Принцип структуры деятельности по теории а. п. леонтьева

Структура деятельности по леонтьеву шпора

Введение.

Что такое сознание? В чем его особенности? Эти вопросы очень важны в современном мире, так как сознанием обладают все люди, и для того, чтобы понимать друг друга сначала стоит понять структура сознания самого по себе и как его функции действуют на нас и нашу действительность. В нашей жизни часто приходится анализировать то или иное событие, или же делать выбор в пользу альтернатив, предоставляемых нам жизнью. Наш выбор и наши умозаключения будут исходить как раз из того, что находится в нашем сознание. Так же у каждому человеку присуща такая особенность как бессознательность, которая тоже имеет свои особенности в которых стоит разобраться (откуда она берется, почему человек ей подвержен и так далее)

Цель моего реферата – выяснение особенностей сознания, его структуры и функций

Задачи для выяснения цели:

  1. Раскрыть понятие сознание и отходящие от него термины
  2. Разобраться в структуре сознания и ее особенностях
  3. Понять содержание функций сознания
  4. Выяснить особенные признаки бессознательного

По итогам, разобравшись со всеми задачами, я хочу собрать всю информацию воедино, чтобы иметь общий базис по теме сознание, его отличительным чертам от других психологических понятий, а также по тому, как проявляется сознание и бессознательные признаки.

Что такое сознание по Леонтьеву

Леонтьев считал, что сознание — это результат сложной взаимосвязи между нервной системой и окружающей средой, которая формируется в процессе развития индивида. Он отрицал идею о существовании сознания независимо от конкретных действий и активностей человека. Для Леонтьева, сознание было связано с деятельностью, исследование которой являлось центральным в его научной работе.

  1. Согласно Леонтьеву, сознание имеет формироваться в ходе практической деятельности человека. Он подчеркивал, что сознание рождается и развивается в процессе взаимодействия индивида с окружающим миром. Человек познает мир через свои действия и опыт, и именно эти действия и опыт влияют на формирование сознания.
  2. Леонтьев также выделял основную функцию сознания — ориентацию. Он считал, что сознание помогает человеку ориентироваться в мире, принимать решения и осуществлять деятельность. Оно позволяет нам осознавать свои цели, планировать свои действия и контролировать их ход.
  3. Сознание, по Леонтьеву, имеет свойство изменяться и развиваться на протяжении всей жизни человека. Оно активно взаимодействует с окружающей средой и адаптируется к изменяющимся условиям. Леонтьев называл это свойство «преобразующейся деятельностью сознания».

В работах Леонтьева сознание рассматривается как продукт социально-исторического развития, обусловленный многообразием культурных и социальных факторов. Он считал, что сознание необходимо изучать в контексте конкретной культуры, так как оно является результатом взаимодействия индивида с обществом.

Таким образом, сознание по Леонтьеву — это продукт развития деятельности, связанной с взаимодействием человека с окружающим миром. Оно имеет функцию ориентации, изменяется и развивается на протяжении всей жизни индивида и является результатом социально-исторического развития.

Внутренняя деятельность

Внутренняя деятельность отличается тем, что взаимодействия субъекта с любыми образами объектов являются скрытыми от прямого наблюдения. Примерами этого вида являются:

  • решение математической задачи ученым при использовании недоступной глазу умственной деятельности;
  • внутренняя работа актера над ролью, которая включает обдумывания, переживания, тревогу и т. д.;
  • процесс создания произведения поэтами или писателями;
  • придумывание сценария для школьной пьесы;
  • мысленное отгадывание загадки ребенком;
  • эмоции, вызванные у человека при просмотре трогательного фильма или прослушивании им душевной музыки.

Уровни восприятия

Разделить структуру можно на 3 уровня: чувственно-эмоциональный, рационально-дискурсивный и интуитивно-волевой. Теперь подробней о каждом из них.

Чувственно-эмоциональный

Непосредственное отражение реальности в форме ощущений, представлений, восприятий. Этот уровень всегда индивидуализирован и многогранен из-за разнообразия чувствительности и эмоциональности людей. В очень редких случаях какая-то часть этого уровня поддается специальному осознанию, реакции человека на чувственно-эмоциональном уровне ближе к неконтролируемым рефлексам, чем к мышлению.

Рационально-дискурсивный

Если же какие-то свойства и характеристики действительности не могут быть непосредственно отражены, то с помощью логических операций человек приходит к каким-либо понятиям, суждениям и умозаключениям. Это и есть рационально-дискурсивный уровень сознания. Ему присущи осознанность и рефлексивность.

Рефлексия — обращение человека к внутреннему «Я», анализ, осознание и переосмысление собственных действий, чувств, переживаний и т. п.

Интуитивно-волевой

Обеспечивает связь чувства и разума в работе сознания. В данном случае человек, основываясь на опыте самосознания и индивидуальном понимании истин и ценностей, более осознанно подходит к своим действиям. Интуитивно-волевой уровень позволяет сознанию направлять поведение человека.

Иное подразделение

Существует также более простое разделение на подуровни: высокий, средний и низший. Названия говорят сами за себя. Признаки высокого уровня присутствуют у людей, чья деятельность связана с постоянной интеллектуальной и творческой работой, такие люди способны проводить глубокий внутренний анализ, а также анализ всего происходящего вокруг, что влияет на качество осознанности их жизни. К людям со среднем уровнем принадлежат практически все среднестатистические современные жители, деятельность которых направлена на удовлетворение повседневных потребностей и потребностей своих близких. Они проводят поверхностный анализ ситуаций, которые помогут достичь необходимых результатов. Низший уровень сознания — это примитивное мышление, отсутствие стремления к развитию, неспособность адекватно анализировать и прогнозировать ситуации.

Примечание

Следует понимать, что во многих случаях люди со среднем и низшим сознанием не могут самостоятельно оценить свой уровень и что-либо предпринять для развития, которое, на самом деле, требуется далеко не всегда. Прийти к мысли о саморазвитии достаточно сложно, учитывая многие внешние факторы, например, окружение, место жительства, воспитание в семье и учебных организациях и т. п.

Элементы структуры сознания

Несмотря на то, что мозг человека изучен очень мало, психология все-таки выделяет конкретные элементы сознания, каждый из которых отвечает за конкретную функцию и взаимодействует с остальными для комплексной работы сознания. Прийти к единому списку на данный момент все еще не удалось, однако все компоненты можно разделить на несколько групп по их функциональности.

Предметное сознание

Иначе — мышление, интеллект, способность познавать окружающий мир, обрабатывать информацию, решать умственные задачи. Способности интеллекта зависят не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

Оценка

Способность адекватно эмоционально анализировать и переживать внутренние процессы, а также взаимоотношения с людьми и окружающим миром.

Чувства и эмоции

Субъективное отношение человека к ситуациям, явлениям, людям, самому себе. Переживания, чувства, настроения, эмоциональные стрессы и т. п.

Два предыдущих пункта можно объединить в одно понятие — отношение, так как, по сути, оценку человек проводит тоже субъективно и основываясь на собственные ощущения. Однако и отдельно воспринимать эти элементы тоже можно.

Самосознание

Совокупность знаний о самом себе, разделения «Я» и «не-Я», самооценка своего физического и психического «Я» (тело и личность). Самосознание обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и самовоспитание личности.

Воля и мотивация

Способность ставить перед собой цели, концентрироваться на пути их достижения, а также контролировать собственную деятельность и поведение в любой момент времени.

Структура сознания.

Сознание представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный феномен, в структуре которого можно выделить следующие составляющие:

  • Интеллект – психические способности личности, необходимые в процессе решения умственных задач. К способностям данной группы можно отнести характеристики мышления (интенсивность, гибкость, системность), памяти (объем, скорость запоминания, забывания, готовность к воспроизведению), внимания (распределенность, устойчивость, переключаемость, концентрация, объем), восприятия (избирательность, наблюдательность, способность узнавания). Ядром интеллекта является система знаний;
  • Мотивация – совокупность побуждений, стимулов, определяющая целенаправленность деятельности личности;
  • Эмоции, чувственно-эмоциональная сфера – переживания личности, отражающие ее субъективное отношение, оценивание тех или иных явлений, феноменов, процессов, ситуаций, социального окружения. В чувственно-эмоциональную сферу входят настроения, чувства, переживания, эмоциональные стрессы, аффекты и пр.;
  • Воля – способность личности сознательно регулировать собственную деятельность и поведение, достигать поставленных целей, преодолевая трудности. Волевая регуляция предполагает ответственность и свободу;
  • Самосознание — репрезентация собственного «Я», часть сознания личности, обеспечивающая ее саморегулирование, самоконтроль и самовоспитание.

Также структура сознания подразделяется на три компонента:

  • Познавательная сфера
  • Эмоциональная сфера
  • Ценностно-волевая сфера

Познавательная в свою очередь разделяется на:

Область чувственных процессов (ощущение в результате воздействия на внешние органы)
Область рационального мышления (понятийное, образное мышление, внимание, память)

Эмоциональная включает в себя:

  • Эмоции (волнение, гнев, радость и т.п.)
  • Внутренние чувства (любовь, ненависть и т.д.)

Ценностно-волевая обладает такими составляющими как:

В итоге это приводит к воле – способности осуществлять свои цели с помощью усилий

  • Внутренние цели
  • Духовные усилия к достижению целей

Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения

Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века

В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека. Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание

Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание.

В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики. В результате он пришел к следующим выводам:

  • изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;
  • управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.

Основные положения теории Леонтьева:

  • Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.
  • Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).
  • В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.
  • Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость — лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.
  • Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
  • Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.
  • Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.

Сознание включено в деятельность субъекта, само по себе оно не может рассматриваться. Суть теории Леонтьева заключается в значительном влиянии деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах человеческого развития. Поэтому действия и поведение рассматриваются включенными в сознание человека.

Список литературы.

1. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. — Москва: «Центр», 1998г.

2. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. — Москва: «Аспект-Пресс», 1997г.

3. Веккер Л.М. Психические процессы. — Санкт-Петербург: «Питер», 2001г.

4. Выготский Л.С. Психика, сознание и бессознательное. — Москва: «ВЛАДОС» , 2002г.

5. Дубровина И. В. Психология. — Москва: «Аванта», 2001г.

6. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания. — Москва: «ЮНИТИ», 2001г.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — Москва: «Дело», 2005г.

  • Мышление, мыслительные операции
  • Здоровье человека. Факторы, влияющие на здоровье человека
  • Темперамент. Виды темперамента
  • Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 год. Проекты новой Конституции Российской Федерации, Сравнительный анализ
  • Сущность компьютерных преступлений и их социальная опасность
  • Правопонимание и право
  • Макроэкономические модели: их сущность и классификация
  • Устройство персонального компьютера: системный блок и периферия (Чем опасна нехватка мощности в ПК?)
  • Устройство персонального компьютера: системный блок и периферия
  • Методы несанкционированного доступа к информации (возможные методы получения конфиденциальной информации)
  • Устройство персонального компьютера: системный блок и периферия (Основные устройства ПК и их характеристики)
  • Международный олимпийский комитет

История создания и основные положения концепции

С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым теория деятельности была создана в 30-е годы двадцатого века. Они разработали данную концепцию параллельно, не обсуждая и не советуясь друг с другом. Тем не менее в их работах оказалось много общего, так как ученые использовали одинаковые источники при разработке психологической теории. Основатели опирались на труд талантливого советского мыслителя Л. С. Выготского, также при создании концепции была использована философская теория Карла Маркса.

Главный тезис теории деятельности А. Н. Леонтьева кратко звучит так: не сознание формирует деятельность, а деятельность формирует сознание.

В 30-е годы на основе этого положения Сергей Леонидович определяет главное положение концепции, которое основывается на тесной взаимосвязи сознания и деятельности. Это значит, что психика человека формируется во время активности и в процессе работы, и в них же она проявляется

Ученые указывали, что важно понимать следующее: сознание и деятельность образуют единство, имеющее органическую основу. Алексей Николаевич подчеркивал, что данную связь ни в коем случае не стоит путать с тождеством, иначе все положения, имеющие место в теории, теряют свою силу

Итак, по мнению А. Н. Леонтьева, «деятельность — сознание личности» — это главная логическая взаимосвязь всей концепции.

Функции сознания.

Выступая важнейшей составляющей личности, сознание успешно выполняет ряд функций, включая следующие:

  • познавательная – благодаря сознанию человек формирует систему знаний;
  • целеполагающая – личность осознает свои потребности, осуществляет целеполагание, планирование стратегий для достижения поставленных целей;
  • ценностно-ориентационная – личность анализирует, подвергает оцениванию феномены, процессы действительности, формулирует свое отношение к ним;
  • управленческая – личность осуществляет контроль за собственным поведением, реализацией собственных поведенческих паттернов в соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их достижения;
  • коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности;
  • рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет самоконтроль, самосознание, саморегулирование, обеспечивающие возможности личностного развития.

Также самосознание выполняет такие функции как:

Самосознание выполняет следующие функции:

  • Регулятивная. Человек контролирует и организует свое поведение, руководствуясь внутренними установками и представлениями о себе. Регулятивная функция позволяет выстроить не только взаимоотношения с самим собой, но и с окружающими.
  • Самосовершенствования. Каждый из нас имеет определенный потенциал, который может быть реализован в полной мере или только в некоторой части. Степень стремления к самосовершенствованию и развитию напрямую определяется целеустремленностью личности, ее заинтересованностью в самом процессе развития. Личности, стремящиеся к самореализации, к расширению своего жизненного пространства, всегда стараются совершенствовать себя.
  • Экзистенциальная. Любой человек, независимо от уровня его развития, задумывается периодически о смысле жизни. Это могут быть размышления о существовании мира в целом или же мысли о собственном предназначении.
  • Интегративная. Способность эффективно совмещать собственные индивидуальные установки с общественными нормами. Личные ценности формируются во многом под влиянием общечеловеческих ценностей (усвоенных из традиций, культуры, истории), что позволяет установить гармонию между социализацией и индивидуализацией. Человек чувствует свою причастность к обществу, в котором он живет, но при этом не отказывается от собственных черт.
  • Защитная. Осознавая собственное «Я», индивид всегда стремится защитить его от внешнего вмешательства. Он не позволяет мнениям и установкам других членов общества пошатнуть его представления о самом себе, изменить его восприятие собственной личности.

Различия цели и мотива

Алексей Николаевич вводит понятие «цель» как желаемый результат, возникающий в процессе планирования человеком какой-либо деятельности. Он подчеркивает, что мотив отличается от данного термина, потому что он является тем, для чего совершаются какие-либо действия. Цель же — это то, что планируется сделать для реализации мотива.

Как показывает действительность, в повседневной жизни приведенные выше в статье термины никогда не совпадают, а являются дополнением друг друга. Также, следует понимать, что между мотивом и целью существует определенная связь, поэтому они являются зависимыми между собой.

Человек всегда понимает какова цель совершаемых или предполагаемых им действий, то есть его задача является осознанной. Получается, человек всегда точно знает, что он собирается делать. Пример: подача документов в университет, сдача заранее выбранных вступительных экзаменов и т. д.

Мотив почти во всех случаях является для субъекта неосознанным или бессознательным. То есть человек может и не догадываться о главных причинах совершения им какой-либо деятельности. Пример: абитуриент очень сильно хочет подать документы в какой-то конкретный институт — он это объясняет тем, что профиль данного учебного заведения совпадает с его интересами и желаемой будущей профессией, на самом деле основной причиной выбора данного университета является желание быть рядом с любимой девушкой, которая учится в этом ВУЗе.

Эмоции

Анализ эмоциональной жизни субъекта — направление, которое считается ведущим в теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна.

Эмоции — это непосредственное переживание человеком смысла цели ( также предметом эмоций можно считать мотив, ведь на подсознательном уровне он определен как субъективная форма существующей цели, за которой он внутренне проявляется в психике индивида).

Эмоции позволяют человеку понять, какие на самом деле являются истинные мотивы его поведения и совершаемой деятельности. Если человек достигает поставленной цели, но не испытывает желаемого удовлетворения от этого, то есть, напротив, возникают отрицательные эмоции, это значит, что мотив не был реализован. Следовательно, успех, которого добился индивид, на самом деле мнимый, потому что то, ради чего вся деятельность была предпринята, не было достигнуто. Пример: абитуриент поступил в институт, в котором учится его возлюбленная, но она за неделю до этого была отчислена, что обесценивает успех, которого добился молодой человек.

Теория деятельности леонтьева примеры. Структура деятельности по А. П. Леонтьеву

Ученый считает, что любая деятельность состоит из нескольких уровней, т.е. имеет иерархическое строение. Одна деятельность от другой отличается предметами, т.е. мотивами.

Первый уровень представляет особая деятельность, её предметом (мотивом) может быть что-то вещественное и что-то идеальное. Процесс встречи потребности с предметом он называет опредмечиванием потребности, т.е. происходит рождение мотива.

Схематически это можно представить так: потребность –> предмет –> мотив.

Мотивы разбиваются на два класса – осознаваемые и неосознаваемые. Осознание мотивов является внутренней работой, а неосознаваемые мотивы в сознании проявляются в форме эмоций и личностных смыслов.

Успешная деятельность с точки зрения мотива вызывает положительные эмоции, неуспешная деятельность – эмоции отрицательные. Мотивы образуют иерархическую систему и не осознаются в полной мере, а проявляются в ситуациях конфликта мотивов.

В структуре деятельности второй уровень представлен действиями, которые направлены на реализацию цели. Ставя перед собой цель, человек становится активным и не просто реагирует на действие стимула, а активно организует свое поведение.

Как необходимый компонент действие включает акт создания – это постановка и удержание цели. Акт поведения одновременно есть действие, потому что в процессе деятельности человек совершает внешние движения.

Самым низким уровнем в деятельности является уровень психофизиологических функций – это физиологическое обеспечение психических процессов, т.е. способность к ощущениям, двигательная способность, фиксация следов прошлых воздействий и др.

Выделяется два вида деятельности – внешняя и внутренняя. К внешней деятельности относятся различные формы, выражающиеся в предметно-практической активности. В результате происходит взаимодействие субъекта и объекта, например, игра детей, уборка помещения, строительство здания, закручивание болтов и др.

Отличительной особенностью внутренней деятельности является то, что взаимодействие субъекта и объекта от прямого наблюдения скрыто, например, решение задачи, создание писателем произведения, работа актера над ролью, эмоции после просмотра фильма и др. Внутренние действия экономизируют усилия человека, дают возможность быстро выбрать действие нужное, чтобы избежать ошибок.

Особенность концепции Леонтьева заключается в том, что структура деятельности и структура сознания связаны друг с другом в рамках целостной системы.

Анализу структуры сознания предшествует обычно анализ структуры деятельности и это связано с генетическим подходом, но сознание генетически понимается как продукт деятельности.

Деятельность управляется сознанием и в то же время сама им управляет – это главный тезис теории деятельности А.Н. Леонтьева.

Сознание, как и деятельность, имеет свое строение, свою внутреннюю целостность, свою логику.

Если представить жизнь человека как систему сменяющих друг друга, сосуществующих или конфликтующих деятельностей, то сознание их объединяет и обеспечивает варьирование, развитие, их иерархию.

Теория деятельности Леонтьева привлекает к себе большое внимание со стороны представителей культурной психологии и социокультурного подхода, а также может сыграть свою роль в этнопсихологии

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: