Краткое содержание
Отправляя главного героя с соседскими левонтьевскими ребятами за земляникой, бабушка пообещала, что продаст собранные внуком ягоды в городе и купит ему пряник конем – «мечту всех деревенских малышей». «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые». С таким пряником «сразу почету столько, внимания».
Отец ребят, с которыми бабушка отправляла мальчика за ягодами, сосед Левонтий, работал на «бадогах», заготовляя лес. Когда он получал деньги, его жена тут же бегала по соседям, раздавая долги. Их дом стоял без забора и ворот. Даже бани у них не было, поэтому левонтьевские ребятишки мылись у соседей.
Весной семейство пыталось сделать изгородь из старых досок, но зимой все это уходило на растопку. Однако на любые упреки о безделье Левонтий отвечал, что любит «слободу».
Рассказчику нравилось в дни получки Левонтия приходить к ним в гости, хотя бабушка и запрещала у «пролетариев объедать». Там мальчик слушал их «коронную песню» о том, как матрос привез из Африки маленькую обезьянку, и животное очень тосковало по дому. Обычно застолья заканчивались тем, что Левонтий сильно напивался. Жена и дети убегали из дому, а мужчина всю ночь «бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал». Утром он все чинил и уходил на работу. А уже через несколько дней его жена ходила по соседям с просьбами одолжить денег и еды.
Дойдя до каменистого увала, ребята «рассыпались по лесу и начали собирать землянику». Левонтьевский старшой начал ругать остальных, что они не собирают ягоды, а только едят их. И, возмущаясь, сам съел все, что успел собрать. Оставшись с пустой посудой, соседские ребята пошли к речке. Рассказчику хотелось пойти с ними, но он еще не собрал полной посудины.
Санька начал кривляться: «Бабушки Петровны испугался!» и называл обидным словом. Возмутившись, мальчик повелся на Санькино «слабо» , высыпал ягоды на траву, и ребята вмиг съели все собранное. Мальчику было жалко ягод, но, напустив на себя отчаянность, он помчался с остальными к реке.
Ребята «интересно и весело провели день». Домой возвращались вечером. Чтобы бабушка не ругала главного героя, ребята посоветовали ему заполнить посудину травой, а сверху присыпать ягодами. Мальчик так и сделал. Бабушка была очень рада, не заметила обмана и даже решила не пересыпать ягоды. Чтобы Санька не рассказал о случившемся Катерине Петровне, рассказчику пришлось украсть для него из кладовки несколько калачей.
Мальчик жалел, что дедушка его находился на заимке «километрах в пяти от села, в устье реки Маны», так бы он мог сбежать к нему. Дедушка никогда не ругался и разрешал внуку гулять допоздна.
Мальчика всю ночь не спал. «Бабушку надул, калачи украл!» – терзался он.Главный герой решил дождаться утра и рассказать все бабушке, но проснулся, когда она уже уплыла в город. Вместе с левонтьевскими ребятами он пошел на рыбалку. Санька наловил рыбы, развел костер. Не дождавшись, пока рыба допечется, левонтьевские ребята съели ее полусырой, без соли и без хлеба. Искупавшись в реке, все упали в траву.
Неожиданно из-за мыса показалась лодка, в которой сидела Екатерина Петровна. Мальчик сразу бросился бежать, хотя бабушка грозно кричала ему вслед. Рассказчик до самой темноты пробыл у двоюродного брата. Домой его привела тетка. Спрятавшись в кладовке среди половиков, мальчик надеялся, что, если он будет думать о бабушке хорошо, «она об этом догадается и все простит».
Главный герой начал вспоминать свою мать. Она так же возила продавать ягоды в город. Как-то их лодка перевернулась, и мать утонула. Узнав о гибели дочери, бабушка шесть суток пробыла на берегу, «надеясь задобрить реку». Ее «почти волоком утащили домой», и после она еще долго грустила по умершей.
Главный герой проснулся от лучей солнца. На него был накинут дедушкин полушубок. Мальчик обрадовался – приехал дедушка. Все утро бабушка рассказывала каждому, кто наведывался к ним, как она продавала ягоды «культурной дамочке, в шляпке», и какую пакость совершил внук.
Зайдя в кладовку за вожжами, дедушка подтолкнул внука в кухню, чтобы тот извинился. Плача, мальчик попросил у бабушки прощения. Женщина «все еще непримиримо, но уже без грозы» позвала его есть. Слушая слова бабушки о том, «в какую бездонную пропасть ввергло» его «плутовство», мальчик снова разревелся. Закончив ругать внука, женщина все же положила перед ним белого коня с розовой гривой, приговаривая: «Глядишь,за это еще когда обманешь бабушку».
«Сколько лет с тех пор прошло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».
Сочинение Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева
По мнению Виктора Астафьева, доброта — это одно из главных человеческих достоинств. Это то чувство, на котором стоит весь мир
Человеку важно научиться быть добрым. Это происходит с накоплением жизненного опыта, в процессе которого он получает уроки доброты
Однажды такой урок получил и Витя — главный герой автобиографического рассказа «Конь с розовой гривой».
Витя рано потерял родителей и воспитывался бабушкой и дедушкой. Мальчик мечтал получить фигурный пряник в виде коня, но для этого он должен был собрать целую корзину земляники для бабушки. Для маленького, активного, неусидчивого ребёнка эта работа была слишком тяжёлой и кропотливой. Витя никак не мог устоять перед возможностью поиграть со сверстниками. Он хотел и повеселиться, и получить подарок. Но такого не бывает. Его друг сподвигнул Витю на обман. Мальчик наполнил корзину травой, а сверху насыпал земляники.
Мальчику было стыдно и совестно. Он очень тревожился и боялся, что обман вскроется. Ребёнок не спал, не ел и боялся видеться с бабушкой. Она узнала правду на следующий день, когда продавала землянику на рынке. Старушке было очень стыдно, она думала, как ей поступить с внуком.
А Витя тем временем уже пожалел, что пошёл на поводу у друга! Мальчик был готов извиниться. Здесь появляется дедушка, узнавший правду. Он пытается ободрить Витю и видит, как сильно он осознаёт свою вину за содеянное.
Настоящим уроком доброты становится встреча с бабушкой. Она не ругает своего внука, а дарит ему заветный пряник. Мальчик рад, что его простили и поняли. Желанный подарок стал для него символом прощения, доброты.
Бабушка поступила мудро. Она знала, что наказания не принесут пользы и не исправят ситуацию. Бабушка решила просить своего внука, который сделал зло не специально, по глупости, по собственному незнанию. Мальчик вырастет и станет мудрее, поняв урок бабушки: нужно быть добрым и делать добро для всех, тогда оно обязательно вернётся. Нужно уметь прощать ошибки близких, ведь каждый может сделать неверный шаг. Человек должен всегда сохранять в себе доброту и не позволять злу ожесточить своё сердце.
Для героя пряник стал не просто десертом, а знаком примирения и доброты. Подарок наполнился новым смыслом и сделал Витю умнее, мудрее. Теперь он никогда не будет обманывать окружающих. Мальчик на всю жизнь запомнит, что на всё стоит отвечать добром, а оно тогда обязательно вернётся. В этом и заключаются уроки доброты.
Вариант 7: Чему учит?
Это душещипательная история, которая напоминает нам о силе доброты и прощения. Когда я читала эту историю, меня поразило яркое описание лошади и красоты сельской местности. Чувственный язык заставил меня почувствовать, что я нахожусь прямо там, переживая все вместе с героями.
Несмотря на обманчивое поведение главного героя, акт милосердия его бабушки был поистине трогательным. Он напомнил мне о том, что даже когда кто-то поступает неправильно, прощение и сострадание могут проделать долгий путь к восстановлению разрушенных отношений.
Эта история также подчеркивает, как важно быть разборчивым в советах, которые мы принимаем от других. Иногда то, что на первый взгляд кажется хорошей идеей, может привести нас по ложному пути
Очень важно прислушиваться к своему внутреннему голосу и следовать своему моральному компасу, даже если это противоречит тому, что могут посоветовать другие.
В целом, «Лошадь с розовой гривой» — это мощное напоминание о важности доброты, прощения и самоанализа. Она вдохновила меня быть более внимательным и сострадательным в общении с другими людьми и доверять собственным инстинктам при принятии важных решений
Мне нравится16Не нравится3
О чем книга «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева
Действия книги переносят читателей в 1930-е годы. Место событий — сибирская деревня. Главным героем является сирота. Именно от лица этого персонажа ведется все повествование в произведении. Этот герой был внуком Катерины Петровны. Также на страницах книги читатели знакомятся с бабушкой главного персонажа. Соседом Катерины Петровны был Левонтий. У бывшего моряка был сын Санька, который считался вредным и злым мальчиком.
Бабушка отправила своего внука в лес вместе с соседскими левонтьевскими ребятами. Герои произведения должны были найти землянику. Катерина Петровна уверяла внука, что на вырученные от продажи ягод деньги, она купит ему то, о чем он долго мечтал. Мальчик хотел попробовать пряник конем. Об этом прянике мечтали все деревенские мальчишки.
Семья Левонтия жила не богато. Персонажи едва сводили концы с концами. Мужчина заготовлял лес. Когда сосед Катерины Петровны получал деньги, у его семьи появлялась возможность рассчитаться с накопившимися долгами. Их дом сложно было назвать уютным жилищем. У них не было ни ворот, ни забора, ни бани. Каждую весну члены семьи Левонтия пытались облагородить свой участок. Однако зимой заготовленных дров не хватало, и им приходилось всю построенную изгородь пускать на растопку.
Дойдя до леса, персонажи стали искать землянику. Самый старший из левонтьевских ребят стал ругаться на остальных. Мальчик был уверен, что собравшиеся с ним мальчишки не собирают ягоды, а лишь едят их. За возмущениями он сам не заметил, как съел свою землянику. Соседские ребята посмотрели в свои кузовки и поняли, что они пусты. Персонажи направились к реке, которая протекала неподалеку. Рассказчик хотел последовать за ребятами, но он еще не собрал полного лукошка. Перед героем произведения встал непростой выбор.
Сейчас читают
-
Тэффи
Надежда Лохвицкая, всеми известная творческая личность, начала писать очень рано. Но подписывалась под произведениями Тэффи, так как в это время ее старшая сестра была очень популярна.
-
Краткое содержание Олеша Зависть
В романе идет речь об абсолютно счастливом человеке, с хорошим здоровьем и привычками, одном из замечательных людей государства.
-
Краткое содержание Чапек Сказка про собачий хвост
Маленькой беленькой собачке-фокстерьеру по кличке Дашенька, появившейся на свет не так давно, рассказывают сказку о подвигах, совершенных в былые времена ее предком, беленьким песиком-фокстерьером, которого звали Фоксик.
-
Краткое содержание Кавалер Глюк Гофмана
Поздней осенью я сидел в берлинском кафе и слушал нехитрую музыку пошленького вальса. Визгливые голоса скрипок и флейты фальшивили и вызывали у меня раздражение.
-
Краткое содержание Победитель Грина
Геннисон вернулся домой, немного опоздав на обед, но несмотря на скверную погоду за окном, его настроение было очень хорошим. Он рассказал своей жене Джен, что опоздал из-за встречи с профессором Стерсом
Астафьев. Все пересказы
- Ангел-хранитель
- Бабушка с малиной
- Бабушкин праздник
- Белогрудка
- Бойе
- Васюткино озеро
- Веселый солдат
- Весенний остров
- Гори, гори ясно
- Гуси в полынье
- Далекая и близкая сказка
- Деревья растут для всех
- Домский собор
- Жизнь Трезора
- Запах сена
- Зачем я убил коростеля?
- Звездопад
- Злодейка
- Зорькина песня
- Капалуха
- Капля
- Карасиная погибель
- Конь с розовой гривой
- Кража
- Людочка
- Мальчик в белой рубахе
- Милаха и кот громило
- Монах в новых штанах
- Не хватает сердца
- Ночь темная-темная
- Пастух и пастушка
- Песнопевица
- Пеструха
- Печальный детектив
- Последний поклон
- Прокляты и убиты
- Родные берёзы
- Сон о белых горах
- Стародуб
- Стрижонок Скрип
- Трофейная пушка
- Фотография, на которой меня нет
- Хвостик
- Царь рыба
- Яшка лось
Анализ рассказа «Конь с розовой гривой»
Виктор Петрович Астафьев — великий русский писатель. Его перу принадлежит огромное количество замечательных произведений, одно из таких — рассказ для детей «Конь с розовой гривой».
Данный рассказ имеет под собой реальную основу. Астафьев всё свое детство провел в деревне с бабушкой (мать умерла, отец женился на другой). В памяти мальчика осталась деревня и её быт, бабушка и соседские левонтьевские мальчишки и, конечно же, история про коня с розовой гривой.
Данное произведение относится, как было сказано выше, к жанру рассказа. Об этом свидетельствует небольшое количество персонажей, небольшая форма произведения и главное — одна сюжетная линия (события разворачиваются вокруг поступка главного героя).
Тема рассказа проста: бабушка, Катерина Петровна, послала своего внука, главного героя, за земляникой. Эту землянику и другое бабушка везла на базар, за землянику главному герою был обещан пряник в виде коня с розовой гривой.
Мальчик, послушав соседских ребятишек, съел всю землянику, а в туеске принёс траву, которую сверху засыпал ягодой. Мальчика мучают угрызения совести, ему стыдно перед бабушкой и он ждёт от неё расплаты за свой поступок. Бабушка, конечно, ругает внука, но розового коня всё равно привозит.
Главная проблема, поднятая в данном произведении, это проблема ответственности за свои поступки, способности признать свою неправоту, проблема мужества. Главный герой обманул родного и дорого себе человека, и теперь сам от этого мучается.
Мучается не от того, что бабушка приедет и отругает его, а от того, что поступил нечестно, безнравственно, подвёл бабушку, обидел её своим поведением. Бабушка же как поистине мудрый человек поступает очень правильно. Она привозит внуку пряник, дабы он запомнил надолго свой поступок и через много лет ему было стыдно за содеянное.
Герой понял, что он поступил неправильно, некрасиво, он искренне жалеет, что повёл себя таким образом, он признает свою неправоту и на самом деле, уже во взрослой жизни помнит о своём поступке и испытывает за него стыд.
Другая важная идея рассказа: не следует идти на поводу у кого-либо, думать нужно своей головой. Мальчик послушал левонтьевских ребятишек и поступил, как они сказали. Им все равно на этот поступок, а наш герой страдает. Он не может обмануть близкого человека и делать вид, что ничего не произошло, веселиться и играть, как прежде.
Обман дорого себе человека приносит герою ещё большее моральное мучение, он не может заглушить в себе совесть и перестать думать об обманутой бабушке.
Рассказ очень интересный и полезный для молодого поколения, собственно, как и вся классика, не теряющий своей актуальности через много лет.
2 вариант
Каждое произведение Виктора Петровича Астафьева – это своеобразный жизненный урок, который интересен и юному читателю, и представителю взрослого поколения. В них имеют место положительные и отрицательные герои, природа, уклад деревенской жизни.
«Конь с розовой гривой» — рассказ, в котором автор представил историю из жизни мальчика, повествующего о себе. С раннего возраста оставшись без материнского внимания, он лишен многого. Единственным развлечением для него становится времяпровождение с соседскими мальчишками, которые иногда учат плохим поступкам. Главный герой подается их влиянию, не находя иного выхода. Именно так случилось после очередного похода за ягодой.
На этот раз посещение леса был удачным для рассказчика. Однако, подавшись влиянию товарищей он отдал им всю ягоду. Бабушку внук вынужден был обмануть. В противном случае мальчик остался бы без заветного подарка – сладкого пряника в виде коня.
Так, за трудолюбием, воспитанностью, наивностью, нежными чувствами к своей наставнице последовала ложь. Внук видит и жалость, и нежность со стороны бабушки – Екатерины Петровны. Но он не сразу принимает решение рассказать женщине о содеянном поступке.
Таким образом, В. П. Астафьев раскрыл перед читателем душу главного героя, который совершил ошибку. Но внутренний мир героя оказался наполнен самыми разными чувствами и эмоциями (совестью, стремлением к честности). Именно поэтому мальчик тяжело переживал происходящее, связанное с обманом любимого человека. Его сердце страдало от лжи, но он всем своим существом желал бы изменить ситуацию, рассказав бабушке правду. О том, что чувство стыда, раскаяния не покидало героя, говорило то, что он не мог заснуть, всю ночь ворочаясь в кровати. Наутро он получает обещанный пряник, но теперь он смотрит на него другими глазами.
В произведении В. П. Астафьева демонстрируется мудрость бабушки, которая в конце произведения сдерживает слово и вручает пряник внуку. Она понимает, что произошло на самом деле
Однако своим поступком еще раз акцентирует внимание внука на обмане, который можно было бы избежать
Это произведение говорит о том, что каждый человек может в своей жизни ошибаться
Но нужно уметь исправлять ситуацию, не важно, кого коснулась ложь. Если за ошибкой следует прощение, то человек получает очередной опыт, становится духовно богаче и счастливее
В противном случае виновника мучают угрызения совести.
Читательский дневник по рассказу «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева
Название произведения: «Конь с розовой гривой».
Число страниц: 24.
Жанр: рассказ.
Главные герои: Витя, бабушка, Санька.
Второстепенные герои: Левонтий, тётя Васеня, дедушка.
Характеристика главных героев:
Витя. Добрый, хороший мальчик. Совершил плохой поступок и сильно переживал. Понял, как поступать нельзя.
Бабушка Катерина Петровна. Строгая, аккуратная, добрая, отходчивая. Очень любит внука.
Санька. Сын Левонтия. Безобразник и озорник.
Характеристика второстепенных героев:
Левонтий. Сосед бабушки. Пьяница и дебошир.
Тётя Васеня. Жена Левонтия. Заполошная, легкомысленная.
Дедушка. Спокойный, добрый, ласковый.
Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой»
Витя жил с бабушкой, женщиной строгой, любящей порядок. Напротив жил Левонтий с многочисленным семейством. У Левонтия было весело, но дом стоял заброшенный, хозяйство не велось.
Однажды бабушка отправила Витю за земляникой вместе с детьми Левонтия. Она обещала внуку купить чудесный пряник в виде коня, украшенного розовой гривой.
Дети Левонтия начали баловаться уже по дороге. Пока Витя собирал ягоду, они дрались. Санька подбил Витю съесть собранные ягоды и пойти на речку. Там дети развлекались, ловя рыбу и убив ласточку. Санька сказал Вите набить туесок травой, а сверху присыпать ягодой. Так Витя обманул бабушку.
Ночью он мучился угрызениями совести и хотел во всём признаться. Но бабушка рано утром уехала в город.
Вите было страшно и он вновь ушёл с Левонтьевскими ребятами на речку. Там он провёл весь день, а потом показалась лодка, в которой возвращалась бабушка. Она махала кулаками и грозилась.
Витя убежал и провёл вечер, играя в лапту с двоюродным братом Кешей. Потом тётя Феня отвела Витю домой, и он забился в кладовку. Он страдал и вспоминал, как мучилась бабушка, когда утонула Витина мама. А бабушка всем рассказывала, как внук обманул её.
Утром приехал дедушка и пожалел Витю. Мальчик пошёл просить прощения, и бабушка простила его. Она дала мальчику заветный пряник. Этот случай остался в памяти Вити на всю жизнь.
План произведения:
- В доме бабушки.
- В доме Левонтия.
- За ягодой на увал.
- Баловство Левонтьевских.
- Съеденные ягоды.
- На речке.
- Обман бабушки.
- Муки совести.
- Вновь на речке.
- Возвращение бабушки.
- Игра в лапту.
- В кладовке.
- Воспоминания о маме.
- Дедушка.
- Прощение и пряник.
Основная мысль рассказа
Главная мысль рассказа заключается в том, что обманывать плохо, особенно родителей.
Основная идея произведения в том, что нужно уметь прощать тех, кого любишь, и уметь отвечать за свои поступки.
Чему учит произведение
Произведение учит честности и ответственности. Учит не слушать дурных советов, не брать пример с безобразников. Учит уметь прощать.
Краткий отзыв по произведению «Конь с розовой гривой» для читательского дневника
Этот рассказ написал знаменитый писатель Виктор Астафьев. В нём он рассказывает о собственном детстве в далёкие довоенные годы в маленькой сибирской деревне.
Тогда он жил с бабушкой, женщиной старой закалки, строгой, но справедливой. Бабушка любила внука и хотела, чтобы он вырос настоящим человеком. Но Витю привлекала беззаботная жизнь соседей, Левонтия и его детей. Стремление им подражать довело героя до беды. Он обманул бабушку и испытал ужасающие муки совести.
Бабушка, конечно, простила внука, ведь она понимала, что тот обманул не со зла, а по глупости. И она верила, что этот случай станет для мальчика важным уроком. Так и случилось. Витя запомнил слова бабушки, её любовь и доброту, и сделал нужные выводы.
Этот рассказ заставил меня задуматься о родительской любви и воспитании. Заставил понять, что родители желают своим детям самого лучшего, и поэтому их надо слушаться.
Я поняла, как важно иметь свою голову на плечах и не слушать плохих советов. Это очень интересный рассказ, который я всем советую прочитать
Это очень интересный рассказ, который я всем советую прочитать.
Пословицы к произведению:
- Враньё до добра не доводит.
- Была вина, да прощена.
- Повинную голову меч не сечёт.
- Дитя хоть и криво, а отцу с матерью диво.
- Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Словарь неизвестных слов:
- Увал — небольшая гора, холм.
- Туесок — корзинка для ягод или грибов.
- Чумовая — дурная, бедовая.
- Зыбка — колыбель, люлька.
- Шаньга — булочка, пирожок.
- Ништяк — хорошо.
- Жиган — бандит, разбойник.
Ещё читательские дневники по произведениям В. Астафьева:
- «Капалуха»
- «Белогрудка»
- «Стрижонок Скрип»
Библиотека произведений автора пополняется.
История создания
Главной идеей написания рассказа стал случай из жизни Астафьева. Виктор очень рано потерял мать: она перевернулась в лодке и утонула, когда ему было семь лет. Через какое-то время отец снова женился, а сына отдал в детский дом.
Самым родным и близким человеком в его жизни была любимая бабушка Екатерина Петровна, которая проживала в деревне. У нее был сосед Левонтий, Виктор дружил с его сыном Санькой. Они любили проводить много времени вместе, часто ходили на рыбалку и постоянно попадали в забавные истории. Одна из них и натолкнула автора на написание в 1963 году произведения о розовом коне.
Сочинение писателя относится к жанру автобиографической повести. В нем прослеживаются две основные тематики:
- приключение сорванца Вити;
- становление личности.