Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по сказке н. д. телешова «крупеничка»

Основная мысль сказки крупеничка

Краткое содержание сказки Крупеничка Телешова

Сказка-былина именно так можно охарактеризовать жанр произведения Телешова Николая Дмитриевича «Крупиничка» которую он написал в 1919 году.

Эта сказка оригинальна своим сюжетом, в ней есть все: и исторические данные, и народный фольклор, суеверия, и волшебство и забота о людях, и безмерная материнская любовь.

Для большего понимания и наглядности все выше сказанное, можно подтвердить на примерах, взятых из «Крупенички»

Войны некоего хана Талантая, применив маскировку, и хитрость выкрадывают дочь Всеслава – воеводы русского и увозят ее и других невольниц в дар своему хану.

В этих отрывках четко показано, что действия в сказке разворачиваются в те далекие времена, когда на земли русские, как саранча, делали постоянные набеги татаро-монгольские войска. А это уже исторический факт.

Крупеничка росла такой красивой, что молва, о ее красоте разнеслась далеко, за пределы Руси. Варварушка – матушка Крупенички сама не могла налюбоваться красотой и добротой дочери, но вслух говорила, что ничего в ней такого уж прекрасного нет. От беды, от дурных очей, нужно призывать Одолень-траву.

Дочку Всеслава так все любили в народе, что даже сложили о ней песню.

В данном отрывке есть и суеверие, и народный фольклор.

Волшебство в этой былинной сказке начинается с того момента, когда Варвара плачет у реки о своей похищенной дочери и призывает Одолень-траву. Ее мольбы и призывы были услышаны и Одолень-трава вдруг превратилась в маленького, с виду хлипкого старичка.

Далее чудеса продолжились. Сначала старичок Одолень-трава превращает матушку Варвару в посох, который помогает ему дойти до татарского поселения. Увидев, среди невольниц красавицу Крупиничку старичок-волшебник обратил ее в зернышко гречихи, а мамушку снова в посох дорожный. Заканчивается волшебство тем, что Крупиничка из гречишного зернышка снова превращается в прекрасную девицу, а старичок исчезает без следа.

Забота о людях видна в эпизоде, где волшебник Одолень-трава сеет на поле гречиху, чтобы всем людям было сытно, и силы были врага одолеть.

Отдельное слово, здесь нужно сказать о любви мамушки к своему чаду. Ради спасения дочери, она готова быть посохом, преодолевать все дороги. Матушка готова пойти на хитрость и рисковать своей жизнью.

Такой риск показан в сюжете, когда Варварушка вместе со старичком попадают в татарское становище и разыгрывают там буквально театральное представление, угощая всех девиц сладостями. Затем перед самым носом татар, она умудряется подобрать крошечное зернышко и поспешно уйти.

До того момента, пока Варвара с Одолень-травой не добрались в свои края сохраняется интрига потеряет ли мамушка в образе дорожного посоха свое родное зернышко или нет.

Но всю дорогу матушка крепко прижимала его к своему сердцу, любовь которого, удерживала Крупиничку.

Это красивое произведение учит любви, вере, и даже, если нужно, самопожертвованию.

Краткое содержание сказки «Горшочек каши» для читательского дневника

Сказка про то, как добрая девочка пожалела старушку и угостила ягодами. Бабушка оказалась волшебницей и подарила девочке волшебный горшочек, который умел варить вкусную кашу. Но сначала надо было сказать ему волшебные слова.

Мама девочки втайне решила заварить кашу в горшочке, но забыла волшебные слова, чтобы остановить. И горшочек наварил очень много каши. Так много, что каша была повсюду: в доме, на улицах.

Только девочка смогла остановить горшочек, когда вернулась домой. Всем жителям пришлось есть эту кашу, чтобы очистить улицы.

Идея сказки: за добро девочке отплатили добром в гораздо большем масштабе.

Чему учит сказка?

  1. Корми голодных — девочка увидела в лесу старушку и не пожалела, накормила ее ягодами, которые только что собрала для себя.
  2. Будь благодарным за добро — старушка из чувства благодарности рассчиталась с девочкой за съеденные ягоды волшебным горшком.
  3. Ищи возможности накормить нищего — девочка с готовностью накормила старушку ягодами, так как подозревала, что та хочет кушать.
  4. Не лезь, когда не просят — маму никто не просил варить кашу, а она сделала это, за что поплатилась тем, что запоганила этой кашей все улицы.
  5. Не пользуйся приборами, не ознакомившись с инструкцией по эксплуатации — мама не умела пользоваться этим устройством, но включила. В итоге — см. выше.
  6. Не бери чужое — вообще-то горшочек принадлежал не маме, а дочке. Это ведь ей дали горшок. Поэтому нельзя было маме трогать этот прибор в девочкино отсутствие.
  7. Довольствуйся малым — в доме, наверное, была еда. Но мама захотела еще больше, поэтому включила горшочек и наварила слишком много каши. Столько ей не надо было. Пришлось потом всем людям через силу есть эту кашу, собирая по улицам и площадям.

Краткое содержание Крупеничка Телешов для читательского дневника

Год: 1919 Жанр: сказка

Жил на свете воевода, по имени Всеслав. Супругу воеводы звали Варвара. Была у них дочь, красавица писаная, Крупеничка. Она была единственным ребенком в семье, поэтому родители хотели выдать ее замуж так, чтобы молодые жили вместе с ними. Слава о красоте девушки распространялась по всей земле. Всеслав гордился дочерью, а мать, отваживая заморских женихов, говорила им, что Крупеничка вовсе не красавица, очень уж не хотелось женщине расставаться с дочкой. Крупеничка мила была не только внешне, но и обладала прекрасным характером.

Достигла слава о красавице татарского поселения. Тамошний хан задумал похитить Крупеничку. Он отправил своих воинов на это задание.

Варвара, со своей ненаглядной доченькой были в лесу. Мать рассказывала Крупеничке о волшебной траве. Увлеклась девушка сбором ягод и забрела в самую чащу леса, там ее и схватили татарские разбойники. Потащили они красавицу к своему правителю.

Варвара обезумела от потери дочери. Она ежедневно стала ходить на то самое место и просить помощи у волшебной травы. Услышал ее причитания старичок кудесник, превратил он Варвару в трость и отправился в путь, к татарскому хану.

Придя в поселение татар, они увидели, как готовят девушек для отправки к правителю. Среди невольниц была Крупеничка. Волшебник обратил Варвару в человека, а дочь ее сделал зернышком. Схватила мать это зернышко и спрятала у себя. Старик опять обратил Варвару в трость и отправился домой.

Вернувшись, кудесник кинул зернышко, и появилась Крупеничка, а не том месте, куда упало семя, выросла гречиха. И стали с тех пор люди гречиху выращивать и поминать девушку красавицу добрым словом.

Произведение учит быть более осторожным, не привлекать лишнего внимания посторонних людей, дабы не накликать беды.

Читать краткое содержание Крупеничка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Ход игры

Перед началом игры выбираются считалкой или назначаются дети, исполняющие роли «сахара», «крупы», «соли», «молока». Им надеваются соответствующие маски. Дети встают в «круг». Дети в масках остаются за «кругом»

В. — Наш круг-это горшок. — Как только услышите называние своего продукта — выходите в центр круга. Да смотрите не зевайте, а то каша у нас невкусная получится, если чего-то не добавим в нее.

Дети ходят по кругу взявшись за руки, воспитатель говорит слова :

Раз, два, три, кашу нам горшок вари!

(«Грозят указательным пальцем правой

затем левой руки. Далее на эти слова аналогичные движения)

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Наливаем молоко.

В круг входит «молоко»

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Сыплем соль.

В круг входит «соль»

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Сыплем сахар.

В круг входит «сахар»

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Насыпаем крупу.

В круг входит «крупа»

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

«Ингредиенты» каши образуют внутренний «круг» и движутся в противоположном направлении по «кругу»

Все продукты поместили, каша варится «пых-пых!»

Для друзей и для родных.

А теперь все друг за другом размешаем кашу кругом!

И попробуем — ка нашу вместе сваренную кашу!

Все останавливаются и кроме внутреннего круга имитируют поедание каши,

Ее вместе поедим, всех, всех кашей угостим.

На слова «пых-пых» поднимают руки вверх, а затем вперед,ладонями вверх и ставят на пояс

Ведь варилась-то «пых-пых!» для друзей и для родных.

Загадки

1. В поле чистом рождается, сваришь -в кашу превращается!

2. В ырос кустик неказистый там, где течет речка

В нем крупинки созревают под названьем …. (гречка)

3. Скромна, тиха, трудолюбива,

А добра -то –всем на диво!

Да красива личиком-

Это … (Крупеничка)

4. Она жила беды не знала,

Да приглянулась дева хану.

Волшебным образом пропала

И зернышком гречишным стала.

Делаем оберег сами: пошаговая инструкция

Издревле куклы для защиты дома изготавливали девушки своими руками. Обереги появились еще в те времена, когда синтетических материалов не было, поэтому для рукоделия потребуется все натуральное:

  • мешковина либо неокрашенный хлопок или лен для тела;
  • нить (в тон основе и красная шерстяная), игла, ножницы;
  • разноцветная ткань для отделки, тесьма;
  • необработанные крупы, зерна, злаки.

Для рукоделия нужны простые натуральные ткани без рисунка и декора Кукла Крупеничка облачена в национальный русский костюм. Для создания одежды понадобится текстиль трех символических цветов, каждый из которых имеет свое значение:

  • зеленый – жизнь, плодородие;
  • красный – удача, богатство;
  • синий – крепость семейных уз.

Когда инструменты и материалы подготовлены, можно приступать к рукоделию:

  • из неокрашенной ткани шьется продолговатый мешочек 20 на 30 см;
  • на дно мешочка для устойчивости можно положить картонный круг;
  • засыпать выбранную крупу, стянуть края ткани и завязать на три узла;
  • можно начинать одевать куклу – ткани крепятся красной нитью без использования иглы;
  • лоскуты ткани формируют нижнюю юбку и передник, отделяют голову от туловища;

Все элементы привязываются на тройной узел

скатанный рулоном текстиль по бокам туловища приматывается к кукле и образует рукава;

Так выглядят руки оберега, их тоже не нужно пришивать

голову украшают несколькими слоями платочков.

Финальный вариант талисмана Подол и передник можно украшать бусинами и бисером, вышивкой, лентами, тесьмой и кружевом. Фигурку можно дополнить красными бусами, декоративным ключиком или монеткой.

Какова история происхождения и что означает?


Еще с давних пор на Руси кукла Крупеничка считалась главным оберегом славянской семьи. Она притягивала в дом достаток, изобилие и богатый урожай, ставили ее на самое почетное место в избе – в красный угол рядом с иконами. Изнутри куклу набивали различными крупами, это имело не только символическое значение: в особо голодные времена крупу высыпали и употребляли в пищу. По округлости фигурки можно было судить, насколько сыто живет та или иная семья.

Также Крупеничку дарили родственникам по особым случаям:

  • дочери перед скорым замужеством для того, чтобы ее брак был крепким;
  • сыну – перед уходом в армию для защиты в бою;
  • мужу – накануне долгой опасной поездки и т.д.

Такую куколку всегда уместно подарить молодоженам на свадьбу или новоселье.Крупеничка выполняет следующие функции:

  • отпугивает злых духов от дома;
  • сохраняет старый урожай и приумножает новый;
  • устанавливает мир в семье;
  • привлекает богатство и достаток;
  • притягивает положительную энергетику;
  • способствует скорейшему исполнению мечт и желаний домочадцев.

В зависимости от того, какая крупа будет заложена внутрь куклы, значение оберега будет меняться:

  1. гречка способствует повышению достатка;
  2. овес помогает набраться больше жизненных сил;
  3. рожь возвращает мир между супругами;
  4. ячмень улучшает мужское здоровье;
  5. пшеница сулит ребенка бездетной паре;
  6. просо – жениха незамужней.

Как появилась кукла Крупеничка

Существует фольклорная история о девушке по имени Крупеничка, которую пожелал взять в жены татарский военачальник. Слуги выкрали красавицу, но невесть откуда взявшийся старец помог ее матери вернуть дочь. Крупеничка обернулась зерном гречихи и так ее унесли из вражеского стана. Когда волшебство рассеялось, девушка вернулась к своим родным, а на близлежащих полях появилось чудесное растение – гречиха. Люди стали его выращивать, из зерен варили кашу и собирали впрок, чтобы питаться в холода.

Супостаты забирают красавицу из рук матери

В память о девушке, спасшейся от нежеланного замужества, в деревнях появился обычай мастерить из сукна куклу-оберег и называть ее Крупеничка. Наполняли игрушку зернами гречихи, а украшали яркими ленточками и кусочками ткани. В случае неурожая оберег мог спасти целую семью, ведь хранил в себе крупу. Кукла, наполненная другими зернами и злаками, получила имя Зернушка.

Так выглядит народная зерновая кукла

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Телешов Н. “Крупеничка”

Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки “Крупеничка” и их характеристика

  1. Крупеничка. Девушка-красавица.
  2. Варварушка. Ее мать. Добрая, любящая, самоотверженная.
  3. Одолень-трава. Старик-волшебник.
  4. Талантай. Татарский военачальник. Коварный тип.
  5. Всеслав. Воевода, отец Крупенички.

План пересказа сказки “Крупеничка”

  1. Дочь-красавица
  2. Замысел Талантая
  3. Похищение Крупенички
  4. Слезы матери
  5. Одолень-трава
  6. Посох старика
  7. Гостинцы старика
  8. Угощение
  9. Гречишное зерно
  10. Несеянное поле
  11. Возвращение красавицы
  12. Чудесное растение

Кратчайшее содержание сказки “Крупеничка” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Узнав, что у Всеслава выросла дочь красавица, Талантай решил выкрасть девушку.
  2. Три его воина украли Крупеничку, оставив в лесу безутешную мать.
  3. Явился к Вароварушке старик Одолень-трава, и решил помочь горю.
  4. Превратил он женщину в посох и отправился к становищу Талантая.
  5. Стал старик угощать пленниц, махнул рукой и превратилась Крупеничка в зерно.
  6. Отнес старик зерно назад, бросил в землю, и вернулась Крупеничка.

Главная мысль сказки “Крупеничка”Греча такое же богатство, как и хлеб.

Чему учит сказка “Крупеничка” Сказка учит не завидовать чужому, не отнимать ничего силой, не воровать. Учит помогать людям в бедах. Учит не быть равнодушными к чужому горю. Учит ценить чужой труд и его плоды.

Пословицы к сказке “Крупеничка” Гречневая каша – матушка наша. Что за обед, коли каши нет. Без хлеба да без каши ни во что труды наши. На чужой каравай рот не разевай. Чужое доброе впрок не пойдет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Крупеничка” У воеводы Всеслава росла дочь-красавица Крупеничка. Слава о ней летела по всему свету и много женихов хотело забрать девушку себе в жены. А Всеслав хотел найти для дочери мужа из своих, чтобы жить рядом и никогда не расставаться. Но долетела слава о Крупеничке до татарского стойбища, до военачальника Талантая. Собрал тот своих воинов и стал спрашивать, не годится ли Крупеничка в жены их хану. Выбрал троих, послал посмотреть на красавицу. Оделись воины в халаты разного цвета – зеленый, серый и коричневый, переглянулись, усмехнулись, и через три дня привезли Талантаю красавицу Крупеничку. Подкараулили татары Крупеничку, когда та с матерью своей Варварушкой в лесу ягоды собирали. Оглянуться не успели, как накинулись на них серая пыль с дороги, пень сосновый коричневый и куст зеленый. Только тут увидела Варварушка, что это за куст был. Схватила татарина, но тот из халата вывернулся и убежал. Долго горевала Варварушка в лесу у озера и вышел к ней старичок, который Одолень-травой представился. Рассказала Варварушка про свое горе старичку и стала умолять помочь ей. А старичок взмахнул руками и превратил Варварушку в посох, а сам отправился в земли басурманские. Добрался старик до становища Талантая, а там как раз дары для хана собирали, невольниц гнали и среди них Крупеничку. Остановился старик у дороги, разложил будто товар – сладости и орехи, бросил посох на землю и встала перед ним Варварушка. Наказал ей старик глядеть в оба и когда упадет на дорогу зерно гречишное, хватать его и бежать со всех ног. И вот появился караван татарский. Стал старик угощать пленниц и потчевать, а потом выбросил горсть гостинцев и бросились красавицы их подбирать. А старик махнул рукой над Корупеничкой и стала та гречишным зерном. Подхватила зерно Варварушка, к сердцу прижала. А старик махнул рукой и стала Варварушка посохом. Отправился старик в обратный путь и вернулся в лес, на берег озера. Там снова сделал Варварушку женщиной и спросил, есть ли в округе поле, ни разу не паханное и не сеянное. Ответила Варварушка, что тут возле озера никогда не пахали и не сеяли. Бросил тогда старик в землю зерно и сказал Крупенишке расти и цвести людям на радость. Исчез старик, а Варварушка увидела дочь свою милую. А на том месте, куда старик зерно бросил, выросло растение невиданное, развело по всей стране гречу душистую. И когда гречу сеют, то поют песню, Крупеничку вспоминают. А 13 июня, в день Гречишницы, всякого странника досыта угощают. Чтобы росла греча и не переводилась каша на столе.

Интересные темы

Бунин — Цифры Рассказчик говорит с мальчиком, который уже стал взрослым и повествует ему историю из детства. Однажды герой находился дома, был выходной день

Мальчик, его племянник, решил, что самое время
Пастернак — Доктор Живаго Живаго верит в идеалы, он, не обращает внимание на чужое мнение, готов смотреть опасности в лицо. Он не желает никому смерти и страданий, но его сила именно в непоколебимостиБажов — Каменный цветок Жил на Урале старый мастер Прокопьич

Был лучшим в малахитовом деле в тех местах

Но возраст уже давал о себе знать, поэтому Барин решил отправить к нему ученика
Бианки — Приключения муравьишки Залез муравей на верхушку берёзы, и решил немного отдохнуть на листочке, перед тем, как вниз спускаться. Но тут подул ветер, подхватил лист с Муравьём и понёс его далеко, далеко.

Был лучшим в малахитовом деле в тех местах. Но возраст уже давал о себе знать, поэтому Барин решил отправить к нему ученика
Бианки — Приключения муравьишки Залез муравей на верхушку берёзы, и решил немного отдохнуть на листочке, перед тем, как вниз спускаться. Но тут подул ветер, подхватил лист с Муравьём и понёс его далеко, далеко.

Популярные сегодня пересказы

  • Каравай заварного хлеба — краткое содержание рассказа Солоухина В повести описываются тяжёлые военные годы второй мировой войны 1941-1945г.г. Сюжет произведения развивается в городе Владимире в студенческом общежитии.
  • История болезни — краткое содержание рассказа Зощенко Эта история случилась с одним человеком, попавшим в больницу. По его мнению, если уж случилась какая-то хворь, то лечиться лучше дома. Ведь там и стены лечат. Но когда нашего героя свалил брюшной тиф
  • Краткое содержание романа Тяжёлые времена Диккенса В городе Кокстаун живут двое друзей, которые достигли успеха в своей сфере. Один, Джосайя Баундерби, является известным банкиром. Другой, Томас Грэдграйнд, выбился в политику и стал представителем парламента от своего города.
  • Серебряная елка — краткое содержание рассказа Саша Чёрный Удивительный зимний пейзаж: всё снежком припорошено, луна освещает каждый уголок леса, а посреди поляны пушистая ёлочка, с которой ветер периодически сдувал белые хлопья. Красота, одним словом!

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по сказке Н, Д, Телешова „Крупеничка“» размещена в разделах

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Крупы. Поделки из круп
  • Кукла Крупеничка
  • Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
  • Народные куклы. Конспекты занятий
  • Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
  • Сказка. Конспекты занятий по сказкам
  • Старшая группа
  • Темочки

— развивать навык составления плана пересказа с использованием

мнемотаблицы

— обогащать и активизировать словарный запас

— закреплять навык использования разнообразных грамматических

конструкций при построениении речевого высказывани

— развивать память, внимание, мышление

Оборудование: магнитная доска, мгниты, иллюстрации,предметные картинки «Злаки», мнемотаблицы и мнемодорожки

Методические приемы: объяснение, речевой образец, повторное проговаривание: индивидуально и хором, наглядное моделирование с замещением в виде пиктограм, мремотаблиц и дорожек,оценка результатов

Предварительная работа: — Чтение сказки Н. Д. Телешова «Крупеничка»

— Знакомство с лексической темой: «Злаки»

— Заучивание и отгадывание загадок о злаках и

Крупеничке

— Разучивание пословиц по теме сказки

— Речевая игра «Скажи по-другому» (речевой

материал в Приложении 1)

Что символизирует оберег

Кукла Крупеничка, традиционно, изготавливается без лица – просто обозначали его силуэт платочками. Люди верили, что через глаза видно душу, а так в сердце могут проникнуть нечистые силы. Оберег должен был оставаться чистым, для сохранения всех своих возможностей, и потому кукла не имеет лица. Помимо девичьей чистоты, лялька была хранилищем пищи, поэтому символизировала плодородие, хороший урожай, богатство, сытую зиму и процветание.

Защита от неурожая, достаток, изобилие на столе – основные свойства Крупенички

Осенью, после жатвы, таких кукол старались изготовить как можно больше. Перед посевной из сукна вынимали горсть прошлогодней гречихи и бросали в землю – верили, что так урожай станет обильнее. Эта культура особенно питательна, экономно расходуется и может храниться долгое время, потому особенно почиталась в народе.

Создание берегини самостоятельно – подготовка

В домашних условиях сделать куклу Крупеничку самостоятельно можно быстро и легко. Для этого потребуется не так много материалов. Они есть в каждом доме.

Итак, для оберега нужно:

  • натуральная грубая ткань – квадрат со сторонами 20-25 см;
  • лента кружевная – 20-25 см;
  • крупа – около стакана (200 г);
  • лоскуток ситца для платья (ориентироваться на габариты мешочка с зерном);
  • дерюжка для камзола – 7-9 см шириной;
  • эластичная ленточка для повойника – 10-15 см;
  • косыночка – треугольник с длинной стороной 18-20 см;
  • передничек.

Размеры деталей одежды корректируются, опираясь на сам мешочек с зерном. Расцветки значения не имеют. Мастерица вольна выбирать любые сочетания. Лишь бы они были из натуральных волокон и сочетались. Хотя у наших предков особого выбора не было. Натуральных красителей насчитывалось не так много. Поэтому берегини были почти одинаковыми по цветовым сочетаниям.

Для большей аутентичности, современные мастерицы тоже стараются использовать однотонные ткани с несколькими, более яркими, деталями.

Кстати, талисманы в старину делались без использования портняжных инструментов. Ткань рвалась руками, детали друг к другу приматывались нитками. Оно и понятно, в древности просто не было этих приспособлений. Но наши современницы все больше используют блага цивилизации. Наверное, в этом нет ничего плохого. Но натуральность тканей и ниток остается неизменной!

Как водится, обрядовые амулеты выполняются без лица. Издревле считалось, что нарисованное человеческое лицо берегини может притянуть всякую нечисть. Они, вселившись в нее, станут вредить хозяевам.

Крупеничка

Так рассказывают старые люди. У воеводы Всеслава была единственная дочь, по имени Крупеничка. Шёл год за годом, и из русой девочки с голубыми глазами обратилась Крупеничка в редкостную красавицу. Стали подумывать родители, за кого отдать её замуж. Выдавать дочку на чужую сторону они и думать не хотели и выбирали такого зятя, чтобы жить всем вместе и никогда не расставаться с Крупеничкой.

Слава о дивной красавице далеко разносилась вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая мамушка Варварушка боялась такой славы и всегда сердилась, когда её расспрашивали о красоте Крупенички. — Никакой красавицы у нас нету! — ворчала она. — Вон у соседей — у тех правда красавицы дочери. А у нас — девица как девица: таких везде много, как наша. А сама налюбоваться и наглядеться не могла на свою Крупеничку. Знала, что красивей её никого нет; и красивее нет, и добрей, и милей нету. Старые и молодые, бедные и богатые, свои и чужие — все любили Крупеничку за её доброе сердце. В народе даже песенка про неё сложилась: Крупеничка, красная девица, Голубка ты наша, радость-сердце, Живи, цвети, молодейся, Будь всем добрым людям на радость!

Летела, летела слава о красоте Крупенички и долетела до басурманского становища, до военачальника Талантая. — Гой вы, храбрые воины, удалые наездники! Покажите-ка мне, что за красавица такая дочка воеводы Всеслава, Крупеничка! — сказал Талантай. — Не годится ли она в жёны нашему хану? Сели на коней три наездника, надели на себя халаты: один надел халат зелёный, точно трава; другой — серый, точно дорога лесная; третий — коричневый, как сосновый ствол.

Прищурили наездники хитрые глаза, улыбнулись друг другу одними углами губ, задорно встряхнули бритыми головами в мохнатых шапках и поехали-поскакали с молодецким покриком. А через несколько дней вернулись и привезли с собой Талантаю, для хана своего, подарок: дивную красавицу — Крупеничку.

Шла она с мамушкой Варварушкой купаться в озере, а в лесу, как нарочно, ягодка за ягодкой — спелая земляника так и заманивает глубже в чащу. А мамушка всё рассказывает ей про одолень-траву, что растёт белыми звёздами среди озера; надобно собрать этой одолень-травы и в пояс зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится: одолень-трава всякую беду отведёт.

И вскрикнуть обе не успели, как поднялась вдруг перед ними столбом серая пыль с тропинки, с одной стороны сорвался с места сосновый пень лесной и бросился им под ноги, а с другой стороны прыгнул на них зелёный куст. Подхватили они Крупеничку — и тут только увидела мамушка Варварушка, что это был за куст зелёный. Вцепилась она в него что было силы, но хитро извернулся басурман и выскользнул из своей одежды. Варварушка так и повалилась на землю с зелёным халатом в руках. А что было дальше, она не знала, не ведала, точно затмился с горя её рассудок.

Сидит она целыми днями на берегу озера, глядит на простор воды да всё приговаривает: — Одолень-трава! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озёра синие, берега крутые, леса дремучие, дай ты мне, одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • Вперед
  • В конец
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: