Голубая змейка

Главные герои сказки голубая змейка

«Голубая змейка» — краткое содержание сказа П.П. Бажова — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

П. П. Бажов создал множество произведений на разные темы. Одним из таких является «Голубая змейка». Краткое содержание сказки описывает двух мальчиков, живших по соседству. Впервые этот очерк был опубликован в 1943 году, автор работал над этим творением два года. Дети читают этот рассказ в школе на уроках русской литературы.

Сюжет произведения

Сказ начинается с описания двух мальчиков — Лейко Шапочка и Ланко Пужанко. Как-то вечером они надумали подшутить над сестрой первого героя, ведь она не разрешила им пойти на гадание.

Марьюшка гадала на жениха, для процедуры ей необходимо было на ночь повесить гребешок на улице. Какие волосы окажутся в нем запутаны, такие и будут у ее жениха.

Мальчики решили этим гребнем расчесать коня Голубко.

На следующий день Марьюшка увидела волос и побежала хвастаться подружкам. Когда они поняли, что это конская шерсть, начали смеяться над ней и прозвали «Голубкова невеста». Девочка обиделась на мальчиков и пожелала, чтобы они встретили голубую змейку. Два друга заинтересовались, кто же это мог быть, и начали всех расспрашивать, но никто им не говорил, и лишь отец Ланко поведал всю правду.

Оказалось, что змейка эта непростая. Она сворачивается в клубочек и скачет на хвосте. С правой стороны у нее золотая пыль идет, а с левой — черная. Куда первая попадает, там золото находится, и если ее взять, нужно нести аккуратно, не ронять по дороге, иначе все превратится в камень.

Вот как-то пошли мальчики прогуляться на ручей, один шел выше по течению, второй — ниже. И вот они увидели змею. К одному из друзей она с горки спускалась, а ко второму — поднималась.

Захотели они разбогатеть и из-за этого подрались. Мальчики убеждали друг друга, что там черная пыль разбросана. Только потом они поняли, что видели змейку с разных сторон.

Договорившись, мальчики решили подозвать к себе змейку и собрать золото. Но только в этот раз она тоже перехитрила их и проскользнула между ног.

Вот несет еле-еле и бросить боится, ведь тогда он станет обычным камнем.

Лейко взял кусок поменьше, но он тоже оказался тяжелым. Понял мальчик, что у друга камень тяжелее, и начал говорить ему, чтобы тот бросил его, а то надорвется. Но Ланко не хотел этого делать. В итоге они подрались, и золото превратилось в обычные камни. Снова решили вернуться к волшебному пню, но там уже ничего не было.

После этого друзья решили больше не вспоминать про змейку. Вот однажды они пошли за ягодами и присели отдохнуть. И вот видят: по лесу ходит женщина, с одной стороны у нее золотая пыль колышется, а с другой — черная. Мальчики закрыли глаза и отошли подальше. Но когда открыли, то поняли, что сидят в двух кольцах — золотом и черном, а выбраться не могут.

Змейка сказала, что хочет их испытать. Она в руке смешала черную и золотую пыль и сказала, чтобы мальчики пожелали чего-нибудь. Если желание будет хорошим, тогда она их наградит.

Мальчики пожелали, чтобы Марьюшка вышла замуж и они получили достойную награду. В благодарность за такие желания змейка дала им по мешочку с золотом. Но Ланко всю обратную дорогу жаловался, что у него мало золота, и со временем его мешочек тяжелел.

Оказывается, его ждало наказание за его жадность, и все превратилось в камень.

Краткое содержание сказки «Голубая змейка» повествует о том, что богатство — это не всегда хорошо. Оно может принести:

Добро и зло.
Счастье и несчастье.

Каков будет итог, зависит только от человека и от его умыслов. Он может стать рабом золота или его повелителем.

Характеристика персонажей

Краткое содержание «Голубая змейка» Бажова повествует о нескольких персонажах. К главным героям сказа относятся два мальчика, а именно:

Лейко Шапочка — веселый озорной мальчишка и верный товарищ.
Ланко Пужанко — добрый друг затейник. У него имеется такое качество, как жадность, за это он и был наказан.

Сказочную змейку также можно отнести к главным героям. Она добрая и справедливая, не терпит корысти и жадности.

К второстепенным персонажам относятся отец Ланко, поведывавший им историю о волшебной змейке, и Марьюшка — девушка, которая мечтала выйти замуж.

Если прочесть несколько предложений из краткого содержания сказа, можно понять, что оно подходит для пересказа и читательского дневника. «Голубая змейка» Бажова учит тому, что всего нужно добиваться самостоятельно и не надеяться на волшебство.

ПредыдущаяСледующая

Содержание

Слайд 1

Уральские сказы
Павла Бажова

Выполнил: ученик 2 б
Ремизов Тимофей

Слайд 2
Павел Петрович Бажов
Родился в 1879году на Урале. Он очень любил этот край, хорошо знал, как живут мастеровые, любил слушать уральские сказы.   Павел Петрович Бажов собрал множество преданий и легенд, существующих на Урале, и поведал нам о них в своих сказах.

Слайд 3
Волшебная «Шкатулка сказов»
Каждый из нас может открыть для себя «Малахитовую шкатулку», «достать» понравившийся сказ и полюбоваться мастерством уральского сказочника Павла Петровича Бажова.

Слайд 4
Бажов своими сказами
открыл миру уральский быт,
легенды и язык народа.
В его сказах жизнь и работа
уральских мастеров.

Слайд 5
Серебряное копытце.
«Красота выше любого богатства»

В «Серебряном копытце» Павел Петрович Бажов
показал нам образы простых людей,
чьи дела остаются на слуху на долгие века.
Так, сказ «Серебряное копытце», основанный
на народном предании, гласит о том,
как уральские рабочие добывали самоцветы.
Неслучайно, «Серебряное копытце» заканчивается
фразой: «А по тем покосным ложкам, где козёл
скакал, люди камешки находить стали…».

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8
«Малахитовая шкатулка»
Малахитовую шкатулку — ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из других самоцветных камней, подарила на свадьбу Степану и его жене Насте Хозяйка Медной горы. Этот волшебный подарок имеет важный смысл. Шкатулка из зеленого «веселого» камня, которую берегут и передают из поколения в поколение, напоминает о тяжелом труде и упорстве добытчиков уральских подземных богатств, о большом искусстве народных мастеров, гранильщиков и камнерезов.

Слайд 9

Слайд 10

«Есть на свете нечто сильнее красоты –
это любовь и дружба»
Хозяйка Медной горы, хранительница подземных
богатств, хранительница тайн и красоты,
открыла свой секрет
Даниле мастеру.

Слайд 11

Слайд 12
В образе Хозяйки Медной горы
писатель воплотил красоту
природы, вдохновляющую
человека на творческие искания. 

Слайд 13

Есть на свете сила, которая
вмещает в себя и красоту,
и любовь

Сила эта мастерством
прозывается и не каждому дается.
А если овладел мастерством, дело
с любовью делаешь, тут и красота
придет, и неважно, что ты делаешь
главное чтобы в каждом деле душа
жива была.

Слайд 14

Слайд 15

Есть поверье на Урале про голубую змейку, которая одному человеку золото показывает, а двух-трёх так заморочит, что те и поубивать друг друга могут.
Как-то легендарная змейка попалась на лугу двум закадычным друзьям Лейко и Ланко.

Слайд 16
«Огневушкапоскакушка»
Интересный сказ про старательскую примету — если вдруг кто увидит маленькую пляшущую девочку с платком — значит в этом месте можно копать золото. А девочку эту старатели звали Огневушкой-поскакушкой.

Слайд 17
Главная тема сказов Бажова это радость творчества, умение жить в гармонии с природой, находить счастье в самой природе.

Слайд 18

Посмотреть все слайды

Краткое содержание Бажов Голубая змейка для читательского дневника

Сказ о двух мальчиках, Ланко и Лейко, которые были друзьями с самого детства и однажды встретили голубую змейку. Оказалось, что это особое существо, которое несет богатство и удачу – золотую пыль, и неудачу и раздор – черную пыль. Коснувшись черной пыли, они и правда поругались, но по-доброму, стараясь защитить друг друга. За это голубая змейка наградила их мешочками с золотым песком, но Ланко пожадничал, и поэтому у него было меньше песка. Но когда он признался в этом, его мешочек стал наполняться.

Рассказ учит, что не надо гнаться за легкой добычей и жадничать, за честную дружбу и честный труд богатство и удача сами тебя найдут.

Читать краткое содержание Голубая змейка Бажова

Оказалось, что голубая змейка это такое волшебное существо. Она не ползает, а сворачивается колечком и скачет на хвостике. Справа от нее золотая струя сыпется, а слева черная. Куда золотая упала, там наверняка золото будет. Только если много его взять, да хоть капельку бросить по дороге, то оно все в камень превратится.

Если двоим-троим то беда, сразу ссориться начинают, до убийства доходит. Поэтому говорить о ней надо только когда один, а когда вдвоем лучше и не вспоминать.

Однажды строили мальчики запруды на ручье – один повыше, другой пониже по течению. Вдруг видят: змейка. К одному мальчику она с горки спускалась, а к другому на горку поднималась.

Хотели золота добыть, да подрались – не пускали друг друга, убеждали, что там черная беда рассыпана. Уж потом поняли, что видели змейку с разных сторон и от того путаются. Закружила их она.

Чуть погодя решили они ее позвать еще раз, да только на этот раз наверняка в одну сторону смотреть. Встали друг перед дружкой, только змейка их все равно перехитрила – между ног прокатилась. Побежали они за ней, смотрят – пень одной стороной золотой, другой черный и камни рядом – золотые и черные. Ланко камень ухватил, да не знал, что золото тяжелое такое, чует, не донести. А бросить боится – ведь если хоть капельку бросить, то все пустым камнем станет. Лейко камень поменьше взял, да тоже тяжелый. Понял он, что у Ланко совсем камень неподъемный и стал ему кричать: «брось, надорвешься!», а Лейко упрямился. В итоге подрались мальчики, вернулись посмотреть на пень – а он уже снова обычный.

Решили больше про голубую змейку и не вспоминать. Как-то пошли в лес по ягоды, много уже набрали и сели отдохнуть. Вдруг видят – женщина идет, и с одной стороны от нее золотое, а с другой черное облачко колышется. Мальчики зажмурились и спиной к ней повернулись, чтобы опять не подраться, да только когда открыли глаза, поняли, что сидят в двух кольцах – золотом и черном, и выйти никак не получается.

Змейка сказала, что хочет их еще испытать, потому что они дрались по-хорошему, пытаясь защитить друга. Смешала она на ладони черную и золотую пыль и велела пожелать что-нибудь. Если хорошее желание будет, то плитка золотом станет, а если плохое, то будет простой камушек. Мальчики пожелали, чтобы прозвище Марьюшки «Голубкова невеста» поскорее забылось, и чтобы она вышла замуж и их плитки стали золотые. В награду змейка дала им два мешочка с золотым песком.

Когда шли обратно, Ланко сказал, что мало им змейка песка дала. А попозже заметили мальчики, что у Лейко мешочек тяжелеет, а у Ланко все такой же. Хотел Лейко другу отсыпать, да не вышло. Понял Ланко, что это наказание за то, что он пожадничал, сказал об этом другу и тут же песок в его мешочке стал прибывать. Домой оба пришли с полными кошельками и отдали их родителям. А тут новая радость – жених к Марьюшке приехал.

Больше никогда мальчики змейку не звали, поняли, что за добро она сама наградит. А в делах всегда удачливы были, потому что, видимо, помнила она от них и черную беду золотым обручем отделяла.

Краткое содержание «Голубая змейка»

Сказка «Голубая змейка» рассказывает нам о двух мальчиках Ланко и Лейка и о том, как они встретились с голубой змейкой. А змейка ведь была непростая, а волшебная и помогала она хорошим людям, а плохим и жадным не помогала и ребята это поняли. Заметьте, что в сказке говорится не о змее, а о маленькой змейке, как на рисунке всего сантиметров 20 в длину и хочу вам сказать, что такую змейку маленькую зеленовато-голубоватую полностью без всякого рисунка я сама видела в лесу. А пересказ из нескольких предложений читайте ниже:

Это одна из моих любимейших сказок детства и теперь ее точно так же любит моя дочь. Причем больше любим сказку читать, нежели смотреть мультик. Еще нравится слушать аудио сказку на ночь.

Героев в сказке мало: дедушка Кокованя, который приютил девочку, собственно, сама девочка Даренка, кошка Муренка и козлик Серебряное Копытце.

Сказка, в первую очередь, с самого начала, учит добру и милосердию. Девочка стала сиротой и оказалась никому не нужна, а дед Кокованя по доброте душевной взял девочку на воспитание к себе, да еще и кошку ее. Не каждый бы взял девочку, да еще и кошку впридачу. Кстати, в сказке говорилось о том, что дед хотел взять парнишечку, но т.к. пожалел девочку, то согласился и на нее.

А зимой запросилась Даренка с дедом в лес в балаган, он сомневался, но согласился. Пошла с ними и кошечка. Какое же было удивление девочки, когда она воочию увидела Серебряное Копытце: и как он ножкой постукивает, и как драгоценные камни сыпятся. Камней дед и девочка набрали совсем немного, хотел Кокованя на следующий день поискать, да камни снегом засыпало. А позже люди стали находить там хризолиты. И кошечка исчезла.

Сказка учит доброте, щедрости, великодушию, состраданию, вере в чудеса.

В учебнике Коровиной для учеников предлагается небольшая выдержка из воспоминаний самого писателя. Чтобы более полно ответить на вопросы о создании сказов Бажова, можно прочитать полностью небольшой рассказ-предисловие к первому изданию сборника «Малахитовая шкатулка» 1939 года под названием «У Караулки на Думной горе».

Из этого начального отрывка и статьи учебника, мы может скомпоновать первый свой ответ и рассказать о том, что явилось первоисточником и вдохновило Бажова на создание Уральских сказов.

Голубая змейка, Бажов: краткое содержание и пересказ

Нравы и обычаи народов Урала хорошо знал и описывал в своих произведениях Павел Петрович Бажов. «Голубая змейка» (краткое содержание сказа будет представлено ниже) относится к той же группе произведений, что и «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка». Нужно отметить, что именно Павел Бажов одним из первых среди писателей занялся литературной обработкой уральских сказов.

Из истории создания «Голубой змейки»

По своему объему произведение не является большим. Несмотря на это, автором было затрачено немало времени на его создание. Около двух лет работал над сказом П. П. Бажов. «Голубая змейка» появилась в печати в 1945 году, а началом работы над произведением принято считать 1943 год.

Этот факт говорит о творческой взыскательности писателя. Глубокий смысл, заложенный в этом коротком произведении, позволяет включать его в круг чтения детей и взрослых.

Однако предлагая сказ для чтения детям, необходимо совместно с ними обсудить события, описанные в повествовании, и помочь понять поступки героев сказа. Недостаточный жизненный опыт маленьких читателей может затруднить осознание главной идеи сказки.

Главные персонажи произведения

Простые рабочие промышленных поселков Урала, члены их семей чаще всего становились действующими лицами историй, которые описывал в своих произведениях Бажов. «Голубая змейка», главные герои которой — два маленьких мальчика, не является исключением.

Родители у Ланко Пужанко и Лейко Шапочки жили по соседству, а сами ребята были друзьями не разлей вода. С ними-то и происходят все события, описанные в произведении. Голубая Змейка — это сказочное существо, заинтересовавшее мальчиков задолго до встречи с ним. Эта героиня помогла друзьям задуматься о смысле жизни, она обогатила внутренний мир каждого из них.

Бажов, «Голубая змейка». Краткое содержание сказки

На протяжении всего произведения читатели следят за событиями, участниками которых являются два маленьких мальчика. Их жизнь наполнена самыми разными делами, главные из которых — это игры и развлечения.

Главная мысль произведения

Взрослый читатель без труда поймет идею, которую заложил в сказке Павел Петрович Бажов.

«Голубая змейка», краткое содержание которой мы приводим, устами и поступками сказочной героини призывает людей быть бескорыстными по отношению друг к другу.

Умение понимать другого человека, прислушиваться к его желаниям тоже очень ценное качество для людей. Взрослые также понимают, Голубая Змейка — это не что иное, как судьба или фортуна.

Кроме всего этого, Бажов показывает, что налаживание человеческих взаимоотношений — это самое сложное испытание, которое предстоит каждому в жизни. Детей к преодолению жизненных трудностей лучше всего готовить, рассматривая поступки героев сказок или других произведений.

Как знакомить читателей со сказами Бажова

Имея своеобразный язык и манеру изложения событий, сказы не являются легкими произведениями для детского восприятия. Но их глубокий смысл должен быть доведен до понимания ребят. Именно этого желал Павел Бажов.

«Голубая змейка», краткий пересказ которой изложен выше, как и многие другие произведения писателя, находит своих поклонников в детской аудитории благодаря тому, что по мотивам этих историй сегодня созданы мультипликационные фильмы, диафильмы.

Кроме того, изданы книги сказов Бажова, содержащие большое количество ярких красочных иллюстраций. Эти приемы значительно помогают маленьким читателям облегчить процесс восприятия произведений, которые создал Бажов. Голубая Змейка, картинки которой видят дети в диафильме, на иллюстрациях в книге, становится близка и понятна. Перед ними встает образ русской красавицы.

Кому-то он напоминает маму, бабушку или старшую сестру. Каждая из этих женщин может быть одновременно строга и добра по отношению к ребенку. Но авторы иллюстраций не забывают напомнить детям и то, о чем говорил Бажов. Голубая Змейка (пересказ произведения подтверждает это) является сверхъестественным существом, способным принести людям беду и несчастье.

Именно поэтому относиться к ней надо с особой осторожностью

Сказы Бажова в школьной программе

Поучительный смысл произведений, образный язык сказов позволяют широко использовать их на уроках литературы и русского языка. Подробный анализ под руководством педагогов позволяет научиться школьникам видеть иносказательный смысл сказов, что расширяет кругозор детей, обогащает их социальный опыт.

Отзыв о сказке П.П.Бажова «Голубая змейка»

Главные герои сказки «Голубая змейка» — два мальчика. Одного звали Ланко, а прозвище у него было Пужанко. А другого звали Лейко Шапочка. Ланко и Лейко были одногодками и крепко дружили. В своих семьях они были младшими детьми, поэтому забот у них было немного и в теплое время года мальчишки с утра до вечера носились по окрестностям. А как наступала зима, приходилось им коротать время по домам, потому что одежонка у них была легкая, по морозу и не побегаешь.

Зимой ребята целыми днями сидели на полатях, то в доме Ланко, то в доме Лейко. У Лейко была старшая сестра Марьюшка, которая никак не могла выйти замуж – рот у нее был косоват и женихи ее стороной обходили.

Под Новый год подружки Марьюшки рассказали ей, как жениха нагадать: надо в укромном месте гребешок оставить, а утром посмотреть, не будет ли на нем волоса. Если будет, значит и жених у Марьюшки будет.

Так она и сделала, повесила гребешок в укромном месте.

А Ланко и Лейко решили подшутить над Марьюшкой, гребешок тот взяли и коня им причесали, после чего гребешок на место повесили. Утром Марьюшка обрадовалась, что жених у нее будет, и подружкам похвасталась.

А те распознали, что волосы в гребешке конские и стали над девушкой смеяться. А когда Марьюшка дозналась, кто над ней подшутил, обиделась она на парнишек и в сердцах пожелала им голубую змейку увидеть.

За это пожелание мать ее отругала крепко, но ребятам про голубую змейку ничего рассказывать не стала.

Интересно стало двум друзьям, что это за змейка такая, да только никто из местных жителей об этом говорить с ними не хотел. И только однажды удалось им разговорить отца Ланки, и тот им рассказал про голубую змейку. Выходило так, что живет в этих краях голубая змейка, которая не ползает, а прыгает, свернувшись в колечко.

Справа от нее золотая струя сыплется, а слева – черная, бедовая. Если ее один человек увидит, то счастье ему будет, золото найдет. А если несколько, то беда случится: передерутся эти люди между собой из-за золота. Да и золото от змейки непростое – если поднять и бросить, то превратится оно в обычный камень.

А иногда змейка женщиной оборачивается и распознать ее можно только за счет того, что под ее ногами трава не прогибается.

Запала ребятам в душу история про голубую змейку. И вот когда наступила весна, и друзья строили плотину из снега у ручья, Лейко придумал песенкой голубую змейку вызвать. А она и появилась, да по-хитрому: Лейко видел, как она с горки колесом катится, а Ланко видел, как змейка в горку поднимается.

А как змейка исчезла, стали ребята спорить, с какой стороны золото, а с какой – беда черная. И каждый боялся, что другой ошибется и на черную беду попадет. До того спор дошел, что друзья неразлучные подрались. Поняли они, что из-за змейки у них ссора вышла и драку прекратили.

Но решили они змейку перехитрить.

Опять друзей змейка обманула.

С той поры они решили про голубую змейку забыть и больше ее не звать. Но однажды летом сидели ребята на покосе и увидели, как идет к ним женщина незнакомая, а трава под ней не прогибается. Поняли они, что это голубая змейка в женском облике, и дружно от нее отвернулись. А змейка с ними разговор завела и сказала, что хочет испытать ребят.

Она из одного рукава золотой пыли насыпала, а из другого – черной и сделала каменную плитку черно-золотого цвета. Разломила она плитку на две половинки и ребятам подала. Сказала, что кто из них хорошее задумает, у того плитка золотой станет. Ребята разом и подумали, что они Марьюшку зря обидели и пожелали ей жениха найти. У обоих плитки сразу золотыми стали.

А женщина им еще по кошельку с золотым песком дала и домой отправила.

Когда ребята домой вернулись, то узнали, что к Марьюшке сваты приехали, а рот у нее от радости нормальным стал. С той поры друзья больше змейку никогда не вызывали. Поняли они, что награда тогда бывает, когда ее заслужишь.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Голубая змейка» состоит в том, что даром в жизни ничего не дается, любое благо надо заслужить. Сказка учит ценить настоящую дружбу и не ссориться с друзьями ни при каких обстоятельствах. А тех, кто дружбу ценит, удача стороной не обойдет.

В сказке мне понравились ее главные герои, Ланко и Лейко. Они были настоящими друзьями, и дружба помогла им с честью вынести испытания, которые выпали на их долю при встречах с голубой змейкой.

Хорошие мысли

— Хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось и вышла бы Марьюшка замуж!Пожелали так, и плиточки у обоих стали золотые. Женщина улыбнулась:

— Хорошо подумали. Вот вам за это награда.

И подает им по маленькому кожаному кошельку с ременной завязкой.

— Тут, — говорит, — золотой песок. Если большие станут спрашивать, где взяли, скажите прямо: «Голубая змейка дала, да больше ходить за этим не велела». Не посмеют дальше разузнавать.

Поставила женщина обручи на ребро, облокотилась на золотой правой рукой, на черный — левой и покатила по покосной лужайке. Ребята глядят — не женщина это, а голубая змейка, и обручи в пыль перешли. Правый — в золотую, левый — в черную.

Постояли ребята, запрятали свои золотые плиточки да кошелечки по карманам и пошли домой. Только Ланко промолвил:

— Не жирно все-таки отвалила нам золотого песку.

Лейко на это и говорит:

— Столько, видно, заслужили.

Дорогой Лейко чует — сильно потяжелело у него в кармане. Еле вытащил свой кошелек,- до того он вырос. Спрашивает у Ланка:

— У тебя тоже кошелек вырос?

— Нет, — отвечает, — такой же, как был.

Лейку неловко показалось перед дружком, что песку у них не поровну, он и говорит:

— Давай отсыплю тебе.

— Ну что ж, — отвечает, — отсыпь, если не жалко. Сели ребята близ дороги, развязали свои кошельки, хотели выровнять, да не вышло. Возьмет Лейко из своего кошелька горсточку золотого песка, а он в черную пыль перекинется. Ланко тогда и говорит:

— Может, все-то опять обман.

Взял шепотку из своего кошелька. Песок как песок, настоящий золотой. Высыпал щепотку Лейку в кошелек — перемены не вышло. Тогда Ланко и понял: обделила его голубая змейка за то, что пожадничал на даровщину. Сказал об этом Лейку, и кошелек на глазах стал прибывать. Домой пришли оба с полнехонькими кошельками, отдали свой песок и золотые плиточки семейным и рассказали, как голубая змейка велела.

Читательский дневник «Голубая змейка» Павла Бажова

Название: «Голубая змейка».

Число страниц: 80.

Жанр произведения: сказ.

Главные герои: Ланко Пужанко, Лейко Шапочка, Голубая Змейка.

Второстепенные герои: Марьюшка.

Характеристика главных героев:

Ланко и Лейко — весёлые ребята, друзья, проказники и шкодники.

Выдумщики.

Ланко был немного жадным, а Лейко бескорыстным и справедливым.

Голубая змейка — волшебница.

Строгая, требовательная и справедливая.

Характеристика второстепенных героев:

Марьюшка — болтливая, но добрая и безобидная девочка.

Краткое содержание сказки «Голубая змейка»

Ланко и Лейко были лучшими друзьями.

Мальчишки жили по соседству и часто вместе играли и веселились.

Однажды ребята решили подшутить над сестрой Лейко — Марьюшкой, за то, что она не пустила их посмотреть, как гадают.

Они запутали в гребне девушки конские волосы.

Марьюшка раскрыла обман и пожелала друзьям встретить Голубую змейку.

Мать заругалась на неё, а отец сказал, что эта змейка показывает золото, но с подвохом.

И золото может исчезнуть, а друзья поругаться.

Раз мальчишки в шутку вызвали змейку и подрались.

Так как каждый видел золото в другой стороне.

Во второй раз они вызвали змейку, но не донесли тяжёлые слитки, выкинули.

А в третий раз змейка явилась сама и проверила ребят на доброту.

Мальчики пожелали Марьюшке выйти замуж и получили кошельки с золотым песком.

Но Ланко пожадничал и его песок стал обычным.

А потом исправился и снова получил золото.

Марьюшка вышла замуж, а друзья жили хорошо.

План произведения:

  1. Два друга.
  2. Гадание и шутка.
  3. Рассказ о змейке.
  4. Первая встреча и драка.
  5. Вторая встреча и тяжёлые камни.
  6. Испытание.
  7. Кошельки с песком.
  8. Жадность и исправление.

Основная мысль произведения «Голубая змейка»

Главная мысль сказа заключается в том, что настоящее богатство в дружбе.

Основная идея сказа в том, что верные друзья не ссорятся и помогают в трудную минуту.

Нельзя думать лишь о себе, мечтать о богатстве с корыстными целями.

Только добрым и отзывчивым достаётся настоящее богатство.

Чему учит сказка

Сказ учит ценить дружбу. Учит всегда помогать друзьям.

Учит поступать правильно и не глумиться над другими.

Учит не быть жадными, не гоняться за лёгкой добычей.

Краткий отзыв о сказе «Голубая змейка» для читательского дневника

Прочитав этот сказ, я подумала о том, что счастье приходит к тем, кто не ищет его лишь для себя.

К тем, кто думает о других.

К людям честным, справедливым и щедрым.

Именно такими добрыми товарищами оказались герои произведения.

Они были простыми мальчишками, баловниками и проказниками.

Но искренними и честными.

И змейка наградила их.

Это очень интересная история, в которой читатель узнаёт много нового о жизни на Урале в прошлом.

Автору удалось написать настоящую сказку на основе народных легенд и преданий.

Удалось показать, что золото достаётся тем, кто не думает о себе.

Мне понравились весёлые герои этого сказа.

Они не были идеальными, могли обидно подшутить, но понимали, что поступают плохо и исправлялись.

В душе герои были очень добрыми, верными друзьями, щедрыми и бескорыстными.

Я всем советую прочитать эту сказку, и подумать о тех целях, которые мы перед собой ставим.

Нельзя, чтобы наши мечты были эгоистичными.

Нужно всегда помнить о других людях, которым мы можем помочь.

Пословицы к произведению:

Верному другу цены нет.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Испытания золото огнём, а дружбу деньгами.
Шути, да осторожно, а то в беду попасть можно.
Дружным Бог даёт, недружных наказывает.

Ещё читательские дневники по произведениям Павла Бажова:

  • Сборник Уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
  • «Горный мастер»
  • «Две ящерки»
  • «Каменный цветок»
  • «Малахитовая шкатулка»
  • «Медной горы Хозяйка»
  • «Огневушка-Поскакушка»
  • «Серебряное копытце»
  • «Синюшкин колодец»
  • «Таюткино зеркальце»
  • «Хрупкая веточка»
  • Краткая биография Павла Бажова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

История создания

Изначально считалось, что Бажов собирает фольклор уральских горнорабочих, но потом стало известно: писатель сам выдумывал свои сказки. Это не помешало историям стать известными не только в России, но и в других странах.

«Голубую змейку» Бажов продумывал на протяжении двух лет. В печать она была отправлена только в 1945 году. Произведение небольшого размера, но писатель заложил в него глубокий смысл. Мужчина критично относился к своему творчеству, поэтому он часто переписывал черновики.

Бажов называл свои работы — сказы, а не сказки. Под этим термином понимают повествование, которое подражает фольклорным произведениям. Это выражается в использовании особых слов и стилизации речи. Поэтому тексты писателя не всегда легко понять, особенно детям.

Знакомимся с главными действующими лицами

Начинается рассказ с описания двух героев произведения. Одного из них звали Ланко, другого Лейко. Автор пишет, что жили они при заводе. Здесь следует пояснить, что он имел в виду. Поможет в этом краткое содержание «Голубой змейки». Бажов П. П. собирал русский фольклор, запечатлел уральские сказы, предварительно обработав их на бумаге. В тех местах, на Уральских горах, добывали полезные ископаемые, поэтому были построены заводы. Они состояли в том числе из шахт. Рабочие спускались сюда, добывали руду, полудрагоценные, а иногда и драгоценные металлы. Около заводов были построены поселки, где жили рабочие и их семьи.

Вот отцы ребят работали на этих шахтах, а мальчики жили при заводе. Матери их занимались домашним хозяйством.

Другие ребята дали Ланко прозвище Пужанко. Лейло часто заступался за друга, когда кто-то называл того не очень приятным словом и говорил, что друг никого не пугается, не боится.

У Лейко тоже было прозвище, его иногда называли Шапочкой, но мальчик даже гордился им. Он не раз спрашивал мать, когда та купит ему новую шапку, ведь он ходил в старом отцовском малахае.

Голубая змейка (сказка)

Росли в нашем заводе два парнишечка, по близкому соседству: Ланко Пужанко да Лейко Шапочка. Кто и за что им такие прозвания придумал, это сказать не умею. Меж собой эти ребята дружно жили. Под — стать подобрались. Умишком вровень, силенкой вровень, ростом и годами тоже.

И в житье большой различки не было. У Ланка отец рудобоем был, у Лейка на золотых песках горевал, а матери, известно, по хозяйству мытарились. Ребятам и нечем было друг перед дружкой погордиться. Одно у них не сходилось. Ланко свое прозвище за обиду считал, а Лейку лестно казалось, что его— этак ласково зовут — Шапочка. Не раз у матери припрашивал. — Ты бы, мамонька, сшила мне новую шапку! Слышишь, — люди меня Шапочкой зовут, а у меня тятин малахай, да и тот старый. Дружбе ребячьей это не мешало. Лейко первый в драку лез, коли кто обзовет Ланка Пужанком. — Какой он тебе Пужанко? Кого испугался? Так вот и росли парнишечки рядком да ладком. Рассорки, понятно, случались, да не надолго. Промигаться не успеют, опять вместе. И то у ребят вровень пришлось, что оба последними в семьях росли. Повольготнее таким-то. С малыми не водиться. От снегу до снегу домой только поесть да поспать прибегут. Мало ли в ту пору у ребят всякого дела: в бабки поиграть, в городки, шариком, порыбачить тоже, покупаться, за ягодами, за грибами сбегать, все горочки облазить, пенечки на одной ноге обскакать.

Утянутся из дома с утра — ищи их! Только этих ребят не больно искали. Как вечером прибегут домой, так на них поварчивали: — Пришел, наше шатало! Корми-ко его! Зимой по-другому приходилось. Зима, известно, всякому зверю хвост подожмет и людей не обойдет. Ланка с Лейком зима по избам загоняла. Одежонка, видишь, слабая, обувка жиденькая, — недалеко в них ускочишь. Только и хватало тепла из избы в избу перебежать. Чтоб большим под руку не подвертываться, забьются оба на полати да там и посиживают.

Двоим-то все-таки веселее. Когда и поиграют, когда про лето вспоминают, когда просто слушают, о чем большие говорят. Вот раз сидят этак-то, а к лейковой сестре Марьюшке подружки набежали. Время к новому году подвигалось, а по девичьему обряду в ту пору про женихов ворожат.

Девчонки и затеяли такую ворожбу. Ребятам любопытно поглядеть, да разве подступишься. Близко не пускают, а Марьюшка по-свойски еще подзатыльников надавала. — Уходи на свое место! Она, видишь, эта Марьюшка из сердитеньких была. Который год в невестах, а женихов не было. Девушка будто и вовсе хорошая, да маленько косоротенька. Изъян вроде и невелик, а парни все же браковали ее из-за этого. Ну, она и сердилась. Забились ребята на полати, пыхтят да помалкивают, а девчонкам весело. Золу сеют, муку по столешнице раскатывают, угли перекидывают, в воде брызгаются. Перемазались все, с визгом хохочут одна над другой, только Марьюшке не весело.

Она, видно, изверилась во всякой ворожбе, говорит: — Пустяк это. Одна забава. Одна подружка на это и скажи: — По-доброму-то ворожить боязно. — А как? — спрашивает Марьюшка. Подружка и рассказала: — От бабушки слыхала, -самое правильное гадание будет такое. Надо вечером, как все уснут, свой гребешок на ниточке повесить на поветях, а на другой день, когда еще никто не пробудился, снять этот гребешок, — тут все и увидишь. Все любопытствуют — как? А девчонка объясняет: — Коли в гребешке волос окажется — в тот год замуж выйдешь. Не окажется волоса — нет твоей судьбы. И про то догадаться можно, какой волосом муж будет.

Ланко с Лейком приметили этот разговор и то смекнули, что Марьюшка непременно так ворожить станет. А оба в обиде на нее за подзатыльники-то. Ребята и сговорились: — Подожди! Мы тебе припомним! Ланко в тот вечер домой ночевать не пошел, у Лейка на полатях остался. Лежат, будто похрапывают, а сами друг дружку кулачонками в бока подтыкают: гляди, не усни! Как большие все уснули, ребята слышат, — Марьюшка в сенки вышла.

Ребята за ней и углядели, как она на повети залезала и в котором месте там возилась. Углядели и поскорее в избу. За ними следом Марьюшка прибежала. Дрожит, зубами чакает. То ли ей холодно, то ли боязно. Потом легла, поежилась маленько и, слышно стало, — уснула. Ребятам того и надо. Слезли с полатей, оделись, как пришлось, и тихонько вышли из избы. Что делать, об этом они уж сговорились.

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • Вперед
  • В конец

Как знакомить читателей со сказами Бажова

Имея своеобразный язык и манеру изложения событий, сказы не являются легкими произведениями для детского восприятия. Но их глубокий смысл должен быть доведен до понимания ребят. Именно этого желал Павел Бажов. «Голубая змейка», краткий пересказ которой изложен выше, как и многие другие произведения писателя, находит своих поклонников в детской аудитории благодаря тому, что по мотивам этих историй сегодня созданы мультипликационные фильмы, диафильмы.

Кроме того, изданы книги сказов Бажова, содержащие большое количество ярких красочных иллюстраций. Эти приемы значительно помогают маленьким читателям облегчить процесс восприятия произведений, которые создал Бажов. Голубая Змейка, картинки которой видят дети в диафильме, на иллюстрациях в книге, становится близка и понятна. Перед ними встает образ русской красавицы. Кому-то он напоминает маму, бабушку или старшую сестру. Каждая из этих женщин может быть одновременно строга и добра по отношению к ребенку. Но авторы иллюстраций не забывают напомнить детям и то, о чем говорил Бажов. Голубая Змейка (пересказ произведения подтверждает это) является сверхъестественным существом, способным принести людям беду и несчастье

Именно поэтому относиться к ней надо с особой осторожностью

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: