Исследование памяти

Всё о памяти человека — техники улучшения памяти, процессы и виды

Троичная ассоциативная память

Двоичная АП — простейший тип ассоциативной памяти, который использует слова поиска данных, состоявшие полностью из единиц и нулей

В троичной АП (ternary content-addressable memory, TCAM) добавляется третье значение для сравнения «X», или «не важно», для одного или более битов в сохраненном слове данных, добавляя дополнительную гибкость поиску.. Например, в троичной АП могло бы быть сохранено слово «10XX0», которое выдаст совпадение на любое из четырёх слов поиска «10000», «10010», «10100» или «10110»

Добавление гибкости к поиску приходит за счёт увеличения сложности памяти, поскольку внутренние ячейки теперь должны кодировать три возможных состояния вместо двух

Это дополнительное состояние обычно осуществляется добавлением бита маски «важности» («важно»/«не важно») к каждой ячейке памяти

Добавление гибкости к поиску приходит за счёт увеличения сложности памяти, поскольку внутренние ячейки теперь должны кодировать три возможных состояния вместо двух

Это дополнительное состояние обычно осуществляется добавлением бита маски «важности» («важно»/«не важно») к каждой ячейке памяти

Например, в троичной АП могло бы быть сохранено слово «10XX0», которое выдаст совпадение на любое из четырёх слов поиска «10000», «10010», «10100» или «10110». Добавление гибкости к поиску приходит за счёт увеличения сложности памяти, поскольку внутренние ячейки теперь должны кодировать три возможных состояния вместо двух

Это дополнительное состояние обычно осуществляется добавлением бита маски «важности» («важно»/«не важно») к каждой ячейке памяти

Работа Эббингауза

Описание законов ассоциации напрямую повлияло на теории памяти. Нет лучшего примера, чем работа Эббингауза. Согласно ей, можно лучше связать два ментальных события, если использовать стимулы, свободные от других ассоциаций. А чтобы работать со стимулами, которые до сих пор не имели значения, Эббингауз использовал «бесполезные слоги».

Поэтому он проверил принципы ассоциации, которые были определены более чем за 100 лет. Например, он сравнил силу связи между двумя стимулами, которые были записаны один раз рядом друг с другом, и двумя, которые были записаны далеко друг от друга. Таким образом он смог укрепить многие идеи, впервые предложенные британскими эмпириками. Они предположили, что проактивные ассоциации сильнее, чем ретроактивные.

Чтобы научиться запоминать, нужно понимать память и, следовательно, знать кривую забывания. Не забывая, что без памяти обучение было бы невозможно. Любая реализация заученной реакции требует воспоминаний о прошлой практике или реализации. Все, что человек помнит и чему учится, проходит три этапа – шифрование, хранение и извлечение:

  • На первом этапе обучения мозг шифрует информацию. Он переводит ее на язык нервной системы и оставляет для нее место в памяти.
  • Информация или знания сохраняются с течением времени. В некоторых случаях этот этап относительно короткий. Например, информация сохраняется в кратковременной памяти около 15-20 секунд. В других случаях хранение может длиться всю жизнь. Такой тип хранилища называется «долговременной памятью».

Извлечение – это этап, на котором человек демонстрирует информацию. Он показывает то, что узнал раньше – и то, что знает сегодня.

Если реализация по объему сопоставима с приобретением, это говорит о минимальном забвении. Однако, если реализация гораздо менее удовлетворительна, значит, человек забыл то, что воспринял. Иногда легко измерить, сколько времени потребовалось, чтобы потерять определенную часть того, что мозг ранее зашифровал.

Биохимики о памяти

Биохимическая теория памяти утверждает, что при долговременном запоминании образуются новые белковые вещества – нейропептиды и другие. После того как раздражитель подействует на нервную клетку, происходит электрохимическая реакция, в результате которой возникают обратимые изменения в клетках, способствующие кратковременному запоминанию. На следующем этапе на основе предыдущих изменений возникает биохимическая реакция с изменениями в его структуре нейрона, результатом которой становится долговременное запоминание. В ходе многочисленных экспериментов было установлено, что огромную роль при запоминании играет рибонуклеиновая кислота (РНК) и олигопептиды.

Огромное количество экспериментов было проведено приверженцами биохимической теории. И законы памяти, которые им удалось установить в результате проведения работ, дали возможности лучше понять процесс запоминания и воспроизведения. Наибольшего внимания заслуживает эксперимент, в ходе которого ученые попытались перенести память от одного существа к другому. Конечно, эксперименту были подвергнуты самые простые организмы, однако это уже первый шаг.

Тренировка памяти

Память, надо тренировать, как и любой человеческий навык. В нашем мозгу в десятки, сотни раз больше вмещается информации, чем в компьютере, но для раскрытия это потенциала надо упорно тренироваться.

Таким образом, тренировать память можно по-разному и перед тем как приступить к тренировке, необходимо ответить на несколько вопросов:

В каких объемах надо запоминать?

Существует разница, между запоминанием 1-3 человек и запоминания группы из 30 человек. Запоминание небольшого отрывка текста или целой книги.

На какой срок мне будет нужна эта информация?

Надо запомнить очень много информации сразу и на короткий срок. Тогда работает быстрая память, кратковременная, и хранит она информацию совсем немного. Так же бывает когда надо запоминать информацию на месяц, год или вообще на всю жизнь и тогда включается долгосрочная память, которая способна запоминать надолго без поддержания информации в активной – быстрой памяти.

Концепция памяти А. Бине и К. Бюлера

Создатель IQ-теста французский психолог Альфред Бине (1857–1911) первым отметил важность осмысливания информации для ее эффективного запоминания. Согласно его концепции забывается все, что неважно для человека, а существенное, напротив, вычленяется и объединяется в памяти, образуя смысловой контекст

В этом отличие смыслового отбора и реконструкции от механического воспроизведения.

Бине выяснил, что памятью можно манипулировать при помощи предвзятости и внушения индивидуального и коллективного. Исследования Бине дали почву для современных теорий воздействия дезинформации на память.

Австрийский психолог Карл Бюлер (1805—1868) был приверженцем целостного психологического анализа, связанного с гештальт-терапией. Он разработал теорию трех ступеней развития детей с учетом свойств памяти. Его ученик Кардос предложил теорию происхождения разума, в которой информационный аспект играет ведущую роль. 

Теории памяти в психологии — что это за направление

Теории памяти объясняют связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Долгое время этой темой занимались лишь философы, но постепенно к теме подключились психологи-экспериментаторы, психоаналитики и бихевиористы.

Различают психологическую, физико-химическую, физиологическую и многие другие теории памяти. Психологические концепции развиваются в ассоциативном и деятельном направлении.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Какие существуют, описание основных 

Попытки объяснить механизмы сохранения информации человеком предпринимались со времен Аристотеля. В разное время проводились разные эксперименты и исследования.

Виды теорий памяти:

Ассоциативная теория. Была очень популярна в XVIII-XIX веке. Согласно теории процесс запоминания связан с впечатлениями, ассоциациями, образами, которые человек получает в течение жизни. В конце XIX века немецкий психолог Эббингауз провел череду экспериментов для выявления механизма ассоциаций. 

Бихевиоризм и психоанализ. Близкая к ассоцианистской, теория бихевиористов подчеркивала роль стимула в процессе запоминания. Сторонники психоанализа выяснили, что негативная информация запоминается быстрее, чем позитивная. В конце XIX века путем наблюдения за пациентами был выявлен закон Рибо (регрессии памяти), который установил очередность стадий потери памяти при различных заболеваниях и определенные закономерности в этом процессе

Зигмунд Фрейд особое внимание уделял бессознательному уровню психики и эмоций в процессе запоминания. 

Смысловая теория. Возникла в начале XX века

Обнаружила тесную связь между осмыслением и запоминанием материала. Приверженцами этой концепции были, в частности, исследователи Альфред Бине и Карл Бюлер. 

Гештальт-теория. Появилась в первой трети XX века. Согласно концепции человек запоминает не случайный набор элементов, ассоциаций, а целостную структуру (слово «гештальт» переводится как «структура, целое»). 

Физико-химическая теория. Память рассматривалась как единая и всеобщая функция всякой органической и даже неорганической материи. Приверженцами являлись Вильгельм Оствальд, Мах. Согласно химической концепции информация запоминается вследствие химических изменений в клетках мозга и под влиянием раздражителей. По физической теории на запоминание влияет нервный импульс, проходя через определенную группу клеток (нейронов).

Теория Аткинсона и Шиффрина. В середине XX века стали известны и другие теории. Например, теория Аткинсона и Шиффрина, которая дала определения сенсорной, краткосрочной и долгосрочной памяти. По их версии информация переходит от одной стадии запоминания к другой. Если мы много раз повторяем что-то в уме, то память из краткосрочной может перейти в долгосрочную. Но возможен и обратный процесс, когда сведения забываются при длительном неиспользовании. 

Теория Крейка и Локхарта. В 1972 году ученые предложили концепцию, согласно которой воспоминания не хранятся в трех плоскостях. Существуют поверхностные и глубокие уровни обработки воспоминаний. Чем больше мы о чем-то думаем, тем дольше мы об этом вспоминаем. При поверхностном «схватывании» информации она быстро забывается. Если же человек глубоко задумывается над чем-либо, то он запоминает предмет обдумывания со всеми деталями. Данная версия подтверждена и научным экспериментом, который был проведен в 1975 году. Участники смогли лучше запомнить список из 60 предложенных им слов при глубоком обдумывании их значения.

Различают и многие другие теории (рабочей памяти Баддели и Хитча, магического числа Джорджа А. Миллера, Брауна и Кулика, ложной памяти, а также интерференции).

Законы работы

Память индивида работает по определенным принципам. Законов запоминания в психологии 10, но они одинаково важны для обработки информации:

Осмысление — чем оно глубже, тем легче происходит запоминание. В памяти откладываются не только слова: для ускорения процесса осмысления необходимо использовать таблицы, схемы, диаграммы. Ученые-когнитивисты советуют использовать прием прогнозирования: после прочтения аргумента нужно попытаться угадать, к каким выводам пришел автор. Это дает дополнительную эмоциональную окраску, усиливающую процесс усваивания информации.
Интерес — на обработку интересных фактов требуется гораздо меньше усилий. Когда человек изучает информацию, которая ему пригодится, он запоминает больше и быстрее.
Установка — когда человек специально настраивает себя на усваивание данных, срок хранения информации в памяти продлевается. Когда данные перестают быть актуальными (например, старый номер телефона сменился на новый), они забываются.

Усиление первоначального впечатления — информацию нужно направлять по разным каналам восприятия: читать текст, просматривать презентации, слушать аудио. Эмоциональные связи при этом должны быть положительными, отрицательные помешают запоминанию.
Контекст — информацию нужно соотносить с впечатлениями

Ассоциация должна быть конкретной и важной для индивида.
Объем знаний — чем больше багаж знаний по теме, тем проще его пополнять. Перед изучением новой информации по знакомой теме полезно вспомнить старые данные

Перед изучением новой темы — бегло просмотреть источники.
Оптимальная длина запоминаемого ряда — если необходимо запомнить большой объем информации, его необходимо разбивать на составные части. Средний объем кратковременной памяти — 7–9 стимулов. Человек не может запомнить и сразу же воспроизвести больше 9 слов или чисел подряд.
Торможение — усваивание новой информации замещает старую. Чтобы не стирать данные, нужно делать перерывы между запоминанием данных из разных источников.
Край — лучше запоминается информация, сказанная в начале и в конце.
Повторение — чтобы информация быстрее откладывалась, ее нужно повторять минимум 3 раза.

Чтобы сделать запоминания более легким, необходимо учитывать эти законы и использовать особенности памяти осознанно.

Новая, механическая теория памяти

Похоже, XXI век добавит в копилку еще одну теорию памяти. Она была предложена совсем недавно, в конце февраля 2021 года, Бенджамином Гультом, профессором университета Кента в Великобритани. Механическая теория памяти Гульта объясняет — в какой форме находятся воспоминания в мозге, почему они исчезают и где физически находится память. Теория основана на изучении реакций организма на клеточном уровне. 

Теория Гульта

Для того, чтобы разобраться в  теории Гульта нужно вспомнить, что клетки состоят из различных составляющих и, объединяясь в ткани, держатся друг за друга, а также за внеклеточный матрикс. Это такая специальная структура, в которой «плавают» клетки. Один из составляющих клетки, белок талин, помогает клетке цепляться за матрикс, участвуя в образовании своеобразного «якоря». Этот якорь удерживает клетку в стабильном состоянии.

Двоичная система Гульта

Источник twitter.com

Профессор Гульт с 2006 года занимался изучением белка талина. Этот белок Гульт называет «белком памяти» и свою теорию связывает именно с его функциональностью. В клетке белок талин выполняет роль своеобразного «якоря», который удерживает клетку в устойчивом состоянии.

Двоичная система

Ученый выяснил, что белок талин может существовать в двух возможных видах. В свернутом и в развернутом. Проводя параллель с двоичной системой, он называет свернутое состояние белка — 0, а развернутое — 1.

Последовательно изменяя свое положение, пучок талина как бы записывает некую информацию в виде двоичной последовательности. Например, 0110 1111 0000 1. Это последовательность при помощи другого белка закрепляется и сохраняется длительное время.

Белок памяти

Эти «записи» позволяют клетке, которую, как якорь, удерживает белок талин, сохранять равновесие во внешней среде. Когда среда изменяется, талин «чувствует» механическое напряжение и реагирует. В результате этой реакции вычисляется новая формула стабильности клетки. И клетка снова возвращается в стабильное состояние.

То есть любая такая двоичная последовательность является реакцией белка талина на изменения внешней среды. Учитывая, что нейроны — это тоже клетки, все вышеописанное относится и к ним. Каждый нейрон имеет несколько таких «якорей», в каждом из которых есть своя двоичная последовательность.

Код памяти

Эти числа можно объединить в одно длинное число, которое зафиксирует в мозгу код текущего состояния организма. При изменении внешней среды изменится состояние, и также изменится последовательность.  Ученый полагает, что именно эта двоичная последовательность, фиксирующая реакцию организма на внешние изменения, и позволяет сохранять информацию.

Способы лучшего запоминания

Запоминание информации можно ускорить, упростить и структурировать. Для этого нужно понимать, как работают разные типы памяти:

  • непроизвольная — данные запоминаются машинально, цели закрепить воспоминания нет;
  • произвольная — информация запоминается сознательно;
  • непосредственная — данные не обрабатываются осмысленно, материал откладывается в памяти механически;
  • опосредованная — качественное запоминание с применением специальных техник.

Улучшить процесс запоминания помогает работа с опосредованным типом. В нем выделяют подтипы:

  • логический — запоминание основано на причинно-следственном характере запоминания, использовании логических ассоциаций;
  • ассоциативный — цепь ассоциаций заставляет факты всплывать в памяти один за другим, объединяясь в цепь;
  • эпизодический — при воспроизведении данных используются временные ассоциации, привязанные к конкретным датам.

Характер обработки информации:

  • эмоциональный — запоминание направлено на субъективные переживания;
  • процедурный — строится на моторных навыках;
  • декларативный — память понятий (предметов, лиц, событий);
  • образный — информация хранится в виде образов, сохраняющих пространственно-временные характеристики;
  • вербальный — запоминание базируется на кодовом описании слов и понятий.

Кривая забывания Эббингауза

Похоже, что время отрицательно также сказывается на емкости хранилища. Эббингауз был первым, кто систематически исследовал потерю памяти с течением времени.

Он оценил свою способность сохранять информацию через промежутки времени от двадцати минут до месяца. Он построил свою знаменитую кривую забывания на результатах этих экспериментов.

Речь шла о прояснении того, как долго память может хранить информацию, если человек не будет ее повторять. Результаты его исследования показали, что многое забывается даже в самые короткие промежутки времени. Кроме того, Эббингауз обнаружил, что бессмысленная информация, лишенная ассоциаций, облегчает ее забывание.

Типичная кривая забывания показывает, как в течение нескольких дней или недель люди забывают большую часть того, что узнали. Это происходит, когда они не пытаются повторить информацию. В то же время Эббингауз обнаружил, что повторения полезны: если нужно что-то запомнить, первое повторение должно произойти через час после первого изучения. Тогда можно отложить следующее повторение на более длительный срок.

Понятие памяти и возможности ее классификации

У всех живых существ есть память. На заводах также
появились данные о возможностях памяти. В самом широком смысле память можно
определить как механизм фиксации информации, получаемой и используемой живым
организмом. Память — это способ психического существования во времени, способ
сохранения прошлого, то есть того, что больше не существует в настоящем.
Поэтому память является необходимым условием единства человеческой психики,
нашей психологической идентичности.

Наш психический мир разнообразен и многогранен.
Благодаря высокому уровню развития нашей психики, мы можем многое сделать и
способны на многое. В свою очередь, умственное развитие возможно, потому что мы
сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждый опыт,
впечатление или движение, которые мы делаем, оставляет определенный след в
нашей памяти, который может быть сохранен в течение длительного времени и в
подходящих условиях вновь появляется и становится объектом сознания. Под
памятью мы понимаем регистрацию, сохранение, последующее распознавание и
воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек способен
накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить,
что память занимает особое место среди ментальных когнитивных процессов. Многие
исследователи описывают память как «всеохватывающий» процесс,
обеспечивающий непрерывность психических процессов и объединяющий все когнитивные
процессы в единое целое. «Без памяти, — писал С.Л. Рубинштейн, — мы были
бы созданиями момента.» Наше прошлое было бы мертво для будущего.
Настоящее, как оно течет, безвозвратно исчезнет в прошлое».

Важность памяти в жизни человека очень велика. Все,
что мы знаем, является результатом способности мозга запоминать образы, мысли,
чувства, движения и их системы

Человек без памяти, как указывает И.М. Сеченов,
всегда будет в положении новорожденного, будет существом, неспособным ничему
научиться, неспособным ничему научиться, а его действия будут определяться
только инстинктами. Память создает, хранит и обогащает наши знания, навыки и
способности, без которых невозможно ни успешное обучение, ни плодотворная
деятельность.

Характер и специфика памяти. Физиологической основой
памяти являются следы предыдущих нервных процессов, которые хранятся в коре
головного мозга полушария из-за пластичности нервной системы. Каждый нервный
процесс, будь то возбуждение или торможение, вызванное внешним стимулом, не
проходит для нервной ткани, а оставляет в ней «след» в виде
определенных функциональных изменений, которые облегчают протекание
соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторение при
отсутствии вызывающего их стимула.

Физиологические процессы в коре головного мозга во
время размножения имеют такое же содержание, как и во время восприятия: для
запоминания требуется работа того же центрального нервного аппарата, что и
восприятие, которое обусловлено непосредственным воздействием внешних раздражителей
на органы чувств. Единственное отличие состоит в том, что в восприятии
центральные физиологические процессы постоянно поддерживаются стимуляцией
рецепторов, тогда как в памяти они являются лишь «следами» более
ранних нервных процессов.

Память в разных направлениях психологии

Определение памяти в современной психологии остается неизменным. Это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком собственного опыта. Таким образом, человеческая память является звеном связи между прошлым, настоящим и будущим. В процессе индивидуального развития каждого человека она является основой становления личности. Понятие памяти в разных направлениях психологии исходит из принципов конкретной теории, которые объясняют ее суть и закономерности. Ознакомьтесь с основными теориями памяти в психологии кратко.

Ассоциативная теория. Ключевым понятием этой теории является ассоциация как связь между психическими явлениями. В памяти такие связи устанавливаются между отдельными частями материала, который запоминается или воспроизводится. Действительно, вспоминая что-нибудь, человек ищет связи между имеющимся материалом и тем, который нужно воспроизвести. Были установлены такие закономерности образования ассоциаций, как схожесть (материал запоминается и воспроизводится с помощью связи с похожим материалом), смежность (материал запоминается и воспроизводится путем объединения с предыдущим материалом), контраст (материалом памяти стает то, что отличается от материала, который сохраняется)

Эта теория не объясняет такой важной характеристики, как выборочность, ведь ассоциативный материал не всегда хорошо запоминается. Также здесь не учитывается зависимость процессов памяти от особенностей организации материала.
Бихевиористическая теория. Представители теории считают, что ключевую роль в процессе запоминания играют специальные упражнения на закрепление материала

Такая тренировка похожа на процесс формирования двигательных навыков. На успешность закрепления материала влияет интервал между упражнениями, мера его схожести и объем, возраст и индивидуальные различия между людьми.
Когнитивная теория. Здесь память воспринимается как совокупность различных блоков и процессов переработки информации. Одни блоки обеспечивают распознавание характерных черт информации, другие отвечают за построение когнитивной карты, которая помогает ориентироваться в особенностях информации, третьи удерживают информацию в течение некоторого времени, четвертые представляют информацию в конкретной форме.
Деятельностная теория. Здесь память воспринимается как звено активной связи человека с миром. С помощью анализа, синтеза, повторения, перегруппирования и выделения отдельных признаков человек строит мнемический образ (представление), который является идеальной формой материала, который включает индивидуальное отношение человека. Процесс запоминания совершается с помощью дополнительных внешних знаков-стимулов, которые со временем стают внутренними стимулами и человек получают возможность руководить своей памятью.

Представители теории считают, что ключевую роль в процессе запоминания играют специальные упражнения на закрепление материала. Такая тренировка похожа на процесс формирования двигательных навыков. На успешность закрепления материала влияет интервал между упражнениями, мера его схожести и объем, возраст и индивидуальные различия между людьми.
Когнитивная теория. Здесь память воспринимается как совокупность различных блоков и процессов переработки информации. Одни блоки обеспечивают распознавание характерных черт информации, другие отвечают за построение когнитивной карты, которая помогает ориентироваться в особенностях информации, третьи удерживают информацию в течение некоторого времени, четвертые представляют информацию в конкретной форме.
Деятельностная теория. Здесь память воспринимается как звено активной связи человека с миром. С помощью анализа, синтеза, повторения, перегруппирования и выделения отдельных признаков человек строит мнемический образ (представление), который является идеальной формой материала, который включает индивидуальное отношение человека. Процесс запоминания совершается с помощью дополнительных внешних знаков-стимулов, которые со временем стают внутренними стимулами и человек получают возможность руководить своей памятью.

Современный психологический уровень процессов памяти

Суммарная функция памяти, рассматриваемая нами, относится к взаимодействию различных компонентов опыта, который осуществляется на современном психологическом уровне процессов памяти, а не на уровне долговременного хранения ее статических кодов.

Прежде всего, имеется в виду кратковременная и оперативная мыслительная память, или включение процессов памяти в самую динамику мыслительных процессов, и ее функцию, как интегратора отдельных компонентов мыслительного процесса в его целостные структуры и их совокупности и как интегратора различных когнитивных процессов в целостную систему интеллекта.

Типы мнемических процессов

Существую разные типы мнемических процессов. Например, увиденный предмет, объект или какое-либо явление кажется нам уже знакомым. Такие процессы называются узнаванием.

Также человеческая психика может воспроизводить в памяти образы предметов, которые мы видели когда-то, но при этом не наблюдают в данный момент. Этот мнемический процесс носит название – воссоздание образов или воспроизведение.

Необходимо понимать, что воспроизведению поддаются не только реальные предметы, но и чувства, эмоции, переживания, как отрицательные, так и положительные.

Для того чтобы был процесс воспроизведения, необходимо, чтобы ему предшествовало запечатление или запоминание, которое приведет к сохранению образа.

Таким образом, можно сделать вывод, что память состоит из сложных механизмов, связанных друг с другом и переходим из одного в другой.

Память необходимо человеку, именно она позволяет с течением времени развиваться и совершенствоваться.

На сегодняшний день, наука психология добивается ответов на вопросы связанные с изучением всех крохотных деталей процессов памяти, механизмов запечатления, сопутствующих физиологических реакций и самое главное, что пока неизвестно человечеству – это максимальные границы человеческой памяти и возможности из расширения. Все это сложные задачи, требующие ответа, для дальнейшего усовершенствования и развития, в будущем.

Помимо этого, психологи ежедневно стараются разгадать тайны и прийти «к одному знаменателю» в вопросах временных ограничений сохранения образов, и условий и предпосылок для этого, а также изменения памяти, которые происходят в скрытом или латентном состоянии памяти. Но самое главное – это как именно эти изменения отражаются на человеке, как влияют на познавания процессов окружающего мира.

Индивидуальные различия памяти у людей

Различия памяти можно объяснить тем, какой ее вид используется чаще всего. Также на них влияет характер выполняемой работы, особенности повседневной деятельности.

Яркий пример – исследователи. У них развиты смысловой и логический виды памяти, при этом страдает уровень развития механической.

На все процессы, связанные с памятью, в частности, на скорость запоминания, а также на скорость воспроизведения, что важно понимать, влияют личностные характеристики, настрой, интересы и желания. Совокупностью этих и других факторов и определяются индивидуальные различия

Объяснить их можно и тем, насколько эмоционально значимо для конкретного субъекта то или иное событие, каково его состояние в момент получения опыта.

Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза

Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) также исследовал теорию памяти. Ученый составил список из слогов (CVC триграммы), пытаясь понять, как происходит процесс запоминания. Карточки со слогами не должны были вызывать никаких ассоциаций, чтобы процесс запоминания был чистым и не цеплялся за образы. Экспериментальные исследования над самим собой описаны им в книге «О памяти» (1885 год).

Эббингауз установил, что:

  • в течение первого часа забывается до 60% бессмысленной информации;
  • существует «кривая забывания» и «кривая обучения»: экспоненциальная потеря информации;
  • при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, который идет в конце («фактор края»);
  • существует различие между непроизвольной и произвольной памятью: первая возникает спонтанно, а вторая только посредством волевого усилия;
  • есть оптические иллюзии восприятия (то есть в зрительной коре существуют два отдельных потока обработки данных).

В основном Эббингауз известен тем, что открыл закон забывания. По его теории, самый значительный спад запоминания происходит в первые двадцать минут, а затем в течение первого часа. «Кривая забывания» выравнивается примерно через день. Через месяц человек способен вспомнить не более 20% того, что учил.

Кривая обучения, описанная ученым, показывает, что самое эффективное запоминание материала происходит после первой попытки повторения. Работы Эббингауза стимулировали интерес к теориям памяти в Соединенных Штатах и во всем мире.

Процессы памяти.

1. Запоминание.

Мы запоминаем информацию как произвольно, так и не произвольно. Личностно значимые факты откладываются в сознании обычно сами, мы при этом сохраняем пассивную позицию. Воспоминания в таком случае фрагментарны. Мы помним, какой букет цветов получили на первом свидании, но забыли, в чем были сами одеты. Дело не в том, что кто-то ставил цель запомнить букет и рассматривал целый вечер его составляющие. Так работает избирательность.

Интересное исследование провела психолог Блюм Зейгарник. Она доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше. Например, если мы опоздали на поезд, не добились повышения в должности, не получили, чего ожидали, то обязательно прочно зафиксируем это событие в сознании. Как оказалось, ситуации с позитивным разрешением надолго не задерживаются. Так влияют негативные эмоции, полученные в результате стресса и разочарования.

Психологи определили, как работает процесс запоминания. Он базируется на повторении и осмысленном восприятии. Существует особое направление психологии – мнемотехника, в рамках которой изучаются принципы ассоциативного запоминания. Например, передача информации через образы, картинки, схематические изображения.

В зависимости от типа запоминания существует 4 вида памяти: двигательная, образная, вербальная и эмоциональная. У каждого человека больше развит тот или иной вид.

2. Сохранение материала.

В зависимости от того, на каком уровне зафиксирован материал, различают сенсорный, кратковременный, долговременный и оперативный типы памяти. Каждый из них имеет свои характеристики.

3. Воспроизведение.

Существуют четыре формы воспроизведения информации:

  • Узнавание – возникает, когда мы повторно видим объект.
  • Воспоминание – объект отсутствует, но с помощью ассоциаций можно непроизвольно воспроизвести забытое.
  • Припоминание – чтобы воспроизвести материал, нужно приложить усилия.
  • Реминисценция – воспроизведение с опозданием, то есть припоминание того, что казалось давно забытым.

4. Забывание.

Это процесс уменьшения объем сохраняемых данных. Это закономерное, естественное действие, которое только в редких случаях является аномалией. Забывание обусловлено следующими факторами:

  • Время – уже по истечении 60 минут нам свойственно забывать половину услышанного.
  • Активность использования – мы забываем то, что не используем постоянно. Но умение плавать, ездить на велосипеде или знание языка зафиксировано на подсознательном уровне, поэтому не забывается.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: