Краткое содержание рассказа «никита» а. платонова

Анализ произведения платонова никита сочинение - лучшие сочинения

Краткое содержание

Пятилетний Никита жил с мамой, которая работала в поле, а «отец давно ушёл на главную работу — на войну, и не вернулся оттуда». Каждый раз, оставляя Никиту одного на хозяйстве, мать наказывала ему не баловаться, собирать куриные яйца и гонять со двора чужого петуха.

Поначалу Никита боялся оставаться один в доме, но затем осмелел и принялся изучать «воробьёв, и пауков, и мух, и кур во дворе». Когда же это занятие надоело мальчику, он принялся фантазировать. Заметив в сарае пустую бочку, он решил, что там живёт маленький человек с длинной бородой, которая ему постоянно мешает. Никита вспомнил, что недавно у матери пропали ножницы, и решил, что это сделал незнакомец из бочки — «это он, должно быть, взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду». Никита принялся ругать бородача, но сам испугался и выбежал на улицу.

На небе Никита увидел «доброе солнце», которое было очень похоже на его умершего дедушку: он также был всегда добр и ласков к маленькому внуку. Мальчик решил, что дедушка живёт на солнце.

Непоседливый Никита побежал за огород, к старому колодцу, из которого уже давно не брали воду. В его глубине поблёскивала вода, в которой отражалось синее небо. Гладя на воду в колодце, Никита решил, что там живут маленькие водяные люди — «ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные». Он хотел было поругать их, но вспомнил, что тут может жить великан с детьми, и что есть силы побежал в свой двор, к «дедушке»-солнцу.

У сарая Никита заметил две земляные норы и решил, что тут живут змеи, которые непременно приползут к ним ночью в дом и ужалят. Чтобы этого не произошло, мальчик положил у каждой норы по кусочку хлеба.

На какой бы предмет ни глянул Никита, везде ему мерещились живые существа. И даже в старой баньке он увидел умершую бабушку — «вон у ней голова есть — это не труба, а голова — и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек!». Неожиданно Никита понял, что «везде есть люди, только кажутся они не людьми». Глядя на предметы во дворе, он видел «незнакомые, злобные лица».

От страха мальчик стал звать мать, а потом побежал к ней в поле. Устав, он присел под дерево, но полуденный зной разморил его, и он уснул. Проснулся Никита под вечер. Он побежал домой и увидел мать, которая «смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко». Незнакомец, от которого так хорошо пахло хлебом и добротой, взял оробевшего Никиту на руки. Это был его отец, возвратившийся с фронта. Он пообещал мальчику, что теперь уже никогда с ним не расстанется.

Радостный Никита поспешил сообщить радостную новость всем злым «головам» во дворе. Но те молчали: «всем стало боязно отца-солдата». Когда Никита, помогая отцу по хозяйству, стал выпрямлять молотком гвозди, он заметил, что гвоздь похож не на злого, а на доброго человечка. Отец объяснил, что гвоздь-человечек оттого добрым получился, что Никитка сделал его своим руками.

И что в итоге?

Никита — сообщает злым «головам во дворе», что его отец вернулся, помогает отцу по хозяйству.

Отец Никиты — возвращается с фронта.

Заключение

Детство Никиты пришлись на тяжёлые военные и послевоенные годы, когда взрослые были вынуждены либо воевать, либо много работать. Предоставленный самому себе, мальчик научился развлекать себя, одушевляя окружавшие его предметы. Лишь с приходом отца мальчик смог обрести душевную гармонию.

После ознакомления с кратким пересказом «Никита» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Сочинение по рассказу Платонова Никита 5 класс

В рассказе Андрея Платоновича Платонова главным героем выступает пятилетний мальчик по имени Никита. Его отец не вернулся с войны, из-за чего матери Никиты приходилось постоянно трудиться в поле. Мальчик же оставался дома один. В рассказе описан день из жизни Никиты.

Фразой «Везде есть люди, только кажутся они не людьми» автор пытался показать, как все вокруг казалось Никите живым, когда он целый день ходил по двору и избе.

Воображение Никиты вмещает в себя великанов, змей, водяных людей, для каждого из которых мальчик придумывает свои привычки, черты характера, поведение.

Обратите внимание

Все герои для него делятся на две категории – злые и добрые. Например, в старом пне он видит опасность и угрозу, а в солнце доброту и радость. Мальчик общается с неодушевленными предметами, так как ему необходимо узнавать мир. Даже автор говорит о нем: «Он хотел теперь узнать то, чего он не знал».

Описанный в рассказе день был особенным для Никиты, так как именно тогда с войны возвращается отец. Этот день был наполнен для мальчика радостью и счастьем. Первое, что делает отец, — раскалывает старый трухлявый пень. Так, автор дает понять, что теперь Никите нечего боятся. Также отец и сын постелили новый пол, положив этим начало их новой жизни.

Сочинение Никита по рассказу Платонова

В своем рассказе «Никита» А.Платонов повествует о пятилетнем мальчике по имени Никита. Мать Никиты почти весь день проводит за работой в поле, а отец Никиты находится на войне. Отца Никита совсем не знает.

Уходя на работу, мать оставляет все хозяйство на Никиту. Мальчик, будучи совершенно один, начинает фантазировать. Ему везде мерещатся странные существа, которые так или иначе хотят навредить Никите и его маме.

Совершенно напуганный, он бежит к своей маме в поле. Пробежав до конца всю деревенскую улицу, Никита сел ненадолго отдохнуть. Но, нечаянно опустив голову к земле, Никита заснул и проспал до вечера.  Очнувшись, Никита снова собрался идти в поле к матери.

Но пастух сказал ему, что его мама уже давно ушла домой.

Я думаю, что причина всех страшных фантазий Никиты — одиночество. Оставаясь один, он проявлял интерес ко всему, что происходит во дворе.

Но из-за того, что рядом с ним не было близкого человека, который бы объяснил ему многие вещи, ему постоянно мерещились разные странные и страшные существа. А когда в его жизни появился отец – все изменилось.

Существа теперь вовсе не казались ему страшными. Он даже смог найти доброе существо — маленький добрый человечек, которого он увидел в гвоздике.

Важно

Мне кажется, что после этого Никита окончательно перестанет видеть вокруг себя одних лишь злых существ и, что самое главное, будет видеть больше добрых существ

Ведь буду еще пятилетним ребенком, важно не боятся собственных фантазий, а также нужно всегда быть вместе со своими родными

5 класс

Никита

  • Сочинение Книга в современном мире 7 классКомпьютер прочно вошёл в нашу жизнь. В поисковых системах интернета можно найти много разнообразной информации. Но ведь книга не только источник информации, книга — это верный надёжный друг, который никогда не изменит и не предаст.
  • Сочинение на тему Звуки летаЛюди, живущие в умеренном климатическом поясе в области умеренно континентального климата, большую часть года живут в своих жилищах и лишь летом выезжают отдыхать на природу, часто на море.
  • Сочинение на тему Человека и природы в литературеОтношения человека и природы были актуальны во все времена. Взаимоотношения двух самых удивительных сторон живого воспеты в различных видах современного искусства, в том числе и в литературе. Ещё Александр Сергеевич Пушкин подчеркивал живую частицу
  • Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинениеЗнаменитое произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов Николай Алексеевич создавал долгих четырнадцать лет, с тысяча восемьсот шестьдесят третьего по тысяча восемьсот семьдесят седьмой годы. В это время создавалась непосредственно сама поэма,
  • Сочинение опишите какую-нибудь вещь, игрушку, предмет обихода 5 классУ меня есть старый мишка, мягкий медвежонок. Очень старый. У него один ненастоящий глаз и солдатской блестящей пуговицы, и нижние лапы пришиты не на свои места. Раньше им играла моя сестра, а до нее мишкой играла мама. Когда я был маленьким,
  • Сочинение Дуэль Печорина и ГрушницкогоДействие романа «Герой нашего времени» происходит на Кавказе. Сам конфликт и последующая сатисфакция происходят «на водах» куда оба действующих лица, − Печорин и Грушницкий приехали, лечится.

Художественные особенности повествования

Главный герой платоновского рассказа — пятилетний мальчишка Никита. Его отец призван на войну, а мать с утра и до позднего вечера зарабатывает трудодни, чтобы прокормить себя и ребенка. Яркие впечатления необделенного фантазией ребенка составляют для этого рассказа краткое содержание. «Никита» Платонова приводит читателя к осознанию драматического контраста между нарисованным фантазией ребенка одушевленным миром и миром фактическим: серым, нищенским, убогим. За кружевом авторской фантазии, создающим целостность повествования, трогающего чувства читателя, проглядывает и суровый реализм, и страдания простых людей от необустроенности их жизни.

Герои и образы

Главный герой рассказа – маленький Никита, который остался «хозяином», потому что отец его на войне, а мать уходит на целый день работать. Никита – творец мифов, населяющий свой мир удивительными существами. Маленький человечек живёт в пустой бочке в тёмном сарае. В старом колодце обитают водяные люди, а умерший дедушка живёт на солнце.

Никиту окружают враждебные сущности. Тот, кто живёт в бочке, отобрал у матери Никиты ножницы. А вредные колодезные жители вовсе хотели выпить у Никиты глаза, пока он спал. Никита пытается противостоять придуманным существам, пугает их, но сам боится. Под стеной сарая живут змеи, и Никита пытается их задобрить кусками хлеба или пугает возвращением отца. Но образ отца не пугает существ. Может быть, потому, что отец оставил Никиту младенцем, образ отца не может защитить мальчика.

Никита рассуждает как язычник. Солнце для него доброе, на нём живёт умерший дедушка. Мальчик объясняет обычные для взрослых события волшебством. Чавкнувшая в колодце пасть – это не какая-нибудь лягушка, а великан и его дети.

Все предметы и явления в сознании Никиты антропоморфны. Стол – это человек на четырёх ногах. Банька – бабушка, у которой труба – это голова. Больше всего мальчика пугает пень. Он напоминает ему голову торчащего из земли человека. Его лицо сумрачное и нелюдимое, с немигающими глазами. Никита уверен, что под землёй у пня есть пузо и ноги.

Никита изобретает собственную веру в перерождение душ, по которой окружающие – это умершие близкие. Петух похож на утонувшего весной пастуха

Никита приходит к важному выводу: умершие не хотят быть мёртвыми, поэтому предметы – это тайные люди. Умершие люди карабкаются из земли, чтобы вылезти на свет солнца

И некоторым, как пню, это удаётся. Они недружелюбны к Никите. Его не любят ни колья плетня, ни лопухи.

Мир враждебен Никите не изначально. Мальчик совершает плохой поступок, именно поэтому он начинает бояться и баньки, и кольев, и пня. Ведь он убил одного из «тайных людей» — цветок. Никита сорвал цветок из чистого любопытства, желая посмотреть, есть ли у него внутри кишки.

Увидев в сломанном стебле (теле цветка) молоко, Никита уверился, что цветок был маленьким и сосал свою мать. Психология ребёнка не только позволяет увидеть в цветке круглое личико с человеческим выражением, «маленькие глаза, нос и открытый влажный рот», но и уничтожить «живое дыхание» просто из любопытства.

Никита, задающий о каждом предмете вопрос «кто ты есть?», чувствует свою вину, поэтому и принимает осуждение от баньки-бабушки, кольев, избы и пня в огороде. Даже дедушка-солнце закрывается от внука тучкой, правда, откликается на зов мальчика.

Вернувшийся отец сразу замечает, что Никита разговаривает с предметами. Солдат сразу же побеждает ветхий пень, исколов его на дрова. Именно отец формирует представления ребёнка о мире, объясняя, что он всех выдумал. Отец объясняет разницу между фантазией и деятельностью.

Для отца-солдата главная работа – война, но это не значит, что отец забыл о сыне. Он его «умирал и помнил». Никита замечает в облике отца лицо, руки, медаль на груди и ясные пуговицы на рубашке. Всего за один день Никита усвоил жизнеутверждающую философию отца: «Всё трудом работать, и все живые будут».

Сюжет и герои

Рассказ «Никита» Платонова — это история о приключениях мальчика-сироты по имени Никита. Действие происходит в деревне, где главный герой оказывается после того, как его мать умирает, а отец уходит на работу где-то в городе.

Никита очень хочет найти своего отца и отправляется в город, идя пешком. На своем пути он встречает разных людей, каждый из которых имеет свою историю. Он знакомится с закадычным другом Спиридоном, который помогает ему и сопровождает по всему пути.

В рассказе присутствует несколько важных тем, таких как дружба, верность, отвага и надежда. Никита, несмотря на свой юный возраст, проявляет храбрость и находчивость, чтобы достичь своей цели — найти отца и построить свою собственную семью.

Итак, рассказ «Никита» Платонова — это увлекательное приключение юного героя, который демонстрирует смелость и настойчивость в поисках счастья и устремленности к добру.

Что рассказывает рассказ?

Рассказ «Никита» написан автором Андреем Платоновым и адресован учащимся 5 класса. Главный герой рассказа — мальчик Никита, который испытывает полный спектр чувств: от радости и восторга до грусти и разочарования. Рассказ затрагивает тему взаимоотношений внутри семьи и окружающей среды мальчика, а также его желание найти свое место в мире.

Чтобы помочь учащимся лучше понять содержание рассказа, в нем присутствуют вопросы и ответы

Данный метод помогает активизировать внимание и мышление учащихся, а также способствует усвоению и запоминанию прочитанного материала. Кроме того, рассказ «Никита» задает вопросы о внутреннем мире героя, его мечтах и стремлениях, поощряя учащихся к саморефлексии и анализу своих собственных чувств и желаний

Через рассказ «Никита» автор передает важные жизненные уроки, объясняет, что каждый человек уникален и имеет свое место в обществе. Рассказ поднимает такие сознательные вопросы, как преодоление сложностей и стремление к саморазвитию, отражаясь в душе каждого ученика, заставляя задуматься о смысле жизни и своем месте в мире.

Кто является основным героем?

Основным героем в рассказе «Никита» Платонова является мальчик Никита. Он является учеником пятого класса и становится главным персонажем истории.

Никита сталкивается с различными трудностями в своей жизни, и именно через его глаза читатель наблюдает за развитием сюжета. Он задает много вопросов, с которыми сталкивается в своем окружении, и ищет на них ответы.

Все вопросы, которые возникают у Никиты, имеют свою значимость и позволяют читателю задуматься над важными темами: справедливость, доброта, дружба, ответственность.

Формулирование вопросов и поиск ответов — это основные движущие силы сюжета рассказа. Именно благодаря ним Никита меняется и развивается как личность.

Какие другие персонажи есть в рассказе?

В рассказе Никита, написанном Платоновым для 5 класса, помимо главного героя Никиты, присутствуют и другие персонажи. Одним из таких персонажей является Марья Ивановна, учительница 5 класса, которая играет важную роль в сюжете. Она заботится о своих учениках, беседует с ними и помогает им разобраться в трудностях.

Еще одним персонажем рассказа является Александр Игоревич, одноклассник Никиты. Они вместе учатся и проводят свободное время. Александр Игоревич поддерживает Никиту и помогает ему в трудных ситуациях.

Также в рассказе появляется отец Никиты, Иван, который отличается строгостью и заботой о сыне. Отец влияет на поведение и мысли Никиты, а в конце рассказа происходит важный эмоциональный момент, связанный с отношениями отца и сына.

Кроме того, важный персонаж — Вячеслав Николаевич, друг Никиты и Александра, который дарит им мудрые советы и делится своими наблюдениями. Он тоже помогает ребятам в различных ситуациях и играет важную роль в сюжете рассказа.

Все эти персонажи, вместе с Никитой, создают интересные и разнообразные отношения, которые помогают читателю лучше понять сюжет и главную тему рассказа.

Вопросы по рассказу Платонова «Никита» для 5 класса

1. Какие события происходят в рассказе «Никита»?

  • Никита заходит во двор к старику батюшке.
  • Никита узнает, что его отец пропал во время гражданской войны.
  • Никита отправляется в Харьков в поисках отца.
  • Никита встречает разных людей на своем пути.
  • Никита оказывается в детском приюте «Лада».
  • Никита находит отца и возвращается в деревню.

2. Кто такой Никита?

Никита — главный герой рассказа, подросток 13-летнего возраста. Его отец пропал во время гражданской войны, и Никита отправляется в Харьков, чтобы найти его. Он отважен, умеет принимать самостоятельные решения и дружелюбен. В своих поисках отца Никита проходит через различные испытания.

3. Какие персонажи встречаются Никите на его пути?

  • Старик батюшка — помогает Никите и дает ему советы;
  • Мишка Кепка — друг Никиты, который путешествует с ним;
  • Люди, с которыми Никита знакомится в Харькове: девочка Маруся и ее бабушка, рабочий Кулаков, проводник поезда;
  • Дети из детского приюта «Лада»: директор Николай Иванович, дядя Митька;
  • Отцы и матери детей из приюта.

4. Какие трудности встречаются Никите в его поисках отца?

Одной из основных трудностей является отсутствие информации о местонахождении отца. Никита отправляется во Харьков, но там он не может найти никаких следов отца. Он оказывается в детском приюте, где живут дети, потерявшие своих родителей. Также Никите приходится преодолевать трудности в общении с незнакомыми людьми, но он находит силы их преодолеть в надежде найти отца.

5. Как заканчивается рассказ «Никита»?

В конце рассказа Никита находит отца, который работает машинистом. Они вместе возвращаются в деревню, где их ждет радостная встреча с мамой Никиты и другими сельскими жителями. Никита понимает, что находит свою настоящую семью, где его ждут и любят.

Вариант 2

Произведение относится к лирическим рассказам писателя, посвященным военной тематике, и рассматривает в качестве основной проблемы последствия влияния развязанных государствами войн на детскую психику.

Главным героем рассказа является маленький мальчишка по имени Никита, представленный писателем в образе пятилетнего ребенка, отец которого находится на боевом фронте, а мальчик ждет его возвращения с матерью в русской глухой деревеньке.

Оставшись за главу семейства, мать Никиты все время проводит в работе в поле, а мальчик вынужден находится в огромном доме в полном одиночестве. Детская душа наполняется ужасающимися страхами в виде слышащихся повсюду жутких звуков, страшных видений, оживающих предметов, ощущающихся мальчиком в качестве вражеских сил, явившихся с целью причинить ему вред. Повсюду Никите мерещатся странные существа в виде пня, лопуха, старой развалившейся бани, колодца, сарая. В детском воображении представляются водяные человечки, жуткие великаны, а старый, гнилой пень выглядит как самое зверское создание, способное на немыслимую жестокость.

Единственной отрадой для малыша является появившееся на небе солнышко, которое мальчик принимает за доброго, любящего дедушку, умершего в давние времена. Но теплые лучи солнца оказываются в скором времени за затянувшимися облаками и Никита, не выдерживая душевного напряжения, бежит за материнской защитой на дальнее поле. Однако силы мальчика вскоре покидают его, и он засыпает под раскинувшимся тенистым дубом.

В этот непростой для Никиты день происходит и радостное событие в виде долгожданного возвращения домой отца после окончания войны

Детские страхи мальчика отступают в присутствии сильного и надежного отца, а счастливый малыш, окрыленный отцовской заботой и вниманием, оказывает посильную помощь мужчине в ведении заброшенного на время военных действий домашнего хозяйства

С помощью сильных рук отца исчезает с лица земли главный враг Никитки в виде гнилого, развалившегося пня, которого отец отправляет на дрова. Затем, помогая отцу ремонтировать половое покрытие в доме, мальчик, разглядывая кривые железные гвозди представляет не страшных существ, а добрых, маленьких, веселых человечков, улыбающихся мальчику милой и нежной улыбкой.

Изображая всего лишь несколько дней из жизни обычного ребенка, писатель раскрывает проблему уязвимости внутреннего мира малыша в связи с разлукой с любимым родителями из-за начавшейся войны, оказавшей негативное влияние на детское подсознание и психическое состояние.   

Однако в качестве основного лейтмотива рассказа писатель представляет великую силу человеческого труда, преобразовывающего душевное состояние и взрослых людей, и детей, способного кардинально изменить жизнь любого человека, в том числе и маленького мальчишки, фантазера, глядящего в голубое небо, где сияет теплыми лучами дедушка, живущий на солнышке, разгоняющий все жизненные тучки в судьбе внука.

Образ Никиты из рассказа Платонова

Образ Никиты из рассказа Платонова совмещает в себе реальность и вымысел. Именно так воспринимает мир ребенок, выступающий в роли главного персонажа данного произведения. Его мама целыми днями работает. У нее нет времени даже на то, чтобы обеспечить сынишку горячим завтраком и обедом. Неудивительно, что малыш растет очень самостоятельным. Он выполняет свою повседневную «работу», собирает снесенные курами яйца, охраняет домашнего петуха от соседского, и обедает хлебом с молоком. Полноценную еду ребенок получает исключительно на ужин. В это время его кормит мама, вернувшаяся с работы.

Стоит отметить, что невзирая на нищету, характеристика мальчика из рассказа Никита получается полна фантазий. Как раз их богатство и демонстрирует автор в своем произведении.

Внешность и описание Никиты

Образ Никиты из рассказа Никита можно смело назвать собирательным. Автор показывает мальчишку, которому присущи качества как ребенка, так и взрослого. Ему только пять лет, но невзирая на это, от является для своей мамы опорой. Ведь его папа сейчас на войне. Ребенок показан заботливым и очень ласковым. Он любит помечтать и пофантазировать.

Воображение у него развито очень сильно. Этому есть множество доказательств. В бане он видит бабушку, а в солнце – дедушку. Ему даже кажется, что в бочке живет реальный человечек, а в норе прячется змея. При этом в столь юном возрасте мальчишка является по-взрослому самостоятельным. Без упоминания об этом образ главного героя из рассказа Никита будет не полным. Он спокойно остается один в своем доме когда мама отправляется на работу.

Характер и образ жизни

Даже если рассматривать кратко характеристику Никиты из рассказа Никита, стоит упомянуть о присущих ему чертах характера. Мальчик заботливый, очень добрый и невероятно ласковый. Доказательством тому являются его поступки и даже мысли. Невзирая на детские страхи, он на целый день остается в доме один и дожидается маму с работы. Он ее безумно любит и беспрекословно выполняет ее указания.

Фантазия у ребенка развита очень сильна. Он даже не всегда способен совладать с ней. Ему приходится постоянно бороться со страхами, которые побеждает любознательность. Реальность в его детском воображении несколько искажена. В обычном пеньке он видит строгое лицо, а в колодце – обитателей. Даже солнце ему видится в роли дедушки, который уже скончался.

Тема труда в рассказе Платонова «Никита»

Никита — рассказ Андрея Платонова, который писатель написал в 1945 году, где показал судьбу детей в военное время. И хоть герой работы Платонова Никита не был участником фронта, война все равно оставила отпечаток в детской душе. Теперь ребенка все страшит, он во всем видит врагов, что явятся к нему домой и займут двор.

https://youtube.com/watch?v=F-nuMVnGbU4

Рассказ Платонова Никита для читательского дневника рассказывает о взрослении ребенка, который учится бороться со своими страхами. Вместе с автором мы переносимся в прошлое героя. Его отец на войне, а мама пошла трудится в поле.

Никита остается один и тут все страхи выползают наружу. Мальчик начинает очеловечивать и оживлять все округ. Его окружают страшные существа, которые он видит в пне, лопухе, старой бане. Никитино воображение рисует и водяных человечков и великанов.

Но самым страшным почему-то казался ему пень, а вот самым добрым было солнце, где жил его дедушка, который уже умер. И вот облака закрывают солнце. Не смог выдержать пятилетний мальчик такого испытания и направился в поле к матери.

Однако душевное напряжение было настолько большим, что мальчик уснул и проспал до вечера.

Как потом оказалось, день для мальчика был особенным, ведь возвращается с войны отец. Уж теперь все будет по-другому, никаких больше не будет страхов. Так все и произошло. Отец Никиты стал трудиться во дворе и по дому. Прежде всего он разрубил пень, а значит исчез один из врагов Никиты. Нечего теперь бояться мальчику.

Дальше отец стелил пол, а Никитка ему помогал, выпрямляя гвозди. В этих гвоздях ребенок уже видел добрых человечков.Читая произведение Платонова, мы видим раскрытие разных тем.

Совет

Здесь и уязвимость детского мира, и разлука детей с родителями из-за войны, а главное автор поднимает тему труда, где показывает, насколько может преобразить мир человеческий труд.

Вот и на примере Никиты с его отцом, на примере их труда, автор показал, как преображается душа и окружающая действительность, где выпрямленный гвоздь преображается в веселого человечка. Почему так? На это дает ответ отец Никиты. Он объяснил мальчику, что все злые существа, они выдуманные Никитой, не прочные, поэтому и злые. А вот гвоздь мальчик своим трудом сработал, поэтому он и добрый.

Главные герои

Как вы уж поняли, главным героем Платонова является пятилетний мальчик Никита. Это большой фантазер, который в своем воображении создал мир из предметов, что оживали в его глазах. Придуманные существа, которых ребенок видит в старом колодце, столе, под сараем — враждебные. Особенно страшен пень, что напоминал человеческую голову.

При этом и мир стал враждебным, после плохого поступка Никиты. Тот сорвал цветок, которого считал тайным человеком. Сорвал из-за любопытства, ведь хотел посмотреть на его внутренности. И вот мы видим, насколько тонка его психология. Ведь в цветке увидел он ребенка, что питался молоком матери. И это живое существо из-за любопытства он уничтожает.

И вот появляется еще один герой — отец мальчика, что тут же победил старый пень. Это человек, который стал изменять представления ребенка об окружающем мире. Отец все объясняет Никите и рассказывает о разнице между фантазией и реальностью.

Главная мысль

Если говорить о главной мысли этого рассказа Платонова, то здесь стоит выделить фразу, которую хочет донести до читателей автор. Фраза звучит так: Давайте все трудом работать, и все живые будут. Как мы видим, автор хочет показать, что труд способен преобразить человека. И если мы будем трудиться, вкладывая в труд свою душу, то будем нести добро и в окружающий мир.

Мы изучаем — Образ Никиты в рассказе Платонова Никита. Подсказки школьнику

В своем рассказе «Никита» Платонов пытается показать мир, глазами пятилетнего мальчика. Мир, в котором преобладают страхи и сомнения. Здесь нет надежного и крепкого отцовского плеча.
Мать вынуждена много работать и оставлять сына на хозяйстве, даже не догадываясь о «недоброжелателях» Никиты. Но даже, если бы женщине было известно, насколько далеко могут зайти фантазии сына, она, скорее всего, не придала бы этому большое значение. Все ее мысли заняты работой и тоской о муже, который до сих пор не вернулся с войны.
Образ Никиты является собирательным. С одной стороны мальчик очень добродушный, ласковый и заботливый. Эти черты проявляются в его мыслях и маленьких поступках. В свои пять с лишним лет, он уже вынужден оставаться один дома и следить за хозяйством, наперекор своим страхам. Он с трепетом относится к своей маме и не в силах ослушаться ее наказа.
С другой стороны мальчик обладает большой фантазией, и иногда не в силах с ней совладать. В его голове постоянно идет «сражение» любознательности со страхом. Порой, простые вещи ему кажутся загадочными. Воображение искажает реальность, и обычный пень — становится чьим-то суровым лицом, в заброшенном колодце водятся подводные жители, а солнце ассоциируется у него с недавно умершим дедушкой.
Мальчик вынужден каждый день преодолевать страх. Он одинок и поэтому окружает себя вымышленными персонажами. Однажды его фантазия сыграла с ним злую шутку. Кажется, вот-вот проснется вымышленный житель бочки и конечно же случится беда.

Это был единственный раз, когда Никита показал свою слабость и, оставив двор без присмотра, убежал к матери в поле. Он нуждался в заботе и защите, но даже не надеялся на то, что вскоре в его жизни произойдут кардинальные перемены.
Мальчик никогда не видел своего отца. Он не думал о нем, но на подсознательном уровне всегда осознавал его значимость. Мать постоянно напоминала сыну, что папа на войне, а Никита, тоже, как маленький воин сражался изо дня в день со своими страхами. И если для отца война была работой, то у мальчика была работа в тысячу раз сложнее.
Оказавшись уже под вечер в родном доме, Никита обнаруживает вернувшегося с войны отца. Страхи мальчика на этом закончились. На следующий день, он воочию увидел, как отец быстро расправился с теми, кто так долго стращал его сына.
У мальчика начинается новый этап в жизни. Ему больше не нужно бояться. Его любят, в него верят. Мир с каждым днем раскрывается совершенно с другой стороны, и Никита начинает видеть в нем все больше добра и душевной теплоты. Даже маленький железный гвоздик в фантазии мальчика предстает не озлобленным, как например житель бочки или пень, а очень добрым и симпатичным.
Отец мальчика еще раз убеждается в том, что его сын, когда вырастет, станет не только сильным, смелым и волевым мужчиной, но и очень добрым. Эти качества непременно помогут мальчику в жизни, а судьба в благодарность пошлет ему таких же добрых попутчиков, как и он сам.
По рассказу становится понятным, что автору очень нравится его главный герой, и Платонов ему сопереживает. И именно поэтому, в конце, награждает мальчика за его душевные качества.

Ожившие предметы вокруг дома

Вернемся к сюжету рассказа… Итак, от бочки малыш убежал. Достаточно было вдали раздаться «уханью». К слову, почему-то человечки, которыми фантазия мальчика населяла различные объекты, например колодец, почти всегда вредные. «Колодязные», например, жители, естественно, нафантазированные мальцом, — толстенькие, ростиком с воробья, мокрые и агрессивные, такие вполне могут выпить глаза у спящих ребят. Почему же фантазия ребенка обретает пугающие формы? Причина психологична: только неблагоприятный для комфортной жизни людей климат в стране мог пробудить в сознании детей подобные ассоциации.

Рассказ Платонова «Никита» повествует, что куда бы малыш ни пошел, преследуют его какие-то придуманные им сущности. Возможно, они змееподобные, живущие в норах. Они посреди ночи могут и приползти в их избушку и подло ужалят его или маму во сне. Рассказ Платонова «Никита» дальше выводит паренька в огород, где торчит пень, напоминающий голову, выглядывающую из земли. От этой головы также идет угроза, но другого рода. Пень-голова вполне может съесть всю капусту в огороде, оставив паренька и его маму без щей в холодную и голодную зиму. Заброшенная банька, в которой когда-то «по-черному» парился покойный дедушка, напоминает злую изогнутую старуху.

Мальчик испугался не на шутку. К грани нервного потрясения подводит его Платонов. Рассказ «Никита» далее доводит страхи мальчишки до их апогея. Когда после встречи с пнем-головой он прилег на землю и прижался ухом к ней, то услышал там какие-то голоса. «Да они – вездесущи!» — подумал паренек о людях, обитающих под землей. Теперь даже родная изба показалась ему враждебно ворчащей. Даже она не любила и его и маму за то, что ущерб от них, ведь сколько хлеба пшеничного тратится на них!

Сердце ребенка интуитивно ощущает враждебность окружающего мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: