Есть ли праведники в нашей жизни сочинение очарованный странник

«тема праведничества в русской литературе» (по произведениям н.с. лескова «очарованный странник» и а.и. солженицына «матрёнин двор»). выполнила ученица. - презентация

Анализ «Очарованного странника», главный герой

События повести происходят на Ладожском озере, где повстречались путешественники, целью которых является Валаам. Познакомимся с одним из них — конэсером Иваном Северьянычем, который облачен в подрясник, он и поведал остальным, что с юности имеет чудесный дар, благодаря которому может приручить любую лошадь. Собеседникам интересно послушать историю жизни Ивана Северьяныча.

Герой «Очарованного странника» Иван Северьяныч Флягин начинает рассказ с того, что его родина — Орловская губерния, родом он из семьи графа К. В детстве ужасно полюбил лошадей

Как-то раз забавы ради он так избил одного монаха, что тот умер, откуда видно отношение главного героя к человеческой жизни, что важно в «Очарованном страннике», анализ которого мы сейчас делаем. Далее главный герой рассказывает о других событиях своей жизни — удивительных и странных

Очень интересно в общем отметить последовательную организацию повести. Почему можно определит её, как сказ? Потому что Лесков построил повествование как устную речь, которая имитирует импровизационный рассказ. При этом воспроизведена не только манера главного героя-рассказчика Ивана Флягина, но и отражена особенность речи других персонажей.

Всего в «Очарованном страннике» 20 глав, первая глава — это некая экспозиция или пролог, а другие главы рассказывают непосредственно историю жизни главного героя, и каждая из них оконченная история. Если говорить о логике сказа, то видно, что ключевую роль здесь играет не хронологическая последовательность событий, а воспоминания и ассоциации рассказчика. Повесть напоминает канон жития, как высказываются некоторые литературоведы: то есть сначала мы узнаем о детских годах героя, затем последовательно описывается жизнь, также видно, как он борется с соблазнами и искушениями.

Тема

  • В повести «Очарованный странник» основной является тема праведничества. Книга заставляет задуматься о том, что праведник – это не тот, кто не грешит, а тот, кто искренне раскаивается в грехах и желает искупить их ценой самоотречения. Иван искал правду, оступался, ошибался, страдал, но Богу, как известно из притчи о Блудном сыне, дороже тот, кто вернулся домой после долгих странствий в поисках истины, а не тот, кто не уходил и все принимал на веру. Герой праведен в том смысле, что все воспринимал, как должное, не противился судьбе, шел, не роняя достоинства и не жалуясь на тяжелую ношу. В поисках правды он не сворачивал ни к выгоде, ни к страсти, а в финале пришел к истинной гармонии с собой. Он понял, что высшее его предназначение – пострадать за народ, «за веру умереть», то есть стать чем-то большим, чем он сам. В его жизни появился великий смысл – служение родине, вере и людям.
  • Тема любви раскрывается во взаимоотношениях Флягина с татарками и Грушей. Очевидно, что автор не представляет себе этого чувства без единодушия, обусловленного одной верой, культурой, парадигмой мышления. Хоть героя и облагодетельствовали женами, он не смог полюбить их даже после рождения совместных детей. Груша тоже не стала для него любимой женщиной, потому что его в ней увлекла лишь внешняя оболочка, которую он сразу же захотел купить, бросив казенные деньги к ногам красавицы. Таким образом, все чувства героя обратились не к земной женщине, а к абстрактным образам родины, веры и народа.
  • Тема патриотизма. Иван не раз хотел умереть за народ, вот и в финале произведения он уже готовился к будущим войнам. Кроме того, его любовь к родине воплотилась в трепетной тоске по отечеству на чужбине, где он жил в комфорте и достатке.
  • Вера. Огромное влияние на героя оказала православная вера, которой пронизано все произведение. Она проявила себя и в форме, и в содержании, ведь книга напоминает житие святого, как композиционно, так и в идейно-тематическом плане. Лесков считает православие фактором, определяющим многие свойства русского народного характера.

Праведник, кто это

Вернёмся к статье, и построим определение, что такое праведник.

Можно, конечно, взять и религиозную составляющую слова праведник.

Но я исхожу из того, что это моральный критерий для человека и не обязательно должен исходить от бога, например, принцип воспитания в семье, в школе, в обществе.

Перевод изъяснения в церковную плоскость, зачастую уводит человека от истинно праведного пути. Но и церковь говорит, что праведник – это не монах, а человек, живущий обычной мирской жизнью.

Праведник в жизни – человек спокойный, безмятежный, живущий в мире с окружающими его людьми и с самим миром, но и в себе он справедлив, честен и добр, на оскорбления не отвечает, обладает качеством смирения. Это прекрасно видно, праведник такой, какой есть, не на показ, он просто не знает другого состояния жизни.

5 стр., 2373 слов

Русские праведники в произведениях Н.С.Лескова

… не приуменьшая значение последних. Наиболее известен рассказ Лескова из цикла о “праведниках” “Человек на часах”, тоже относящийся к николаевской эпохе … происшедшего. И каждый получает свое: офицер- орден, а рядовой Постников двести розог. Даже сам владыка ,в котором читатели узнали … и формах. Отныне он довольно придирчиво отзывается о людях, так или иначе связанных с государством- хотя бы по долгу …

Сила их нравственного примера велика. Говорят в народе, «не стоит село без праведника». Их сила в их чистоте и детской непосредственности мудреца. В религии часто таких людей называют святыми, но сейчас это не обязательно так.

Объясняю. Когда в сан святых стали назначать не всегда праведные священники, понятие святого, как должно, кануло в лету. Выбирая в святые кого попало, не понимают святые отцы, что принцип праведников и героев укрепляют любую веру, но истинные праведники и герои.

Сочинение по произведению Очарованный странник Лескова

Среди портретов людей из народа, созданных в произведениях Н.С. Лескова, герой повести «Очарованный странник» Иван Флягин проживает едва ли не самую многострадальную жизнь. В его судьбе столько суровых испытаний, что выдержать их под силу только очень сильному физически и крепкому духовно человеку. Не случайно автор уподобляет его былинному богатырю Илье Муромцу: широтой души, могучей силой и беспредельной терпеливостью.

О незаурядности и недюжинных способностях Ивана Северьяновича можно судить уже по тому,что из самых низов народа бывший крепостной конюх-кучер вышел в благородное офицерское звание; был награждён Георгиевским крестом за личное мужество после того как переплыл ледяную речку, воюя на Кавказе, и спас из безвыходного положения армейских товарищей.

Автор встречает Флягина, когда тому уже 52 года и он выглядит крепким мужчиной, хотя его голова совершенно седая. У него обветренное смуглое, по-детски открытое лицо, что располагает слушать его повесть о странствиях по жизненным дорогам. Не зная матери, которая умерла в родах, герой с малых лет был при отце-кучере, помогая содержать лошадей, править ими.

Мальчик случайно стал причиной гибели заснувшего монаха, которого Иван стегнул, желая разбудить, а тот с перепугу скатился с воза под колёса телеги. Неизвестно, что больше повлияло: собственное раскаяние и угрызения совести или пророчество приснившегося монаха пройти тяжёлый путь, чтобы в конце послужить Богу в монашеском чине, но только герой потерял покой. Река жизни понесла его по перекатам, заводила в омуты, кружила, тянула на дно, но он оказался непотопляемым.

Флягин мог погибнуть, когда чудом остановил экипаж на краю пропасти. После заслуженной награды он впал у барина в немилость и был отправлен в камнедробильню. Адский труд, при котором надо было стоять на коленях, почти искалечил его здоровье.

Согласившись украсть для цыгана лошадь из барского табуна, Иван вынужден был бежать. Жизнь уготовила ему много ролей. Он нянчил у польского пана ребёнка, но отдал его матери, пожалев женщину, и опять бежал. Узнав о татарской борьбе, принял вызов и победил на жесточайших условиях, когда в живых остаётся один.

Самое тяжёлое испытание – татарским пленом – затянулось на 15 лет и было невыносимо не столько физически из-за искалеченной татарами («подщетиненной») стопы, сколько невозможностью привыкнуть к унылому безрадостному виду голой выжженной степи. Иван Флягин не мог смириться с мыслью дожить и умереть на чужой земле. Она не стала ему родной, хотя была семья, четыре жены и дети.

Сама судьба помогла герою бежать на родину. Сбылся и пророческий сон: переживание своей вины за погубленные жизни, глубокое раскаяние в грехах привели Ивана Северьяновича в монастырь.

Но ему не суждено нигде бросить якорь и остаться на одном месте. Писатель с глубокой симпатией изобразил человека с ищущей, смятенной душой. Его герой стал странником-богомольцем, бредущим по жизни и очарованным её многообразием и красотой. В его душе живёт надежда послужить защитником простого народа на войне и погибнуть как воин. Это оправдывает писательское сравнение его с богатырём Ильёй Муромцем, сделанное в начале повести и воплощённое в поступках и стремлениях героя.

Несколько интересных сочинений

Рассказ является составной частью литературного сборника писателя под названием «Книга рассказов и стихотворений» и впервые публикуется в начале двадцатого века.

Левитан Исаак Ильич – известный российский художник, член общества передвижников. Прославился в написании пейзажей. Родился в 1860 году в Литве. В 1870-х годах семья Левитан переезжает в Москву.

Доброта и великодушие. На первый взгляд эти два понятия имеют одинаковое значение. Оба означают помощь и поддержку. И всё-таки в них есть существенная разница.

Произведение посвящено новым идеям, проникших в Росси девятнадцатого века. В образах его героев автор показывает разные стороны противоположных убеждений, господствовавших тогда в обществе.

К семнадцати годам Маша стала настоящей красавицей. Девушка не имела подруг, она любила проводить время в библиотеке за чтением романов.

Основная идея

Главный замысел автора заключается в том, чтобы раскрыть душу русского народа сквозь призму простого мужика. Зачастую его поступки нелогичны и откровенно легкомысленны, но, что хуже всего, они совершенно непредсказуемы. Их невозможно объяснить с  точки зрения логики и здравого смысла, поскольку внутренний мир простого, казалось бы, и необразованного мужика оказывается настоящим лабиринтом, в котором легко можно заблудиться. Но даже в самой сложной, запутанной ситуации всегда на помощь приходит свет, способный вывести человека на верный путь. Для русского народа этим светом является православие – сильная, непоколебимая вера в то, что душа будет спасена, даже если жизнь была омрачена греховным поступками. Таким образом, Лесков подводит к мысли о том, праведником может стать любой человек, если в его сердце есть место для Бога, и он искренне раскаивается в совершенных дурных поступках. Как никто другой из русских писателей, Николай Семенович смог понять и максимально точно отразить всю сущность русского духа. В простом мужике, который является воплощением всего русского народа, он видит чистую, не замутненную условностями и сомнениями веру, которую многие отрицают. Душа русского народа открыта для спасения, для настоящего чуда. Она до последнего ищет в окружающей действительности нечто непостижимое, святое, духовное.

Особенность книги заключается в том, что автор мастерски вписывает библейскую притчу о блудном сыне в современные для него декорации. Таким образом он хочет показать, что христианская мораль – вне времени, она не перестает быть актуальной в любом историческом отрезке. Так же, как и блудный сын, Иван покинул отчий дом, устав от надоевшего уклада. Но на тот момент он не знал, что его настоящим домом была не барская усадьба, а церковь. Флягин отдалился от Господа, предаваясь грешным радостям и все больше погружаясь в пучину разврата и порока. Его жизнь была полна досадных случайностей, и таким образом Лесков решил показать, насколько пустой и нелепой является жизнь без веры: бессмысленно барахтаясь в реке жизни, человек оказывается влекомым ее течением, которое зачастую заносит его не туда, где бы он хотел отказаться. В итоге Флягин, как и его библейский прототип, возвращается к своим истокам – монашескую обитель, завещанную ему матерью.

Смысл повести «Очарованный странник» заключается в поиске и обретении смысла жизни. Для Флягина его предназначение кроется в бескорыстном служении народу, Родине, отказа от эгоистичных мыслей и желаний, самоотречении ради высшей цели. Будучи простым, необразованным мужиком, Флягин сделал все, на что был способен – просто посвятил себя служению всему человечеству. В этом и заключается его праведность, и вместе с тем личное счастье.

Композиция

Композиция произведения во многом напоминает структуру сказа, и являет собой его модернизированный и усовершенствованный вариант. Сказ – это фольклорное произведение с определенными жанровыми особенностями, который чаще всего имеет форму устного импровизированного рассказа. Он всегда состоит из пролога и экспозиции, и эта же черта характерна для «Очарованного странника»: путешественники знакомятся на судне, и только затем следует повествование героя о своей жизни. Каждое из воспоминаний Флягина выглядит как отдельная история, рассказанная в особой стилистической манере, свойственной для людей разных сословий того времени.

Повесть состоит из двадцати глав. Они не выстроены в хронологическом порядке, а следуют друг за другом согласно предпочтениям рассказчика, основанных на случайных воспоминаниях и ассоциациях. Таким образом автор показывает, что его герой вел стихийную, неупорядоченную жизнь, ставшую отражением его мятущейся натуры.  Все события, происшедшие в его жизни – лишь цепочка случайностей, которые непостижимым образом были связаны друг с другом.

Еще одной особенностью композиции произведения является тот факт, что писатель добавил цикл легенд о русских праведниках. Сделал он это намеренно, чтобы подчеркнуть  связь книги с житием. Это особый религиозный жанр, в основе которого лежит описание жизни и религиозных подвигов святого. Форма подачи «Очарованного странника» во многом напоминает этот жанр. Поначалу автор знакомит читателя с детством героя, в  котором  присутствовали знамения свыше. Затем он описывает трудную, противоречивую жизнь, наполненную особым смыслом. И уже в кульминации произведения описывает внутреннюю борьбу героя с собственными бесами и искушениями. В итоге Господь дает герою силы, и помогает ему выстоять против соблазнов.

Значение праведника

Чтобы как можно глубже развернуть тему, скажем, что праведники имеют определённые качества души, которые являются мощнейшей силой – это детская непосредственность мудреца, непорочность, чистота психические. Это сила сильней силы любви, ибо любовь – это сила взаимодействия двух и более составляющих, сила чистоты и непорочности существует сама в себе, как единственно существующая.

Праведник владеет этой силой.

Но эти люди своей силой дают возможность жить обществу, сохраняют планету и многое другое. У Елены Рерих есть высказывание, за точность не ручаюсь – было время, когда на Земле всего один праведник, живущий в Африке, смог сохранить планету от разрушения только своим присутствием в мире проявленном. Сказать языком религии – живущим в миру.

Так же праведник, по большому счёту, сдерживает целые коллективы, государства, этносы, территории от разорения и уничтожения, как и самоуничтожения. Более того, праведник сохраняет мораль человеческую в чистом виде в окружающем мире.

Пример. В Европе создали некую мораль и назвали её толерантность. Сама по себе толерантность действительно основана на некоторых качествах нравственности праведника, такие, как смирение, честность и другие, но какая может быть честность в мире конкуренции и рынка, справедливость в обществе неравенства, смирение в обществе бесправия или показного искусственного права, не морали. В итоге толерантность превратилась в уродливый образ без всякого смысла, кроме животных потребностей и веры.

Судьба и поиск себя

Жизнь Ивана Флягина — калейдоскоп удивительных событий: трагических, мистических, счастливых. Его любит удача, некто свыше бережёт и предостерегает Ивана от бед и несчастий. Во время службы на Кавказе он имеет репутацию «неубиваемого»: пули обходят нашего героя мимо. Иван выполняет самые опасные задания, спасает жизни многих людей. За свои заслуги он получает офицерское звание и высокую награду.

За свою жизнь Иван Северьянович сменил множество профессий: ему довелось быть нянькой, конюхом, военным, монахом. 10 лет он провёл в плену у татар, они не отпускали Ивана из-за его таланта разбираться в лошадях. Там, он завёл семью, детей, но родина страстно манила героя. Тоска по родной земле, ежедневные молитвы, надежда на возвращение — всё это приблизило чудо. Однажды к татарам пришли иностранцы с фейерверками, зрелище настолько испугало местных, что Ивану удалось обмануть их и бежать.

Жизнь не жалела Ивана, он не встретил любимую женщину, не завёл семью. Цыганка Груша — женщина, которую он любил, предпочла смерть от его руки, чем жизнь без того, кто её бросил.

2 вариант

Повесть Н.Лескова «Очарованный странник» является своего рода исповедью главного героя этого произведения. Иван Флягин странствует по миру, на его пути встречаются, казалось бы, непреодолимые препятствия, но справляясь со всеми трудностями, он продолжает свой путь. Где только не побывал главный герой произведения, какие только новые профессии ему не довелось освоить. Он был и кучером и солдатом, и даже артистом.

Странником автор называет Ивана Флягина потому, что он отнюдь не обычный искатель приключений, склонный к постоянной перемене мест и не обыкновенный турист. В своих странствиях Иван познает самого себя, испытывает на прочность и пытается докопаться до истинного смысла жизни. А очарованный он потому, что будучи настоящим богатырём внешне, напоминавшим чем-то легендарного Илью Муромца, он испытывал настоящий восторг, наблюдая за красотой тех мест, где ему довелось побывать, был дружелюбен с людьми, которых довелось повстречать. А особенно Иван был очарован лошадьми. Он восхищался их грациозностью, силой и верностью.

Тяжёлые испытания пришлось переживать Ивану с самого раннего возраста. Он видел всё: унижения, побои, зачастую не имел крыши над головой, испытывал и голод, и боль, и обиду. Но всегда, при любых обстоятельствах, он не терял силы духа, не озлоблялся на людей и весь мир и твердо шел к намеченной цели.

Иван Флягин пользовался уважением у других людей благодаря своему благородству, готовностью пожертвовать собой ради ближнего. Его не надо было уговаривать о помощи, он всегда первый рвался в бой, если видел, что кто-то отчаянно нуждается в защите. А врождённая сила и отвага приводят его к наградам на войне.

Такому герою, как Иван хочется подражать. Обладая недюжинной силой этот человек не растерял по дороге таких важных чувств, как сострадание, жалость и любовь. Когда Иван по стечению обстоятельств был вынужден стать нянькой для маленькой девочки, он до тех самых пор, пока не отдал её матери, защищал и оберегал малышку и по-настоящему к ней привязался. А когда герой совершал какую-либо ошибку, он не сетовал на судьбу, а старался как можно быстрее её исправить.

Вечный скиталец, несмотря на все тяжёлые испытания, выпавшие на его долю и невзирая на то, что многие, встретившиеся ему на жизненном пути люди, бывали к нему незаслуженно жестоки, в конце концов приходит к жизни праведника. И это даже не удивительно, ведь во время своих скитаний по свету, он сам того не осознавая, совершенно бескорыстно оказывал помощь любому, кому она была необходима.

История создания

Работа над «Очарованным странником», несмотря на всю сложность поднятой темы, далась Лескову легко: он создал повесть буквально на одном дыхании. Во время своего путешествия по Ладожскому озеру летом 1872 года писатель оказался в заповедных местах с сильной энергетикой. Это были острова Валаам и Корелу, на которых исстари жили монахи. Эта поездка оказала на Николая Семеновича столь сильное впечатление, что он решил написать книгу, связанную с духовным поиском человека.

Уже к концу 1872 года повесть была готова. Лесков озаглавил ее как «Черноземный Телемак», тем самым ссылаясь на древнегреческую мифологию. Как известно, Телемак был одним из героев поэмы Гомера. Отважный сын Пенелопы и Одиссея отправился на поиски своего бесследно пропавшего отца. В этом образе Лесков увидел сходство со своим героем, который также отправился в долгий, полный опасностей и соблазнов путь в поисках своего истинного предназначения.

После прочтения повести редактор «Русского вестника» М. Н. Катков вернул ее обратно автору, сказав, что материал достаточно «сырой». Также он порекомендовал изменить название, которое, на его взгляд, совершенно не вязалось с содержанием книги. Его смутил тот факт, что главный герой повести, истинно православный человек, сравнивается с древнегреческим язычником. Лескову ничего не оставалось, как сменить название. После некоторых раздумий он отнес повесть в издательство «Русский мир», где она и была впервые опубликована в 1873 году.

Главные герои и их характеристика

Повесть богата действующими лицами из самых разных сословий и даже национальностей. Образы героев в произведении «Очарованный странник» столь же многогранны, сколь их пестрый, неоднородный состав.

  1. Иван Флягин
    – главный герой книги. Ему 53 года. Это седовласый старец огромного роста со смуглым открытым лицом. Так описывает его Лесков: «Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого». Это добрый, наивный и простодушный человек, обладающий незаурядной физической силой и смелостью, но лишенный бахвальства и развязности. Он откровенен и чистосердечен. Несмотря на низкое происхождение, он обладает достоинством и гордостью. Так он говорит о своей честности: «Только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам». В плену Иван не предает родину, так как сердце его принадлежит России, он — патриот. Однако даже при всех своих положительных качествах мужчина совершил множество глупых, случайных поступков, которые стояли жизни другим людям. Так писатель показал противоречивость русского национального характера. Может быть, поэтому история жизни персонажа сложна и богата событиями: 10 лет был в плену у татар (с 23 лет). Спустя какое-то время он поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. За подвиг он заслужил награду (Георгиевский крест) и звание офицера. Таким образом, герой приобретает статус дворянина. В возрасте 50 лет он уходит в монастырь и получает имя отец Измаил. Но и на церковной службе ищущий правду скиталец не обретает покоя: к нему приходят бесы, у него появляется дар пророчества. Изгнание бесов не дало результата, и его отпускают из монастыря в странствие по святым местам в надежде, что ему это поможет.
  2. Груша
    – страстная и глубокая натура, покоряющая всех своей томной красотой. При этом ее сердце верно одному лишь князю, что выдает в ней силу характера, преданность и честь. Героиня настолько горда и непреклонна, что просит убить себя, ведь она не хочет мешать счастью вероломного возлюбленного, но и принадлежать другому не в силах. Исключительная добродетель контрастирует в ней с бесовкой очаровательностью, которая губит мужчин. Даже Флягин совершает бесчестный поступок ради нее. Женщина, сочетая в себе положительную и отрицательную силы, после смерти принимает облик то ангела, то беса: то защищает Ивана от пуль, то смущает его покой в монастыре. Так автор подчеркивает двойственность женской природы, в которой уживаются мать и искусительница, жена и любовница, порок и святость.
  3. Персонажи
    дворянского происхождения представлены карикатурно, отрицательно. Так, хозяин Флягина предстает перед читателем самодуром и жестокосердным человеком, которому не жаль крепостных. Князь – легкомысленным и эгоистичным мерзавцем, готовым продать себя за богатое приданое. Также Лесков замечает, что само по себе дворянство не дает привилегий. Их в этом иерархичном обществе дают только деньги и связи, поэтому герой и не может устроиться, будучи офицером. Это важная характеристика дворянского сословия.
  4. Иноверцы и иностранцы
    тоже имеет своеобразную характеристику. Например, татары живут, как придется, у них несколько жен, много детей, но настоящей семьи нет, а, значит, и настоящей любви тоже. Неслучайно герой даже не вспоминает о своих детях, оставшихся там, никаких чувств между ними не возникает. Автор демонстративно характеризует не отдельных личностей, а народ в целом, чтобы подчеркнуть отсутствие в нем индивидуальности, которая не возможно без единой культуры, социальных институтов – всего того, что дает русским православная вера. От писателя досталось и цыганам, бесчестным и вороватым людям, и полякам, чья нравственность дает трещину. Знакомясь с бытом и нравами других народов, очарованный странник понимает, что он – другой, ему с ними не по пути. Показательно и то, что у него не складываются отношения с женщинами других национальностей.
  5. Персонажи духовного звания
    суровы, но не безразличны к судьбе Ивана. Они стали для него настоящей семьей, братством, которое переживает за него. Конечно, они не сразу принимают его. Например, отец Илья отказался исповедовать беглого крестьянина после порочной жизни у татар, но и эта строгость была оправдана тем, что герой не был готов к посвящению и еще должен был пройти мирские испытания.

Очарованный странник — сочинение по произведению

Многие не могут понять кто такой русский человек, вот только он может показать все свои эмоции и русский характер. Именно ими и славятся русские люди. Порой он способен на такие подвиги.

На фоне всего этого Лесков решил создать произведение, где герои исповедываются и рассказывают обо всем, что с ними происходило все это время. Они путешествуют по всему миру, и где бы они не находились везде им встречаются и поджидают беды и несчастья. Но встречают они их с высоко поднятой головой, и именно поэтому очень быстро с ними расправляются, и двигаются дальше, не смотря ни на что. Конечно, и маленькие дети встречаются с трудностями, но переступая через них, да еще и при помощи родителей им это удается сделать, и они двигаются дальше. Когда с ними плохо обращаются да еще когда они видят что происходит вокруг они сами не ведая, начинают также относиться ко всему этому и считают это нормальным состоянием.

А вот наш главный герой по имени Иван видел в жизни только добро и всегда старался во всем помогать окружающим людям и никогда никого не обижал. Но все равно повсюду происходило огромное количество бед и несчастья, но парень не становился таким. Но сколько бы он не старался, но один раз все-таки не сдержался и допустил большую ошибку. А для того чтобы ее исправить он решает отправиться на войну.

Многие могут позавидовать воспитанию и характеру Ивана, ведь он является мужественным и храбрым мужчиной, который появлялся в нужный момент рядом с тем человеком, которому необходима помощь. За все это время он познакомился с огромным количеством новых людей и благодаря этому стал сильным и мужественным мужчиной, который справится с любыми преградами и препятствиями.

Постепенно Иван становится праведником, он старается улучшить жизнь других людей, а вот то, что портиться его жизнь мужчина даже не замечает. И делает он это все не понимая. Кроме этого он постоянно старается разыскать причину, по которой он совершил ошибку и сделать все для того чтобы это все исправить.

На фоне всего этого парень превращается в настоящего мужественного человека, который все понимает и готов меняться. И этим автор решил показать читателям то, что на ошибках каждый человек учиться и набирается опыта.

Можно ли назвать Ивана Флягина праведником

Сам Иван считает себя страшным грешником, кается за погубленные им жизни

Но смерти, которые он причинил, были без злого умысла: монах погиб случайно, по своей же неосторожности, татарин умер в честном поединке, Грушеньку спас от страшной доли по ее просьбе. Дано ли будет покаяние князю, искалечившему чужие судьбы, отцу Грушеньки, продавшему дочь, татарам, убивших миссионеров?

Иван силен своей верой в нравственные устои, но ему не дано христианское смирение, трудно мириться с несправедливостью. Он очаровывается жизнью, но устояв перед искушениями, выдержав испытания судьбы, находит успокоение в праведной вере и служении. Искупая свои грехи, становится праведником.

Анализ произведения

Описание произведения 

Герой проходит пути жизни и он околдован ею. В произведении повествуется об Иване Флягине — простом русском мужике, увлекающемся лошадьми. В пути с ним случаются трагедии, в частности, он совершает убийство. Уходит в монастырь, но хочет защищать Родину, потому что «за народ очень помереть хочется». Его «истина» — самопожертвование.

Главный герой

Ивану Флягину, читатель встречает его в конце его жертвенного пути, в монашеской одежде, около 50 лет. Похож на богатыря, который стережет русскую землю. Все герои Лескова, и Флягин не исключение — люди невысокого звания, но высочайшей духовной красоты. Он — человек увлекающийся, любит лошадей до такой степени, что готов продать родных за них. Обстоятельства жизни ставили его в разные, порой немыслимые положения: он был разбойником и сидел в няньках. Иван — герой «сомнительной святости», как метко было замечено Горьким. Он мучает кошку и совершает убийство человека — убивает девушку, которую любит, потому что больше не хочет страдать. Но он же идет на войну вместо сына незнакомых людей, а в конце и вовсе отправляется в монастыре.

Герой рассказывает о себе самом — это рассказ в рассказе. Такая композиция называется рамочной. Иван Флягин — типичный представитель русского народа, благодаря которому раскрывается суть нации. Герой Лескова, так же как многие герои произведений Толстого и Достоевского, проходя жизненный путь, постигает диалектику души. В начале читатель видит беспечного парня, который не задумывается о своих поступках, к примеру, тогда, когда совершает убийство старика-монаха. В конце же он предстает перед нами как мудрый духовник с нелегким жизненным опытом.

Повесть «Очарованный странник» — история искания героем пути и места в жизни духовности. Герою удалось обрести нравственный идеал, он победил в себе грех. Ведут теперь Флягина по дороге жизни чувство прекрасного, очарования миром, самоотречения, жертвенности: «мне за народ помереть хочется». Перед читателем появляется личность высокая, нравственно стойкая, обретшая смысл в простой истине — жить ради других.

Горький писал о произведениях Лескова, что «дурачки русские… неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни». Но помнит читатель и о библейской истине: не стоит село без праведника. Именно Иваны Флягины позволяют человечеству не терять надежду на то, что победит в человеке Бог и будет посрамлен Дьявол с его искушениями. Повесть Лескова оставила заметный вклад в русской литературе, изучается в школьной программе, известна на других языках мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: