Третий фильм рязанова о любви: «вокзалу для двоих» 40 лет

Где снимали «вокзал для двоих»

Интерьеры Витебского вокзала

Внутренние помещения (касса, зал ожидания, буфет, кухня, ресторан, будки с телефонами и т.д.) снимали в залах Витебского вокзала Санкт-Петербурга (тогда еще Ленинграда). Так что действие фильма, которое зрителю кажется последовательным, на самом деле постоянно перемещается между двух локаций, стоит героям выйти наружу и зайти обратно.

То, что герои находятся в залах Витебского вокзала, выдает эмблема в виде кораблика, время от времени мелькающая в кадре. Хотя легендарные деревянные скамейки в зале ожидания первого этажа и колоритное внутреннее убранство вокзала трудно спутать с другим местом. Несколько сцен с главными героями были сняты в Московском вокзале.

На Витебском вокзале в Санкт-Петербурге проведена масштабная реконструкция, но в фильме его внутренние интерьеры – как раньше

Не теряющий актуальности

Внимание к деталям, тщательная проработка сценария и персонажей, творческая свобода на площадке, направленная в нужное русло талантливым постановщиком, гениальный актёрский состав — всё это составляющие успеха картин Рязанова в целом и «Вокзала для двоих» в частности. Именно поэтому работы режиссёра не теряют своей актуальности даже сейчас

«Абсолютно, до страшного, до удивления», — заявила Ольга Волкова.

Сам Эльдар Рязанов также появился в фильме в небольшой роли. Он сыграл замначальника вокзала, к которому персонаж Басилашвили обращается на перроне, поняв, что опоздал на поезд. Именно герою режиссёра принадлежит крылатая фраза «Я лично по ресторанам не хожу, я дома обедаю. У меня жена замечательно готовит. А рестораны — это совсем другое ведомство».

«Вокзал для двоих» вышел в повторный прокат в России в ноябре 2022 года. Тогда ленту, ставшую классикой советского кино, показали в порядка 40 кинотеатрах.

трейлер >>

критика

Бродячие сюжеты городского фольклора на редкость жизнестойки: обрастая новыми легендарными подробностями, они из года в год становятся все красочнее и эффектнее. Их незамысловатая интрига, прошедшая строгий отбор в «самых широких слоях населения», издавна используется кинематографом для создания зрелищных фильмов. Талантливые комедиографы Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов с секретами успеха уже давно на «ты». В их совместных работах уже обрели «киноплоть» легенда о бескорыстном похитителе автомобилей, притча о благородных «стариках-разбойниках», сказка о Золушке, служащей начальницей в конторе и т.п. Простота и бесхитростность подобных историй таит немало подводных рифов. Ибо фабульный ряд, лишенный жизненного дыхания, не может сам по себе стать произведением искусства. К счастью, Э.Рязанов способен увлечь зрителей, готовых сострадать и сопереживать, смеяться и печалиться. . Человек случайно отстал от поезда и на вокзале встретил свою любовь. По «мотивам» этой фразы можно снять все, что угодно,- сентиментальную мелодраму, психологическую драму, веселую комедию положений, мюзикл. Эльдар Рязанов создает ни то, ни другое, ни третье, а нечто синтетическое. За внешней динамикой вокзальной жизни, с ее прибытиями и отъездами, свистками дежурных и криками лотошников, бойкими официантками и лениво-вальяжными музыкантами ресторанного оркестра проступают характеры людей, их порой нелегкие судьбы, а ирония и сатирические уколы сменяются грустной нотой мерцающих огней ушедшего поезда или последнего ночного автобуса. Главные актерские удачи фильма — работы Людмилы Гурченко, Олега Басилашвили и Никиты Михалкова. Каждый из них ведет свою партию, по истине купаясь в возможностях своей роли, будь то привокзальная официантка с несложившейся личной жизнью, проезжий музыкант или напористый хам.

Платформа в городе Бабушкин

Вот это тот самый случай, когда Рязанов повез съемочную группу в Подмосковье ради нескольких эпизодов. Все из-за того, что по сценарию главный герой ехал из Москвы в Грибоедов навестить отца, а проводник в исполнении Никиты Михалкова возил с юга дыни в поезде «Душанбе-Москва». Т.е. Заступинск, который они проезжали, был транзитной станцией, тогда как Рижский вокзал – тупиковый.

В фильме есть сцена, где Людмила Гурченко идет по железнодорожному мосту. Этот эпизод снимали в городе Бабушкин на мосту возле Анадырского проезда. Интересно, что по этому же мосту спешила на работу героиня Светланы Немоляевой в «Служебном романе». Несколько эпизодов, где Рязанов играл начальника станции, были сняты на платформе «Лосиноостровская» в том же месте. Правда, к моменту съемок подмосковный Бабушкин как город официально прекратил свое существование и стал районом Москвы.

Станция Лосиноостровская в наши дни / Соня / railwayz.info

Единственный и уникальный

Успех «Вокзала для двоих» во многом завязан на личности его постановщика. Эльдар Рязанов всегда был незаурядным режиссёром, который создавал уникальную атмосферу на съёмочной площадке и собирал невероятные коллективы.

«Выражалось это в том, что он в основном собирал вокруг себя людей близких по духу, по сути, по таланту. Поэтому всегда шёл на импровизации, поэтому всегда была такая атмосфера», — поделился в беседе с RT воспоминаниями Александр Ширвиндт, исполнивший в картине роль пианиста Шурика.

«Это единственный режиссёр, у которого была, как я это называю, киногруппа», — рассказала RT Ольга Волкова, сыгравшая в «Вокзале для двоих» официантку Виолетту.

Актриса отметила, что Рязанов никогда не предлагал актёрам те же образы, в которых они уже появлялись.

«Хотя он знал, что делает, и жёстко вёл свою линию. Но всегда позволял нам высказать свои замечания, прислушивался и тут же пробовал. Кто ещё из амбициозных режиссёров прислушается к предложению актёра по движению персонажа? А он это принял и дальше мои предложения принимал. И во мне это говорит не чванство актёрское, что я такая молодец, а что он слышал», — вспоминает Волкова.

Зима в Люберцах и лето в Москве

Заключительные зимние сцены фильма на самом деле были первыми съемочными днями. Колонию (кстати, настоящую с реальными заключенными) и снежную дорогу снимали в Люберцах. Гурченко вспоминала, как пришла в ужас от условий работы. Ведь действие картины разворачивалось летом, а они начали сниматься в 30-градусный мороз, да еще и с самых эмоционально тяжелых сцен.

Городские сцены снимались в Москве. Герой Олега Басилашвили торговал дынями на Тишинском рынке (сегодня на этом месте торговый центр), а после вез на тележке героиню Людмилы Гурченко по Таганской площади. Но по сюжету это был все тот же Заступинск.

Герой Олега Басилашвили торговал дынями на Тишинском рынкеКадр из фильма «Вокзал для двоих», 1982 год

Несмотря на то, что провинциальный город был практически полностью снят в двух самых больших городах, и даже на то, что в интерьерах легко угадываются столичные вокзалы, фильм настолько хорош, что этих несостыковок просто не замечаешь. Ведь самое главное, что актеры под руководством гениального режиссера отлично показали и рассказали историю своих героев.

Сюжет

Морозный зимний вечер. В исправительно-трудовой колонии, расположенной где-то в Сибири, проходит вечерняя поверка. По окончании поверки Платону Рябинину сообщают, что к нему приехала жена и сняла комнату в поселке в десяти километрах от ИТК, а также велят зайти в местную мастерскую за аккордеоном. Он имеет право отказаться пойти на свидание, но отказаться выполнить поручение начальства — нет. Его отпустили до утренней поверки, предупредив, что опоздание будет расцениваться как побег. И пока Платон идёт от колонии до поселка, ему вспоминается то, что произошло незадолго до его осуждения.

https://youtube.com/watch?v=FeORJzNTyd0

  • Фильм для начальной школы зона арктических пустынь

      

  • Скажи лиса эльвира смелик краткое содержание

      

  • Учебные навыки которые должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления к школе

      

  • Комок земли ветер не унесет краткое содержание

      

  • В темном лесе краткое содержание

Это интересно

  • «Вокзал для двоих» снимали с конца, то есть первоначально проходили заключительные съемки картины, так как на тот момент зима близилась к окончанию, и нужно было срочно отснять эпизоды в колонии.
  • Актёров, бежавших по заснеженной дороге, снимал оператор прямо с саней. Сани должны были мчаться на приличной скорости, потому в них впряглась вся съёмочная киногруппа вместе с Эльдаром Рязановым.
  • Актёры падали на скользком льду по-настоящему, после чего Людмила Гурченко еще долго вылечивала ссадины на коленках.
  • Олег Басилашвили прожил в колонии для несовершеннолетних в Икше, где снимались тюремные сцены, целый месяц. Поначалу заключенные переодетого актера невзлюбили, однако со временем неприязнь прошла. Немаловажным фактом стало миролюбивое отношение актера и щедрость: Басилашвили частой делился «пайком» с сокамерниками. Одного из заключенных актер даже упомянул в фильме. Помните эпизод, в котором Вера будит Платона, а он сквозь сон говорит: «Онофренков, кончай!». Так вот это и была настоящая фамилия его «товарища».
  • «Вокзал для двоих» был признан лучшим фильмом в 1983 году, а Гурченко — лучшей актрисой. В том же году мелодраму удостоили приза за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль на рижском Всесоюзном кинофестивале.

Основано на реальных событиях

Сценарий Эльдар Рязанов писал вместе с соавтором Эмилем Брагинским, с которым на тот момент сотрудничал уже почти два десятилетия. Кинематографисты не афишировали тот факт, что в основу сюжета «Вокзала для двоих» легли сразу две реальные истории.

Первая — случай из жизни известного советского композитора Микаэла Таривердиева, который отчасти стал прообразом главного героя Платона Рябинина. Таривердиев взял на себя вину возлюбленной — актрисы Людмилы Максаковой, которая случайно насмерть сбила человека. Артист заявил, что за рулём был он, и попал под суд. За два года разбирательств отношения с Максаковой распались, а сам композитор не попал в тюрьму по амнистии.

Второй случай произошёл с поэтом Ярославом Смеляковым, автором стихотворения «Хорошая девочка Лида», прозвучавшего в фильме Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В начале 1950-х он отбывал срок в лагере как политзаключённый, к которым после смерти Сталина отношение было мягче, чем к другим осуждённым. Смелякова под расписку отпустили в «увольнение» — к друзьям Юлию Дунскому и Валерию Фриду, которые находились на поселении недалеко от лагеря. После застолья все трое проспали, не услышав будильник, и, чтобы поэт не опоздал на утреннюю поверку, Дунский с Фридом тащили его на себе. 

Скромность и разбитые колени

Снимали «Вокзал для двоих», как это нередко случается в кино, с конца — из соображений соответствия погоды. Без приключений не обошлось: в финальной сцене герои Басилашвили и Гурченко бегут с аккордеоном к воротам колонии, изнемогая от усталости и демонстрируя целый спектр эмоций — надежду, любовь, отчаяние, ведь Рябинину (как и Смелякову в реальности) во что бы то ни стало нужно вовремя оказаться на поверке.

На улице почти -30 °С. Актёры бежали по заснеженной дороге, оператора везли на санках. Чтобы камера не отставала от персонажей, в сани впряглись несколько человек из съёмочной группы. Поговаривают, что одним из них был сам Рязанов.

Басилашвили и Гурченко часто поскальзывались и падали, что положительно сказалось на эмоциональной составляющей сцены, но задумкой само по себе не являлось — просто дорога была действительно малопригодной для бега. Как вспоминал впоследствии Рязанов, у Гурченко от падений были «вдрызг разбиты обе коленки».

Немало сложностей вызвал и другой эпизод — поцелуй главных героев. Артисты познакомились всего за пару часов до начала съёмок, а Басилашвили, который славился скромностью, чтобы не сказать стеснительностью, не был готов целовать незнакомую женщину. Он заявил о своём недовольстве режиссёру и ушёл с площадки. Ситуацию спасла Гурченко.

Сюжет «Вокзала для двоих» интересен тем, что на фоне и без того не самой банальной истории персонажи по мере развития сюжета открываются всё с новых сторон и в корне меняют к себе отношение зрителя. Главный герой — музыкант Платон Рябинин — тайно едет из Москвы в Грибоедов повидать тяжелобольного отца. Он боится, что другого случая увидеться уже не будет, ведь героя с большой вероятностью ждёт тюремное заключение за ДТП со смертельным исходом, виноватой в котором была его жена, а Рябинин, чтобы помочь ей спасти карьеру на телевидении, взял ответственность на себя.

На вокзале провинциального городка Заступинска Рябинин идёт в ресторан, где у него возникает конфликт с местной официанткой Верой. Герой отказывается платить за обед («Чтоб я ел вот это?! Это уже один раз ели!») и из-за начавшегося скандала опаздывает на свой поезд. В результате серии злоключений Платон вынужден провести ещё два дня в Заступинске. Он лишается кошелька, пробует себя в роли торговца дынями и внезапно находит настоящую любовь. По ходу действия Платон, несколько высокомерный, раскрывается с иной стороны и оказывается благородным и самоотверженным человеком. Равно как и официантка Вера, поначалу производящая впечатление провинциальной хамки: на самом деле она отзывчивая и добрая женщина, вынужденная справляться со сложными жизненными обстоятельствами.

«Роль» вокзала города Заступинска, которого в реальности никогда не существовало, «сыграл» Рижский вокзал Москвы. Но проблемы возникли и тут: по замыслу Рязанова вокзал должен был быть транзитным — сквозным. Рижский же тупиковый. Потому часть сцен снималась в других локациях, например на станции Лосиноостровская в Москве и на Витебском вокзале в Санкт-Петербурге. Колонии и деревню сняли в Подмосковье.

Съемки в Москве

После утверждения сценария нужно было выбрать локации для съемок. Город Заступинск выл придуман, на географической карте такого места не существовало. А роль главного героя фильма «сыграл» Рижский вокзал. Его архитектура была бы превосходна для всех съемок, если бы не одно НО. По замыслу Рязанова через станцию, на которой пребывал пару дней главный герой, должны были проходить многие пассажирские и грузовые составы. Рижский вокзал нужной транспортной проходимостью не обладал, поэтому некоторые эпизоды перенесли в другие локации.

Так в одном из кадров кинофильма можно заметить платформу «Лосиноостровская», также был задействован пешеходный мост около Анадырского проезда. Отметился в «Вокзале для двоих» и Витебский вокзал, который, как известно, находится в Санкт-Петербурге.

Знаменитая сцена с продажей дынь, когда Платон стоит за торговым прилавком, снималась рядом с Тишинской площадью. В прежние годы здесь действительно был одноименный рынок, а сегодня на этом месте обосновался торговый центр «Тишинка».

Один из самых любимых зрителями эпизодов — сцену, в которой Олег Басилашвили катал Людмилу Гурченко на тележке по городу — снимали на Таганской площади.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: