Глава 4 §6-12 древний египет. гдз история древнего мира учебник 5 класс. вигасин, годер

Суд осириса история 5 класс кратко и понятно самое важное

Ответьте на вопросы

В тексте повести не сказано, что гробница Синухета была из камня. Говорится лишь о том, что ее сооружали каменщики. Не опровергая выдвинутого предположения о каменной гробницы, следует напомнить, что на начальных этапах египетской цивилизации (периоды Раннего и Древнего царств) гробницы фараонов и вельмож строились и из кирпича. Такие гробницы назывались мастабами.

Объективно предположить, что гробница из камня намного долговечнее, чем гробница из кирпича. Поэтому в более поздние периоды Древнеегипетской истории наблюдается переход к строительству гробниц из камня. А обожженный кирпич по-прежнему использовали для строительства домов богатых египтян.

Проявления монотеизма

В истории Древнего Египта была любопытная страница. Одно время в государстве стал главным культ одного бога — Атона. Привел его фараон Аменхотеп IV. Он начал возводить город в честь Атона и назвал новую столицу Ахетатон. Свое имя фараон сменил на Эхнатона. Также было введено еще одно интересное изменение.

Если рассматривать кратко религию Древнего Египта, то можно заметить, что жители поклонялись богам. Новый фараон же заставил восхвалять себя и свою жену — Нефертити. А уже они возносили почести Атону.

Фараон запретил домашние алтари, провел церемонию по уничтожению Амон-Ра, верховного бога. Были построены новые храмы, которые позволяли проводить церемонии на улице под лучами солнца.

Культ Атона просуществовал двадцать лет. После смерти Эхнатона жрецы вернули культ Ра. Они также постарались стереть все указания на существование фараона-новатора. Забытью подверглась и Нефертити.

Египетская цивилизация была очень развитой, а религия Древнего Египта имеет множество уникальных черт. К сожалению, многие источники остались утерянными и не всегда ученые могут понять особенности поклонения тому или иному божеству.

Рассмотрите иллюстрации

На картине мы видим реку Нил, зеленеющую травами пойму реки, редкие деревья южного типа (пальмы, акации), правда почему-то не видим заросли тростника по берегу реки. В долине мы видим светло-коричневые участки — возможно, это ил, оставшийся после разлива. Пойма реки ограничена крутыми скалами. Вероятно, это начало зимнего периода, когда Нил находится в своих обычных берегах, а берега еще полны влаги.

В моем регионе очень много зелени, травы и деревья. Есть река, но нет гор. Для моего региона в отличие от Египта характерен большее количество деревьев и постоянный зеленый покров в летний период.

Речь идет о палетке Нармера. У нее есть две стороны — аверс и реверс. На аверсе смысл композиции раскрывается иносказательным языком в сценах, расположенных фризообразными регистрами. В центре изображены переплетённые длинношеие львы, которых держат на поводках двое бородатых мужчин. Их шеи обрамляют круг палетки Нармера, что может, по мнению учёных, символизировать насильственное объединение двух частей страны.

В верхнем регистре, над серпопардами, видна фигура правителя Древнего Египта. Он одет в тунику, завязанную через левое плечо и подпоясанную бычьим хвостом. Фараон представлен в «красной короне» правителей Нижнего Египта, увенчивающей его в знак победы над ними. В руках у него жезл и цеп. Он участвует в процессии вместе с шестью приближёнными к месту, где лежат связанные и обезглавленные враги. Двое из свиты изображены спереди и позади фараона и предположительно являются высшими чиновниками. Внизу изображён бык, разбивающий рогами вражескую стену и олицетворяющий царя.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 6На обратной стороне палетки изображён царь Нармер, который замахивается булавой на пленного северянина. Фараон держит пленного за волосы. Фигура Нармера занимает центр композиции. На нём те же одежды, но голову венчает уже «белая корона» Верхнего Египта. Над царём бог Гор в виде сокола держит в лапе веревку, продетую сквозь губы пленника. Голова пленника поднимается из иероглифического знака земли. Под изображением сокола помещены шесть стеблей папируса. Стебель папируса в египетской системе счёта означает тысячу. Сокол на пиктограмме символизирует царя, который захватил в завоеванной им стране шесть тысяч пленников.

За головой пленника справа изображена острога, а под ней — прямоугольник с волнистыми линиями, что может означать наименование страны — «на берегу моря». Часть египтологов считает, что это ранние иероглифы, обозначающие «гарпун» и «озеро».

Внизу палетки видны изображения убегающих врагов. Две распростёртые фигуры обнажённых мужчин могут изображать как пленённых, так и мёртвых врагов. Их головы повёрнуты в противоположную сторону от фараона и носильщика сандалий.

Стоит обратить внимание, что изображенные на палетке фигуры имеют разный масштаб. Традиционно в египетских рисунках и рельефах размер фигуры зависел от социальной значимости персонажа

Именно поэтому фараон изображен самым большим на рельефе.

Подумайте. Что означают слова из хвалебной песни египтян Нилу: «Все живут благодаря ему»?

Чтобы понять эту фразу, достаточно посмотреть на примерный перевод гимна, посвященного Нилу.

«О Нил, всемогущий, дарующий жизнь среди скал и пустыни!Долина твоя — как зеленый оазис надежды.Акации, пальмы, высокий папирус растут вдоль твоих берегов.И много животных и птиц находят еду и защиту в густых этих зарослях.

Когда же вода убывает в тебе, О великий Нил,То солнце, светило небесное, землю кругом иссушает.Живое в долине твоей, умирая от жажды,К тебе с мольбой обращает печальные взоры,Молясь неустанно великому ХАПИ, послать поскорее разлив твой,Вернуть жизнь в долину.

Когда же вода твоя красная вновь появлялась с верховьев.О Нил, все живое кругом ликовало от счастья, развивалось и пело.Хвала тебе, Нил, приносящий с водою и ил плодородный, который,Когда ты в свои берега возвратишься, дает урожаи не малые,Кормит людей и дает им уверенность в завтрашним дне.»

Ответы к главе 4. Древний Египет

Знакомясь с главой, опишите:

1. Устройство государства в Древнем Египте (опорные слова: фараон, вельможа, писец, жрец).

Фараон был владыкой Египта. Ему подчинялись вельможи — царские советники и военачальники. На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы — так называемый чиновничий и бюрократический аппарат государства. Власть фараона поддерживало сильное войско. Подавляющее большинство египетского народа трудилось на полях, на масштабных строительствах, в мастерских.

Важную роль в устройстве государства играли жрецы — служители богов. Считалось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом, поскольку владеет тайными знаниями. Храмам поступали большие подношения от фараонов. Жрецы были богатыми и могущественными, они имели возможность оказывать влияние на решения фараона.

2. Культурные достижения египтян (опорные слова: постройки, статуи, письмо, календарь).

Одними из самых знаменитых достижений древних египтян сегодня считаются их монументальные постройки — пирамиды и храмы. При их возведении был задействован труд сотен тысяч людей, миллионы тонн камня и уникальные для тех времен инженерные технологии. Большинство произведений искусства древних египтян легко узнать. Все они создавались по определенным канонам. Например, статуи скульпторы делали по большей части сидячими, ноги статуи сомкнуты, руки прижаты к коленям (или одна рука к груди), взгляд устремлен прямо. Все статуи создавались большого размера. На рельефах скульпторы изображали фигуры людей тоже по жестким канонам. Верхняя часть тела выглядела так, будто мы смотрим спереди, а ноги — будто смотрим сбоку. Голова повернута боком, но глаз изображен так, словно глядим человеку прямо в лицо.

Древние египтяне имели письменность. В египетском письме было более семисот иероглифов. Первоначально египетские иероглифы были просто изображением предметов, но в последующем их стали использовать для передачи согласных звуков. Впоследствии к иероглифам стали добавляться дополнительные рисунки, поясняющие, о каком именно понятии идет речь. Обучиться такому письму было сложно, поэтому умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.

Египтяне были сведущи и в математике, и в астрономии. Наблюдая за небом, египетские жрецы составляли точный календарь, и предсказывали, в какой день начнется разлив Нила, устанавливали дни, когда нужно было начинать посев или уборку урожая.

Анубис

Сначала Анубис был главным богом подземного царства, пока его не вытеснил с этого места Осирис.

Обязанностями бога мёртвых было сопровождение душ в загробный мир, где с помощью специальных весов определялась их дальнейшая участь. На одной чаше этих весов была богиня Маат, представленная страусовым пером, а на другой – сердце усопшего. Результаты взвешивания Анубис передавал на суд Осирису, который выносил решение, достойна ли душа оставаться в тёмном царстве.

Так же Анубис был специалистом по изготовлению мумий. Участвовал в бальзамировании богов и фараонов.

Бог царства мёртвых охранял могилы умерших. Поэтому его изображение есть на многих надгробных камнях.

Представляли Анубиса в виде человека с головой шакала или дикой собаки. Связано это с тем, что этих животных люди часто встречали на кладбище и им приписывали связь с загробным миром.

Исторический экскурс

В доисторические времена среди египтян был распространен тотемизм и фетишизм. Постепенно люди переходили от кочевого образа жизни к оседлому и это тоже влияло на их верования. Среди известных древнеегипетских фетишей выделяют:

  • камень Бен-Бен;
  • столб Иуну;
  • Имиут.

На формирование верований египтян влиял разлив Нила, который делал почву плодородной. Это считалось проявлением благодетельных сил, но иногда случалось несчастье в виде наводнения. Наблюдения за звездами и временем разлива позволило создать первый календарь. В каждом городе сформировался культ бога, который имел черты животного.

Объединение религии произошло с приходом власти фараона. Он считался потомком Осириса, то есть богом-человеком. Постепенно появился единый пантеон. Для египтян религия имела большое значение. В домах ставили алтари с подношениями высшим существам, возводились храмы и проводились жертвоприношения.

Конспект

Религия играла огромную роль в жизни каждого египтянина. Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Люди строили для богов жилища — храмы. При храмах находились жрецы —  служители богов. Жрецы были богаты и могущественны.

В Египте существовали культы различных животных. Как предполагают исследователи, поклонение животным — это наследие тотемизма, господствовавшего в первобытном обществе.  Зооморфные черты характерны для египетских богов: как правило, боги изображались с человеческими телами и головами животных. Особо почитаемыми животными в Египте были: бык — Апис; крокодил —  Себек, бог Нила; ибис — Тот, бог мудрости; кошка — Бастет, покровительница женщин и женской красоты. Почитался также и кот, в образе которого верховный бог Амон-Ра сражался с богом тьмы Апопом (рис. 1). Почитаемые животные после смерти мумифицировались.

Рис. 1. Боги Древнего Египта (Источник)

Самым могущественным богом египтяне считали Солнце. Бога солнца называли Амон-Ра (рис. 2). Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра. Пока длится день, он медленно плывет по небу в своей великолепной лодке. Оживают растения, ликуют люди и звери. Но вот день клонится к вечеру. На западном краю неба Амон-Ра вступает в смертельный бой с богом тьмы Апопом. Сражение продолжается всю ночь. Когда повержен Апоп, снова блистает корона солнечного бога, возвещая наступление нового дня.

Рис. 2. Бог Амон-Ра (Источник)

Самый известный египетский миф о сотворении мира появился в городе Гелиополе. Согласно ему, вначале существовал только хаос. Из него появился бог Атум, сотворивший все живое. Прежде всего он создал богов — Шу (воздух) и Тефнут (влагу). От них родились Геб — бог земли и Нут — богиня неба. У Геба и Нут было четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

Осирис унаследовал свою власть от отца — бога Геба. Он старался править Египтом мудро и справедливо. Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Младший брат Осириса — Сет — был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка. Сет завидовал своему брату Осирису и ненавидел его. Однажды во время пира Сет явился в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, — сказал Сет, — тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Едва Осирис лег на дно гроба, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Горько плакала верная жена Осириса — богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила. Нянчила там маленького сына — бога Гора. Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. Гор вступил с ним в единоборство и одолел противника. Исида долго искала в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса (рис. 3).

Рис. 3. Осирис и Исида (Источник)

Самым страшным временем в Египте было хему — засуха — время смерти Осириса. Но вот начинался разлив Нила, зеленели поля и деревья — это снова оживал Осирис.

Осирис стал богом и судьей в «стране мертвых». Он и еще 42 бога судили души умерших, взвешивая их сердца на весах правды (рис. 4). Если фигурка богини правды Маат уравновесит чаши весов, то это означает, что умерший был праведным и честным человеком, достойным войти на чудесные поля мертвых. Если же умерший солгал, его душу пожирало страшное чудовище с телом гиппопотама и льва и зубастой пастью крокодила — Аммат.

Рис. 4. Суд Осириса (Источник)

Для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, в которое вновь могла бы вселиться его душа. Поэтому египтяне особенно тщательно заботились о сохранении тела и  проводили обряд мумификации. Мумию клали в гроб — саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.

На земле воцарился Гор, покровитель земных фараонов. Фараоны в Древнем Египте почитались как земные боги.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Египет (Источник).
  2. Древний Египет (Источник).
  3. Mythology (Источник).

Домашнее задание

  1. В чем сходство между религиозными верованиями древних египтян и первобытных людей?
  2. Какие животные почитались в Древнем Египте?
  3. Какие явления природы нашли отражения в религиозных мифах древних египтян?
  4. Какие испытания проходили души умерших перед тем, как попасть в царство мертвых?

§6. Государство на берегах Нила

Объясните значение слов:

Речные пороги — каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству.

Речной ил — тонкозернистая мягкая горная порода из смеси минеральных и органических веществ, отлагающаяся на дне водотоков и водоёмов.

Оазис в пустыне — расположенный около естественного водоёма, изолированный от других крупных массивов растительности и воды, островок растительности в пустыне.

Рельеф — выпуклое изображение на камне.

Фараон — современное наименование правителей Древнего Египта. По-видимому, никогда не было официальным титулом. Греческое слово Фараон заимствовано из Библии, оригинальное же египетское название правителя выглядело так per-oa буквально означает «великий дом», то есть царский дворец. Обычным же наименованием египетских царей было выражение «принадлежащий Тростнику и Пчеле» («несу-бити»), то есть соответственно Верхнему и Нижнему Египту, либо просто «повелитель обеих земель» («небтауи»)

Столица — главный город государства, место расположения правителя и аппарата государственной власти.

Ответы к §12. Письменность и знания древних египтян

Объясните значение слов:

Иероглиф — название письменного знака в некоторых системах письма. Иероглифы могут означать как отдельные звуки и слоги, так и целые слова и понятия.

Папирусный свиток — листок папируса, свернутый в трубочку для удобства хранения. Папирус изготавливали из одноименного водно-болотного растения семейства осоковых, разрезая их на длинные узкие полоски и складывая их друг на друга в разных направлениях, затем получившееся полотно прижимали плоским камнем. Тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу.

Календарь — система исчисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.

Астрономия — наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел и систем.

Водяные часы — прибор для измерения промежутков времени в виде цилиндрического сосуда с вытекающей струёй воды. Вода капала из сосуда с маленьким отверстием внизу: сколько воды вылилось, столько и прошло времени.

§7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Вспомните, каких людей называют ремесленниками (см. § 5, п. 1). Чем они занимались?

Ремесленниками называют людей, обладающих определёнными навыками (ремеслом), производящих изделия ручной работы (глиняные сосуды, орудия труда, ткани и т.д.) — конечные продукты труда. Древние ремесленники занимались изготовлением глиняной посуды, орудий труда и боевого оружия, обработкой металлов и созданием украшений, ткачеством и шитьем одежды и т.д.

Объясните значение слов:

Вельможа — знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек. В Древнем Египте вельможи составляли приближенное к фараону сословие советников и военачальников.

Писец — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике и грамоте письма. Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов, сборщиков налогов и других административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.

Налог — обязательный и безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами власти, в целях обеспечения деятельности государства и органов управления. В Древнем Египте сбором налогов занимались специальные административные работники — писцы.

Орошение — подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы в целях увеличения плодородия почвы.

Шадуф — древнейшая форма колодца-журавля, известного со времён Древнего царства (3460 — 2000 года до н. э.), когда их начали использовать древние египтяне для орошения полей. На одном конце балки — кожаная ёмкость для подъёма воды, на другом — противовес из известняковой глыбы или камней.

Роспись — искусство декорирования красками какой-либо поверхности.

Амулет — предмет, которому приписываются магические силы, и который должен принести счастье или уберечь от потерь.

Внешний вид Осириса и его атрибуты

К сожалению, на сегодняшний день не сохранились изображения Осириса, говорящие о нем в первой половине его жизни, до предательства Сета. Зато полно сохранилось изображений Осириса в облике владыки подземного мира. Практически всегда он предстает обернутым в белую ткань, символизирующую мумификацию.

Осирис — это один из немногих египетских богов, который полностью обладает человекоподобным обликом. Правда цвет его кожи – зеленый, что символизировало либо вещество, которым его обмазали Исида и Анубис, когда воскрешали, либо символизировало его связь с плодородием и Нилом.

Кстати, интересный факт, абсолютно на всех фресках Осирис изображается очень высоким. Даже в сидячем положении он выше многих египетских божеств. Логично предположить, что если бы он стоял прямо на ногах, то был бы намного выше остальных богов.

Что касается нижней половины тела Осириса, то можно с уверенностью сказать, что они полностью обмотаны специальной мумифицирующей тканью. Практически на всех фресках Осирис изображается сидящим на своем подземном троне, а в руках он держит символы своей власти. А на голове его изображается своеобразная белая корона, именуемая атефом, обладающая красными перьями страуса.

Что касается символов Осириса, то у него их было несколько, и каждый символизировал определенную деятельность божества. Изначально, каждый из его символов говорил о том, что именно Осирис является основателем Великого Египетского Царства, а также символизируют его положение в подземном мире.

  1. Хек – магический скипетр (загнутый вверху жезл) – символ его власти в обоих мирах.
  2. Афлагеллум (нехех) – плеть, которая использовалась для сбора ладана.
  3. Корона его – это символ плодородия египетских земель, а также напрямую говорит о том, что именно Осирис был тем, кто научил людей возделывать пшеницу.
  4. Два страусиных пера на короне – символ величайшей власти и высочайшего ранга в пантеоне богов.

Ответы к §11. Искусство Древнего Египта

Объясните значение слов:

Египетские пирамиды — древние каменные сооружения пирамидальной формы, расположенные в Египте. Большая часть пирамид была построена в качестве усыпальниц для фараонов Древнего и Среднего царств. Самой известной и большой пирамидой является пирамида Хеопса, которая входит в число Семи чудес света.

Чудеса света — самые прославленные сооружения архитектуры. Семь чудес света были отобраны еще в античную эпоху. В этом списке — семь самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства.

Сфинкс — зооморфное мифическое существо. В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана. Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства. Одна из самых больших монолитных статуй мира — изваяние сфинкса (Большой сфинкс), который охраняет пирамиды фараонов в Гизе. Египтяне видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. Поэтому считается, что статуя Большого сфинкса выступала стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов.

Обелиск — сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении. Важный элемент архитектуры Древнего Египта, где обелиски были символами Солнца.Колонна — архитектурное сооружение, имеющее вид высокого цилиндра и чаще всего служащее опорой фронтонов или внутренних частей зданий.

§10. Религия древних египтян

Объясните значение слов:

Храм — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. В Египте считалось, что храм является домом какого-либо бога.

Жрец — служитель религиозного культа. В Древнем Египте жрецов почитали как служителей богов.

Статуя — один из основных видов круглой скульптуры, представляющее собой трёхмерное изображение человеческой фигуры или животного.

Саркофаг — разновидность традиционного гроба, использовавшегося для захоронения знати и обычно оставляемый в специальных гробницах. В Древнем Египте саркофаг украшали рисунками и надписями.

Мумия — сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей.

Особенности религиозных верований

Фараону помогала особая социальная группа — жрецы. Они не только помогали осуществлять сакрализацию власти, но и были интеллектуальной элитой. Именно жрецы владели знаниями о природных явлениях и составили календарь из 12 месяцев. Представления о медицине помогли довести до совершенства технологию бальзамирования.

Жрецы были привилегированным сословием и это давало им определенные преимущества. Например, они получали ряд налоговых льгот и освобождались от общественных работ

Некоторые храмы имели очень важное экономическое положение. Между жрецами нередко развивалась борьба за право служить определенному богу

Жречество подразумевало деление на саны. Плата за услуги приносилась трижды в день в виде пожертвований, которые оставлялись богам. Например, у статуи божества оставляли еду и пиво. Чуть позже это забирали служители храма. В их распоряжении также были поля для выращивания зерна.

Встречались и жрицы, но гораздо реже, чем мужчины. Царственные особы могли служить Тоту, Птаху или иным богам, которые участвовали в погребальном культе.

Ключевое понятие религии касалось путешествия в загробный мир. Для этого тело умершего обрабатывали особым образом. Существовало три типа бальзамирования, самый дорогой вариант доступен только фараону. Примерная схема мумификации:

  • тело мылось;
  • извлекался мозг, внутренние органы тоже удалялись и помещались в специальные емкости;
  • в течение месяца тело засаливалось;
  • сушка длилась семьдесят дней.

После смерти каждый умерший попадет на суд Осириса. Там бог на весах разместит душу человека и перо Маат, покровительницы справедливости. Если покойник жил праведно и совершал множество добрых поступков, его ждал рай.

Доклад №2

У древних египтян он был наиболее почитаемым богом. Его считали владыкой загробного мира, и одновременно воплощением идеи вечной жизни. Осириса изображают зеленокожим человеком, имеет бороду, как у фараона. На голове у него оригинальная корона, украшенная двумя большими страусовыми перьями. В руках он держит посох и цеп, а ноги спеленаты, как у мумии.

Согласно мифам, Осирис приходился сыном богам Нут и Геба, а после их смерти вместе с сестрой, которая одновременно являлась и женой ему, управлял Египтом. Именно они научили людей обрабатывать землю, врачевать, строить города и поклоняться богам. Поддерживал их Тот, бог мудрости.

У Осириса был брат Сет, который мечтал отнять у него трон. Он убил его, разрубив на 14 частей, и разбросал их по всему свету. Исида собрала порубленные части тела мужа, и при помощи заклинания ненадолго возродила его. Через время у нее родился сын, бог Гор. Его главным предназначением в жизни было отомстить дяде за смерть отца. А преданность женщины была вознаграждена богами – они оживили Осириса, но сделали его богом подземного мира.

В обязанности Осириса входило вынесение обвинительных и оправдательных приговоров умершим. На весах истины взвешивали поступки и прегрешения усопшего. Если человек много нагрешил, то воскрешение его невозможно. Его сердце будет отдано на съедение чудищу Аммут. Если же жизненный путь представшего перед судом человека не омрачен нехорошими поступками, он будет доставлен на благословенные поля Иару. Где будет находиться в достатке и весело проведет время. Древнеегипетская Книга мертвых рассказывает о правилах подробно. Египтяне были уверены, что человек не умирает, а переходит в другое (новое) состояние. По их мнению, тело покидала лишь жизненная сила.

По всему государству проходили ежегодные празднования, и приносились жертвы богу Осирису. Актеры из года в год разыгрывали спектакли, в которых показывали сначала убийство, затем поиски частей тела, а в конце месть Гора Сету. Воскрешение из мертвых символизировало прорастание семян. Праздник начинался в последний месяц разлива Нила, и продолжался 5 дней.

Поклонялись Богу Осирису и его жене Исиде вплоть до 6 века н.э. на острове Фил. Проживали на острове только жрецы. Но по всему Египту языческие храмы начали разрушать, потому что начался период христианства. До острова христиане добрались в последнюю очередь, и все-таки разрушили храм Осириса.

5 класс

Суд бога Осириса…

Осирис – владыка загробного мира и бог плодородия в древнеегипетской мифологии, судья душ усопших. Сын бога Геба и богини Нут, брат Сэта и Нефтиды. Супруга — Исида. Дети — Гор, Анубис.

Изображали Осириса как человека с зеленой кожей (по некоторым данным с черной) и длинной фараоновской бородкой, его ноги и грудь были обернуты льняными полотнами, подобно мумии, в руках его были атрибуты власти (цеп и посох), на голове он носил высокую корону по бокам с двумя страусиными перьями.

Справедливый Суд

Перед тем как начать получать посмертные дары, усопшему с помощью Осириса надлежало обрести саму возможность посмертного существования. Для чего, оказавшись в загробном мире, он представал перед судом Осириса и 42-х содействовавших ему богов египетских номов (земель), оценивавших всю совокупность прижизненных поступков усопшего с точки зрения их соответствия маат: в соответствии с этим сердце человека (согласно представлению египтян, средоточие человеческих помыслов) помещали на весы, на другой чашке которых ложилось перо, которое символизировало маат.

Чтобы дела усопшего соответствовали маат, среди них не должно было быть осознанного причинения вреда другим людям или пренебрежения точным исполнением религиозных ритуалов, которое тоже могло причинить людям вред, нарушая их нормальные отношения с богами и вызвав их гнев.

В случае если во время взвешивания сердце точно уравновешивало перо, усопшего считали оправданным от подозрений в нарушении маат («правым голосом») после чего он занимал отведенное ему место в царстве Осириса. В том случае если чашка весов с сердцем перевешивала перо, считали, что человеческое сердце свидетельствует против него: во время земной жизни его злые поступки преобладали над добрыми, он не заслуживал посмертного существования, и сердце усопшего пожирало находящееся рядом с весами чудовище Амамат.

Существенно, что после «Суд Осириса» и взвешивания сердца перед лицом Осириса усопший не мог попасть ни в «рай», ни в «ад» по аналогии с представлениями о загробной жизни (см. Загробный мир реален) монотеистических религий. Благая посмертная судьба в царстве Осириса представляла из себя не вечное блаженство и наслаждение близостью к божеству, а продолжение жизни на Земле, включая и работу на владыку загробного мира (подобно работе под властью царя земного) на так называемых «полях тростника».

В связи с чем во II тыс. до н. э. в погребения помещались ушебти (егип. «ответчик»), т. е. небольшие фигурки, которые, отзываясь на призыв усопшего, оживают и исполняют за него назначенную ему работу. А воздаянием за неправедную жизнь были не вечные муки, а лишение человека возможности посмертного существования, его абсолютное уничтожение.

Следует отметить, что политические наставления, которые содержались в «Поучении царю Мерикара», рассчитывались на обеспечение ему не только благополучного правления при жизни, но и служили оправданием на Суде Осириса в воздаяние за исполнение им своего долга перед богами и людьми. Судя по этому, в I Переходный период адаптация ритуала погребения царя к заупокойному ритуалу обычного человека привела к тому, что на какое-то время загробная участь людей воспринималась (в том числе и самими царями!) как абсолютно одинаковая.

В последствии, после нового объединения Египта и стабилизации положения в государстве, царя начали снова считать способным к обретению бессмертия путем вознесения на небо и слияния со своим отцом Ра, в близкой аналогии с представлениями III тыс. до н. э., намеченными в «Текстах пирамид»; несмотря на это, отождествление умершего царя с Осирисом тоже сохранило свое значение.

Таким образом Осирис все также оставался справедливым и честным владыкой, а суд Осириса мог дать надежду каждому египтянину на загробную жизнь, в независимости от происхождения и положения в обществе.

ред. shtorm777.ru

Осирис

Осирис был праправнуком бога Амон Ра. Его отец Геб был правителем земли, а после власть унаследовал Осирис. Он научил людей многим нужным и полезным вещам: обрабатывать землю, лечить болезни, возделывать виноград.

Родной брат Осириса Сет люто завидовал успехам божественного родственника. Однажды Сет убил брата, и, разрезав тело на куски, разбросал их по всей территории Египта. Но любящая жена Исида собрала останки возлюбленного и вызвала к себе проводника из мира мёртвых Анубиса. Из сложенного из кусков тела, он сделал самую первую мумию. Именно поэтому египетского бога Осириса изображают как человека, закутанного в саван. Он олицетворяет возрождение, переход от смерти к жизни и является богом плодородия.

Анубис забрал Осириса в царство мертвых, где тот стал полноправным владыкой.

Популярные темы сообщений

  • Оса (описание, виды, где обитают, чем питаются)

    Оса – это насекомое из отряда перепончатокрылых, которое не имеет точного научного определения. Осы не относятся к пчелам или муравьям.

  • Домохозяйка

    На данный момент на планете существуют тысячи профессий. Такой широкий круг предоставляет человеку свободу выбора своего призвания по – жизни. Но есть занятия, которые остаются незаменимыми для человечества. Именной таковой является

  • Климатические пояса Земли

    Климатический пояс – это такая область планеты, где климат идентичен или держится в каких-то определенных мерках. Климатические пояса располагаются на разных широтах планеты, и климат на каждой зависит от:

  • Польша

    Возникновение польского государства уходит корнями в древние легенды, где повествуется о том, что вождь племени Лех по национальности поляк, как-то раз увидел на дубе гнездо орла. Это событие он воспринял как предзнаменование

  • Творчество Юрия Яковлева

    Яковлев Юрий Яковлевич – советский писатель и киносценарист, создатель собственных книг для детей. Его сын – Эзры Ховкин. Юрий Яковлев появился на свет 22 июня 1922 года в городе Ленинграде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: