кочевали в Крыму и в степях от Дона к Дунаю. Они нападали на города, грабили и убивали местных жителей. На Киевскую Русь эти набеги были регулярными.

Обороняясь от нападений, города ограждались стенами, а на берегах рек строили мощные укрепления.

События, описанные в сказании о белгородском киселе, происходили при правлении Великого князя Владимира. Сначала Владимир княжил в Новгороде, а позже стал и киевским князем. Пошел как то князь Владимир в Новгород за воинами. Тогда была затяжная непрерывная война, войско требовало пополнения.

Печенеги проведали об отсутствии правителя и, воспользовавшись моментом, вторглись в Киевскую Русь. Они стали в Белгороде и осадили его. Никого не впускали и никого не выпускали из города. Печенегов было много, одолеть князь Владимир со своим малочисленным войском их не мог бы. Осада города продолжалась очень долго, так как Белгород был хорошо укреплен.

Спустя время в городе начал бушевать голод. Жители были все в отчаянье, боевой дух и защитников и горожан был сломлен.

Тогда люди собрались на вече и начали думать, что же им делать дальше. Все уже готовы сдастся, ведь бороться не оставалось сил. Пусть печенеги часть жителей убьют, а кого-то оставят в живых, но это лучше чем всем бесславно умереть с голоду. На том и решили.

И сказал старец собрать с каждого двора хоть бы по горстке зерновых. Будь то пшеница, овес или отруби. Он понимал, что в городе голод и каждая пища очень дорога. Жители собрали все что могли. Потом старец сказал приготовить болтушку.

Женщины перемололи зерно в муку и смешали с водой, получилась основа для киселя. После велел он выкопать колодец, а на дно поставить кадку с болтушкой. И еще один колодец был выкопан. Велел старец найти мед для второго колодца. Горожане раздобыли лукошко меда.

Тогда велел старик сделать из меда сыту. Кадка с сытой была опущена на дно второго колодца.

Утром пошли представители города к печенегам. Они предложили им войти за городские стены и посмотреть, что происходит в городе. Чтоб захватчики наверняка согласились, защитники Белгорода предложили им взять несколько жителей в заложники.

Завоеватели обрадовались приходу горожан. Они были уверены, что Белгород сдастся. Печенеги взяли заложников и отправили за городские стены лучших своих мужей. Около десяти воинов из разных известных родов вошли в город.

Люди твердили, что ничего с ними не станется, если осада продлится. Они говорили, что земля дает им пищу, и показали завоевателям колодцы. Подвели для начала к первому колодцу, где на дне стояла кадка с болтушкой. Опустили ведро и зачерпнули из кадки.

Потом и они стали есть с защитниками Белгорода.

Пораженные захватчики твердили, что их правители им не поверят, пока сами не отведают. Тогда люди взяли корчагу и наполнили ее болтушкой. Дали воинам и сладкой сыты с собой.

Вернувшись к своим, печенеги рассказали князьям о том, что видели в осажденном городе. Достали они корчагу и наварили киселя. Стали угощать своих правителей киселем и сытой. Поели князья и удивились богатству и щедрости русских земель.

Не отведав, они никогда не поверили бы в такое диво дивное.

Нигде такого чуда не видели печенеги и поняли, что не одолеть им славный город Белгород. Тогда отпустили они, взятых заложников и забрали своих воинов, попавших в плен. Поднялись завоеватели и, оставив осаду, покинули русские земли.

Хитрость

В следующей части о начавшемся голоде повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание продолжим описанием осадного положения. Обессилевших людей охватило невиданное отчаяние. И решают они сдаться печенегам. Краткое содержание рассказа «Сказание о белгородском киселе» продолжим описанием вече, которое было собрано по этому вопросу. Так называлось народное собрание во времена древней Руси. Народ возгласил, что желает сдаться печенегам и позволит им умертвить, кого пожелают, а кого захотят — отпустить, ведь такой выход лучше, чем верная смерть от голода.

Спустя некоторое время поднимается один пожилой человек и дает умный совет. Он предлагает не отдавать жизни врагам, а постараться перехитрить их. Старец дал задание собрать с каждого из дворов хотя бы одну горсть отрубей, пшеницы или овса. Когда все необходимое было собрано, местные женщины сделали болтушку. После этого выкопали колодец и разместили в нем небольшую кадку, налили в нее болтушку. Спустя день жители в город пригласили на переговоры нескольких печенегов. Увидев, как люди пищу достают из колодца, а после едят ее, противники очень удивились. Горожане тогда сказали печенегам, что народ Белгорода не одолеть даже за десять лет, так как пищу он получает от самой земли. Враги поверили, что сама природа на стороне Киевской Руси и поняли, что русских им не перестоять. Так и покинули враги стены города с пустыми руками.

Ответы на вопрос

Отвечает Алданбекова Дамира.

Ответ:

Князь Владимир пошел в Новгород за войском против печенегов, с которыми была беспрерывная война. Враги узнали об отсутствии князя и осадили Киев. В городе был сильный голод. Люди решили сдаться печенегам. А старец попросил не сдаваться, а делать так, как он скажет. Вырыли два колодца, вставили в них кади. В одну бросили болтушку, на которой варят кисель В другую вылили сыть, сделанную из меда. Позвали печенегов. Те увидели, что осажденных сама земля кормит (они не знали о замысле старца), сняли осаду и ушли восвояси.

6
3

Отвечает Федів Антон.

Конечно, вот краткий сжатый пересказ «Сказания о Белгородских колодцах»:

Сказание рассказывает о Белгороде, городе страдающем от жажды из-за отсутствия воды. Жители решили рыть колодцы, но безуспешно. В это время явился незнакомец, предложивший рыть колодцы в определенных местах, которые он указал. За волшебной помощью он попросил отдать детей.

Согласившись, горожане начали копать колодцы, и вода действительно появилась. Но когда наступила пора отдавать детей, горожане не захотели выполнять свою часть сделки. Тогда незнакомец забрал с собой детей в колодец.

После этого место, где находились дети, стало называться Белгородскими колодцами. Город обрел воду, но жители всегда помнили цену, которую заплатили за нее.

Получившийся в результате обмена моральный урок состоит в том, что не стоит искать легких путей и быть готовыми к последствиям своих поступков.

Надеюсь, этот сжатый пересказ удовлетворяет ваш запрос.

5

Краткий пересказ

Кочевники вели великую беспрерывную войну против русского народа. Князь Владимир поехал в Новгород просить подмоги у северных князей. Он хотел, чтобы ему выделили войско для уничтожения проклятых кочевников. Печенеги узнали, что Белгород остался беззащитным. Они окружили его. Войско врага было многочисленным, оно контролировало все подходы и выходы к городу. В Белгороде люди начали голодать.

Местные жители истратили все запасы пропитания. Однажды они вышли на площадь для совещания. Народное вече решило сдаться печенегам — князь уехал, люди умирали от голода, нужно было каким-то образом спастись.

На собрании присутствовал один седой старец. Он посоветовал старейшинам продержаться ещё три дня. Мудрец велел каждому человеку принести по горсти овса или другого зерна. Из этих запасов необходимо было приготовить кисельную болтушку, потом опустить её на самое дно городских колодцев вместе с кадушкой мёда. Так и сделали.

На следующее утро горожане отдали печенегам несколько людей в заложники. Кочевникам разрешили за это зайти в город и проверить обстановку. Печенеги подумали, что белгородцы сдаются.

Горожанам удалось перехитрить врага. Они показали печенегам, что не боятся никакой осады, поскольку кормятся дарами матушки-земли. Из колодца белгородцы черпали вёдра с киселём и мёдом. Печенеги попробовали яства и решили, что такой народ им не под силу завоевать. И вернулись они туда, откуда пришли.

Decadence

Создание повести временных лет (2000 лет до н.э. – 12 век н.э.) было сопряжено с необходимостью передать будущим поколениям образов прошлого, его культурного наследия и древней мудрости.

Сказание о белгородском киселе повествует нам о хитром спасении белгородцев, когда их осадили печенеги. После того, как в городе наступил голод, его жители захотели сдаться врагу. Но их спас один старец, предложивший другое решение.

Как удалось спасти город и его жителей

Город удалось спасти благодаря обману печенегов. Из кисельной болтушки в первом колодце можно было сварить кисель. Поэтому печенеги решили, что этот колодец дает горожанам пищу. Во втором колодце они нашли мед. Думая, что его хватает на весь город, они поверили белгородцам, и прекратили осаду.

Как начинается и чем заканчивается сказание

Первые абзацы повествуют о голоде, начавшемся в Белгороде после его осады печенегами, и о решении сдаться врагу. Концовка же более оптимистична — осада заканчивается и никто из белгородцев не пострадал. Можно смело утверждать, что развязавшаяся в самом начале трагедия перерастает в благополучный финал.

Какие особенности древнерусской литературы проявились в сказании

Первой особенностью можно назвать постоянное употребление союза «И» в начале многих предложений. В сказании таких предложений больше половины (без учета прямой речи).

Вторая особенность заключается в выделении образа героя, спасшего множество жизней. Старик, придумавший план спасения, проявил такие качества, как смекалка, дальновидность, мудрость, решительность (ведь печенеги могли раскрыть обман).

Третья особенность древнерусской литературы проявилась в благородстве и доброте всех героев сказания. Даже печенеги — лютый враг Древней Руси, предстали перед нами в образе честных и понимающих людей.

Четвертой особенностью является патриотическое описание смекалки и мудрости древнерусского народа. Проявляя в критической ситуации свои лучшие качества, русские люди способны на все — говорит нам автор сказания.

Создание повести временных лет помогло сохранить множество значимых исторических событий, культуры прошлого, особенностей языка ее авторов.

Древнерусский словарь:

печенеги – кочевые племена, объединившиеся в союз и жившие в VII – IX веках н.э.

вече — собрание главных людей города, общины, княжества, на котором решаются важные политические, военные, хозяйственные вопросы.

Поведали — рассказали, передали суть произошедшего.

повелели — приказали, отдали распоряжение,

корчага — горшок

восвояси — туда, откуда пришли, обратно.

Краткий пересказ

Летом 997 года печенеги осадили Белгород. Из-за этого в городе начался голод. И тогда жители собрали вече, на котором решили сдаться врагу.

Узнав об этом, один мудрый старец предложил такое решение: в один колодец поместить кисельную болтушку, из которой можно будет сварить кисель. В другой — разбавленный мед. Затем их нужно было показать печенегам. Женщинам повелели сделать болтушку, а мужчинам — копать колодец.

Сделав все так, как сказал старик, горожане пригласили к себе 10 лучших мужей из числа печенежского войска. Взамен были отданы заложники. Посетив город, печенеги отведали киселя и меда. Подумав, что колодцы обеспечивают целый город, они вернулись к своим, чтобы поведать о случившемся.

Так, войско печенегов решило отправиться восвояси, а Белгород оставить в покое.

Создание повести временных лет охватывает события на протяжении тысячелетий (библейские времена – 2000 лет до н.э. – 12 век н.э.). Множество сказаний (в том числе и сказание о белгородском киселе), заключающих в себе мудрость прошлых времен, не теряют актуальность и по сей день.

Хитрость

В следующей части о начавшемся голоде повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание продолжим описанием осадного положения. Обессилевших людей охватило невиданное отчаяние. И решают они сдаться печенегам. Краткое содержание рассказа «Сказание о белгородском киселе» продолжим описанием вече, которое было собрано по этому вопросу. Так называлось народное собрание во времена древней Руси. Народ возгласил, что желает сдаться печенегам и позволит им умертвить, кого пожелают, а кого захотят — отпустить, ведь такой выход лучше, чем верная смерть от голода.

Спустя некоторое время поднимается один пожилой человек и дает умный совет. Он предлагает не отдавать жизни врагам, а постараться перехитрить их. Старец дал задание собрать с каждого из дворов хотя бы одну горсть отрубей, пшеницы или овса. Когда все необходимое было собрано, местные женщины сделали болтушку. После этого выкопали колодец и разместили в нем небольшую кадку, налили в нее болтушку. Спустя день жители в город пригласили на переговоры нескольких печенегов. Увидев, как люди пищу достают из колодца, а после едят ее, противники очень удивились. Горожане тогда сказали печенегам, что народ Белгорода не одолеть даже за десять лет, так как пищу он получает от самой земли. Враги поверили, что сама природа на стороне Киевской Руси и поняли, что русских им не перестоять. Так и покинули враги стены города с пустыми руками.

Анализ произведения

Сказание повествует, что не всегда к победе приводит грубая сила. Иногда лучше положиться на смекалку и находчивость. Только хитрость старика позволила спасти жителей Белгорода. В эпизоде восхваляется мудрость и терпеливость. Если бы люди пошли в открытый бой с печенегами, их ждало неминуемое поражение.

Сказание содержит немало наставлений — нельзя торопиться, победу можно одержать только совместными усилиями, смекалка может спасти в сложной ситуации. Работа прославляет находчивость и острый ум старца.

Тема сказания — народная победа. Только объединившись и собрав все самое ценное (из-за голода в городе почти не осталось еды), люди смогли обхитрить злых печенегов. Несмотря на то что ориентировочная дата написания «Повести временных лет» 1110—1118 годы, ее тексты не потеряли актуальности. Они учат вечным ценностям, поэтому их полезно читать детям.

Предыдущая запись «Тринадцатый подвиг Геракла» — краткое содержание рассказа Ф. Искандера
Следующая запись «Налим» — краткое содержание рассказа А.П. Чехова

Православный портал

Народным преданием в летописи является «Сказание о юноше-кожемяке» (год 992). В нем говорится, что князь Владимир только возвратился с войны, когда на Русь напали печенеги. На берегу реки Трубеж у брода стоял Владимир на одной стороне, а печенеги на другой, и «не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те на нашу». И предложил печенежский князь Владимиру: «выпусти ты своего воина, а я — своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». И послал Владимир глашатаев со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?», но никого не нашлось. Печенеги же привели своего мужа. Как говорит летописец, он был очень «велик и страшен». В сказании повествуется, как вызванные на единоборство русские тщетно искали поединщика, который смог бы противостоять печенежскому богатырю, как затем начал «тужить» Владимир, посылая ко всем воинам гонцов, и как, наконец, объявился некий старый муж и рассказал Владимиру о своем оставшемся дома меньшом сыне, неказистом на вид, но очень сильном. Приведенный к князю юноша просит предварительно испытать его и вырывает у разъяренного быка бок с кожей. Это был Никита Кожемяка. «И увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста». Автор рассказывает, как «схватились они и начали крепко жать друг друга, и удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их» 1 .

Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.

В рассказе о юноше-кожемяке много былинного: бой начинается с поединка, две силы противопоставлены друг другу, образ вражеского поединщика создается средствами гиперболизации 2 , враг страшен и велик, значение русского героя сознательно преуменьшено.

Устное предание стало основой летописного рассказа о белгородском киселе. «Сказание о белгородском киселе» — это типичный народный рассказ об обмане врагов хитростью. Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама земля. Подошли печенеги к Белгороду и «не давали выйти из города, и был в городе сильный голод… И затянулась осада города». Отчаявшиеся люди уже решили сдаться печенегам. «И собрали вече в городе, и сказали: “Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”». Один старец посоветовал людям не сдаваться врагу, а «собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они же радостно пошли и собрали. И повелели женщинам сделать болтушку, выкопать колодец, поставить в него кадь, и налить ее болтушкой». На следующий день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама земля. «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, — сказали горожане» 3 . И враги ушли от города восвояси. Здесь русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.

Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории. По мнению Д.С. Лихачева, «чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву».

Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.

Похожие вопросы

Литература 01.03.2019 17:36 39 Дубняк Ксения

Посол это кто ? посол это кто ? посол это кто ? посол это кто ? посол это кто ? посол это кто ? посо

Ответов: 1

Литература 17.04.2020 22:49 19 Банкетов Егор

Помогите пожалуйста перевести предложения в косвенную речь 1)Students wear a school uniform. 2) The

Ответов: 1

Литература 13.07.2019 15:51 59 Будченко Александра

Умоляю помогите, забыла про этот вопрос , а сейчас уже поздно , ничего в голову не идёт.Что значат с

Ответов: 1

Литература 04.08.2018 18:59 19 Сапожников Данила

Сказание о Белгородских колодцах. СРОЧНО!!!! Вопрос должен быть очень подробный!!! Вопрос: Какими с

Ответов: 1

Литература 30.03.2021 21:26 20 Осипова Елизавета

В интернете гуляет такая штука: те, кто изучает хороводы, — хороводоведы; те, кто любит тех, кто и

Ответов: 2

Литература 27.06.2019 15:15 8 Стрисюк Віталіна

Что такое Художественный Пересказ Текста и, как его делать!? Или Худож. Перес. Текста «Сказание о б

Ответов: 1

Литература 15.06.2023 03:23 11 Котикова Анастасия

5. Соотнесите названия видов пересказа с их характеристиками. 1) Подробный пересказ – это… а) по

Ответов: 2

Литература 08.05.2018 11:54 105 Тимофієв Влад

Как вы оцениваете поступок белгородцев?Рассказ: «Сказание о белгородских колодцах»Заранее спасибо

Ответов: 1

Литература 27.05.2018 06:03 92 Плетнёва Аня

В рассказе » сказание о белгородских колодцах » хитрость или мудрость старца помогла горожанам выдер

Ответов: 1

Литература 04.06.2018 01:03 91 Минкина Алия

Как белгородцы перехитрили печенегов? «Сказание о белгородских колодцах»

Ответов: 1

Овсяный кисель от бабушки Агрофены

(особо полезен раненым воинам и больным) Пачку овсяных хлопьев (400 грамм) насыпаем в трехлитровую банку и заливаем кипяченой водой комнатной температуры. Можно положить несколько хлебных корочек, но можно и без них.

Банку закрываем и ставим либо на подоконник солнечной стороны, либо возле теплой батареи. Оптимальное время выдержки «закваски» — 5 дней, при этом не будет лишним 1-2 раза в день смесь перемешивать. Затем сливаем из банки отстоявшуюся воду и подготавливаем кастрюлю с чистой марлей (2-3 слоя), через нее мы процеживаем овсяное молочко.

Далее, скажем честно, нужно ориентироваться «на глаз». Получившаяся масса по степени вязкости очень сильно может отличаться, зависит это, по всей видимости, от температуры, где она стояла, и от качества овсяных хлопьев. Иногда закваска на вид достаточно жидкая, тогда нужно ее без добавления воды поставить на плиту на небольшой огонь и довести до кипения, постоянно помешивая. Иногда же так очевидно густа, что нужно добавить воды. При подходе к закипанию кисель заметно густеет. После того, как он остынет, он станет еще гуще. В любом случае ориентироваться с количеством добавляемой воды нужно на месте. Кипеть кисель не должен.

Разливаем густую массу в формочки, когда чуть остынет — убираем в холодильник.

Добавляем любое варенье, мед, ягоды на свой вкус и ангел за трапезой!

Примечания

«Сказание о белгородском киселе» — литература, которая относится к «Повести временных лет». Чтобы понять ее, следует знать значение некоторых древнерусских слов. К примеру, латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой. Белгород — это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году. Корчага — это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.

«Сказание о белгородском киселе» сочинил русский народ и передавал его последующим поколениям. Простые люди стали авторами множества сказаний. Именно они стали первым народным творчеством и легли в основу Российского государства, его культурного и художественного воплощения. В преданиях отражены различные народные идеалы, среди которых любовь к родине, находчивость и ум. Теперь вы знаете, о чем повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание былины мы привели выше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: