Исследование индивидуальных отличий в теории черт

Теория черт личности г олпорта кратко

О чём ещё нужно знать или основные признаки «черты»

Когда ты рассматриваешь теорию черт, основной упор делается на конкретного человека, а не на обстоятельства, которые на него повлияли

Исходя из этого очень важно понимать, а что же такое «черта», какие у неё есть основные признаки


Giphy

  • Черта – это не состояние. Это скорее реакция на поведение и ожидание от этого поведения. («Я дружелюбный» – обозначает устойчивую реакцию человека на поведение другого)
  • Имеет количественное измерение

(Можно быть наименее и наиболее дружелюбным)

  • Черта объединяет формальные и неформальные теории личности
  • У черты есть иерархия, от одной общей может быть несколько других.

Основные черты личности

Давай посмотрим, какие часто встречающие черты личности могут быть, и что они обозначают:

Доброжелательность

Это относится к доброму, отзывчивому, располагающему характеру.

Честность

Ты можешь быть склонна к искренности, справедливости, у тебя нет желания управлять другими людьми. Хочешь, чтобы всё было «по правилам».


Фото автора Karolina Grabowska: Pexels

Перфекционизм

Вера в «идеальность». Ты можешь считать, что всё нужно делать на 100%, и желательно самой. За этой чертой характера также кроется чувство неполноценности. «Меня можно любить, только если всё идеально». «Со мной всё в порядке, если я всё сделала хорошо».

Алекситимия

Если ты не можешь выражать эмоции, то это называется именно так. Это черта личности может быть связана с жестоким обращением в детстве или сложной жизненным опытом, который оставил след в развитии личности. В этом случае может помочь работа со специалистом.

Импульсивность

Если ты рискованная и любишь принимать решения быстро, то это про тебя. Возможно тебе знакомо: «жить здесь и сейчас». Иногда решения, которые ты принимаешь, могут быть опасными, поэтому замечая в себе эту черту характера, необходимо обдумывать свои решения и брать ответственность за их последствия.

Растормаживание

В этом случае невозможно сдерживать своё поведение. Последствия могут быть, например, ожирение, чрезмерное переедание, злоупотребление психоактивными веществами.

Одержимость


Фото автора Liza Summer: Pexels

У тебя может быть озабоченность какой-то одной идеей или мыслью. Возникает непреодолимое желание исполнить что-то конкретное, несмотря ни на что. Это может вызывать у тебя состояние тревожности, а в последствии и нервного истощения.

Определённо, есть и другие черты личности, но давай перейдём к ещё одной интересной части в этой теме.

Черты личности устойчивы и почти не меняются в процессе жизни. То, что уже заложено в ребёнке и можно наблюдать в детстве, почти всегда можно увидеть и во взрослом возрасте.

Пропий и его конфигурация в личности

Личность была концептуализирована очень по-разному в зависимости от автора, теоретического течения и подхода к нему. В случае с Оллпортом этот важный психолог считает, что личность — это динамическая организация психофизиологических систем, определяющих образ мышления и действующую характеристику субъекта. С помощью этих элементов Allport создает теоретическую систему, ориентированную на объяснение стиля поведения людей.

Однако личность нуждается в структурирующем элементе, в котором структурированы различные характеристики личности. Эта ось — то, что автор называет propiumэто самовосприятие дифференцированной сущности. Речь идет о восприятии субъекта себя как объединенного различными характеристиками, переживаниями и желаниями, являющегося самовосприятием быть дифференцированным существом.

В теории личности Олпорта, считается, что это восприятие самой сущности формируется различными факторами , Элементы, которые составляют этот скелет психической жизни, которые приобретаются в течение психического созревания, следующие.

1. Я капрал

Эта часть пропия в основном опыт телесных и перцептивных ощущений , что позволяет опыт с внешней средой. Это компонент сознания о частях тела и о том, как он себя чувствует, когда вступает в контакт с внешними раздражителями.

2. Идентичность

Речь идет о том, что мы являемся «чем-то» непрерывно, то есть переживаем разные переживания на протяжении всей жизни. Это может быть понято как основа нашей собственной истории жизни, то, как мы интерпретируем наше путешествие, и, исходя из этого, выводы, которые мы делаем о себе.

3. Самоуважение

Восприятие, что мы не пассивные сущности, но что мы изменяем наш опыт и нашу жизнь с помощью нашей работы, является очень важной частью при интеграции личности. Мы видим себя ценными существами

Связанная статья: «10 ключей для повышения вашей самооценки за 30 дней»

4. Самооценка

Это сравнительный элемент, который учитывает, с одной стороны, саму производительность, а с другой — реакцию среды перед ней. Другими словами, это то, что другие думают о себе.

5. Расширение себя

Эта часть самости относится к восприятию того, что у человека есть конкретные интересы, и это важные для нас элементы. Эти цели и задачи образуют вектор действий, который направляет поведение.

6. Рациональность

Самовосприятие способности находить адаптивные решения различных проблем и требований, которые может обеспечить окружающая среда. Это тесно связано с уверенностью в себе.

7. Интенциональность

Самый сложный элемент пропия, создание преднамеренного «я», предполагает самоосознание существа со своими собственными целями и задачами, способность мотивировать себя и стремиться достичь

Типы черт

Изучение теории черт продолжили ученики Олпорта. Одним из них был Г. Айзенк. Он считал, что все черты личности объединены в единую структуру, а также они имеют иерархию. Учёный выделил несколько типов черт. Давай их рассмотрим:

5 главных черт личности

Интроверсия

Интроверты, по мнению Айзенка, считаются более возбудимыми. Из-за этого они могут избегать различных социальных ситуаций, в которых могут быть неожиданные для них последствия.

Экстраверты, наоборот склонны искать ситуации, где смогли бы сильнее возбудиться.

Нейротизм

Люди, склонные к нейротизму, гораздо острее могут реагировать на раздражающие факторы.

Стабильность

У людей, обладающих стабильными чертами, реакция на раздражающие факторы будет более стабильной и устойчивой.

Психотизм

Высокий уровень психотизма, в крайних случаях, может привести к девиантному поведению.

Айзенк разработал собственную методику исследования по этим типам черт. Называлась она «Личностный опросник Айзенка». Эта методика помогла в развитии криминологии и психопатологии.

Олпорт встречает Фрейда

Оллпорт рассказал историю своего визита к Фрейду в своем автобиографическом эссе Образец и Рост в Личности. Чтобы сломать лед, когда он встретил Фрейда, Олпорт рассказал, как он встретил ребенка в поезде в Вене, который боялся испачкаться. Мальчик отказался сидеть рядом с кем-то грязным, несмотря на обнадеживающие слова его матери. Оллпорт предположил, что, возможно, ребенок узнал эту фобию от своей матери, очень чистой и, по-видимому, довольно доминирующей женщины. После изучения Алпорта в течение минуты Фрейд спросил: «И этот маленький мальчик был ты?»

Олпорт испытал попытку Фрейда свести эту небольшую часть наблюдаемого взаимодействия к бессознательному эпизоду его собственного детства. И это послужило напоминанием о том, что психоанализ имеет тенденцию углублять как прошлое, так и бессознательное, игнорируя при этом предполагаемые наиболее важные, сознательные и непосредственные аспекты опыта..

Хотя Оллпорт никогда не отрицал, что бессознательные и исторические переменные могут играть важную роль в качестве мотиваторов определенного поведения, его работа всегда будет подчеркивать сознательные мотивы и связанные с текущим контекстом.

Теория типов личности Ганса Айзенка

Теория Айзенка утверждает, что черты личности могут быть расположены иерархически. Согласно его схеме, существуют определенные суперчерты или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают сильное влияние на личность. Каждый из этих суперчерт он, в свою очередь, рассматривает как состоящий из ряда составных черт. Эти составные черты были либо более поверхностным отображением основного типа, либо более специфичными для этого типа. Наконец, черты характера состоят из привычных реакций, вытекающих из некоторых специфических реакций. Например, рассмотрим человека, который, по наблюдениям, реагирует определенным образом: улыбается и протягивает руку, когда видит другого человека. Если мы обнаружим, что он делает это каждый раз, когда встречает кого-то, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией на приветствие другого человека. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями — такими, как склонность общаться с другими людьми, посещать вечеринки и т.д. Из этой группы привычных реакций вытекает черта общительности, которая обычно ассоциируется с предрасположенностью к активным, живым и уверенным реакциям. Вместе эти черты образуют суперчерту или тип, который Айзенк называет экстраверсией.

Рассматривая иерархическую модель личности Айзенка, обратите внимание, что здесь слово «тип» подразумевает нормальное распределение значений параметров на континууме. Например, экстраверсия представляет собой диапазон с верхней и нижней границами, в который попадают люди в зависимости от выраженности этого признака

Таким образом, экстраверсия — это не дискретный количественный показатель, а скорее континуум. Именно поэтому Айзенк использует в данном случае термин «тип».

Для сбора данных о людях Айзенк использовал различные методы: самонаблюдение, экспертные оценки, анализ биографических данных, физических и физиологических параметров, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личности. В своих ранних исследованиях Айзенк выделил два основных типа, которые он назвал интроверсия-экстраверсия и нейротизм-стабильность. Эти два измерения личности ортогональны, что означает, что они статистически независимы друг от друга. Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой сочетание высокого или низкого балла в области одного типа вместе с высоким или низким баллом в области другого типа. Таким образом, каждому типу присваиваются черты, названия которых напоминают описания черт личности.

Рассматривая характер этих четырех групп, следует отметить два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и, таким образом, обеспечивают широкий диапазон индивидуальных различий. Во-вторых, описания характеристик, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей, как правило, находятся посередине — в обоих диапазонах типов, и поэтому получают меньше экстремальных черт.

Allport исследование личностных качеств

Теория личностных черт Оллпорта не основана непосредственно на эмпирических исследованиях, и это его самая большая ахиллесова пята. На самом деле он опубликовал очень мало исследований в поддержку своей теории. Тем не менее, в своей первой публикации вместе со своим братом, социальным психологом Флойдом Олпортом, он обследовал 55 студентов университетов-мужчин на основе их основных особенностей. После расследования они пришли к выводу, что признаки были измеримы у большинства людей. Основной целью этого теста была разработка шкалы измерения личности.

Еще одна любопытная инициатива Гордона Оллпорта была проанализировать серию писем от женщины по имени Дженни Гоув Мастерсон. 301 письмо, которое Дженни написала в течение последних одиннадцати лет своей жизни супружеской паре, было получено Оллпортом и проанализировано. 36 человек попросили охарактеризовать Дженни по признакам, которые они смогли идентифицировать.

Для вашего обучения, Оллпорт пришел к выводу, что черты не существуют независимо. Кроме того, в данный момент поведение, которое мотивирует две определенные черты, может вступить в конфликт, так что иерархия будет навязывать одно другому.

В то время как некоторые теоретики согласны, что люди могут быть описаны их чертами личности, все еще ведутся споры о количестве основных черт, составляющих человеческую личность. Например, Рэймонд Кэттелл уменьшил количество наблюдаемых признаков с 4000 до 171 и позже до 16, объединив некоторые характеристики и исключив наиболее характерные или трудно определяемые признаки. Британский психолог Ганс Айзенк, напротив, разработал модель личности, основанную только на трех.

однако, Исследование Allport рассматривается наряду с его теорией личностных качеств, новаторскими работами в области личности. Он опирался на статистические данные или цели, а не на свой личный опыт. Существуют также определенные критические замечания в отношении теории личностных качеств Allport, такие как, например, то, что она не касается статуса человека или того, как он может вести себя временно..

Персеверативная функциональная автономия

Данный уровень характерен и для людей и для животных, а его основой являются простые неврологические принципы. В качестве примера Олпорт приводит крысу, которая сумела научиться пробегать по лабиринту для получения пищи, но продолжающая по нему бегать даже после удовлетворения чувства голода. На вопрос о том, почему крыса продолжает бег, Олпорт мог бы ответить, что она делает это потому, что, возможно, ей кажется это забавным.

Исследователь полагал, что к уровню персеверативной функциональной автономии можно отнести склонность человека к удовлетворению своих потребностей привычным способом, к примеру, следовать распорядку дня. Помимо этого, сюда же он относил и вредные привычки, такие как курение, употребление спиртного, приём наркотиков и т.п., в которых отсутствует реальная физиологическая потребность.

Рассматриваемый уровень берёт за основу механизмы обратной связи в ЦНС человека, что превосходно иллюстрирует так называемый феномен неоконченных дел. Когда-то начатое дело, прерванное позже по какой-то причине, влияет на человека, порождая новое напряжение, которое стимулирует человека к завершению начатого. И это новое напряжение будет разниться с изначальной мотивацией.

Структура личности

Личность — это элемент, который можно понимать как своего рода организованную систему, которая генерирует поведенческие паттерны, основанные на активности субъекта

Чтобы объяснить свою организацию и разрешить изучение и прогнозирование поведения, необходимо принять во внимание основные и самые основные элементы, которые ее конфигурируют: функции

Черты являются тем элементом, который позволяет нам оценивать различные стимулы как набор на что мы можем реагировать аналогичным образом, наше поведение каким-то образом адаптивно к ним.

Эти особенности понимаются как точка объединения психических процессов и физиологических компонентов, причем этот союз отвечает за нашу работу. Таким образом, Оллпорт утверждает, что эти черты вызывают тенденцию всегда действовать подобным образом .

Черты в персоналистической теории Allport

В качестве основного представителя идиографического подхода Оллпорт считал, что поведенческие паттерны каждого человека уникальны и различны для разных субъектов. Несмотря на это, считается, что у людей в целом одни и те же типы черт, такие как зависимость, агрессивность, коммуникабельность и беспокойство, поэтому нередки случаи, когда подобные модели существуют. Что делает каждого человека своей индивидуальностью, так это отношения, возникающие между личностными чертами и теми, которые выделяются в каждом.

Черты личности могут быть классифицированы в соответствии с определением общего поведения субъекта , учитывая автора трех основных типов функций

1. Кардинальные особенности

Кардинальные особенности считаются те черты личности, которые являются частью собственного ядра человека , влияя и определяя большую часть поведенческого репертуара человека. То есть это те, которые имеют больший вес в образе каждого человека.

2. Центральные особенности

Центральные особенности те наборы характеристик, которые влияют на поведение человека в разных контекстах , Они участвуют в нашей работе и тенденциях, которые у нас есть, хотя они влияют на более ограниченный набор поведения, такой как социализация, будучи в целом независимыми среди них.

3. Вторичные особенности

Речь идет о некоторых элементах, которые, хотя они не являются частью общей личности субъектов, они могут возникать в определенное время как при работе с конкретной ситуацией.

Весь этот набор факторов делает теорию Оллпорта сложным элементом, который пытается придать смысл личности со структурной точки зрения, являясь основными характеристиками персоналистической теории того факта, что каждый человек настраивается через состав различных черт, уникальных для каждого человека, и тот факт, что человек — это сущность, которая не ограничивается тем, чтобы оставаться статичной в течение жизни, но активно участвует в ее среде, чтобы строить, экспериментировать и достигать цели и задачи.

Психология личности в теории Гордона Олпорта

В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более пятидесяти различных определений личности. Он заключает, что адекватный синтез существующих определений может быть выражен в предложении: «Человек — это объективная реальность». Это определение настолько же всеобъемлющее, насколько и неточное.

Олпорт, после неоднократных корректировок, предложил точное определение личности: «Личность — это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивида, которые определяют его характерное поведение и мышление. Во-первых, «динамическая организация» предполагает, что поведение человека постоянно развивается и изменяется; согласно теории Оллпорта, личность не является статичным образованием, хотя существует основополагающая структура, которая объединяет и организует различные элементы личности

Ссылка на «психофизические системы» напоминает нам, что при рассмотрении и описании личности следует принимать во внимание элементы как «разума», так и «тела». Использование термина «определить» является логическим следствием психофизической ориентации Оллпорта

Смысл этого термина заключается в том, что личность включает в себя «определяющие тенденции», которые при наличии стимулов дают толчок к действиям, проявляющим истинную природу человека. Слово «характер» в определении Олпорта просто отражает то огромное значение, которое он придает уникальности каждого человека. В его персонологической системе нет двух одинаковых людей. Наконец, под «поведением и мышлением» он подразумевал все виды человеческой деятельности. Олпорт считал, что личность так или иначе выражается во всех наблюдаемых проявлениях человеческого поведения.

Давая это концептуальное определение, Оллпорт отметил, что термины характер и темперамент часто используются как взаимозаменяемые с понятием личности. Олпорт объяснил, как и то, и другое можно легко отличить от реальной личности. Слово «характер» традиционно вызывает ассоциации с неким моральным стандартом или системой ценностей, по которым оцениваются поступки человека. Например, когда мы слышим, что у кого-то «хороший характер», в данном случае речь идет о том, что его личные качества являются социально и/или этически желательными. Характер, таким образом, на самом деле является этической концепцией. Или, в формулировке Олпорта, характер — это оцененная личность, а личность — это неоцененный характер. Следовательно, характер не следует рассматривать как изолированную область внутри личности.

С другой стороны, темперамент — это «первичный материал» (наряду с интеллектом и физической конституцией), из которого строится личность. Олпорт считал темперамент особенно важным, когда речь идет о наследственных аспектах эмоциональной природы человека (таких как легкость возбуждения, преобладание настроения, перепады настроения и интенсивность эмоций). Как аспект генетического склада индивида, темперамент ограничивает развитие личности.

Диспозиционный подход утверждает, что нет двух одинаковых людей. Каждый из них ведет себя с определенной последовательностью и отличается от других. Олпорт дает этому объяснение в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, чем являются люди и как они ведут себя по-разному.

Что такое черта личности? Олпорт определил черту как «нейропсихическую структуру, способную преобразовывать набор функционально эквивалентных стимулов и вызывать и контролировать эквивалентные и в значительной степени стабильные формы адаптивного и экспрессивного поведения».

Теория черт личности Раймонда Кэттелла

Теория личностных черт Раймонда Кэттелла пытается объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более крупной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он считает, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие личность, степень, в которой эти черты обусловлены наследственностью и влиянием среды, а также то, как генетические и средовые факторы взаимодействуют, влияя на поведение.

Несмотря на утверждение Кэттелла о том, что поведение определяется взаимодействием черт и переменных среды, его основной организующей концепцией личности является описание различных типов черт, которые он выделил. По Кеттелу, черты личности — это относительно фиксированные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Диапазон этих тенденций чрезвычайно широк. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела. Он провел различие между:

1) Поверхностные черты — Основные черты. Поверхностная черта — это группа поведенческих характеристик, рассматриваемых в «неразрывном» единстве. Базовые черты, с другой стороны, являются базовыми структурами, которые, по словам Кеттела, составляют строительные блоки самой личности.

Проведя обширные исследования с использованием факторного анализа, Кеттел пришел к выводу, что базовая структура личности формируется примерно шестнадцатью базовыми чертами. Эти факторы личностных черт известны в сочетании со шкалой, с помощью которой они сейчас измеряются: опросник шестнадцати факторов личности Кеттела (16PF).

2) Конституциональные черты — это черты, которые формируются под влиянием окружающей среды. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивида. Черты, формируемые средой, с другой стороны, обусловлены влиянием социальной и физической среды.

3) Способности, темперамент и динамические черты. Способности как черты характера определяют возможности и эффективность человека в достижении поставленной цели. Черты темперамента относятся к другим видам эмоционального и стилистического поведения. Например, люди могут работать над задачей быстро или медленно; они могут реагировать на кризис спокойно или истерично. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец, динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека.

4) Общие черты — это уникальные характеристики. Как и Олпорт, Кеттел считает, что полезно классифицировать черты на общие и уникальные. Общие черты — это те, которые в той или иной степени присутствуют у всех представителей одной культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия являются общими чертами. В отличие от этого, уникальные черты — это те, которые присутствуют только у нескольких или только у одного человека. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто встречаются в области интересов и взглядов.

Список литературы

  1. Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопросы психологии. 1973. №4. С. 173-180.
  2. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. С. 108-117.
  3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. 464 с.
  4. Орлов А.Б. К. Роджерс и современный гуманизм // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1990. № 2. С. 55-58.
  5. Пошан Т., Дюма К. Абрахам Маслоу и Хайнс Кохут: сравнение // Иностранная психология. Т.1. № 1. 1993. С. 18-26.
  6. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. С. 200-230.
  7. Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1990. № 2. С. 58-65.
  8. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. 320 с.
  9. Роснин Н. Воспоминания о Карле Роджерсе: Лекции. МГУ, 1991.
  10. Роджерс как основатель групп встреч // Рудестам Н. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1982. С. 100-132.
  11. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1994. С. 264-274.
  12. Тобан С. Сравнение психоаналитической Я-психологии и личностно-центрированной терапии К. Роджерса // Иностранная психология. Т.1. № 1. 1993. С. 7-17.
  13. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
  14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
  15. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974. С. 279-287.
  16. Allport G. Becoming. Basic Consideration for a Psychology of Personality. New Haven. 1957.
  17. Allport G. Personality. A Psychological Interpretation. N.Y., 1938.
  18. Maslow A. Dominance, Self-Esteem, Self-Actualization. California, 1973.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: