Мальчик с полосатой пижамой, дружба за барьерами

Раскрытие тайн фильма мальчик в полосатой пижаме: расшифровка символов, фантазии и факты

«Это смешно, что взрослые не могут понять, что именно хотят делать»

Мальчик Бруно — обладатель зрительного вектора. Ему не сидится на месте, он любознателен, увлечен исследованием мира вокруг. Такие дети общительны, добры, искренни. Бруно любит читать, особенно книги о пиратах, рыцарях, подвигах. Но после переезда книги о приключениях ему запрещает новый учитель, который дает частные уроки и пропагандирует лишь историческую литературу, день за днем рассказывая о том, что евреи — это зло. Он скучает дома один, почти не играет со старшей сестрой Гретель, которая увлеклась фашистской идеологией. Девочка ощущает себя ярой патриоткой и в один день выбрасывает все куклы в подвал, завешивая комнату постерами Гитлера. Эта трехсекундная сцена горы голых куколок в подвале у зрителя ассоциируется с тысячами людей, над которыми проводили опыты, мучали и жестоко убивали в концлагерях.

Вернемся к нашему герою, который надеялся прожить в новом доме всего пару недель, но в итоге остался там навсегда. «Ферма», которую он видит из окна каждый день, не дает ему покоя. Не ощущая сильной эмоциональной связи с кожно-зрительной мамой, оставшись без общения со сверстниками, Бруно просто вынужден найти себе друзей. Он наблюдает за взрослыми и ребятами в одинаковой одежде и решает дойти до фермы и познакомиться с ними. Ведь им будет так здорово вместе играть! Продумав план «побега» через задний двор, Бруно удается совершить свое первое исследовательское путешествие в сторону концлагеря. Колючая проволока и постоянные крики военных не наводят ребенка на мысль о том, что эти люди — заключенные. Он думает, что номера на полосатой одежде, окрики, собаки за забором — это часть игры.

Подойдя к ограде, он видит одиноко сидящего еврейского мальчика Шмуэля. Ребята довольно быстро находят общий язык, новая дружба воодушевляет Бруно. Он носит своему товарищу бутерброды, они через решетку играют в шашки, кидают мяч. Жизнь в новом месте налаживается, и Бруно уже не скучает по Берлину. Однажды на вопрос о том, почему Шмуэль не живет дома с семьей, а за колючей проволокой, мальчик отвечает, что он просто еврей. Бруно не может понять, почему этот факт сразу делает его плохим человеком.

В фильме «Мальчик в полосатой пижаме» каждый герой вызывает интерес. Ни один персонаж не появляется в картине просто так. Еврейский работник на кухне — бывший врач, оказавший Бруно первую помощь, когда мальчик упал с качели. Этот звуко-зрительный старичок в коротком диалоге говорит очень глубокие слова, которые производят на ребенка большое впечатление. «Если кто-то по ночам смотрит на небо, это еще не значит, что мы имеем дело с астрономом». Именно в этот момент Бруно осознает, что иногда люди делают что-то не по своей воле и зачастую в реальности оказываются абсолютно другими людьми.

Бруно — пока еще ребенок, он живет в детском мире из книг о рыцарях и приключениях. Он плачет, когда отец не заступается за еврея, которого избивает лейтенант Курт. Ведь раньше он так гордился отцом — «настоящим солдатом». Он чувствует, что происходит что-то нехорошее, когда бабушка, не одобряющая убеждений сына, не приезжает их навестить, когда слышит ссору родителей. Но его детская психика противится тому, что пока не может осмыслить и перенести. Подсмотрев агитационный фильм о замечательной жизни евреев в лагере, он радостно обнимает отца: ведь он опять может гордиться им. Его детское, наивное восприятие мира сопротивляется жесткости и несправедливости.

Однажды наш герой неожиданно встречает Шмуэля у себя

Измученного еврейского малыша привели в дом коменданта чистить посуду, которую нужно было подготовить к важному обеду. Его худенькие пальчики показались лейтенанту Курту идеальными для протирания маленьких рюмочек

Бруно, уже столкнувшийся с непонятными запретами выходить за пределы двора и тем, что взрослые плохо относятся к евреям, понимает, что его семье пока не следует знать о его дружбе с еврейским мальчиком. Он врет лейтенанту, когда тот, заподозрив что-то, спрашивает Бруно о том, знает ли он Шмуэля. Не выдав товарища, Шмуэль возвращается в лагерь, где его жестоко избивают.

Чувство вины заставляет Бруно извиниться перед товарищем, ему стыдно за минуту слабости и страха перед лейтенантом. Желая хоть чем-то помочь, Бруно соглашается пойти на поиски отца Шмуэля, который недавно пропал в концлагере. В день запланированного отъезда Бруно пораньше сбегает из дома, чтобы довести начатое дело до конца. Ведь он обещал другу помочь.

Краткий пересказ

Повествование начинается со знакомства с семьей, которая проживала в большом трехэтажном особняке на одной из тихих, фешенебельных улиц Берлина. Хозяевами дома была семейная пара Ральф и Эльза, у них было двое детей:

  • сын Бруно;
  • дочка Гретель.

Любознательность приводит Бруно к поселению, которое ограждено колючей проволокой. Его удивляет, что все люди, находящиеся на его территории, одеты в одинаковую полосатую одежду, которая внешне напоминает пижаму. Он принимает лагерь с пленными за своеобразную ферму, где живут и трудятся жители города. Он считает, что у них вполне благоприятные условия и при возможности они могут выходить и гулять.

От скуки он частенько прогуливался вдоль забора и однажды видит на другой стороне мальчика одного с ним возраста. Дети стали дружить, общаться и играть через забор в шашки. Глава семейства был категорически против того, чтобы его сын приближался близко к лагерю, поэтому Бруно старался скрыть свои прогулки и встречи с Шмуэлем.

Узнав о переезде, мальчик идет проститься со своим товарищем. При встрече он узнает, что у того случилась беда — у него пропал отец. Бруно решает помочь другу в поисках родственника, через подкоп он проникает на территорию лагеря, где переодевается в полосатую пижаму. Уже внутри он понимает, что это совершенно не ферма, он видит реальное положение вещей, как солдаты относятся к людям.

Подбадриваемый Шмуэлем, Бруно продолжает искать папу друга. Вскоре Ральф и Эльза обнаруживают пропажу сына, они начинают искать его повсюду, но не могут найти. Только через год семья обнаруживает подкоп у забора и вещи Бруно, к ним приходит осознание, что он погиб вместе с остальными узниками лагеря в газовой камере «Аж-Выси», как называл ферму сам мальчик.

https://youtube.com/watch?v=Dd2mPCSwCf0

Второстепенные герои и их характеристика

  •  Ральф  – папа Бруно, амбициозный офицер вермахта, согласившийся стать комендантом концлагеря по приказу самого фюрера. Карьериста мало волнуют судьбы посторонних ему людей, но сильно задевает трагический случай с его сынишкой.
  •  Эльза  – жена Ральфа, привлекательная женщина, старающаяся не вникать в дела мужа, и в то, что творится на соседней огороженной территории рядом с их домом.
  •  Гретель  – старшая сестра Бруно, любительница кукол и нарядов. Вызывающе ведет себя по отношению к брату, часто с ним конфликтует, но после горькой потери осознает, насколько он был ей дорог.
  •  Шмуэль  – маленький узник концлагеря, еврей, подружившийся с Бруно, сын часовщика и учительницы, примерно того же возраста, что и главный герой произведения. До войны семья Шмуэля проживала в Польше, потому мальчик одинаково легко изъясняется и на польском языке, и на немецком.
  •  Мария  – горничная, работающая в доме коменданта лагеря, послушная и спокойная женщина.
  •  Матиас  – дедушка Бруно и Гретель, бывший владелец ресторана, патриот, гордящийся успехами сына.
  •  Натали  – бабушка главного героя, певица в прошлом, любящая устраивать домашние спектакли, презирающая службу Ральфа.
  •  Курт Котлер  – рыжеволосый офицер, служащий при концентрационном лагере, всегда опрятно и безупречно выглядящий, отличающийся коварством и жестокостью.
  •  Павел  – пожилой человек, прислуживающий за ужином в семье Бруно в качестве официанта и специалиста по нарезке овощей. В прошлом был врачом.
  •  Герр Лицт  – домашний учитель, нанятый отцом Бруно и Гретель.

Точка – клякса – пятно – силуэт – мальчик

Бруно в течение часа прогуливался вдоль ограды, но ничего интересного не заметил и, только проголодавшись и собравшись идти домой, увидел непонятный силуэт, а, подойдя ближе, понял, что это мальчик. Он поздоровался с незнакомцем, одетым в ту самую полосатую пижаму со звездой на рукаве. Кожа его была серой, «большие глаза отливали карамелью».

Мальчики знакомятся. Шмуэль – именно так представился незнакомец. Они выясняют, что родились в один день – пятнадцатого апреля, тысяча девятьсот тридцать четвертого года. Бруно и Шмуэль обсуждают свои родные места, один хвалит Берлин и свой прежний дом. А другой – Польшу. В конце концов, Бруно решается на вопрос:

Основная мысль и анализ

При создании романа автор не подозревал, какой фурор он произведет в мире. Книга собрала самые престижные литературные премии. В 2008 году по сюжету был снят фильм, который получил сразу несколько наград. Душераздирающая история о дружбе еврейского и немецкого мальчиков тронула людские сердца. Главная мысль, которую преследовал автор, показать на примере Бруно, что даже сына высокопоставленного германского офицера не пощадила война. Эта трагедия касается всех независимо от возраста, положения в обществе. Роман учит тому, что зло всегда возвращается, расплата за ужасные поступки обязательно наступит. Трагичная концовка произведения показывает это как нельзя лучше.

Горничная, которая им дорого обходится

Прошло два дня. Бруно завязывает разговор с Марией, пытаясь выяснить, нравится ли ей новый дом или нет. Горничная вспоминает, как она впервые пришла в этом этой семьи, как отец мальчика помог ей, не выгнал. Мать Марии работала у бабушки Бруно костюмершей. После ее смерти отец мальчика оплатил похороны, в саму Марию взял к себе горничной.

Разговор Бруно с горничной прервала Гретель, попросившая ее набрать ванну. Позднее вернувшись к разговору, они поспорили о том, имеет ли мальчик право высказывать свое неудовольствие, а Мария посоветовала ему лишний раз не заикаться об этом и вести себя разумно.

Краткий пересказ

Повествование начинается со знакомства с семьей, которая проживала в большом трехэтажном особняке на одной из тихих, фешенебельных улиц Берлина. Хозяевами дома была семейная пара Ральф и Эльза, у них было двое детей:

  • сын Бруно;
  • дочка Гретель.

Любознательность приводит Бруно к поселению, которое ограждено колючей проволокой. Его удивляет, что все люди, находящиеся на его территории, одеты в одинаковую полосатую одежду, которая внешне напоминает пижаму. Он принимает лагерь с пленными за своеобразную ферму, где живут и трудятся жители города. Он считает, что у них вполне благоприятные условия и при возможности они могут выходить и гулять.

От скуки он частенько прогуливался вдоль забора и однажды видит на другой стороне мальчика одного с ним возраста. Дети стали дружить, общаться и играть через забор в шашки. Глава семейства был категорически против того, чтобы его сын приближался близко к лагерю, поэтому Бруно старался скрыть свои прогулки и встречи с Шмуэлем.

Узнав о переезде, мальчик идет проститься со своим товарищем. При встрече он узнает, что у того случилась беда — у него пропал отец. Бруно решает помочь другу в поисках родственника, через подкоп он проникает на территорию лагеря, где переодевается в полосатую пижаму. Уже внутри он понимает, что это совершенно не ферма, он видит реальное положение вещей, как солдаты относятся к людям.

Подбадриваемый Шмуэлем, Бруно продолжает искать папу друга. Вскоре Ральф и Эльза обнаруживают пропажу сына, они начинают искать его повсюду, но не могут найти. Только через год семья обнаруживает подкоп у забора и вещи Бруно, к ним приходит осознание, что он погиб вместе с остальными узниками лагеря в газовой камере «Аж-Выси», как называл ферму сам мальчик.

Становление писателя

Ещё, будучи студентом, Бойн за свои рассказы, получил престижную литературную награду имени Кёртиса Брауна, что позволило ему войти в список претендентов на премию «Хеннесси». Вышедший в 2005 году роман «Криппен» находился в списке книг, претендующих на награду «Книга года» от газеты «Sunday Independent».

Сейчас писатель живёт и работает в Дублине. Читает лекции в Ирландском писательском центре, а также пишет критику для газеты «The Irish Times». Его книги переведены более чем на пятьдесят языков, отмечены множеством литературных премий и наград. Такой интересный факт: газета «Sunday Business Post» считает, что Джон Бойн входит в число сорока художников, которые способны изменить культурный облик Ирландии в двадцать первом веке.

Глубокий смысл

Фильм «Мальчик в полосатой пижаме» рассматривает тему морали и человеческой сострадательности. Главным смыслом фильма является то, что невзирая на те различия, которые могут отделять людей, мы все являемся частью единой человеческой расы. Выбор нашей культуры или религии не должен служить препятствием к состраданию к сопереживанию другим.

Дополнительно, фильм также заставляет зрителя рассматривать тему нацизма и нацистского государства, поднимая вопросы о здравом смысле и мышлении, используемом в таких режимах. Фильм показывает, что нацистская идеология основывается на жестокости и ненависти, и что такая идеология противоречит всем принципам человеческой морали.

В целом, глубокий смысл фильма заключается в том, что мы должны всегда запоминать нашу общую принадлежность одному человеческому семейству и принимать различия и непохожести, в то время как мы стараемся обеспечивать наш социальный прогресс и мирное сосуществование.

Главы 16–20. Последняя экспедиция Бруно

Вскоре Бруно с родителями пришлось ехать в Берлин на похороны бабушки, с которой папа так и не помирился. В Аж-Высь мальчик возвращался с радостью: он скучал по Шмуэлю, да и Котлера там больше не было — его куда-то перевели после ссоры родителей.

Бруно всё чаще размышлял, для чего построена эта ограда, но у родителей спросить боялся. Наконец он заговорил об этом с Гретель, и та объяснила, что там живут евреи, которых следует держать вместе и не пускать к нормальным людям. Оказывается, даже название лагеря Бруно произносил неправильно. Мальчик так и не понял, почему евреев не надо любить?

Затем обнаружилось, что у Гретель и Бруно завелись вши. Отец обрил мальчика наголо, и тот стал похож на Шмуэля. После этого маме удалось уговорить мужа отпустить их в Берлин. В это время у Шмуэля пропал отец. Бруно решил проникнуть за ограду, чтобы исследовать территорию и помочь другу.

Шмуэль раздобыл полосатую пижаму, Бруно переоделся в неё и пролез через ограду. В лагере обитали тощие и несчастные люди, которых охраняли весёлые, смеющиеся солдаты. Чем дольше Бруно был за оградой, тем меньше ему там нравилось.

Отца Шмуэля найти не удалось, пошёл холодный дождь, и Бруно решил вернуться домой. Вдруг солдаты начали сгонять евреев в колонну, и мальчики оказались в самой её середине. Колонну загнали в очень тёплое помещение. Бруно приободрился и взял Шмуэля за руку. Тут дверь в помещение захлопнулась, стало темно, и мальчик понял, что «ничто на свете не заставит его разжать пальцы».

Бруно искали много дней. Через неделю солдаты нашли его одежду у ограды, но мальчик бесследно исчез. Мама решила, что сын удрал в Берлин, и помчалась туда, но Бруно не было и там. Гретель подолгу оплакивала брата.

Год спустя отец Бруно обнаружил, что ограда, в месте, где нашли одежду сына, плохо закреплена. Он понял, что случилось с Бруно. Несколько месяцев спустя в Аж-Высь пришли солдаты и арестовали отца, но тому было уже всё равно.

Главы 2–6. Новый дом и люди в полосатых пижамах

На новое место мама взяла с собой слуг: дворецкого и горничную Марию.

Мария
 — горничная, которую отец Бруно спас от голода.

С одной стороны дома был двор, полный машин и военных, с другой — большой, ухоженный сад, где стояла скамейка с прикреплённой к ней табличкой, а за ним — длинная, уходящая за горизонт ограда из колючей проволоки. За оградой виднелись длинные низкие домики и несколько зданий с высокими печными трубами. В домиках жили странные люди, одетые в полосатые пижамы и шапочки. Почти все они работали под наблюдением солдат.

Это странное и страшное место было видно из окна комнаты Бруно. Мальчик заметил, что за оградой живут только мужчины всех возрастов. Бруно безуспешно пытался уговорить маму вернуться в Берлин. Гретель сообщила брату, что это место с непонятным названием Аж-Высь станет их домом.

Бруно решил попытаться уговорить отца вернуться домой, но ничего не вышло. Мальчик предположил, что отец провинился перед Фурором, и тот сослал его сюда. Он предложил отцу попросить у Фурора прощения — может, тогда он вернёт их обратно в Берлин — и этим окончательно его разозлил. Напоследок Бруно спросил, кто эти люди за оградой, и в ответ услышал, что это «не люди вовсе».

Прошло несколько дней. Бруно было так скучно, что он разговорился с Марией, которая, по словам отца, слишком дорого им обходилась. Мария считала отца Бруно хорошим человеком, потому что он взял её на работу в свой дом и помогал её больной матери. Она не понимала, как он может делать то, что делает сейчас, но уговорила Бруно не осуждать отца прилюдно: это могло принести горе всей семье.

Мальчик впервые увидел в Марии не горничную, а обычного человека с чувствами, привязан­ностями и прошлым. Теперь ему было неприятно видеть, как грубо обращается с ней Гретель.

Конфликты произведения

Здесь сплетаются несколько характеров, которые отражают разное отношение к еврейскому вопросу.

Со временем, общаясь со слугой-заключенным, а также мальчиком Шмулем, он понимает, что происходит что-то плохое, однако все еще идеализирует отца.

Кульминация наступает в финале книги, который остается открытым. В фильме самый сильный момент также отражается в концовке, но она сделана завершенной.

Второй героиней предстает двенадцатилетняя сестра Бруно — Гретель. Она находится в начале переходного возраста и уже лишена многих наивных иллюзий. Ее гибкое мировосприятие живо реагирует на сказки о страшном Еврее, который уничтожает немецкую нацию. До концовки фильма она горячо поддерживает идею очистки нации от злых недолюдей.

Также раскрывается конфликт между отцом и матерью, показаны душевные переживания обоих взрослых. Первый хочет сделать свою семью счастливой, получив повышение, но скрывает ото всех, чем занимается на самом деле. Мать же стремится защитить детей от ужасов войны, но кульминация наступает, когда она узнает правду о концлагере.

Лейтенант, бабушка и дедушка Бруно отражают противоположное отношение к событиям в Германии. Первый настроен радикально, вторая резко отрицательно, а дедушка более нейтрально.

Бруно совершает открытие

Роман начинается с того, что, придя домой, Бруно – главный герой произведения, девятилетний мальчик – застает горничную Марию за сборкой его вещей из шкафа. Не дождавшись ответа от нее, зачем все это, мальчик обращается к матери – высокой женщине, с длинными рыжими волосами, скрученными на затылке, – с тем же вопросом. В конце концов, мать признается Бруно, что все они: отец, она сама, Бруно и его сестра Гретель – переезжают в связи с новой работой отца семейства.

Сам мальчик не может дать точное описание работы отца, единственное, что может повторить:

У Бруно с матерью завязывается разговор, по ходу которого выясняется, что «папина работа» далеко, им придется покинуть Берлин, а самому мальчику – попрощаться со школьными друзьями.

Одно из самых любимых развлечений Бруно – скатываться по перилам с самого верха и до конца лестницы, громко ухая.

В конце концов, после долгих раздумий и сожалений о доме и бабушке с дедушкой, которых вскоре придется покинуть, Бруно отправляется помогать Марии со сборами.

Главы – Новый дом и люди в полосатых пижамах

В фильме «Мальчик в полосатой пижаме» основной герой, мальчик по имени Бруно, переезжает в новый дом из Москвы в Германию. Эта перемена принесла перемены в жизнь мальчика, которому приходится привыкать к новому окружению и странному образу жизни в Германии.

Пересказ главы «Новый дом» рассказывает о том, как Бруно пытается развлекаться, узнавать о жизни в новом доме и подружиться с Лилией, девочкой, живущей в окружении полосатых пижам. Он узнает, что Лилия знает гораздо больше о происходящих событиях, чем ему хотелось бы. Она учит его, чему ему надо интересоваться, а что важнее оставить без внимания. Она старается предупредить его о трагедии Холокоста, но Бруно не понимает значения слова «Холокост» и не осознает всей страшной правды.

В главе «Новый дом и люди в полосатых пижамах» глава Самуэль Ферман и его команда проводят торжественный ужин в честь окончания проекта «Новый дом». Во время ужина Бруно встречается с Эшли и другими детьми, которые также живут в этом доме. Они разговаривают о их прошлых домах и о том, почему они были вынуждены переехать в этот новый дом. Их диалог также подразумевает их неведение о происходящем во времена Холокоста.

Сюжет фильма

Немецкий офицер получает повышение и вынужден с семьей переехать из Берлина в деревенскую местность. Ему обещан большой дом. Но первые кадры нового жилища показывают, что не все так хорошо, как казалось вначале.

Дети видят заключенного-слугу, который приписан к семье коменданта, а родители ссорятся из-за того, что лагерь находится близко к дому.

Развитие сюжета происходит в двух направлениях. С одной стороны, приезжает репетитор, который начинает вбивать идеи национал-социализма и чистоты арийской расы в головы детей. С другой, мальчик часто пробирается через задний двор к забору концлагеря, за которым видит совсем иное.

В то время, когда Гретель заражается идеалами Гитлера, вешает его плакаты у себя в комнате, Бруно познает обратную сторону медали. Он начинает общаться со Шмулем, восьмилетним евреем, через колючую проволоку, а также беседует со слугой.

В ответах на недоуменные и наивные вопросы маленького немца автор раскрывает весь ужас и безвыходность положения заключенных. Но это только начало трагедии.

Кульминация наступает, когда немецкий мальчик обещает еврейскому помочь найти отца в лагере. Этим он пытается искупить свое предательство их новоиспеченной дружбы, когда по его наговору наказали Шмуля.

Финальная сцена с кучей брошенной одежды убитых людей возвращает еще раз к мыслям об ужасе всех этих событий.

Теперь давайте кратко познакомимся с актерским составом.

Бруно вспоминает, что когда-то он любил открывать новые земли

В Аж-Выси все по-старому: каждый день приходили военные, совещались в кабинете отца.

Наконец, отец с матерью решили, что детям пора продолжить занятия, для этого был приглашал герр Лицт. Любимыми предметами его были история и география.

Бруно вспоминает, как в Берлине он играл, «открывая» новые земли. Для начала мальчик задумался, в чем же разница между людьми в «полосатых пижамах» и людьми в красивой форме, и кто же решает, кому что достанется? Прежде чем отправиться к ограде, Бруно решил исследовать сад, а точнее скамейку, на ней было написано:

Мальчик двинулся в путь, при этом стараясь не думать о запрете родителей на такие «путешествия».

Трагедия холокоста и иллюзия счастливой жизни на «ферме»

Наивность восьмилетнего Бруно и вера в лучшее помогают глубже понять трагедию фильма. Герой уверен, что евреи живут счастливо «на ферме»: веселятся, кушают в кафе и трудятся на радость. Казалось бы, не жизнь, а сказка? Однако реальный мир сложнее, чем выдумки, фантазии и картинка на экране. Холокост — страшные страницы в мировой истории. 

И фильм интересен в первую очередь тем, что в нём нет открытых сцен насилия. Всё будто скрыто и замаскировано. Создаётся иллюзия «счастливой жизни», где никто не знает о еврейском вопросе. И решение продемонстрировать весь происходящий ужас через призму взгляда невинного ребёнка, в голове которого со временем складывается пазл, цепляет зрителей ещё больше.

Эйса Баттерфилд (Бруно) и Джек Скэнлон (Шмуэль), несмотря на свой возраст, показали хорошую актёрскую игру. Их эмоции, мимика вызовут слёзы сочувствия и умиления даже у самого равнодушного зрителя.

«Детство наполнено звуками, запахами, видами до тех пор, пока не возникнет темный час осмысления»

Аккуратно сложив свою одежду у ограды, сделав неглубокий подкоп, он облачается в старую, неприятную «пижаму». В один момент Бруно становится одним из узников. Попадая за ограду, он начинает понимать, что концентрационный лагерь в реальности очень отличается от тех кадров, которые он видел на кинопленке своего отца. Здесь голод, нищета, болезни, страдания, боль и смерть. Ему хочется вернуться домой, убежать из этого кошмара, но изменить ничего нельзя. С ужасом зритель понимает, что мальчик даже не подозревает о своей участи. В этот момент в картине нет слов, только газовая камера и крепко сжатые ручки двух друзей, которые вот-вот исчезнут для всех остальных навсегда.

Пропажу мальчика обнаруживают не сразу. Отряд немецких солдат находит тропинку, которая неделями соединяла Бруно с его товарищем. Лежащие рядом с колючей проволокой сложенные вещи открывают глаза на все произошедшее. Но исправить уже ничего нельзя.

Невозможно отгородиться от мира высоким забором и охраной, дежурной улыбкой, книгой, иллюзиями. Невозможно сказать: «я не смотрю новости, потому что это слишком тяжело», «мне все равно, что было на той войне, сейчас другое время», «это ваша жизнь, а это моя, и меня ничего не касается», «меня не волнует политика». Внешний мир с его радостями, с его проблемами все равно настигнет, ворвется в нашу жизнь.

Так, как это произошло с комендантом Ральфом. Он проектировал газовые камеры для уничтожения евреев и потерял в одной из них своего любимого сына. Невозможно построить счастливую жизнь в отдельно взятом шикарном доме, отделенном забором от страданий других людей.

Так, как это произошло с Эльзой, которая пряталась от неприглядной стороны жизни сначала в заботах о красивом интерьере, затем в алкоголе, потом в молчаливом непротивлении нацизму и работе мужа. Она начала терять сына гораздо раньше того злополучного дня. Ее плохие состояния зеркально отражались на ребенке, поэтому он искал ощущение безопасности через общение с добрым и беззащитным Шмуэлем. Не уберегли, не защитили ее маленького Бруно охрана и запреты.

Невозможно сохранить и сделать счастливой жизнь отдельно взятого, своего ребенка, уничтожая или оставаясь безучастным к судьбе других детей. Ведь живем мы не в одиночку. Такова действительность. Иначе останется перед нами, как перед героями фильма, пустой коридор, «полосатая пижама» на крючке и железная дверь в газовую камеру, в которой задохнулось наше общее на всех будущее.

Корректор: Наталья Коновалова

Роман Бойна

Джон Бойн – 43-летний ирландский писатель, автор двенадцати романов и более чем семидесяти рассказов. За все время было продано более пяти миллионов экземпляров, чему в значительной мере поспособствовала экранизация компанией «Мирамакс» «Мальчика в полосатой пижаме».

Это произведение было награждено двумя международными наградами. Кроме этого, в течение восьмидесяти недель роман возглавлял рейтинг ирландских бестселлеров, список бестселлеров «Нью-Йорк Таймз», а также стал чуть ли не самой популярной книгой в Испании в 2007-2008 годах.

Давайте разберемся, чем привлекло читателей это произведение, а также почему фильм получился немного прозаичнее, но тяжелее, чем книга.

Но для начала следует сделать небольшое отступление.

Актер в роли лейтенанта

Он старается стать идеальным в своем новом образе. Почему в новом? Потому что в процессе развития сюжета мы узнаем о его отце. Оказывается, этот человек был противником политики Гитлера и уехал в Швейцарию.

Так, всего лишь одним ответом на пустой вопрос гостя о семье рушится вся карьера молодого лейтенанта, на которую он возлагал такие надежды. Вдобавок Курт допускает вторую ошибку. Он проговаривается жене коменданта (думая, что она в курсе и разделяет его восторг) о том, что в печах жгут не одежду, а трупы.

Эта случайно вырвавшаяся реплика одновременно разрушает и семью Ральфа и Эльзы, и будущее лейтенанта Кетлера. В итоге его отправляют на фронт.

Новый дом

Дом стоял на пустыре, вокруг него не было ничего. Как отмечает мальчик, он намного меньше предыдущего (3 этажа вместо 5). В этот же момент он вспоминает их жизнь в Берлине: множество прохожих, яркие магазинчики, кафе и смеющиеся люди, здесь же ощущались только пустота и холод, было совершенно неуютно. Теперь помимо Марии и дворецкого Ларса в доме «работали» три горничные, общающиеся между собой исключительно приглушенным шепотом, и старик, занимающийся овощами и прислуживающий семье за столом.

Бруно предпринимает попытки уговорить мать вернуться домой, но после недвусмысленного отказа с наворачивающимися на глаза слезами идет помогать Марии разбирать его вещи.

Мальчик завязывает разговор с горничной по поводу переезда и в этот же момент замечает выходящего из родительской комнаты молодого военного – одного из подчиненных его отца. Бруно в который раз сетует, что ему будет не с кем играть, а сестра его – Гретель – «безнадежный случай».

В этом доме, как и в старом, Бруно находит для тебя окно, в которое можно посмотреть на окружающее пространство. Он уже не раскинул радостно руки, прижал их к телу, так мальчику стало не по себе.

«В жизни солдата редко бывает выбор. Для него важнее всего – долг»

Мы не будем раскрывать все карты и говорить о финале, который оставит не самое приятное послевкусие, но точно подтолкнёт к размышлениям и переосмыслению окружающего мира. Главное, что конец доказывает крах системы, поддерживающей и культивирующей насилие.

«Мальчик в полосатой пижаме» — фильм о прошлом и настоящем. То, что было сотни или десятки лет назад можно заметить в некоторой степени и в современном мире. Пытки в тюрьмах, теракты, похищения и «холодные» войны — наша реальность XXI века. И в это время, как бы банально не прозвучало, фильм крайне актуален. Он учит нас доброте и великодушию, показывает настоящую жертвенную дружбу, на которую способны дети. Идея и главная мысль кинокартины в том, что, играя с человеческими жизнями, нужно быть готовым отдать Дьяволу самое дорогое.

Главные герои

В романе не так много действующих лиц, главных персонажей всего два. Автор дал им следующее описание:

  1. Бруно — девятилетний мальчик немецкого происхождения, он добрый и любознательный. В силу возраста не понимает, какие ужасы творятся вокруг него. Он увлекается книгами о приключениях и мечтает в будущем стать путешественником-открывателем. Ему все интересно, особенно его привлекает «ферма», обнесенная колючей проволокой, и мальчик Шмуэль, с которым он заводит дружбу.
  2. Шмуэль — сын часовщика и заключенный концентрационного лагеря. Он одно возраста с Бруно, поэтому они сразу сдружились. До войны мальчик жил в Польше, он отлично знает немецкий и польский языки.

В сюжете «Мальчика в полосатой пижаме» есть и второстепенные герои, каждый из них сыграл в жизни маленького Бруно свою роль. Вот кратко о каждом из них:

  1. Ральф — отец Бруно, карьерист, который всецело предан Вермахту, поэтому без зазрения совести соглашается на должность начальника концентрационного лагеря. Его не трогает смерть людей, но все полностью меняется после трагического случая с единственным сыном.
  2. Эльза — мать мальчика, она красива и эмоциональна. Женщина не знает, что именно творится в лагере по соседству, поэтому вначале проявляет пассивное недовольство, но позднее оно перерастает в настоящую истерию. Это состояние заставляет Ральфа впервые прислушаться к желанию супруги.
  3. Гретель — сестра Бруно, это обычная двенадцатилетняя девушка, которая любит кукол и наряды. Брат ее считает «безнадежным случаем» и задавакой. Их отношения трудно назвать хорошими, они часто ссорятся, только после гибели брата девушка понимает, как любила его, поэтому очень горько переживает его потерю.

Бойн — Мальчик в полосатой пижаме. Картинка к рассказу

Сюжет фильма основан на пересказе одноименной книги, написанной Джоном Бойном. Главным героем фильма является Бруно, девятьлетний мальчик, чья семья переезжает из Москвы в Берлин, куда его отец, высокопоставленный офицер, был прикомандирован.

Бруно постепенно узнает о жизни во время войны и о холокосте на уроках в новой школе. Ему рассказывают, что вместо долгожданного дружеского долга его отец занимается чем-то совсем иным. Интерес к этому вопросу мальчика подталкивает на опасные поступки. В результате он знакомится с Шмулей, еврейским мальчиком, надевшим для работы в ферме в полосатые пижамы – символ невинной дружбы.

Трагический финал фильма – медленное управление к газовой камере детьми, изображенное в последних кадрах. Вместо торжественного ужина на финале Бруно принимает участие в равнодушной к газу последовавшим к столу фамилиям.

Мальчик в полосатой пижаме редко узнавался в сумерках бывших времен, где для большой части людей и чести они – иллюзия. Вместо этого фильм заканчивается сразу после смерти главного героя, смысл которого очевиден для каждого, кто смотрел фильм. В то же время, Бруно по-новому открыл миру, его истории и нам.

Как мама приписала себе чужие заслуги

Герр Роллер — сумасшедший, живший неподалеку от семьи Бруно в Берлине, примечательный частыми спорами с самим собой. Мать мальчика пресекала его шутки над Роллером, рассказывала, что знает его с детства и что сумасшедшим он стал после Великой войны.

Шли недели, а в Берлин никто возвращаться и не собирался. Весь день мальчик провел, собирая новый аттракцион для себя: ему предстояло привязать шину на веревке к одной из веток. Лейтенант Котляр — молодой военный, всегда одетый с иголочки, выливавший на себя много одеколона, что Бруно аж боялся стоять рядом с ним, часто расхаживающий по дому и даже вхожий в кабинет отца. Именно к нему Бруно обратился с просьбой помочь с его задумкой, в то время как Курт Котлер был занят общением с Гретель.

Лейтенант приказал старику Павлу — тому самому, который чистил овощи и прислуживал за столом — отвести Бруно в сарай за покрышкой. Наконец, соорудив качели, мальчик принялся раскачиваться вперед-назад, но в один из таких «заходов» он ослабил хватку и упал на землю, получив по голове покрышкой. Помог ему Павел, наблюдавший из окна, он обработал мальчику ногу. Оказалось, что этот старик — врач. Когда пришла мать Бруно, она поблагодарила Павла, но сказала, что если спросит комендант, — рану обработала она.

Перечень главных героев

Бруно — мальчик девяти лет, трагически погибающий.

Шмуль — его друг, еврей-заключенный, погибающий вместе с Бруно.

Ральф — отец Бруно, немецкий офицер, комендант лагеря.

Эльза — мать Бруно.

Гретель — сестра Бруно, уже увлеченная фашизмом и почитающая Гитлера.

Натали — бабушка Бруно.

Матиас — дедушка Бруно

Так же есть отсылки на Гитлера — некий «Фурор» и Еву Браун. По сюжету, они прибывают в лагерь для осмотра.

На книгу «Мальчик в полосатой пижаме», отзывы некоторых изданий содержат в себе замечания по поводу того, что писатель слишком уж «педалировал» темой детей и за счет этого — произведение вышло беспроигрышным. Война и дети, пишут критики — сочетание слишком убойное, чтобы написать плохо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: