Сказка и ее жанровые разновидности
Сказки могут быть разными. Основная классификация делит их следующим образом:
1. Сказка о животных. Главными персонажами и действующими лицами являются животные. В русской литературе каждое животное является аллегорией какого-либо Например, лиса олицетворяет хитрость, заяц — трусливость и т. д.
2. Имеет достаточно сложную композицию. Началом такой сказки, как правило, является зачин. В сказке это которое выражает мораль, основную мысль и идею.
3. Новеллистическая сказка. Героем является человек, который совершает удивительные вещи. Только если в волшебных помогают волшебные предметы или необычные животные, то в новеллистических персонаж пользуется только своим умом.
4.Бытовая сказка. Она рассказывает о жизни человека в обычном мире без волшебства.
Каждая сказка начинается по-своему. Большого внимания заслуживают зачины русских сказок, однако, прежде чем их рассматривать, необходимо познакомиться со структурными элементами традиционной сказки.
Немного о зачине
Зачин в сказке — это начало сказки. Он может быть коротким (состоять из одного предложения), а может быть длиной в целый абзац. Зачин вводит читателя в сказочную историю. Он дает первоначальные сведения о персонажах, например «жил да был крестьянин».
Зачин в сказке — это небольшое отступление, которое задает тон повествования. Основные цели зачина:
1
Привлечь внимание слушателей. Зачины русских народных сказок могут представлять собой пословицу или поговорку
Читателю или слушателю становится интересно, как данная сказка связана с указанным в зачине предложением.
2. Задать тон повествованию. Зачин нередко определяет жанр произведения. Подобным приемом пользовались и русские классики, например, Салтыков-Щедрин сказку «Премудрый пескарь» начинает со слов: «Жил-был пескарь».
Таким образом, зачин — это основная структурная единица сказки, которая настраивает читателя на прочтение произведения и определяет жанровое своеобразие.
Зачины в русских сказках
Сложно найти человека, который не смог бы вспомнить хотя бы один зачин. В сказке это основная часть, поэтому без него трудно обойтись.
Большинство сказок начинаются со слов «жили-были…», «жил-был…». Особенностями такого зачина является неоднократный повтор однокоренных слов.
Не менее известны и зачины русских народных сказок, начинающиеся со слов «в некотором царстве, в некотором государстве…». Похожий зачин — «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…». Такие вступления свойственны волшебным сказкам.
Иногда сказки открываются поговорками со словом «зачин», например «зачин дело красит» или «каждое дело имеет начало, каждый сказ — зачин». После такого вступления непосредственно начинается сама история.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: зачин — это особенное начало сказки, свойственное произведениям русского фольклора. Он может выступать либо как сказки, либо нести в себе определенную смысловую нагрузку.
Читай внимательно.
ТИХОНЬКО – ТИХОХОНЬКО
УВИДЕЛА – УВИДАЛА
ОБРАТИЛА – ОБОРОТИЛА
Работа в парах.
Лексическая работа.
Объясни значение выражений: «красная девица», «голова с плеч долой».
Из каких двух слов образовано и что обозначает слово ЧАСТОКОЛ?
6. Работа в тетрадях.
7. Постановка темы и целей, и задач на урок.
Учитель. Вы можете назвать тему нашего урока?
Дети. «Морской царь и Василиса Премудрая». Русская народная сказка.
Учитель. Зная тему, подумайте, какую цель поставим перед собой.
Дети. Познакомиться с русской народной сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая».
Учитель. Какие поставите задачи?
Дети. Выразительно читать сказку , пополнить свой словарный запас, уметь задавать вопросы, работать сплоченно в группе, с уважением относить друг к другу, находить правильные ответы.
8. Физкультминутка
В темном лесу есть избушка (шаги на месте),
Стоит задом наперед (поворот).
В этой избушке есть старушка (наклоны вправо и влево),
Бабушка – Яга живет (поворот обратно).
Нос крючком (показать нос),
Глаза большие (показать глаза),
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят (руки вверх).
9. Знакомство с текстом.
Комбинированный способ чтения.
Учитель. Читает те фрагменты, которые, считает наиболее трудными для учащихся своего класса, наиболее эмоциональными. На первом уроке по сказке текст читается до слов «Не много не мало прошло времени». (С.66)
10. Перечитывание и работа с текстом.
Дети отвечают на вопрос 1 учебника. Почему царь отдал сына Водяному?
— Кем были прекрасные голубки? Как они выглядели?
Подтвердите словами из текста.
— Каким представляли подводное царство люди слагавшие сказки? Прочитайте.
Рисование словесных картин.
-
Каким ты представляешь подводное царство?
-
Каким ты представляешь морского царя?
— Каким было первое задание Морского царя для Ивана царевича? Найдите этот эпизод в сказке и прочитайте.
— Каким было второе задание? Третье задание?
— Почему Василиса Премудрая помогла Ивану Царевичу?
11. Итог урока, рефлексия.
Учитель. С какой сказкой мы познакомились сегодня?
Дети. «Морской царь и Василиса премудрая».
Учитель. Кто ее автор?
Дети. Русский народ.
Учитель. К какому виду она относится?
Дети. К волшебному.
Учитель. Чему научила эта сказка?
Дети. Нужно всегда приходить на помощь тому, кто в этом нуждается.
Учитель. Достигли мы поставленной цели? Какие задачи мы планировали?
Домашнее задание.
Подготовить пересказ прочитанной сказки.
Творческое задание.
Нарисовать в тетради портрет морского царя или подводное царство.
Подведем итог урока.
У вас на партах имеются карточки, которые вам необходимо заполонить. Подумайте, как вы работали сегодня на уроке, довольны ли вы своей работой? Интересно ли вам было на уроке или наоборот скучно? Был ли для вас этот урок полезным? Все ли вы поняли?
Выберите из двух предполагаемых вариантов тот ответ, который вам больше подходит, и обведите его ручкой.
-
1) На уроке я работал активно/пассивно.
-
2) Своей работой на уроке я доволен/недоволен.
-
3) Урок для меня показался коротким/длинным.
-
4) Материал урока мне понятен/непонятен.
-
5) Материал урока полезен/бесполезен.
-
6) Материал урока интересен/скучен.
Учитель. Поднимите руки те, кто сегодня проявил активность.
А теперь поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке.
Для кого показался урок коротким?
Для кого показался урок длинным?
Поднимите руки, кому было все понятно на уроке.
А кто считает, что урок был интересным и прошел с пользой.
Я благодарю всех за активную работу на уроке. Урок окончен.
Используемая литература:
-
Учебник О. В. Кубасова литературное чтение для 3 класса 1 часть Смоленск, ассоциация 21 век, 2012 год.
-
Рабочая тетрадь часть 1 О. В. Кубасова литературное чтение Смоленск, ассоциация 21 век, 2012 год.
-
Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений О. В. Кубасова, Смоленск, ассоциация 21 век, 2013 год.
-
Уроки литературного чтения с применением информационных технологией. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О. А. Архипова, Т. В. Белых (и др.); сост. Е. С. Галанжина. – М.; Планета, 2011.-240 с.- (Современная школа).