Окружающий мир 4 класс краткое содержание

Древняя Греция

Древняя Греция или Эллада — общее название комплекса городов-государств, которые населяли древнегреческие племена: эолийцы, ахейцы, ионийцы и дорийцы.

Это государство, уникальное по своей красоте, истории и культуре, располагалось на Балканском полуострове, на юге Европы. Крупнейшим городом и столицей Греции является город Афины, основанный в VII веке до н. э.

В Древней Греции много внимания уделялось спорту. В большом почёте были спортивные праздники, которые со временем трансформировались в знаменитые на весь мир Олимпийские игры.

Рис. 3. Олимпийские игры в Древней Греции.

Древняя Греция подарила миру множество выдающихся учёных, поэтов и философов. В этот период были заложены основы практически всех известных в настоящее время наук.

Первые люди

История древнего человека берет начало около 2,5 млн лет назад и занимает сотни тысяч лет.

Австралопитеки, которые проживали в первобытную эпоху, внешне походили на обезьян.

Они общались жестами, имели обильный волосяной покров на теле и иное строение черепной коробки.

Однако уже не принадлежали к приматам благодаря некоторым особенностям:

  1. Передвижение на двух, а не на четырех ногах. Важным отличием древних людей от животных явилось прямохождение.
  2. Освободив руки, люди получили возможность выполнять нужную в повседневной жизни работу. Манипуляции отличались простотой: сбор ягод, стук палкой, рытье ям.
  3. Размер мозга стал больше, чем у обезьян. Он рос по мере совершенствования интеллекта. Лоб был узким и покатым.
  4. Крупные коренные зубы служили для перетирания корней и плодов.
  5. Низкий рост — около 1,2 м. Телосложение самцов было крепким, самок — хрупким.

Первые люди выражали эмоции посредством кратких звуков. Их ранние виды мигрировали с африканского континента почти 1,9 млн лет назад, как только окончательно стали прямоходящими и изобрели первые орудия труда. На Кавказ первые люди пришли 1,7 млн лет назад, а в Западную Европу — на полмиллиона лет позже.

Предки современных людей («homo sapiens» — человек разумный) появились на юго-востоке Африки около 200 тысяч лет назад. Выявлено, что «праматерь рода» Ева проживала в Африке 120−150 тыс. лет назад. Это соответствует возрасту Идалту — одного из древнейших представителей людей современного рода, останки которого обнаружили в Эфиопии. Расселение нового вида началось около 80−100 тыс. лет назад.

Древняя Греция

Древняя Греция или Эллада — общее название комплекса городов-государств, которые населяли древнегреческие племена: эолийцы, ахейцы, ионийцы и дорийцы.

Это государство, уникальное по своей красоте, истории и культуре, располагалось на Балканском полуострове, на юге Европы. Крупнейшим городом и столицей Греции является город Афины, основанный в VII веке до н. э.

В Древней Греции много внимания уделялось спорту. В большом почёте были спортивные праздники, которые со временем трансформировались в знаменитые на весь мир Олимпийские игры.

Рис. 3. Олимпийские игры в Древней Греции.

Древняя Греция подарила миру множество выдающихся учёных, поэтов и философов. В этот период были заложены основы практически всех известных в настоящее время наук.

На тему «Мир древности: далёкий и близкий» можно подготовить доклад на урок по окружающему миру в 4 классе, кратко рассказать о культуре древних государств.

Древний Рим

Древний Рим — одна из могущественных цивилизаций Древнего мира. Античное государство получило название по главному городу (Roma — Рим), который, в свою очередь, был назван в честь своего легендарного основателя — Ромула.

Рис. 2. Столица Италии — Рим.

Древний Рим располагался на территории современной Италии. Это было очень могущественное государство, которому удалось покорить себе немало соседних поселений.

Римляне очень любили развлечения, среди которых особой популярностью пользовались театры, спортивные состязания и гладиаторские бои — сражения профессиональных бойцов друг с другом или с дикими животными.

Сложности и угрозы

Жизнь первобытных людей была полна опасности. Большинство из них не доживали даже до 20 лет, погибая в лапах хищника, умирая от болезней и голода. Предкам приходилось все делать самим в силу отсутствия механических помощников и инструментов, которые помогли бы облегчить жизнь.

Особую угрозу представляла охота на хищников и крупных животных — слонов, бизонов, мамонтов. Обычно использовался загонный способ, когда животных подталкивали копьями к ловушке, где убивали. Раненые гиганты могли нанести смертельные травмы охотникам, которым нужно было быть крайне осторожными. Опыт приходил со временем. Охота была необходимостью для выживания племени.

На протяжении всего доисторического периода одним из злейших врагов людей был леопард. Крупный и грациозный хищник приспособился к охоте на приматов. Он часами мог сидеть в засаде на дереве, быстро нападать и легко передвигаться с тяжелой ношей.

Подтверждением тому, что леопарды охотились на представителей древнего человеческого рода, явился череп, найденный в южной части Африки. Палеонтологи выявили, что отверстия в нем принадлежат зубам доисторического леопарда, обитавшего в тех местах. Специфика повреждений позволила установить, что зверь вцепился в голову древнего человека и какое-то время его тащил. Аналогичную опасность представляли пумы, саблезубые тигры, пещерные львы, предки ягуаров.

Смерть несли и гигантские птицы, о чем свидетельствуют найденные останки древних людей. Характер повреждений костной ткани дает основания сделать вывод, что они стали жертвами предка современного венценосного орла.

Предпосылки прогресса

Жизнь каждого первобытного человека напрямую зависела от порядка общины, в которой он состоял. Только коллективный труд и умение передавать опыт следующим поколениям позволили человеческому роду выжить и расселиться по Земле. Основными занятиями древних служили охота, рыболовство и собирательство.

В дальнейшем люди научились приручать диких животных и выращивать растения, таким образом перейдя от присваивающего хозяйства к производящему. На это уходило больше времени и сил, однако достигнутые результаты позволили осесть на одном месте. Этот шаг сыграл большую роль в развитии цивилизации и эволюции первобытного общества.

Коррективы внесли и климатические изменения. Например, изобретение иглы связывают с наступлением ледникового периода. Неандертальцы, проживавшие в тот период на территории современной Европы, спасались от низких температур, кутаясь в шкуры животных. У одного из неандертальцев появилась идея соединить полотна посредством жил, проделав дыры в шкуре.

Решебнику Плешакова доверяют учителя

Преподаватели России активно пользуются в своей работе такими пособиями. Ведь они составлены четко в соответствии с учебной программой, помогают детям лучше усвоить предмет и получить хорошие оценки. Готовые домашние задания – отличная помощь в изучении предмета Окружающий мир 4 класс, Учебник Плешаков серия Школа России издательство Просвещение – это грамотное пособие. С его помощью дети смогут ответить на все вопросы учителя, написать ответы по домашним заданиям, успешно справиться со сложными проектами.

Книга ГДЗ доступна в онлайн-режиме. Для удобства пользователей все темы сгруппированы, страницы пронумерованы, поэтому их легко найти, чтобы начать изучать нужную тему и решить задачу. С помощью решебника дети могут подготовиться к самостоятельному решению задач. Пособие поможет повторить пройденный материал, написать практическую работу и проверить правильность ответов. На основе анализа допущенных ошибок ребята научатся правильно отвечать на вопросы.

Окружающий мир в 4 классе: конспекты уроков, внеклассные мероприятия, разработки

Содержится в разделах:

Тест по окружающему миру за первое полугодие. 4 класс Тест по окружающему миру за первое полугодие. 4 класс I вариант 1. Кровь приводит в движение • Мозг • Сердце • Легкие 2. К органам выделительной системы относятся • Почки • Лёгкие • Сердце 3. Опорно-двигательную систему организма составляют • Кости и мышцы • Нервы и кровеносные.

Древний мир — период в истории человечества, который последовал после доисторического периода и продолжался вплоть до Средневековья. Он продолжался несколько тысячелетий, оставив после себя большое культурное наследие. В эту эпоху существовали такие сильные и могущественные государства, как Древний Египет, Древний Рим и Древняя Греция.

Популярные темы сообщений

  • Северный олень

    Самым красивым животным Севера с давних времен считается именно олень. Он встречается в этой холодной местности в Гренландии, Сибири, Скандинавии и даже в Северной тундре. Этот заслуженный житель Крайнего севера не страшится сильных морозов.

  • Труженики Кубани

    убань – хлебный край! Край виноградников, фруктовых садов, кукурузы, риса и многих других озимых. В этом жарком краю когда-то давно людям пришлось приложить титанические усилия для того чтобы не пересохли реки,

  • Морской леопард

    Морской леопард является представителем вида истинных тюленей, которые обитают в субантарктических регионах Южного океана. Морские леопарды очень грозные и опасные хищники среди других обитателей океана. Назвали такого хищника леопардом

  • География

  • Живые клетки

    Все мы живые существа, будь то человек, насекомое, растение, и все мы, состоим из многочисленных «кирпичиков» под названием клетка. Наше тело состоит из миллиардов мелких частиц, где каждая клетка это маленький, активно функционирующий живой

Природные зоны России

Белый медведь среди снегов Арктики

На территории России располагается множество природных зон. На самом севере находятся арктические пустыни. Они занимают только территории некоторых российских островов – остров Врангеля, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и т. п. Поверхность арктических пустынь покрыта льдами и снегом, из растительности там только изредка встречаются лишайники. Обитающие в Арктике животные – это моржи, белые медведи, тюлени.

Пейзаж тундры

Чуть южнее расположена тундра. Она занимает побережье Северного ледовитого океана. Растительность очень бедная, однако помимо лишайников здесь растут кустарники, травы, карликовые березы. Тундра является домом для таких животных, как олень и песец.

Лесотундра

Следующая природная зона – это лесотундра, отличающаяся от тундры тем, что в ней произрастают деревья – лиственница и ель. Постепенно лесотундра переходит в тайгу.

Леса тайги

Тайга – это самая большая по площади природная зона России, занимающая 60% ее территории. Вся эта территория занята хвойными и сосновыми лесами, а также болотами. Здесь можно встретить бурого медведя, лося, белку и других пушных зверей. Благодаря тайге Россия обладает крупнейшими запасами хвойного дерева на планете.

Смешанные леса

Южнее тайги располагаются смешанные и широколиственные леса. Они расположены на границе с Китаем и Казахстаном, а также занимают значительную часть европейской части страны. В частности, Москва и Петербург находятся именно в этой природной зоне. Здесь растут ели, березы, сосны, липы, дубы, осины, ясени, клёны. Почва в этой зоне благоприятна для земледелия. В лесах можно встретить волков и лисиц, а на Дальнем Востоке – даже амурского тигра.

Лесостепь

Ещё южнее находится зона лесостепи, которая постепенно переходит в зону степи. Почва здесь очень плодородна, а в растительности преобладают травы и кустарники, в том числе ковыль, полынь, типчак. Леса растут преимущественно вблизи рек. Значительная часть степей распахана человеком и засеяна зерновыми культурами.

Пустыни и полупустыни

Есть в России ещё две природные зоны. Пустыни встречаются на берегу Каспийского моря и на западе Алтая. Полупустыни находятся на черноморском побережье страны.

Колыбель человечества

История человечества поделена на несколько эпох. Чем дальше временной период, тем меньше сведений о том, как жили в нем предки. Самой длинной в истории считается ранняя первобытная эпоха. За ней следует история Древнего мира, затем — Средние века, Новое и Новейшее время.

Время стирает следы. Сохранилось мало путей, по которым люди могут получить представление о жизни в прошлом. Ученым в этом помогает наука археология, которая изучает историю общества по материальным свидетельствам жизни и деятельности людей. Археологические раскопки дают возможность обнаружить места стоянок первобытных людей и отыскать материальные следы их пребывания:

  • кости и черепа;
  • предметы быта;
  • украшения;
  • наскальные рисунки;
  • ритуальные атрибуты.

Большое значение для науки имело археологическое открытие, сделанное в 1924 г. в пустыне Калахари (Южная Африка). Ученые обнаружили останки австралопитека — предка современного человека.

Программа по предмету Окружающий мир 4 класс

Программа четвертого класса по предмету очень обширная. Решебник включает в себя много разнообразных тематик:

  1. Основы астрономических знаний: Солнечная система и звезды.
  2. География и природа России, изучение родного края.
  3. Биология. Растениеводство и животноводство.
  4. История, начиная с Древнего мира до современности.
  5. Основы обществоведения: Конституция России, гражданское общество, символика и государственные праздники страны, знакомство с разными регионами Родины.

Наиболее сложные для решения вопросы – это, как правило, задания по астрономии, географии, а также выполнение проекта. Например, в ГДЗ понятно рассказано, как сделать практическое задание с глобусом и лампой, которая исполняет роль Солнца. Пособие дает подробный алгоритм описания полезных ископаемых с примером. В книге есть исследовательские и творческие проекты, на примере которых школьники смогут создать свою собственную работу.

Вариант №2

Планета, на которой мы живём, является поистине уникальной и отличается от других планет не только Солнечной системы, но и всего изученного космического пространства. Только здесь учёным удалось обнаружить атмосферу, которая защищает жителей от воздействия опасных солнечных излучений. Земля занимает пятое место по размерам в Солнечной системе из семи. Только на нашей планете есть жизнь.

Земля имеет форму неидеального шара, из-за вращения вокруг своей оси она сдавлена у полюсов и расширена на экваторе. Около 70% Земли покрыто водой, это один из самых ценных ресурсов, благодаря которым живые существа обитают на планете. Кстати вокруг своей оси (воображаемая линия, проведенная через точки полюсов насквозь планеты) Земля делает полный оборот за сутки, так происходит смена дня и ночи. А вот времена года зависят от оборота планеты вокруг Солнца по специальной траектории — орбите. Этот оборот длится целый год, тоесть 365 дней. Орбита Земли находится на идеальном для поддержания жизни расстоянии. Не слишком близко, иначе атмосфера бы просто “прожглась” и все растения, дающие кислород, сгорели бы. Но и не слишком далеко, тогда вся вода на планете замёрзла бы и всё живое не могло бы существовать.

Внутри Земли находится твёрдое ядро, по размеру чуть меньше Луны — единственного спутника нашей планеты. Вокруг ядра находится раскалённая полужидкая мантия. Иногда земная кора как бы плывёт по мантии, люди могут ощущать это в виде землетрясений. Кстати Луна по предположениям учёных была образована из остатков гигантского объекта, который когда-то врезался в Землю и разлетелся на кусочки.

Современные учёные изучили уже большое количество космического пространства, но пока не обнаружили живых существ ни на одной планете. Существуют предположения, что жизнь есть на некоторых спутниках планет Солнечной системы. Также жизнь, возможно, существовала раньше на Марсе, который является ближайшей планетой от Земли. Виды Земли из космоса действительно поражают, но пока большая часть вселенной остаётся неизученной и загадочной.

Для 2 класса, 3 класс окружающий мир, 4, 5 по географии. 6 класс

Древний Рим

Древний Рим — одна из могущественных цивилизаций Древнего мира. Античное государство получило название по главному городу (Roma — Рим), который, в свою очередь, был назван в честь своего легендарного основателя — Ромула.

Рис. 2. Столица Италии — Рим.

Древний Рим располагался на территории современной Италии. Это было очень могущественное государство, которому удалось покорить себе немало соседних поселений.

Римляне очень любили развлечения, среди которых особой популярностью пользовались театры, спортивные состязания и гладиаторские бои — сражения профессиональных бойцов друг с другом или с дикими животными.

Загрязнение Мирового океана

Загрязнение Мирового океана наносит огромный вред всем живым существам на Земле

В прошлом сброс мусора и прочих отходов в океан казался человечеству чем-то нормальным и естественным, но эти времена, к счастью, давно прошли. Тем не менее, в него до сих пор попадает огромное количество вредных и токсичных отходов, которые наносят огромный ущерб экосистеме. Особенно большой “вклад” в загрязнение Мирового океана делают бедные страны Африки и Азии, в которых до сих пор практикуется “утилизация” отходов путём их сброса в водоёмы. Взглянув на окружающий мир глазами эколога, можно с содроганием обнаружить, что эти страны загрязняют Мировой океан больше, чем развитые государства, во много десятков раз!

А в Тихом океане уже образовался гигантский остров из мусора, который в определённую точку сносят течения. Его называют Большим тихоокеанским мусорным пятном, и по размеру оно сравнимо с континентом! Его площадь достигает, по некоторым оценкам, 1,5 млн км², что почти в 5 раз больше площади всей Германии. Аналогичные мусорные пятна есть также в Индийском и Атлантическом океанах. 

Пластиковая проблема

Главную проблему в загрязнении вод Мирового океана составляет пластик. Под воздействием солнечных лучей он постепенно распадается на микроскопические частицы, из-за чего его часто поедают рыбы, путая с планктоном. Этих рыб затем поедают и птицы, и морские млекопитающие, и мы, люди. Таким образом, пластик включается в пищевую цепочку и приводит к проблемам со здоровьем не только у рыб, но и у всех остальных живых существ, которые их едят. Пластик токсичен, и содержащие в нём ядовитые вещества опасны. Увы, попытки экологов защитить окружающий мир пока не слишком помогают. Около 80% всех отходов попадает в Мировой океан с суши, остальные 20% – с различных океанских и морских судов. Существуют различные проекты по очистке вод Мирового океана, но они недостаточно эффективны.

Для чего нужна историческая карта

Каждый образованный человек должен не только знать, когда, но и где произошел важный исторический инцидент. В этом случае на помощь приходит историческая карта – важный документ, на котором специальными символами отмечаются знаковые события.

К примеру, границы между государствами принято обводить специальной пунктирной линией, а территории самих государств – окрашивать в различные цвета.

Рис. 3. Историческая карта.

Существует также множество других специальных обозначений, разобравшись в которых, можно без труда извлекать полезную информацию с исторического источника.

Обозначение дат исторических событий

Благодаря двум наукам – истории и археологии – люди получили возможность узнавать о своем прошлом.

История – это наука, изучающая человека и все, что с ним связано, в прошлом. Археология – это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

Рис. 1. История и археология.

О событиях, которые произошли относительно недавно, мы упоминаем привычные нам слова: день, месяц, год. Всем известно, какой отрезок времени они отображают.

Но как быть с событиями, которые произошли много лет назад? В этом случае необходимо использовать такие термины как:

  • Век или столетие – сто лет.
  • Тысячелетие – одна тысяча лет или десять веков.

В исторических документах годы принято обозначать при помощи арабских цифр, а столетия – используя римские цифры. Так выглядит соответствие арабской и римской нумерации:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

I II III IV V VI VII VIII IX X

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX

Особенности летоисчисления

Летоисчисление – это счет прошедших лет. У разных народов он традиционно велся от разной даты:

  • Древние египтяне вели счет в соответствии с годами правления фараонов. Каждый раз со смертью правителя и восхождением на престол нового фараона летоисчисление начиналось заново.
  • Древние римляне воспринимали историю своего народа со дня основания города Рима.

В настоящее время в России, как и в большинстве других стран, летоисчисление ведется от Рождества Христова. В его основе лежит год, который, как считают христиане, является датой появления на свет Иисуса Христа – основоположника христианской веры.

В России исчисление лет от Рождества Христова ввел царь Петр Первый, и это важное событие произошло около трех столетий назад

Рис. 2. Летоисчисление от Рождества Христова.

При таком летоисчислении все события, происшедшие позднее предполагаемой даты рождения Иисуса, относятся к нашей эре. Если же они были свершены раньше, то принято говорить, что то или иное событие произошло до нашей эры.

Как правильно пользоваться ГДЗ

ГДЗ созданы не для простого списывания домашних заданий. Решебник разработан с целью, чтобы ребята на примерах увидели, как правильно отвечать на вопросы. Поэтому пособие пригодится всем детям: и тем, кто обычно решает задачи на «отлично», и тем более тем, кто немного отстает в освоении учебной программы. Естественно, что родители могут оказать в этом помощь, и тут придет на помощь книга с готовыми домашними работами. Решебник по Окружающему миру устроен очень удобно. В нем есть:

  • Обсуждения интересных тем.
  • Задания для домашней работы.
  • Примеры проектов и практические работы.
  • Работа с исторической картой и схемами.
  • Вопросы и ответы для проверки.

Перед выполнением домашнего задания нужно внимательно изучить заданный учителем параграф по теме. И только затем приступать к решению практических вопросов. Для работы над серьезным проектом ребенку понадобится подсказка родителей, и здесь ГДЗ придут на помощь. Рекомендуется вначале посмотреть пример, а затем выполнить индивидуальный проект с параметрами, которые заданы учителем на уроке.

Древний Египет

Одним из самых древних государств на нашей планете был Древний Египет, история которого насчитывает около 40 веков. Оно возникло на северо-востоке Африки, вдоль нижнего течения реки Нил.

Основные поселения Древнего Египта располагались на берегах реки, которая во время разлива хорошо увлажняла близлежащие земли и удобряла их речным илом. Такая почва приносила хорошие урожаи, и на полях круглый год работали крестьяне, чтобы обеспечивать продовольствием крупные города.

Правителем Древнего Египта был фараон, которого почитали как божество. Править большой страной ему помогали самые образованные люди того времени: жрецы, чиновники, писцы. Подавляющее большинство Древнего Египта было безграмотным.

Культурным наследием Древнего Египта являются пирамиды — единственное чудо света, сохранившееся до наших дней. Пирамиды, высота которых превышала 100 метров, служили усыпальницами для фараонов. Над строительством одной пирамиды тысячи людей трудились много лет. В качестве стражника выступала гигантская статуя сфинкса — фантастического существа с телом льва и головой человека.

Рис. 1. Пирамиды в Египте.

Египтяне верили, что всем на земле заправляют боги, многие из которых совмещали в себе черты человека и животных. Например, главный бог — бог солнца Ра — изображался человеком с головой птицы, а бог воды Себек имел вид человека с головой крокодила.

Кратко о доисторических временах

О том, как жили первобытные люди, можно судить по находкам археологов в местах древних стоянок. Обнаруженные останки и предметы быта позволили сделать вывод об устройстве общества, которое много кочевало и жило небольшими стойбищами. Древнейшие люди отличались от современных. Они ходили на двух ногах, но внешне были похожи на обезьяну. Общались между собой с помощью звуков, которые предупреждали об угрозе, показывали радость или огорчение.

Большую часть времени люди посвящали поиску пропитания. Мужчины охотились на крупных зверей. В целях защиты от хищников и вражеских племен они мастерили копья, боевые дубинки, точили каменные ножи.

Научившись добывать огонь, люди стали питаться более качественно, в любое время дня могли осветить пещеру, отпугнуть хищников. Изобретение посуды из глины послужило началом варки еды. Ложками были раковины, а вилками — палочки. Для первобытного общества характерны:

  • отсутствие неравенства;
  • коллективный труд;
  • общая собственность;
  • примитивные орудия труда;
  • справедливое распределение.

Жизнь древних людей была опасна и нелегка. Однако они находили время на то, чтобы рассказать потомкам истории из своей жизни. Благодаря наскальным изображениям, для которых характерна простота форм и расцветок, современные люди получили возможность глубже понять мысли и надежды людей прошлого. Талантливо изображая эпизоды охоты, ритуальных приношений, рисуя своих богов, они отразили действительность такой, какиой видели, и внесли тем самым первый вклад в развитие мировой культуры. Конец первобытной эпохи наступил с развитием классовых обществ и государств.

Древний Египет

Одним из самых древних государств на нашей планете был Древний Египет, история которого насчитывает около 40 веков. Оно возникло на северо-востоке Африки, вдоль нижнего течения реки Нил.

Основные поселения Древнего Египта располагались на берегах реки, которая во время разлива хорошо увлажняла близлежащие земли и удобряла их речным илом. Такая почва приносила хорошие урожаи, и на полях круглый год работали крестьяне, чтобы обеспечивать продовольствием крупные города.

Культурным наследием Древнего Египта являются пирамиды — единственное чудо света, сохранившееся до наших дней. Пирамиды, высота которых превышала 100 метров, служили усыпальницами для фараонов. Над строительством одной пирамиды тысячи людей трудились много лет. В качестве стражника выступала гигантская статуя сфинкса — фантастического существа с телом льва и головой человека.

Рис. 1. Пирамиды в Египте.

Египтяне верили, что всем на земле заправляют боги, многие из которых совмещали в себе черты человека и животных. Например, главный бог — бог солнца Ра — изображался человеком с головой птицы, а бог воды Себек имел вид человека с головой крокодила.

Мир в первобытную эпоху

Выжить в древнюю эру в одиночку среди дикой и враждебной природы было практически невозможно. Люди сбивались в небольшие группы и совершали переходы с места на место в поисках пропитания. В условиях благоприятного климата они не нуждались в теплой одежде. Однако научились строить примитивные жилища или селились в пещерах, где спасались от солнца, осадков и хищников.

Первые орудия хомо сапиенс — сильные руки, заостренные камни, сучья деревьев, палки. В дальнейшем они освоили изготовление орудий из рогов, костей, заострять камни. Приспособления помогали разделывать зверей, разрезать их шкуры. Большое количество времени предки уделяли добыче пропитания. Они ловили рыбу, которая в изобилии обитала на мелководье, собирали ягоды, грибы. Постепенно между общинами распространялся товарный обмен.

Прогресс в развитии человечества наступил, когда пещерные люди научились добывать огонь. Его появление обеспечило тепло, защиту от зверей, освещал в темное время суток, позволял улучшать качество пищи. Огонь добывали, используя сухую дощечку, в которой проделывали ямку. В ней крутили палочку до появления дыма (а за ним и огня) в сухой листве возле ямки. Пламя поддерживали и берегли, оно служило источником комфорта, часто спасало жизни.

В стремлении передать знания потомкам и отобразить мир вокруг предки начали осваивать наскальную живопись. Первый раз люди Нового времени столкнулись с древним творчеством в Испании в 1879 г. Пещера Альтамира была обнаружена археологом-любителем случайно. Ее своды украшены множеством рисунков, которые подлежали изучению. Исследования подтвердили догадку о том, что изображения сделаны людьми, жившими в пещере многими тысячелетиями ранее.

Впоследствии пещеры с изображениями древних художников обнаружили в разных уголках планеты. Благодаря существованию этих иллюстраций специалисты обрели источник, помогающий сформировать представление о предках. Удалось выяснить, что условия жизни в районе пустыни Сахара в древности подходили для комфортной жизни. Это дало возможность определить приблизительный период опустынивания и появления новых видов животных (верблюдов, пресмыкающихся).

Рисунки древних дают возможность узнать о видах охоты, проводимых ритуальных обрядах. Каждая из пещер по-своему уникальна. Например, в регионе Патагония (Аргентина) находится «пещера рук». На ее стенах изображено множество красочных отпечатков ладоней. Такое напоминание о себе оставили древние люди.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: