Что такое звуки?
Этот остров очень загадочный. Что там видится на облачках?
Ответ: буквы в квадратных скобках, возле буквы ж — штрих.
Каждая буква называет звук. Буква Э, называет звук . Однажды ученые задумались, а как записать звук на письме, если мы его только слышим? И тогда были придуманы специальные правила записи звука – графическое начертание того, что мы говорим.
Ребята, посмотрите на эти правила и запомните их.
Звук в квадратной скобке пишем.
Так, как мы его услышим. А =
Буква мягкой может быть,
Когда нежнее чуть звучит.
«Мяу» — сказал мой кот устало,
Перед «я» мягкой стало.
Сверху ставьте запятую,
Маленькую и простую.
- Отличие букв от звука запомни: букву мы пишем, а звуки – слышим.
Буквы встали в слово в ряд,
Но совсем не так звучат.
В слове «пою» мы услышим,
Но с буквой «о» ее запишем.
Звук – это то, что мы слышим. Можно назвать разные виды звуков – жужжание, стук, мелодия. В русском языке это понятие связано с речью, когда мы произносим вслух букву, так получается звук.
Выделяют гласные и согласные звуки.
Что такое алфавит?
Слышите песенку, которая доносится с острова? Прислушаемся к ней. О чем это поют жители?
Как это интересно. Пора осмотреть окрестности. А вот и карта острова.
Эта карта непростая,
Это-русский АЛФАВИТ!
Буквы по местам расставит.
И порядок в нем царит.
Азбуку всем нужно знать,
Дружно в школе изучать!
Какой удивительный остров! Пожалуй, нужно выучить весь алфавит, знание букв поможет нам отработать умение читать.
Задание
Посмотри на картинку выше, вспомни или посчитай: сколько букв в русском алфавите?
Ответ: 33 буквы.
Пройдемся по острову. Здесь написано, как произошел русский алфавит.
Как это интересно! Но нужно расспросить жителей рассказать об этой истории еще подробнее. Нам навстречу кто-то идет, это вроде буква А!
А теперь ребята, послушайте историю, связанную с появлением алфавита, ее нам расскажет старейший житель города — Аз.
Сказание об алфавите
Появились на земле Русской великие ученые мужи, которые хотели сделать наше государство славным и могучим. Это были братья-монахи Кирилл и Мефодий. Свой путь они избрали благородный – сделать людей русских умными, всех грамоте обучить и письму. А до них не было еще единого порядка букв. Взяв за основу греческий алфавит, братья славно потрудились.
Они смогли упорядочить все буквы. Так появилась глаголица – первый алфавит, произошедший от слова «глаголить» — говорить.
А потом ее еще проще сделали и назвали кириллицей. 43 буквы вошли в этот алфавит. И каждую буковку выделили, дали свое название. Первые буквы названы были Аз, Буки – так слово Азбука и появилось.
Несколько столетий менялась эта азбука. Пережила много реформ. И ныне мы имеем совершенно новый, но очень удобный алфавит, который должен знать каждый ребенок.
Слава азбуке! Спасибо вам, Кирилл и Мефодий за бесценный дар людям.
Знаете ли вы, что раньше все книги были написаны вручную! Их писали монахи, тщательно прописывая каждую букву. Такую книгу писали год, а иногда и еще дольше. Написанную книгу мы бы даже не смогли отличить от печатной, ведь писали с соблюдением всех правил начертания. Создателей книг называли летописцами. Они были необычайно талантливы, трудолюбивы. Немало сил и терпения приходилось проявлять первым создателям рукописных книг.
Но вскоре Иван Федоров стал основателем книгопечатания. Появились печатные книги. Их создавали для обучения. В дальнейшем стали выходить и светские книги, которые приобретали знатные и богатые люди. С тех пор прошло много времени, книги стали повседневным предметом обихода, прочно вошли в нашу жизнь.
В настоящее время все буквы имеют два варианта начертания: печатный и прописной. Прописные буквы русского алфавита необходимы для быстрого письма. Печатные буквы используются в книгах и других изданиях. При этом, обучение выразительному чтению происходит при помощи печатных букв.
В первом классе вы будете развивать умение читать и писать прописные буквы.
Такое умение очень важно для каждого человека. Ведь писать печатные буквы долго и совершенно неудобно
Освоив замечательный способ быстрого письма, вы справитесь с переписыванием любого текста гораздо быстрее. Этот путь сложный, понадобится усердие и старание. Именно поэтому у любого человека формируется именно его уникальный подчерк.
Задание
Продолжите предложения
- Первые азбуки назывались … и ….
- Раньше все книги не печатали, а …
- Создатели азбуки — … и …
- Первым печатать книги стал …
- Буквы для быстрого письма — …
Ответы
- Кириллица и глаголица.
- Писали вручную.
- Кирилл и Мефодий.
- Иван Федоров.
- Прописные.
На этом наше приключение подошло к концу!
Азбука-загадка
А Есть на свете чудо-птица, Все хотят с ней подружиться, Лишь болотные лягушки Прячут головы в подушки И трясутся, дожидаясь, Что их там заметит… АИСТ.
Б Знают дети с малых лет Есть ли деньги или нет. Мы за деньги купим маме Так, без повода, – … БУКЕТ. Если денег мало очень, То хотя б один цветочек, Если денег вовсе нету, Нарисуем по букету.
В Вот коза, а с ней козёл, Дети – семеро козлят. Если кто-то очень зол – Съесть их всех, конечно, рад. Только это все без толка. Вы узнали злого… ВОЛКА?
Г Вдруг из неба за окошком Стало сыпать снежной крошкой, Занесло дома, тропинки, Застучали громко льдинки; В лужах таять не хотят. Что за диво? – Это… ГРАД.
Д Бывает так, случается, Родители теряются, Потом повсюду ходят, и ищут, и находят. Ведь ничего на свете Дороже нет, чем… ДЕТИ.
Е Нет кормушки у соседа… Птиц оставим без обеда? Эй, крылатые, сюда, Есть у нас для вас… ЕДА. – Это правда? – Да, да… Да?
Ё В новогодний праздник людям Елей мы рубить не будем. Купим с мамой зонт в иголках, – Вот искусственная… ЁЛКА!
Ж Солнце, море, южный край, Сели в поезд – и прощай! Ты подожди немного… ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, — Папин отпуск будет летом, Как мечтаем мы об этом!
З Ядовитая змея жалит ядом, знаю я. Но не вреден для людей Радостный, воздушный… ЗМЕЙ, На ниточке болтается и вьется, не кусается.
И Мама с папой – на работу, Я с бабулей – в детский сад. Я ходил(а) бы(б) и в субботу, — Папа с мамой не хотят. Не спешу идти домой, Очень занят(а) я…ИГРОЙ!
К Знает каждый из ребят Про веселых поросят: Дом построили. Надолго Проучили злого волка. В доме печка горяча И камин из… КИРПИЧА.
Л Даже дети знают твёрдо: У зверей не лица, — морды! И у львенка, и у львицы, У слоненка и тигрицы. С ними можно подружиться, И увидеть в мордах – … ЛИЦА.
М Что такое? В чём причины? Стала женщина мужчиной… Шум и хохот, песни, пляски, В карнавале кружат…МАСКИ
Н Храбрый заяц очень ловко Убегал от злого волка. Продолженье впереди. Ты смотрел… «НУ, ПОГОДИ!»
О Дырка от бублика, просто кружок, Нарисовать-ка попробуй, дружок, Справа – налево – к началу его, Ты познакомился с буквою… О!
Около, рядОм, Окрест и вОкруг – Из кОлеса получается круг. Около мамы. А рядом – друзья, Без этой буквы детишкам нельзя:,
Вот почему мы найдем букву « О» В фразе КОРОВА даёт …мОлОкО.
П Вместе с папой целый день Пылесосить мне не лень. Папа добр, я не проказник, — Маме самый лучший… ПРАЗДНИК!
Р Чтобы не носить в руках множество поклажи Помогает нам рюкзак. Всем, и детям даже. Груз носить нам не с руки даже днём, не ночью, — Искривляет позвонки, некрасиво очень. Знает даже иностранец: за спиною носят… РАНЕЦ.
Иллюстрации: ранец на девочке, ранец на мальчике.
С Целый день она стрекочет, А домой лететь не хочет И глядит во все глаза. Кто же это?.. СТРЕКОЗА.
Иллюстрации:фотографии разноцветных стрекоз
Т Я все крошки подмету, вымою посуду, И «спасибо» за еду я не позабуду. Суп не стану есть из мелкой, Мне глубокую… ТАРЕЛКУ.
У Как корабль, морские волны Гладит он, водою полный, То – на север, то – на юг, Замечательный… УТЮГ. Маячок зажегся, – значит, Мне не трогать, он горячий!
Ф Чемпион, спортсмен любой, ГИМН поет страны родной, За спиною вьется стяг, называется он… ФЛАГ, Красно-бело-голубой, часто виден нам с тобой, Очень важен для страны ГЕРБ родимой стороны.
Х Опустила ночь покровы, Завтра день начнется новый, В телевизоре – Каркуша, Там Степашка, Филя,.. ХРЮША И мультфильмы, между прочим, Скажут всем «Спокойной ночи!»
Ц Пони бегала по кругу, Тигру в пасть совали руку, А потом в цилиндре дядя Тётю распилил не глядя. Кошка ездила на мышках, Попугаи – на мартышках. Я к названью не привык, мы семьёй ходили в … ЦИРК!
Ч Чай привозят из Китая, Я большой, я точно знаю. Вы не знаете, случайно, – Наш компьютер – тоже… ЧАЙНЫЙ? Папа маме объяснял, трижды чайником назвал.
Ш Не колючки, не иголки – Распушила хвОю ёлка, А для городских детишек – Украшение из… ШИШЕК, Настоящих, смоляных, Твердых, глянцевых – лесных.
Щ Мы совсем не забияки, Просто – дети у собаки; Убегал я со всех ног, Догонял меня… ЩЕНОК. Мы с ним весело играли, Все игрушки пороняли. Ъ Ы Ь Это вовсе не пустяк – Твердый знак и мягкий знак. Помни: только злое сердце Не смягчается никак.
Мягкий знак любовЬ умножит, ЗлостЬ – смягчит иль уничтожит; Слово данное поможет Крепким сделать твердый знакЪ.
Между ними, посмотри, Разместилась буква «Ы».
-
грибы алфавит загадка
-
рыбы алфавит загадка
Иллюстрации: рыбы, грибы
Э Чемодан купили новый Мама с папой… Что ж такого? Лифт-работник весь багаж Отвезет на ваш… ЭТАЖ.
Ю Наша Жюлька, хоть мала, Но вертелась, как … ЮЛА, Всех она развеселила, — Так хвостом своим юлила.
Я Отчего-то бутерброд Мне совсем не лезет в рот, Я хочу наесться на год Сочных, зрелых, спелых… ЯГОД.
Иллюстрация: Азбука загадка. Клюква, Черника ,Клубника, Крыжовник.
Начало запоминания алфавита
Родители с удовольствием запечатлевают фото поделки буквы, выполненной их ребёнком. Начинается обучение алфавиту. Запоминание – какая буква как выглядит.
Приобретаются специальные папки с кармашками для букв. Они скоро пригодятся. И вот все дети в группе рисуют букву а.
Вот буква нарисована. Потом дети её вырезают. Также вырезают связанные с этой буквой явления, персонажи. Потом то же самое делают с буквой б. И с буквой в. Затем с буквой г. Воспитатели на этом останавливаются.
Потому что надо утвердить то, что приобрели. Запомнить. Для этого кто-то из малышей показывает картинку. К примеру, гриба. Дети должны угадать, хором сказать г. И каждый ребёнок показывает свою букву г, нарисованную им. Так начинается осваивание алфавита.
Буквы в русском языке
Наш корабль взял курс на остров «Буквоежка». Посмотрите, кто нас встречает! Будьте внимательны, что за знаки нарисованы на этих морских жителях?
Ответ: это дельфины, на них написаны буквы. А это значит, что мы сегодня изучаем буквы!
В русском языке всего 33 буквы, которые в совокупности составляют алфавит. Каждая буква обозначает определенный звук.
Буква – это символ, графический знак, который используется в письменности. Буквы нужны для того, чтобы отобразить все звуки на письме. Все слова состоят из букв. Буквы выглядят так: А, О, И, Р, З,Ж, К.
Прочтите стих! Правильно ли брат рассказал своей сестре, что такое буква?
Сестра учится писать,
Только ходит в детский сад.
Как-то раз ко мне пришла,
И тетрадку принесла:
«Милый брат! Мне помоги
И о буквах расскажи,
Я страдаю, что за знак,
Не пойму его никак!»
Взяли мы карандаши,
Говорю: «Садись, пиши.
Это буква – закорючка,
Это вот – чудная штучка,
Буквы – знаки для письма,
Изучай ты их сама!»
Но сестричка не отстала,
С букварем вновь прискакала:
«Братик, милый, покажи,
Букву А мне напиши!»
Вот уж тридцать дней подряд,
Учим буквы кое-как.
На самом деле, звуков больше, чем букв. А два звука: Ъ и Ь знаки – не называют звук, они служат для обозначения мягкости или твердости.
Итак, мы отправляемся на остров, где изучим буквы русского языка.
И он уже виднеется вдалеке!
Внимательно рассмотрите картинку.
На этом острове живут буквы. Дружные согласные. Есть и малыши крикливые, гласные, такие, которые голос всегда поднимают: «Оооо, ааа, ээээ!» Но с нашим приездом буквы попрятались. Догадайтесь, какие буквы можно отыскать на картинке?
Ответ: буквы в надписи-о,с,т,р,в,б,у,к,е,ж,к,а; буквы в названиях – ч – черепаха, ц-цветы, я-яйца, п-пальма, песок, к – кокос.
Запомните, ребята, все буквы алфавита делятся на две группы:
- буквы, обозначающие гласные звуки;
- буквы, обозначающие согласные звуки.
Полезный совет
Многие ребята путают согласные и гласные. Для того чтобы их отличать, нужно выучить все буквы русского алфавита. Вам поможет таблица, созданная своими руками. Нарисуйте все буквы и приклейте их на стену. Каждый день повторяйте их и тогда вы точно не перепутаете гласные с согласными.
Поиграем с островитянами! Назовите все буквы, которые здесь спрятались.
Ответ: я, е, и, г, у, ю, э, с, ф, м, к, д, в, е, б, ы, ь, ъ, з, х, о, ч, а, л, р, ш, щ, ц, п.
Пожелаем жителям острова всего самого доброго и отправимся к их соседям – звукам!
Вперед, по волнам, к острову «Звукослов»
Загадки про букву Б
Баран, баран, зачем баран
Ты сильно стукнул в барабан?
Играл бы лучше на трубе,
Учил бы с нами букву …
(Буква Б)
В небе есть – в земле нет,
В бабе – две, в мужике – ни одной.
Прям за «А» шагает следом,
И, полакомясь обедом,
Важно ходит у ворот,
Показав большой живот.
Все барашки букву знают,
Только чуточку смягчают.
Известно мне да и тебе,
Что эта буква — буква …
Барабан, баран и бык, буква, баба, базилик.
Что за буква алфавита впереди всех слов звучит?
Два барашка-братца
Вышли пободаться.
Положи конец борьбе –
Преврати их в букву…
Веселый, толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква…
Каждый барашек скажет тебе,
Очень уж любят они букву …
Эту букву любят гномы,
Книги называют домом,
А она, одевшись в мех,
Прячет под листвой орех.
(буква Б: Белоснежка, библиотека, белка)
Эта буква с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Наш барашек букву знает,
Только чуточку смягчает, –
Я, пока его учил,
Сам ее почти забыл.
Потерялась эта буква
Не найти её нигде,
В барабане — есть она,
И в баране есть она
В бабочке она летает,
В слове «бабушка» зевает
В бегемоте – спит в воде,
Что за буква это?
(Буква Б)