Проблематика
Всю жизнь Шукшин мечтал снять фильм про Стеньку. Но куклы-актёры не зажили живою жизнью на экране под жёстким резцом режиссёра-кукловода: он умер, не успев даже приступить к съёмке.
Из рассказа «Стенька Разин» мы знаем, что ключевая для автора сцена – предательство: как Стеньку схватили, чтоб выдать царю, свои же, казаки. В рассказе описание пленения Стеньки очень похоже на описание в романе. Так в рассказе: «… Но чем-то ударили по голове тяжёлым… Рухнул на колени грозный атаман… Глумились. Топтали могучее тело. Распинали совесть свою. Били по глазам».
Захарыч рыдает, Васёка тоже плачет, потому что они чувствуют, как из Стеньки вышибают дух.
Стенькой увлёк Васёку именно Захарыч, который тосковал без работы, поэтому приходил каждый вечер к Васёке, чтобы рассказывать русскую историю. Васёка старика уважал. А вот в школе, видимо, не уважали – иначе с чего б ему, одинокому, без работы тосковать? В сельских школах учителя всегда востребованы и на пенсию не уходят, если сами не хотят. Уволили за пьянство? Не складывается: «Последнее время
начал попивать», т.е. явно уже на пенсии начал, от безделья, отчаянья и одиночества. У Шукшина всё сказано недвусмысленно, надо только внимательно читать. Чем-то иным Вадим Захарович вызвал недоверие советской школы, хотя и подход его (судя по ненависти к боярам и сочувствию к восставшей бедноте) совершенно «классовый».
Не понимали ведь и Шукшина: на что ему дался этот Стенька, мало ли тем для творчества? Но в подлинном творчестве, по словам Пастернака, «кончается искусство и дышат почва и судьба», а «почва и судьба» Шукшина в русской истории, видимо, именно таковы.
Вариант 2
Особенностью рассказов Шукшина является использование образов, так называемых чудиков. Есть даже рассказ с именно этим названием, а Стенька Разин продолжает тему. Здесь главным героем выступает молодой парень Васека, который занимается самой разной работой, но нигде не может отыскать собственного призвания.
Весьма удивительным образом реагируют на него люди, которые считают Васеку человеком странноватым. Его особенностью поведения является свободное отношение к собственно работе, он работает покуда ему интересно и после этого берет зарплату, ждет, когда появится возможность или даже настроение пойти на другую работу.
Для того чтобы подробнее описать характер главного героя Шукшин использует диалог с кузнецом, который более других обращает внимание на Васеку. Сначала следует отметить довольно простодушное, но искреннее отношение героя к остальным людям
Он говорит люди меня любят и сам их люблю, даже больше.
Кузнец одергивает героя, хотя, как выясняется, совершенно напрасно. Васека действительно так искренне и чисто видит мир, как мы узнаем далее, он даже страдает от мысли как бы принести пользу другим. Поэтому формальные правила приличия, которые навязывает кузнец, для главного героя не совсем актуальны, ему действительно не может быть совестно за декларирование любви людей к нему, он искренен по-настоящему.
Следующим существенным элементом рассказа и ситуации с кузнецом является сравнение изделий, которые они делают. Васека сетует на отсутствие души в железе и работе молотобойцем. Тем не менее, когда они оба выполняют подкову и кузнец делает явно лучше, Васекак понимает ценность его труда.
После этого читатель может заключить будто Васека вообще не чувствует ни в какой работе души и не вкладывает себя никуда, так как является в действительности бестолковым, но у него на самом деле есть увлечение. Он вырезает фигурки из дерева и занимается этим полностью бескорыстно и невероятно виртуозно. Захарыч – его сосед и преподаватель истории рассказывает ему про Стеньку Разина и Васека занимается созданием миниатюры на тему.
Кузнец до этого отмечает ценность работы Васеки, он вырезает фигурки действительно виртуозным образом. Когда он завершает Стеньку Разина, то Захарыч не может смотреть на сделанное без слез, он будто погружается в далекие времена, о которых сам рассказывал Васеке. Таким образом мы видим каким искусным человеком является в действительности главный герой.
Шукшин представляет очередной образ чудика. Тут он говорит о скрытом сокровище, которое может быть в каждом человеке. Общество не совсем понимает и даже порицает иногда Васеку, а он является виртуозом.
Другие сочинения:
Советуем почитать
Артур Конан Дойл (1859-1930) известен как врач, писатель разных жанров, публицист, общественный деятель. Мировую славу ему принесли циклы рассказов и повестей о частном детективе Шерлоке Холмсе.
Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к небольшой новелле, основная тема которой заключается в человеческом отношении к миру окружающей природы.
Кремлевские курсанты в составе 240 человек движется на линию фронта. На дворе 1941 год, фронт уже на пороге Москвы. Рота возглавляет Рюмин. По дороге бойцы встречают отряд войск НКВД.
Произведение является научно-фантастической повестью автора, рассказывающей о путешествии группы исследователей на планету Солнечной системы с целью установления контактов с инопланетянами.
Тем не менее своего дела парень не бросил и продолжал вырезать фигурки по ночам. Он знал, что талантлив и хвалился этим перед кузнецом. Тот не поверил, но Васека принес фигурку смолокура. Кузнец нашел изделие похожим, но занятие серьезным не считал.
Лишь один человек благосклонно относился к увлечению парня. Бывший учитель Вадим Захарович часто заходил в гости к соседскому парню и рассказывал тому о русской истории. Васека старика любил и почитал, и с большим удовольствием слушал об исторических личностях. Особенно часто учитель рассказывал о Стеньке Разине, и Васека решил вырезать его фигурку.
Долго и туго шла работа. Васека осунулся, часами не разгибаясь над верстаком. Иногда дело не ладилось, и тогда садился он у окна, часами смотрел на звезды и думал о Разине.
Вадим Захарович хотел поглядеть на творение парня, но тот не хотел показывать.
И вот наступил день, когда перед стариком отбросили закрывавшую фигурку тряпицу.
Стенька Разин не был изображен блестящим суровым воином. Васека вырезал его в момент предательства богатыми казаками – избитого и потоптанного.
-
Сомерсет моэм луиза краткое содержание
-
Бабушкины сказки есенин краткое содержание
-
Яхнин храбрец краткое содержание
-
Рисунок моя будущая школа задание для дошкольников
- Сэер кыз золфэт хэким краткое содержание
Читать Стенька Разин
– Сарынь на кичку.
Спину ломило. В глазах начинало двоиться. Васека бросал нож и прыгал по горнице на одной ноге и негромко смеялся.
А когда «не делалось», Васека сидел неподвижно у раскрытого окна, закинув сцепленные руки за голову. Сидел час, два – смотрел на звезды и думал про Стеньку.
Приходил Захарыч, спрашивал:
– Василий Егорыч дома?
– Иди, Захарыч! – кричал Васека. Накрывал работу тряпкой и встречал старика.
– Здоровеньки булы! – Так здоровался Захарыч – «по-казацки».
- – Здорово, Захарыч.
- Захарыч косился на верстак.
- – Не кончил еще?
– Нет. Скоро уж.
– Показать можешь?
– Нет.
– Нет? Правильно. Ты, Василий… – Захарыч садился на стул, – ты – мастер. Большой мастер. Только не пей. Это гроб! Понял? Русский человек талант свой может не пожалеть. Где смолокур? Дай…
Васека подавал смолокура и сам впивался ревнивыми глазами в свое произведение.
Захарыч, горько сморщившись, смотрел на деревянного человечка.
– Он не про Ермака поет, – говорил он. – Он про свою долю поет. Ты даже не знаешь таких песен. – И он неожиданно сильным, красивым голосом запел:
- О-о-эх, воля, моя воля!
- Воля вольная моя.
- Воля – сокол в поднебесье,
- Воля – милые края…
У Васеки перехватывало горло от любви и горя.
Он понимал Захарыча. Он любил свои родные края, горы свои, Захарыча, мать… всех людей. И любовь эта жгла и мучила – просилась из груди. И не понимал Васека, что нужно сделать для людей. Чтобы успокоиться.
– Захарыч… милый, – шептал Васека побелевшими губами, и крутил головой, и болезненно морщился. – Не надо, Захарыч… Я не могу больше…
Чаще всего Захарыч засыпал тут же, в горнице. А Васека уходил к Стеньке.
… День этот наступил.
Однажды перед рассветом Васека разбудил Захарыча.
– Захарыч! Все… иди. Доделал я его.
Захарыч вскочил, подошел к верстаку…
Вот что было на верстаке:
… Стеньку застали врасплох. Ворвались ночью с бессовестными глазами и кинулись на атамана. Стенька, в исподнем белье, бросился к стене, где висело оружие. Он любил людей, но он знал их. Он знал этих, которые ворвались: он делил с ними радость и горе.
Но не с ними хотел разделить атаман последний час свой. Это были богатые казаки. Когда пришлось очень солоно, они решили выдать его. Они хотели жить. Это не братва, одуревшая в тяжком хмелю, вломилась за полночь качать атамана.
«Выбейте мне очи, чтобы я не видел вашего позора», – сказал он.
Глумились. Топтали могучее тело. Распинали совесть свою. Били по глазам…
Захарыч долго стоял над работой Васеки… не проронил ни слова. Потом повернулся и пошел из горницы. И тотчас вернулся.
– Хотел пойти выпить, но… не надо.
– Ну как, Захарыч?
– Это… Никак. – Захарыч сел на лавку и заплакал горько и тихо. – Как они его… а! За что же они его?! За что?.. Гады они такие, гады! – Слабое тело Захарыча содрогалось от рыданий. Он закрыл лицо маленькими ладонями.
Васека мучительно сморщился и заморгал.
– Не надо, Захарыч…
– Что не надо-то? – сердито воскликнул Захарыч, и закрутил головой, и замычал. – Они же дух из него вышибают!..
Васека сел на табуретку и тоже заплакал – зло и обильно.
Сидели и плакали.
– Их же ж… их вдвоем с братом, – бормотал Захарыч. – Забыл я тебе сказать… Но ничего… ничего, паря. Ах, гады!..
– И брата?
– И брата… Фролом звали. Вместе их… Но брат – тот… Ладно. Не буду тебе про брата.
Чуть занималось утро. Слабый ветерок шевелил занавески на окнах.
- По поселку ударили третьи петухи.
- ***
- Copyright (c) 2001 Электронная библиотека Алексея Снежинского
Шукшин. Все произведения
- Алёша Бесконвойный
- Боря
- В профиль и анфас
- Ванька Тепляшин
- Верую
- Волки!
- Выбираю деревню на жительство
- Гринька Малюгин
- Даёшь сердце
- До третьих петухов
- Дядя Ермолай
- Жатва
- Жена мужа в Париж провожала
- Живёт такой парень
- Забуксовал
- Земляки
- Калина красная
- Космос, нервная система и шмат сала
- Крепкий мужик
- Критики
- Любавины
- Мастер
- Материнское сердце
- Микроскоп
- Миль пардон, мадам!
- Обида
- Одни
- Осенью
- Охота жить
- Постскриптум
- Правда
- Сапожки
- Светлые души
- Сельские жители
- Слово о малой Родине
- Солнце, старик и девушка
- Срезал
- Стенька Разин
- Стёпка
- Странные люди
- Чередниченко и цирк
- Чудик
- Экзамен
- Энергичные люди
- Я пришел дать вам волю
Стенька Разин / Stenka Razin (1908)
Продолжительность 6 минут.
Режиссёр Владимир Ромашков.
Автор сценария Василий Гончаров по мотивам песни Дмитрия Садовникова.
Композитор Михаил Ипполитов-Иванов.
Операторы Александр Дранков, Николай Козловский.
Жанр: исторический фильм, мелодрама
Краткое содержаниеСтепан Разин (Евгений Петров-Краевский), страстно влюблённый в персидскую княжну, взятую в плен в ходе победоносного похода, вызывает всё больше беспокойства у казаков из ближайшего окружения. Они пытаются вразумить атамана, напоминая о стрельцах, а когда уговоры не производят должного эффекта, решают оклеветать восточную красавицу, написав от её имени любовное письмо…
Евгений Нефёдов,
Рецензия
Евгений Нефёдов, , 28.03.2013
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
С технической точки зрения постановка вполне отвечала новейшим достижениям времени, и если кажется сегодня (в отличие от лучших кинопримитивов Жоржа Мельеса и Эдвина С. Портера) устаревшей, то, скорее, в силу ошибочности самой эстетической концепции, отстаивавшейся авторами, а не их халтурной работы. Принцип заснятого на плёнку театрального представления вступал в противоречие с перенесением действия на натуру – на озеро Разлив и на лесную поляну, где мастерство артистов труппы Петербургского народного дома оказалось почти невостребованным. В общих планах куда сильнее поражает натура, запечатлённая, хочется сказать, с истинно русским размахом! А самой запоминающейся является, пожалуй, душераздирающая сцена, когда Разин, поверив навету, поддаётся порыву сжигающей ревности – и с размаху бросает прекрасную персиянку в речную пучину…
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме (только тексты)
Несколько интересных сочинений
Люди достаточно часто обещают друг другу, дают «честное слово», что придет, вернется или выполнит. Еще чаще все это не выполняется. Бывало в детстве в разговоре со старшими, они обещают исполнить твою просьбу или сами предлагают что-то
Некоторые учителя навсегда оставляют свой след в нашей жизни. Они заставляют нас думать, работать над собой, овладевать чем-то новым, порой трудным и непонятным
Сумасшествие Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова
В принципе, по тексту ситуация простая. Возлюбленная Чацкого (Софья) почти в шутку, но немного и со злостью, так как он уже ей (да и всем вокруг) надоел своим поведением, говорит, что он сошел с ума
Сочинение Степан из рассказа Муму Тургенева
Степан – самый коварный и злой из всех крепостных в произведении. Его главной целью является прислужничество своей боярыне, и выполнение всех её поручений беспрекословно
Сочинение Петр Верховенский образ и характеристика в романе Бесы Достоевского
Одной из самых неприятных фигур романа «Бесы» Достоевского выступает Пётр Степанович Верховенский. Это сын Степана Трофимовича, приживалы Варвары Петровны, матери главного героя, Николая Ставрогина.
Этот ранний рассказ, опубликованный в 1962 г., открывает галерею портретов и образов Степана Разина в творчестве Шукшина и по сути является декларацией его главного замысла – романа «Я пришёл дать вам волю», завершённого в 1969 г. Используя классификацию самого Шукшина, этот рассказ точно можно отнести к «рассказам-характерам», но в нём писателя интересует не столько сам образ Разина, сколько автобиографический образ художника из народа, которому судьба и характер Стеньки не дают покоя.
LiveInternetLiveInternet
Васе шёл двадцать пятый год. Он был высокого роста. С крупным утиным носом. Не женат. Даже девушки у него не было.
Отработав не больше двух месяцев, увольнялся. И забирал заработок. Везде его спрашивали почему постоянно уходишь, а он говорил, что у него есть талант! Все отворачивались, сдерживая ухмылки. А наш герой, не аккуратно запихнув денежные купюры, шёл по своим делам.
И опять он прохаживался по улице, и все спрашивали о том, что бросил работу?
Попробовал поучиться на бухгалтера. И ушёл. Больше четырёх дней не выдержал.
Старичок поближе стал узнавать героя ему стало интересно: в чём талант парня? Вася показал вырезанную деревянную фигурку. Были видны вырезанные все кости. Форма рубахи. Он рассказал, что есть ещё готовые люди. Красивая артистка, так как нашему герою нравились симпатичные женщины.
И была у парня мечта создать Степана Разина. И однажды он принёс старику поделку. Старик очень растрогался. Прослезился. Словно живой стоял в одной рубахе Степан. Врасплох застали враги. Когда он спал. Не успел он снять ружьё и отбиться. Все чувства, скрученное от боли смог передать юноша. А слышал о нём от другого старика и больно жалко стало исторического героя. Трудно давалась работа. Но, сделал её до конца герой, как обещал кузнецу.
В рассказе перед нами словно живой образ Степана. Погибает он от врагов, которые ночью убивают его. Сочувствовал он бедным. Любил его народ уважали и боялись враги. Поэтому, на одного и напали.
Оказывается не плохой парень Вася. Он самоучка. И есть у него талант. И если, что очень захочет, то сделает. Научил старик твёрдости характера нашего молодого человека. Открыл ему душу наш мастер. Стал развиваться на одном месте и стали уважать его люди!
Читать краткое содержание Стенька Разин. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений