Арматура водопенных коммуникаций пожарных автоцистерн

Вакуумная система пожарного и аварийно спасательного автомобиля

Технические характеристики арматуры

Арматура водопенных коммуникаций пожарных автоцистерн – это важный компонент системы, который обеспечивает надежность и функциональность всего сооружения. Технические характеристики арматуры имеют прямое влияние на эффективность пожаротушения и безопасность эксплуатации.

В основном, применяются следующие виды арматуры: клапаны, вентили, переключатели, гидранты и фитинги. Каждый из них имеет свои технические характеристики, определяющие его функциональные возможности и применение в определенных условиях.

Основные параметры арматуры включают в себя диаметр, рабочее давление, материал изготовления и тип монтажа. Диаметр арматуры определяется требуемым объемом воды, который должен проходить через систему за определенное время.

Рабочее давление арматуры должно соответствовать максимальному давлению, которое может возникать в системе. Выбор материала изготовления арматуры зависит от условий эксплуатации и среды, в которой она будет использоваться.

Тип монтажа арматуры также играет важную роль. Он может быть подземным, наземным или настенным. Выбор типа монтажа зависит от особенностей конкретного объекта и требований к пространству.

В целом, технические характеристики арматуры должны быть тщательно просчитаны и продуманы на этапе проектирования системы водопенных коммуникаций пожарных автоцистерн. Это позволит обеспечить оптимальную работу системы и эффективность пожаротушения в экстренных ситуациях.

Классификация ПН

Пожарные машины комплектуются тремя видами агрегатов.

Струйные

Один из самых популярных видов оборудования, которое устанавливается на технику, задействованную во время тушения пожаров. Струйные ПН бывают двух типов:

  1. Водоструйные, которые устанавливают на каждую спецмашину. Второе их название – гидроэлеватор. С его помощью производят забор воды из водоисточников с заболоченными берегами, которые представляют трудность для подъезда машин. Второе назначение ВПН – откачка воды из помещений. Гидроэлеватор относят к устройствам эжекторного типа с трансформацией потенциала в кинетическую энергию.
  2. Газоструйные, которые обеспечивают заполнение всасывающих рукавов и центробежных агрегатов водой. Используют отработанные среды двигателя внутреннего сгорания. Газы проходят по корпусу, в результате создается разряженная зона, благодаря которой и возможен напор на насосе пожарного автомобиля.

Визуально работу водоструйного насоса можно представить на схеме:

Объемные

Это устройства, в которых передвижение воды или газа обеспечивается изменением объема рабочей камеры. Они также делятся на несколько типов:

Водокольцевые. Объем камеры меняется при помощи использования роторной установки. Коэффициент полезного действия в них очень низкий, и перед началом в агрегат необходимо заливать дополнительную жидкость.

Поршневые. В этих насосах для пожарного автомобиля изменение объема зависит от работы поршневого элемента. Главный плюс такого оборудования – высокий КПД и хорошая всасываемость, минус – невозможность регулировки подачи огнетушащих средств.

Пластинчатые. В них работают лопатки ротора. За счет прижимания лопастей создается дополнительный объем. За счет их же движения жидкость проталкивается к выходу.

Шестеренчатые. Их работа обеспечивается двумя колесами.

Центробежные

Это оборудование для автоцистерн и автонасосов. Оно различается по нескольким параметрам:

  • Давлению: до 2 МПа, до 5 МПа и установки, создающие оба варианта.
  • Количеству колес: стандартные 1-ступенчатые для создания нормального напора, 2-ступенчатые и выше – для поддержания высокого давления.
  • Расположению вала: наклонный, вертикальный, горизонтальный.
  • Напору: норма до 100 метров, высокий уровень – до 300, комбинированный тип – установки, создающие и нормальный, и высокий уровень напора.
  • Расположению в ПА: впереди, посередине, сзади.

Принцип действия центробежного агрегата основан на вращении колеса, которое за счет своего движения передает энергию жидкости. Чем выше скорость вращения, тем больше давление, под которым «зуб» выдает воду в диффузор.

Для предупреждения закручивания воды на входе устанавливают разделитель. Чтобы увеличить скорость делают переход большего сечения в меньшее. Дополнительно устанавливают пенообразователь. Для распределения жидкости в рукава используют коллектор.

Одно из условий безопасности эксплуатации центробежных агрегатов – соблюдение температурного режима. Огнетушащее вещество нельзя охлаждать ниже 30°С. Именно поэтому на ПА насосы устанавливают в отделение, где поддерживается плюсовая температура.

Перед включением систему заполняют водой, чтобы предупредить появление примесей воздуха. Максимальный размер частиц, которые могут присутствовать при этом в воде, – 3 мм, а их концентрация на общий объем – менее 0.5%.

У центробежных агрегатов есть свои плюсы:

  • постоянное давление сразу после подключения к водоисточнику;
  • длительный срок эксплуатации;
  • возможность подключения к различным типам ПА;
  • высокий уровень КПД от 58%.

Минусы также присутствуют:

  • изменение давление отражается на КПД;
  • отсутствует возможность самостоятельного всасывания жидкости;
  • не работает, если в воде присутствуют загрязнения крупных фракций (камни, тина).

С установкой на водоем

  • Взять воду из водоема любым из способов, описанным в 1-м разделе и дать ее в линию к пенному стволу (например, пеногенератору ГПС-600).
  • Установить рабочее давление 6-7 атм.
  • Открыть пробковый кран пеносмесителя (10).
  • Установить дозу краном (8).
  • Открыть вентиль из пенобака (6).

Основные ошибки

Те же, что и при подаче воды из цистерны, а также включение пеносмесителя раньше, чем будет открыт выкидной штуцер насоса.

Дополнения и пояснения

  1. Для быстрого накопления дозы пенообразователя дозирующий кран сначала открывается полностью, а когда из ствола (генератора) пойдет качественная пена, дозу убавляют до нормы.
  2. Работать насосом при закрытых выкидных штуцерах для накопления дозы нельзя, так как при этом происходит обрыв водяного столба.

1 Основные характеристики

Пожарные центробежные насосы всасывают воду с помощью инерционной силы. Они незаменимы в тушении огня. Назначение центробежных агрегатов- подача жидкости или пены для тушения, создание вакуума и прокачка воды в трубопроводах.

Не смотря на разное устройство таких насосов, все они имеют общие характеристики, а именно:

  1. Объем жидкости, что подается, или других веществ для тушения огня за единицу времени (подача измеряется в литрах за секунду или кубических метрах за секунду).
  2. Высота подъема струи или напор, измеряется в метрах. Определяется по показаниям манометра или вакууметра.
  3. Высота всасывания- расстояние между поверхностью воды и горизонтальной осью, м.
  4. Частота вращения вала, об/мин.
  5. Коэффициент полезного действия.

Пожарный насос НЦПН-100/100М

1.1 Устройство центробежных агрегатов

Основным рабочим элементом данного оборудования является колесо с лопастями, что загребают воду. Жидкость движется по кругу, ускоряется с помощью центробежной силы, далее прижимается к стенкам и засасывается. Поток движется по спирали к конусному диффузору, что расширяет и замедляет его.

Центробежные повысители имеют ряд достоинств: равномерность, подача без пульсаций средств для тушения, простое управление, обслуживание, эксплуатация. К тому же, если пожарный ствол перекрывается, засоряется или заломливается рукав, давление в системе чрезмерно не повышается

Оборудование не нуждается в сложном приводе от двигателя, имеет небольшую массу, компактные габариты, что важно для пожарных автомобилей

Есть недостатки – всасывающую линию и насос необходимо предварительно заполнять водой. Для компенсации такого недостатка существуют устройства, что заполняют полости агрегата жидкостью из цистерн. На машинах устанавливаются также вспомогательные насосы, что работают кратковременно для заполнения рукава и насоса.

Если забор воды происходит из водоема, сначала включается вакуумный аппарат для откачивания воздуха. После заполнения системы водой и достижения избыточного давления, открываются клапаны, происходит пуск воды в рукав.

Вакуумный пожарный насос

На пожарный насос устанавливаются водопенные коммуникации. Смешивая воду и пенообразователь, они создают пену. На автоцистернах водопенные коммуникации управляются с помощью вентилей. Более распространена воздушно-механическая пена, поскольку водопенные коммуникации более компактны и удобнее хранение илидоставка пенообразователя к смесителям.

1.2 Проверка герметичности

Все агрегаты, повышающие давление, проходят проверку на сухой вакуум. Для этого краны и задвижки закрываются и включается мотор. С помощью вакуумной системы давление 75-80 кПа создается за 15 секунд. В норме воздух в насосе должен разрядиться до 13 кПа или меньше на протяжении 2,5 секунд. Места протечки воздуха проверяются мыльным раствором при опрессовке водой с давлением до 0,6 Мпа.

Категорически запрещается самопроизвольно отвинчивать или ослаблять соединения в процессе работы.

Требования к установке и обслуживанию арматуры

Установка и обслуживание арматуры водопенных коммуникаций пожарных автоцистерн требует соблюдения определенных требований для обеспечения надежной и безопасной работы системы.

1. Соответствие нормам и стандартам: При обустройстве и эксплуатации арматуры необходимо руководствоваться предписаниями и требованиями нормативно-технической документации, включая ГОСТы, СНиПы и другие регламентирующие документы.

2. Правильный монтаж: Установка арматуры должна выполняться опытными специалистами с соблюдением монтажной технологии и требований к герметичности соединений. Неправильный монтаж может привести к утечкам, повреждению системы и нарушению работы автоцистерны.

3. Регулярное обслуживание: Правильное и своевременное обслуживание арматуры позволяет предотвратить аварийные ситуации и сохранить работоспособность системы. Это включает в себя проверку состояния арматуры, обнаружение и устранение возможных повреждений или износа деталей.

4. Проверка на протечки: Регулярная проверка системы на наличие протечек и утечек является обязательной частью обслуживания арматуры. Утечки могут привести к потере воды и ухудшению работы автоцистерны в условиях пожара.

5. Разработка инструкций: Необходимо разработать понятные и лаконичные инструкции по установке, обслуживанию и ремонту арматуры, чтобы обеспечить возможность оперативного и качественного вмешательства в случае необходимости.

В целом, правильная установка и регулярное обслуживание арматуры являются неотъемлемой частью работы с водопенными коммуникациями пожарных автоцистерн и способствуют эффективному функционированию системы в экстренных ситуациях.

Признаки и причины неисправностей, возможности восстановления работоспособности

Абсолютно любой пожарный насос может сломаться или же перестать работать с прежней мощностью. Причиной этого может быть неправильная эксплуатация, износ основных рабочих узлов и разгерметизация различных соединений. В некоторых ситуациях проблемы можно легко устранить. Мы приведём некоторые неполадки, их причины и способы ремонта:

  • Пропало отображение давления на манометре. Скорее всего сам прибор вышел из строя. Необходимо заменить манометр. Если в канале случился засор, то его нужно прочистить;
  • Появились посторонние шумы и вибрации. Возможно, были ослаблены крепления или износили подшипники. В таком случае крепления можно затянуть, а подшипники заменить;
  • Насос перестал выдавать должный напор. Случился засор колеса, износились уплотнители, в систему попал воздух или же повредились лопатки колеса. При данных проблемах нужно устранить засор, заменить уплотнители, устранить попадание воздуха и заменить колесо;
  • Смеситель перестал подавать состав для подготовки пены. Возможность засорилась магистраль или выход из дозатора. Для решения проблемы нужно очистить дозатор и магистраль;
  • Снизилась сила струи. Скорее всего забилась сетка, нарушилась герметичность и начали пропускать сальники. В таком случае нужно очистить засор, заменить кольца, сальники и проверить количество рабочей жидкости (масла);
  • Не образуется разряжение. Нарушились соединения рабочих элементов или не закрыта арматура. Для решения нужно нормализовать положение арматуры и заменить все расходные материалы.

Водопроводная арматура на пожарных автоцистернах

Арматура на пожарных автоцистернах является одним из важных элементов системы водопровода для пожаротушения. Задачей водопроводной арматуры на пожарных автоцистернах является обеспечение надежной подачи воды к местам возгорания.

Основными компонентами арматуры на автоцистернах являются вентили и разъемы. Вентили служат для открытия и закрытия потока воды, а также для регулирования его интенсивности. Разъемы используются для подключения шлангов и других элементов системы пожаротушения.

Одним из ключевых требований к водопроводной арматуре на пожарных автоцистернах является ее надежность и прочность. Арматура должна выдерживать высокое давление и обеспечивать плотное соединение между элементами системы

Поэтому при выборе арматуры на пожарных автоцистернах уделяется особое внимание качеству материалов и исполнению конструкции

Для удобства использования арматуры на пожарных автоцистернах применяются различные типы и размеры вентилей и разъемов. Это позволяет адаптировать систему пожаротушения под разные условия и требования. Кроме того, арматура может быть снабжена специальными маркировками и индикаторами, которые облегчают процесс эксплуатации.

Оборудование пожарных насосных установок вакуумными насосами

Пожарные машины в основном комплектуются центробежными агрегатами PN 30, PN 40, где расход 30 или 40 л / с. Пожарный насос серии PN был разработан в середине прошлого века, благодаря своей надежности используется по сей день. В настоящее время пожарные насосы ПН 40У агрегатируются со всеми автоцистернами и автомобильными насосами, выпускаемыми на шасси ГАЗ 66, ЗИЛ 130 и 131, Урал 375.

Современные системы пожаротушения на базе насосов ПН 40У (унифицированные) дополнены вакуумным насосом АВС 02 Е, заменяющим струйные (газоструйные) насосы, работающие от выхлопных газов пожарной машины по принципу эжектора. Вакуумный прибор ABC — это автономная система, предназначенная для заполнения водой пожарных насосов.


Вакуумный пожарный насос

Такой насос имеет ряд преимуществ перед струйными аппаратами:

  1. Вакуумный насос AVS 02 E может работать автономно без включения пожарного насоса.
  2. Проверка на герметичность выполняется без запуска двигателя, что упрощает проверки, экономит топливо и продлевает срок службы двигателя. Откачка насосного агрегата при испытании длится не более 7 секунд.
  3. Обладает высокой производительностью. Заполнение водой происходит даже в том случае, если всасывающие трубы и насосный агрегат не на 100% герметичны, с высоты всасывания 7,5 м за 20-35 секунд.
  4. Устройство легко устанавливается в любую пожарную машину без привлечения сторонних специалистов.
  5. AVS 02 E прост в использовании (всего одна кнопка) и прост в обслуживании. Проверяйте / доливайте масло раз в месяц.
  6. AVS 02 E предназначен для подключения не только к установкам типа PN 40U, но и к обычным вакуумным уплотнениям.
  7. Устройство имеет повышенную надежность и устойчивость к разного рода нестандартным ситуациям при эксплуатации.

Логическим продолжением идей, заложенных в линейке агрегатов ПН 40, являются насосы марки НЦПН 40 100. По сравнению с предшественниками агрегаты имеют ряд преимуществ:

  • лучшие гидравлические характеристики: напор, подача от напора на всасывании от 3,5 м до 50 м / с, от гидрантов на 60 м;
  • повышенный КПД обеспечивает экономию топлива и снижает нагрузку на двигатель;
  • применен более мощный пенный смеситель, позволяющий работать пеноблокам с производительностью до 50 л / с;
  • модернизированный дозатор экономит пенообразователь благодаря точной и регулярной настройке;
  • имеет систему всасывания ABC;
  • недавно разработанное сальниковое уплотнение устойчиво к истиранию и не требует текущего обслуживания.

Пожарные центробежные насосы

Относятся к динамическим устройствам, то есть всасывание жидкости происходит за счет инерционных сил. Преимущества таких видов ПН в том, что допускается использование загрязненной воды, они тихо работают, процесс всасывания происходит в непрерывном режиме.

Центробежные пожарные насосы (ПЦН) имеют самый высокий КПД (до 0,8) из всех динамических устройств.

Центробежная модификация

Обозначение и маркировка

Самая старая модель – ПН-40. Название расшифровывается как пожарный насос, качающий 40 л/с. Если в наименовании присутствует буква «У», это обозначает универсальность применения агрегата.

Соответственно есть модификации ПН-60 (60 л/с), ПН-110 (110 л/с).

После усовершенствования ПН-40 он стал называться НЦПН-40/100УВМ. Такой агрегат выдает 60 л/с и выпускается в универсальном исполнении. Это оборудование имеет закрытые узлы, которые не требуют регулярной смазки.

НЦПН-40/100УВМ

Устройство

Если посмотреть ПЦН в разрезе, то можно увидеть, что внутри конструкции размещен вал, на котором крепится рабочее колесо, создающее центробежную силу. Жидкость проникает внутрь через всасывающий патрубок, подается наружу через напорный патрубок.

Обычно дополнительно монтируется пеносмеситель.

На выходе установлен конфузор, конусное устройство, сужающееся в сторону выброса воды, увеличивающее скорость подачи огнетушащего вещества.

Схема центробежного насоса

Классификация

Производится по давлению, создаваемому насосом на выходном патрубке:

  • до 1,6 МПа – ПЦН нормального давления;
  • 1,6–5 МПа – ПЦН высокого давления;
  • 0–5 МПа – комбинированный ПЦН – это насос, где на одном приводе базируются последовательно размещенные ПЦН высокого и нормального давления.

Принцип работы

Колесо с лопастями вращается с помощью электрического мотора насоса, забирая воду из входного патрубка.

Под воздействием центробежной силы жидкость раскручивается, ускоряется, прижимается к внутренним стенкам корпуса и выбрасывается, закрученная в спираль, в выходной патрубок. Далее стоит замедляющий диффузор, который останавливает вращение воды. Затем, проходя конфузор, вода подается на выход.

Несмотря на классификацию центробежных пожарных насосов по уровню давления, создаваемого ими, принцип работы механизма для всех них одинаков. Технические характеристики ПЦН зависят от мощности электродвигателя, формы лопастей колеса, других конструктивных особенностей.

Типы водяных центробежных насосов

В зависимости от количества рабочих колес, их формы можно выделить 4 вида ЦН:

  1. Горизонтальные с одной ступенью: в помпе установлено 1 разгоняющее колесо.
  2. Горизонтальные многоступенчатые. В структуре таких агрегатов смонтировано два и более колеса.
  3. Землесосы. Применяются для перекачки промышленных стоков.
  4. Фекальные. Используются для работы с жидкостями, в которых содержатся примеси, вкрапления твердых масс.

Горизонтальный многоступенчатый насос

Плюсы и минусы ПЦН

Преимущества центробежных насосов:

  • бесперебойная работа при наличии электросети;
  • возможна последовательная установка нескольких агрегатов на один трубопровод, что повышает интенсивность напора;
  • простое конструктивное исполнение, надежность, невысокая цена;
  • работают даже на большой высоте над уровнем воды;
  • высокий КПД – 0,6–0,8.

К недостаткам можно отнести:

  • необходимость заполнения рабочей полости помпы водой до запуска устройства;
  • при попадании воздуха в корпус ухудшаются рабочие характеристики ПН, могут выйти из строя подшипники, другие детали.

1 Основные характеристики

Пожарные центробежные насосы всасывают воду с помощью инерционной силы. Они незаменимы в тушении огня. Назначение центробежных агрегатов- подача жидкости или пены для тушения, создание вакуума и прокачка воды в трубопроводах.

Не смотря на разное устройство таких насосов, все они имеют общие характеристики, а именно:

  1. Объем жидкости, что подается, или других веществ для тушения огня за единицу времени (подача измеряется в литрах за секунду или кубических метрах за секунду).
  2. Высота подъема струи или напор, измеряется в метрах. Определяется по показаниям манометра или вакууметра.
  3. Высота всасывания- расстояние между поверхностью воды и горизонтальной осью, м.
  4. Частота вращения вала, об/мин.
  5. Коэффициент полезного действия.

Пожарный насос НЦПН-100/100М

Пожарные насосы высокого давления по нормам должны создавать напор 200 или 400 метров. КПД с нормальным давлением достигает более 60%, при высоком- не меньше 40%.

1.1 Устройство центробежных агрегатов

Основным рабочим элементом данного оборудования является колесо с лопастями, что загребают воду. Жидкость движется по кругу, ускоряется с помощью центробежной силы, далее прижимается к стенкам и засасывается. Поток движется по спирали к конусному диффузору, что расширяет и замедляет его.

Центробежные повысители имеют ряд достоинств: равномерность, подача без пульсаций средств для тушения, простое управление, обслуживание, эксплуатация. К тому же, если пожарный ствол перекрывается, засоряется или заломливается рукав, давление в системе чрезмерно не повышается

Оборудование не нуждается в сложном приводе от двигателя, имеет небольшую массу, компактные габариты, что важно для пожарных автомобилей

Есть недостатки – всасывающую линию и насос необходимо предварительно заполнять водой. Для компенсации такого недостатка существуют устройства, что заполняют полости агрегата жидкостью из цистерн. На машинах устанавливаются также вспомогательные насосы, что работают кратковременно для заполнения рукава и насоса.

Если забор воды происходит из водоема, сначала включается вакуумный аппарат для откачивания воздуха. После заполнения системы водой и достижения избыточного давления, открываются клапаны, происходит пуск воды в рукав.

Вакуумный пожарный насос

На пожарный насос устанавливаются водопенные коммуникации. Смешивая воду и пенообразователь, они создают пену. На автоцистернах водопенные коммуникации управляются с помощью вентилей. Более распространена воздушно-механическая пена, поскольку водопенные коммуникации более компактны и удобнее хранение илидоставка пенообразователя к смесителям.

Повысительный агрегат, что устанавливается на пожарном автомобиле, состоит из насоса, коллектора, затворной арматуры, приборов для создания вакуума и подачи вещества для образования пены.

1.2 Проверка герметичности

Все агрегаты, повышающие давление, проходят проверку на сухой вакуум. Для этого краны и задвижки закрываются и включается мотор. С помощью вакуумной системы давление 75-80 кПа создается за 15 секунд. В норме воздух в насосе должен разрядиться до 13 кПа или меньше на протяжении 2,5 секунд. Места протечки воздуха проверяются мыльным раствором при опрессовке водой с давлением до 0,6 Мпа.

Категорически запрещается самопроизвольно отвинчивать или ослаблять соединения в процессе работы.

Существует 6 видов периодических и типовых испытаний пожарных насосов, которые проводятся на предприятиях с наличием нужного оборудования.

Испытание насосов пожарных автомобилей

Насосы пожарных автомобилей испытывают после каждых 5000 км пробега, но не реже одного раза в год. Общая инструкция прописана в Наставлении по технической службе ГПС. При проверке обязательно выполняются следующие условия:

  • установка насосов и монтажа трубопроводов проведены в соответствии с требованиями техдокументации на ПА;
  • вентили, задвижки, сливные краны открываются и закрываются без дополнительных усилий;
  • отсутствует течь в местах основных соединений;
  • диагностика частоты вращения вала не превышает 5% номинальной;
  • подпор во всасывающем патрубке не превышает 0.4 МПа, а для насосов с уплотнителем пластинчатой набивкой – 0.8 МПа;
  • напор на выходе – не более 1.1 МПа.

Методика проверки ПН забором и подачей воды из водоемов состоит в следующем:

  • установка машины на водоисточник;
  • включение устройства и подача воды при полном открытии задвижек;
  • определение величины напора на основании показаний манометра и мановаккуумметра;
  • сравнение фактических значений с нормативными показателями.
Тип Подача м3/с (л/с) Напор (м) Частота вращения (об/мин)
ПН-40 0.040 (40) 100±5 2700
ПН-60 0.060 (60) 100±5 2600
ПН-110 0.110 (110) 100±5 1350

При испытании уменьшение напора не должно превышать 15% от номинальных показателей.

Во время проверки могут быть выявлены неисправности:

  1. Отсутствие подачи воды при пуске. Причина – частичное или полное заполнение насоса воздухом. Для устранения проводят повторный забор при помощи вакуумной системы.
  2. Уменьшение подачи воды во время работы. Причина – неплотности во всасывающей линии, мусор на всасывающей сетке или недостаточное ее заглубление.
  3. Стук и вибрация во время работы. Причина – ослабли болты креплений, износ шарикоподшипников и шеек вала рабочего колеса.
  4. Не прокручивается вал. Причина – засорение или промерзание узлов.
  5. Протечка дренажного отверстия. Причина – износ манжет. Устраняется их заменой.
  6. Попадание воды в масляную ванну. Причины – засорение дренажного отверстия или износ манжет.

Виды и классификация пожарных помп

Для тушения пожара используются разные типы насосов. В зависимости от принципа действия пожарный насос ПН может быть:

Объемный:

  • поршень;
  • механизм;
  • пластинчатый;
  • водное кольцо.

Динамический:

  • Jet:
  • газовая струя;
  • струя воды.
  • Тангенциальный диск:
  • вихрь;
  • жидкостное трение;
  • инерционный;
  • вибрация клапана.
  • Весло:
  • осевой;
  • осевой центробежный;
  • центробежный.
    Пожарная насосная станция в эксплуатации

Объемный насос перемещает жидкость, поочередно уменьшая и увеличивая объем камеры. Из одного объема в другой жидкость перетекает и вытесняется.

Самый известный подвид объемного насоса — это поршневой насос. Для ликвидации небольшого очага возгорания применяется установка ручного пожаротушения с поршневым принципом действия.

Динамические устройства всасывают жидкость за счет сил инерции. Динамический насос справляется с грязной водой. Поскольку происходит непрерывное всасывание жидкости, создается меньше шума, чем при использовании объемных механизмов.

По напору пожарный насос бывает трех типов:

  • нормальное давление (давление на выходе равно или меньше 2 МПа);
  • высокое давление (2-5 МПа);
  • комбинированные устройства (подключаются два предыдущих типа).

2.1 Пожарный агрегат ПН-40 У и НЦПН-40/100

Самым популярным типом насосных агрегатов пожаротушения со времен СССР считается пожарный насос ПН-40 У. Такие насосы для систем пожаротушения присутствовали практически на всех пожарных машинах. В обозначении указано, что эти агрегаты производят 40 литров жидкости в секунду, а буква Y означает «универсальный».

Емкость для масла и корпус выполнены как одно целое. В конструкцию входят клапаны, коллектор, два напорных рукава, водно-пенные коммуникации с пенным смесителем. Рабочее колесо размещено на прочном стальном валу. Детали корпуса и колесо изготовлены из нержавеющего алюминиевого сплава.

Тест пожарного насоса

Пожарные машины аэропорта оснащены моделями ПН-60. Насосные станции комплектуются моделями ПН-110. Они похожи по конструкции и принципу действия, но больше по размеру и весу, так как корпус выполнен из чугуна.

Усовершенствовав проточную часть ПН-40, производители создали более эффективные пожарные насосы НЦПН-40/100. Такие устройства создают тонкие струи распыления. Это избавляет их от огнетушащего вещества, и они обладают более высокими характеристиками пожаротушения.

На пожарных машинах устанавливается современный пожарный насос НЦПН и его модификации.

2.2 Судовые пожарные установки

Насосная система бортового пожаротушения спроектирована с учетом всех возможных возгораний. Основные системы пожаротушения:

  • водяной огонь;
  • автоматический и ручной ороситель;
  • распыленная вода;
  • водяные завесы;
  • орошение водой;
  • пенное пожаротушение (водно-пенные коммуникации);
  • углекислый газ;
  • системы инертного газа;
  • пыли.

2.3 Повысители для пожарного водопровода

Повысительные насосы используются в системах пожаротушения водоснабжения многоэтажных домов, а также для обеспечения водоснабжения или повышения давления в централизованной сети. Бустеры бывают одноступенчатые или многоступенчатые.

ИНОСТРАННЫЙ пожарный насос 10-6000

Производительность одноступенчатых насосов 6-200 куб.м в час, напор 14-98 метров. Многоступенчатые агрегаты производительностью 34 — 290 м3 / ч, напором до 600 м идеально подходят для обеспечения противопожарного водопровода высотного дома.

2.4 Пожарная станция

Самый эффективный и традиционный метод тушения пожаров — тушение водой. Пожарное депо — это система, состоящая из:

  • группа центробежных насосов, установленных на опоре;
  • запорная арматура;
  • напорная головка и впускной коллектор;
  • приборы (спидометр ТС);
  • кабина управления.

Насосные Иртышские насосные станции российского производства пользуются большим спросом. Серия ЦНК Иртыш работает с морской водой. Электрошкаф станции Иртыш компактный, имеет надежные устройства управления и автоматики. Источником для станций Иртыш может служить любая емкость с водой или водопроводом, а также открытые водоемы.

Слайд 23Работа ГПС — 600 Вода (рабочая жидкость) от пожарного насоса поступает по

рукаву, подсоединенному к головке , в колено и далее в сопло . При этом потенциальная энергия рабочей жидкости преобразуется в кинетическую энергию. В камере смешения происходит обмен количества движения между частицами рабочей и всасываемой жидкости: при поступлении смешанной жидкости в диффузор осуществляется переход кинетической энергии смешанной и транспортируемой жидкости в потенциальную. Благодаря этому в камере смешения создается разрежение. Этим обеспечивается всасывание подаваемой жидкости. Затем в диффузоре давление смеси рабочей и транспортируемой жидкостей значительно повышается в результате снижения скорости движения. Это позволяет осуществлять нагнетание воды.

Типы арматуры для пожарных целей

Арматура для пожарных целей представляет собой специальное оборудование, которое используется для осуществления пожаротушения и контроля над водопенными коммуникациями на пожарных автоцистернах. Существует несколько типов арматуры, которые широко применяются в пожарной технике.

Распределительные коллекторы – это устройства, которые используются для управления и распределения воды в системе водопенных коммуникаций на пожарных автоцистернах. Эти коллекторы оборудованы различными клапанами, кранами и регуляторами давления, позволяющими контролировать направление и интенсивность воды.

Пожарные рукава – это гибкие трубы, которые используются для подачи воды с цистерны до места пожара. Рукава изготавливаются из специальных материалов, которые обладают высокой прочностью и устойчивостью к огню. Они могут быть различной длины и диаметра в зависимости от конкретных условий и требований.

Форсунки и стволы – это устройства, которые используются для разбрызгивания воды во время пожаротушения. Форсунки и стволы можно разделить на несколько типов, включая струйные, рассеивающие и пенообразующие. Они позволяют регулировать форму и интенсивность струи воды, а также применять различные техники тушения пожара.

Пожарные клапаны и задвижки – это устройства, которые используются для открытия и закрытия водопенных коммуникаций на пожарных автоцистернах. Они обеспечивают контроль над подачей воды и ее остановку при необходимости. Клапаны и задвижки могут быть автоматическими или ручными, в зависимости от потребностей и требований.

Пожарные насадки и штуцера – это дополнительные устройства, которые используются для соединения различных элементов арматуры и обеспечения ее надежности во время пожаротушения. Насадки и штуцера обычно изготавливаются из специальных материалов, которые обладают высокой прочностью и устойчивостью к огню.

Без установки на водоисточник

  1. Присоединить выкидной рукав и генератор ГВП (воздушно-пенный ствол).
  2. Проверить закрытие заглушки всасывающего штуцера, сливного краника и других вентилей.
  3. Открыть вентиль из цистерны.
  4. Выпустить воздух через вакуум-клапан до заполнения насоса водой (как при подаче воды) и закрыть его.
  5. Открыть пробковый кран пеносмесителя (10).
  6. Установить дозу краном (8).
  7. Открыть вентиль из пенобака (6).
  8. Включить сцепление.
  9. Прибавить газ до 3-4 атм. по манометру и поработать насосом 5-10 сек.
  10. Открыть выкидной штуцер.
  11. Прибавить давление до 6-7 атм.

Основные ошибки

Те же, что и при подаче воды из цистерны, а именно:

  1. Подача воды в линию без предварительного заполнения насоса водой.
  2. Выпуск воздуха через вакуум-клапан при включенном насосе.
  3. Резкое включение сцепления.
  4. Включение и выключение насоса при больших оборотах двигателя.

Дополнения и пояснения

  1. Выдержка работающего насоса с пеносмесителем перед подачей воды в линию делается для накопления нужной концентрации пенообразователя. В этом случае из ствола (генератора) обеспечивается сразу выход качественной пены без потери воды.
  2. Для подсоса пенообразователя достаточно держать на насосе 3-4 атм. Поскольку большее давление затрудняет открывание выкидного штуцера, рабочий режим 6-7 атм. Лучше устанавливать после его открытия.

Установка АЦ на водоисточник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: