Ненцы

Сообщение про народы тундры

Климат

Тундра находится в зоне субарктического пояса. Здесь довольно суровый климат, который способны вынести не все животные и растения. Так как основная часть тундры находится за Полярным кругом, зима здесь является самым продолжительным временем года. Он может длиться от 6 до 9 месяцев. В это время температура термометра опускается ниже -30°C. Зима сопровождается сильными метелями. Зачастую порывы ветра сшибают с ног даже крупных животных. В самый разгар зимы тундру окутывает полярная ночь, которая длиться несколько месяцев (3-5 месяцев).

Климатическое лето в тундре очень короткое. Длится оно в среднем 2-2.5 месяца. За это время оттаять успевает только верхняя часть почвы. Из-за этого влага не может проникнуть глубже, чем на 10 см., в результате чего скапливается на поверхности. Низкие температуры препятствуют образованию испарений. Это становится причиной образования  болот и озер. Самым теплым летним месяцем является август. В это время температура достигает +7-10 °C. В июле столбик термометра не поднимается выше 5°C.

На весенне-осенний период приходится только 2 месяца. Снежный покров начинает сходить в мае. Однако в конце сентября он образуется вновь. Именно на этот месяц приходится максимальное количество осадков – 40-60 мм. Осенью температура составляет +5°C – 0°C.

Независимо от времени года, в тундре всегда дуют ветра. Летом они «приходят» со стороны Ледовитого океана, а зимой со стороны материка. Их средняя скорость составляет 5-10 м/сек.

Северные морзверобои

В древние времена туша одного кита могла обеспечить едой и топливом целое поселение на всю зиму.

Морской зверобойный промысел делится на сезоны. С декабря по апрель охотятся на тюленей, весной и осенью – на моржей и китов. Лучшими сезонами считаются весна и осень, время миграции морских животных. Летом охотятся на птицу, рыбачат, собирают ягоды.

Традиционное жилище оседлых береговых чукчей и эскимосов – крытая дерном полуземлянка с каркасом из челюстей и ребер кита. У чукчей также бытовал вариант яранги, тоже с каркасом из китовых костей, но крытой моржовыми шкурами. Дымохода в таком жилье не было; для вентиляции оставляли отверстия, которые затыкали пробками из меха. Для освещения и отопления такого жилья использовали моржовый жир.

Гарпун – традиционное оружие для китовой охоты – морские зверобои используют по сей день.

Без необходимости охотники стараются не нарушать естественную среду обитания животных.

Таежные люди

Быт хантов. Музейная экспозиция.

Ханты, манси, ительмены, селькупы живут немного южнее кочевников тундры, поэтому у этих охотников-оленеводов важное место занимают охота и рыболовство. Для перекочевок в ходу чумы (зимой крытые оленьими шкурами, летом – ровдугой или древесной корой), в роли постоянного жилища выступают землянки разных конструкций

В отличие от кочевых оленеводов, странствующих по тундре круглый год, охотники и рыболовы тайги – ханты, манси, ительмены, селькупы – ведут оседлый и полуоседлый образ жизни.

Ительмены спускались в землянку (юрту) сверху по бревну с перекладинами, а сбоку устраивали дымоход. Полуземлянки юкагиров назывались чандал. Каркасом им служили четыре дерева с корнями, а на поперечины клали плоскую крышу, крытую дерном. Землянки оседлых эвенов с плоской крышей и входом через дымовое отверстие назывались утан. Ханты Средней Оби и Васюгана строили каркасные землянки без опорных столбов, а окно прорубали в скате крыши.

Нганасаны, эвенки, долганы зимой жили в голомо – стационарных постройках из плах, крытых корой и обложенных землей или дерном. Обогревается голомо чувалом – камином из жердей, обмазанных глиной.

В таких землянках жили коренные народы Севера, занимающиеся охотой.

В древности вепсы жили в полуземлянках. Со временем их сменили рубленые дома, похожие на дома карел и северных русских – с хозяйственными помещениями и двором.

Религиозные обряды

Многие обычаи и традиции ненцев связаны с жертвоприношениями духам земли (Я ЕРВ), воды (ИД ЕРВ), неба Нума. Последний считается главным духом. В руках Нума находятся все природные явления, климат. В осенне-весенний период в жертву духу неба приносили белого оленя. При этом обязательно выбирался олень, никогда не ходивший в упряжке. Боковины священного животного помечали полукружьями с отведенным вниз от центра полосами. После посвящения к оленю нельзя было прикасаться.

Духи земли давали ненцам корм для оленей – ягель, а людям – морошку, травы. А под землей обитал дух болезней и смерти Нга, которого надо было задобрить. Когда кто-то из чума заболевал, то забивали оленя. Голову животного ненцы насаживали на шест, направляя морду на запад. А с мелкими злыми духами отпугивали при помощи колокольчиков.

Священным деревом ненцев считается лиственница. Ее украшают лентами, кусочками тканей, шкур животных, рогами. В северные районы привозили сухое дерево, ставили его на возвышенное место, устанавливая рядом деревянных идолов.

Существуют у ненцев домашние духи. «Старуха» чума представляется в виде миниатюрного комплекта одежды. При родах оберег держала в руках женщина.

Из куска дерева вырезали изображение умершего 5-7 лет назад человека. Фигурку одевали в национальную одежду, ухаживали за ней. Так старались задобрить духов для сохранения здоровья, мира в роду. Такие традиции до сих пор живы у некоторых представителей народности.

Оленеводы тундры

На то, чтобы собрать чум, уходит около получаса. Занимаются этим обычно женщины.

Для человека, впервые попавшего в тундру, это дикий, неприветливый край – тысячи километров бескрайних просторов, однообразных ландшафтов, холода и пронизывающего ветра. Но для кочевых оленеводов Севера – саамов, ненцев, энцев, нганасанов, долганов, северных хантов, селькупов, эвенов и эвенков, тундровых чукчей, коряков – это родной дом, в котором они ориентируются не хуже, чем горожанин в собственной квартире.

Кочуют оленеводы круглый год, снимаясь с места каждые два-три дня или раз в несколько недель – зависит от сезона и от того, насколько быстро у оленей закончится пища: ягель, грибы, ягоды, кустарники.

Народы Севера называют традиционное жилище по-разному. У саамов это кувакса, у ненцев – мя”, у эвенов и эвенков – дю.

За тысячелетия использования чума и его конструкция, и технология сборки отработаны до мелочей. На то, чтобы поставить чум, обычно уходит не больше сорока минут. Это считается женской работой, однако среди современных оленеводов традиции соблюдаются уже не так строго.

Долганы и энцы используют нартенный чум (балок) – прямоугольный возок на полозьях, обтянутый оленьими шкурами. Саамы в древности жили в вежах – бревенчатых постройках с дымовым отверстием вверху. Позже вежу сменил пырт, или тупа – сруб с крышей, покрытой землей и дерном.

Кочевые коряки и чукчи живут в ярангах. Это шатер в виде усеченного конуса, по принципу похожий на чум: деревянный каркас, обтянутый оленьими шкурами. В центре, как в и чуме, обустраивают очаг. У задней стенки располагается спальня, а между входом и очагом оставляют прохладное место для хозяйственных нужд.

Традиционное жилище кочевых оленеводов Ямала – чум.

Саамское жилище для кочевок называется кувакса.

Яранга. Для освещения жилищ тундровые чукчи использовали жир, вытопленный из раздробленных оленьих костей.

Традиционные занятия

Появление русских на ненецких землях значительно повлияло на уклад жизни и культуру племён. Однако основные традиционные занятия остались прежними. К ним причисляют оленеводство, охоту и рыболовство. Издавна жизнь народа неразрывно связана с оленями. Об этом красноречиво говорит самоназвание ненцев, что именуют себя “детьми оленя”.

Олени – не только источник пищи для людей, но и верные товарищи, без которых выжить в суровых северных условиях невозможно. Ненцы ездят на оленьих упряжках, используют оленьи шкуры в качестве утепления жилища и одежды, готовят множество блюд из оленины.

Даже сегодня на ненецких землях распространена традиция класть младенца в люльку, устланную мхом, а затем накрывать малыша шкурой оленя. Считается, что такой обряд помогает ребёнку защититься от тёмных сил и болезней, наделяет младенца силой и здоровьем. Олень действительно был и остаётся священным животным ненцев.

Ненцы у чума, 1913 годМестонахождение: Национальная библиотека Норвегии

Соблюсти чужие традиции

У каждого народа есть свои особенности, которые для него — абсолютно нормальны и обыденны, но очень удивляют человека другой культуры. Если когда-нибудь судьба забросит вас в тундру, в стойбище оленеводов, нужно помнить о некоторых правилах.

Ненцы — представители самого многочисленного из малочисленных народов Севера, как и их предки занимаются оленеводством и верят в сокрытую подземную цивилизацию. Приехав в стойбище, надо обойти все чумы, в каждом из них по правилам гостеприимства хозяйка предложит угощение. Гость обязательно должен его принять, не отказаться от чашечки чая. Если гости не зашли в какой-то чум, хозяин может обидеться.


Ямальцы настаивают на внесении «чум-работницы» в классификатор профессий
Подробнее

При входе в чум не нужно стучать и ждать пока тебя впустят или кричать, сообщая о своем приходе. Гости сразу же могут зайти, подняв край покрытия чума. Взяв его одной рукой и, повернувшись через плечо, той же рукой положить край чумового покрытия на исходное положение. Так входят в чум все ненцы.

Определить, есть ли кто-нибудь в чуме можно по дыму из трубы печки-буржуйки, по прислоненному бревну или длинному шесту к двери. Если в чуме одна половина нежилая, надо пройти туда и постоять, пока хозяева не пригласят сесть или пройти на жилую часть чума. Войдя в чум, принято приветствовать его обитателей словом «Торова!». От угощения отказываться нельзя.


Делегация Ямала примет участие в сессии Постоянного форума ООН
Подробнее

За возведение домов у ненцев отвечают женщины. Они следят и за домашним очагом. Принести воду, дрова и развести огонь, это — исключительно женские занятия. Очаг находится в ведении женщины. Только она может прикасаться к очажным шестам, к очажному крюку. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени.

Опасные вороны, хищные медведи. Как на Ямале защищают молодых оленят

Опасные вороны, хищные медведи. Как на Ямале защищают молодых оленят

Мужские обязанности в ненецкой семье предполагают полное самообеспечение. Поэтому уметь нужно всё. Мужское дело – сделать тынзян, хорей, нарты, изготовить упряжь, поймать в стаде арканом передового оленя, запрячь упряжку.

По тундровому этикету большой оплошностью считается назвать взрослого человека по имени, в некоторых случаях это может быть воспринято даже как за оскорбление. Ко взрослым обращаются словом, означающим степень родства, по имени старшего сына или дочери.

Ненцы

На просторах Ямала, Гыданского полуострова и западной части Таймыра в суровой тундре в сверхэкстремальных климатических условиях издавна проживает самодийский народ ненцы. Это самый многочисленный из северных народов, насчитывающий 44 640 человек. Самоназвание этноса «ненэч» или «ненэй» означает «настоящий человек». 

На территории страны этот народ образует два автономных округа, являясь в них титульным этносом – Ненецкий и соответственно Ямало-Ненецкий. Титульной народностью они представлены также в Долгано-Ненецком районе в Красноярском крае. Занимается народ крупностадным разведением оленей в суровой сибирской тундре. На Ямале ненцы содержат до 500 тыс. голов оленей, кочуют с ними в течение всего года, живут в конических чумах «мя». 

Этнос издавна по образу жизни и языку делится на тундровых оленеводов и лесных ненцев, среди них тундровые представляют собой абсолютное большинство. Лесных ненцев насчитывается до 1,5 тысяч, проживающих в бассейнах крупных северных рек Пур и Таз в Ямало-Ненецком АО и ХМАО. Также ненцы традиционно делятся на две этнические группы фратрии: Вануйта и Харючи. 

Исследователи Севера всегда описывали ненцев как коренастых большеголовых людей с уплощенным лицом землистого цвета, курносым и широким у основания носом. Их неоднократно упоминали в путевых записях как искусных оленеводов и охотников, поклоняющихся деревянным идолам.

Представители этноса не страдают цингой, благодаря полноценному, богатому витаминами питанию соленым оленьим мясом строганиной в сыром, вяленом, жареном и копченом виде, свежими потрохами и кровью оленей. Деликатесами являются сычуг, язык и сердце животного. Едят они говядину и в южных областях проживания свинину, едят также мясо морского зверя, свежую и вареную рыбу сига, нельму, щуку. Предпочитают ржаной хлеб, макароны, рис, чай, морс и компот из северных ягод. 

Тайны названия

Ненцы являются одним из народов побережья Северного ледовитого океана. Их земли простираются от Кольского полуострова до Таймыра. Упоминания об их племенах встречаются ещё у летописца Нестора в «Повести временных лет». В числе прочих народов Севера он перечисляет и ненцев.

В старину их часто называли “самоядами”. Согласитесь, слово не слишком привлекательное, да и значение имеет далеко не позитивное – “поедающие самих себя”. Как считают исследователи, появление этого названия было связано с рядом ненецких традиций людоедства, обусловленных выполнением религиозных ритуалов.

Ненцы (самоеды), первая половина XX века.Местонахождение: Научный архив РГО

Есть мнение, что в суровом северном климате предки современных ненцев старались найти источник пищи всюду. Они поедали более слабых соплеменников – это помогало выжить остальной части общины. Обычай, что мог показаться диким другим народам, для ненцев был священным действом.

Впрочем, существует и иная гипотеза, объясняющая значение слова “самояд”. Это слово напоминает использующееся ныне “сырояд”, обозначающее человека, употребляющего сырую пищу. Не исключено, что ненцы в старину также питались сырыми продуктами, которые можно было заготовить впрок и долго хранить.

Густав-Теодор Паули «Мезенские ненцы (самоеды)»Из книги «Этнографическое описание народов России»

А вот привычный нам этноним “ненцы” с местного наречия переводится как “настоящие люди”. Активно использоваться именование стало с прошлого века, после чего стало официальным определением народности.

Жизненные условия и приспособления к ним

Жизнь в тундре – это жизнь в экстремальных условиях. Зима длится около 9 месяцев, ветра сильные, а температура может опускаться до -50°C. В таких условиях жить очень тяжело, но жители тундры научились приспосабливаться к этим условиям.

Одним из основных приспособлений является шкура животных. С помощью шуб из шкуры медведя, лисы, оленя или тюленя жители тундры могут сохранять тепло и защищаться от ветра. Кроме того, они используют шкуры для постройки жилищ, которые защищают от холода.

Еще одной важной приспособленностью к жизни в тундре является переработка пищи. Хранение еды в зимний период очень сложно, поэтому жители тундры перерабатывают еду, сушат ее и хранят в специальных термосах, называемых «чумами»

Это позволяет им иметь запас продовольствия на несколько месяцев.

Кроме того, жители тундры используют такие приспособления, как специальные санки для перевозки грузов, меховые ботинки для защиты ног от мороза, верхнюю одежду с большими капюшонами, чтобы защитить лицо от сурового ветра.

Благодаря этим и другим приспособлениям, жизнь в тундре становится возможной и даже комфортной. Но жители тундры всегда готовы к экстренным ситуациям и знают, как выжить в условиях, где выживание иногда кажется невозможным.

Виды и типы тундр

В зависимости от географического расположения, тундра разделяется на 3 основных типа: арктическая, альпийская и антарктическая. Первая считается самой крупной. Она покрывает значительную территорию северных регионов Евразии и Северной Америки. Антарктическая в основном покрыта льдом. Находится она на Южном полюсе, включая острова Южная Георгия и Кергелен. Альпийская расположена по всему миру, высоко в горах.

Тундра северного полушария подразделяется на несколько видов:

  • арктическая;
  • субарктическая;
  • лесотундра.

Каждая из них имеет определенные особенности , поэтому заслуживает отдельного рассмотрения.

Арктическая

Она располагается в Арктике, на северной кромке Европейской и Азиатской части России. Данной местности характерны сильные морозы и мощные бури. Глубина вечной мерзлоты достигает 90 см. В летнее время отметка на термометре не поднимается выше 6°C.

Большая часть площади арктической тундры занимают озера и болота. Из-за слишком холодного климата из флоры здесь можно увидеть мох и лишайник. Во время оттепели прорастают некоторые виды трав и цветов. Кустарники здесь отсутствуют.

Средняя субарктическая

Это более южный тип тундры, расположенный до зоны лесотундры. Основное отличие данной местности заключается в том, что в летнее время холодный арктический воздух сменяется более теплым. Летом температура поднимается до 10°C. Благодаря этому успевают прорасти растения. Интересно отметить, что растительность прижимается к земле. Это происходит из-за выделяемого почвой тепла. Таким образом растения прячутся от сильного ветра и промерзания.

Почва в субарктической тундре не является плодородной, поскольку в ней содержится минимальное количество питательных веществ. В результате этого здесь не представляется возможным заниматься земледелием и выращивать сельские культуры.

Лесотундра

Она занимает пограничную полосу между зоной лесов и тундрой. В сравнении с предыдущими видами, климат здесь более мягкий. Однако продолжительность лета составляет примерно 30 дней. В этот период температура не опускается ниже +12°C. В некоторых районах столбик термометра поднимается до +15°C.

Флора здесь более разнообразна. Территорию лесотундры покрывают цветы, травы, кустарники, деревья. Последние растут как разреженными рощицами, так и поодиночке. Большое количество растений привлекает северных оленей.

За 12 месяцев в лесотундре выпадает в среднем 400 мм осадков. Это значительно больше испаряемой влаги, в результате чего почва данной местности переувлажнена и заболочена.

Долганы

Долгое время у долган не было собственной письменности. Первый сборник долганской поэтессы Огдо Аксёновой вышел только в 1973 году. Финальную версию составленного учёными букваря долган утвердили в 1985 году, но опубликовать впервые большим тиражом смогли только в 1991-м.

Долганы раньше были кочевым народом, но в советское время практически полностью осели в посёлках. Такие поселения выглядят как обычные русские деревни, но с некоторой поправкой на северные условия. То есть почти никто из долган больше не живёт в традиционном чуме, потому что это попросту не имеет смысла. Что касается традиционной одежды, то она всё ещё считается очень практичным и удобным костюмом для охоты. Они продолжают практиковать охоту и рыбалку, но оленеводство за последние 20−30 лет пришло в упадок: только в трёх северных посёлках сельского поселения Хатанга практикуется разведение оленей.

В ожидании зимы кочевники-оленеводы собирают стадо и выдвигаются на юг, а морские охотники – проверяют мясные заготовки. Охота, рыбалка, сбор дикоросов, уборка в жилище и стирка на речке… Для коренных народов Севера это повседневность, а не список активностей экстремального тура.

Интересные факты о тундре

Казалось бы, что может быть необычного в местности, где царит вечный холод, а жизнь флоры и фауны довольно скудная. Однако в действительности тундра по праву признана одной из самых красивых природных зон всего мира. Она имеет множество довольно интересных фактов:

В тундре выпадает очень мало осадков – 200-400 мм. Такие показатели сопоставимы с количеством осадков в южной части Сахары.
В обиход слово «тундра» ввел известный историограф и крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма – Николай Михайлович Карамзин.
Сегодня тундра является предметом изучения людей из различных сфер деятельности

Особое внимание на нее обратили после обнаружения полезных ископаемых на Крайнем Севере. Доказано, что именно в тундре находятся самые большие месторождения нефти и газа.
Несмотря на затяжные зимы, которые длятся 9 месяцев, по своим морозам они все же уступают Сибири

Зато летний период в тундре гораздо холоднее, что объясняется близостью огромных массивов холодных океанских вод.
Ветер в данной местности может появиться абсолютно неожиданно. Из-за отсутствия естественных препятствий он довольно сильный и мощный. В зимнее время в сочетании со снегопадом они становятся особо опасны.
Хотя зимы и длятся 9 месяцев, снега в тундре очень мало. Такое явление объясняется тем, что его попросту сдувает в низменности, овраги и к выступающим элементам ландшафта.
Известная всем россиянам ива растет также и в тундре. Однако здесь ее вид немного изменен.
Местность зачастую называют северной степью, но ее ландшафт далеко не однороден. В данной природной зоне встречаются скалы, холмы и низменные пространства.
Над северной тундрой можно увидеть одно из самых красивых атмосферных явлений – полярное сияние.
В тундре можно встретить животных, которые более ста лет назад исчезли из Сибири – овцебыки. Стоит отметить, что в Канаде они взяты под охрану. В России в ХХ веке было запущено восстановление их популяции.
Реки и озера богаты рыбой. Поскольку населенность тундры довольно мала, рыбаков здесь немного. Водоемы данной местности изобилуют элитными сортами рыбы: форель, чир, лосось.

Тундра и человек

Бескрайние просторы тундры, где поселения удалены друг от друга на расстояние нескольких дней пути, являются родной землей для выносливых и отважных народов Севера. Это чукчи, эскимосы, ненцы, коряки, саами, эвенки, нганасаны, алеуты и др. Большинство из них относится к арктической разновидности монголоидной расы. Общая численность населения в этих местах не превышает 300 000 человек.

Эскимосы

У берегов Ледовитого океана и Берингова моря, на полуострове Аляска, вдоль реки Юкон живут эскимосы. Главным кормильцем для них стал олень карибу. В отличие от эскимосов Старого Света, у них нет прирученных оленей. Традиционный способ передвижения — на нартах, запряженных собаками. Эскимосы создали особое оружие для охоты на морского зверя — гарпун, водонепроницаемую лодку — каяк, жилище из снега — иглу. Они издавна охотились на тюленей, китов, белух. На суше их главной добычей были песцы, росомахи и лисицы.

Чукчи

Жизнь чукчей немыслима без оленей. Это пища, дом, одежда, средство передвижения. Из оленьих шкур чукчи строили тундровые жилища — яранги, шили одежду, торбасы — сапоги из камуса (шкура нижней части ноги оленя). Сегодня лишь немногие чукчи пытаются сохранить традиционные промыслы и хозяйство, ведя кочевой или полукочевой образ жизни, занимаясь оленеводством, собирательством грибов и ягод, рыболовством и охотой. Современное развитие промышленности в районах тундры постепенно вытесняет малые народы с исконных территорий, навсегда изменяя их жизненный уклад.

Природа

Поверхность Земли условно разделяют на 18 природных зон. Одна из самых удаленных от цивилизации и по-своему красивая – тундра. Формирование региона началось относительно недавно – 10 тыс. лет назад, и это дает право назвать природную зону самой молодой из всех существующих.

Жилище народов севера России

Кочевой образ жизни оленеводов и рыбаков и здесь наложил свой отпечаток. Чум, этот конический шатер, оказался самым удобным и приемлемым типом жилища. Его легко перевозить на оленях с места на место. Меньше часа требовалось женщинам, чтобы поставить его – это издавна считается делом женским. Накрытый шкурами, он становится настоящим домом. В нем и костер можно развести, и согреться, и отдохнуть на лежанке из плетеной ивовой подстилки. Хотя спать приходится в одеждах, укрываясь шкурами (сегодня их заменяют спальные мешки), ведь стоит погаснуть костру, как обступает холод. Здесь и место для «ценностей» найдется и для икон, если в том надобность имеется.

Для чукотских оленеводом дом – яранга. Она пошире чума и каркас у нее сложнее, деревянный. Ее и на холодное и теплое помещения разделить можно. В теплом – балдахин, из шкур пошитый, он тепло сохраняет. А в холодной части еду готовят, делами по хозяйству занимаются.

В этих жилицах хорошие хозяева умудряются вполне комфортный быт организовать. Молодежь, которая в школах-интернатах проводит свое время, не особенно стремится от цивилизации отрываться в угоду традиции. Но такие желающие все же находятся. Оттого и сохраняется пока еще древняя культура, старинное традиционное хозяйство.

Старые погосты лопарей исчезли со временем. Живут теперь саамы в стандартных домах и охотно пользуются техническими приспособлениями.

Малодворные карельские деревни кое-где еще сохранились. Холодный климат вынуждал строить из леса, которого было предостаточно настоящие комплексы, когда одной крышей объединены дом с двором. У каждого хозяйства своя банька имелась, что по-черному топилась.

Внешность ненцев

Широкое расселение ненцев позволило выделиться из этноса нескольким группам, значительно различающимся между собой в антропологическом плане. У этого народа встречаются как европеоидные черты, так и монголоидные внешние признаки, что связано с процессами смешения, что происходили в период формирования этноса. Доля монголоидности снижается по мере ухода от востока к западным землям ненцев.

Путешественник XVII века Пьер-Мартен де-Ламантиньер, посетивший северные земли, так описывал народ:

С давних времён ненцы были известными мастерами по изготовлению транспортных средств, позволяющих передвигаться по снегу. Знания предков сохранились до наших дней. Ненецкий народ и сегодня используется упряжки нарты, позволяющие быстро пересекать заснеженные просторы. Эта и многие другие особенности быта характеризуют ненцев как хранителей культуры и принципов своего народа.

На обложке: Национальные костюмы ненцев / Максим Толстой / rgo.ru (Русское географическое общество)

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ Н А Н А Й Ц Е В

Традиционный костюм нанайцев — халат с запахивающейся направо полой, узкие и короткие штаны и ноговицы (деталь одежды типа гетр). Женщины под халат надевали нагрудник с металлическими подвесками. Зимнюю обувь (её носили поверх меховых или кожаных чулок) делали из рыбьей кожи, а летнюю — из кабаньей. В холода носили меховые шапки с наушниками, а в тёплое время года — берестяные шляпы. Женские головные уборы, особенно зимние, отличались от мужских: надевали или стёганую шапку на вате наподобие шлема и с шишечкой на макушке, или фетровые шапки в форме колпака с отогнутыми вверх краями.

Своеобразным был костюм охотника на соболя. Самые оригинальные его детали — богато вышитая шапочка с наушниками, увенчанная собольим или беличьим хвостом, и передник, украшенный разноцветными нашивками из материи.

Мужчины переняли от соседей-мань чжуров обычай брить переднюю часть го ловы от виска до виска, а остальные во лосы заплетали в косу. Женщины, по примеру маньчжурок, заплетали две косы и укладывали их вокруг головы.

Эвенки

В правобережье нижнего течения Енисея на довольно большой исторической территории компактно проживает коренной местный этнос эвенков. Сами представители народности, которых сейчас проживает здесь 38 396 человек, называют себя «эвэнкил», старинное название народности тунгусы. Отдельные этнические группы местных эвенков известны в исторической литературе, как солоны и манегры, более многочисленные бирары и орочены.

Язык эвенков ученые относят к тунгусо-манчжурским языкам среди алтайской семьи, делится на диалекты и многочисленные говоры. На землях эвенков мало национальных деревень, они чаще живут в смешанных селах вместе с бурятским, якутским и русским населением. 

Если опираться на находки поселений глазковской культуры, то этнос эвенков сформировался при смешении пришлых тунгусских байкальских племен с местными восточносибирскими аборигенами. По мнению многих исследователей, эвенки берут начало от забайкальских уваней, пришедших когда-то с юга. Эвенки ощутили на себе мощное воздействие якутского этноса. 

По запискам многих исследователей Сибири эвенки отличаются особым радушием и гостеприимством к пришлым людям. Они, не задумываясь, помогут путнику во всем и будут подчевать гостя самым лучшим, что есть в доме. Но непременно, надо ответить уважением к хозяину во время угощения, если ответ путника будет недостаточно благодарным, его могут убить.

Эвенки всегда были искусными охотниками, предпочитали одиночную охоту, совместно охотились только на крупных зверей. Охотились эвенки с помощью оригинальных луков, рогатин, петель и самострелов преимущественно на мясного зверя, реже на пушных зверьков. Важнейшим видом хозяйства эвенков стало оленеводство, они использовали их чаще всего в транспортных целях, как вьючных, так и верховых. 

Многовековое гостеприимство

Хозяйка чума обязательно пригласит вас к маленькому ненецкому столику, который называется толь. В чуме может быть и высокий стол, который называется норам, на нем располагают кухонную утварь. За столом мужчины сидят «по-турецки» на постелях. Хозяева, как правило, стараются ставить на стол перед гостем самые лакомые угощения.

Я-маленький. Топ-10 самых маленьких вещей Ямала

Я-маленький. Топ-10 самых маленьких вещей Ямала

Если гость остается на ночь, то обязательно готовится суп из отборных кусков свежего мяса. У ненцев принято переворачивать чайные чашки. Хозяин чума, увидев пустую чашку, будет подливать чай до тех пор, пока не перевернуть чашку вверх дном.

Кроме очень популярной строганины (крепко замороженные рыба или мясо, нарезанные тонкими ломтиками) у ненцев распространено блюдо под названием «колотушка». Это та же замороженная рыба, которую ненцы целиком разбивают о стол или другой твердый предмет. Получаются куски-осколки. Их и выкладывает на блюдо. Колотушку подают к столу во время рядовых приемов пищи, строганину же делают чаще для гостей и по праздникам.

Надымские трезвенники-автомобилисты выстроились в «чум» и «рюмку»

Надымские трезвенники-автомобилисты выстроились в «чум» и «рюмку»

У ненцев за столом нельзя ни свистеть, ни петь. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь». И еще одного не надо делать в чуме – пытаться помочь хозяйке убрать со стола, мыть или вытирать посуду. Считается, что такая помощь гостей может обернуться для хозяйки неудачей, стол ее обеднеет, а все удачи перейдут к гостье. К посуде не должны прикасаться ни мужчина, ни мальчик. По поверьям, от звона посуды вся дичь испугается и убежит.

Не принято у ненцев и уходить раньше окончания трапезы, но часто в тундре гости торопятся. И тогда хозяйка должна подержаться за край стола, иначе гости «унесут» с собой достаток ее семьи.

В чуме свои традиции расположения гостей и домочадцев. Гостей – мужчин укладывают на ночевку от середины чума к священному шесту симзы. Гости – женщины, наоборот, располагаются от середины к выходу.

В тундре, по традиции ненецкого гостеприимства, хозяева дарят подарки гостям. Мужчинам дарят ножны с ножом, пояса, подвязки для мужской обуви (кисы), сорочку для малицы, кисет для табака или курительную трубку. Женщинам дарят чашки, полоски разноцветного сукна, колокольчики, бусы, цепочки, серьги, платки, выделанные оленьи лапы, песцовую шкурку.

Промышленное освоение Ямала не мешает животным обустраивать свое жилище | Фотогалерея

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Промышленное освоение Ямала не мешает животным обустраивать свое жилище | Фотогалерея

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Необходимым подарком для женщины считается даже самый маленький кусочек бобрового меха. Детям, как правило, дарят игрушки или вещи ровесника. Дарить можно всё, что угодно. Главное, в тундре нельзя отпускать гостя без подарка.

Традиционные забавы

Еще одной интересной особенностью жизни в тундре является то, что дети здесь играют клювами птиц. Она сделана из клюва утки или гуся. Клюв играет роль головы куклы с пришитыми к нему разноцветными лоскутами сукна в роли туловища. Куклы из утиного клюва — женщины, а из гусиного — мужчины. Любимая игрушка ненецких мальчиков — оленьи рога и копыта. Они представляют, что это настоящие оленьи упряжки, и носятся друг за другом, изображая гонки.

Все, что свято

Олень – самое главное существо в тундре, это известно всем. Даже единственный подарок, который ненец получает ко дню рождения – олень. Семье новорожденного дарят живого оленя.

Издревле жители тундры относились к своим бескрайним просторам с большим уважением и бережливостью. Законом в тундре было брать от неё только самое необходимое для жизни. Ненецкие запреты очень строги. Нарушение строго каралось осуждением сородичей. Видя живую душу в зверях и птицах, реке, тундровом озере, самой земле, обращались к ним за помощью, старались не обидеть.

Детям и даже собакам нельзя рыть и как-либо повреждать землю, играть с огнем и водой, особенно бить по ней палками.

Ненцы верят, что бережное отношение к природе помогает им выжить в суровой тундре, находясь под защитой высших сил.

Якуты

Самоназвание — саха. Традиционное занятие — разведение крупного рогатого скота и лошадей. Жили якуты сезонными поселениями. Зимние из 1 — 3 юрт располагали вблизи, летние до 10 юрт — у пастбищ.

В пищу употребляли молоко, мясо диких зверей, конину, говядину, оленину, рыбу, съедобные растения. Чаще всего варили мясо, жарили печень, готовили зразы, похлебку из потрохов, суп с грудинкой, уху из карася, фаршированного карася, оладьи из икры, строганину.

Национальная одежда этого коренного народа Севера России состоит из однобортного кафтана сон: зимой — мехового, летом — из коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, у богатых — из ткани, который шили из четырех клиньев с добавочными клиньями у пояса и широкими, собранными у плечей рукавами, коротких кожаных штанов, кожаных ноговиц и меховых носков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: