Роль Ь и Ъ в русском языке
Сделаем остановку на станции «Исторической» и отправимся в гости к друзьям: мягкому и твёрдому знакам.Они похожи внешне, только у Ъ имеется небольшой хвостик. Значение у них разное. Буквы сами объяснят, почему не имеют звуков, и какую роль выполняют в языке.
Давайте сначала послушаем, что расскажет Ь.
А теперь послушаем рассказ Ъ.
Ребята, звуки записывают с помощью букв. В ряде случаев произнесение слова и его буквенная запись не совпадают. Слово может содержать звуков больше, чем букв: в слове «ёлка» 4 буквы, но 5 звуков, ё – йотированная гласная буква, даёт два звука – , . Другие примеры:
1) «грузчик» – букв 7, а звуков 6, потому что 2 буквы «з», «ч» произносятся как 1 звук «щ»;
2) «мать» – 4 буквы, но 3 звука, потому что Ь звука не имеет;
3) «подъезд» – 7 букв, 7 звуков, при этом Ъ звука не имеет, а буква «е» даёт 2 звука , .
Чтобы определить количество звуков в слове, их произношение, делают транскрипцию: записывают звук в квадратных скобках. Обязательное условие:писать звуки,как они слышатся:семья – , телефон – , лень – , батальон – .Запятая, которая ставится сверху справа от согласной, –знак мягкости звука.
Вы уже знаете о правиле переноса слова: нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку одну букву. Неправильно: к-ошка, кошк-а, правильно: кош-ка.
А как же быть с мягким знаком? Если в слове есть мягкий знак, он переносится вместе с согласным. Например, слова: мальчик, зорькас мягким знаком в середине слова для переноса с одной строки на другую делим так: маль-чик, зорь-ка. Аслова с Ь на конце: апрель, бежать разделим для переноса вот так: ап-рель, бе-жать. Мягкий знак присоединяется при переносе к предшествующему согласному.
Запомнили? Тогда двигаемся дальше.
Как не ошибиться с написанием мягкого знака в середине и конце слова?
Мягкий знак, стоящий в конце слова, нужен для того, чтобы смягчать впереди стоящий согласный.
Примеры: уголь, соль, моль, тюль, боль, удаль, штиль, утиль, учитель, пароль.
Звуки ч, ж, ш по канонам русского языка мягкими быть не могут априори, но мягкий знак в некоторых случаях после них может ставиться. Он не смягчает впереди стоящий согласный, а нужен для сохранения грамматической формы. Давайте разберемся, при каких случаях это может происходить:
- Существительные женского рода (рожь, тишь, мышь).
- Глаголы во всех формах (стечь, беречь, строишь, моешь).
- У наречий, оканчивающихся на ч и ш (навзничь, сплошь) и у одного наречия на ж (настежь).
Когда не нужно ставить мягкий знак после шипящих:
- Существительные мужского рода (камыш, гараж, страж).
- Краткие прилагательные (хорош, пригож, свеж).
- Наречия на ж кроме настежь (невтерпеж, замуж, уж).
- Существительные женского рода во множественном числе родительного падежа (груш, туч, куч).
Загадки о здоровье
Чтобы не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
Делай каждый день… (зарядку)
Болеть мне некогда друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И очень я собою горд,
Что дарит мне здоровье… (спорт)
Этот дом многоэтажный
Чистый, светлый, очень важный.
Встретишь разных здесь врачей.
Лечат взрослых и детей.
Будете лежать в постели,
Коль серьезно заболели.
Не хотим здесь очутиться!
Где, скажите-ка? (В
больнице)
Педиатра ты не бойся,
Не волнуйся, успокойся,
Не капризничай, не плачь,
Это просто детский… (врач)
Стать сильнее захотели?
Поднимайте все… (гантели)
В этом светлом магазине
Ты увидишь на витрине
Не одежду, не продукты,
И не книги, и не фрукты.
Здесь микстура и таблетки,
Здесь горчичники, пипетки.
Мази, капли и бальзамы
Для тебя, для папы с мамой.
Для здоровья человека
Открывает дверь — … (аптека)
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или уложу в кровать,
Или разрешу гулять. (Градусник)
Для царапинок Алёнки
Полный есть флакон… (зеленки)
Хоть ранку щиплет он и жжёт
Лечит отлично рыжий… (йод)
Белая река
В пещеру затекла,
По ручью выходит —
Со стен всё выводит. (Зубная
паста)
Худая девчонка —
Жесткая чёлка,
Днём прохлаждается.
А по утрам да вечерам
Работать принимается:
Голову покроет
Да стены помоет. (Зубная
щётка)
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, – разрешит погулять. (Доктор)
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная
щетка)
* * *
В овощах и фруктах есть.
Детям нужно много есть.
Есть ещё таблетки
Вкусом как конфетки.
Принимают для здоровья
Их холодною порою.
Для Сашули и Полины
Что полезно? – ... (Витамины)
Бормашины слышен свист —
Зубы лечит всем… (дантист)
Кто для блага всех людей
Кровью делится своей? (Донор)
Мы собрали интересную коллекцию детских загадок про здоровье человека с ответами, а также познавательные пословицы и поговорки для ваших детей.
Народная «сокровищница» мудрости – загадки с ответами, пословицы и поговорки – будет весьма интересна для подростков и дошкольников. Разгадывая загадки, ребенок развивает воображение, укрепляет память, а детские пословицы и поговорки расширяют его кругозор, объясняют, что хорошо для здоровья человека, а что плохо, учат ценить жизнь.
Забавные детские загадки с ответами, мудрые народные пословицы и поговорки помогут вам вложить в память детей простейшие правила ухода за собой и воспитать любовь к здоровой жизни, научить правильно питаться. Ваша задача заинтересовать ребенка и преподнести ему полезную информацию в игровой форме.
Именно в игре воображение и память детей максимально открыты новым знаниям и экспериментам. Придумывайте тематические игры, обыгрывайте ситуации «малыш болен» или «в больнице», одновременно разгадывайте загадки, заучивайте легко запоминающиеся пословицы.
Обязательно поясните малышу смысл каждой поговорки. Возьмем для примера фразу: «Лук от всех недуг». Сначала ребенку нужно объяснить, что такое «недуг», а потом поговорить о полезных веществах, которые содержатся в луке. Расскажите, как этот овощ помогает нам побороть болезнетворные микробы. Вы удивитесь, насколько быстро малыш запомнит эту пословицу.
- Береги платье снова, здоровье смолоду.
- Болезнь ищет жирную пищу.
- Брюхо больного умнее лекарской головы.
- Боль весть подает, потому покоя не дает.
- В вине больше погибают, чем в море утопают.
- В дом, куда не заглядывает солнце, заглянет врач.
- В грязи жить — чахотку нажить.
- В стоячей воде всякая нечисть заводится.
- Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни.
- В доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен.
- Горьким лечат, сладким калечат.
- Гляди в ноги: ничего не найдёшь, хоть нос не расшибёшь.
- Держи голову в холоде, живот в голоде, ноги в тепле.
- Двигайся больше, проживёшь дольше.
- Ешь чеснок и лук — не возьмёт недуг.
- Жарок день — уйди в тень.
- Живешь каково и здоровье таково.
- Затхлый воздух и грязная вода для здоровья беда.
- Здоровье не купишь — его разум дарит.
- И старым и молодым вреден табачный дым.
- Какие мысли такие и сны.
- Когда болеешь — жаль себя, а поправишься — жаль истраченных денег.
- Лучше сорок раз вспотеть, чем один заиндеветь.
- На всякую болезнь зелье вырастает.
- Недосыпаешь — здоровье теряешь.
- От перееданья люди умирают чаще, чем от голода.
- От наркоты не жди доброты.
- После обеда полежи, после ужина походи.
- Сердобольный врач ухудшает страдания.
- Сладко есть и пить, по врачам ходить.
- Самого себя лечить, только портить.
- Сто болезней начинаются с простуды.
- Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
- Хорошее лекарство горько на вкус.
- Хочешь кашлянуть, рот прикрыть не забудь.
- Чем от боли ныть, лучше лекарства пить.
Загадки про курицу
Явился в желтой шубке:
— Прощайте, две скорлупки!
Цыпленок
ОТГАДКА
Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
Курица с цыплятами
ОТГАДКА
У матери двадцать деток,
Все детки — однолетки.
Курица с цыплятами
ОТГАДКА
Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Цыпленок
ОТГАДКА
Явился в желтой шубке:
— Прощайте, две скорлупки!
Цыпленок
ОТГАДКА
Наша милая подружка,
Даст нам перьев на подушку,
Даст яичек для блинов,
Куличей и пирогов.
Курица
ОТГАДКА
Заявляю всем подряд —
Отойдите от цыплят.
У меня хоть внешность птицы,
Но характер, как у львицы.
Наседка
ОТГАДКА
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.
Курица
ОТГАДКА
Что разделяет мягкий знак?
Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: . Эта тема изучается еще во 2 классе и обычно не вызывает сложностей в отношении правописания, но ошибки в фонетическом разборе не редкость. Давайте рассмотрим примеры:
Статья –
Пьёт –
Вьюга
Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е – , ё – ]й’о], ю – , я – .
В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного перед Е, Ё, Ю, Я, иногда и перед И (если слышится звук ). При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу
Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!
Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Наш поезд прибыл на станцию №1. Но здесь случился переполох! Вместе с нами в поезде ехали согласные звуки. На вокзале им нужно пересесть: мягким согласным в автобус с мягкими сиденьями, а твёрдым – в автобус с твёрдыми сиденьями. Возле автобусов находятся гласные звуки. Ориентируясь на них, согласные должны занять места.
Но мягкие и твёрдые согласные звуки забыли, к каким гласным идти.
Поможем им? Чтобы решить задачку, надо вспомнить, какие гласные смягчают согласные, а какие делают их твёрдыми.
Согласные всегда твёрдые, если за ними пишутся буквы А, О, У, Ы, Э. Например: вата, мост, куртка, выдра, мэр.
Согласные звуки будут мягкими, если за ними следуют буквы Е, Ё, И, Ю, Я: лес, пёс, киса, тюк, мята. Первые согласные в каждом из этих слов произносятся мягко , , , , .
А теперь посмотрите на картинку и сделайте правильный выбор.
Верный ответ:
- Гласные Е, Ё, И, Ю, Я смягчают согласные. Значит, красный автобус с этими буквами имеет мягкие сиденья. В него сядут мягкие согласные.
- Буквы А, О, У, Ы, Э делают согласные твёрдыми. Следовательно, жёлтый автобус предназначен для твёрдых согласных, и имеет твёрдые сиденья.
Мы помогли согласным звукам. Но почему же к нам направляется этот важный профессор? Он, наверное, хочет что-то сообщить.
Ну, что ж, ребята, сделаем выводы:
- В русском языке буквы и звуки делятся на две группы: гласные и согласные.
- Образование согласных звуков происходит при помощи голоса и шума.
- Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
- При образовании мягких согласных участвует язык. Сравните пару слов: бак – бег. В первом слове согласный образуется при участии губ, звук произносится твёрдо . Во втором варианте при произнесении звука язык устремляется к нёбу, получается мягкий звук .
- На письме мягкость согласных обозначается гласными буквами: Е, Ё, И, Ю, Я и мягким знаком: весна, вёсла, пила, люлька, вяз, корень.
Закрепили правила? Поезд сигналит об отправлении, нам пора в дорогу!
Особенности употребления в иностранных словах
Разделительный мягкий знак (правило употребления приведено в следующем разделе) будет придавать два звука букве далеко не во всех случаях. Ведь если взять в качестве примера слово «батальон», то можно увидеть, что буква «о» имеет один одноименный звук, а знак лишь придает «н» мягкость. Однако «ь» все равно является разделительным, поскольку он находится в середине слова. Однако такая особенность наблюдается лишь в тех словах, которые изначально были заимствованы из другого языка. Вот несколько интересных примеров:
- павильон;
- котильон;
- каньон;
- почтальон;
- шампиньон;
- медальон;
- бульон.
Для русского языка употребление «ь» перед гласной буквой «о» является нетипичным, поэтому практически во всех случаях таким образом можно почти безошибочно определить, где в тексте находится слово, заимствованное из иностранного языка. Это можно назвать негласной четвертой ролью этой интересной буквы.
Закрепим новые знания на практике
- Подберём слова с мягким знаком к следующим словам: кон, брат, мел, жар, шест, банка, уголки.
Проверим: кон — конь, брат — брать, мел — мель, жар — жарь, шест — шесть, банка — банька, уголки — угольки. Как мы видим, изменилось значение слов, согласный звук стал мягким, изменилось количество букв, а количество звуков осталось прежним.
- Выпишем следующие слова в таблицу: носик, есть, котик, курица, зорька, пальма, Вася, рис, сталь, пальто, василёк, пыль. В первый столбик запишем слова, в которых мягкость согласного звука обозначается буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Во второй — слова, в которых мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.
Зачеркнём слова, в которых не нужно было писать букву «Ь» (мягкий знак). ПАЛЬТО, ПАЛЬКА, КОНЬКИ, ЗОНЬТЫ, СОСУЛЬКА, ВЕШАЛЬКА, СТУПЕНЬКИ, ПЕСЕНЬКА, ЛЕСЕНЬКА, ЛИСОНЬКА, ОЛЕНЬ, ОБЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ГЛОБУСЬ.
Проверим: ПАЛЬТО, ПАЛЬКА, КОНЬКИ, ЗОНЬТЫ, СОСУЛЬКА, ВЕШАЛЬКА, СТУПЕНЬКИ, ПЕСЕНЬКА, ЛЕСЕНЬКА, ЛИСОНЬКА, ОЛЕНЬ, ОБЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ГЛОБУСЬ.
- Вставим букву и разделим слова для переноса: пал…то, бол…ница, мал…чик, рел…сы, васил…ки, жил…цы, школ…ники, тонен…кий, белен…кий, серен…кий, учител…ница.
Проверим: Во всех словах нужно писать мягкий знак — показатель мягкости согласного звука. Для переноса слова делим так: паль-то, боль-ни-ца, маль-чик, рель-сы, ва-силь-ки, жиль-цы, школь-ни-ки, то-нень-кий, бе-лень-кий, се-рень-кий, учи-тель-ни-ца.
- Выпишем в столбик слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясним, почему мы так сделали, укажем количество букв и звуков. Малыши, банька, носок, сок, конь, олень, гусь, рыбаки, портфель, утро.
Проверим:
Банька — 6 б., 5 зв.
Конь — 4 б., 3 зв.
Олень — 5 б., 4 зв.
Гусь — 4 б., 3 зв.
Портфель — 8 б., 7 зв.
В этих словах звуков меньше, чем букв, потому что мягкий знак не обозначает звука.
А ещё закрепить свои знания, довести их до автоматизма можно, занимаясь на онлайн-тренажёрах образовательной платформы iSmart. Изучение русского языка станет интересной, увлекательной игрой, облегчит прохождение школьной программы и поможет в обучении.
Вот так выглядят на платформе задания на закрепление темы «Мягкий знак»:
Бывают случаи, когда после буквы, передающей мягкий согласный, мягкий знак на письме не нужен, например: кости, грызть, пенсия, бантик. Буква Ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ, в частности, перед суффиксами −чик, −щик, −щин (а). Например, нянчить, одуванчик, стаканчик, птенчик, каменщик, банщик. Но это тема другого урока, мы разберём её позже.
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова можно проверить по орфографическому словарю. Он главный помощник в грамотном письме. Не ленитесь работать со словарём, и вас ждёт успех!
Тренируйте навыки своего ребёнка на образовательной платформе iSmart, это поможет закрепить на практике изученные в школе темы, освоить сложные правила русского языка легко, интересно, увлекательно.
iSmart — лучший способ совершенствовать свои знания по всем предметам школьной программы, подготовиться к контрольным, проверочным работам, ВПР, олимпиадам, а также изучить дополнительные предметы, не вошедшие в школьную программу.
Регистрируйте ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься!
Смешные загадки в стихах
Поднять настроение, привести ум и смекалку в тонус помогут смешные загадки. Их любят дети разных возрастов.
***
Ночью вьюга выла, выла,
Кучи снега навалила.
Снег лопатой расчищаем.
О, опять идет сначала.
Что за время года это?
Ой, ребята, может лето?
(Зима)
***
Говорил сегодня Петя,
Чтобы я держал в секрете,
То, что десять больше ста,
А один меньше нуля. (Десять меньше ста, а нуль меньше одного)
***
У Мальвины есть собака
И зовут ее Батон.
Дети, вы мне подскажите
Пес Мальвины это он? (Нет. У Мальвины пес Артемон)
***
Поет кукушка по утру:
— Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! (Петух)
***
Красивой трелью попугай
Всю ночь сегодня распевал. (Соловей, а не попугай)
***
Ела сладкий я лимон,
Может быть так сладок он? (Нет. Лимон кислый)
***
Карандашом рисую я картину,
Для этого я краски развожу.
Поля и лес, высокую вершину
Карандашом я красками пишу? (Кистью, а не карандашом)
***
А недавно бегемот
Пил из ложечки компот.
Разве может бегемот
Пить из ложечки компот? (Не может)
***
Представляете две цапли
Пили из стакана капли.
Разве могут птицы цапли
Из стакана выпить капли? (Нет. Не могут)
***
А зеленый крокодил
По бульвару проходил.
Не ходи здесь крокодил,
Возвращайся в речку…! (Нил)
Загадки для детей про предметы
В руки ты меня возьми,
Прыгать поскорей начни.
Раз прыжок и два прыжок,
Угадай, кто я, дружок?
(Скакалка)
Я на праздник спешу,
Их за ниточку держу:
Красный, жёлтый, голубой —
Плывут над головой,
Лучше нет для детворы,
Чем воздушные…
(Шары)
А на даче иногда
Может встретиться беда.
Разобьёшь коленку если,
Не найдёшь его полезней!
Хоть немного и пожжёт,
Но зато поможет…
(Йод)
Легче пуха я летаю,
Ярче радуги сеяю.
Раздуваюсь вширь
Потому что я …?
(Пузырь)
Хлоп — и конфета стреляет, как пушка?
Каждому ясно: это — …
(Хлопушка)
Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь — я рада стуку.
Но одного я не прощу —
Коль не подашь мне руку.
(Дверь)
Полежит он без внимания
Целый день в твоем кармане.
Без него домой придешь —
В дом не попадешь.
(Ключ)
Деревянная дорога
Вверх идёт отлого.
Что ни шаг — то овраг.
Что это за дорога:
Кто по ней идёт —
Тот хромает?
(Лестница)
- Стихи про детский сад
- Стихи про детей
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.
И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование
Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.. Поддержите «Правмир» сейчас
Поддержите «Правмир» сейчас.
ПОДДЕРЖАТЬ
Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.
«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.
Сейчас ваша помощь особенно нужна.
ПОМОЧЬ
Загадки про букву Н
Веселые буквы. Алфавит
Носорог нашёл носок,
Но надеть его не смог.
Он к носку попался в плен
На картинке с буквой… (Н)
Возле речек и болот Этот тучный зверь живёт. На носу имеет рог Африканский … (Носорог)
Семь ребят на лесенке Заиграли песенки. (Ноты)
Дышат им, он на лице, Каждый знает по себе. Он краснеет, коль мороз, Как зовут его друг? (Нос)
В дождь и в жаркую погоду Нам насос качает воду. Кач-кач! Кач-кач! Моем руки, моем мяч, Чтоб насосик не скучал, А качал, качал, качал! Накачал воды он всем, Превратился в букву… (Н)
Неваляшке Насте Не страшны напасти, Слезы лить не станет – Коль упадет, так встанет, И предпочитает всем Букву алфавита … (Н)
Алгоритм для самопроверки
Дабы научиться правильно различать слова с разделительными знаками (твердым и мягким), а также смягчающими буквами, следует разобрать несколько примеров на практике, используя определенный алгоритм действий. Вот небольшая инструкция, которая будет особенно полезной для начинающих писателей и учеников средних классов:
- Выписать слово на тетрадь и взять в руки карандаш.
- Взглянуть на характеристику слова и его роль в предложении.
- Определить часть речи с помощью вопроса и значения конструкции.
- Провести морфемный разбор, пытаясь видоизменить не или иные части (корень, суффикс, приставку).
- Вспомнить о возможных исключениях.
- Сделать выводы и написать правильную букву.
Как показывает практика, правила значительно быстрее запоминаются учащимся в том случае, если он провел кое-какие задания, предназначенные для закрепления материала. Так что стоит разобрать на практике один-два интересных примера, используя описанный алгоритм действий. Можно даже выполнять упражнение сразу с двумя словами, чтобы было более интересно: «из…езженный» и «кальян»:
- Выписав примеры на тетрадь, необходимо для начала определить часть речи. Первое — причастие, второе — существительное.
- Далее необходимо провести разбор по составу определить, где у слов кончается корень и начинаются приставки. В случае с «кальяном» все более-менее просто — корнем является все слово. А вот первый пример может вызвать затруднения. Хотя достаточно вспомнить от чего образовываются причастия — «ездить» — то есть корнем является «езж» (происходит чередование, далее идет стандартный суффикс «енн», а впереди стоит приставка «из».
- Согласно правилам, необходимо написать в первом примере разделительный твердый знак, а во втором — мягкий.
- Слова также не являются исключениями.
Найти разделительный «ь» не так уж сложно, как может показаться с первого взгляда. Самое главное — помнить то, что гласят правила, а также как можно больше практиковаться с различными примерами. В этом случае даже самые хитрые конструкции не смогут поставить писателя в замешательство.