Краткое содержание гюго козетта

«козетта» краткое содержание сказки гюго – читать пересказ онлайн

Краткое содержание

Молодая девушка Фантина, обладающая необычайной красотой и легким, добрым нравом, ждала ребенка от своего возлюбленного. Но он совсем не был рад этой новости и безответственно оставил Фантину на произвол судьбы. В полном одиночестве, девушка с ребенком на руках перебивалась, как могла. В поисках заработка  Фантина, не видя другого выхода, оставила Париж и с Козеттой, своей маленькой дочкой, отправилась на родину.

Путь Фантины проходил мимо трактира, во дворе которого девушка увидела двух маленьких, богато одетых, девочек. Она решилась оставить на время свою дочь здесь, пока не заработает немного денег. Договорившись о временном пристанище для Козетты с хозяйкой трактира, госпожой Тенардье, за символическую плату семь франков в месяц, Фантина отправилась дальше.

Теперь трехлетняя Козетта вынуждена была жить с совершенно чужими людьми, ненавидевшими ее. Трактирщица любила только своих родных дочерей, а Козетту всячески унижала. Девочка ходила в грязных лохмотьях, а спала в уголке под лестницей. И чем старше становилась она, тем больше работы ложилось на ее плечи: она должна была мести двор, убираться в доме и выполнять еще много разных поручений.

Ничего не знающая Фантина продолжала работать не покладая рук. Она жила в полной уверенности, что ее любимая дочь полностью обеспечена всем необходимым. На деле же ситуация складывалась обратная: чем старше становилась Козетта, тем хуже ей с ней обходились. Подросшая девочка была с утра до вечера загружена тяжелой работой. Ее часто били хозяева, а она молча сносила все обиды.

У Фантины же начались проблемы – она лишилась работы и сильно заболела. Последним ее заработком стала продажа роскошных золотистых волос и жемчужных зубов.

Как-то раз, темной ночью, злая трактирщица послала маленькую Козетту в лес принести воды. Девочка послушалась и отправилась в лес, несмотря на обуревающий ее жуткий страх. На обратном пути кто-то неожиданно тронул малышку за руку. Незнакомый мужчина оказался очень добр и помог Козетте донести тяжелое ведро до трактира. Им оказалось по пути.

В трактире незнакомец отужинал и случайно увидел жалкую сцену: хозяйские дочки играли с куклой, а когда игрушка им надоела, бросили ее Козетте. Та, с большой нежностью и любовью, взяла ее на руки. Когда трактирщица увидела старую куклу в руках девочки, начала сильно кричать на нее, обвиняя в воровстве. Мужчина немедленно вышел из трактира и вернулся через некоторое время с необычайно красивой куклой. Он купил ее в лавке игрушек, расположенной по соседству от трактира. Незнакомец подошел к Козетте и не говоря ни слова протянул ей куклу. Но та не решалась взять подарок – «казалось, что она боится даже дышать».

Трактирщик в завязавшемся разговоре упомянул о том, что им с супругой приходится нелегко, помимо своих дочерей, необходимо было содержать еще и Козетту, воспитываемую ими из милосердия. Незнакомец предложил хозяину трактира сделку: он заберет сиротку к себе на воспитание за щедрую плату – в полторы тысячи франков. Тенардье с радостью согласился.

Рано утром незнакомец, оказавшийся бывшим мэром, а в прошлом — беглым каторжником Жаном Вальжаном, вместе с Козеттой, доверчиво держащей его за руку, спешно выехали из города. Теперь девочка была в полной безопасности, и впереди ее ждало только счастье.

Образ и характеристика Козетты из романа «Отверженные»

http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>class=»entry-content clearfix»>

Небольшой отрывок романа, рассказывающий о судьбе маленькой девочки, обличает равнодушие общества времен французской революции. Образ Козетты заметно меняется, после того как ее мать Фантина оставила дочурку заботам семейства Тенардье.

Образ Козетты

Вначале рассказа читатель видит «прелестнейшее создание» на руках у измученной женщины. Козетте едва минуло 3 года. У нее щеки как «яблочки», цвет лица «чудесно розовый и здоровый». Ножки малышки пухленькие и крепкие. Большие глаза спящей девочки «осенялись великолепными ресницами». А одета она была не хуже барышни.

Девочка оказалась очень веселой и открыто выражала свой восторг, она «даже высунула язык от восхищения», увидев двух играющих девочек.

Все изменилось, когда мать оставила Козетту на воспитание супругам Тенардье. Дети трактирщиков издевались над приемным ребенком, а в пять лет она уже «стала служанкой», у своих приемных родителей.

Горе изменило не только ее внутренние характеристики, но и образ. Козетта стала некрасивой. Лишь большие голубые глаза, не просыхающие от слез, были всегда полны страха. Они стали тусклыми, их окружала болезненная синева. Страдание выражали опущенные уголки ее рта. Руки потрескались от мороза. Она была ужасно худой, до такой степени, что были видны торчащие кости.

Одета она была в обноски, лохмотья, через которые, то тут, то там были видны синяки, оставленные на теле бедного ребенка жестокими хозяевами.

Козетта характеристика героини

Прекрасная малышка, стала запуганным несчастным ребенком. Во всем чувствовался страх: голос, походка, все движения девочки выдавали мучительный ужас перед возможным наказанием. Страх стал «привычкой ее тела».

Девочка вставала раньше всех в доме и принималась за работу. Соседи прозвали ее «жаворонком» — безответной трепещущей пугливой утренней птичкой.

В восемь лет она была похожа на шестилетнего ребенка. Метла, которой она подметала улицу, была больше самой Козетты.

Хрупкая и тщедушная по своим характеристикам героиня выполняла самую тяжелую работу.

Все изменилось в тот день, когда бессердечная мадам Тенардье отправила девочку поздно вечером за водой.

Несчастному «жаворонку» помог донести тяжелое ведро незнакомый мужчина. Он же и вызволил ее от жестоких хозяев, подарил девочке предмет ее желаний — великолепную дорогую куклу, которую Козетта называла никак иначе, как «дамой». Купил ребенку вместо лохмотьев добротную одежду. Заплатил Тенардье за ребенка немалую сумму денег.

Характеристика Козетты в романе В. Гюго «Отверженные», показывает несчастную измученную девочку, которой неожиданно улыбнулась удача. Она ушла из злосчастного дома ненавидимая и ненавидящая.

Жан Вальжан, а именно им оказался добрый незнакомец, отправился с малышкой в Париж. При монастыре бенедектинок Козетта получила начальное образование. А после, молодая девушка познакомилась со студентом Мариусом. На баррикадах французской революции молодой человек был ранен, беглый каторжник Жан Вальжан спас возлюбленного своей воспитанницы и вынес его с поля сражений, как когда-то спас и его отца.

Козетта была удивлена тем, что самый добрый и щедрый человек, вызволивший из ужасного дома Тенардье, оказался преступником.

В финале романа «Отверженные» происходит свадьба Мариуса и Козетты.

Сочинение по главе Козетта

Текст «Козетты» заведомо обладает некоторой гарантией качества: все-таки это отрывок из лучшего романа Виктора Гюго «Отверженные». Но отрывок не в полном смысле слова, а компиляция из текстовых фрагментов нескольких глав, в романе далеко отстоящих друг от друга.

История про маленькую Козетту превратилась в сказку и так и воспринимается. Мы легко опознаем в ней известные сказочные мотивы и знакомую сказочную структуру.

Маленькая восьмилетняя девочка по имени Козетта живет у чужих людей, которые сделали из нее служанку. То есть девочка – сирота. Она ничего не знает о своих родителях. Более того, она уверена, что у нее никогда и не было матери. Ей приходится очень много и тяжело работать – слишком тяжело для своего возраста.

Одета она в лохмотья, худа, измождена и поэтому некрасива. Ее кормят объедками под столом – так же, как живущую в доме собаку. На нее всё время кричат, ее бьют плеткой. Иными словами, это страдающее, униженное существо.

И вдруг случается событие, которое коренным образом меняет жизнь Козетты: в трактир приходит незнакомец, которому жизнь бедной сироты оказывается небезразличной. Он покупает ей свободное время для игры, дарит куклу, которую не может купить ни один горожанин из местных; накануне праздника, согласно «милому обычаю», кладет в старый уродливый башмак Козетты золотую монету; и, наконец, уводит девочку с собой.

Но не просто так уводит, а сначала предлагает ей переодеться. У него с собой оказывается узелок с одеждой, рассчитанной как раз на девочку возраста Козетты. Понятно, что впереди у Козетты новая жизнь. И, следуя сказочной логике, это прекрасная жизнь.

Бедная сирота, которую угнетает хозяйка (мачеха) и обижают мачехины дочки; появление доброго волшебного покровителя, утешающего бедняжку и наделяющего ее невозможными по щедрости дарами; счастливое преображение замарашки, связанное с переодеванием в новую одежду, – разве не проступает через все это сюжет сказки про Золушку?

А сюжет про Золушку в самых разных модификациях неизменно трогает девочек– в первую очередь, вот этой своей волшебной возможностью преобразования из замарашки в красавицу. Из униженного, покинутого существа в существо любимое.

Однако «Козетта» недаром вышла из романа великого мастера. В ее истории есть психологические характеристики, которых лишены героини волшебных сказок, и детали, которые делают несчастья Козетты особенно понятными ребенку.

Собственно, преображение Козетты начинается не в тот момент, когда незнакомец спасает ее от порки, и не когда она сама переодевается, а когда ей дарят невероятно дорогую куклу в розовом платье с блестящими волосами – «даму», как называет ее сама Козетта. Д

аже выйти замуж за принца – перспектива не столь привлекательная, как получить в подарок желанную игрушку. Это и есть тот «бал», на который по волшебству попадает сирота. И опять-таки это очень понятная для ребенка развязка.

История про Козетту самым полным и понятным образом удовлетворяет детское стремление к справедливости и потребность в счастливом конце.

И это то произведение, которое обеспечивает встречу ребенка с литературной классикой.

Рассказ «Козетта» учит тому, что не нужно быть жестоким по отношению к детям. Роман призывает любить детей, относиться ласково и по-доброму. Жадность приводит к черствости сердца. Подобно незнакомцу не нужно оставлять человека в беде.

О чем новелла В. Гюго – сюжет

Виктор Гюго «Козетта» краткое содержание для читательского дневника:

Действие рассказа «Козетта» происходит в трактире в деревне, расположенной недалеко от Парижа.

Однажды утром госпожа Тенардье, владелица этой маленькой гостиницы, разговорилась с бедно одетой женщиной, которая шла на Родину в поисках работы. Она была одинока, и ждать помощи было неоткуда. С ней была крошечная девочка трёх лет, которая доверчиво держала свою маму за руку.

Дочери госпожи счастливо играли на солнышке, и несчастная женщина с замиранием сердца попросила хозяйку трактира взять её маленькую Козетту к себе на время. Она также убедила госпожу, что будет ей высылать деньги для дочери. С этой минуты детство для Козетты закончилось. Девочку тут же переодели в лохмотья, спала она под лестницей в компании пауков.

Когда девочке было всего шесть лет, она мела бесчисленное количество комнат, постоянно что-то мыла и скоблила. Дочери госпожи целый день беззаботно играли и бегали, а маленькая Козетта постоянно выслушивала оскорбления, и терпела побои. Во всём мире не было человека, способного заступиться за неё.

Однажды ночью хозяйка трактира послала малышку в лес за водой.  Девочке было так страшно, что она не могла даже вздохнуть. Она специально громко гремела ведром, чтобы ей было не так страшно. Но всё равно холод сковывал всё тело. Когда она шла с набранным ведром воды, то беззвучно плакала и дрожала.

Вдруг её кто-то взял за руку и ласково забрал ведро. Девочка подняла глаза, и увидела неизвестного человека. Незнакомец ласково заговорил с Козеттой и стал расспрашивать, что же малышка делает на улице одна, да ещё и ночью. Выслушав объяснения девочки, он настойчиво попросил её отвести его в трактир.

Трактирщица окинула незнакомца брезгливым взглядом, и заявила, что у неё мест нет. Тогда мужчина положил перед хозяйкой монету, и для него тут же нашлась комната. Хозяйка сразу преобразилась, и её лесть покоробила незнакомца.

Мужчина наблюдал за Козеттой, видя, как её усталые пальчики вяжут чулки для дочерей госпожи Тенардье. Он исподлобья посмотрел на хозяйку, и предложил купить эти чулки, чтобы девочка могла поиграть. Трактирщица разрешила поиграть Козетте, она не смела перечить господину, у которого были такие желанные монеты.

Пока никто не видел, девочка забрала к себе под стол всеми забытую куклу. Тут раздался вопль двух сестёр, и хозяйка стала обзывать бедную Козетту за то, что она посмела взять своими грязными руками хрупкую куклу. Незнакомец вышел, и через несколько минут вернулся. Он нёс в руках самую лучшую куклу на свете, которую купил в соседней лавке.

На следующий день незнакомец забрал с собой малышку, отдав трактирщице несколько монет. Он уводил девочку подальше от боли и зла, и всего плохого.

Краткое содержание «Козетта» для читательского дневника повествует о жестоком обращении с девочкой и любви незнакомца к ней.

Судьба героя и прототипы

Прототипом Козетты стала Мари-Жаннет, которая была так же несчастна в своей деревне Кольпо. Гюго специально изучал жизнь провинции, чтобы точно её описать.

Козетта – уменьшительно-ласкательное от Эфрази. Мать Козетты – Фантина, прозванная Блондинкой за её прекрасные волосы. Она была самой юной из четырёх подруг-гризеток – красивых работящих девушек из народа. Она была влюблена в Феликса Толомьеса, студента, богача с четырьмя тысячами франков ренты, тридцатилетнего кутилу. Через 2 года Толомьес бросил романтичную Фантину, оставив её с ребёнком.

Через 10 месяцев после этого Фантина, познавшая нужду, решила вернуться в родной город, Монтейль Приморский. По дороге она залюбовалась дочерьми трактирщика Тенардье. Она отдала девочку на содержание этой семье, оставив богатое приданое и 57 франков на её содержание на полгода вперёд.

Бедная Фантина умерла на родине, потому что лишилась честного заработка и стала падшей женщиной. Дочери она отдала самое прекрасное, что у неё было: белокурые волосы и чудесные белые зубы. Вырученные деньги бедная мать отправляла на содержание Козетты. Но Тенардье использовали деньги на себя и своих дочерей. Козетте не досталась даже присланная шерстяная юбка. Окружающие думали, что Козетту подкинули, и поражались доброте Тенардье.

Козетта выполняла в доме трактирщика работу прислуги, и её сердце знало одно лишь горе, пока её не купил за полторы тысячи франков старик, показавшийся ей господом богом. Ведь он купил ей куклу и положил на Рождество в башмак золотую монету.

Этим человеком оказался бывший каторжник Жан Вальжан, порвавший со своим преступным прошлым и ставший мэром города МонтейльПриморский. Вторично попав на галеры, он спас матроса, но сбежал, хотя все посчитали его утонувшим. Сбежав, Жан Вальжан в первую очередь отправился за Козеттой, как обещал её умирающей матери, когда был мэром. Это случилось через 9 месяцев после смерти Фантины. Они остановились в лачуге Горбо в предместье Парижа.

Пятидесятилетний Жан Вальжан стал для восьмилетней Козетты отцом. Так они прожили всю зиму, пока их не выследил полицейский Жавер. Убегая, Жан Вальжан оказался в женском монастыре, где встретился с садовником Фошлеваном, которого спас от смерти когда-то в бытность мэром. Козетта стала пансионеркой монастыря, а Жан Вальжан представился братом Фошлевана. Они прожили в монастыре много лет.

Спустя годы пятнадцатилетнюю девушку, гулявшую с отцом в Люксембургском саду, увидел благородный юноша, студент Мариус, ярый бонапартист. Ещё раньше он спас её отца, подслушал сговор против него членов шайки «Петушиный хвост» во главе с Тенардье.

Перестав по настоянию отца видеться в парке с Мариусом, Козетта загрустила. Мариус нашёл её, и влюбленные объяснились.

Когда Жан Вальжан наконец догадывается о чувствах молодых людей, он отправляется на баррикады июльского восстания (1832) и выносит раненого в ключицу Мариуса. Он отвозит его к деду. Мариус не знает, кто его спаситель.

После выздоровления и свадьбы дочери в 1833 г. Жан Вальжан открылся зятю, что он бывший каторжник, и тот решил свести его общение с Козеттой на нет. От горя Жан Вальжан заболел. Когда Мариус узнаёт от Тенардье, что Жан Вальжан не достоин такой участи, что это он спас Мариуса, молодые просят у старика прощения. Жан Вальжан умирает счастливым.

2 вариант

Создание произведения достаточно интересная. Гюго был удивлен достаточно маленькой, которая имела имя Мари-Жаннет. Она проживала во Франции, а именно в деревне Колько. Ее жизненная история иметь большие сходства с сюжетом произведения. Автор данного творения был вдохновлен девочкой.

Если разбирать и брать во внимание жанр данного произведения, то можно сделать вывод, что это новелла, причем не длинная. А также важна тематика творения – был показан быт детей в такой стране, как Франция в 19 веке

Разбирая композицию произведения Гюго «Козетта», было замечены такие моменты, как завязка, важные происшествия, финал новеллы.

Козетта является главным образом в данном произведении Гюго, она достаточно невзрослая по возрасту. Ее мать оставила главную героиню неродным людям.

Если разбирать сюжет, то важные моменты происходят, когда Козетта оказывается в чужой семье. Биологическая мать главной героини не может содержать свою дочь и себя, так как наступила нищета. И вот, когда героиня оказывается у чужих людей, происходят различные неприятные ситуации. Трактирщик имеет достаточно отвратительный образ, так как он проявляет эгоизм и враждебное отношение к девочке. У него есть жена и дети, а именно двое дочерей. Они имеют такие же качества, какие и он. Главная героиня, которая попала в данную семью, оказалась в трудном положении и воспитании.

Козетта в ужасном положении в семье Тенардьев, так как они могут ее унижать, бить, а также скидывать всю рутинную работу ей. Мама главной героини иногда передает материальные средства для личного пользования своей дочери, но ее новая семья забирает данные деньги и присваивает их себе. Тем самым девочка живет в ограничениях и унижениях.

Одним днем мачеха героини отправляет падчерицу за водой в зимнее время. А также игнорируя тот факт, что Козетта боится темное время суток. Возвращаясь уже домой, главная героиня встречает мужика, который предлагает ей свою помощь. Так как было замечено, что ведро имеет тяжелую величину. Неизвестного человека зовут Жан Вальжан, и он как раз хороший знакомый ее мамы. От него девочка узнает, что она может в скором времени умереть. Причем от болезни, которая оказалась достаточно тяжелой для выздоровления.

Уже знакомый мужчина главной героини узнает о ее проживание в новой семье. А Козетта рассказывает всю правду, ведь врать ей незачем, она и вправду живет не в лучшей семье и их отношение к ней не заслуженное. Проходя магазины, девочка заметила очень красивую куклу. Знакомый матери это заметил, а именно ее желание такой незначительной вещи.

Он ей дарит эту куклу, а также забирает ее от этой семьи. Жан Вальжан взял на себя ответственность за ее жизнь и воспитание.

Данный рассказа пытается донести читателю, что мечты они могут исполниться только, если очень в них верить. И никакие преграды это не сломят, главное сильное желание и вера в это. Ведь это качество человека, имеет большую силу.

Эволюция образа

Трёхлетняя Козетта описана как божественнейшее в мире создание. Она в кокетливом наряде, с прелестным цветом лица, щёчками, словно яблочки, и большими голубыми, как у матери, глазами.

У Тенардье Козетта была одета в старые юбчонки и рубашонки маленьких Тенардье, её кормили объедками с общего стола.

Девочка была бессловесной жертвой двух сестрёнок, а с пятилетнего возраста стала служанкой в доме. Она ходила за покупками, подметала комнаты, двор, улицы, мыла посуду и таскала тяжести. Девочку прозвали Жаворонком. «Несправедливость сделала её угрюмой, нищета – некрасивой». От неё остались только прекрасные большие глаза.

В следующий раз читатель встречает Козетту в 1823 г. в лохмотьях и деревянных башмаках на босу ногу. Она по-прежнему была у Тенардье служанкой. Козетте «было только 8 лет, но она уже так много выстрадала, что в минуты горестной задумчивости казалась маленькой старушкой». Она была худенькой бледной девочкой на вид лет шести. Глаза были тусклыми от постоянных слёз, она была ужасающе худа, из-за озноба постоянно сдвигала колени. Девочка была одета в лохмотья, и весь её облик выражал страх. Взгляд её был печален и мрачен.

Тенардье называли её скотиной, щенком, жабой. Девочка спала на соломенном тюфяке под лестницей. Она не имела права играть, её место было под столом, в конуре, как называла ее место хозяйка. Козетта должна была вязать чулки для дочерей хозяйки.

Когда Козетта стала жить в монастыре, убежище для беглецов, как бесплатная пансионерка, настоятельница взяла её охотно, надеясь, что некрасивая девочка станет монашкой. Со временем девочка научилась смеяться и стала милой, хоть и оставалась некрасивой.

Такой её и увидел впервые Мариус в Люксембургсом саду: почти до уродливости худой, неуклюжей, ничем не примечательной подростком. Она показалась Мариусу неприятной, носила чёрное, плохо скроённое плате из мериносовой шерсти.

Зато через год девушка изменилась. Она была «созданием, наделённым всеми женскими прелестями»: «Чудесные каштановые волосы с золотистым отливом, лоб, словно изваянный из мрамора, щёки, словно лепестки розы… головка Рафаэлевой мадонны, покоящаяся на шее Венеры Жана Гужона».

Она сама осознала, что хороша, была ослеплена своей красотой. Жан Вальжан глядел на её красоту с ужасом. В Козетте проснулась её женская сущность, и она сразу «овладела искусством одеваться».

Козетта – главная героиня романа «Отверженные». Она истинная романтическая героиня, всегда следующая велению своего сердца. И только в одном Козетта проявляет свою нечуткость и холодность: в охлаждении отношений с приёмным отцом.

  • «Отверженные», краткое содержание по главам романа Виктора Гюго

  • «Отверженные», художественный анализ романа Виктора Гюго

  • Образ Гавроша в произведении Гюго «Отверженные»

  • «Собор Парижской Богоматери», краткое содержание по главам романа Гюго

  • «Собор Парижской Богоматери», художественный анализ романа Виктора Гюго

  • «Человек, который смеётся», краткое содержание по главам романа Виктора Гюго

  • «Человек, который смеётся», художественный анализ романа Виктора Гюго

  • «Рюи Блаз», краткое содержание по действиям пьесы Виктора Гюго

  • «Рюи Блаз», анализ пьесы Виктора Гюго

  • Образ Фролло в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»

  • Образ Эсмеральды в произведении Гюго «Собор Парижской Богоматери»

  • Образ Квазимодо в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери»

  • Виктор Гюго, краткая биография

  • «Эрнани», художественный анализ романтической драмы Виктора Гюго

  • «Эрнани», краткое содержание романтической драмы Виктора Гюго

По произведению: «Отверженные»

По писателю: Гюго Виктор

Анализ тем

Отношения отцов и детей

Вальжан пытается быть отцом для Козетты, а Жилленорман — дедушкой для Мариуса. Они оба должны научиться отпускать детей.

Преступление и наказание

Наказание Вальжана, конечно, не соответствует его преступлению, но и Фантина не заслужила того обращения, которое она получила на его фабрике. Париж 1830-х годов — это эпоха, когда малейшая ошибка влечет за собой такое же наказание, как и серьезный проступок.

Правда и выживание

Вальжан и Тенардье используют ложь как способ выжить. Однако Тетардье использует ложь во зло.

Любовь и прощение

В ходе многочисленных сюжетов происходит много прощений. Вальжан должен простить Жавера за его несправедливые преследования, Мариуса за то, что он отнял у него Козетту, Терадье за попытку ограбить его, а также самого себя за собственные недостатки. Жиленорман и Мариус должны пойти на компромисс и простить друг друга за взаимное упрямство; Эпонина должна простить Мариуса за то, что он не смог ее полюбить; а Жавер  должен простить себя за то, что доброта и порядочность для него превыше закона.

Закон и человечность

Епископ Мириэль первым проявил человечность среди тех, кто, возможно, этого не заслужил, как по отношению к своим прихожанам, так и к Вальжану. Вальжан продолжает нить, когда спасает Фантину от осуждения Жавера и приговора. Позже ему предстоит выбрать, подчиниться ли закону или выполнить волю умирающей Фантины. В конце концов, ему удается сделать и то, и другое.

Значение долга

В этой истории многие герои имеют долги перед другими персонажами. Сюжет частично определяется тем, какие средства они выбирают для погашения этих долгов. Вальжан обязан епископу Мириэлю за свою свободу и шанс на новую жизнь. Косвенным образом он также обязан Козетте защитой, которую он ей дает, ведь именно на его фабрике над ее матерью издевались и довели до отчаяния. Мариус считает, что он в долгу перед Тецардье, но этот долг — результат того, что отец Мариуса неправильно истолковал намерения Тецардье.

Мариус действительно обязан Вальжану самой жизнью. Жавер также обязан Вальжану своей жизнью и платит за нее, освобождая Вальжана, а затем покончив с собой. Жильнорман в долгу перед Вальжаном за спасение и возвращение Мариуса. И у Мариуса, и у Вальжана есть долги перед Эпониной, которая доставляет письма, сообщения и отслеживает адреса, когда это необходимо. Садовник Фошлеван чувствует, что обязан своей жизнью Вальжану, которого он знал как отца Мадлен. Практически единственные значимые персонажи книги, которые никому ничего не должны, — это отец Мириэль, отец Мабеф и Гаврош.

Детская невинность и мужество Маленький Гаврош, Эпонина и два их младших брата (которых Гаврош защищает, но не знает) изображают невинность и мужество, на которые способны дети, попавшие в кризисную ситуацию.

Спаситель и жертва Вальжан — образ спасителя на протяжении всей истории. Мариус и его отец Понмерси ошибочно считают Тенардье спасителем. Гаврош несколько раз пытается сыграть роль спасителя, последний из которых стоил ему жизни.

***

Отверженные — это трагедия выброшенных на обочину жизней людей, и их борьбы с политикой, буржуазией, системой и собственными пороками. Это яркий, запоминающийся, реалистичный, напряжённый и захватывающий роман, абсолютно заслуженно, как по мне, считающийся шедевром.

***

Использованные источники (англ. язык):

teenink — полезный краткий обзор сюжета

thebestnotes — хороший сайт с заметками к главам Отверженных и анализом тем и персонажей, что я и позаимствовала. Правда из-за ужасного дизайна сайт читать невозможно 

researchgate — неплохое эссе по Отверженным 

P.s. Если кто смотрел экранизации Отверженных, какую посоветуете?

Анализ рассказа «Козетта»

Жанр произведения представляется короткой новеллой, ключевой тематикой которой является изображение трудной жизни детей во Франции в девятнадцатом веке.

Композиционная структура рассказа является достаточно простой и состоит из завязки, развития событий, кульминации и финальной части.

Главной героиней рассказа является Козетта, представленная в образе маленькой девочки, оставленной матерью на воспитании у чужих людей, отличающейся робостью, скромностью, добротой и отзывчивостью.

Сюжетная линия произведения разворачивается в момент, когда девочка попадает в семью трактирщика Тенардье, поскольку мать не в состоянии содержать их обеих из-за нищеты.

Трактирщик представляется в рассказе в образе жадного, жестокого и отвратительного человека, имеющего супругу и двоих дочерей, также отличающихся злобой, эгоизмом и ненавистью к людям.

Жизнь в семье трактирщика оборачивается для Козетты унижениями, побоями, выполнением всей грязной работы по дому и в трактире. При этом мать девочки постоянно высылает денежное содержание на дочь, которое семейство Тенардье тратит на собственные нужды.

В один из зимних вечеров госпожа Тенардье отправляет Козетту к роднику за водой, несмотря на то, что девочка ужасно боится темноты. По пути домой Козетта встречается с незнакомым мужчиной, который вызывается помочь ей донести до трактира тяжелое ведро. Незнакомцем оказывается Жан Вальжан, друг ее матери, которая не так давно умирает от тяжелой болезни.

Мужчина расспрашивает девочку о ее жизни и Козетта без утайки рассказывает незнакомцу все перипетии своего несчастного существования. В этот момент Вальжан замечает в глазах девочки яркую вспышку, причиной которой становится увиденная в витрине магазина красивая кукла.

Войдя в трактир, Жан Вальжан выкупает девочку из ее формального рабства, а затем забирает ее к себе, предварительно подарив ребенку ее мечту в виде желанной куклы.

Смысл рассказа состоит в возможности исполнения человеческой мечты, которая реализуется несмотря на тяготы жизни и жестокость окружающих.

Подробный пересказ

Фантина была молодой прелестной девушкой, работающей на фабрике. Весь ее облик излучал радость и жизнелюбие. Но случилось так, что после недолгого романа она осталась одна, с новорожденной дочкой на руках. Лишившись работы на фабрике, Фантина вынуждена была покинуть город. Она хотела найти другую работу, но наличие дочки мешало ей.

Фантина шла целый день, она несла на руках свою двухлетнюю дочку и немаленький узел с вещами

Когда молодая женщина остановилась передохнуть, ее внимание привлекли две маленькие девочки, которых качала на качелях их мать. Эта семья выглядела настолько счастливой, что Фантина решила, что может оставить в ней на время свою малышку.

Подойдя к матери девочек, она искренне восхитилась ее детьми. Усевшись рядом, женщины познакомились. Собеседницу Фантины звали госпожой Тенардье, они с мужем держали трактир. Фантина поведала мамаше Тенардье свою грустную историю и попросила взять дочку, которую звали Козетта, на время к себе. Она обещала присылать ежемесячно деньги на содержание ребенка  и заплатила приличную сумму за первые полгода. Кроме того, мать оставила для Козетты множество красивой и добротной одежды. Так малышка оказалась в доме трактирщиков.

Фантина рассчитывала скоро вернуться за дочкой, но время шло, а Козетта все оставалась у Тенардье. Мать ежемесячно слала деньги, справлялась в письмах о дочери. Терандье отвечали, что у Козетты все отлично

Им были очень кстати деньги, присылаемые матерью девочки,  потому что дела в трактире шли неважно. Через некоторое время они значительно подняли плату, и Фантине пришлось согласиться – ведь Тенардье заверили ее, что Козетте у них живется замечательно

Госпожа Терандье обожала своих детей и ненавидела чужую девочку. Она сама очень плохо обращалась с Козеттой, и ее дочери так же стали относиться к ней. С самых малых лет Козетта была безответной жертвой, над которой издевались маленькие дочки хозяев. Одежду, оставленную Козетте матерью, тут же отдали хозяйским детям, а ее обрядили в лохмотья. Спала она под лестницей на старом дырявом  матраце. Питалась девочка объедками вместе с кошками, миска ее стояла под столом.

Когда Козетте исполнилось  пять лет, хозяйка решила, что девочка должна зарабатывать свой хлеб, и Козетте пришлось стать служанкой.

С раннего утра девочка, одетая в лохмотья, подметала двор, носила воду, еле волоча огромное ведро, ходила за покупками, мыла посуду, прислуживала гостям. Она была пугливой и некрасивой из-за постоянных побоев и недоедания.

Игрушек у нее не было, и когда у девочки выдавалась свободная минутка, она заворачивала в тряпку маленькую, с палец, сабельку и баюкала ее.

Однажды, холодным зимним вечером в доме кончилась вода. Хозяйка погнала Козетту на родник. Дорога туда была не близкой, и девочка содрогалась от сртаха. Придя на родник и набрав в ведро воды, она пошла домой, часто останавливаясь, чтобы отдышаться. По дороге к девочке подошел пожилой мужчина, который помог ей донести ведро.

По пути этот человек расспрашивал Козетту о ее житье, а девочка рассказывала ему о своей горькой доле. Проходя мимо лавки, в которой продавались игрушки, она не могла оторвать глаз от роскошной куклы.

Дойдя до трактира, приезжий решил остановиться в нем на ночь.

За ужином он наблюдал, как хозяева бесконечно обижали Козетту. Из-за всякого пустяка мамаша Тенардье хваталась за плетку. Старик всякий раз заступался за девочку.

А утром оказалось, что этот пожилой человек приехал специально для того, чтобы увезти Козетту. Он достал из пакета, привезенного с собой, новую одежду, и велел Казетте переодеться. Потом они вместе ушли, и в руках Козетта несла ту чудесную куклу, о которой не смела даже мечтать. Впереди ее ждала счастливая жизнь.

Эта  книга о том, что справедливость всегда должна восторжествовать.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: