Презентация на тему старый пень (подготовка к сжатому изложению)

Презентация на тему "сжатое изложение по тексту" по русскому языку для 5 класса

Теоретические сведения о сжатом изложении

Уже с пятого класса ученики получают понятие о тексте, его теме и основной мысли, о стилях и типах речи, о разновидностях текста. Обучение изложению в 5-9 классах строится с целью формирования у школьников умений критически анализировать созданный вариант текста с точки зрения раскрытия темы (находить лишнее, отступления от темы или недостаточно развернутые части текста с точки зрения раскрытия темы), вносить правки в свой текст, редактировать, совершенствовать его.

Что такое сжатое изложение в методике обучения русскому языку?

Под сжатым изложением мы понимаем краткое письменное воспроизведение сути исходного текста с помощью исключения, обобщения и упрощения. Создавая текст сжатого изложения, ученик должен создавать собственный текст, уважительно относясь к исходному тексту, точно передавая его содержание и сохраняя стиль.

Скачайте наглядные материалы, которые пригодятся ученикам при подготовке к сжатому изложению. Их можно распечатать, раздать ребятам перед занятием или оформить стены кабинета, а еще – включить в презентацию. Больше наглядных и раздаточных пособий по русскому языку найдете здесь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок помогает в подготовке девятиклассников к ГИА, закрепляет умение работать с текстом, правильно использовать приемы сжатия текста.

С введением ГИА за курс основного образования первостепенной задачей учителей русского языка стало обучение детей сжатому изложению.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказкеВ.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)5 классТип урока: урок развития речиЦель: Формировать умения писать сжатое изложен.

Презентация «Подготовка к сжатому изложению по рассказу «Пень&quot.

Урок нацелен на формирование у учащихся умения сжато передавать информацию, применяя приёмы сжатия.

Ольга Федоровна Алавердян

КАБИНЕТ ФАЙЛЫ БЛОГ ДРУЗЬЯ ШКОЛЫ ОБЩЕНИЕ НАСТРОЙКИ ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ольга Федоровна Алавердян
Блог
Урок развития речи
ЗАПИСЬ #1 В ЗАКЛАДКИ

12 июня 2012, 21:39, автор — хозяйка блогаОльга Федоровна Алавердян

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 5 КЛАССЕ
ТЕМА :
«Сжатое изложение»
ЦЕЛИ:

·
Дать понятие
«сжатое изложение».

·
Познакомить со способами сжатия текста.

·
Формировать практические навыки владения
отдельными приёмами сжатия текста.

·
Развивать творческие способности учащихся.

·
Воспитывать чувство собственного достоинства,
самоуважения.

ХОД УРОКА.

I.

Введение
в тему.

На сегодняшнем уроке
мы будем учиться писать сжатое изложение. Его называют ещё кратким

Краткое изложение
текста – это пересказ
его основного
содержания, в
котором надо сохранить
только всё самое важное
для его смысла.
Для этого нужно выделить главное в этом тексте.

Вам не раз
приходилось
и придётся передавать тексты
кратко, сохраняя их суть. Чтобы научиться кратко или сжато пересказывать текст
важно придерживаться определённого порядка действий , работая с текстом:

1)
Разделить текст на части;

2)
Выделить
предложения, без которых нельзя обойтись , иначе будет искажен смысл текста;

3)
Устранить
повторы;

4)
Исключить
несущественный материал, без которого можно обойтись, чтобы понять смысл
текста;

5)
По необходимости перестроить некоторые
предложения: из нескольких предложений построить одно.
Начинать работу нужно с осмысленного прочтения текста.

II.
Работа
с
текстом упражнения ( №137- по сказке В.Катаева)

1)
Реализация домашнего задания: выразительное
чтение текста учащимися.

2)
Беседа по
прочитанному:

О чём эта сказка?

Какова её главная
мысль?

Озаглавьте
сказку

Отражает ли ваше заглавие главную мысль сказки?

3)
Лексическая работа.

Что означают слова

Гордость

Зазнайство

Высокомерие ?

4)
Деление
текста на части. Повторное чтение текста по абзацам, выделение микротем,
запись в тетрадь.
1-я часть – «Все
кланяются
пню».
2-я часть – «Пень возгордился».
3-я часть – «Деревья гордо молчали».
4-я часть – «Правда синицы».

5) Без каких предложений нельзя
обойтись?

6) Устранение повторов.

7) Составление плана

ПЛАН-СХЕМА.

1.
Жил
в лесу старый пень.

2.
Все
кланяются пню.

3.
Возгордился
пень.

4.
Деревья
гордо молчали.

5.
Рассердился
старый пень.

6.
Прилетела
синичка.

7.
«Ничего
ты и не царь!»

ПЛАН-ВОПРОСНИК.
1.Где жил старый пень?
2. Кто к нему приходил, что делал?
3. Что случилось с пнём?
4. Что сказал он деревьям?
5. Как ответили деревья?
6.Почему рассердился пень?
7. Кто прилетел на берёзку?
8. Что сказала синичка?

8)Пересказ текста по плану на
выбор.

9) перечитайте текст, чтобы
запомнить его основное содержание.

10) Записать текст
в
сжатом виде.

Образец сжатого изложения.

Зазнавшийся пень.

В лесу стоял большой
старый пень.

Весь день приходили в
лес разные люди, кланялись ему и шли дальше.

Возгордился пень, стал говорить
деревьям, что он в лесу самый главный.

Но
деревья молчали в ответ.

Рассердился старый пень и давай кричать:
— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела
синичка и защебетала о том, что никакой
он
и не царь, а
обыкновенный старый пень,
и
люди
вовсе не ему кланяются, а опёнки возле него
ищут, да
и тех не находят.

2012-06-13 01:51:07 — Татьяна Викторовна БулатоваЭто зачем? Наверное, лучше в файл загрузить, если это нужно к аттестации.
2012-10-15 06:59:42 — Ольга Анатольевна КанскаяСпасибо!
2012-10-15 22:42:07 — Екатерина Владимировна ТолстоваСпасибо!
2013-10-13 22:41:24 — Яна Сергеевна БулычеваСпасибо!
2014-10-12 10:43:18 — Екатерина Юрьевна СосновскихВсё просто и понятно, без лишней `воды`. Спасибо!

Выскажите Ваше мнение:Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарииЗарегистрироваться

Вакансии для учителей

Топ вопросов за вчера в категории Русский язык

Русский язык 01.05.2023 11:32 6454 Лосякова Юлия

Задание. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, если они необходимы. Выделите причастные

Ответов: 2

Русский язык 30.04.2023 06:09 11572 Карпов Андрей

написать текст официально-делового стиля (7-10 предложений) СРОЧНО

Ответов: 3

Русский язык 20.06.2023 09:39 4026 Лозейко Саша

Замените несклоняемым существительным. 1 Музыкальный клавишный инструмент. 2. Род мороженого в шок

Ответов: 1

Русский язык 04.06.2023 15:27 10088 Лукьянова Вероника

Напишите текст в научном стиле 6-7 предложений. ​

Ответов: 2

Русский язык 03.07.2023 03:54 2220 Мерендзак Яна

Сочинение об осени с использованием метафор, эпитетов, олицетворения. (10 предложений) СРОЧНО! ПОЖАЛ

Ответов: 2

Русский язык 20.06.2023 02:37 2511 Богатова Дарья

Задание. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, если они необходимы. Выделите причастны

Ответов: 1

Русский язык 01.05.2023 01:34 2608 Волков Андрей

составьте \»Словарь профессии\» из 15-20 слов, включив в него профессионализмы.Профессию выберите са

Ответов: 2

Русский язык 03.05.2023 18:29 710 Терентьев Никита

В каких предложениях выделенные слова являются причастиями? Выбери верные варианты ответа. Туман, оп

Ответов: 2

Русский язык 02.07.2023 02:15 1334 Балабушевич Евгений

Выпишите из текста (без пробелов и знаков препинания) все действительные причастия. Генерал думал

Ответов: 2

Русский язык 30.04.2023 06:36 2873 Кусь Иоанн

Выпиши сначала простые предложения,а потом сложные.Расставь знаки препинания.Подчеркни грамматически

Ответов: 2

Методика работы с текстом изложения в восьмом и девятом классах

В учебнике «Русский язык. Русская речь. 8 класс» Е. И. Никитиной и учебнике «Русский язык. Русская речь. 9 класс» Е. И. Никитиной уже на первых страницах школьникам предлагается приступить к изложению. Это свидетельствует о том, что методист рассматривает умение создавать изложение как уже сформированное умение у ребят 8-9 классов.

Так, автор этих учебников предлагает создать текст собственного изложения, разнообразит приемы работы с текстом-первоисточником.

Приведем примеры заданий для учащихся 8 и 9 классов.

Задание. Прочитайте отрывок из книги «Голоса, зазвучавшие вновь». Подготовьтесь к изложению. Выпишите ключевые слова. Составьте план текста. Объясните значение слов хрестоматийный, резонанс, структура, редут. Подберите синонимы к словам стремительный, кропотливый, конкретно, органически. Понаблюдайте, как используются в тексте антонимы: сложный — простой, тишина — грохот, новый — знакомый. Благодаря чему создаётся антитеза в предпоследнем предложении? Готовясь к изложению, напишите словарный диктант.

Задание. Передайте содержание повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики» предельно кратко (в письменной форме). Проведите в классе конкурс на самое короткое изложение сюжета повести.

Задание. Вспомните еще одну повесть Н. В. Гоголя — «Шинель». Постарайтесь передать содержание ее предельно кратко.

Задание. Сравните два предельно кратких пересказа повести Н. В. Гоголя «Шинель». Какому из них вы отдадите предпочтение? Почему? Свой ответ аргументируйте.

Как показывает аспектный анализ учебников по развитию речи для 5-9 классов УМК В. В. Бабайцевой, в течение пяти лет обучения ребята выполняют задания различного характера, работая над созданием текстов изложений, в том числе сжатых; учатся находить темы и микротемы, подчинять свое изложение теме и основной мысли, исключать, обобщать и производить замену информации исходного текста и, следовательно, выпускник девятого класса вполне способен продемонстрировать готовность написать качественный текст изложения на ГИА-9.

#ADVERTISING_INSERT#

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: