Григорович дмитрий — гуттаперчевый мальчик

Гуттаперчевый мальчик (григорович дмитрий) - слушать аудиокнигу онлайн

Краткое содержание

Женщина по-своему позаботилась о ребенке. Она отдала его в ученье к цирковому гимнасту Беккеру. Петя боялся его и не хотел к нему идти, но выхода у него не было. Беккер, который и по-русски говорит недостаточно хорошо, не может добиться от ученика каких-либо результатов иначе, чем угрозами. Даже беглая характеристика, которую дал этому персонажу сам автор, показывает, что перед нами грубый, жесткий, вечно чем-нибудь недовольный и раздраженный человек.

С другой стороны — дети графа Листомирова. Казалось бы, Вера, Зина и Павел живут просто роскошно, особенно если сравнить их с Петей. Но на самом деле их родителей заботит только одно — чтобы они были тихими и послушными детьми, удобными для мамы, папы и прочей родни, чтобы всячески стремились понравиться взрослым.

На масленичной неделе дети в семье Листомировых вели себя хорошо. Поэтому в награду их обещают сводить в цирк. Тем более что Верочка уже прочитала афиши и хочет посмотреть именно на гуттаперчевого мальчика. Она даже пристает ко взрослым с вопросами, почему мальчика назвали гуттаперчевым (а назвали его так из-за его необычайной гибкости). Наконец-то дети оказываются в цирке.

И вот во время последнего выступления они видят Петю. Мальчик, как обычно, забирается вверх по шесту, а затем начинает выполнять трюки:

  • Сначала это несколько номеров, которые он делал и раньше, хотя они очень опасным.
  • Затем он должен выполнить сложный маневр, но срывается, падает на землю и ломает ребра.

Администрация цирка старается развлечь ошеломленную публику, на арену выбегают клоуны, но многие зрители предпочитают покинуть цирк. А Верочку Листомирову попросту не могут успокоить, так поразила ее смерть незнакомого ей мальчика.

Что касается Пети, то ему обмотали тряпками переломанные ребра, положили на тюфяк и оставили. Цирк опустел, и только клоун Эдвардс оставался с умирающим мальчиком. На следующий день номер Пети уже не значился на афише — ведь исполнитель погиб.

Краткое содержание по главам

Описание глав может быть полезно для ведения читательского дневника. Оно также поможет подготовиться к сочинению.

Глава I События развиваются в Петербурге в цирковых балаганах во время праздника Масленицы (конец февраля).

Григорович подробно описывает атмосферу цирка после утреннего представления. Среди циркачей появляется фигура клоуна Эдвардса. Он настоящий любимец публики, но у него начинается тоскливый период и сопутствующий ему запой.

Эдвардс озабочен здоровьем гуттаперчевого мальчика, которому предстоит выступать еще два дня. Он заходит в уборную, где сидит Беккер, и просит отпустить уставшего ребенка прогуляться. Но Беккер грубо отказывает.

Глава II Краткое содержание рассказа о жизни юного акробата показывает, насколько он был несчастен.

Гуттаперчевого мальчика на самом деле зовут Петей, и он потерял мать на пятом году. Она была чухонкой (прибалтийско-финская народность), звали ее Анна. Работала кухаркой и часто меняла место из-за неаккуратности и влюбчивости. Отец Пети вначале работал швейцаром, потом его забрали на военную службу, где он погиб в одном из походов.

Жили они бедно, часто голодали, мать долго не могла найти работу. Наконец, благодаря содействию ее соотечественницы Варвары, Анна устроилась прачкой и во второй раз вышла замуж, за портного. Отчим пил, дрался, невзлюбил Петю и грозил утопить. Вскоре отчим пропал, а мать заболела и умерла.

Глава III Петя жил то у соседской старушки, то у Варвары. Она и решила пристроить его к знакомым циркачам.

В книге описано отчаянье ребенка, которого забрал к себе на воспитание грубый и жестокий акробат Беккер. Вначале Петя всего боялся, прятался, но постепенно привык к шумной цирковой братии. Он оказался легким и гибким в суставах, но мышцы его были слабыми. Его стали называть «гуттаперчевым мальчиком».


Акрабат проверяет гибкость мальчика. Художник А.З. Иткин

Беккер заставлял тренироваться, превозмогая боль. Иногда Петя не выдерживал и кричал. За него вступался клоун Эдвардс. Благодаря его советам, у Пети получалось выполнять сложные упражнения, Беккера же он по-прежнему очень боялся.

Акробат совершенно не следил за состоянием ребенка:

Глава IV Четвертая глава начинается с описания детских комнат в доме у графа Листомирова. Там множество игрушек и книг.

Описывается роскошная уборная, в которой утром и вечером гувернантка мисс Бликс моет детей. Эта обстановка – яркий контраст по сравнению с условиями жизни гуттаперчевого мальчика.

Тетя Соня объявляет, что, поскольку дети вели себя хорошо, в пятницу они едут в цирк. Все в восторге, даже пухленький и флегматичный Паф.

Идет описание детей: старшая Верочка 8 лет, болезненная Зина младше на 2 года, и Павел – мальчик 5 лет, но все называют его Пафом, он любимец родителей.

Глава V В столовой завтракают граф и графиня. К ним присоединяется тетя Соня. Графиня сомневается, стоит ли отправлять детей в цирк, ведь они еще маленькие и такие впечатлительные. Но меланхоличный и требовательный к порядку граф не возражает.

В столовую заходят дети. Им сообщают, что родители разрешили поехать на представление. Верочка хватает афишку и читает названия номеров. Среди прочих заявлено выступление гуттаперчевого мальчика.

Глава VI Перед началом представления у касс цирка суета, гремит оркестр. Дети пестрой толпой в красивых нарядах стоят у барьера и рассматривают арену.

Представление начинается с выхода клоунов. Затем на лошади выступает пятнадцатилетняя девушка Амалия, за ней жонглер. Гуттаперчевый мальчик выходит вместе с Беккером, облаченный в трико телесного цвета и обсыпанный блестками.

Беккер удерживает у пояса длинный шест, а мальчик влезает по нему на самый верх. Он посылает воздушный поцелуй в зал и начинает показывать упражнения.


Выполнение упражнений под куполом цирка, художник В. Панов

Внезапно что-то блеснуло в вышине, и раздался гулкий звук. Это мальчик сорвался вниз. Оркестр замолк, в зале стали звать доктора. Служители цирка спешно выбежали на арену, подхватили тело и вынесли.

После этого вновь заиграл оркестр, но люди уже начали тесниться к выходу. Больше всех оказалась под впечатлением от увиденного Верочка. Она рыдала и постоянно повторяла: «Ай, мальчик! Мальчик!!».

Граф был очень недоволен и возмущен. Для Верочки даже хотели вызвать доктора, но, в конце концов, все успокоились и уснули.

Глава VII В коридоре цирка на тюфяке лежит перебинтованный гуттаперчевый мальчик со сломанными ребрами. Возле него никого нет. Лишь иногда подходит клоун Эдвардс, которого уже охватила тоска, и он погружается в запой.

Утром имя мальчика убрали из афиши. Его несчастная жизнь закончилась.

В это же время дочери и сын графа окружены постоянной заботой и вниманием, им ни в чем не отказывают, покупают игрушки, учат грамоте

Герои повести и ее краткое содержание

  • Петя – гуттаперчевый мальчик. Ему 8 лет. Сирота – мать умерла, когда ему было 5 лет, отец погиб на войне. Бабушка оставила его у себя, подруга матери Варвара, забрав его на пару дней, продала ребенка в цирк. Его купил акробат Беккер;
  • Анна – мать Пети, взбалмошная и добрая кухарка, позже прачка. Неуклюжа, часто била посуду, переходила из дома в дом из-за этого и из-за постоянных романтических увлечений. Вышла замуж за швейцара, с которым жила в каморке под лестницей. От мужа родила Петю. Из-за криков ребенка мужчину лишили места швейцара, после призвали в армию, где он погиб. Второй раз вышла замуж за портного, но и этот брак не удался – он пил, невзлюбил Петю, после совсем пропал. Анна, не вынеся невзгод, постепенно угасла;
  • Варвара – прачка, продавшая Петю Беккеру;
  • Карл Беккер – цирковой акробат, выкупивший мальчика. С ребенком строг, может его ударить. Плохо знает русский язык и говорит на нем, коверкая слова;
  • Эдвардс – клоун в цирке, куда продали Петю. Хорошо относится к мальчику, дарит ему щенка, которого позже убивает Беккер;
  • Листомировы – дворяне. Отец семейства – граф. В семье трое детей – Вера, Зина и Павел. У детей есть гувернантка миссис Брикс. Вера Листомирова отправляется в цирк на представление с гуттаперчевым мальчиком, видит его падение с высоты.

После смерти матери Петя, недолго прожив у бабушки, оказывается передан прачкой Варварой (возможно, за вознаграждение, так как сироту все равно не стали бы искать, поскольку он был бабушке в тягость) в цирк под руководство Карла Беккера. Беккеру нужен новый акробат – он желает сделать из Пети гуттаперчевого мальчика. Для достижения своей цели использует жестокие методы – бьет ребенка, принуждает к тяжелым тренировкам. Петя тяжело обучается цирковому искусству, боится Беккера, хотя с остальными артистами цирка общается лучше.

Его жалеет Эдвардс, дарит ребенку маленького щенка. Но счастье Пети длится недолго – обнаружив собаку, Беккер злится, убивает щенка и наказывает ребенка, избивая его.

Жизнь детей графа Листомирова показана иначе – семья богата, у детей есть все, что может только понадобиться, все их капризы исполняются. Старшая дочь графа, Верочка, решает посетить цирковое представление, как только артисты появляются в городе.

Во время представления Петя срывается вниз с неустойчивого шеста, принесенного на аренду Беккером, и ломает ребра, ломает грудь. Падение видит Верочка Листомирова. Происшествие сильно поражает девочку – возвратившись домой, она переживает о том, что неизвестный ей мальчик упал.

Петя не выдерживает полученных травм и погибает. Работа цирка продолжается как и прежде, об умершем ребенке переживает только клоун Эдвардс. Он и Верочка Листомирова – единственные герои повести, которые переживают о смерти Пети.

Трагическое представление в цирке

В последних главах повести писатель возвращает читателя в цирк. Артисты готовятся к выступлению, зрители разноцветной толпой наполняют зрительный зал. На арене праздничное настроение, один номер сменяет другой, но все ждут выступления гуттаперчевого мальчика. В цирке звучит веселый вальс, и на арену выходят акробат с худеньким мальчиком. Служители выносят длинный шест с перекладиной на конце, который уходит под самый потолок. Беккер закрепляет шест на поясе, и Петя поднимается по нему для выполнения опасного номера под куполом цирка. Выполняя упражнения, мальчик неожиданно срывается с перекладины и падает на арену.

Финал повести печален и мрачен. Петя умирает на тюфяке для акробатов, который лежит на полу у конюшни, в полном одиночестве. Даже добрый клоун оставляет его, уйдя в состояние запоя. А на следующий день номер с погибшим мальчиком просто снят с афишки.

  • Виды аудиторских рисков кратко

      

  • Для повышения защитных свойств организма каждому человеку следует соблюдать кратко

      

  • Антониев монастырь великий новгород история кратко

      

  • Царь рыба главные герои кратко

      

  • Расскажите об одном из героев древнегреческих мифов кратко

1883

I
II
III
IV
V 259
VI
VII
Комментарии

О произведении

«Гуттаперчевый мальчик» — повесть Д. В. Григоровича о трагической судьбе мальчика-акробата. Повесть получила высокую оценку критиков; была дважды экранизирована — в 1915 г. (режиссер В. Касьянов) и в 1975 г. (режиссер В. Герасимов); включена в школьную программу по литературе.

Критика

Рассказ донельзя прост (это — главное его достоинство) и имеет целью возбудить в читателе сострадание к детям, заброшенным судьбою на потеху праздной толпы, посетительницы цирка.

— Н. И. Поздняков // «Женское образование» (1884)

Наиболее удачным из поздних произведений писателя явилась повесть «Гуттаперчевый мальчик» (1883). Повесть о судьбе бедного мальчика — сироты Пети, отданного в учение к жестокому и беспощадному немцу-акробату, история его тяжелой жизни и трагической гибели была передана живо, в манере, напоминавшей реалистические произведения Григоровича 40-х и середины 50-х годов. Несмотря на свою филантропическую тенденцию, повесть явилась правдивым и реальным очерком жизни бедного ребенка в условиях капиталистического города.

— Л. М. Лотман. Григорович // История русской литературы в 10 тт. Т. 7 (1955)

Восьмидесятые годы — время усиленного роста капитализма в России. По мере увеличения числа крупных предприятий разоряется масса кустарей и ремесленников. Появляются целые армии безработных, чьи дети остаются беспризорными.

Историю жизни ребенка, у которого «в детстве не было детства», и рассказывает писатель в своей повести.

С понятием «цирк» издавна связано представление о празднике, веселом и завлекательном зрелище. Григорович вводит читателя в цирк через кулисы.

Действие еще не завязалось, но читателю уже ясно, что подлинным хозяином цирка являются не бесстрашные укротители, наездники и клоуны, а антрепренер, эксплуатирующий их труд. Грубость и бездушие дельцов от искусства порождают жестоких Беккеров, которым вверяется судьба ребенка. «Петя был… не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком». Среди громадных предметов цирка и равнодушных людей он выглядит особенно сиротливо и одиноко — «тщедушный неоперившийся цыпленок». Из мира жестокости и нищеты писатель с присущим ему обыкновением изображать контрастные планы переносит действие в дом графа Листомирова, где ничто не омрачает счастливого существования детей. Сравнение этих двух миров позволило Григоровичу с большой силой поставить вопрос об ответственности общества за судьбы обездоленных.

В повести нет ни назойливого морализирования, ни сентиментальной жалостливости, столь обычных тогда в литературе для детей и о детях. В согласии с жизненной правдой писатель отказался от благополучной развязки и назидания.

— В. Мещеряков. Д. В. Григорович (Творческий путь) (1976)

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик // Григорович Д. В. Сочинения в трех томах. Том второй. Повести и рассказы 1856—1892. Драматические произведения 1873—1891. Москва, «Художественная литература», 1988. С. 232—275.
Электронная публикация РВБ, 20222023. Версия 1.0 от 20 мая 2022 г.

Сюжет

Пете было всего пять лет, когда его мать умерла, и он остался один на белом свете. В городе гастролировал цирк, и худенького гибкого мальчика согласился взять себе в качестве помощника известный акробат Карл Беккер. Мальчику нравилось жить среди артистов, но он очень боялся Беккера – при виде его фигуры он тотчас забивался в угол и долго трясся от страха.

Пете тяжело давалось обучение. Поначалу тело совсем не хотело его слушаться, мышцы постоянно болели от напряжения, и все тело было в синяках от падений. Однако Беккер не обращал на это никакого внимания – ему был важен лишь результат, и только старый клоун Эдвард жалел одинокого мальчика.

Однажды Эдвард решил порадовать сиротку и подарил ему крошечного щенка. Петя был очень рад теплому комочку, но все испортил жестокий Беккер, убивший щенка и ударивший своего воспитанника.

Совсем иначе протекала жизнь детей графа Листомирова. В богатом доме были созданы все условия для радостного, счастливого детства. Самой старшей была Верочка – нежная, чутка девочка с большим любящим сердцем. Узнав о предстоящем цирковом выступлении, она загорелась туда пойти, ведь главным номером были акробатические трюки гуттаперчевого мальчика – Пети.

Наконец, наступил долгожданный день, и дети, заняв свои места в цирке, приготовились следить за артистами. Когда на сцену вышел Беккер и установил длинный шест, по которому стал карабкаться Петя, зрителям было видно, что шест держится неустойчиво. Кто-то даже потребовал прекратить опасный для жизни номер. В этот миг Петя упал на землю с большой высоты и разбился насмерть.

После увиденной трагедии Верочка еще долго не могла успокоиться – ей было до слез жалко разбившегося гуттаперчевого мальчика. А жизнь, между тем, продолжалась, и на следующий день шли те же самые представления, но уже без номера с гуттаперчевым мальчиком.

Основные персонажи

  • Петя – худой, болезненный мальчик 8 лет со светлыми волосами. Он обладает поразительной гибкостью, за что получил прозвище гуттаперчевый (от слова «гуттаперча» — тягучая смола).
  • Верочка – ровесница Пети, старшая дочь графа Листомирова. Нежная и тонкая, с серо-голубыми глазами, густыми волосами пепельного цвета. По характеру кроткая и послушная. Любит читать и сочинять сказки.
  • Акробат Карл Богданович Беккер – в его подчинении находится Петя. Физически сильный, грубый человек, считающий себя красавцем. На вид ему около сорока.
  • Клоун Эдвардс – уже немолодой человек с лысиной. Один из немногих, кто добр к Пете и пытается о нем заботиться.

В пересказе повести «Гуттаперчевый мальчик» также стоит упомянуть героев второго плана:

  • Анна – мать Пети;
  • Варвара – прачка, пристроившая мальчика в цирк;
  • граф и графиня Листомировы;
  • Соня – 35 лет, сестра графини, брюнетка, немного полная, с добрыми глазами;
  • Зина и Паф (Павел) – младшие дети Листомировых;
  • сотрудники цирка: режиссер, фрау Браун, маленькая наездница и другие.

Начало повести

Основные события происходят в нескольких главах повести:

В первой главе жители Петербурга отмечали Масленицу. Каждое утро и по вечерам в городе выступали цирковые артисты. А днем они смывали с себя грим и отдыхали. Но отношения между ними и режиссером натянутые.

Руководитель попросил остаться для разговора клоуна и фрау Браун, худенькая дочь которой во время выступления напугала публику. Она работала наездницей и три раза упала с лошади. Эдвардс — душа цирка, его украшение и приманка для новых посетителей.

Но клоун ненадежен: в тоскливом настроении он злоупотребляет алкоголем. Запои продолжаются несколько дней, что мешает выступлениям. Режиссер уговаривал его продержаться хотя бы до конца Масленицы. После нее цирк закроется, так как наступит пост, во время которого нельзя развлекать жителей города.

Во второй главе изложена история Пети. Именно его и называют гуттаперчевым из-за его гибкости. Мальчику всего восемь лет, но в его жизни произошло много печальных событий. Петю родила Анна — чухонка со взбалмошным, хотя и добрым характером. Женщина долгое время работала кухаркой.

В юном возрасте она вышла замуж за швейцара и переехала к нему в скромную каморку. Девушка родила худого и болезненного мальчика, назвала его Петей. Вскоре ее супруга призвали в солдаты, он погиб на фронте. Семья осталась без кормильца. Саму Анну из-за маленького ребенка не хотели нанимать на работу.

Позже женщина вышла замуж во второй раз. Но и с этим браком ей не повезло. Новый супруг постоянно пил, тратил все деньги. Петю он сразу невзлюбил и угрожал утопить его в проруби. Часто в доме не было даже хлеба.

Произведение «Гуттаперчевый мальчик» было написано известным русским писателем Дмитрием Григоровичем в 1883 году. В нём рассказывается о тяжёлой жизни круглого сироты Пети, отданного на обучение цирковому акробату Беккеру. «Гуттаперчевый мальчик» — наиболее известная повесть Григоровича. Её чтение вызывает у читателей сострадание и жалость к несчастному ребёнку, которому за свою крошечную жизнь пришлось видеть только лишения и жестокость.

Другие герои

Павел Листомиров (его домашнее прозвище — Паф) является полной противоположностью гуттаперчевого Пети, который никогда в своей короткой жизни не спал вволю и не ел досыта. Паф маленького роста, пухлый, с круглым лицом, он отличается крайне спокойным нравом и вообще мало реагирует на то, что происходит вокруг.

Он находит поход в цирк интересным, и родня этому даже удивляется, поскольку обычно мысли Пафа сосредоточены только на еде. При этом как раз сыну граф Листомиров уделяет больше внимания. Наедине с самим собой он, впрочем, не думает, чему учить сына, а только мечтает о том, как тот сделает карьеру на государственной службе.

Нельзя назвать счастливой и шестилетнюю Зизи. Ее буквально пичкают лекарствами, среди которых, как утверждает автор, важную роль игра тресковый жир. От него бедная девочка только бьется в истерике. Хотя, по сути, все, что ей нужно — это просто движение и прогулки на воздухе, но как раз этого в доме графа и не позволяется.

Семья Листомировых

Рассказ о жизни семьи графа Листомирова начинается с описания комнат, в которых живут дети. Эти яркие, насыщенные солнцем уютные комнатки, украшенные красивой мебелью, занавесками и коврами, невольно заставляют читателя вспомнить о мрачных помещениях цирка в начале повести. Дети, обладатели этих чудесных комнат, стараются всю масленичную неделю вести себя как можно лучше. За хорошее поведение им обещана поездка в цирк. Верочка, старшая дочь восьми лет, — милая и добрая девочка с большими глазами и густыми пепельного цвета волосами. Она внимательно следит за поведением младшей сестры Зины и брата Пафа, боясь, что они могут своими играми сорвать обещанное развлечение.

Паф, хотя по-настоящему его зовут Павел, — единственный сын и продолжатель фамилии графа Листомирова. Описание внешности и характера пятилетнего Пафа создает контраст с гуттаперчевым мальчиком. У него рыхлое, тяжелое тело и апатичный характер. Хотя при предложении поехать в цирк он оживляется и пытается изображать клоуна.

Кроме рассказа о детях, Григорович дает описание другим членам семьи.

  • Тетка, одинокая тридцатипятилетняя Соня, посвятила свою жизнь воспитанию детей своей сестры, которая совершенно истощена частыми родами.
  • Отец семейства — задумчивый и довольно скучный человек. С женой общается мало, свое мнение предпочитает оставлять при себе. Чрезмерно аккуратный человек и требует, чтобы все вещи лежали на своих местах.
  • Мать детей — это заморенная родами женщина, которая боится огорчить своего мужа, поэтому все время находится в нервном напряжении.

Очень краткий пересказ повести «Гуттаперчевый мальчик»

На Масленичной неделе в цирке было особенно много посетителей. После утреннего представления артисты расходились по своим уборным. Среди всех выделялся Эдвардс — клоун в костюме с бабочками. Эдвардс один стоил целого коллектива и мог заменить собой любого артиста труппы.

Поэтому его так ценило руководство и так беспокоилось о его состоянии, ведь при всех достоинствах, Эдвардс имел существенный недостаток. Временами на него нападала непреодолимая тоска, которая заставляла его тянуться к бутылке и пропивать всё от сбережений до клоунского парика.

В афише цирка значился гуттаперчевый мальчик, новая «приманка» для зрителя. Восьмилетний Петя был воспитанником самовлюблённого акробата Карла Беккера. До пяти лет мальчик жил с матерью, а после её смерти оказался никому не нужным.

Соотечественница его матери Варвара пожалела сироту и отдала в обучение знакомому акробату. Гимнаст Беккер вздумал сделать из обычного мальчика цирковую звезду, но обращался с ним так, будто дрессировал зверушку. Ребёнок подвергался изнурительным тренировкам и унизительным наказаниям за свои промахи.

Жизнь в страхе и боли была настоящим адом для беззащитного дитя. Клоун Эдвардс жалел Петю, осуждал Карла и мог бы стать лучшим учителем для гуттаперчевого мальчика.

В семействе графов Листомировых в праздничные дни было решено впервые познакомить детей с цирковым искусством. Прелестная Верочка, Зина (Зизи) и Павел по прозвищу Паф, обычно избалованные всякими благами, всю неделю вели себя идеально.

Дети сгорали от любопытства, увидев афишу с гуттаперчевым мальчиком. И вместе со своей тётей Соней, несмотря на метель, отправились на вечернее представление. Верочка с нетерпением ждала выступления мальчика с афиши. Карл Беккер и его гуттаперчевый воспитанник явились публике во втором отделении.

Петя исполнял упражнения под куполом цирка на золочёном шесте, который удерживал Беккер. Напряжение и волнение публики росло, но мальчик улыбался и посылал воздушные поцелуи зрителям. А потом сорвался вниз. Изумлённые зрители торопились покинуть цирк.

Верочка Листомирова была поражена увиденным и рыдала. Не смогла успокоиться она и дома, в эту ночь девочка заснула в слезах.

Петя с переломанным телом тихо умирал на тюфяке в коридоре цирка. Клоун Эдвардс изредка подходил к нему, после чего возвращался к графину водки. А к утру гуттаперчевого мальчика уже не было на афише, он умер.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Анна — мать Пети, чрезмерно худая молодая женщина с растрёпанными светлыми волосами. Взбалмошная кухарка, служившая в разных домах и падкая на романтические связи. Оставленная вторым мужем, Анна скончалась от голода, впав в беспамятство.
  • Павел — младший и единственный сын графа Листомировых по прозвищу Паф, брат Верочки и Зины. Пухлый, низенький мальчик пяти лет с тяжёлым и апатичным характером, отличительной чертой Павла были тёмные киргизские глаза на круглом лице.
  • Тётя Соня — высокая сильная девушка тридцати пяти лет, темноволосая, с восточными глазами. Сестра графини Листомировой, посвятившая свою жизнь её детям. Добрая и мягкая, совершенно не умела сердиться.
  • Зина — сестра Верочки и Павла, графская дочь. Шестилетняя девочка, которую в семье было принято называть Зизи. Девочка была болезненной, измученной лекарствами и очень капризной.
  • Варвара — соотечественница и знакомая Анны, служила прачкой. Сердобольная женщина, пыталась помочь осиротевшему Пете.
  • Граф Листомиров — молчаливый мужчина высокого роста с особенно худыми ногами, которые он старался скрыть. Наружность графа дополняло бледное лицо с большими дугообразными бровями и носом, чуть сдвинутым в сторону. Педантичный и излишне сдержанный человек, меланхолик.
  • Режиссёр — распорядитель цирка, жадный и мелочный человек. Ради максимальной выгоды и полной кассы готов, не задумываясь, жертвовать здоровьем и жизнями артистов.
  • Фрау Браун — немолодая хромая женщина, облачённая в старую одежду. Бывшая артистка цирка, которую теперь сменяла её дочь Мальхен.
  • Мальхен — худенькая девушка пятнадцати лет с выразительными глазами, цирковая наездница, дочь фрау Браун. Как и её мать, бедно одета.
  • Графиня — супруга графа Листомирова, сестра тёти Сони. В прошлом красивая женщина, изнурённая частыми родами, переживающая потерю «четвёртых детей».

Анализ книги Гуттаперчевый мальчик

Повесть богата контрастами. И это не только контраст между жизнью Пети и детей из обеспеченной семьи. Контраст есть между праздничной яркостью цирка и его мрачноватой изнанкой, символом которой стал страдающий запоями и депрессиями клоун.

Многие критики полагают, что Петя и Верочка должны были познакомиться. Этого требовала сама логика повествования. Некоторые литературоведы считают, что Григорович не в ввел в рассказ эту встречу намеренно: просто эти дети живут в разных мирах.

Занятно и то, что в повести появляется и своеобразный двойник Пети: девочка Амалия из бедной семьи. Она выступает на лошади, а во время утреннего представления чуть не погибла во время исполнения сложного трюка. Но ей повезло чуть больше: у нее есть родители, которые могут заступиться за ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: