Александр солженицын

Крохотки солженицына анализ кратко

Словарный запас писателя богат и разнообразен

Несомненно, в своём творчестве А. И. Солженицын использует основной лексический пласт русского языка – слова общелитературной речи.

Художник употребляет в миниатюрах разговорную лексику: «стены изгадили», «ковыряй, долбай, не жалей»; «камышок ощетинился», «злодей косоглазый», «пятиэтажную коробку сляпать»

Особо выделяет автор тюремную лексику: вышки, вахта, в зоне с целью подчеркнуть разрушение красивейшего древнего города Ольгова; широко применяет церковную лексику: монастырь, иконы, склеп, архиерей, мантия, паперть, притвор.

Писатель вводит в текст вульгаризмы – грубые слова или выражения, находящиеся за пределами литературной лексики: «ребристое рыло», «плюёт вонючим дымом», «постылые».

В стихотворениях в прозе писатель употребляет устарелые для своей эпохи языковые элементы: мурава, купальни, прясла, гумно и др. Солженицын использует архаизмы и для создания исторического колорита эпохи, и для придания речи оттенка торжественности или иронии.

Миниатюры «Озеро Сегден», «Прах поэта», «Город на Неве» – маршрутная карта солженицынских путешествий по России. Озеро Сегден, деревня Льгово, Рязань, Ока, село Константиново – поездка писателя по рязанской земле. Нева, Мойка, Невский проспект, канал Грибоедова, Чёрная речка, Охта – посещение Санкт-Петербурга и его окрестностей. Запечатлены автором и исторические памятники – Успенский и Иоанна Богослова монастыри, Исаакиевский собор, арка Росси в городе на Неве; исторические лица – Ингварь Ингваревич и Батый; рассказывается о поэтах Полонском и Есенине.

Солженицын употребляет топонимические термины: Нева, Мойка, Невский, канал Грибоедова, Чёрная речка, Охта; Картунский Бор, озеро Сегден, деревня Льгово и село Константиново; города Рим, Москва, Любичи; горы Белала-Кай и Джугутурлючат; река Ока. Использует антропонимы (собственные имена людей) – Саваоф, Иоанн Богослов, Полонский

Интересны философские миниатюры «Крохотки» и с точки зрения забытых слов и выражений, которые писатель стремился на протяжении всего своего творческого пути вернуть в русский язык. Например, в первых строках «Крохоток» читаем: «Не только одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя»

В толковом словаре В. И. Даля глаголы сочить и сочать имеют значение «найти, добыть, поймать»., а Словаре русского языка сочиться – «1. Течь по капле из чего-нибудь. 2. чем. Испускать из себя что-нибудь, по капле».

Таким образом, слово «сочают» у Солженицына приобретает новое значение: «благоухают, источают приятный запах».

Темы

Главные темы новеллы – ценность жизни, красоты и простоты. Сам автор трактовал свой рассказ как повествование о высшей степени простоты в женщине: «наивность и лёгкость во всем, и в дерзости, и в смерти». Оля жила, не ограничивая себя правилами и устоями, в том числе нравственными.  Именно в этой простосердечности, доходящей до испорченности, и заключалось очарование героини. Она жила как живется, верная теории «живой жизни»: зачем сдерживать себя, если жизнь так прекрасна? Так она искренне радовалась своей привлекательности, не заботясь об опрятности и приличиях. Также веселилась ухаживаниями молодых людей, не воспринимая их чувства всерьез (гимназист Шеншин находился на грани суицида из-за любви к ней).

Также Бунин затронул тему бессмысленности и серости бытия в образе учительницы Оли. Эта «пожилая девушка» противопоставляется своей ученице: единственное наслаждение для нее – подходящая иллюзорная идея: «Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, — она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она — идейная труженица. Смерть Оли Мещерской пленила ее новой мечтой. Теперь Оля Мещерская — предмет ее неотступных дум и чувств».

Чему учит?

Размышляя о смысле произведения, мы понимаем, что не в каждой литературе можно заметить моральный вклад. Есть особые повести и рассказы, которые не стараются донести нравственную мысль. Такая литература ненавязчивая, она будто шепчет на ухо читателю свою историю, позволяя толковать её каждому человеку по-своему. Такова история Оли Мещерской. И все же, чему учит «Легкое дыхание»? О чем заставляет задуматься? У героини Бунина можно поучиться оптимизму, умению пребывать в счастье и силе стоять на своем мнении. Такие качества ценятся во все времена.

Оля Мещерская жила легко, восхищая читателей сто лет назад. Но даже сегодня, читая «Лёгкое дыхание», каждый находит в рассказе что-то своё. Какая-нибудь юная девушка прочтет рассказ и решит стать «женщиной с легким дыханием», другой человек прочитает и восхитится красочным слогом Бунина, а кто-то увидит лишь описание безнравственного поведения и «падения» героини. Каждый понимает рассказ по-своему, но именно в этом и состоит главная ценность «Лёгкого дыхания».

История создания

Однако поводом для создания рассказа послужила вовсе не жизнь: Бунин задумал новеллу, гуляя по кладбищу. Увидев крест с портретом молодой женщины, писатель был поражен, как ее жизнерадостность контрастирует с окружающей печальной обстановкой. Какая это была жизнь? Почему она, такая живая и радостная, покинула этот мир столь рано? На эти вопросы уже никто не мог ответить. Но воображение Бунина нарисовало жизнь этой девушки, ставшей героиней новеллы «Легкое дыхание».

Сюжет внешне незатейлив: жизнерадостная и развитая не по годам Оля Мещерская вызывает жгучий интерес у противоположного пола своей женской привлекательностью, ее поведение вызывает раздражение у начальницы гимназии, которая решает провести для воспитанницы поучительную беседу о том, как важна скромность. Но этот разговор окончился неожиданно: девушка сообщила, что уже не девушка, женщиной она стала после знакомства с братом начальницы и другом отца Малютина. Вскоре оказалось, что это не единственная любовная история: Оля встречалась с казачьим офицером. Последний планировал скорую свадьбу. Однако на вокзале, перед отъездом любовника в Новочеркасск, Мещерская сообщила, что их отношения для ее незначительны и замуж она не пойдет. После чего предложила прочесть дневниковую запись о своем падении. Военный застрелил ветреную девушку, именно с описания ее могилки начинается новелла. На кладбище часто ходит классная дама, судьба ученицы стала для нее смыслом.

Суть: о чем рассказ?

Девочкой Оля Мещерская ничем не выделялась в толпе, но, повзрослев, она затмила своих сверстниц красотой. Она отличалась жизнерадостностью и своим, присущим только ей, изяществом. Когда другие девушки тщательно следили за своей внешностью и движениями, Оля могла бегать, играя с первоклассницами, и всё равно быть самой красивой. У неё были поклонники, ходили слухи, будто один гимназист, страдая от любви к Мещерской, покушался на самоубийство.

В последнюю Олину зиму начальница гимназии вызывает Мещерскую в свой кабинет, чтобы поговорить о её легкомысленном поведении. Она говорит, что Оля уже не девочка, но ещё и не женщина. Мещерская перебивает её, ответив, что она уже женщина, и признавшись, что у неё были отношения с братом начальницы.

Следующая сцена происходит через месяц после разговора Оли и её преподавательницы. Казачий офицер стреляет в Мещерскую на вокзале посреди толпы людей. На допросе офицер признается, что Мещерская обещала стать его женой, но в день убийства объявила, что она издевалась над ним. Оля дала прочитать ему запись из своего дневника, где говорилось о брате её преподавательницы. Прочитав дневник, офицер убивает Мещерскую.

На могилу приходит классная дама Оли Мещерской, она смотрит на крест с медальоном и вспоминает свою ученицу.

Особенности выразительности речи А. И. Солженицына исследованы недостаточно

На мой взгляд, особый интерес представляют прозаические миниатюры «Крохотки», написанные в связи с велосипедными поездками А. И. Солженицына по Средней России.

Анализируя философские миниатюры «Крохотки», я поставила перед собою задачу выяснить, как Солженицын использует «закон употребления языка», в чём заключается особенности выразительности речи Солженицына-философа.

В работе попытаюсь ответить на следующие вопросы:

• Каково жанровое своеобразие философских миниатюр А. И. Солженицына?

• Каковы лексические, словообразовательные и синтаксические средства авторской выразительности в «Крохотках»?

• Каковы индивидуально-авторские способы слововыражения писателя?

В критической литературе, посвящённой творчеству А. И. Солженицына, его лирическим миниатюрам, написанным в 1958-1960гг. в Рязани и известным под заглавием «Крохотки», отводится исключительно мало места. В одних работах они вообще не упоминаются, в других о них сообщается бегло. Критических статей по данной теме в библиотеке не обнаружила, в Интернете нашла статью Бронислава Кодзиса «Лирические миниатюры Солженицына».

При анализе философских миниатюр использовала пособие Симаковой Е. С. «Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи», различные словари и справочники, статью Бронислава Кодзиса «Лирические миниатюры Солженицына», в которой автор говорит о том, что «Крохотки» вполне заслуживают особого научного исследования, так как оказались значительным событием и творческой биографии самого автора, и историко-литературного процесса 50-х — начала 60-х годов». Анализ текста проведён по книге «Солженицын А. Рассказы» (М. : Современник, 1989).

Проблемы

  1. Давление общественных условностей. Оля Мещерская сталкивается с общественным мнением, в котором она предстает ветреной особой. Её не заботит мнение окружающих, она живет своими принципами, не беря пример с начальницы гимназии, которая хочет, чтобы Мещерская была менее женственна и беззаботна.
  2. Раскаяние и стремление к смерти. Будучи девочкой, героиня Бунина хочет поскорее оставить детство и оказаться во взрослом мире, она рано расцветает как девушка. Но принесло ли ей это счастье? Могла ли Мещерская пожелать своей смерти после свершившегося падения? На страницах дневника она описывает чувства к Малютину: «Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого». В свою последнюю зиму она была счастливее прежнего, словно стараясь вдоволь насладиться жизнью. Могла ли героиня заранее предпочесть смерть? Ведь тогда её отношения с казачьим офицером приобретают новый смысл. Зная о его импульсивности, Мещерская сначала издевается над ним, потом показывает свой дневник, вызывая в нем злость, обиду и желание мести.
  3. Навязчивое желание посвятить себя чему-нибудь. Бунин изобразил очень интересный образ классной дамы Оли. Раньше она хотела посвятить жизнь своему ничем не примечательному брату, которого считала человеком с блестящим будущим. Но её брат погиб, а классная дама стала представлять себя, как идейную труженицу. После смерти Мещерской, она каждое воскресенье приходит на могилу своей ученицы. Словно тоскуя по тому, что ей не дано, классная дама часто приходит на Олину могилу. Она забывает о себе, живя в вымышленном мире.
  4. Безнравственность. Малютин воспользовался неопытностью девушки и совратил ее, будучи другом ее отца. Этому человеку чужды понятия о чести и совести.

Основные проблемы

Солженицын раскрыл разные идеи в миниатюрах

Так, в «Грозе в горах» писатель описал важность умения сопротивляться жизненным невзгодам. Лирические герои наблюдали за природной стихией

Они перестали бояться грома, молний, ливня и словно стали каплями в море, которые не страшатся урагана, почувствовали себя частицами мира.

Эта идея нашла яркое отражение в «Костре и муравьях». Герой бросил бревно в огонь и не посмотрел, что там много насекомых. Позже он вытащил тлеющее дерево, часть муравьев убежало, но еще больше их вернулось к бревну. Они гибли, но их словно манило.

В этом крохотном рассказе писатель отразил свое мнение о событиях 1917 года. Многие оставались в России, хотя она была окутана Гражданской войной. Люди отказывались покинуть родину.

Солженицын затрагивал проблему преемственности и памяти. В рассказе «Старое ведро» писатель поведал о незавидной участи обычного ведра. Он сравнил его с судьбой фронтовиков, ведь все, что они делали, чаще забывается.

В рассказе «Утенок» писатель описывал маленького птенчика. Он восхищается чудом жизни и подчеркивает: люди на Венеру полетят, за 20 минут весь мир обойдут, но этого живого существа в пробирке не создадут. Могущество рождения жизни недоступно человечеству. Только природа способна на это.

Композиция и жанр

Жанр «Легкого дыхания» — новелла (короткий сюжетный рассказ), в небольшом объеме отразилось множество проблем и тем, нарисована картина жизни разных групп общества.

Особого внимания заслуживает композиция рассказа. Повествование идет последовательно, но оно фрагментарно. Сначала мы видим могилу Оли, потом рассказывается о ее судьбе, далее вновь возвращение к настоящему – посещение кладбища классной дамой. Говоря о жизни героини, автор выбирает особый фокус в повествовании: он подробно описывает разговор с начальницей гимназии, соблазнение Оли, но ее убийство, знакомство с офицером описывается в нескольких словах. Бунин концентрируется на чувствах, ощущениях, красках, его рассказ будто написан акварелью, он наполнен воздушностью и мягкостью, поэтому и нелицеприятное описывается пленительно.

Крохотки 1996-1999 г.г.

Лиственница

Сюжет. Иной человек, как лиственница: «осыпается», будто умирает навсегда. А глядишь – и лиственница вновь зеленеет, и человек воспрянул духом, живет. Потому что сердцевина в дереве и сердце – наикрепчайшая.

Отзыв. Всякие испытания выпадают на долю человека. Нужно выстоять, сохранить в себе лучшее.

Молния

Сюжет. Герой видит, как молния рассекает липу. А та стоит из последних сил. Так и человек: заговорит в нем совесть, так не всякий устоит, не всякий оправдается.

Отзыв. Тема памяти, совести. Учит нести ответственность за свои слова и дела.

Колокол Углича

Сюжет. Сотни лет назад угличский колокол возвестил беду: убит наследник русского престола царевич Дмитрий. За участие в этом горе колокол был наказан, сослан. Герой бьет в него спустя века. И видит, что на Руси советской смута не меньше, чем тогда.

Отзыв. Учит сопоставлять события прошлого и современности, памяти, знакам народной беды.

Колокольня

Сюжет. Недобитый, недотопленный большевиками город Калязин и «высокостройная» колокольня его. Это – символ того, что Россия все еще жива. Бог не допустит, чтобы вся она утонула как какая-нибудь Атлантида.

Отзыв. Тема памяти, возмездия, надежды на возрождение страны.

Старение

Сюжет. Нет ужаса в смерти, если ты к ней готов. Даже если молод. Герой это понял в лагере. Но лучшая смерть – в старости. Видеть, как бушуют вокруг молодые силы, помнить, как сам был таким. Любить все живое, за все благодарить. И так жаль тех, чья старость «в нищете и холоде», в борьбе, на которую уже нет сил, при равнодушии окружающих.

Отзыв

Учит готовиться к смерти, любить вечное, важное в мире, и забывать о мелочах. Учит помощи тем, кому в старости трудно

Позор

Сюжет. Героя гнете чувство позора за Родину, ее правителей, иногда и за народ. Но есть еще в нем «родные люди», ищущие правды, они спасут Родину. Но память о былом позоре останется…

Отзыв. Тема совести, умение взглянуть правде в глаза, боль за Родину.

Лихое зелье

Сюжет. На поле «растения добрые» заглушены сорняками. Так и в «человеческой истории». И так будет до конца этого мира. Но каждый отдельный человек не должен отчаиваться, и делать свое доброе дело.

Отзыв. Тема ответственности человека за происходящее в мире, отчаяния и надежды, малого доброго труда души.

Утро

Сюжет. Не каждое утро, но бывает, что мыслишь ясно, спокойно

И будто вот-вот поймешь что-то важное. Но потом какой-то пустяк спускает с небес на землю – и опять суета, болтовня

Отзыв. Учит ценить мгновение, думать о вечном, вглядываться в себя.

Завеса

Сюжет. Если болен сердечной болезнью, то каждый день как милость Бога. То ты здоров, то смерть идет за тобой. Тогда и начинаешь ценить каждый день.

Отзыв. День смерти человек не знает. Поэтому каждый день – как подарок.

В сумерки

Сюжет. На юге, где темнеет резко и рано, сохранилось старинное «сумерничанье». В разговорах рождается «серьезность жизни», путь к ее загадкам.

Отзыв

Тема времени, важности мгновения, необходимости знать свой путь в этом мире

Петушье пенье

Сюжет. В умирающих деревнях не услышишь «петушьего переклика», хора «победной жизни». В нем – покой и порядок жизни. Людям надо брать пример с петуха, который поет, несмотря ни на что.

Отзыв. Тема стойкости, радости жизни, надежды на лучшее.

Ночные мысли

Сюжет. В лагере – только до подушки, и сон без мыслей. На воле не так. Лезут мысли в голову. И в некоторых есть «Божий луч», свет – их и надо додумывать, хоть до утра.

Отзыв. Дневная суета мешает человеку задуматься о главном. Ночью он один на один со своими мыслями, хорошими и дурными.

Поминовение усопших

Сюжет. Нужно помнить, поминать ушедших. Тогда живые и мертвые близки, помогают друг другу, и ждут встречи.

Отзыв. Тема памяти, веры в жизнь вечную, помощи живых и мертвых, мудрости.

Молитва о России

Сюжет. Герой молится за «Россиюшку» «неукладную», грешную, страдальческую. Чтобы Бог помиловал ее.

Отзыв. Человек понимает, что не все в его силах – нужна помощь Бога, народу и каждому из нас.

Жанровая принадлежность

У критиков нет однозначного мнения о том, к какому жанру принадлежит цикл. Б. Кодзис причислял работы к лирической миниатюре. Долгое время в советской литературе не приветствовался такой жанр. Солженицын умело сочетал беллетристику и публицистику, поэтому его работы приобрели особую привлекательность.

Если внимательно изучить рассказы, то можно заметить: писатель словно намеренно отказывался от прямого выражения мыслей и больше зарисовывал мелкие эпизоды. Именно мгновения наиболее полно отражали идеи автора. Тексты напоминают стихотворения следующими признаками:

  • интонационные перебои;
  • эмоциональная выразительность;
  • ритм словесных повторов.

Л. Колобаева настаивала на том, что цикл относится к жанру малого эпоса. В небольших рассказах Солженицын не только показывает субъективное авторское виденье, но и раскрывает суть этих моментов. Если сравнивать две части цикла, то в первой чувствуются социальные проблемы, а во второй — общие философские. Например, в «Колокольне» Солженицын показал свои переживания за судьбу родины.

Некоторые литературоведы сравнивали «Крохотки» с хлебными крошками, которые писатель щедро рассыпал для страждущих. Этот цикл призван напитать души, возродить в них светлые чувства. Хоть тексты небольшие по размеру, в них выделяют завязку, кульминацию, развязку.

Смысл названия

Что такое «Лёгкое дыхание»? Это качество, которое описывается в рассказе. Это особое свойство натуры, которым обладает героиня Бунина.

Она прочитала об этом в книге отца. Там говорилось о необходимых для дамы свойствах: «Но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю, – ведь правда, есть?» — вспоминала Оля. Она воспринимала фразу буквально, но автор выводит более обобщенное значение. Легкое дыхание — это изящная женственность, воплощение девичьей грации. Эта же фраза характеризует отношение героини к жизни:

Оля ко всему относилась легко и весело.

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 30.04.2023 11:30 3628 Колосова Юля

Таблица сравнения по произведению \»Горе от ума\»Век нынешний и век минувший. 1.Представители Век н

Ответов: 2

Литература 30.06.2023 08:53 909 Пономарев Никита

Вступление связь поэмы Лермонтова с устным народным творчеством кратко

Ответов: 2

Литература 16.06.2023 14:04 1485 Коюда Вася

помогите сделать таблицу сходство и различия песня о вещем олеге и повесть временных лет о вещем оле

Ответов: 2

Литература 30.04.2023 09:48 2963 Бруг Алексей

1)Происхождение и социальное положение(Кирибеевич и Калашников) 2)Прошлое Кирибеевича и Калашникова

Ответов: 2

Литература 19.06.2023 23:54 1477 Глонюк Марина

10 интересных фактов о А С Пушкине для 5 класса​

Ответов: 1

Литература 04.05.2023 01:35 507 Александрова Александра

Отношение к книгам и просвещению у Софьи в комедии горе от ума

Ответов: 2

Литература 17.05.2023 16:24 2494 Никулина Юлия

высказывания (цитаты) Базарова и Павла Петровича об искусстве, принципах, народе, образовании, науке

Ответов: 2

Литература 01.05.2023 00:48 1108 Городецкая Катя

Написать отзыв о сказке Юрьевича Лермонтова ашик-кериб

Ответов: 3

Литература 29.04.2023 12:50 1082 Ибатуллин Марсель

Помогите пожалуйста. Составьте план по произведению Ивины Л.Н. Толстой!!!

Ответов: 2

Литература 03.06.2023 17:27 160 Ilyunov Sergey

СРОЧНО!Как называлась комната в доме няни? стихотворение (Няне)​

Ответов: 1

Проблематика

  • Вопрос баланса между страстями и приличиями достаточно спорно раскрывается в новелле. Писатель явно симпатизирует Оле, которая выбирает первое, воспевает в ней «легкое дыхание» в качестве синонима очарования и естественности. В противовес этому, героиня наказана за свою легкомысленность, причем наказана жестко – смертью. Из этого вытекает проблема свободы: общество с его условностями не готово дать личности вседозволенность даже в интимной сфере. Многие думают, что это хорошо, однако они же нередко вынуждены тщательно скрывать и подавлять потаенные желания собственной души. Но для достижения гармонии нужен компромисс между социумом и индивидом, а не безоговорочное главенство интересов одного из них.
  • Также можно выделить социальный аспект в проблематике новеллы: безрадостная и унылая атмосфера провинциального города, где может происходить, что угодно, если никто не узнает. В таком месте действительно больше нечем заняться, кроме как обсуждать и осуждать тех, кто хочет вырваться из серой рутины бытия хотя бы за счет страсти. Социальное неравенство проявляется между Олей и ее последним любовником («некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская»). Очевидно, что причиной для отказа послужили те же сословные предрассудки.
  • На отношениях в семье Оли автор не останавливается, но, судя по чувствам героини и событиям в ее жизни, они далеки от идеала: «Я была так счастлива, что одна! Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Очевидно, что воспитанием девушки никто не занимался, и ее проблема заключается в заброшенности: никто не научил ее хотя бы своим примером, как надо балансировать между чувствами и разумом.

Анализ 3

В Советские годы И.А.Солженицын пишет произведение «Архипелаг ГУЛАГ». Впоследствии этому автору в 1970 г. была присуждена Нобелевская премия, хотя в это время он был изгнан из России почти на 20 долгих лет.

I том книги«Архипелаг ГУЛАГ» был опубликован в декабре 1973 г. в Париже. Через год тоже самое издательство выпустило II том данного произведения, а спустя еще год и III том. Через 5 долгих лет в 1980 г. в Вермонте выпускается двадцатитомное собрание сочинений Солженицына, в состав которого входит и «Архипелаг ГУЛАГ».

Данное произведение написано в жанре художественно-исторического исследования. Оно основано на реальных событиях. Однако это исследование написано не историком, а писателем и этот факт позволяет судить о субъективности данного повествования. В произведении «Архипелаг ГУЛАГ» автор дает пояснение о том, что он не является единственным автором книги. Она – памятник репрессированным. Он был создан от лица большого количества людей, подвергавшихся мучениям и смерти с 1917 по 1956 годы.

В Советском Союзе существовало Главное управление лагерей, от названия которого и появилась аббревиатура Архипелаг. Главной силой в этих лагерях являлись «предатели» своей страны. В своем произведении «Архипелаг ГУЛАГ» автор описал все этапы формирования и разрастания концлагерной системы, созданной во время советских устоев. Взяв за основу свидетельские показания и реальные документы, Солженицын в каждой главе повествует о жертвах, осужденных по сталинской 58 статье. Пленниками этих кровожадных лагерей были как настоящие уголовники, убийцы и бандиты, так и простые крестьяне, обвиненные в измене родине. Вскоре в круг «предателей» своей страны стали включать даже подростков в возрасте от 12 лет.

За колючей проволокой лагерей происходил безнравственный ужас. Лагерников изживали непосильным трудом, голодом и холодом. Униженные и оскорбленные они пытались сохранить в себе человеческие черты и качества. В книги описываются и нескончаемые судебно-исправительные реформы. Смертная казнь и пытки были отменены, а позднее возвращены вновь. Все эти беспорядочные движения тамошней власти подробным образом изложены в произведении «Архипелаг ГУЛАГ». Солженицын кидает читателя в атмосферу подозрений, допросов и пыток. Этот мир грязи, насилия, уголовщины буквально поглощает своими ужасными сюжетами, основанными на правдивых событиях.

Невозможно пересказать все то происходящее, о котором Солженицын повествует в своей книге. Только прочитав можно прочувствовать весь тот кошмар, через который прошли миллионы людей. Сколько искалеченных судеб породила эта безнравственная система лагерного насилия.

Отзывы людей на произведение «Архипелаг ГУЛАГ» были неоднозначны. Солженицын получил не только одобрительные высказывания о своем детище, но и строжайшую критику. Однако он до сих пор является одним из авторов, которые развенчали сказки о благополучной и спокойной жизни в Советское время.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: